Главные вкладки
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная биология» 5 класс.
Пояснительная записка
Особенности преподавания предмета в данном классе
Данная рабочая программа разработана для учащихся 5 класса разного уровня подготовки.
На уроках применяются физминутки: динамические и зрительные.
В системе предметов основной общеобразовательной школы курс «Занимательная биология» реализует следующие цели:
- создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности учащихся в биологической деятельности;
-обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического направления направленную на позитивную социализацию и воспитание детей.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с химией, географией, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Биология»:
Образовательные:
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за культурными растениями.
- Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.
Развивающие:
- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.
- Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями и животными.
- Развитие монологической устной речи.
- Развитие коммуникативных умений.
- Развитие нравственных и эстетических чувств.
- Развитие способностей к творческой деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
- Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.
- Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.
Общая характеристика учебного курса
В содержании раскрываются несколько этапов её освоения: освоение теории и практика.
Программа ориентирована на обучающихся 5 классов, особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. | Практич. | ||
1 | Интересный мир биологии | 25 | 13 | 12 |
2 | Занимательные опыты и эксперименты по биологии | 3 | 0 | 3 |
3 | Познаем себя | 7 | 0 | 7 |
Итого: | 35 | 14 | 21 |
Место курса в учебном плане
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год – 35 часов.
Количество тем регионального содержания – 12;
Количество лабораторных работ – 3;
Количество экскурсий -2;
Количество бесед – 35;
Количество тестов – 1.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Прогнозируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
- определение основных экологических понятий;
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- наиболее типичных представителей животного и растительного мира Хакасии;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- какую пользу приносят представители животного мира;
- съедобные и ядовитые растения своей местности;
- лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.
- редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;
Обучающиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- наблюдать предметы и явления природы;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- подготовить доклад, презентацию;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты обучения:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения:
- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание курса
- Интересный мир биологии (25ч)
По страницам Красной книги.
Биологическая викторина.
Легенды о цветах.
Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни».
Виртуальное путешествие «В мире динозавров».
Викторина «Час цветов».
Виртуальная экскурсия в археологический музей.
Экологический турнир «В содружестве с природой».
Викторина о птицах.
Оформление коллажа «Братья наши меньшие».
Самые «печальные» страницы из жизни животных.
Взаимоотношения животных.
Способы защиты животных.
Самые быстрые, ловкие, сильные.
Кое – что о внешнем виде животных.
Великаны и лилипуты животного мира.
Человек и биосфера.
Организм и среда обитания.
Культурные растения.
Комнатные растения.
Лекарственные растения.
Съедобные и ядовитые растения.
Флора и фауна водоёмов.
Флора и фауна леса.
Флора и фауна луга.
- Занимательные отыпы и эксперименты по биологии (3ч)
Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов».
Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».
Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».
- Познаем себя (7 ч)
Определение норм рационального питания.
Определение темперамента.
Оказание первой медицинской помощи.
Приготовление фитонапитков.
Итоговое занятие «Мой биологический интерес».
Круглый стол « Экология моей местности»
Круглый стол «Я и биология».
Материально-техническое обеспечение учебного курса
Печатные пособия
Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения, «Ботаника
2. Строение и систематика цветковых растений», «Зоология».
Наборы картинок в соответствии с тематикой.
Натуральные объекты
Гербарии
Основные группы растений
Коллекции
Голосеменные растения
Семена и плоды
Наборы муляжей
Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы
Приборы
Раздаточные
Микроскоп
Демонстрационные
Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ
Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями
Лупа ручная
Транспаранты
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы».
Технические средства обучения
- Компьютер.
- Проектор.
- Настенная доска.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела (темы) | Коли чество часов | № урока | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
по плану | по факту | ||||||
1 | Интересный мир биологии | 25 | 1 | По страницам Красной книги. | |||
2 | Биологическая викторина. | ||||||
3 | Легенды о цветах. | ||||||
4 | Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за здоровый образ жизни». | ||||||
5 | Виртуальное путешествие «В мире динозавров». | ||||||
6 | Викторина «Час цветов». | ||||||
7 | Виртуальная экскурсия в археологический музей – заповедник «Танаис». | ||||||
8 | Экологический турнир «В содружестве с природой». | ||||||
9 | Викторина о птицах. | ||||||
10 | Оформление коллажа «Братья наши меньшие». | ||||||
11 | Самые «печальные» страницы из жизни животных. | ||||||
12 | Взаимоотношения животных. | ||||||
13 | Способы защиты животных. | ||||||
14 | Самые быстрые, ловкие, сильные. | ||||||
15 | Кое – что о внешнем виде животных. | ||||||
16 | Великаны и лилипуты животного мира. | ||||||
17 | Человек и биосфера. | ||||||
18 | Организм и среда обитания. | ||||||
19 | Культурные растения. | ||||||
20 | Комнатные растения. | ||||||
21 | Лекарственные растения. | ||||||
22 | Съедобные и ядовитые растения. | ||||||
23 | Флора и фауна водоёмов. | ||||||
24 | Флора и фауна леса. | ||||||
25 | Флора и фауна луга. | ||||||
2 | Занимательные опыты и эксперименты по биологии | 3 | 1(26) | Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов». | |||
2(27) | Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике». | ||||||
3(28) | Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов». | ||||||
3 | Познаём себя | 7 | 1(29) | Определение норм рационального питания. | |||
2(30) | Определение темперамента. | ||||||
3(31) | Оказание первой медицинской помощи. | ||||||
4(32) | Приготовление фитонапитков. | ||||||
5(33) | Итоговое занятие «Мой биологический интерес». | ||||||
6 (34) | Круглый стол «Экология моей местности» | ||||||
7(35) | Круглый стол «Я и биология». |
Список книгопечатной продукции
Для обучающихся
- Сонин Н. В. . Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.
- Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель)- М.: Дрофа, 2010.
- Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2010.
- Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2010.
- Клинковская, Н. И., Пасечник, В.В. Комнатные растение в школе: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
Для учителя
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-159с. - (Стандарты второго поколения).
- Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011 – 223с. – (Стандарты второго поколения).
- Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
- Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012. – 80с.
Интернет-ресурсы
- Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/ education
- http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
- http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
- http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
Дополнительная литература:
1. Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2001 г.,
2. Золотницкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях, Дрофа, 2002.
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по биологии.
9 класс
На выполнение заданий отводится 90 минут.
Задание 1. Задание включает 30 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один Ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте знак "+". В случае исправления знак "+" должен быть продублирован.
1. Дрожжи, развиваясь без доступа кислорода на сахаристых средах, вызывают брожение:
а) молочнокислое;
б) маслянокислое;
в) спиртовое;
г) уксуснокислое.
2. Мицелий гриба рода Пеницилл:
а) неклеточного строения;
б) одноклеточный одноядерный;
в) одноклеточный многоядерный;
г) многоклеточный.
3. Спасти человека, отравившегося смертельно ядовитыми грибами, трудно, так как токсины этих грибов:
а) очень ядовиты;
б) разного действия и их очень много;
в) токсины этих грибов быстро всасываются в кровь;
г) вызывают симптомы отравления спустя 12 - 20 часов, когда их действие необратимо.
4. К наземной жизни приспособилась водоросль:
а) хламидомонада;
б) хлорелла;
в) плеврококк;
г) нителла.
5. Растение, изображенное на рисунке, относится к семейству:
а) Розоцветные;
б) Губоцветные;
в) Лилейные;
г) Пасленовые.
6. Формула цветка крестоцветных:
а) Ч4Л4Т6П(2)
б)*Ч4Л4Т4П(2);
в) *Ч2+2Л4Т2+4П(2);
г) *Ч4Л4Т8П(2).
7. Клеточная оболочка отсутствует у:
а) корненожек;
б) жгутиконосцев;
в) инфузорий;
г) всех простейших.
8. Основной хозяин малярийного плазмодия:
а) человек;
б) личинка малярийного комара;
в) малярийный комар;
г) отсутствует, т. к. малярийный плазмодий не является паразитом.
9. Заражение дизентерией происходит:
а) через укус насекомого, переносчика заболевания;
б) при употреблении в пищу плохо прожаренного мяса больного животного;
в) воздушно-капельным путем;
г) при заглатывании цист дизентерийной амебы с пищей или водой.
10. У кишечнополостных медуза и полип являются:
а) различными стадиями бесполого размножения;
б) соответственно личинкой и взрослым животным;
в) проявлением чередования поколений;
г) различными видами кишечнополостных.
11. По образу жизни и характеру питания кишечнополостные являются водными:
а) автотрофами;
б) всеядными животными;
в) фильтраторами;
г) хищниками.
12. Кровеносная система кольчатых червей:
а) незамкнутая;
б) замкнутая, пульсирует спинной сосуд;
в) замкнутая, пульсирует брюшной сосуд;
г) замкнутая, пульсируют кольцевые сосуды в передней части тела.
13. У дождевого червя кровь:
а) не содержит специальных пигментов;
б) содержит свободный гемоглобин;
в) содержит эритроциты с гемоглобином;
г) отсутствует, т.к. дыхание осуществляется всей поверхностью тела.
14. Мантией у моллюсков называется:
а) наружная часть раковины;
б) кожная складка, покрывающая тело;
в) часть системы органов размножения;
г) часть пищеварительной системы.
15. Четырехжаберными головоногими моллюсками являются:
а) каракатицы;
б) осьминоги;
в) кальмары;
г) наутилусы.
16. Из перечисленных членистоногих брюшные конечности развиты у:
а) ракообразных;
б) паукообразных;
в) насекомых;
г) многоножек.
17. Фитофтора - заболевание томатов, картофеля, которое проявляется в потемнении листьев и плодов, вызывает:
а) бактерия
б) вирус
в) гриб
г) лишайник
18. Из перечисленных пауков ядовитым для человека является:
а) паук-крестовик;
б) паук-серебрянка;
в) каракурт;
г) домовой паук.
19. Ядовитые железы паука находятся:
а) у основания хелицер;
б) у основания ног;
в) в передней части брюшка;
г) в задней части брюшка.
20. Из названных насекомых конечности роющего типа имеет:
а) комнатная муха;
б) постельный клоп;
в) медведка;
г) рыжий муравей.
21. Из названных насекомых ротовой аппарат грызущего типа имеет:
а) стрекоза;
б) мясная муха;
в) комар звонец;
г) жук плавунец.
22. Рабочие пчелы являются:
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых на развиты половые железы;
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.
23. Ланцетники живут:
а) только в теплых морях;
б) только в теплых пресных водоемах;
в) в холодных морях высокой солености;
г) в болотах и на отмелях пресных водоемов.
24. В эндосперме Покрытосеменного растения может быть:
а) 14 хромосом;
б) 24 хромосомы;
в) 34 хромосомы;
г) 44 хромосомы.
25. Орган слуха рыб представлен:
а) органом боковой линии;
б) наружным ухом;
в) средним ухом;
г) внутренним ухом.
26. У змей веки:
а) свободные, прозрачные;
б) свободные, непрозрачные, подвижные;
в) сросшиеся, прозрачные;
г) сросшиеся, прозрачно только верхнее веко.
27. От желудочка сердца пресмыкающихся отходит:
а) только одна дуга аорты;
б) только две дуги аорты;
в) одна дуга аорты и легочная артерия;
г) две дуги аорты и легочная артерия
28. В отличие от костных рыб у хрящевых отсутствует:
а) чешуя;
б) печень;
в) кишечник;
г) плавательный пузырь.
29. Температура тела тритона зависит от:
а) характера пищи;
б) содержания жира в тканях тела;
в) содержания воды в тканях тела;
г) температуры окружающей среды.
30. Самым важным фактором регуляции такой сезонной миграции птиц как перелет является:
а) изменение среднесуточной температуры окружающей среды;
б) уменьшение обилия кормовой базы;
в) изменение длины светового дня;
г) образование брачной пары.
Задание 2. Задание включает 10 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Около индексов выбранных ответов поставьте знаки "+". В случае исправлений знак "+" должен быть продублирован.
1. На рисунке изображены варианты положения завязи в цветке. Нижняя завязь представлена под номерами:
а) 1;
6) 2;
в) 3;
г) 4;
д) 5.
2. Элементарное соцветие колосок в метелке:
а) пшеницы;
б) ячменя;
в) риса;
г) овса;
д) камыша.
3. Простейшие (Protozoa) могут передвигаться с помощью:
а) псевдоподий;
б) жгутиков;
в) ресничек;
г) щупалец;
д) параподий.
4. К характерным признакам кишечнополостных можно отнести:
а) радиальную симметрию;
б) трёхслойность;
в) наличие гастральной полости;
г) ганглинозный тип нервной системы;
д) хищнический образ жизни.
5. К двустворчатым моллюскам, обитающим в пресных водоемах, относятся:
а) перловицы;
б) прудовики;
в) шаровки;
г) гребешки;
д) беззубки.
6. Развитие кровеносной системы паукообразных зависит от:
а) величины тела;
б) развития и строения дыхательной системы;
в) величины сердца;
г) формы сердца;
д) объема крови.
7. На лапках у комнатной мухи находятся органы чувств:
а) зрения;
б) обоняния;
в) осязания;
г) вкуса;
д) слуха.
8. Четырехкамерное сердце имеют:
а) ящерицы;
б) черепахи;
в) крокодилы;
г) птицы;
д) млекопитающие.
9. Мозжечок хорошо развит у:
а) рыб и амфибий;
б) рыб и птиц;
в) амфибий и рептилий;
г) рептилий и млекопитающих;
д) птиц и млекопитающих.
10. Всегда отсутствуют клыки в зубной системе у:
а) грызунов;
б) хоботных;
в) парнокопытных;
г) зайцеобразных;
д) непарнокопытных.
Задание 3. Задание на определение правильности суждений. Поставьте знак "+" рядом с номерами правильных суждений. (10 суждений).
1. В основном веществе цитоплазмы растений преобладают полисахариды.
2. Для всех жгутиконосцев характерно наличие зеленого пигмента - хлорофилла.
3. У простейших каждая клетка - самостоятельный организм.
4. Зрение у медоносной пчелы такое же цветное и объемное, как и у млекопитающих.
5. Для всех осетровых рыб характерны нерестовые миграции.
6. Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются лизосомами.
7. Органы боковой линии имеются у всех хордовых животных, постоянно обитающих в воде.
8. У некоторых современных птиц на крыльях есть свободные пальцы с копями для лазания по деревьям.
9. Эпителиальные ткани делят на две группы: покровные и железистые.
10. Человек, получающий часть крови для переливания, другие ткани или орган для пересадки - реципиент.
Задание 4. Подберите соответствующий термин для данного определения.
- Личинка чешуекрылых насекомых - ___________________________.
- Передний конец тела ленточного червя, несущий органы прикрепления к кишечнику хозяина - _____________________________.
3. Передний конец тела ленточного червя, несущий органы прикрепления к кишечнику хозяина -_____________________________.
9 класс [max 54 балла]
Задание 1 [max 30 баллов, по 1 баллу за каждый правильный ответ]:
1-в, 2-г, 3-г, 4-в, 5-а, 6-в, 7-а, 8-в, 9-г, 10-в, 11-г, 12-г, 13-6, 14-6, 15-г, 16-а, 17-в, 18-в; 19-а; 20-в;
21-г; 22-б, 23-а, 24-6, 25-г, 26-в, 27-г, 28-г, 29-г, 30-в.
Задание 2 [mах 10 баллов, каждая ошибка минус 1 балл]:
1 - б, в; 2 - в, г, д; 3 - а, б, в; 4 - а, в, д; 5 - а, в, д; 6 - а, б; 7 -в, г; 8 - в, г, д; 9 - б, д; 10 - а, 6, г.
Задание 3 [max 10 баллов, каждая ошибка минус 2 балла]:
Правильные суждения - 1, 3, 6, 8, 10.
Задание 4 [max 4 балла, по 1 баллу за каждый правильный ответ):
1 - гусеница; 2 - боковая линия; 3 - сколекс; 4 - брызгальца.
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по биологии 7 класс
«Биологический хоккей»
Цель: формирование у учащихся познавательного интереса к биологии.
Задачи:
- Развить познавательную активность учащихся.
- Развить творческое мышление учащихся.
- Формировать бережное отношения к окружающему миру.
- Воспитать командный дух и волевое стремление к победе, повысить самооценку учащихся, сплотить коллектив.
- Закрепить пройденный материал по ботанике, зоологии.
Девиз урока: « то, что мы знаем, - ограничено, то, чего мы не знаем, -бесконечно» (П.-С. Лаплас)
Форма проведения - игра-соревнование (мероприятие сопровождается мультимедией), рассчитано примерно на урок 45-50 мин.
Методический комментарий. Внеклассная работа по предмету определяется как деятельность, которая выполняется во внеурочное время, является необязательной для учащихся и строится на основе их интереса к изучаемому предмету.
При определении содержания внеклассного мероприятия учитель исходит из таких принципов, как связь с жизнью, связь с программным материалом по предмету, соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностям их умственного развития и интересов.
Содержание проводимого данного мероприятия является развитием, углублением материала, который изучается на уроке 6-7 классов (разнообразие цветов, животных и птиц). Кроме этого данное мероприятие способствует отдыху учащихся от напряженной работы в классе. Даст возможность учащимся расширения и закрепления экологических знаний и реализации возможности применения их на практике; формирование у школьников убеждений и навыков, нравственных принципов и активной жизненной позиции в области охраны окружающей среды к разнообразию животного и растительного мира. Одним из главных направлений здоровьесбережения на данном мероприятии является создание здорового психологического климата на мероприятии и повышение интереса к предмету. В связи с этим на уроке происходит чередование нескольких видов деятельности; используются методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. Большое значение на данном мероприятии уделено и эмоциональный климату на уроке: "хороший смех дарит здоровье", мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха.
В игре принимают участие 2 команды
Зал, где проходит игра, украшен биологическими экспонатами, на стенах висят газеты-викторины, газеты-почемучки, подготовленные учащимися заранее
На стене висит плакат:
“Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять Родину”.
М. Пришвин
Ход мероприятия.
Учитель: Добрый день дорогие ребята, все слышали о такой замечательной коллективной и подвижной игре как хоккей (высказывания детей). Сегодня мы с вами попробуем поиграть в эту замечательную игру, только у нас она будет немного с другим уклоном, и назовем ее «биологический хоккей» (слайд 1). Ну и как в настоящей игре у нас будут соревноваться две команды. Команда «Флора» и команда «Фауна». В каждой команде количество «хоккеистов » - по 6 человек : 1 вратарь, 2 защитника, 3 нападающих. Вратарь является капитаном команды.
Заранее дети определяют роли в своей команде. У каждого участника команды на груди висят таблички «вратарь», «защитник» и т.д.
Учитель: Ребята как протекает игра в хоккее (дети высказываются). Наша игра будет проходить в три периода с небольшими перерывами. В роли главного судьи буду выступать я, и мне нужны еще два помощника (выбираются из тех детей, которые не задействованы в командах). Итак, дорогие ребята условия игры будут простые: если команда отвечает на вопросы каждого периода правильно , то ей засчитывается гол. Если игрок, который некорректно ведет себя на поле – спорит с судьей и игроками и т.п. удаляется на время от 2-5 мин. Выиграет та команда , забросившая большее количество шайб за все три периода игры. Ну что ребята готовы!? Тогда поехали!!!
Первый период. Разминка «Удивительные животные» (слайд 2)
Учитель: По очереди каждой команде будет задаваться по пять вопросов, если команда отвечает правильно на вопрос , будет защитан гол, если команда не отвечает, то команде - сопернице можно ответить на вопрос соперника и тем самым заработать дополнительный гол.
- Какая птица носит название танца? (чечетка) (слайд 3)
- Какой кит ныряет глубже всех? (кашалот, ныряет до глубины 2200 м, может оставаться под водой почти 2 часа) (слайд 4)
- Какая рыба носит название человека (карп) (слайд 5)
- Благодаря чему муха ползает по потолку и окну (на лапках имеются присоски)
- Только этот крупный представитель кошачьих в хорошем расположении духа умеет мурлыкать как обыкновенная домашняя киска (гепард) (слайд 6)
- Часто в мороз можно видеть, что птица нахохливается и делается пушистой. Каково значение этого явления (в распушенных перьях сохраняется тепло)
- Какая птица может во время перелета уснуть на несколько минут
( аист) (слайд 7)
- Какая рыба называется так же, как и спортсмен-легкоатлет? (Прыгун - илистый прыгун) (слайд 8)
- Новогвинейские папуасы поклоняются этим животным. Их воспитывают, как членов семьи, обращаются к ним по имени, кладут спать с собой , гладят, ласкают и плачут, когда животное заболело, кормят лучшими блюдами со своего стола. (свиньи) (слайд 9)
- Об этих животных в священной книге персов «Зену –Авеста»записано «В них наша сила, в них наша потребность, в них наша пища, в них наша одежда, в них наша победа» (коровы) (слайд 10)
Учитель подает свисток.
Учитель: Первый период закончился со счетом ……Все большие молодцы. объявляю небольшой перерыв между первым и вторым периодом. Прошу всех встать и вас болельщики тоже. Хоккей это очень динамичная игра, поэтому нам обязательно нужна тренировка.
А у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой).
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Отдохнули!? Тогда объявляю второй период , который называется «Цветик - семицветик». Поговорим об прекрасных цветах.
Учитель:
В мире цветов так тепло и прохладно
Целый букет ароматов и звуков…
Каждый цветок – он по-своему нарядный…
В форме изысканных праздничных кубков.
В мире цветов я желала б остаться
Стать героиней рассказов и сказок,
Чтоб красотой каждый день любоваться,
Слиться с гармонией света и красок.
Перед вами цветок из семи лепестков разных по цвету.(слайд11) На каждый цвет лепестка зашифрован цветок . На слайде для вас будет показаны задания в виде ребуса загадки, картинки про определенный цветок. Кто вперед догадается, о каком цветке идет речь тому и гол (балл).
Слайд | Название | Загадка | Легенда (дополнительно читается если команды не могут отгадать каком цветке идет речь) |
12-13 | Василек | Он растёт на тонкой ножке | Латинское название этого растения связано с кентавром Хироном – древнегреческим мифологическим героем – полулошадью и получеловеком. Он обладал знаниями о целебных свойствах многих растений и с помощью этого цветка смог вылечиться от раны, нанесённой ему отравленной стрелой Геркулеса. |
14-15 | Астра | Красивые цветочки | В начале 17 века одному французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в Парижском ботаническом саду, и растение расцвело красным лучистым цветком с желтой серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французам очень понравился этот цветок, и они назвали его Королевой маргариток. Ботаники и садовники стали выводить всё новые и новые сорта Королевы маргариток всевозможных окрасок. И спустя два года расцвел невиданный махровый цветок. Увидев его, один из ботаников воскликнул: «Астер!», что по-гречески означало «звезда». С тех пор этот цветок и стали называть астрой. |
Слайд | Название | Загадка | Легенда |
16-17
| Ромашка | Желтые глазки в белых ресничках, | Много лет назад в одной небольшой деревушке жила-была милая девушка со светлыми волосами и голубыми глазами. Эта девушка была давно влюблена в парнишку по имени Роман и ее чувства были взаимны. Они каждый день гуляли в лесу, собирали грибы, ягоды, цветы и практически совсем не расставались. Однажды молодому человеку приснился сон, в котором седовласый старец дарит ему неведомый ему цветок, с ярко-желтой серединой, окаймленной множеством длинных тонких лепестков. Пробудившись ото сна, парнишка действительно находит около себя этот диковинный цветок. Он сразу же побежал к своей возлюбленной и подарил ей цветочек. Она была в восторге и сразу дала ему название – Ромашка, от ласкового названия имени Романа. Но девушке стало грустно потому что другие влюбленные были лишены возможности любоваться такими цветами и она попросила Романа отправиться в страну снов и собрать букетик ромашек. Он отправился в путь, но не так просто было найти эту страну. Проведя в странствиях несколько лет, Роман все-таки нашел эту страну. Правитель страны выслушав историю юноши согласился подарить смертным ромашковое поле в обмен на то, что юноша навсегда останется в стране снов. Влюбленный юноша на все был готов ради своей любимой и согласился. Девушка изо дня в день ждала возвращение любимого, и вот однажды она выглянула в окно и увидела под окном целое поле ромашек и поняла что ее любовь теперь с ней. Вот так вот на земле и появилась ромашка-символ любви. |
18-19 | Венерин башмачок | Эту туфельку на ножку не надеть, | Охотилась однажды богиня Венера со своим возлюбленным Адонисом в лесу. Вдруг нагрянула гроза. Влюбленные спрятались в пещере, а промокшие туфельки Венера сбросила у входа. Случайный путник, тоже застигнутый грозой в лесу, тоже хотел найти убежище в пещере, но увидел на земле чудные туфельки. Едва он наклонился, чтобы поднять их, как туфельки превратились в орхидеи. Догадался путник, что в пещере отдыхают боги, и убрался подобру-поздорову, а прекрасная орхидея венерин башмачок с тех пор растет в лесу. |
Слайд | Название | Загадка | Легенда |
20-21 | Хризантема | Цветок-загадка символом осенним, | Однажды царь драконов решил навредить людям, похитив Солнце. Дракон прилетел к нему и хотел схватить, но спалил себе кончики пальцев. Тогда он сильно разозлился и стал рвать Солнце на кусочки. Оторванные кусочки Солнца падали на землю и в этом месте вырастали прекрасные цветы — хризантемы. |
22-24 | Кактус | Что за странный шар растёт | У розы, нежной и беззащитной был однажды день рождения. Все цветы приготовили ей свои подарки - лепестки с капельками росы. И только Кактус не знал, как ему быть. "Роза ведь так прекрасна! - думал он. - А я такой неуклюжий, безобразный со своими колючками... нет, не для меня ее день рождения..."
- Я желаю тебе всего-всего самого хорошего, - сказал он. - Но ты такая беззащитная, тебя так легко обидеть, и поэтому твоя улыбка всегда чуть печальна. Я долго думал, что тебе подарить... Вот, прими это... - и Кактус протянул Розе колючую шубку. |
Слайд | Название | Загадка | Легенда |
25-26 | Ирис | Конфеты есть такие, И есть такой цветок, И нитки, из которых Смотаешь ты клубок. | Когда титан Прометей похитил на Олимпе небесный огонь и подарил его людям, на земле вспыхнула дивным семицветием радуга – так велика была радость всего живого на свете. Уже и закат отгорел, и день угас, и солнце ушло, а радуга – та по-прежнему светилась над миром, даруя людям надежду. Она не гасла до самого рассвета, а когда утром снова вернулось на свое место солнце, там, где горела и переливалась красками волшебная радуга, расцвели ирисы… Древние греки дали цветку название по имени богини радуги Ириды. Рассыпалась радуга на мелкие осколки – вот и зацвели ирисы. |
Звучит свисток.
Учитель: Второй период закончен со счетом ….., объявляю перерыв. Поиграем в назойливую муху.
Посмотрите на свое лицо со стороны,
Теперь на ту часть, на которую села муха, а точнее на подбородок,
Сгоните муху мышцами лица.
Она улетела на другое место – на щеку,
Снова сгоните муху.
Муха перелетела на лоб.
Сгоните муху со лба.
Последний период называется «найди животное »
Учитель: Каждой команде раздаются листочки с заданиями ,в них 5 предложений где спрятаны названия животных
Давайте один пример разберем вмете: (слайд 29)
Среди кустов царит покой, здесь хорошо бродить одной
В этом предложении спрятано название животного, найдите его…
Ответ: Среди кустов царит покой, здесь хорошо бродить одной.
Теперь я раздаю вам листочки с заданиями. Даю вам ровно три минуты, за это время вы подчеркиваете в каждом предложении, найденные вами зашифрованные названия животных.
Листочки с заданиями каждой команде (слайд 30)
- Я захожу во все заливы, ищу какой-нибудь поживы
- Нашел я чей-то шлем. Ура! Мне нестрашна теперь жара!
- Немногие найдут мой след: я здесь, а кажется, что нет
- Дышать легко, закат пылает, прохладный вечер наступает.
- Гром грохотал, весь лес трясло, но я гулял грозе назло.
Ну а пока наши команды трудятся я предлагаю поиграть со зрителями
Викторина для зрителей «такие замечательные птицы..»
- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)
- Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дуплах)
- Куда деваются из скворечников скорлупки разбитых яиц? (Птицы выносят их в клюве)
- Из чего делают гнезда наши ласточки? (Из грязи и слюны)
- Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи)
- Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка)
- Какие птицы ночуют зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки, рябчики)
- Почему нельзя трогать яйца в гнездах? (Птицы бросают гнездо)
- Когда температура тела воробья ниже зимой или летом? (Одинакова)
Ответы команд проверяются на слайде. Подсчитываются голы (баллы за третий период конкурса и за все три вместе). Выявляется победитель. Награждаются команды за участие и как победитель.
Учитель: Ну что ж дорогие ребята, ну вот и завершилась наша игра «биологический хоккей» и в завершении нашего мероприятия, мне бы хотелось узнать с каким настроением вы уйдете. У каждой команды на столах лежат цветы трех разных цветов, предлагаю составить нам всем вместе букет настроения на доске. Каждый из вас выберет цветок своего цвета и поместит на доску
Красный цветок означает – мероприятие мне понравилось, у меня хорошее настроение, я многое интересного для себя усвоил.
Желтый цветок означает – мероприятие мне понравилось, мое настроение не изменилось, я ничего особо нового для себя не узнал
Синий цветок означает – мероприятие мне не понравилось, мне было скучно, ничего нового для себя не узнал
Учитель: И закончить наше мероприятие хотелось бы такими словами:
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатство
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Всем удачи, берегите себя и главное свое здоровье!!!!
Список используемой литературы:
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития,1997
- Плавильщиков Н.И. Жизнь труда.М.: Просвещение, 1997.
- Тереньтьев В.П., Чернов С.А., Краткий определитель пресмыкающихся и земноводных. М.: Просвещение , 1997.
- Энциклопедия для детей: Биология. М.: Аванта +, 1994.
- http://bio.1september.ru
- http://www.bioljgi.da.ru
Предварительный просмотр:
Программа курса
внеурочной деятельности
«Чудеса химии в повседневной жизни человека»
9 класс
срок реализации 1 год
Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения курса
Предметными результатами освоения курса являются:
- в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии; наблюдать демонстрационные и самостоятельно проведенные опыты, химические рекции, протекающие в природе и в быту;
- в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе;
- в трудовой сфере: планировать и проверять химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;
- в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Личностными результатами освоения программы является:
- в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за рассийскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- в познавательной сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами являются:
- владение универсальными естественнонаучными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование;
- умение генерировать идеи определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использовать различные источники для получения химической информации.
Занятия рассчитаны для проведения 1 раза в неделю по 1 часу, всего 35 занятий за учебный год.
Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Сообщения учащихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.
Изучив программу данного кружка, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.
4. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего | В том числе | ||
Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | |||
1 | Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком | 2 | 1 | 1 | |
2 | Вода | 2 | 1 | 1 | |
3 | Смеси в жизни человека | 2 | 1 | 1 | |
4 | Поваренная соль | 2 | 1 | 1 | |
5 | Химия пищи | 6 | 1 | 1 | 4 |
6 | Спички | 1 | 1 | ||
7 | Бумага | 3 | 1 | 1 | 1 |
8 | В мире красок и карандашей | 2 | 1 | 1 | |
9 | Стекло | 2 | 1 | 1 | |
10 | Керамика | 2 | 1 | 1 | |
11 | Химия стирает, чистит и убирает | 4 | 1 | 3 | |
12 | Химия – хозяйка домашней аптечки | 2 | 1 | 1 | |
13 | Химия – помощница садовода | 2 | 1 | 1 | |
14 | Химия и ювелирные украшения | 2 | 1 | 1 | |
15 | Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии | 1 | _ | _ | _ |
16 | Итого | 35 | 14 | 2 | 18 |
Программа
Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (2 ч).
Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.
Тема 2. Вода (2 ч).
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.
Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.
Тема 3. Смеси в жизни человека (2 ч).
Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 3: Самодельные духи.
Тема 4. Поваренная соль (2 ч).
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.
Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.
Тема 5. Химия пищи (6 ч).
Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.
Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.
Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.
Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.
Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.
Тема 6. Спички (1ч).
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.
Тема 7. Бумага (3ч).
От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.
Практическая работа № 9: Изучение свойств различных видов бумаги.
Тема 8. В мире красок и карандашей (2 ч).
Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.
Практическая работа № 10: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.
Тема 9. Стекло (2 ч).
История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.
Практическая работа № 11: Изучение физических свойств различных стекол.
Тема 10. Керамика (2 ч).
Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.
Практическая работа № 12: Исследование физико-химических свойств глины.
Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (4 ч).
Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.
Практическая работа № 13: Определение среды в мылах и шампунях.
Практическая работа № 14: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.
Практическая работа № 15: Выведение пятен с ткани.
Тема 12. Химия – хозяйка домашней аптечки (2 ч).
Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.
Практическая работа № 16: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.
Тема 13. Химия – помощница садовода (2 ч).
Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.
Практическая работа № 17: Изучение состава различных почв.
Тема 14. Химия и ювелирные украшения (2 ч).
Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.
Практическая работа № 18: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.
Тема 15. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (1 ч).
Календарно-тематическое планирование (35 часов)
№ урока | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения занятия | ||
35 | По плану | По факту | |||
Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (2 ч). | |||||
1 | Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека. | 1 | |||
2 | Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса. | 1 | |||
Тема 2. Вода (2 ч). | |||||
3 | Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды. | 1 | |||
4 | Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников. | 1 | |||
Тема 3. Смеси в жизни человека (2 ч). | |||||
5 | Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека. | 1 | |||
6 | Практическая работа № 3: Самодельные духи. | 1 | |||
Тема 4. Поваренная соль (2 ч). | |||||
7 | Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности. | 1 | |||
8 | Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка. | 1 | |||
Тема 5. Химия пищи (6 ч). | |||||
9 | Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства. | 1 | |||
10 | Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы. | 1 | |||
11 | Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле. | 1 | |||
12 | Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах. | 1 | |||
13 | Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков. | 1 | |||
14 | Урок - семинар | 1 | |||
Тема 6. Спички (1ч). | |||||
15 | Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России. | 1 | |||
Тема 7. Бумага (3ч). | |||||
16 | От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование. | 1 | |||
17 | Практическая работа № 9: Изучение свойств различных видов бумаги. | 1 | |||
18 | Урок - семинар | 1 | |||
Тема 8. В мире красок и карандашей (2 ч). | |||||
19 | Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи. | 1 | |||
20 | Практическая работа № 10: Изготовление минеральных пигментов разных цветов. | 1 | |||
Тема 9. Стекло (2 ч). | |||||
21 | История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол. | 1 | |||
22 | Практическая работа № 11: Изучение физических свойств различных стекол. | 1 | |||
Тема 10. Керамика (2 ч). | |||||
23 | Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики. | 1 | |||
24 | Практическая работа № 12: Исследование физико-химических свойств глины. | 1 | |||
Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (4 ч). | |||||
25 | Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен. | 1 | |||
26 | Практическая работа № 13: Определение среды в мылах и шампунях. | 1 | |||
27 | Практическая работа № 14: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды. | 1 | |||
28 | Практическая работа № 15: Выведение пятен с ткани. | 1 | |||
Тема 12. Химия – хозяйка домашней аптечки (2 ч). | |||||
29 | Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства. | 1 | |||
30 | Практическая работа № 16: Определение витаминов в препаратах поливитаминов. | 1 | |||
Тема 13. Химия – помощница садовода (2 ч). | |||||
31 | Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений. | 1 | |||
32 | Практическая работа № 17: Изучение состава различных почв. | 1 | |||
Тема 14. Химия и ювелирные украшения (2 ч). | |||||
33 | Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью. | 1 | |||
34 | Практическая работа № 18: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов. | 1 | |||
Тема 15. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (1 ч). | |||||
35 | Урок обобщение. | 1 |
Требования к усвоению учебного материала
В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны расширить свои знания о:
- составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;
- нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;
- составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;
- составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;
- видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;
- видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;
- видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;
- составе стекла, видах стекол и способах их получения;
- истории возникновения керамики и ее видов;
- составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;
- видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;
- видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.
В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны уметь:
- применять методы качественного и количественного анализа;
- самостоятельно осуществлять химические эксперименты;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;
- составлять отчет о проделанном эксперименте.
Примерные темы проектных работ учащихся
- Имеет ли вода память.
- Влажность воздуха и самочувствие человека.
- Физиологический раствор в медицинской практике.
- БАД. Минералы, необходимые человеку.
- Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.
- Продукты, старящие организм.
- Отравление препаратами бытовой химии.
- “Соляные бунты” в России.
- Синтетическая бумага – альтернатива целлюлозной.
- История бумажных денег.
- История спичек.
- Реставрация знаменитых картин.
- Стеклянные и керамические изделия в вашем доме (слайд-шоу).
- Поиск химических веществ - препаратов против СПИДа.
- Полимеры в медицине. Химические материалы для создания искусственных органов.
- Выращивание растений на питательных растворах.
- Проблемы выращивания экологически чистой сельхоз продукции.
- История ювелирных украшений: от древности до наших дней.
Литература
- Химическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988 г.
- Кукушкин Ю.Н. “Химия вокруг нас”. М.: “Высшая школа”, 1992 г.
- Петрянов И.В. “Самое необыкновенное вещество в мире”. М.: “Педагогика”, 1985 г.
- Скурихин И.М., Нечаев А.П. “Все о пище с точки зрения химика. Справочное издание”. М.: “Высшая школа”, 1991 г.
- Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Домашняя химия, химия в быту и на каждый день”. М.: “РЭТ”, 2001 г.
- Ольгин О.В. “Опыты без взрывов”. М.: “Химия”, 1986 г.
- Быстров Г.П. “Технология спичечного производства”. М.: “Гослесбумиздат”, 1981 г.
- Розен Б.Л. “Чудесный мир бумаги”. М.: “Химия”, 1991 г.
- Титова И.М. “Вещества и материалы в руках художника”. М.: “Мирос”, 1994 г.
- Сопова А.С. “Химия и лекарственные вещества”. М.: “Высшая школа”, 1982 г.
- Дудоров И.Г. “Общая технология силикатов”. М.: “Стройиздат”, 1987 г.
- Владимиров Л.И. “Всеобщая история”. М.: “Книга”, 1988 г.
Предварительный просмотр:
Олимпиадные занятия по химии. 8 класс.
(школьный уровень)
1 уровень
1. Сколько элементов, простые вещества сегодня в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?
А) 118
Б) 22
В) 200
Г) 89
2. Какой элемент назван в честь небесного тела — спутника Земли:
А) Со — кобальт
Б) Те — теллур
В) Sе — селен
Г) U — уран
3. Какой элемент назван в честь мифического героя, укравшего огонь у богов:
А) Та — тантал
Б) Тh — торий
В) Nb — ниобий
Г) Pm — прометий
4. К чистым веществам относится
А) уксус
Б) дистиллированная вода
В) воздух
Г) молоко
5. Является веществом:
А) капля росы
Б) медная монета
В) кусочек мела
Г) ртуть
6. Одинаковую относительную молекулярную массу имеют вещества , формулы которых: А) CuSO4 и CuS
Б) CuS и CuO
Б) CuO и Cu 2S
Г) CuSO4 и Cu 2S
7. Массовая доля серы в серной кислоте H2S04 равна:
А) 2,04%
Б) 65,31%
В) 32,65%
Г) 3,2%
8. Какое из перечисленных веществ самое соленое?
А) N2
Б) NaCl
В) H2O
Г) С2Н5ОН
9.Сложными являются вещества пары:
А) сера и алюминий
Б) вода и метан
В) озон и хлороводород
Г) аммиак и азот
10. К химическим явлениям относится:
А) плавление парафина
Б) растворение спирта в воде
В) выпаривание раствора соли
Г) изменение окраски индикатора
- уровень
Задание 1
Приведите примеры литературных произведений, в названиях которых встречаются названия химических элементов (не менее 5).
Задание 2
Массовая доля углерода будет наибольшей для вещества, формула которого:
1) ССI4
2) CHCI 3
3) CH2CI2
4) CH3CI
Задание 3
Разгадай кроссворд
1. В этой чашке из гладкого твердого материала растирают или измельчают вещества.
2. Она используется для переливания жидкостей и для фильтрования.
3. Эта химическая посуда бывает плоскодонная и круглодонная, применяют для хранения кислот.
4. Это самая незаменимая посуда в лаборатории, изготавливается из стекла, предназначена для проведения самых разных опытов.
5. Он используется для закрепления приборов при проведении эксперимента.
Ключевое слово – стеклянная посуда, которая применяется для приготовления и хранения растворов.
(5 баллов)
3 уровень
Задание 1
Восстанови пропуски в уравнениях реакций
- 4P + … → 2P2O5
- 2H2S + 3… → 2H2O + 2SO2
- C2H2 + 5O2 → 4 …+ 2H2O
- …+3O2 → CO2 + 2SO2
Задание 2
Молодой учитель химии Колбочкин подготовил карточки с символами элементов и подстрочных индексов, чтобы поиграть с ребятами в игру на составление формул
бинарных соединений. Какие соединения учитель Колбочкин зашифровал, если в его чемодане лежали следующие карточки:
Mn K O 2 5 P O N 3 Na 2 2 O 2 7
При этом каждая карточка может быть использована только один раз.
Учтите, что лишних карточек у учителя нет, и ни одна из карточек не потерялась.
Ответы к олимпиаде по химии для учеников 8 класса
(школьный уровень)
1 уровень
- А
- Г
- Г
- Б
- Г
- Г
- В
- Б
- Б
- Г
По 1 баллу за правильный ответ
- уровень
Задание 1
Приведите примеры литературных произведений, в названиях которых встречаются названия химических элементов (не менее 5). (5 баллов)
Г.Х. Андерсен «Золотой мальчик», А.Н. Толстой «Золотой ключик», Братья Гримм «Золотой Гусь», «Златовласка», «Золотой бычок»; А.С. Пушкин «Золотой Петушок»; Киплинг «Золотая Антилопа»; миф «Золотое руно», А. Грин «Золотая цепь»; И. Ильф и Е. Петров «Золотой телёнок»; М. Пришвин «Золотой луг»; П.П. Бажов «Золотой волос»; А.К.Толстой «Князь Серебреный»; П.П. Бажов «Серебреное копытце»; А.И. Куприн «Серебристый волк»; П.П. Бажов «Хозяйка медной горы»; А.С. Пушкин «Медный всадник»; В. Катаев. "Повелитель железа"; Братья Гримм «Королевич Лягушка, или Железный Генрих»; Жан-Кристиан Птифис «Железная маска»; "Огонь, вода и медные трубы".
Задание 2
Массовая доля углерода будет наибольшей для вещества, формула которого:
1) ССI4
2) CHCI 3
3) CH2CI2 (5 баллов)
4) CH3CI
Задание 3
Разгадай кроссворд (5 баллов)
с | т | у | п | к | а | |||
в | о | р | о | н | к | |||
к | о | л | б | а | ||||
п | р | о | б | и | р | к | а | |
ш | т | а | т | и | в |
3 уровень
Задание 1
Восстанови пропуски в уравнениях реакций
- 4P + … → 2P2O5
- 2H2S + 3… → 2H2O + 2SO2
- C2H2 + 5O2 → 4 …+ 2H2O
- …+3O2 → CO2 + 2SO2
- 4P + 5О2 → 2P2O5 1 балл
- 2H2S + 3О2 → 2H2O + 2 SO2 1 балл
- 2C2H2 + 5О2 → 4CO2 + 2 H2O 2 балла
- СS2 + 3O2 → CO2 + 2SO2 2 балла
Задание 2
Молодой учитель химии Колбочкин подготовил карточки с символами элементов и подстрочных индексов, чтобы поиграть с ребятами в игру на составление формул
бинарных соединений. Какие соединения учитель Колбочкин зашифровал, если в его чемодане лежали следующие карточки:
Mn K O 2 5 P O N 3 Na 2 2 O 2 7
При этом каждая карточка может быть использована только один раз.
Учтите, что лишних карточек у учителя нет, и ни одна из карточек не потерялась.
Решение:
За нахождение формулы каждого вещества по 5 баллов
Вещества:
Mn2O7,
K3N,
P2O5,
Na2O2