Главные вкладки
Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достижений
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Фольклор»
1. Фольклор – это:
а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;
б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;
в) устное народное творчество; г) набор произведений на различные темы.
2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?
а) греческого; в) английского; б) латинского; г) русского.
3. Кто является автором фольклорных произведений?
а) поэт; б) летописец; в) певец-сказитель; г) народ.
4. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?
а) загадка; б) песня; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) легенда;
и) поговорка.
5. Какие литературные приемы лежат в основе загадки?
а)гипербола; б) эпитет; в)сравнение; г) метафора.
6. Что такое пословица?
а) образное сочетание слов;
б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека;
в) законченное высказывание назидательного содержания.
7. Выберите пословицы, близкие по смыслу.
а) Любишь кататься, люби и саночки возить. | 1) Слово – не стрела, и хуже стрелы разит. |
б) Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. | 2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда. |
в) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть. | 3) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь |
г) С кем поведешься, от того и наберешься. | 4) С милым рай и в шалаше. |
8. В чем различие пословиц и поговорок?
а) в меткости и образности высказывания;
б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок — сравнение;
в) пословица — законченное суждение, поговорка — часть суждения.
9. Что такое народная сказка?
а) остросюжетный рассказ с фантастическим содержанием; | б) историческая повесть; |
в) жанр устного народного творчества; | г) легенда. |
10. На какие виды делятся сказки?
а) приключенческие; б) биографические; в) волшебные; г) исторические; д) социально-бытовые; е) о животных.
11. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите их из списка героев.
а) Конь; б) Заяц; в) Змей Горыныч; г) Гуси-лебеди; д) Щука; е) Баба-яга; ж) Лиса; з) Кощей Бессмертный; и) Серый Волк.
12. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки.
а) волшебные | 1) Цель сказки — весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства |
б) бытовые | 2) Задача сказки — испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами |
в) о животных | 3) Цель сказки — рассказать о необычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке |
.
Тест по теме «Древнерусская литература»
А1. Когда возникла древняя русская литература?
- в 11-м веке 2) в 17-м веке 3) в 10-м веке 4) в 9-м веке.
А2. С каким историческим событием связывают возникновение древнерусской литературы?
- С приходом на Русь половцев
- С принятием христианства как государственной религии
- С феодальной раздробленностью
- С войной с печенегами
А3. Назовите самый древний из дошедших до нас литературных памятников.
- Летопись «Повесть временных лет» 2)«Хождение за три моря» Афанасия Никитина
3) «Житие Александра Невского» 4) «Поучение Владимира Мономаха».
А4. В каком веке завершается период древнерусской литературы?
- В 18-м веке 2) В 17 –м веке 3) в 16 веке 4) в 10 веке.
- Какое из данных жанров относится к древнерусской литературе?
- летопись 2) сказка 3) былина 4) рассказ.
А5. Для какого жанра древнерусской литературы характерно такое начало: «В лето 6476 (968)..?»
- повесть 2) хождение 3) летопись 4) житие.
А6. Какое качество проявил отрок-киевлянин в летописном рассказе, отправившись на ту сторону Днепра через войско печенегов?
- жестокость 2) эгоизм 3) смелость 4) доброту.
А7. Как звали воеводу, который пришел на помощь киевлянам, хитростью обманув печенегов?
- Претич 2) Всеволод 3) Святополк 4) Игорь.
А8. Где был русский князь Святослав, когда печенеги впервые пришли на русскую землю?
- В Киеве 2)В Переяславце на Дунае 3) в Москве 4) в Новгороде.
А9. Кто из русских ученых посвятил свою жизнь изучению древнерусской литературы?
- М.В. Ломоносов 3) А.Н. Афанасьев
- И.М. Семенко 4) Д.С. Лихачев.
В1. Какой жанр древнерусской литературы характеризуется следующим определением: «Памятник исторической прозы Древней Руси, повествование о событиях, расположенное по годам»?______________________________________________________________________
В2. Что по мнению академика Д.С. Лихачева, «должно служить современности»?_________
В3. Как описываемые события расположены в летописи? _____________________________
С1. Объясните письменно, какую хитрость придумал воевода Претича, чтобы не допустить возможную сдачу города Киева печенегам?
Тест по теме «Литературные сказки»
1. Какой из перечисленных признаков отличает литературную сказку от народной?
а) в основе сказки — реальные события;
б) повторяющийся сюжет;
в) автор сказки — реальный человек;
г) добро всегда побеждает зло.
2. Какого героя сказки называют литературным?
а) положительного героя | в) главного персонажа сказки |
б) любого героя сказки | г) героя сказки, автор которой известен |
3. Какая из перечисленных сказок не является литературной?
а) «Аленький цветочек»; в) «Кот в сапогах»; б) «Царевна-лягушка»; г) «Спящая царевна».
4. Герой какой сказки описан в отрывке? И что это за герой?
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла.
5. Соотнесите определения и литературные понятия:
а) ритм; 1) правило чередования ударных и безударных звуков;
б) размер; 2) созвучие концов строк;
в) рифма. 3) повторяемость однородных звуковых особенностей, равномерное чередование ударных и безударных слогов.
6. Как называется данная часть сказки?
И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил.
а) зачин; б) кульминация в) развитие действия; г) концовка.
7. Кто из перечисленных писателей является автором известных сказок?
а) В.А. Жуковский; б) А.С. Пушкин; в) И.С. Тургенев; г) П.П. Ершов.
8. Соотнесите произведения с их авторами.
а) П.П. Бажов; 1) «Спящая царевна»;
б) В.А. Жуковский; 2) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
в) А.С. Пушкин; 3) «Аленький цветочек»;
г) С.Т. Аксаков. 4) «Каменный цветок».
Тест по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»
1. К какому роду литературы относится произведение?
а) эпос; б) лирика; в) драма.
2. Кто является рассказчиком в стихотворении?
а) автор; б) солдат — участник сражения; в) полковник; г) молодой воин.
3. Какую форму повествования использует М.Ю. Лермонтов в стихотворении?
а) повествование; в) монолог; б) диалог; г) авторское рассуждение
4. К какому композиционному элементу стихотворения относятся приведенные ниже строки?
а) завязка; б) развязка; в) пролог; д) развитие действия; е) экспозиция; ж) кульминация.
5. Кто является главным героем в стихотворении?
а) рассказчик; б) полковник; в) автор; г) народ.
6. Когда было написано стихотворение?
а) во время сражения; | б) сразу после сражения; | в) через 10 лет после сражения; | г) через 25 лет после сражения. |
Контрольная работа по русской литературе XIX века
1 вариант
- Внимательно прочитайте приведенные фрагменты. Назовите автора и произведение, из которого взят каждый из фрагментов.
А Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. И для этого решился украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не легок на подъем, к дьяку же от избы не так близко: дорога шла по-за селом, мимо мельниц, мимо кладбища, огибала овраг.
Б Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
В Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Г Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли - навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая: спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
2. Прочитайте внимательно фрагменты биографии и соотнесите их с фамилиями писателей и поэтов, представленных ниже.
1. … был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда … не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»:
2 С 1827 … живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 — март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 – июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении.
3 В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства «муза мести и печали» поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли.
4 В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, … по высочайшему повелению посажен на съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853
А) Тургенев | Б) Лермонтов | В) Некрасов | Г) Толстой |
3. Подчеркните в указанном отрывке такое изображение предметов, при котором неживой природе присваиваются свойства живых существ. Как называется использованный в данном случае приём художественной выразительности?
Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. < ... > Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег.
4. Прочитайте описание героев и соотнесите со списком, помещенным справа.
1. … была женщина лет двадцати ось-ми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой-предвещанием несчастной жизни... | А Крестьянский мальчик |
2. Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире | Б Татьяна |
3. не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда и не будет никогда на селе. | В Оксана |
4. В больших сапогах, в полушубке овчинном, | Г Черт |
2 вариант
- Внимательно прочитайте приведенные фрагменты. Назовите автора и произведение, из которого взят каждый из фрагментов.
А Оксане не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда и не будет никогда на селе. Оксана знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица.
Б Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка...
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
В Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой -- предвещанием несчастной жизни... Татьяна не могла похвалиться своей участью.
Г Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
- Прочитайте внимательно фрагменты биографии и соотнесите их с фамилиями писателей и поэтов, представленных ниже.
1 Домашнее воспитание свелось к блестящему овладению французским языком; вкус к языку родному, фольклору и истории пришел от бабки по матери — М. А. Ганнибал, ….
В августе 1811 …зачислен в Царскосельский лицей, новое привилегированное учебное заведение, находящееся под патронажем императора.
2 Литературную известность ...принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), насыщенный украинским этнографическим материалом, романтическими настроениями, лиризмом и юмором.
3 Брак родителей … — богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана— был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой — Е. А. Арсеньевой — тяжело сказались на формировании личности поэта.
4 По отцу … принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, — богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.
А) Тургенев | Б) Лермонтов | В) Пушкин | Г) Гоголь |
5. Подчеркните синим эпитет, красным сравнение во фрагменте из стихотворения М.Ю. Лермонтова ~Бородино)~. Дайте определение этим средствам выразительности.
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
6.Прочитайте описание героев и соотнесите со списком, помещенным справа.
1 Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. | А Жилин |
2 С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим отсообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... | Б Царица- мачеха |
3 Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков (которым, не мешает, между прочим, заметить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. И, к чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними. | В Ведьма |
4 Служил на Кавказе офицером один барин. …Пришло ему раз письмо из дома. Пишет ему старуха мать: "Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. | Г Герасим |
Тест по рассказу И.С. Тургенева «Муму»
1. Что описал автор в «Муму»?
а) любовь Герасима к Муму; б) жизнь столичного дворянства; в) духовное перерождение человека.
2. К кому из героев рассказа автор относится иронически
а) к Татьяне; г) к Герасиму; б) к барыне; д) к Капитану. в) к Муму;
3. Что значит: Герасим в «счастливый год очень был доволен своей судьбой»?
а) спас Муму; б) полюбил город; в) пережил чувство участия и любви, понял, что кому-то нужен.
4. Распределите последовательно элементы композиции литературного произведения.
а) завязка; б) развязка; в) пролог; г) эпилог; д) развитие действия; е) экспозиция; ж) кульминация.
5. Какие действия Герасима помогают понять его внутренние переживания до гибели Муму?
а) распахнул дверь и вышел на крыльцо | в) долго греб против течения |
б) зашел с Муму в трактир и накормил собаку | г) искал лодку |
6. Какие явления в «Муму» можно назвать символичными?
а) описание жизни барской усадьбы | в) деспотизм барыни |
б) угодливость и бесправие дворни | г) немоту Герасима |
Итоговая контрольная работа за курс 5 класса
1 вариант
А1. Выберите правильный вариант ответа:
1) литературная сказка – это переплетение реальной жизни с волшебным миром.
2) литературная сказка – это сказка с нравоучительным сюжетом.
3) литературная сказка – это наполнение сюжета народной сказки новыми идеями.
4) литературная сказка – это сказка, у которой есть автор, который сделал литературную обработку народной сказки.
А2. Кто познакомил А.С. Пушкина с устным народным творчеством?
1) дядя Василий Львович | 3) сестра Ольга Сергеевна |
2) отец Сергей Львович | 4) Арина Родионовна Яковлева |
А3. Какая звучит речь в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?
1) прозаическая 2) ритмическая 3) перекрестная 4) стихотворная
А4. Ниже приведены строки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, передающие любовь царевича Елисея к царевне. Какие строки передают глубину данного чувства?
1) Помолясь усердно Богу, Отправляется в дорогу За красавицей душой, За невестой молодой.
2) Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених еѐ.
3) За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет…
4) И с невестою своей Обвенчался Елисей.
А5. Вы прочитали сказку Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Кем была курица Чернушка в Подземном городе?
1) королем | 2) министром | 3) конюхом | 4) просто курицей |
А6. Ниже приведены строки из текста сказки Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Какая из этих строк является основной мыслью произведения?
1) Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку.
2) Если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой.
3) Стоит только захотеть, и все меня полюбят.
4) Не для того дан вам ум, чтобы вы во зло его употребили.
А7. Какому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
1) войне 1812 года | 2) Великой Отечественной войне 1941-1945гг . |
3) Крымской войне | 4) разгрому печенегов |
А8. Почему «помнит вся Россия про день Бородина»? Выберите более глубокий вариант ответа.
1) потому что «были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри – не вы!»
2) потому что «мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали…»
3) потому что «был денек! Сквозь дым могучий французы двинулись, как тучи…»
4) потому что «изведал враг в тот день немало…»
В1. Как называется созвучие окончаний стихотворных строк? Ответ: _____________
В2. Ниже приведен отрывок из знакомого вам стихотворения. Укажите автора и название этого произведения.
Прочна суровая среда, Где поколения людей Живут и гибнут без следа И без урока для детей!.. Отец твой сорок лет стонал, Бродя по этим берегам, И перед смертию не знал, Что заповедать сыновьям. И, как ему, - не довелось Тебе наткнуться на вопрос: Чем хуже был бы твой удел, Когда б ты менее терпел? Ответ: __________________________
В3. Подчеркните те слова и выражения, которые использует И.С. Тургенев для описания главного героя рассказа «Муму».
Пойманный зверь, молодой, здоровый бык, хитрая лисица, степенный гусак, лев, медведь, добрый зверек, великан.
В4. Вы прочитали рассказ И.С. Тургенева «Муму». О ком идет речь?
| а) Гаврила Андреич |
| б) барыня |
| в) Герасим |
| г) Климов |
С1. Ответьте на вопрос: что значит настоящая дружба?
2 вариант
А1. Выберите правильный вариант ответа:
1) рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.
2) рассказ – литературное не стихотворное произведение.
3) рассказ – один из видов эпических произведений.
4) рассказ – торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.
А2. Кто из писателей подписывал свои произведения псевдонимами: Человек без селезенки, Брат моего брата?
1) Л.Н. Толстой | 2) А.П. Чехов | 3) В.Г. Короленко | 4) К.Г. Паустовский |
А3. Определение какого литературного термина приведено ниже? Цепь событий, происходящих в произведении.
1) композиция | 2) идея | 3) завязка | 4) сюжет |
А4. Вы прочитали рассказ А.П. Чехова «Хирургия». Что вызывает у вас сюжет данного рассказа?
1) смех | 2) негодование | 3) смех и негодование | 4) сожаление |
А5. Что послужило материалом для рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?
1) события из жизни Л.Н. Толстого на Кавказе
2) события из жизни Л.Н. Толстого на Кавказе и некоторые книжные источники, описывающие кавказскую войну и плен.
3) сюжет, рассказанный жителем Кавказа.
4) книжные источники
А6. Вы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Герой рассказа Жилин сказал на прощание Дине: «Весь век тебя помнить буду». За что заслужила девочка столь высокую оценку?
1) «За глаза черные, светлые» и лицо красивое. | 3) За помощь в организации побега. |
2) За вкусные лепешки и черешню. | 4) За детскую неподдельную дружбу и искренность. |
А7. Вы прочитали повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе». В сцене прощания Вася по поручению своего отца дает деньги Тыбурцию. Почему Тыбурций взял деньги?
1) Был беден. | 3) Не хотел обидеть мальчика |
2) Был голоден | 4) Поверил в искренность чувств Васи и его отца. |
А8. Вы прочитали рассказ А.П. Платонова «Никита». Отец мальчика давно ушел на главную работу – на войну. Почему эта работа главная?
1) потому что защищаешь Отечество
2) потому что получаешь награды
3) потому что повышаешь воинское звание.
4) потому что искупаешь грехи, совершенные в мирное время.
В1. Подчеркните пословицу, которая по смыслу подходит к сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Коли хочешь себе добра, никому не делай зла. Час в добре проживѐшь, все горе позабудешь. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет. Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.
В2. Вы прочитали сказ П.П. Бажова «Медной горы хозяйка». Сформулируйте определение и запишите его.
Сказ – _______________________________________________________
А3. Вы прочитали пьесу-сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Что реального, а что фантастического в произведении?
Реальные события: ______________________________________________
Фантастические события: _________________________________________
А4. Прочитайте описание героев изученных вами произведений.
1) Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет. | а) Костылин |
2) Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху | б) Соня |
3) …кругла, как пышка, и упруга, как мячик. | в) Маруся |
4) Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. | г) дьячок Вонмигласов |
С1. Объясните смысл выражения «внутренняя красота».
Предварительный просмотр:
Система оценивания по русскому языку в 5-9 классах.
Нормы и основные критерии оценки письменных работ учащихся
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается:
для 5 класса – 90-100 слов,
для 6 класса – 100-110 слов,
для 7 класса – 110-120 слов,
для 8 класса – 120-150 слов,
для 9 класса – 150-170 слов.
(При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:
для 5 класса - 15-20,
для 6 класса - 20-25,
для 7 класса - 25-30,
для 8 класса - 30-35,
для 9 класса - 35-40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать:
в 5 классе - 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы,
в 6 классе - 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы,
в 7 классе - 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм,
в 8 классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм,
в 9 классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть
в 5 классе – не более 5 слов,
в 6-7 классах – не более 7 слов,
в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
- в переносе слов;
- на правила, которые не включены в школьную программу;
- на еще не изученные правила;
- в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
- в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо «работает»), «дулпо» (вместо «дупло»), «мемля» (вместо «земля»).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
- в исключениях из правил;
- в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- в случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- в написании Ы и И после приставок;
- в случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной как...; ничто иное не...; не что иное как... и др.);
- в собственных именах нерусского происхождения;
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются), в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки (0/0; 0/1).
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные (2/0; 1/3; 0/4).
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки (4/4; 3/5; 0/7).
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является
для оценки «4» - 2 орфографические ошибки,
для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок),
для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» |
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» |
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» |
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик:1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Предварительный просмотр:
НОРМЫ ОЦЕНКИ
Система оценивания учебных достижений, планируемых результатов.
Норма техники чтения
В школе принято проверять технику чтения учащихся. Ребенку дается текст, который он читает в течение одной минуты, а затем подсчитывается количество прочитанных слов. Учитывая, что навыки чтения формируются постоянно, проверка техники чтения проводится 2 раза в год.
класс | начало года | конец года |
5 | 90 – 95 слов | 100 - 110 слов |
6 | 105 – 110 слов | 115 – 125 слов |
7 | 120 – 125 слов | 130 – 135 слов |
8 | 135 – 140 слов | 145 – 155 слов |
9 | 150 – 155 слов | 160 – 175 слов |
Нормы оценок
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений в 5 классе должен быть 1-1,5 тетрадные страницы.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
- При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Оценивание итоговой проектной работы
__________________________________________________________
(фамилия, имя, класс)
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем | |
Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации | Баллы |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | 1 |
Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных источников | 2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | 3 |
Критерий 1.2. Постановка проблемы | Баллы |
Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий фрагментарный. | 1 |
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы) , но план действий по доказательству/опровержению гипотезы не полный | 2 |
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы | 3 |
Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта | Баллы |
Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены фрагментарно на уровне утверждений | 1 |
Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены на уровне утверждений, приведены основания | 2 |
Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и для школы, города. | 3 |
Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы | Баллы |
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы | 1 |
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | 2 |
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | 3 |
Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе | Баллы |
Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода | 1 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | 2 |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | 3 |
Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта | Баллы |
Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть востребован, указан неявно | 1 |
Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан. Названы потенциальные потребители и области использования продукта. | 2 |
Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению | 3 |
2. Сформированность предметных знаний и способов действий | |
Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта | Баллы |
Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, цели могут быть до конца не достигнуты | 1 |
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными | 2 |
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты | 3 |
Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта | Баллы |
Тема проекта раскрыта фрагментарно | 1 |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы | 2 |
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | 3 |
Критерий 2.3. Качество проектного продукта | Баллы |
Проектный продукт не соответствует большинству требований качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 1 |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества | 2 |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) | 3 |
Критерий 2.4. Использование средств наглядности, технических средств | Баллы |
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются фрагментарно, не выдержаны основные требования к дизайну презентации | 1 |
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстом доклада | 2 |
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы | 3 |
Итоговый балл по сформированности предметных знаний и способов действий | |
3. Сформированность регулятивных действий | |
Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления письменной части | Баллы |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | 1 |
Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении | 2 |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | 3 |
Критерий 3.2. Постановка цели, планирование путей ее достижения | Баллы |
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения | 1 |
Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно | 2 |
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения, самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности | 3 |
Критерий 3.3. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада | Баллы |
Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение ожидаемого и полученного результатов | 1 |
Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | 2 |
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | 3 |
Критерий 3.4. Соблюдение регламента защиты (не более 5-7 мин.) и степень воздействия на аудиторию | Баллы |
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию | 1 |
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента | 2 |
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент | 3 |
Итоговый балл по сформированности регулятивных УУД | |
4. Сформированность коммуникативных действий, | |
Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность | Баллы |
содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления | 1 |
содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют | 2 |
содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; наблюдается правильность речи; точность устной и письменной речи; четкость речи, лаконизм, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют | 3 |
Критерий 4.2 Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения | Баллы |
Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения | 1 |
Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения | 2 |
Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения | 3 |
Критерий 4.3. Умение осуществлять учебное сотрудничество в группе | Баллы |
Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | 1 |
Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, выстраивает продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Может брать инициативу на себя. | 2 |
Организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, самостоятельно определяет цели и функции участников, успешно справляется с конфликтными ситуациями внутри группы | 3 |
Итоговый балл по сформированности коммуникативных УУД | |
Наивысший балл | 51 |
С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе выполнения проекта учитываются три уровня сформированности навыков проектной деятельности:
При оценки проектов обучающихся 6 классов соответствие баллов и уровней выглядит следующим образом:
0-16( 30%) баллов – низкий уровень
17- 33 баллов( от30% до 65%) – базовый уровень
34-51балл ( от 65%) – повышенный уровень
Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей.
Низкий уровень | Отметка «неудовлетворительно» | 0-16( 30%) баллов – низкий уровень |
Базовый уровень | отметка «удовлетворительно» | 17- 33 баллов( от30% до 65%) |
Повышенный уровень | отметка «хорошо» | 34—46 первичных баллов |
Высокий уровень | отметка «отлично» | 47—51 первичных баллов |
Предварительный просмотр:
Повторение и обобщение по теме «Синтаксис»
1. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?
1) Пусть сильнее грянет буря!
2) Он дал обещание брату.
3) Отчего вы перестали говорить со мной серьезно?
4) Осень в этом году пришла холодная, ветреная.
2. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?
1) Я сильно беспокоился за друзей.
2) Дни становились все длиннее и длиннее.
3) Вскоре я бросил писать стихи.
4) Садовник был человек суетливый и разговорчивый.
3. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?
1) Сама судьба велит тебе спасать меня.
2) Изменники точно в воду канули.
3) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием.
4) Она будет всю жизнь благоговеть перед ним.
4. В каком предложении есть составное именное сказуемое?
1) Один и тот же сон мне повторяться стал.
2) Все ему прощалось.
3) А все же давайте разберемся сперва.
4) Теперь рассеяны сомненья.
5. В каком предложении есть составное именное сказуемое?
1) Эта грусть была смутная, как сон.
2) Я часто не в силах был скрывать свое отношение к вам.
3) Как будто перестало биться сердце.
4) От волнения она долго не могла начать говорить.
6.Определите синтаксическую роль выделенных слов.
1) Ибрагим в рассеянии отвечал, что, вероятно, государь работает теперь на корабельной верфи
(А. Пушкин).
2) Что вы читали на этой неделе? (А. Чехов)
3) Природой здесь нам суждено ногою твердой стать при море (А. Пушкин).
4) Она повернула к нему белое, в крупных веснушках, доброе и сонное лицо (В. Панова).
5) Лицо у него в морщинах.
6) Да, мне нравилась девушка в белом (С. Есенин).
А. Подлежащее
Б. Дополнение
В.Определение
Г. Обстоятельство
7.Найдите в тексте односоставные предложения.
Контрольная(1). Мрак за окном фиолетов,
Не хуже чернил(2). И на два варианта
Поделенный класс(3). И не знаешь ответов(4).
Ни мужества нету еще, ни таланта(5).
Ни взрослой усмешки, ни опыта жизни(6).
Учебник достать – пристыдят и отнимут(7).
Бывал ли кто-либо в огромной отчизне,
Как маленький школьник, так грозно покинут?(8)
(А. Кушнер)
8. Определите типы односоставных предложений из текста выше.
А. Определенно-личное
Б.Неопределенно-личное
В. Безличное
Г. Назывное
9.Угадайте героев изученных произведений по описаниям, в которых используются неполные предложения с пропущенным подлежащим.
| А. Жена городничего Анна Андреевна |
| Б. Иван Александрович Хлестаков |
| В. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский |
Ответы:
1- 4
2 - 1
3 - 3
4 – 4
5 – 1
6. 1-г, 2-г, 3-г, 4-б, 5-а, 6-в
7 – 1, 4
8. 1-а, 4-г
9. 1-в, 2-а, 3-б
Предварительный просмотр:
УРОК №___________ДАТА______________КЛАСС 9
КОНТРОЛЬНА РАБОТА №1
Данная контрольная работа составлена на основании Государственного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, программы образовательных учреждений по литературе под ред. В.Я .Коровиной. – М.: Просвещение, 2016.
Целью проведения контрольной работы является контроль освоения учащимися 9 класса темы №1
Работа представлена в двух вариантах, содержит задания с вариантами ответов и развернутым письменным ответом. Задания по литературе позволяют определить уровень знаний учащимися произведения « Слово о полку Игореве», изученного в начале года. Работа содержит вопросы, литературных терминов.
Критерии оценивания:
За каждый правильный ответ на вопросы первого уровня ставится 1 балл, за правильный ответ второго уровня ставится 2 балл, и за третий уровень 3балла . После подсчитывания баллов выставляются следующие оценки:
«5» - 10 баллов
«4» - 9-8 баллов
«3» - 7-5 баллов
«2» - 4 и менее баллов
ХОД УРОКА
ТЕСТИРОВАНИЕ
ВАРИАНТ -1
УРОВЕНЬ 1
1.Укажите жанр древнерусской литературы
А)Роман Б)сказание В) поэма Г) комедия
2. Жанр «Слова о полку Игореве» - это
А) жития, Б) воинская повесть, В) слово, Г) летопись?
3. Кто произносит «золотое слово», в котором заключена основная идея произведения - призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ:
а) Игорь; б) Ярославна; в) князь Святослав.
4. Древнерусская литература относится к
а) 12 веку; б) 11-13 векам; в) 11-17 векам.
5. Укажите термин, которым литературоведение определяет средство художественной выразительности, представляющее собой устойчивое сочетание слов: «черный ворон», «серый волк», «борзые кони», «синее море», «красные девки», часто встречающееся в «Слове о полку Игореве» и позволяющее говорить о тесной связи этого памятника литературы с традициями русского фольклора.
УРОВЕНЬ 2
Сопоставьте литературные понятия:
1)Эпилог | А) момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения |
2) Экспозиция | Б) начало конфликта, события, с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой все последующие события |
3) Развязка | В) вводная часть произведения, изображающая обстановку, условия возникновения конфликта, расстановку действующих лиц и формирование их характера |
4) Завязка | Г) разрешение конфликта в литературном произведении, заключительная сцена |
5) Кульминация | Д) заключительная часть произведения, сообщающая о судьбе действующих лиц после изображенных событий |
УРОВЕНЬ 3
Дайте краткую характеристику князю Всеволоду. (3 балла)
ВАРИАНТ -2
УРОВЕНЬ 1
1.«Слово...» построено в форме:
А) авторского повествования; Б) исповеди главного героя;
В) воспоминания дружинника; Г) рассказов разных лиц.
2. Что предвещало поражение Игоря:
а) луч солнца; б) затмение солнца; в) луна.
3. Значение «Слова. . . » велико:
а) своей отдаленностью во времени;
б) высотой древнерусской культуры, ее самобытностью и народностью;
в) своим зорким взглядом в будущее.
4. О чем повествует следующий эпизод «слова о полку Игореве»: «стукнула земля, зашумела трава... А Игорь князь поскакал горностаем к тростнику и — белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком... И полетел соколом над облаками, избивая гусей и лебедей»?
1) поражение Игоря в битве 2)бегство Игоря из плена 3)поход Игоря на половцев 4) ночлег войска Игоря в степи
5. Определите по портрету героя «Слова о полку Игореве»:
«Стоишь ты всех впереди, мечешь стрелы на поганых, стучишь о шлемы мечами харалужными. Куда, тур, поскачешь, своим золотым шеломом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие. Порублены саблями калёными шлемы аварские тобою, яр-тур!»
1) Всеволод 2) Святослав 3) Олег 4) Игорь
УРОВЕНЬ 2
Сопоставьте литературные понятия:
1)Эпилог | А) момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения |
2) Экспозиция | Б) начало конфликта, события, с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой все последующие события |
3) Развязка | В) вводная часть произведения, изображающая обстановку, условия возникновения конфликта, расстановку действующих лиц и формирование их характера |
УРОВЕНЬ 3
Дайте краткую характеристику князю Всеволоду. (3балла)
Предварительный просмотр:
11 класс.
Контрольные работы. Русский язык.
Контрольный диктант за 1 полугодие.
Цель: проверить знания по орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации.
Лев Толстой - наиболее популярный из современных русских писателей, а «Война и мир», смело можно сказать,- одно из самых замечательных книг нашего времени. Это обширное произведение овеяно эпическим духом; в нём частная и общественная жизнь России в первые годы нашего века изображена рукой подлинного мастера. Перед читателем проходит целая эпоха, богатая великими событиями и крупными фигурами, встаёт целый мир со множеством выхваченных прямо из жизни типов, принадлежащих ко всем слоям общества. Способ, каким граф Толстой разрабатывает свою тему, столь же нов, сколь и своеобразен; это - не метод Вальтера Скотта и, само собою, также не манера Александра Дюма. Граф Толстой - русский писатель до мозга костей, и те французские читатели, кого не оттолкнут немногие длинноты и оригинальность некоторых суждений, будут вправе сказать себе, что «Война и мир» дала им более непосредственное и верное представление о характере и темпераменте русского народа и о русской жизни вообще, чем если бы они прочитали сотни сочинений по этнографии и истории. Здесь есть целые главы, в которых никогда не придётся ничего менять; здесь исторические лица ( как Кутузов, Растопчин и другие), чьи черты установлены навеки. Это- непреходящее… Это великое произведение великого писателя,- и это подлинная Россия. ( И.С. Тургенев)
Грамматическое задание.
- Найти конструкции, осложняющие простое предложение. Охарактеризуйте их.
- Выполните синтаксический разбор:
1 вариант - Лев Толстой - наиболее популярный из современных русских писателей, а «Война и мир», смело можно сказать,- одно из самых замечательных книг нашего времени
2 вариант - Перед читателем проходит целая эпоха, богатая великими событиями и крупными фигурами, встаёт целый мир со множеством выхваченных прямо из жизни типов, принадлежащих ко всем слоям общества.
3.Выполнить морфологический разбор:
1 вариант-глагола
2 вариант- прилагательного.
Диктант за второе полугодие.
Цель: проверить знания по орфографии, синтаксису и пунктуации.
Вдохновение- это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъём не выражается в в театральной позе и приподнятости Так же как и пресловутые «муки творчества».
Чайковский утверждал, что вдохновение-это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.
Каждый человек, хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения- душевного подъёма, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.
Вдохновение входит в нас, как сияющее солнечное утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.
Вдохновение- как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок, недомолвок.
Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни.
О вдохновении написано много превосходных строк у писателей и поэтов. Тургенев называл вдохновение «приближением Бога», озарением человека мыслью и чувством.
Толстой сказал о вдохновении. Пожалуй, проще всех: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать». Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. ( К. Паустовский)
Грамматическое задание.
- Найти конструкции, осложняющие простое предложение. Охарактеризуйте их.
- Выполните синтаксический разбор:
1 вариант - предложения, составляющего 6-й абзац;
2 вариант - предложения, составляющего прямую речь.
- Определите типы придаточных предложений и способы подчинения:
1 вариант - предложения, составляющего 3-й абзац;
2 вариант- в последнем предложении.
Итоговая контрольная работа.
Цель: проверить знания учащихся по орфографии, синтаксису и пунктуации, лексике.
Диктант с лингвистическим анализом текста.
Как и с чем действительно можно сравнить его красоту? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас мила своя сторона. Мы с рождения впитываем в себя воздух и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав .Мы-часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение: льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью,- можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительной жизнью.
И всё-таки у Природы как единого творца есть свои любимцы, в которые она вкладывает особое старание. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал.
Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. Он никогда не отказывался помогать человеку, только так, чтобы вода оставалась чистой, красота непогубленной, воздух незасорённым, а жизнь вокруг него- неиспорченной.
Это прежде всего необходимо нам.
(По В.Распутину).
Задание.
1.Озаглавьте текст.
2.Укажите:
1 вариант- тип речи, обоснуйте свою точку зрения;
2 вариант- стиль речи, обоснуйте свою точку зрения.
3.Покажите, в чём языковые особенности этого текста. Отметьте 2-3 средства выразительности, характерные для этого текста, объясните их роль в данном тексте.
4.Сформулирйте основную мысль этого текста.
5 Выскажите своё мнение о содержании текста, аргументируйте свою позицию.