Главные вкладки
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЭКОЛОГИЯ СЛОВА». 9 класс.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы курса русского языка для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Бабайцевой к предметной линии учебников Ю.С.Пичугова, А.Ю.Купаловой, А.П. Еремеевой и др.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской федерации, являющийся также средством межнационального общения.
Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода, предполагающего предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. В соответствии с этим в 5-9 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.
Программа базируется на современных подходах к обучению языку: сознательно- коммуникативном и деятельностном. Рабочая программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Каждый тематический блок включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
-обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;
- способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Логические связи предмета с остальными предметами образовательной области
В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т. п.). Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащее, сказуемое, член предложения и т. д.). Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство); на уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, широко вводят их в речь; при изучении географии – с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии – с вопросами мышления и речи; при занятиях музыкой – со звуком, с тембром, интонацией. Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.
Общая характеристика учебного процесса
При реализации данной программы используются следующие методы:
-Репродуктивный
-Объяснительно-иллюстративный
-Проблемный
-Частично-поисковый
-Исследовательский
Основные технологии:
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
- Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
- Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
- Технология индивидуализации обучения.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Виды и формы контроля
Формы контроля
- индивидуальный
- групповой
- фронтальный
Виды контроля
- предварительный
- текущий
- тематический
- итоговый
Сроки реализации программы:
Данный вариант рабочей программы рассчитан на 2017-2018 учебный год.
Курс рассчитан на 35 ч.
Система оценивания результатов освоения учебного предмета
Предполагаемые результаты:
Знать:
-основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил;
Уметь:
-обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
-производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
-составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
-определять стиль и тип текста;
-соблюдать все основные нормы литературного языка;
-находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;
-обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
-находить пунктуационные ошибки;
-производить пунктуационный разбор предложения;
-находить в словах изученные орфограммы;
-уметь обосновывать их выбор;
-правильно писать слова и изученными орфограммами;
-находить и исправлять орфографические ошибки;
-производить орфографический разбор слова;
-правильно писать слова с изученными орфограммами;
-определять стиль и тип текста;
-создавать тексты разных стилей и типов речи;
-подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику;
-составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи)
-писать сочинения публицистического характера;
-писать заявление, автобиографию;
-совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять -различные языковые ошибки в своем тексте;
-свободно и грамотно говорить на заданные темы;
-соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Система оценки достижений учащихся
I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет требованиям оценки «5», но ученик допускает 1—2 ощибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в содержании ответа и языковом оформлении.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание темы, но: 1) излагает материал и допускает неточности в определении понятий, формулировке правил; 2) не умеет доказательно обосновать свои суждения, привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки и недочёты в оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части понятий раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса — 90—100 слов, для 6 класса — 100—110, для 7 класса — 110—120, для 8 класса— 120—150, для 9 класса — 150—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса— 15—20, для 6 класса — 20—25, для 7 класса — 25—30, для 8 класса — 30—35, для 9 класса — 35—40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представле¬ны не менее чем 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе — 12 различных орфограмм и 2—3 пунктограммы, в 6 классе — 16 различных орфограмм и 3—4 пунктограммы, в 7 классе — 20 различных орфограмм и 4—5 пунктограмм, в 8 классе — 24 различных орфограммы и 10 пунктограмм, в 9 классе — 24 различных орфограммы и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе — не более 5 слов, в 6—7 классах — не более 7 слов, в 8—9 классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написа¬ния заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму {вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущено.2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за дик¬тант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» - 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для 4 класса — 5 орфографических ошибок).
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта
рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено 1—2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
III. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5—9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изло¬жения: в 5 классе — 100—150 слов, в 6 классе — 150—200, в 7 классе— 200—250, в 8 классе— 250—350, в 9 классе — 350—450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе — 0,5—1,0 страница, в 6 классе— 1,0—1,5, в 7 классе— 1,5—2,0, в 8 классе — 2,0—3,0, в 9 классе — 3,0—4,0.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Примечания: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
IV. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
V. Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом « 2 » . Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся 5:—9 классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1—2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утвержденными Министерством образования РФ.
Основной инструментарий для оценивания результатов:
В школе действует система мониторинга результатов обучения в виде трёх итоговых контрольных работ: входящей, промежуточной, итоговой. Следуя этой схеме, разработаны КИМЫ. Контрольная работа включает 8 заданий базового уровня (с выбором ответа), 4 задания повышенного уровня (с кратким ответом) и 1 задание творческого характера. Результаты фиксируются в таблице.
Содержание учебного курса
Введение (1 ч.)
Основные цели и задачи курса
Умение грамотно выражать свои мысли, создавать собственные высказывания на основе прочитанного текста. Подготовка учащихся к сдаче ОГЭ.
Культура речи (5 ч.)
Понятие «Лингвистическая экология»
Экология слова. Значение слова. Язык – исторический аккумулятор культуры.
Речь устная и письменная
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. Пишут всегда для кого-то. Что значит талантливый читатель? Словесное рисование. Определение понятия.
Интеллектуальная игра «Дебаты»
Текст (4ч.)
Текст как лингвистическая категория
Микротема. Микротекст. Признаки текста: заглавие, тема, идея, делимость, связность, композиционная завершенность, стилистическое единство.
Основные способы и средства связи предложений в тексте
Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Обращение как средство связи предложений в тексте.
Стили речи
Разговорный стиль. Книжные стили: научный, официально-деловой, художественный, публицистический. Характерные особенности стилей речи.
Типы речи
Описание. Повествование. Рассуждение.
Лексика (6 ч.)
Образность речи
Троп. Границы использования тропов в речи. Стилистически не оправданное употребление тропов.
Изобразительно-выразительные средства языка
Тропы. Художественные определения - эпитеты. Образные сравнения. Метафорические образы. Метонимия. Синекдоха. Олицетворение. Гипербола и литота. Аллегория. Ирония. Перифраз.
Фигуры. Инверсия. Анафора. Эпифора. Композиционный стык. Параллелизм. Антитеза. Градация. Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Бессоюзие. Многосоюзие. Парцелляция.
Выразительные средства фонетики. Ассонанс. Аллитерация. Звукоподражание.
Контрольный тест
Текст. Стили речи. Типы речи. Изобразительно-выразительные средства языка
Фонетика и орфоэпия (5 ч.)
Орфоэпические нормы
Фонетическая система русского литературного языка.Основные нормы произношения
Варианты произношения
Варианты русского литературного произношения.
Гласные звуки и их произношение
Слабые и сильные позиции
Произношение согласных звуков
Правила произношения звуков. Озвончение. Оглушение. Транскрипция.
Искусство слова (9ч.)
Основные требования к творческой работе
Введение. Основная часть. Заключение.
Эпиграф. Его роль в раскрытии темы. Правила оформления эпиграфа
Композиционные формы сочинений
Отзыв. Аннотация. Эссе. Рецензия. Киносценарий.
Сочинение-рассуждение
Тезис. Аргументы. Вывод
Творческая мастерская.
Проверка умений применять полученные знания на практике. Защита проектов
Язык и культура общения сегодня (5ч.)
Этикет деловой речи
Особенности делового общения
Сленг и жаргонизмы как форма общения современной молодёжи
Язык и культура. Иноязычные заимствования. Жаргонизмы. Сленг.
Культура электронного общения
Культура общения подростков. Электронный текст.
Диалог культур
Взаимодействие различных культур. Микросоциум культур.
Итоговое занятие
Предметный вечер «Берегите русский язык!»
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел Тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Дата | |
план | факт | |||||||
Введение (1ч.) | ||||||||
1. | Основные цели и задачи курса | 1 | Урок изучения нового материала | Основные цели и задачи курса. | Знать цели и задачи курса. Уметь грамотно выражать свои мысли, создавать собственные высказывания на основе прочитанного текста. | Беседа Вопросы | 6.09 | |
Культура речи (5 ч.) | ||||||||
2-3 | Понятие «Лингвистическая экология» | 2 | Уроки изучения нового материала | Экология слова. Значение слова. Язык любого народа – исторический аккумулятор его культуры. | Знать, что называется экологий слова или лингвистической экологией. | Социологический опрос. Создание памятки. | 13.09. | |
4. | Речь письменная и устная | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие речь, речь письменная и устная | Уметь определять тему текста, составлять устное высказывание по теме | Решение ситуативных задач | 20.09 | |
5. | Речевой этикет | 1 | Урок изучения нового материала | Речевое поведение, система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этимология этикетных слов. | Уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их. Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. | Беседа «Как настроить расстроенную речь?» | 27.09 | |
6. | Интеллектуальная игра «Дебаты» | 1 | Применение знаний на практике | Экология слова. Речевой этикет. Культура спора. | Уметь вести полемику, отстаивать свои интересы, применять свои знания, способность работать в команде. | Игра | ||
Текст (4 ч.) | ||||||||
7. | Текст как лингвистическая категория. | 1 | Урок формирования новых знаний | Текст. Микротема. Микротекст. Внешняя и внутренняя структура текста. Основные признаки текста. | Научиться определять текст по форме, виду речи, типу речи, выявлять устойчивые разновидности текстов. Уметь производить текстоведческий анализ. | Чтение и анализ стихотворения Э. Асадова “О скверном и святом”. | 4.10 | |
8. | Основные способы и средства связи предложений в тексте | 1 | Урок изучения нового материала | Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Порядок предложений в тексте. | Знать основные способы и средства связи предложений в тексте. Уметь находить цепную и параллельную связь в тексте. | Работа с текстом. Составление словарика | 11.10 | |
9. | Стили речи | 1 | Урок изучения нового материала | Разговорный стиль. Книжные стили: научный, официально-деловой, художественный, публицистический. Характерные особенности стилей речи. | Знать стили речи. Уметь определять стиль текста в зависимости от его целей и признаков. | Работа с текстом. | 18.10 | |
10 | Типы речи | 1 | Урок изучения нового материала | Описание. Повествование. Рассуждение. | Научиться определять тип речи. Уметь находить признаки текста, аргументированно доказать принадлежность к тексту. | Работа с текстом. Беседа | ||
Лексика (6ч.) | ||||||||
11 | Образность речи | 1 | Урок изучения нового материала | Определение тропа. Границы использования тропов в речи. Стилистически не оправданное употребление тропов | Уметь рассуждать над поставленной проблемой. | Работа с текстом. Учебно-исследовательская работа «Словарь девятиклассника». | ||
12-15 | Изобразительно-выразительные средства языка | 4 | Уроки изучения нового материала | Тропы. Эпитеты. Образные сравнения. Метафорические образы. Метонимия. Синекдоха. Олицетворение. Гипербола и литота. Аллегория. Ирония. Перифраз. Фигуры речи. Инверсия. Анафора. Эпифора. Композиционный стык. Параллелизм. Антитеза. Градация. Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Бессоюзие. Многосоюзие. Парцелляция. Выразительные средства фонетики. | Знать изобразительно-выразительные средства языка. Уметь находить и различать их в тексте. | Языковой анализ текста. Написание сочинения о роли изобразительно- выразительных средств в тексте. | ||
16 | Контрольный тест | 1 | Урок контроля и проверки знаний и умений | Проверить знания учащихся | Тест по вариантам | |||
Фонетика и орфоэпия (5ч.) | ||||||||
17-18 | Орфоэпические нормы | 2 | Уроки изучения нового материала | Фонетическая система русского литературного языка. Основные нормы произношения. Актуальные проблемы состояния современного языка. | Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять ошибки. | Составление небольшого текста, содержащего примеры орфоэпических ошибок и недочётов различных типов. Орфоэпический диктант | ||
19 | Варианты произношения | 1 | Урок изучения нового материала | Варианты русского литературного произношения. Московский и Петербургский варианты произношения | Знать варианты произношения | Творческое задание | ||
20 | Гласные звуки и их произношение | 1 | Урок изучения нового материала | Слабые и сильные позиции | Уметь различать сильные позиции для гласных и согласных звуков, соблюдать нормы русского литературного произношения в устной речи, правильно произносить слова с гласными в слабых позициях; верно произносить заимствованные слова | Работа с текстом Вопросы | ||
21 | Произношение согласных звуков | 1 | Урок изучения нового материала | Правила произношения согласных звуков. Озвончение. Оглушение. Транскрипция | Отработать навыки правильного произношения слов, включающих сочетания согласных; обогащение словаря учащихся за счет введения новых слов | Работа с текстом Вопросы | ||
Искусство слова (9ч.) | ||||||||
22 | Основные требования к творческой работе | 1 | Урок изучения нового материала | Введение. Основная часть. Заключение. Приложение. Список литературы | Уметь правильно ставить цель и задачи. Уметь правильно оформлять творческие работы. | Составление цитатного плана | ||
23 | Эпиграф | 1 | Урок изучения нового материала | Правила оформления эпиграфа. | Уметь правильно подбирать эпиграф | Составление таблицы | ||
24 | Композиционные формы сочинений | 1 | Урок изучения нового материала | Отзыв. Аннотация. Эссе. Рецензия. Киносценарий | Уметь строить сочинение в определённой композиционной форме. Уметь правильно и красиво выражать свои мысли. | Создание эйдос-конспектов. Рецензия на книгу. | ||
25-27 | Сочинение-рассуждение | 3 | Уроки обучения умениям и навыкам | Тезис. Аргументы. Вывод | Знать структуру сочинения-рассуждения. Уметь писать сочинение по плану. | Написание сочинений-рассуждений на тему доброта, дружба, человечность. | ||
28-29 | Творческая мастерская «Ораторское искусство» | 2 | Применение знаний на практике | Ораторское искусство. Творческая деятельность публичного выступления | Уметь ясно выражать свои мысли, выступать публично | Защита проектов. Составление памятки «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» | ||
30 | Контрольный тест | 1 | Урок контроля и проверки знаний и умений | Проверить знания учащихся | Тест | |||
Язык и культура общения сегодня (5ч.) | ||||||||
31 | Этикет деловой речи. | 1 | Урок изучения нового материала | Особенности делового общения. Нормы и наставления. | Уметь устанавливать контакт с людьми, решать возникающие проблемы | Доклады | ||
32 | Сленг и жаргонизмы как форма общения современной молодежи | 1 | Урок изучения нового материала | Язык и культура. Иноязычные заимствования. Жаргонизмы. Сленг как форма самоутверждения подростков. | Понимать, что молодёжный сленг – особая форма языка. | Анкетирование | ||
33 | Культура электронного общения | 1 | Урок изучения нового материала | Электронный текст. Культура общения. | Уметь эстетически грамотно писать электронные письма, не используя «слова-паразиты». | Создание коллажа | ||
34 | Диалог культур | 1 | Урок изучения нового материала | Взаимодействие различных культур. Уровни диалога культур | Понимать культуру как микросоциум людей | |||
35 | Итоговое занятие Предметный вечер «Берегите русский язык» | 1 | Примене ние знаний на практике | Защита проектов: 1. «Охрана русского языка» 2. «Перед нами громада – русский язык!» 3. «Русский язык – наше достояние, наша гордость» |
Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
1.Дускаева Л.Р., Русинова И.И. Работа над текстом: секреты успеха: Учебное пособие / ПОИПКРО. – Пермь, 2010. – 100 с.
2.Давайте говорить правильно!: Трудности грамматического управления в современном русском языке: Краткий словарь-справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2015. – 176 с.
3. Кобзарева Л.А. Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения. – Волгоград: Учитель, 2014. – 133 с.
4.Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах.
– 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2017.
5.Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: Дидактические и справочные материалы. Тесты. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014. – 432 с.
6.Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 7-е изд. – М.: Дрофа, 2017. – 224 с.
7.Нарушевич А. Культура речи «желает лучшего». Лексические ошибки // Русский язык и литература для школьников. – 2016 - №1.- С. 2-9.
8.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2014. – 944с.
9.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 2015. – 704с.
10.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение
Перечень электронных образовательных ресурсов http://www.school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал http://www.ug.ru/ - «Учительская газета» |
Перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену www:fipi.ru |
11.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение
Предварительный просмотр:
Творческие задания для учащихся 5 класса.
Анализ зрительного образа.
1. Назови по три предмета, которые могут сочетать 2 названные признака:
- яркий – жёлтый (свет, лампа, солнце…)
- пушистый – зелёный (ёлка, шарф, трава…)
- прозрачный – голубой (небо, глаза, вода…)
- сильный – добрый (человек, руки, собака…)
В некоторых случаях признаки могут использоваться не только в прямом, но и в переносном значении: сладкий – лёгкий (жизнь, запах, победа)
2. Назови два предмета, которые бы обладали сразу тремя признаками:
- гладкий – чёрный – тихий (вода, собака…)
- белый – мягкий – съедобный (хлеб, мороженое..)
- тёмный – тяжёлый – шумный (поток воды, небо…)
- светлый – лёгкий – блестящий (волосы, ткань…)
3. Разгадай загадку:
- Не машина, а железный, со шляпкой, а не гриб. (Гвоздь)
- Маленькое, сдобное
Колесо съедобное,
Я одна тебя не съем,
Разделю ребятам всем. (Бублик)
Умение находить общие и различающиеся признаки предметов.
Даны предметы: шкаф – телевизор, магнитофон – собака, книга – машина. Найди между ними как можно больше отличий.
Например:
Шкаф | Телевизор |
большой | обычно небольшой |
используется для хранения вещей | не используется для хранения вещей |
не нуждается в электричестве | нуждается в электричестве |
Найди общие признаки вышеперечисленных предметов.
Например:
Шкаф – Телевизор |
Предметы домашнего обихода |
Подставка для других вещей |
Предметы любования |
Объекты искусственного происхождения |
Умение составлять сюжетный рассказ.
1. Представь, что ты превратился в домашнее животное: собаку, попугайчика, хомячка или кошку. Попробуй представить, как протекает твоя жизнь:
- Что ты ешь?
- Чем занимаешься днём?
- Кто твой хозяин и как он к тебе относится?
- Где ты спишь?
- Какой приятный сюрприз ты хочешь получить от хозяина?
Составь от имени выбранного животного рассказ на тему “День и ночь моей жизни”.
2. Попробуй составить рассказ об одном из предметов домашнего обихода. Выбери сам такой предмет. Он может жить на кухне, в комнате или в ванной. Тебе помогут составить рассказ вопросы, которые задаёт этот предмет:
- Что со мной происходило до того времени, как я попал в дом?
- Как я попал в дом?
- Что я могу делать или что со мной можно делать?
- Кто меня больше всех любит, и кого я больше всех люблю?
- Какие интересные истории со мной происходили?
- С какими предметами я дружу?
- Кого я не очень люблю?
Умение находить причину событий, устанавливать причинные связи между событиями.
1. Придумай рассказ, объясняющий причину возникновения следующей ситуации:
- Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга.
- Во всём доме внезапно погасли все электрические лампы.
- Окна всех школьных кабинетов распахнуты настежь.
При поиске возможных причин не стоит отбрасывать причины маловероятные, необычные.
Например: ситуация, когда речка могла выйти из берегов и затопить окрестные луга, могла произойти как из-за дружного таяния снега весной, так и из-за того, что космический корабль инопланетян, приземлившись в русло реки, перегородил её, образовав запруду.
2. Придумай рассказ, связав между собой следующие события:
- Белка, сидя на дереве, уронила шишку. – Самосвал с грузом не пришёл по назначению вовремя.
- Собака погналась за курицей. – Школьники не смогли поехать на экскурсию.
Например:
Белка, сидя на дереве, уронила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, сидевшего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Водитель самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофёр заблудился в лесу, и самосвал с грузом не пришёл по назначению вовремя.
Умение объяснять образное сравнение.
1. Объясни, что это означает:
- Мальчик, как медведь
- Учитель, как грозовая туча
- Человек, как стена
- Деревья, как богатыри
- Воздух, как стеклянный.
2. Придумай, с чем можно сравнить:
- Причёску
- Одуванчик
- Снежинку
- Озеро
- Ветер
Необходимо помнить, что образное сравнение можно составить по любому признаку предмета или явления.
Например: причёска.
Форма: причёска, как взрыв, как грива льва, как барашек.
Прочность: рассыпалась, как картонный домик, как песочный куличик; держалась, как из железобетона.
Цвет: как из соломы, как воронье крыло, как морёный дуб.
Красота: как произведение искусства.
Желательно придумать как можно больше сравнений.
Умение подбирать слова, противоположные по значению.
1. Подбери слова, противоположные по значению:
- Свежий хлеб – …
свежий ветер – …
свежая рубашка – … - Чёрная ткань – …
чёрная работа – …
чёрные мысли – …
2. Для сравнения разных предметов нужно сопоставить только признаки, противоположные по значению. Найди ошибки и исправь их.
- На тарелке лежало два яблока: одно было зелёное, а другое кислое.
- У меня собака большая, умная, а у тебя маленькая, некрасивая.
- Было у одной вдовы две дочери: одна красивая и работящая, а другая сварливая и злая.
Умение согласовывать слова в предложении.
1. Поэт написал стихотворение про девочку Милу, но, когда он ушёл, все слова в столбиках перепутались. Помоги каждому слову найти своё место.
Мила | Милу | было | мыла |
(Мама Милу мыла мылом.
Не жалела мама мыла.
Мила мыла не любила.
Ей без мыла было мило.)
2. Напиши как можно больше предложений, в которых слова начинались бы с указанных букв. (Предложение состоит из четырёх слов.)
- Б… у… ж… б…
- С… о… н
- К… е… л… к…
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по русскому языку в 10 классе
1. Расставьте ударения в словах.
Апостроф, красивее, генезис, жалюзи, газопровод, кремень, премирование, звонишь, углубить, оптовый. (По 1 баллу за слово.)
2. Подчеркните правильный вариант произношения.
Афера – афёра, новорожденный – новорождённый, жердочка – жёрдочка, никчемный – никчёмный, опека – опёка, осетр – осётр, свекла – свёкла, головешка – головёшка. (По 1 баллу за слово.)
3. Образуйте от данных существительных форму множественного числа именительного падежа:
Бухгалтер, веер, директор, инженер, катер, округ, ректор, отпуск, торт, паспорт, профессор, шофёр. (По 1 баллу за слово.)
4. Даны слова: грот, лоб, рыж (краткое прилагательное), мусс, чуть, шел, бук, жег, раб, рад, сонь (род п. мн.ч.), шил.
Если каждое из данных слов произнести в обратном порядке, то из некоторых слов можно получить другие слова (необязательно в начальной форме). Укажите, какие слова имеются в виду и какие слова Вы получили при перестановке звуков. (По 1 баллу за каждое правильно указанное слово.)
5. На примере слов одолеть, долой, долина можно ли доказать мысль педагога 19 века В.П. Шереметевского: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении слов»? (3 балла)
6. Что чьё? Соедините перепутанные прилагательные и существительные в правильные фразеологизмы, объясните их значение и найдите одно «лишнее» по структуре выражение.
Дамоклов кафтан, сидорова ослица, иерихонская грамота, тришкин меч, валаамова коза, филькина труба.
(По 1 баллу за верное составленный фразеологизм; по 1 баллу за верное определение значения; 1 балл за найденное «лишнее» слово; 1 балл за аргументацию выделения «лишнего» слова.)
7. Найдите «четвёртое лишнее»: Нефтегорск, Белогорск, Электрогорск, Зеленоградск. Прокомментируйте свой выбор.
(За выявление «четвёртого лишнего» – 1 балл; комментарий выбора – до 3 баллов, в зависимости от полноты и правильности ответа.)
8. Определите, какой частью речи является слово пропасть в следующих предложениях. Ответ аргументируйте.
Направо был утёс, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне её, казалась гнездом ласточки (Лермонтов).
Я нашила пропасть, да после траура всё ещё не решаюсь щеголять-то (Островский).
− Тьфу пропасть! – говорит она, и тот дурак, кто слушает людских всех врак (Крылов).
(По 1 баллу за правильное определение части речи; по 2 балла за аргументацию каждого примера; по 1 баллу за свой пример.)
9.
Продажа сахар_ Подсыпь сахарк_ Кусок сахар_ Выпейте ча_ Налейте-ка чайк_ | Производство ча_ Пачка индийского ча_ История народ_ Много народ_ |
Распределите словосочетания на три группы:
- словосочетания, в которых существительное в родительном падеже может иметь только окончание –а (-я);
- словосочетания, в которых существительное в родительном падеже может иметь только окончание –у (-ю);
- словосочетания, в которых существительное в родительном падеже может иметь вариативные окончания –а (-я); –у (-ю);
Обоснуйте свой выбор. (По 1 баллу за словосочетание, верно отнесенное в группу; 2 балла за развернутое объяснение.)
10. Являются ли выделенные формы однородными членами? Аргументируйте ответ.
1. Ты давай поспешай с отрядом, а я пулемётную заставу на дороге сниму пока (Иванов).
2. Туда, за эти дымы, навстречу солнцу, летели самолёты. Они летели низко, по три в ряд (Иванов).
3. Гвоздев ни с того ни с сего прислал свой денежный аттестат (Б. Полевой).
(По 1 баллу за правильный комментарий.)
11. В словаре В.И. Даля мы находим следующую рекомендацию: Не пинай свиньи: свороб выступит. Что означает свороб? Как вы понимаете смысл данной пословицы? (2 балла за определение значения слова; 2 балла за объяснение смысла.)
12. Перед вами документ, написанный на бытовом варианте древнерусского языка XVII столетия. Определите его жанр. Найдите ему аналогию в делопроизводстве нашего времени. Переведите на современный русский язык. (5 баллов)
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по русскому языку. 5 класс.
1.Расставь ударение в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, средства. (За каждый правильный ответ: 1 балл)
2.Добавь к каждому из данных слов букву, чтобы получилось новое слово. Запиши получившиеся слова.
Рубка, стол, клад, лапа, укус. (За каждый правильный ответ: 1 балл)
3.Нам пришла шифровка. Помоги понять смысл текста, перепиши его в первоначальном варианте.
Приглашаю тебя на свадьбу дочери.
Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.
Бока. Сахар
(За каждое расшифрованное слово 0,5 балла.)
4.Отметь слова, в котором буквы я, е, ё, ю передают 2 звука.
а) лето
б) счетчик
в) подъезд
г) поздняя
д) юный
(За каждый правильный ответ 1 балл.)
5.Прочитай стихотворение, выпиши слова, родственные слову «вода».
Дождик льёт — кругом вода,
Мокнут столб и провода.
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода,
От бегущих быстро вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод —
На земле водоворот.
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
6.Составь и запиши слово, используя следующие подсказки:
Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка, суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход.
7.Отметь, в каком ряду во всех словах пишется буква И:
1)рисовать в альбом.., в тетрад.., в тетрадк..
2) стоять на опушк.., на дорог.., на площад..
3) запах полын.., сирен.., зелен..
8.Вставь пропущенные буквы:
а) в..лосок
б) ф..нари
в) с..лат
г) в..трина,
д) ч..совщик
(За каждый правильный ответ 1 балл)
9.Вставь букву Т там, где необходимо:
а) Вкус_ный
б) Свис_нул
в) Мес_ность
г) Гиган_ский
д) Поз_ний
(За каждый правильный ответ 1 балл)
10.Подчеркни выделенные слова как члены предложения.
Когда кошка оплакивает мышь, не верь ей.
11.Расставь предложения в правильной последовательности, чтобы получился текст.
1) Они раскачивались и шумели.
2) Сосны толпились у берега
3) Одна сосна даже приподнялась на цыпочки, так что стали видны её толстые крепкие корни.
4) Ветки у них сбежались к верхушкам, чтобы увидеть всё, что за лесом.
5) Сосны вытягивались вверх, вытягивались и стали самыми стройными, высокими деревьями в лесу.
Ответы на задания олимпиады по русскому языку 5 класс
1.тОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, срЕдства.
2. трубка, столб, склад, лампа, уксус
3. Приглашаю тебя на свадьбу дочери.
Дом № шесть под горой. Зеленая дверь налево. Там будет много гостей. Моя дочка Тома в фате. Жаль, что из-за дел не могу тебя встретить.
Пока. Захар
4. в, г, д
5.Вода, водоотвод, водоворот
6. рассказчик
7. 3)
8. а) волосок
б) фонари
в) салат
г) витрина,
д) часовщик
9. а) Вкусный
б) Свистнул
в) Местность
г) Гигантский
д) Поздний
10. Когда кошка (подлежащее) оплакивает мышь (дополнение), не верь ей.
11. 2, 1, 4, 3, 5
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ МЕЖДУ КОМАНДАМИ 6-Х КЛАССОВ «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Цель:
- В занимательной форме формировать познавательный интерес учащихся к русскому языку
Задачи:
- Развивать речь, память, мышление
- Формировать умение работать в группе
- Воспитывать уважение и любовь к родному языку
Оборудование:
- стойки с названиями команд
- ведомости для жюри
- чёрные ящики с предметами
- фонограмма мелодий
- оформление класса
- раздаточный материал.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Слово учителя.
Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. И это происходит благодаря языку. Мы говорим о языке вообще. А что такое русский язык?
(ученики читают стихи)
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский,
Как этот русский лес.
И в радости, и в грусти-
Он всякий раз со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина, родной!
Язык наш прекрасный-
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им и рассказы, и сказки-
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни наш великий язык!
Русский язык- это национальный язык русского народа. Мы на нём говорим, читаем, пишем, слышим его по радио и с экрана телевизора.
А как вы думаете, хорошо ли мы его знаем? Вот это мы сейчас и выясним.
Итак, сегодня –состязание команд знатоков русского языка, на котором мы должны лишний раз убедиться в том, что « нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
Вы поделились на команды, у каждой команды есть капитан.
( команды представляют названия, девиз)
Никакое соревнование не обходится без жюри.
Разрешите мне представить
Неподкупное жюри:
Будет баллы строго ставить,
За ошибки вас журить.
Надо очень постараться,
Веру в нас не обмануть.
Ну, команды, вы готовы?
Что ж, желаю в добрый путь!
- Начнём с разминки, с « хитрого « вопроса. (конкурс не оценивается)
Как сказать правильно?
У рыб нет зубов.
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубов.
(у рыб есть зубы)
2. конкурс «творческое задание». Восстановите текст.
Змиа.
Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеои и сптя. Блкеи сдтия в дплхуа и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Злые влкои бгтеаю по лсеу.
Змйио.
На дврое хлднооо. Снге пкрлоы змлею. Мрзоо рзрсвлаиоа стклеа змслвтмаыоаыи зрмуоаи. Врбьоои пргтяаю по зснжннмаееы држкмооа. Глднооо им змйио.
3.могуч наш язык, есть в нём много разделов. Вспомните, что изучает фонетика. ( отвечают)
Сейчас каждая команда будет разгадывать фонетические загадки, и вам необходимо будет произвести фонетический разбор отгадок. А капитаны в это время выполняют своё задание.
По волнам гуляет зонтик,
Если встретите- не троньте!
Вот так чудо, вот так диво:
Зонтик жжётся, как крапива. (медуза)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (пчела)
Задание для капитанов.
Распределить слова в три колонки так, чтобы было:
- букв > звуков
- букв < звуков
- буквы = звукам.
Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.
- Конкурс « тёмная комната».
Угадайте слово по его описанию.
– «глаз» автомобиля (фара)
–«архитектурное строение» пчёл (улей)
–шляпка на ножке (гриб)
–лесной барабанщик (дятел)
–не носки и не чулки (гольфы)
5. Следующий конкурс для тех, у кого богатый словарный запас: конкурс полиглотов. У вас на листочках записано слово и три варианта ответов.
Табу- это:
- сокращённо табуретка
-порода обезьяны
-запрет
Лорнет- это:
-очки
-кабинет
- туалет
Ассорти- это:
-вид цветов
-смесь
-шорты.
6. А сейчас конкурс капитанов, который называется « чёрный ящик». У меня есть чёрный ящик с неким предметом. Я постараюсь намекнуть вам на то, что в нём находится. Ваша задача - угадать этот предмет и записать на листочек.
1.За ним ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из-за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
2. Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного влиятельного, отличающегося своей чрезмерной худобой господина. Глупый человек будет искать её среди скошенной травы, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (иголка)
3. Её нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему-нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет-то и вообще не клали. Что это за съедобный предмет? (соль)
4. она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, хватать в охапку, ими можно даже закидать. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
- И немного математики. В таблице зашифровано слово, вам надо угадать его.
№ п/п | Примеры | Да | Нет | !!! | |
1 | 5+2+1=8 | П | У | 🡪 | П |
2 | 7-1-3=4 | Ц | Р | 🡪 | Р |
3 | 10+5-8=8 | Х | Е | 🡪 | Е |
4 | 2+7=7+2 | В | Ы | 🡪 | В |
5 | 6+2+1=1+2+6 | О | Ф | 🡪 | О |
6 | 5-3=10-7 | Й | С | 🡪 | С |
7 | 7+1+1=10-2+1 | Х | А | 🡪 | Х |
8 | 8 > 6+1 | О | Я | 🡪 | О |
9 | 10-5 < 7 | Д | Л | 🡪 | Д |
10 | 1+2+3 > 9-2-1 | М | Н | 🡪 | Н |
11 | 10-5-4 < 5-4-1 | Ю | О | 🡪 | О |
3. Подведение итога.
Вот и закончились наши испытания. Пока жюри готовится назвать победителей, хочется еще раз отметить значимость русского языка в нашей жизни. Прислушайтесь к тому, о чём говорил академик Д. С. Лихачёв: « Язык - самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком – устным или письменным – надо следить постоянно». Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
По праву русский язык велик и могуч. Почаще вспоминайте слова И. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
1 Составление ассоциативных кроссвордов.
Если учителю необходимо проверить, усвоен ли фактический материал по пройденной теме (например, очерк жизни и творчества писателя), то, наряду с любым фронтальным заданием, составление ассоциативного кроссворда может быть дано индивидуально.
Ученику предлагается на ватмане или большом листе бумаги вписать в клеточки подготовленной «решетки» слова, имеющие отношение к данной теме: названия произведений писателя, фамилии и имена персонажей, круг общения писателя, ключевое слово из его цитаты, названия журналов, в которых публиковались произведения писателя и т
2Статические данные
Можно дать в качестве домашнего задания и такую работу как «Статистические данные». Это исследование текста художественного произведения, в процессе которого путем количественного подсчета слов определенных частей речи делаются выводы об особенностях творчества того или иного поэта или писателя. Например, во время знакомства с творчеством А.А. Фета, учитель предлагает прочитать стихотворение «Шепот, робкое дыханье» и посчитать, сколько в нем слов различных частей речи:
- существительных — 23
- прилагательных — 7
- союзов — 3
- предлогов — 1
- глаголов — 0 (?!)
3«Эмблема темы». На этапе обобщения и систематизации знаний при изучении определенного параграфа, раздела или тематического блока ученикам предлагается придумать эмблему, которая будет содержать какую -либо важную информацию. Например, важным моментом при изучении темы «Местоимение» является понимание того, что в речи местоимение способно заменять другие части речи. И оно отвечает на такие вопросы, изменяется так, как те части речи, которые местоимение заменяет. Другими словами, если проводить аналогию со спортом, местоимение является в языке запасным игроком. Из этого и вытекают основные признаки местоимения.
4 Составление . Синквейна
Местоимение
самостоятельная изменяемая (часть речи)
указывает не называет заменяет
Является всеми членами предложения.
«Запасной игрок»
5Задания по литературе для 7 класса.
Задание 1.
5 Угадайте героя художественного произведения. Назовите само произведение и его автора.
Гладкий, голый, как из бани, Под горой в штабной избушке,
Встал, шатаясь тяжело. Парня тотчас на кровать
Ни зубами, ни губами Положили для просушки,
Не работает – свело. Стали спиртом растирать.
Подхватили, обвязали, Растирали. Растирали…
Дали валенки с ноги. Вдруг он молвит, как во сне:
Пригрозили, приказали – _ Доктор, доктор, а нельзя ли
Можешь, нет ли, а беги. Изнутри погреться мне,
Чтоб не всё на кожу тратить?
Задание 2.
Какое из прочитанных в прошедшем учебном году произведений вам понравилось больше всего и почему?
Задание 3.
Кто из героев НЕ является персонажем произведения И.А. Бунина «Кукушка»:
А) Коля и Митя
Б) барин
В) Варвара
Г) приказчик
Задание 4.
Какое слово, знакомое нам по литературе 18 века, в словаре В.И. Даля определяется как человек , не достигший полных лет, невзрослый, невозмужалый?
Задание 5.
Дайте определение понятию сонет.
Задание 6.
Назовите фамилию и инициалы писателя (поэта), который жил и творил в XIX веке, за свою недолгую жизнь создал великое множество художественных произведений, работал практически во всех жанрах литературы: писал стихи, поэмы, романы, повести, драматические произведения. Закончил Царско-Сельский лицей, был дружен с декабристами. К сожалению, прожил всего 38 лет.
а) М.Ю. Лермонтов в) И.С.Тургенев
б) А.С. Пушкин г) А.П.Чехов
Задание 7.
Какие из перечисленных изобразительно-выразительных средств использованы в стихотворении?
Догорел апрельский тёплый вечер, Но свежее пахнет зеленями
По лугам холодный сумрак лёг. Молодой озябший чернозём,
Спят грачи; далёкий шум потока И струится чаще над полями
В темноте таинственно заглох. Звёздный свет в молчании ночном.
И.А.Бунин
А) метафоры Г) инверсия
Б) олицетворения Д) градация
В) сравнения Е) эпитеты
Задание 8.
Угадайте героя художественного произведения. Назовите само произведение и его автора.
Каждое утро – зимою и осенью ещё затемно – она шла на Савеловский вокзал, где работала сцепщиком вагонов, и каждый вечер – зимой и осенью затемно – возвращалась домой. Вообще-то до войны она работала счетоводом, но в сорок первом на железной дороге не хватало людей, и она пошла туда добровольно да так потом и осталась. Там давали рабочую карточку, кое-какой паёк, а за усталой, рано сутулившейся спиной стояла коммуналка, из которой никто не уехал и осень сорок первого. И мужчин не было, а дети были, и она отдавала всю свою железнодорожную надбавку и половину рабочей карточки.
Задание 9.
Какое из прочитанных в прошедшем учебном году произведений вам понравилось больше всего и почему?
Задание 10.
Кто не является героем произведения М. Горького «Детство»:
А) Цыганок
Б) дядья Яков и Михаил
В) Варвара
Г) Данко
Задание 11.
Какая фамилия была у Митрофанушки, персонажа комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Задание 12.
Дайте определение понятию рецензия.
Задание 13.
. Назовите фамилию и инициалы писателя (поэта), который прожил долгую плодотворную жизнь, за 82 года жизни им было создано множество художественных произведений, среди которых «Севастопольские рассказы».
а) А.И. Куприн в) Н.В.Гоголь
б) М.И.Пришвин г) Л.Н.Толстой
Задание 14.
Какие из перечисленных изобразительно-выразительных средств использованы в стихотворении?
Зреет рожь над жаркой нивой, Робко месяц смотрит в очи,
И от нивы и до нивы Изумлён, что день не минул,
Гонит ветер прихотливый Но широко в область ночи
Золотые переливы. День объятия раскинул.
А.А.Фет
А) метафоры Г) инверсия
Б) олицетворения Д) градация
В) сравнения Е) эпитеты
Задание 15.
Угадайте героя художественного произведения. Назовите само произведение и его автора.
Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она – темная, но светилась изнутри - через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она мягкая такая же, как этот асковый зверь.
Задание 16.
Какое из прочитанных в прошедшем учебном году произведений вам понравилось больше всего и почему?
Задание 17.
Кто не является героем произведения Б. Васильева «Экспонат №….»:
А) Римма
Б) Анна Федотовна
В) Игорь Иванович Силантьев
Г) Алмазов Николай Евграфович
7.Какое название Л.Н. Толстой и М. Горький дали первым частям своих автобиографических трилогий?
Задание 18.
Дайте определение понятию антитеза.
Задание 19.
Назовите имя известного английского драматурга и поэта, жившего в начале XVII века, являющегося автором бессмертных трагедий «Ромео и Джульетта», «Гамлет».
А) А.Конан Дойл В)Уильям Шекспир
Б) Р.Льюис Стивенсон Г) Роберт Бёрнс
Задание 20.
Какие из перечисленных изобразительно-выразительных средств использованы в стихотворении?
Славная осень! Здоровый, ядрёный,
Воздух усталые силы бодрит; Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Лёд неокрепший на речке студёной Листья поблёкнуть ещё не успели,
Словно как тающий сахар лежит; Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Н.А.Некрасов
А) метафоры Г) инверсия
Б) олицетворения Д) градация
В) сравнения Е) эпитеты