Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Творческие домашние задания
1. РАССКАЗАТЬ О ВЫБРАННОМ ИЛИ ЗАДАННОМ ВИДЕ СПОРТА
Задается определенный вид спорта, по которому и нужно подготовить рассказ. Какого типа он будет, зависит от класса и подготовки учеников. В начальной школе это могут быть общие слова. Например, «в футбол играют мячом», «задача — забить его в ворота», и так далее. В средней и старшей школе это уже могут быть более серьезные и развернутые сообщения — история появления, нюансы игры и т. п.
Если мы проходим в это время определенный вид спорта, то лучше про него и поговорить. Если хочется поднять общие темы — дайте самим ребятам выбрать, о каком виде спорта написать. Скажем, если скоро будут Олимпийские игры, то можно поговорить о летних или зимних видах спорта. Проходит чемпионат мира по хоккею — пусть расскажут о данном виде спорта и т. п.
2. РАССКАЗАТЬ О ВЫБРАННОМ СПОРТСМЕНЕ
Подготовить рассказ о выбранном спортсмене. Желательно, чтобы ребята рассказывали не просто о спортсмене, но еще и почему они выбрали именно его/ее, чем их привлек именно этот человек. Рассказ должен быть кратким, но информативным, чтобы каждый получил полное представление о том, о ком идет речь.
3. РАССКАЖИТЕ ДОМА ПРАВИЛА ИГРЫ
На уроках мы разучиваем правила разных подвижных и спортивных игр. Когда проходим новую игру, можно дать задание ученикам рассказать дома правила игры, и пусть домашние оценят, насколько они поняли эти правила, насколько разобрались. Только не пугайте ни родителей, ни детей оценкой, пусть это будет на интерес. Родители ставят оценку от 1 до 5. А затем интересно и весело будет сравнить, кто и что получил. Соответственно — кто и как справился с заданием. Желательно только родителей предупредить, чтобы они честно судили и не боялись за своих детей. Поэтому сразу поясняем, что ни плохая, ни хорошая оценка в журнал не пойдет (разве только если задание совсем не будет выполнено). Это задание дается для того, чтобы проверить, как ребенок понял правила и как может их объяснить, а не для того, чтобы поставить плохую оценку.
4. ПОДГОТОВИТЬ ПЛАН НА ПОДВИЖНУЮ ИЛИ СПОРТИВНУЮ ИГРУ
Когда новая игра освоена, можно дать задание команде или отдельным ученикам подготовить определенный план на игру. Например, разучили игру «Хвостики» — вариант командной игры. Пусть ребята в команде продумают и опишут план на следующую игру. Что можно придумать для того, чтобы победить, как распределить обязанности, кому и как действовать и т. п. То есть нужно досконально проработать правила игры, сделать выводы и использовать все сильные стороны своих игроков. На следующем занятии эти планы можно проверить на практике. В конце урока совместным решением команды можно решить, какую оценку поставить ученику, планировавшему действия. Если план готовился всей командой, то оценку всей команде ставят соперники. Получается, что соперники будут оценивать друг друга. Или же решение выносит учитель как главный судья.
5. ПРИДУМАТЬ НОВЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ИЗВЕСТНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР
На уроках физкультуры часто применяются подвижные игры. Обычно ребята любят играть и легко запоминают правила. Так пусть они теперь попробуют сами придумать, как можно привычные правила видоизменить или переделать, чтобы разнообразить игры. Вариантов может быть множество. На следующем уроке варианты новых правил можно будет опробовать и выбрать тот, который понравится всем больше остальных. Или же посмотреть, кто сумеет придумать наибольшее количество разных вариантов.
Игр на уроках в школе используется большое количество, так что выбор будет большой. Кроме того, можно дать ребятам подумать и над спортивными играми: что можно было бы придумать, чтобы сделать определенный вид спорта более привлекательным и зрелищным.
6. ПРИДУМАТЬ ОБМАННЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Такое задание лучше давать ребятам, когда на уроке проходили пасы или упражнения с мячом. В данном случае нужно придумать индивидуальные действия по обману противника. То есть задача сделать какое-то хитрое движение или ряд движений, чтобы запутать противника и не дать ему мяч или проскочить мимо него и т. п. Каждое придуманное обманное действие нужно записать и быть готовым показать на практике. Чем больше таких движений будет придумано, тем лучше. Но в то же время лучше качественно проработать одно-два, чем поверхностно десяток.
7. ПРИДУМАТЬ КОМБИНАЦИЮ ДЛЯ ИГРЫ ИЛИ УПРАЖНЕНИЯ
Такое задание дается на двойку-тройку-четверку игроков. Задача ребят — продумать какую-нибудь комбинацию, чтобы обыграть одного-двух соперников. Интересно попросить ребят, чтобы они расчертили действия игроков, и затем учитель смог бы по этим планам посмотреть, что было запланировано и как было реализовано. Можно продумать несколько комбинаций, а не одну.
Если говорить об упражнениях, то здесь уже задача несколько иная: нужно продумать, какие упражнения можно провести в двойках-тройках-четверках с мячом. Такое задание проверить легче. Ребята по очереди будут показывать, что у них получилось придумать. Затем обсуждаем, какие упражнения можно считать самыми полезными и интересными, если исходить из того, какая тема проходится в данный момент. В дальнейшем самые оптимальные упражнения можно продолжать проводить на последующих уроках.
8. НАРИСУЕМ ФИЗКУЛЬТУРУ
Здесь может быть несколько вариантов. Например, даем задание: «Нарисуйте физкультуру». Пусть ребята сами решат, что нарисовать. По рисунку потом можно будет судить, что ребятам лучше запомнилось, с чем они ассоциируют физкультуру, и т. п. Другой вариант, когда дается конкретное задание, что нужно нарисовать: конкретный вид спорта, движение, упражнение, инвентарь и т. п. Сложность того, что нужно нарисовать, зависит от того, с каким классом проводится занятие. В начальной школе можно нарисовать что-то попроще, в средней и старшей посложнее. Если же занятие проводится в художественной школе, то ребятам можно и посложнее задачу дать — нарисовать всё более детально, да еще и со спортсменами или учениками.
9. ПРОСМОТР СОРЕВНОВАНИЙ
Такое задание лучше всего давать тогда, когда проходят какие-то важные матчи, большие соревнования — Олимпиада, Чемпионат мира и т. п. Задача ребят — посмотреть как можно больше репортажей, а затем составить отчет о просмотренном событии. Сложность отчета будет зависеть от класса. Ребята в начальной школе просто могут сказать, что смотрели: какие виды спорта, кто участвовал, кто победил и т. п. А вот старшие ребята вполне могут сделать отчет поподробнее: кто играл, какая тактика была использована, кто судил, насколько удачным было судейство, сколько было зрителей… В общем, чем больше получится отметить деталей, тем лучше. Можно даже провести своеобразное дополнительное соревнование — кто из ребят сумеет больше всех отметить различных деталей.
10. ЗАПОМНИ И НАРИСУЙ ФЛАГ
На этот раз задача — посмотреть соревнования и запомнить флаг какой-нибудь страны (лучше два-три). Также можно эти флаги зарисовать. Таким образом ребята познакомятся с флагами других стран, проявят свою наблюдательность. А если они еще и выбирать будут подольше, то много разных флагов посмотрят и какие-нибудь наверняка запомнят. Затем на уроке можно будет показать ученикам картинки с разными флагами и попросить узнать, какой флаг какой стране принадлежит.
11. ЗАПОМНИТЬ ГИМН
Тот же вариант, что и с флагом, но теперь задача ребят — запомнить гимн какой-либо страны. Конечно, тут выбор будет уже не так богат. Гимны чаще всего играют на международных матчах или же когда поднимают флаги победителей. Впрочем, можно дать ребятам задание самим найти гимн понравившейся страны. Понятно, что напеть гимн не каждый сможет (если, конечно, у нас не музыкальная школа), но попробовать отстучать нужный ритм — вполне. Кроме того, можно узнать название гимна и общие слова (не обязательно учить гимн полностью, надо просто понять основное содержание).
12. ПОДОБРАТЬ ВИДЫ СПОРТА ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПРИЗНАКУ
Задача — подобрать как можно больше видов спорта с мячом, сеткой, клюшкой, лыжами, без всяких предметов, с использованием специальной техники для передвижения, связанных с водой, с участием животных и т. п. Подобрать командные или индивидуальные виды спорта, и так далее. То есть задаем признак, а ребята пускай ищут/вспоминают и записывают. Чем длиннее получится список, тем лучше.
13. ПОДГОТОВИТЬ ИНВЕНТАРЬ ДЛЯ ИГР
Когда на занятии разучиваются правила подвижной игры, в которой присутствует определенный инвентарь, можно дать ребятам задание дома самим подготовить этот инвентарь к данной игре. Например, мешочки или мягкие мячики для метания, головные повязки или головные уборы в виде кошки, собаки, гусей и т. п., в зависимости от игры, красные и синие носы (для игры «Два мороза»). Собрать шишки, желуди, орехи для одноименной игры. Сделать хвостик, который можно прятать за резинку штанов. Вариантов может быть большое количество, но в основном, конечно же, это будет задание для начальной школы.
14. ПОДГОТОВИТЬ ГИМНАСТИЧЕСКУЮ КОМБИНАЦИЮ
На уроке изучаются разные элементы из акробатики и спортивной гимнастики. Чтобы в конечном итоге проверить, как ребята с ними справляются, лучше всего подходят гимнастические комбинации (или композиции, как иногда их еще называют). Задача будет состоять в том, чтобы не просто собрать элементы в одну кучу, а сделать так, чтобы элементы шли логично, друг за другом, с красивыми переходами. В конечном итоге можно оценить выполнение элементов отдельно, а логичность построения комбинации отдельно.
Перед тем, как давать такое задание, ребята нужно ознакомить в общих чертах с тем, как вообще должны составляться комбинации — как логично перейти от кувырка вперед к мостику и т. п.
Комбинации могут оцениваться самим учителем или же всем классом. То есть класс смотрит и ставит оценку за саму комбинацию, а учитель оценивает правильность выполнения элементов.
Комбинации можно составлять для вольных упражнений (на гимнастических матах), упражнений на перекладине, кольцах, гимнастическом бревне, брусьях и т. п.
15. СДЕЛАТЬ ФОТОГРАФИИ
Такое домашнее задание лучше всего задавать на каникулы. Пусть ребята постараются сделать разные фотографии, посвященные своему активному отдыху. Что может быть на фото: катание на велосипеде, водных лыжах, игра в футбол, волейбол, просто прогулки по лесу, игры на улице и т. п. После каникул можно собраться и сделать фотовыставку, чтобы все посмотрели, чем можно заниматься на каникулах и как нужно отдыхать.
16. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ ПИТОМЦЕВ
Придумать, какие упражнения можно дать своим домашним питомцам. Конечно, это будут теоретические упражнения — не стоит мучить дома животных, экспериментируя над ними. Разве что в дальнейшем, после разбора придуманных упражнений, можно решить, стоит ли давать такие упражнения или нет. То есть задача ребят — логически продумать, какие упражнения можно провести с питомцем и как всё это можно было бы организовать. Если у ученика нет домашнего питомца, пусть он сам выберет любого и придумает, чем с ним можно позаниматься.
17. УЧИМСЯ ЗАДЕРЖИВАТЬ ДЫХАНИЕ
Для плавания и просто для себя тренируемся задерживать дыхание на максимально возможное время. Сначала пусть ученики попробуют определить свой максимум, а затем им дается неделя-месяц на подготовку. По окончании времени тренировок пускай ребята снова попробуют проверить, что у них получится. Сумеют они превзойти свой первоначальный результат или нет? Выполнение этого задания удобно проверять только в том случае, если занятия у нас проходят в бассейне, когда ребята могут нырнуть и держаться под водой. Без воды довольно трудно отследить, кто еще держится, задержав дыхание, а кто уже начинает слегка вдыхать.
18. ЗАПОМНИТЬ ВРЕМЕННОЙ ПРОМЕЖУТОК (ВРЕМЕННЫЕ ОТРЕЗКИ)
Есть такое упражнение — запоминание временных отрезков. Учитель дает команду: «Внимание! Марш!» и отсчитывает 15–20 секунд. Ребята стараются этот промежуток запомнить. Только не отсчитывают вслух, а каждый сам решает, как это сделать: может мысленно считая или каким-то другим способом. Затем, когда один раз попробовали запомнить, снова дается команда: «Внимание! Марш!», но теперь ребята сами стараются отсчитать нужный отрезок времени. Когда кто-то из учеников считает, что время истекло, он поднимает руку или делает шаг вперед. Учитель смотрит, кто отсчитает точнее остальных.
Это упражнение лучше проводить с закрытыми глазами, чтобы ребята не ориентировались друг на друга. В дальнейшем можно проводить упражнение в ходьбе или даже выполняя какое-нибудь простое дополнительное задание — поднимая руки вверх, делая ими круговые движения и т. п.
Когда упражнение разучено, ребятам дается задание на дом потренироваться запомнить определенный промежуток времени — 15, 20, 25 секунд. Затем на следующем уроке можно будет проверить, кто точнее сумеет продемонстрировать то, чему научился дома. Теперь уже упражнение проводится без повторения. Сразу дается команда, и дети сами отсчитывают нужное время.
Со старшими ребятами можно пробовать запоминать большие промежутки, даже 20–30 минут. Например, занятие начинается, а когда пройдет 20 минут, ребята должны об этом сказать. Каждый говорит, когда считает нужным, учитель записывает или запоминает, а когда все выскажут свое мнение, тогда уже и подводит итог, кто оказался точнее.
В начале лучше запоминать ровные промежутки шагом в пять секунд, в дальнейшем лучше давать неровные числа — 17, 19, 23 секунды и т. п.
19. ПОДГОТОВИТЬ ВИКТОРИНУ
Это задание можно дать не одному ребенку, а группе детей. Ребята готовят интересные вопросы, связанные с определенным видом спорта, с физкультурой, с Олимпийским движением, может быть, даже с прошедшими уроками физкультуры — темы могут быть любые. Викторина проводится в течение всего урока. То есть дается небольшая пауза после очередного задания, один из готовившихся выходит и задает один-три вопроса. Ребята поднимают руки и отвечают (вызывают отвечать тех, кто поднял руку быстрее, или же тех, кого еще не спрашивали). Тот, кто правильно ответил, получает одно очко или дополнительный балл, который затем приплюсуется к финальной оценке.
И так каждую паузу. Сколько всего подготовить вопросов, нужно решить самому учителю. Важно, чтобы их было достаточно и в то же время чтобы на них не ушло слишком много времени урока. Лучше, если вопросов будет больше, тогда их можно будет оставить на следующий урок.
20. ПОДГОТОВИТЬ ЛОТО
Немного другой вариант — это подготовить лото. Также группа ребят готовит лото, в которое затем можно будет поиграть на уроке.
Давайте разберемся, что для такого лото нужно.
Первое — надо подготовить карточки, разбитые на 6—8 квадратиков. На каждой карточке 3—4 квадратика заполнены — можно поставить номера или написать названия видов спорта.
Второе — подготовить бумажки с номерами и названиями видов спорта (можно использовать и рисунки, их изображающие).
Третье — монетки или кругляшки, чтобы закрывать цифры в карточках.
Ребята получают одну-две карточки. Проводящий (оптимально — двое) начинает по очереди доставать бумажки с номерами и названиями видов спорта и громко называть их. Действуют по очереди, чтобы всё происходило как можно быстрее. Кто закроет свою карточку, поднимает руку вверх и сообщает об этом словом «закончил». Первый закончивший получает один балл.
За урок можно провести игру два-три раза. Причем тот, кто уже выиграл один раз, далее не участвует, давая возможность победить остальным.
21. ПОДГОТОВИТЬ ВИДЕОЗАГАДКУ
Чтобы представить, что нужно сделать, можно вспомнить передачу «Что? Где? Когда?», в которой кто-то из зрителей задает видеовопрос. В нашем случае задача ребенка — придумать и подготовить вопрос, связанный с физической культурой или спортом, записать его на видео или же продемонстрировать (как для записи) вживую. Весь класс (как знатоки из телеигры) совещается и дает ответ. Если разбить ребят на группы-команды, то лучше, чтобы каждая группа дала свой ответ. Если класс отгадывает загадку, то все получают одну четвертую балла (всего за урок можно дать четыре вопроса, тогда если отгадать все, можно будет получить дополнительный балл, если не все, то плюсик к полученной оценке). Если же класс не отгадывает, задающий получает плюс один балл (при условии, что судья-учитель сочтет, что вопрос хороший и действительно был связан с физической культурой и спортом или заданной темой).
Чтобы каждый попробовал себя в роли задающего вопрос, задание лучше давать несколько уроков подряд, но каждый раз для разных ребят.
22. ПОДГОТОВИТЬ МУЛЬТИК
Речь идет о том, чтобы ребята с помощью компьютерных программ либо даже с помощью обычных рисунков сделали мультфильм, посвященный физической культуре и спорту. Тему выбирает сам учитель, или это право дается ученику. Такой мультфильм можно сделать даже с помощью телефонов, на которых стоят хорошие камеры. Достаточно будет делать рисунки и снимать их, собирая в мультфильм.
Длину мультфильма оговаривают заранее, но это не обязательно. Пусть каждый ребенок сам выберет, что и как сделать. Мультик может быть любой — просто правильный разбег (показ техники выполнения), прыжок, эпизод игры, удар по воротам или даже более длинная сценка. Полная свобода творчества на заданную тему.
23. СПРОСИТЬ У РОДИТЕЛЕЙ, ЧТО ОНИ ИЗУЧАЛИ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Поспрашивать родителей и узнать у них, что они в свое время проходили на уроках физкультуры в школе: какие упражнения делали, какая форма преподавания была, какие умения и навыки изучали, в какие игры играли, сколько было учеников в классах, разделяли ли мальчиков и девочек, в чем занимались и т. п. Пусть ребята попробуют узнать как можно больше. Это будет поучительно и интересно.
24. ПОДГОТОВИТЬ ЗАРЯДКУ/РАЗМИНКУ
Задача — подготовить полную разминку или зарядку к следующему занятию. Ученик, который получает такое задание, должен знать, к какому уроку готовится, то есть он будет подбирать разминочные упражнения, подходящие под содержание этого урока. Ему нужно записать — или даже зарисовать — упражнения, которые он подберет. Каждый получает такое задание на свой урок. На каждый урок один ученик назначается основным проводящим, двое запасными. То есть если основной заболеет или не придет по другой причине (или не будет готов), его должен заменить один из запасных. Ученик, который не сумел вовремя провести свою зарядку/разминку (из-за неподготовленности, а не по другой причине), в следующий раз, когда все же подготовится, получает оценку на один балл ниже.
Учитель оценивает конспект (в младших классах не стоит строго судить форму записи или рисунки), уверенность и четкость проведения, подбор упражнений. В начальной школе можно дать провести всего несколько упражнений (3–5), а в средней или старшей ребята уже должны уметь проводить полноценную разминку.
25. ПОДГОТОВИТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИЛИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
В средней и старшей школе ребятам можно дать задание придумать специальные подготовительные упражнения для разучивания каких-либо новых упражнений или элементов. То есть, например, на следующем занятии будет разучиваться подъем разгибом на перекладине. Пусть ребята подумают и найдут те упражнения, которые помогут ученикам подготовиться. Чем больше они сумеют придумать или подобрать, тем лучше. Это задание могут выполнять сразу несколько учеников или даже весь класс. На уроке всем вместе можно будет обсудить подобранные упражнения и выбрать те, которые покажутся наиболее подходящими.
Такое задание поможет ребятам научиться продумывать и представлять новые варианты упражнений и элементов, а также предполагать, как можно к ним подготовиться.
26. ПОДГОТОВИТЬ УРОК
Это задание уже для старших классов. Теперь ученик получает план на урок и должен по нему подготовиться целиком и полностью — это и разминка, и основная часть, и заключительная. То есть всё в полной мере без всяких скидок. Всё должно быть рассчитано по времени и по количеству упражнений. Учитель, конечно же, в случае необходимости помогает и поддерживает ученика, но в целом тот все же сам должен провести целый урок. Если у нас разделяются юноши и девушки, то кто-то из девушек готовит свое занятие, а кто-то из юношей — свое.
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «А НУ-КА, МАЛЬЧИКИ!»
Внеклассная работа является продолжением учебной работы. На внеурочных занятиях учащимся предоставляется возможность совершенствования, как в избранном виде спорта, так и существенное повышение уровня двигательной активности. Ежегодно в канун Дня Защитника Отечества в школе проводится тематический конкурс «А ну-ка, мальчики», который несет соревновательный тип. Соревнуются ребята одного возраста из параллельных классов. В команду входят по усмотрению руководителя 9-10 человек. Место проведения состязаний — спортивный зал.
В рамках проведения соревнований решаются цели:
- формировать у учащихся понимания и осознания прошлого и будущего; формировать гражданские и патриотические чувства; воспитывать чувство гордости за Россию.
- привлечение школьников к здоровому образу жизни, занятиям военно-прикладными видами спорта. Подготовка школьников к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- развитие физических качеств;
- обучение навыкам и умениям, самостоятельности;
- укрепление воли, развитие смелости, взаимопомощи, товарищества;
Задачи:
- развитие массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе;
- пропаганда здорового образа жизни и военно-патриотического воспитания среди школьников;
- воспитание у школьников потребностей к регулярным занятиям физическими упражнениями;
- воспитание у юношей готовности к защите Отечества, закрепление знаний и навыков по основам военной подготовки.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Формирование потребности в практическом использовании знаний.
- Уважение к истории, культуре, национальным традициям.
- Формирование толерантности.
- Самооценка событий и явлений.
Метапредметные:
- Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности.
- Умение организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, выбирать средства реализации.
- Умение выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме
- Умение оценивать собственные достижения и достижения других.
- Умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию.
Предметные:
- Понимание роли истории и каждого отдельно взятого человека в государстве.
- Повторение пройденного материала.
Метод проведения: групповой, индивидуальный, поточный, соревновательный
Инвентарь: муляж автомата Калашникова, противогазы, гимнастические маты, канаты, стойки, секундомер, воздушные шарики, мячи.
Время проведения: 60 минут.
Межпредметная связь: физическая культура и ОБЖ.
Структура данного мероприятия требует чередования видов деятельности: более интенсивные упражнения и игры чередуются с менее интенсивными конкурсами, что позволяет поддерживать высокую работоспособность детей на протяжении всего соревнования.
В преддверии мероприятия с участниками проводятся репетиционные занятия, на которых отрабатываются все элементы военно-строевой подготовки. Это позволяет провести конкурсы мобильно, без долгих объяснений, на высоком организационном уровне. Для зрителей и участников соревнования проходят зрелищно, весело на высоком эмоциональном подъеме.
Соревнования начинаются с построение команд. У каждой команды единая форма, что придает большую праздничность и торжественность мероприятию. Участники готовят девиз и приветствие для команды соперников. Состязания обслуживает судейская коллегия в составе учителей и учеников школы. Желательно подготовить музыкальное сопровождение.
Программа состязаний.
В программу входят следующие виды и конкурсы:
- Построение и приветствие участников соревнований. Представление жюри.
- Конкурс «Смотр строя и песни».
- Конкурс «Самый умный».
- Конкурс «Аты-баты».
- Конкурс «Кто сильнее?».
- Конкурс капитанов «Связисты».
- Конкурс «Команда - газы!».
- Полоса препятствий.
- Конкурс «Раненный боец».
- Викторина со зрителями.
- Конкурс. "Не промахнись".
Ход мероприятия:
Участники конкурса входят в спортивный зал школы под музыку военного марша. Построение команд по центру спортзала перед администрацией школы, судейской бригадой. Поздравительные слова представителя администрации школы, приглашенных на конкурс.
Учитель: 23 февраля – День Защитника Отечества! Этому знаменательному дню посвящается наш конкурс. Сегодня, как в и былые времена, наша Российская Армия славится своими воинами. У нее славное прошлое и, надеемся достойное будущее. А будущее нашей Российской Армии – это вы, сегодняшние мальчишки и девчонки. И от того, какими вы вырастите, и зависит мощь нашей Армии. Поздравляем вас и всех присутствующих в этом зале с наступающим Днем Защитника Отечества! Военно-спортивный конкурс “А ну-ка, мальчики!” считать открытым. (Звучит гимн Российской Федерации, капитаны команд поднимают флаг Российской Федерации)
1 конкурс «Смотр строя и песни».
Участники команд под руководством капитанов выполняют строевые команды:
Выполнение команд на месте
Выполнение команд в движении
Движение строевым шагом
Движение походным шагом со строевой песней.
Завершает выполнение программы смотра – ставит класс на исходное место построение.
Жюри оценивает каждый класс по пятибалльной системе. В оценочных листах, которые предварительно розданы каждому.
2 конкурс «Самый умный».
Каждый участник команды отвечает на вопрос. Если отвечает правильно, дается один жетон или звездочка. Если нет ответа, любой другой участник может ответить на вопрос, и уже ему дается жетон. В этом конкурсе побеждает та команда, которая набирает большее количество жетонов.
Вопросы для команд:
- Какая птица с незапамятных времен стала символом отваги и удали? (Сокол).
- В каком году произошло крещение Руси и при каком князе? (Около 988г., князь Владимир).
- Место, где происходило “Ледовое побоище”? (Чудское озеро).
- Какое главное сражение решило исход Северной войны на суше? (1709г. Полтавская битва).
- Столица древнерусского государства, “матерь русских городов”. (Киев).
- Предводитель русских воинов в битве на Куликовом поле. (Дмитрий Донской).
- Первый российский император. (Петр I).
- Какого цвета был первый военно-морской флаг в России? (Красный – белый – синий).
- Царь, проводивший политику опричнины. (Иван Грозный).
- Имя князя, прозванного Мудрым. (Ярослав).
- Кто является первым русским царем? (Иван IV).
- Сколько лет длилась Северная война? (21 год).
- В каком году Украина воссоединилась с Россией? (1654г.).
- За какую победу и в каком году князь Александр Ярославович прозван Невским? (За победу над шведами в 1240 году на реке Неве).
- Какая птица может работать почтальоном? (Голубь).
- В каком году началось строительство Петербурга и с какой крепости? (1703 году, 16 мая, с построения Петропавловской крепости).
- Что такое ярлык? (Ярлык – право на княжение, которое получали русские князья в ставке хана).
- При каком царе начался созыв Земских соборов, составлен Судебник? (1594 год, Иван IV).
- В каком году состоялась Куликовская битва? (1380 году).
- Как звали первого царя династии Романовых? (Михаил Романов).
3 конкурс «Аты-баты».
Участники соревнований наглядно знакомятся с автоматом Калашникова, наблюдают за сборкой и разборкой автомата, выполняют несложные задания.
4 конкурс «Кто сильнее?».
Участники перетягивают канат по команде учителя, стараясь, перетянуть ленту контроля за свою линию. По круговой системе.
- 5а – 5б;
- 5а - 5в;
- 5б – 5в; результаты заносятся в таблицу.
5 конкурс капитанов «Связисты».
Капитанам команд предлагается выступить в роли связистов. С помощью ключа они должны расшифровать шифрограммы, содержащие донесения разведчиков. Время 1 минута.
25 19 1 2 3 12 6 18 20, 18 12 6 3 1 15 19 4 15 17. 15 22 17 1 14 31 30 19 5 3 6 16 20 25 11 9 , 15 5 9 14 19 1 14 11.
(штаб в лесу, слева от гор. Охраняют две пушки, один танк )
15 22 17 1 14 1 13 15 18 19 1 – 5 3 1 19 1 14 11 1 8 1 17 6 11 15 10 18 12 6 3 1.
3 15 3 17 1 4 6 15 5 9 14 19 1 14 11.
(охрана моста – два танка за рекой слева. В овраге один танк.)
ключ:
а б в г д е ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ь э ю я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
6 конкурс «Команда - газы!».
Команда строится в колонну. Перед каждой командой лежит противогаз. По команде «Газы!», первый участник одевает противогаз, затем снимает и передаёт второму участнику команды и так вся команда. Побеждает команда, которая быстрее всех одевала противогаз. (Напротив каждой команды стоит член жури который фиксирует чтобы противогаз был одет правильно.)
7 конкурс «Полоса препятствий»
Бег до мяча, 5отжиманий в упоре лёжа на полу, ведение баскетбольного мяча до касания стены, ведение мяча до кольца – положить мяч и передать эстафету следующему участнику. За каждую ошибку – штрафное время 1 сек. Побеждает команда, показавшая наименьшее время.
8 конкурс «Раненный боец».
Двое участников одной команды берутся за руки определённым образом, т.е. левой рукой за запястье своей правой руки, правой рукой за запястье левой руки другого участника. То же самое проделывает второй участник. По команде двое участников скрещивают руки, усаживают “пострадавшего” и переносят его определённую дистанцию. Каждый штраф - +5 секунд к общему времени.
Викторина со зрителями
1 .Как назывались первые русские воины?
(Дружинники).
2. Назовите имена русских полководцев и военачальников, с которыми связаны победы русского оружия (до 1917 года).
(Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов, Фёдор Ушаков и др.).
3. Какому русскому полководцу принадлежат известные высказывания: «Пуля – дура, штык – молодец», «Сам погибай, а товарища выручай», «Воюют не числом, а уме4. Какие воинские звания существуют в современной Армии?
(Рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, прапорщик, старший прапорщик, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии, маршал, генералиссимус).
5. О ком в Армии говорят, что они ошибаются один раз в жизни?
(О сапёрах, ошибка которых в работе может стоить им жизни).
6. Как называется часть войск, идущая впереди главных сил?
(Авангард).
7. Как называется повозка для пулемёта, прославленная в известной песне о гражданской войне?
(Тачанка).
8. Как прозвали в народе гвардейский миномёт «БМ-13» в годы Великой Отечественной войны?
(«Катюша»).
9. Какой подвиг совершил в годы Великой Отечественной войны лётчик Николай Гастелло?
(Он направил свой горящий самолёт на колонну вражеских танков и автомашин).
10. Назовите имена лётчиков – трижды Героев Советского Союза, получивших эти звания за подвиги в годы Великой Отечественной войны.
(Александр Иванович Покрышкин, Иван Никитович Кожедуб).
11. Как называется здание, в котором живут солдаты?
(Казарма).
12. Чем прославились Николай Фёдорович Макаров, Михаил Тимофеевич Калашников, Василий Алексеевич Дегтярёв?
( Макаров – изобрёл пистолет, Калашников – автомат, Дегтярёв - пулемёт).
13. Как называют бойца, владеющего искусством меткой стрельбы?
(Снайпер).
14. Что такое камуфляж?
(Маскировка предметов путём окраски полосами, пятнами, искажающими их очертания).
15. Какие головные уборы носят солдаты?
(Фуражка, пилотка, каска).
16. Что такое наряд вне очереди?
(Армейское взыскание – требование выполнить определённую работу).
9 Конкурс. «Не промахнись».
В центре обозначенного на полу круга стоит мяч б/больный (танк противника), куда надо попасть теннисным мячом. Чья команда быстрее подобьет «танк противника», та и выиграла.
Жюри подводит итоги. Участники, занявшие призовые места, получают призы. Все участники финала награждаются ценными подарками.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Подвижные игры»
5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы В.И.Ляха «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» 2005 г.
Рабочая программа по физической культуре разработана в соответствии с документами:
- Закон об образовании в РФ от 29.12.2012
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1897 от 07.12.2010
-Учебный план школы.
-Изменения, которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного)общего образования утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья младших школьников.
Цели конкретизированы следующими задачами:
- Формирование:
- представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков конструктивного общения;
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- пропаганда здорового образа жизни;
- Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
- отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств:
а) повышение уровня выносливости (беговые упражнения),
б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах, улучшая координацию движений .
- Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- упражнениям сохранения зрения.
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения внеурочной деятельности:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения внеурочной деятельности:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Программа «Подвижные игры» для учащихся 5-х классов рассчитана на 68 учебных часа (2 часа в неделю). Включает в себя игры и упражнения развивающей и оздоровительной направленности.
- Спортивные и подвижные игры -38 часов
- Зимние виды игр - 10 часов
- Спортивные эстафеты – 20 часов
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся.
№ п.п | Содержание программного материала | Дата проведения | |
По плану | Фактическая | ||
1 | Упражнение « Высокие деревья». Подвижные игры: «Кузнечики», «Лошадки». Самостоятельные игры: вышибалы. | ||
2 | |||
3 | Упражнение «Боксёры». Эстафета с обменом мячей. Подвижные игры: «Ловишки», «Круговая лапта». | ||
4 | |||
5 | Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Чехарда». Эстафета с прыжками с ноги на ногу. | ||
6 | |||
7 | Разучивание игр «Два мороза», «Конники-спортсмены». Эстафета прыжками. | ||
8 | |||
9 | Самостоятельные игры: футбол, прыжки через скакалку, «классики». | ||
10 | |||
11 | Разучивание игр «Мышеловка», «У медведя во бору». Эстафета по кругу. Самостоятельные игры. | ||
12 | |||
13 | Разучивание игр «Волк во рву», «Горелки». Эстафета «Паровозик». | ||
14 | |||
15 | Соревнования по подвижным играм. | ||
16 | |||
17 | Комбинированная эстафета. Подвижные игры: «Наперегонки парами», «Ловишки-перебежки». | ||
18 | |||
19 | Разучивание игры «Лягушки-цапли», Быстрее по местам». | ||
20 | |||
21 | Эстафета с прыжками с ноги на ногу. Самостоятельные игры. | ||
22 | |||
23 | Подвижные игры с элементами гимнастики. «Вызов номеров.» Быстрые перекаты.» | ||
24 | |||
25 | Подвижные игры с элементами гимнастики. «Прыгуны и ползуны». Комплекс ОРУ на гибкость и растяжку. | ||
26 | |||
27 | Подвижные игры с элементами гимнастики. «Гусеница», «Прыгуны и ползуны». | ||
28 | |||
29 | Подвижные игры с элементами гимнастики. «Мостик и кошка», Эстафета с элементами гимнастики. | ||
30 | |||
31 | Подвижные игры с элементами гимнастики. Эстафета с элементами гимнастики. «Быстро и аккуратно.» | ||
32 | |||
33 | Подвижные игры с элементами гимнастики. «Ловцы и раки.» «Совушка.» | ||
34 | |||
35 | Катание на лыжах. «Быстрые упряжки», «На санки» Игры по выбору. | ||
36 | |||
37 | Катание на лыжах . «Поменяй флажки», «Через препятствия». Самостоятельные игры. | ||
38 | |||
39 | Катание на лыжах. Разучивание игр «Идите за мной», «Сороконожки». Самостоятельные игры. | ||
40 | |||
41 | Катание на лыжах и санках. Разучивание игр «Пройди и не задень», «Зима и лето» Игры по выбору. | ||
42 | |||
43 | Эстафета на лыжах. Самостоятельные игры. Игры по выбору: снежки, катание на санках с ледяных горок. | ||
44 | |||
45 | Игры, подготавливающие к овладению приемов волейбола. « Горячая картошка». Комплекс ОРУ на различные группы мышц. | ||
46 | |||
47 | Игры, подготавливающие к овладению приемов волейбола. «Мяч капитану», « Попади в щит» | ||
48 | |||
49 | Игры, подготавливающие к овладению приемов волейбола. «Мяч в обруче», « Пионербол» | ||
50 | |||
51 | Игры, подготавливающие к овладению приемов волейбола. «Пионербол», « Мяч над головой» | ||
52 | |||
53 | Игры, подготавливающие к овладению приемов волейбола. «Пионербол», « Волейбольные салочки» | ||
54 | |||
55 | Игры, подготавливающие к овладению приемов волейбола. «Пионербол», « Прими подачу» | ||
56 | |||
57 | Игры, подготавливающие к овладению приемов волейбола. Эстафета с элементами волейбола. | ||
58 | |||
59 | «Мяч соседу», «Гуси-лебеди». Эстафета с передачей палочки. Самостоятельные игры: футбол. | ||
60 | |||
61 | Во что играют ребята других национальностей? Национальные игры. | ||
62 | |||
63 | Игры с прыжками в высоту. «Прыгуны», «Веревочка под ногами». | ||
64 | |||
65 | Игры с элементами метания на дальность и точность. «Лапта», «Охотники и утки» | ||
66 | |||
67 | Игры с бегом на скорость. «Бег с флажками», «Салки» | ||
68 |
Описание учебно-методического и материально –технического
обеспечения образовательной деятельности.
1. А.П. Матвеев. Физическая культура. 6-7 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Физическая культура М.2016г. «Просвещение».
2. А.П. Матвеев. Физическая культура.8-9-й классы : учебник для общеобразовательных учреждений .Учебник написан в соответствии с Примерной программой "Физическая культура" с соблюдением требований, заложенных в стандартах второго поколения, и программой А. П. Матвеева "Физическая культура. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни". 20171год Москва « Просвещение».
3. Рабочая программа «Физическая культура 5 – 9 классы» Автор:Матвеев А.П.М. “Просвещение”,2012;
4. Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2015).
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по физической культуре для 7-8 классов.
I. Тестовые задания
Задания в закрытой форме, т. е. с предложенными вариантами ответов.
- Международный олимпийский комитет был создан в…
- а) 1892 г.
- б) 1894 г.
- в) 1896 г.
- г) 1900 г.
- Первым олимпийским чемпионом современности стал…
- а) Карл Шуман;
- б) Альфред Хайош;
- в) Джон Пий Боланд;
- г) Джеймс Конноли.
- Героем Олимпийских игр 1896 г. стал победитель в марафонском беге…
- а) Джеймс Конноли;
- б) Спиридон Луис;
- в) Роберт Гаррет;
- г) Альфред Хайош.
- Впервые олимпийский огонь был зажжён на церемонии открытия Олимпийских игр в городе:
- а) Стокгольм;
- б) Берлин;
- в) Париж;
- г) Амстердам.
- В каком виде деятельности требуется проявление выносливости?
- а) бег;
- б) езда на велосипеде;
- в) ходьба на лыжах;
- г) всё перечисленное.
- В каких единицах оцениваются гимнастические упражнения?
- а) в секундах;
- б) в баллах;
- в) в метрах;
- г) конкретных единиц нет.
- В каком виде спорта заброшенный мяч может принести одно, два или три очка?
- а) волейбол;
- б) гандбол;
- в) баскетбол;
- г) футбол.
- В каком виде спорта проявили себя Мария Шарапова, Светлана Кузнецова, Михаил Южный, Николай Давыденко?
- а) лёгкая атлетика;
- б) плавание;
- в) теннис;
- г) спортивная гимнастика.
- Как называются виды спорта, при выступлении в которых задействуется несколько дисциплин?
- а) комплекс;
- б) многоборье;
- в) триплекс;
- г) интегральные.
- В каком виде спорта не требуется инвентаря?
- а) плавание;
- б) лыжные гонки;
- в) велоспорт;
- г) хоккей.
- Основная причина нарушения осанки – …
- а) нарушение режима питания;
- б) гиподинамия;
- в) слабость мышц;
- г) неправильно подобранная мебель.
- Какие упражнения нужно использовать для снижения избыточной массы тела?
- а) сложно-координационные;
- б) циклические;
- в) скоростно-силовые;
- г) статические.
- Для повышения общего уровня здоровья какому физическому качеству нужно уделять наибольшее внимание?
- а) выносливость;
- б) быстрота;
- в) ловкость;
- г) гибкость.
- Сколько игроков одной команды одновременно может находиться на поле в футболе?
- а) 7;
- б) 9;
- в) 11;
- г)
- Что характерно для правильного дыхания?
- а) короткий вдох и короткий выдох;
- б) выдох продолжительнее вдоха;
- в) вдох длиннее выдоха;
- г) максимально глубокий вдох и короткий выдох.
II. Задания в открытой форме, т. е. без предложенных вариантов ответов
- Промежуток между двумя последовательными празднованиями античных Олимпийских игр называется ____________.
- Стихотворение, представленное Пьером де Кубертеном на конкурс искусств Игр V Олимпиады 1912 г., называлось ____________.
- Способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья человека называется ______________.
- Программа физкультурной подготовки населения для различных возрастных групп населения называется _____________.
- По команде «Смирно!» занимающиеся должны принять положение _____________.
Предварительный просмотр:
Спортивные кроссворды
Какие виды спорта?
По горизонтали:
7. Вид зимнего спорта.
8. Спортивная игра с мячом.
10. Игра с мячом на воде.
11. На них съезжают с гор зимой.
12. Обувь фигуриста.
По вертикали:
1. Вид спорта, в котором используют ракетку и волан.
2. Спортивная обувь.
3. Сражение на ринге.
4. Игра с мячом на поле.
5. Предмет, нужный для игры в хоккей.
6. Вид спорта, необходимый при защите.
9. Подобие коньков для езды по асфальту.
Ответы.
По горизонтали: 7. Лыжи. 8. Баскетбол. 10. Поло. 11. Санки. 12. Коньки.
По вертикали: 1. Бадминтон. 2. Кеды. 3. Бокс. 4. Футбол. 5. Шайба. 6. Борьба. 9. Ролики.
Ответы:
3 автомат
4. атака
6. альпинизм
7 враг
8 артиллерия
1 конституция
2 карабин
3 Ахиллес
5 ангар
1. Чтобы бегать очень быстро,
Планку брать всё время «чисто»,
Мячик дальше всех метать
И, конечно, первым стать,
Каждый день с друзьями он
Приходил на ……..
2. Он с тобою и со мною
Шёл лесными стёжками.
Друг походный за спиной
На ремнях с застёжками.
3. Взял в руки клюшку – не робей.
Игры нет лучше, чем ………
4 .Здесь зрители сидят
И много шума …
Как место называется?
5. Когда весна берёт своё,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через неё,
А она через меня.
6. Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная.
7. Щит с корзиной, мяч об пол …
Мы играем в ………..
8. Он не игрок, но спорить с ним нельзя,
Свистит всех громче кто?
9. Когда три вида спорта в сборе,
Их называют ….
10. Перетянул приятель – хват
Одной рукой в борьбе
11. Кушай морковку, салат, апельсины,
Спортсмену для силы нужны ……..
Ответы:
1 стадион
2.рюкзак
3. хоккей
4. трибуна
5 скакалка
6 коньки
7 баскетбол
8 судья
9 троеборье
10 канат
11 витамины