МОЯ РАБОТА
Судейство, конкурсы, разработки, публикации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Альфа» г. Надым
План – конспект
экскурсии «Виртуальное путешествие по реке Надым»
Выполнила:
Медведева Валентина Евгеньевна
Педагог дополнительного образования
Надым, 2022 год
Конспект фрагмента занятия
туристско-краеведческой направленности
Тема занятия: «Виртуальное путешествие по реке Надым»
Цель: закрепление и расширение знаний в области подготовки экскурсий.
Задачи:
Образовательная: обогатить знания школьников о реке Надым, его географии.
Развивающая: развивать у учащихся навыки работы с компасом и картой, поисково-исследовательской деятельности.
Воспитательная: повысить интерес к изучению малой Родины, воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.
Продолжительность занятия: 15 мин.
Возраст детей: 13-15 лет
Место проведения: кабинет.
Инвентарь: компьютер, проектор, экран, карты, компасы, карандаши, листки бумаги.
План:
1. Организационный момент -1 мин.
2. Новый материал- 12 мин.
3. Подведение итогов - 2 мин.
Ход занятия:
Этапы учебного занятия | План-конспект | Примечание |
Организационный момент -1 мин. | - Здравствуйте, ребята и гости нашего занятия. Я рада, что мы с вами встретились. На столах для занятия вам необходимы будут карты, компасы, карандаши и листы бумаги. | Помощники раздают инвентарь. |
Изучение нового материала – 12 мин.
| Нады́м — река в России, протекает на севере Западной Сибири, по территории Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа, впадает в Обскую губу Карского моря. Топоним происходит от ненецкого «неидэм» — «топи, болотистая местность», что хорошо отражает особенности надымского поречья. Надым берёт начало в озере Нумто на возвышенности Сибирские Увалы в Белоярском районе Ханты-Мансийского автономного округа на высоте 106 метров над уровнем моря. Сделаем небольшую остановку. Возьмите карты. Найдите озеро Нум то, поселение с одноименным названием и определите точку, исток реки Надым. Протекает река по территории Надымского района. Река течёт сначала на северо-северо-восток, а затем после впадения справа речки Большая Хуху поворачивает на северо-северо-запад. Попробуйте высчитать длину реки Надым. Длина реки — 545[2] км, площадь её водосборного бассейна — 64 000[2] км². В 2014 году под руководством отделения Русского географического общества в Надымском районе состоялась экспедиция «Лукоморье. По следам предков» на озеро Нум-то к истоку реки Надым. В устье, при впадении в Обскую губу, Надым образует большую заболоченную дельту, разветвляясь на несколько рукавов. В бассейне реки множество водотоков, озёр и болот. Общее количество рек, ручьёв и проток более 2800, из них свыше 2300 имеют длину менее 10 км. Рек длиной от 50 до 100 км насчитывается всего 54, от 100 км и более — только 16. Главные притоки: левые — Левая Хетта, Хейгияха, Ярудей, правые — Татлягаяха, Симиеган, Танлова, Правая Хетта, Большой Ярудей. Несмотря на большую протяжённость и величину Надыма, его берега мало обитаемы, если не считать кочевых хозяйств. Единственные постоянные населённые пункты — город Надым в нижнем течении (по обоим берегам) и посёлок Хоровая в устье реки. Есть в бассейне реки исторический и археологический памятник культуры – Надымское городище. | Используем виртуальную карту поймы реки Надым. Просмотр фрагментов видеоматериала https://yandex.ru/video/preview/6195515589973099641 Просмотр фрагментов видеоматериала https://yandex.ru/video/preview/1320658854041221630 |
III. Подведение итогов. | Мы завершаем свое виртуальное путешествие по реке Надым. Чтение стихотворения Николая Гордеева о Сибири. Сибирь моя, держава снеговая, Отечество моё и колыбель Зачем, когда в чужих краях бываю, Меня зовет к себе твоя метель? Зачем манят кедровники и плесы, Трубит сохатый праздничным гудком, Зачем твои чалдонушки – березы Мне машут белым утренним платком? Сибирь! И чаще бьётся сердце, И тает грусть, как лёгкий дым, Могла бы кажется согреться Одним лишь именем твоим! Спасибо за внимание! |
САМОАНАЛИЗ
Тема занятия: «Виртуальное путешествие по реке Надым»
По плану занятия были поставлены задачи:
1. Образовательная:
обогатить знания школьников о реке Надым, его географии.
2. Развивающая:
развивать у учащихся навыки работы с компасом и картой, поисково-исследовательской деятельности.
3. Воспитательная:
повысить интерес к изучению малой Родины, воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.
Занятие проводилось в учебном помещении МОУ ДО «ДЮЦ «Альфа»
Конспект занятия соответствует программным требованиям
Подготовительная часть занятия длилась 1 минуту.
В ней использовались приветственное слово педагога и проверка подготовленности учащихся к занятию.
Основная часть была направлена на решение основных образовательных, развивающих и воспитательных задач и длилась 12 минут.
В заключительной части занятия было использовано стихотворение для большего эмоционального настроя учащихся от занятия и воспитания любви к малой Родине и ее красоте.
При организации обеспечения учебного занятия мною было уделено внимание на:
- соблюдение структуры занятия (осуществила подготовку и настрой, провела занятие по изучению нового материала в форме виртуальной экскурсии и подвела итог);
- обеспечение логической связи между частями занятия
- использование форм, технологий организации занятия: информационно- коммуникационные технологии; проектные методы обучения.
- соответствие дидактическим принципам
- целостность использования времени на занятии.
Предварительный просмотр:
Выступление педагога дополнительного образования Медведевой В.Е на заседании МОУ ДО «ДЮЦ «Альфа» по теме «Использование инновационных методик обучения в дополнительном образовании»
Происходящие в системе образования реформы требуют от учителей совершенствования способов обучения детей. Школьная подготовка больше оперирует информационными и обучающими методиками, направленными на развитие интеллекта. В дополнительном же образовании педагогические технологии более многочисленны и направленны на саморазвитие и на самореализацию учеников. Рассмотрим некоторые инновационные технологии, методы и формы:
1.Личностно ориентированные технологии - технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне.
2.Интегрированные занятия - это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры.
3. Проектные технологии – предполагают включение детей в социально и личностно-значимую деятельность (работа над творческими проектами).
4.Исследовательские и практические работы - заключается в получении учебной информации из первоисточников. Обучающиеся учатся работать с историческими документами, книгами, энциклопедиями, периодической печатью.
5.Информационно-коммуникативные технологии - компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала: изображения изделий декоративно-прикладного творчества, презентации по темам программы, мастер классы с поэтапным выполнением изделий ДПИ. Также компьютер и интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях
6.Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста), изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ребенок в роли педагога», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм»). Мы часто используем в работе такой метод как экскурсия.
7.Учение через обучение – метод обучения, при котором обучающиеся с помощью педагога готовятся и проводят занятия (презентации, мастер-классы). При разборе нового материала дети вместе со мной проводят занятия, объясняя материал младшим, а я контролирую.
8.Технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ребенок учит другого. Коммуникация двух обучающихся происходит в форме диалога. На занятиях спортивным туризмом дети с удовольствием делятся своими знаниями и при этом у ребенка у самого закрепляются знания и совершенствуются навыки.
9.Работа в малых группах - одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.
10.Профильное обучение - способствует ориентации на сферу будущей профессиональной деятельности.
11.Интернет-технологии – компьютерные обучающие программы, интерактивный электронный журнал (учебник), электронное портфолио, дистанционное обучение.
Отчетом о применении инновационных технологий могут стать творческие отчеты, открытые мероприятия, методические выставки, тематические консультации.
Применение разных видов педагогических технологий позволяет развивать познавательные навыки детей, их творческое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Педагог, использующий в своей практике инновационные технологии, обладает определенным уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации учебно-воспитательного процесса. Это указывает на высокий уровень личностного развития, способность к самоанализу и саморазвитию, умению оценивать качество собственной работы.
Подводя итог, можно сделать вывод, инновационные технологии в системе дополнительного образования детей позволят более полно раскрыть возможности педагога и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творческим, более гуманным и личностно-ориентированным, направленным на саморазвитие и самообразование личности.
- Иващенко В.Н.Инновации в образовании:общее и дополнительное образование детей: учебно- методическре пособие.-Ростов Р\Д: Феникс, 2011.-341 с.
- Инновационные педагогические технологии в современной школе : [сб. науч. тр.] / Чуваш. гос. пед. ин-т ; [отв. ред. О. Г. Максимова]. – Чебоксары : ЧГПИ, 1996. – 123 с.
- Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.: Школа-Пресс, 2000 г.– с. 492.
- Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.– Минск: Современное слово. – 2005.– с. 198.
- Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. –№ 5. – с. 10.
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма
«Формирование функциональной грамотности на занятиях краеведения».
Педагог дополнительного образования Медведева ВЕ.
Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям:
- читательские способности;
- естественнонаучное;
- математическое.
На занятиях краеведения функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:
- работу с текстом
- работу с картой
- работу со статистическими данными.
Для развития функциональной грамотности педагогу необходимо работать в следующих направлениях:
1 направление: разработка заданий на функциональную грамотность
Лучше такие задания проводить в качестве разминки,
2 направление: самодиагностика, оценивание для обучения.
Для этого можно использовать релейные работы. Раньше их называли «задания массивом», т.е. учащимся предлагается множество заданий или задач, решить которые он может по своему выбору. Из них составляется итоговая работа: чем больше задач решил учащийся, тем больше вероятность успешного выполнения итогового задания.
3 направление: взаимообучение + социализация.
Учащиеся уже привыкли к комментариям оценок педагога, и если в начальной школе это действует как поощрение, то в среднем и старшем звене оценивание педагогом особенно творческих развивающих заданий не несет ценности для ребенка и не способствует его развитию. Здесь помогает оценивание по критериям работы на основе взаимооценивания.
4 направление - работа с дискретным текстом –
в краеведении, это и работа с картой, так как любой человек должен уметь использовать карту в практических целях. Методика формирования умений работать с картами различного содержания включает: во-первых, глубокое овладение учащимися картографическим методом исследования, для чего необходимо предусмотреть выполнение учащимися таких заданий, которые помогали бы им осознать те действия, с помощью которых они находят решение. Например,
Совершите путешествие по физической карте России (маршрут выберите сами, в работе используйте и другие карты). Расскажите, какая природа, будет вас окружать и с какой хозяйственной деятельностью, вы встретитесь. Во-вторых, необходимо организовать практическую работу с картографическими изображениями, выводимыми на экранах школьных компьютеров.
Работа с текстом.
Одна из проблем, существующих сегодня , - среднестатистический учащийся не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. Учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.
Работа со статистическим материалом.
К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.
К таким типовым заданиям можно отнести работу с климатограммами
Для повышения функциональной грамотности на занятиях можно использовать
- комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное
- составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений
- высказывание своего мнения по тексту,
- составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схеме
- создание схематичного рисунка по тексту
- нахождение географических ошибок в предложенном тексте
- заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу
- составление кроссвордов
- чтение художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса. Данный прием успешнее всего можно использовать при подготовке команды учебного заведения к участию в различных конкурсах.
Работа с картой. Одной из целей занятий краеведением является формирование картографической грамотности. Ведь одним из главных методов исследования является картографический. При изучении мест родного края, при участии в походах, экскурсиях учащимся требуются следующие умения
- умения читать карту
- владеть приемом наложения карт
- развитого пространственного представления картографической информации.
- умения на определение географического объекта по его координатам и обратная – нахождение географических координат объекта
- умения , требующие развитого пространственного воображения и знания карты.
Внимание работе с картой следует уделять на каждом занятии.
Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:
«Стороны горизонта»
- помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту.
«Немая карта» – учащимся раздаются пустые контурные карты, на которых они должны:
- отметить на карте цифрами соответствующие географические объекты (педагог указывает на доске цифру – географический объект)
- написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте.
«Путешествие по карте»
Задание. На соревнования по туризму в г. Надым приехали спортсмены со всех городов ЯНАО Каким путем они добирались к месту соревнований. Найти на карте все города ЯНАО, определить маршрут, на каком транспортном средстве и примерное затраченное время. Указать географические объекты .На все эти вопросы можно ответить, используя только географические карты.
Использование топографических карт:
«Найди меня»
Один учащийся по карточке читает свое местонахождение на карте используя топографические знаки, которые он показывает остальным учащимся. Ребята должны определить его местонахождение.
Пример. Я нахожусь на С-З от (условный знак населенный пункт) П.Тазовский. Вокруг моего местонахождения расположены (условный знак узкие полосы леса). С трёх сторон мое местоположение окружено (условный знак автодорога). Итак, я нахожусь (условный знак церковь). Назовите населенный пункт, в котором она расположена
«Ранжированный ряд».
Данный прием проверяет способность групп ранжировать единичные или общие понятия.
Пример. Выстроите ряд городов ЯНАО по масштабу
Использование парной формы работы с картами:
«Гонка за лидером»
Хорошо идет отработка знаний карты в этой игре. К карте вызываются два, примерно равных по знаниям, ученика. Учащиеся класса по очереди называют объекты географической номенклатуры, которые не должны повторяться. Отвечающие должны быстро и правильно показать их. Показавший правильно первым зарабатывает балл. Такая работа проводится со всей группой, требует внимания всех учащихся, вызывает интерес и дает результаты.
«Согласен, не согласен»
В паре один из учеников зачитывает список из примерно 10 высказываний, каждое из которых содержит законченную мысль. Мысль может быть как истинной, так и ложной. Второй ученик отвечает на вопросы. Затем они меняются формой работы, после выполнения задания выдается ключ с правильными ответами и проводится взаимооценка.
Пример.
1 | Г. Надым расположен на Левом берегу р. Надым | |
2 | Г. Новый Уренгой расположен на берегу моря | |
3 | Надым переводится как | |
4 | Самая большая река ЯНАО Кама | |
5 | В ЯНАО не растут только карликовые деревья. |
«Найди лишнее».
Найти лишний объект и дать объяснение выбору:
Использование фронтальной формы работы с картами
«Установите соответствие».
Использование творческих заданий при работе с картами.
«Я – капитан».
Пример. Разработай маршрут движения своего корабля из пункта г. Салехард до г Тюмень запиши все географические объекты, которые встретятся тебе на пути.
Использование ассоциативных заданий при работе с картами.
Использование логических заданий при работе с картами.
Пример. «Раздели слова на группы»
Задание дается в виде списка, необходимо разделить на группы, причем, количество групп не указывается, их может быть несколько, чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ.
Здесь название городов, рек, деревьев, гор. И .т.д
Использование номенклатурных заданий при работе с картами.
Пример. У карты два учащихся. Один называет объект, второй показывает.
Пример. Перечислите все объекты .
Пример. Желающий учащийся совершит путешествие или “плавание” по карте выходит к карте . Путешествуя, он должен перечислить все объекты, встречающиеся по пути следования. Группа с особым вниманием следит за ответом, так как нужно оценить ответ учащегося и существенные дополнения также оцениваются.
Пример. У карты работают два ученика. Один называет объекты, другой закрепляет сигнальные кружки красного цвета на местонахождении объекта. Учащиеся очень хорошо видят правильность показа объекта на карте и соответственно оценивают ответ
Кроме этого, можно использовать общие приемы формирования функциональной грамотности:
-географический диктант по терминам . В младших группах педагог называет суть географического термина, а учащийся должен записать название этого термина. В старших группах наоборот – учитель называет термин, а учащиеся пишут его расшифровку. Это значительно усложняет задачу.
- теоретической – письменные ответы на теоретические вопросы
- тестовой части.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Срнедняя общеобразовательная школа № 2
Выполнила
Учитель физической культуры
Медведева В.Е.
Функциональная грамотность на уроках физкультуры
В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:
формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;
развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личнос
формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
· воспитание моральных и волевых качеств;
· развитие опыта межличностного общения.
Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практико-ориентированные задания и др.).
Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания.
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.
Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности”. Что же такое «компетенция» и «компетентность»?
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), предлагается трехуровневую иерархию компетенций:
· ключевые компетенции — относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
· общепредметные компетенции — относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
· предметные компетенции — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.
Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:
· формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;
· развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
· воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
· формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
· воспитание моральных и волевых качеств;
· развитие опыта межличностного общения.
Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся. На данный момент нет единой точки зрения, сколько и какие компетенции должны быть сформированы у обучающихся.
Внедрение компетентностного подхода в физическое воспитание школьников поможет сформировать у обучающихся:
· способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;
· умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
· готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
· умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;
· умение уживаться с другими;
· готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
· умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.
Рекомендации по формированию у обучающихся функциональной грамотности на уроках физической культуры
Функциональная грамотность рассматривается как метапредметный образовательный результат. Она способствует адекватному и продуктивному выбору программ профессионального образования, помогает решать бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга, ответственно относиться к обязанностям гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодействовать с природной средой.
Международные исследования PISA (Programme for International Student Assessment), направленные на оценку качества образования в различных странах через диагностику, в том числе уровня функциональной грамотности выпускников основной школы, декомпозируют функциональную грамотность в виде трех составляющих:
· грамотность в чтении — способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, для того чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
· грамотность в математике — способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах (личностный, общественный, профессиональный, научный). Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину;
· грамотность в области естествознания — способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
· дополнительным видом выступает финансовая грамотность — способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов на текущий момент и будущие периоды.
PISA понимает функциональную грамотность
· в широком смысле как совокупность знаний и умений граждан, обеспечивающих успешное социально-экономическое развитие страны;
· в узком смысле — как ключевые знания и навыки, необходимые для полноценного участия гражданина в жизни современного общества.
В каждый урок должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности учащегося.
Читательская грамотность на уроках физической культуры
Для развития читательской компетенции на уроках физического культуры должны использоваться аутентичные тексты (не адаптированные для учебной деятельности). С целью применения в жизни следует предлагать учащимся задания на извлечение информации из разных источников, например инструкций по здоровому образу жизни, схемы опорно-двигательной системы и т. д.
Математическая грамотность на уроках физической культуры
Задания, направленные на развитие математической грамотности, предполагают использование умений формулировать ситуацию на языке математики, применять математические понятия, факты, процедуры, интерпретировать, использовать и оценивать результаты с опорой на математическое содержание.
Для этого необходимо предлагать задания, содержание которых включает графические данные (рисунки, схемы, таблицы, графики), а также задачи, решение которых может быть выполнено графическим способом.
Финансовая грамотность на уроках физической культуры
Для развития финансовой грамотности на уроке физической культуры необходимо включать задания на расчет стоимости спортивного оборудования и инвентаря для организации соревнований в школе, в классе.
Рекомендуется систематически включать в число самостоятельных заданий для учащихся подготовку сообщений о знаменитых спортсменах, истории развития спортивных игр.
Развитие креативного мышления на уроках физической культуры
Предлагаемые задания необходимо дополнить вопросами, направленными на развитие креативного мышления. Они должны включать выдвижение решений, их совершенствование и уточнение, а также отбор креативных идей и оценку их сильных и слабых сторон: «предложите возможные варианты …», «оцените …», «как изменится…, если…», «разработайте …» и т. д.
Естественнонаучная грамотность на уроках физической культуры
Для формирования и развития естественнонаучной грамотности рекомендуется предлагать учащимся задания, основанные на учебном материале физики и биологии например, расчет длины прыжка, скорости при определенных погодных условиях, физических параметрах человека.
При разработке заданий по функциональной грамотности рекомендуется ознакомиться с демоверсиями таких заданий на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», где опубликованы открытые материалы для оценки функциональной грамотности учащихся по шести направлениям.
Рекомендации по проектированию заданий на проверку уровня сформированности функциональной грамотности на уроках физической культуры
Задания на формирование математической грамотности
Разработать задачу, проверяющую математическую грамотность, непросто – она должна соответствовать ряду критериев. Например, информация должна быть новой для школьников, но не привязанной к содержанию других предметов.
Задания должны проектировать жизненную ситуацию и быть доступными для детского восприятия.
При работе с учебной текстовой задачей возможен следующий алгоритм ее перевода в разряд компетентностно ориентированных:
· прочитать текстовую задачу, например, на движение (пешеход и догоняющий его велосипедист), проанализировать ситуацию;
· предложить некоторую свою интерпретацию этой задачи, например, сестра ушла в школу, забыв телефон, брат поехал на велосипеде ее догонять (при этом модель задачи не меняется, но ситуация максимально приближена к личному опыту ученика);
· предложить школьникам самим дополнить ситуацию данными, например, ограничив время указанием времени начала урока (задача меняется и теряет абстрактность);
· предложить ребятам вспомнить похожую ситуацию из своей жизни и записать ее в виде своей задачи.
Основные типы задач, которые можно использовать в работе учителя при формировании математической грамотности:
· на знание теории (верно/неверно),
· практико-ориентированные задачи, практические работы,
· исследовательские мини-работы, проекты,
· нестандартные задачи,
· задачи с избытком или недостатком данных.
Пример задачи для урока физической культуры. Как правильно построиться по росту учащимся имеющим следующий рост: Вова – 176,5 см, Сергей – 178,5 см, Маша – 155,4 см, Вика – 164,4 см, Миша – 172 см, Коля – 163,8 см.
Элементы сторителлинга в формировании читательской грамотности
При использовании обучающих текстов на занятиях, будет уместным, применение игровых технологий, в частности, элементов сторителлинга. Текст истории – не единственный способ передачи информации, используемый сторителлерами.
Увлекательная история может быть подана с привлечением инфографики, фотографий, анимацией и видеофрагментов. Такие способы часто оказываются эффективными, т. к. восприятие визуальной информации во много раз быстрее, чем восприятие текста.
Компонентами историй могут стать яркие вымышленные персонажи – герои, которые однозначно заинтересуют аудиторию слушателей. У всех персонажей должны быть свои особенности характера, которые будут отражаться в рассказанных событиях.
Главный герой обязательно должен вызывать симпатию. Важно закончить историю, чтобы слушатели не занимались домысливанием того, что же будет дальше, а получили ответы на представленные вопросы.
История интересна лишь тогда, когда слушатель может ей сопереживать, подсознательно представляя себя на месте персонажа. В начале рассказа, предваряющем историю, важно зацепить внимание слушателей и удерживать его. Как правило, вступление заставляет «навострить уши» и задать мысленно вопрос: «Что будет дальше?». Вступление сосредотачивает внимание учащихся на проблеме, которая отражена в рассказе, оно должно быть обращено к реальному опыту слушателя и не должно содержать подсказку к решению проблемы.
Введя в проблему, раскрываем сюжет: привлекаем вымышленные компоненты, описываем характеры действующих лиц. Эта часть рассказа позволяет учащимся глубже проникнуть в проблему, о которой было упомянуто в начале истории.
В кульминационный момент история достигает апогея, возникает решение, раскрываются все загадки. Заканчивая рассказ, обязательно нужно подвести итог.
Особенности разработки практико-ориентированных заданий
При разработке практико-ориентированных заданий необходимо учитывать:
· формулировка условия задания должна быть в виде сюжета, ситуации, проблемы, решаемой знаниями различных разделов математики, физики, химии других наук или жизни;
· информация должна быть представлена в различных формах (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т. д.), что требует распознавания объектов;
· задание сформулировано таким образом, что включает многообразие путей решения и возможный их поиск в ходе работы.
Вместе с тем, практико-ориентированные задания должны:
· соответствовать программе определенного предмета,
· обогащать основные понятия учебного предмета,
· раскрывать их сущность в связи с жизнью, практикой, производством.
Понятия, термины должны быть доступными для учащихся. Содержание и требование задания должны быть реальны, решаться именно теми способами, какими оно решается в реальной жизни, доступным учащимся с учетом их возрастных и психологических особенностей, иметь открытую цепочку последовательных вопросов.
Сборник заданий на формирование всех видов функциональной грамотности на уроках физической культуры
Универсальные методики формирования функциональной грамотности на уроках физической культуры
Универсальные методики формирования функциональной грамотности хороши тем, что
· применимы при формировании любого вида функциональной грамотности;
· подходят для изучения любого предмета, в том числе физической культуры.
Владение функциональной грамотностью связано с умением обучающегося использовать универсальные методики как средство в своей деятельности. Используя их, учитель физической культуры не только учит детей, но и учится сам, формирует у себя функциональную грамотность.
Методика «Природа — городу — человеку»
Предполагает использование свойств объектов природы в социокультурном пространстве и жизни.
На уроках физической культуры можно предложить обучающимся подумать, как человек может использовать природу для физического развития, не причиняя ей вреда.
Методика «Алгоритм»
Предполагает разработку алгоритмов деятельности и поведения. Обучающимся предлагается использовать правила и инструкции, составлять схемы и выполнять лабораторные работы.
На уроках физической культуры это могут быть правила и инструкции по освоению упражнений, развитию выносливости и силы.
Методика «Маршрут»
Предполагает конструирование маршрута (роли: турист — интурист, гость — хозяин). Также можно составлять маршруты по таким направлениям, как «жизнь замечательных людей», «жизнь замечательных идей».
При составлении маршрутов параллельно можно научить обучающихся использовать геосервисы.
На уроках физической культуры можно составлять не только маршруты для прокладывания лыжни или беговых дорожек, но и составлять экскурсионные маршруты по спортивным достопримечательностям.
Методика «Оценка–прогноз–действие»
Предполагает прогнозирование последствий явления или действия.
Возможно применять, когда изучаются правила поведения на дороге, в транспорте, на природе, ситуации оказания первой помощи, предупреждения ожогов и обморожений и так далее.
На уроках физической культуры можно предложить обучающимся спрогнозировать, что произойдёт, если целенаправленно выполнять комплекс упражнений в течение недели, месяца, полугода.
Методика «За» и «против»
Предполагает выбор посредством анализа информации, объяснения и обоснования, принятия решения. В процессе использования методики развивается критическое мышление.
Возможно использовать на любом учебном предмете. Обучающиеся учатся определять положительные и отрицательные моменты, стороны действия или явления, продукта.
На уроках физической культуры можно предложить обучающимся составить комплекс упражнений, позволяющих развивать выносливость, и обосновать выбор того или иного упражнения.
Методика «Редуцированная таксономия целей обучения»
Методика помогает провести обучающихся от знаний к их применению.
Обучающиеся проходят три этапа:
1. Знание: запомнить, воспроизвести.
2. Понимание: объяснить, привести пример.
3. Применение: перенос в новую ситуацию, создание алгоритма, правила, совокупности свойств и так далее.
Дополнительные материалы
Формирование функциональной грамотности средствами физической культуры
Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры
Урок физической культуры на формирование математической грамотности
Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры с использованием кейс-заданий
Развитие читательской грамотности на уроках физической культуры
Всегда в каждом классе есть такие дети, которые забыли форму или освобождены на несколько уроков от занятий. Как же их занять? Предложить задания по технологии развития критического мышления.
Критическое мышление — навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями 21 века, понимать, для чего он учится, что и для чего он делает. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации — проблемные ситуации.
При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.
Цель данной технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. п.).
Критический мыслитель:
· формирует собственное мнение,
· совершает обдуманный выбор между различными мнениями,
· решает проблемы,
· аргументировано спорит,
· ценит совместную работу, в которой возникает общее решение,
· умеет ценить чужую точку зрения,
· сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.
Основа технологии развития критического мышления:
1. Вызов: актуализировать имеющиеся у учащихся знания по изучаемой теме, пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
2. Осмысление: помочь активно воспринимать изучаемый материал, помочь соотнести старые знания с новыми.
3. Рефлексия: помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал, помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Роль учителя в ТРКМ:
· направляет усилия учеников в определенное русло,
· сталкивает различные суждения,
· создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений,
· дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы,
· подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Технология критического мышления предлагает набор взаимосвязанных методов обучения и методических приёмов:
· «Корзина идей, понятий, имён»,
· «Составление кластера»,
· «Бортовой журнал»,
· «Выходная карта»,
· «Двойной дневник»,
· «Пометки на полях»,
· «Чтение с остановками»,
· «Совместный поиск»,
· «Продвинутая лекция»,
· «Взаимоопрос»,
· «Перекрёстная дискуссия»,
· «Зигзаг»,
· «Кубик»,
· «Составление таблицы ЗХУ»,
· «Написание синквейна»,
· «Учебный мозговой штурм»,
· «Написание эссе»,
· «Лекция с остановками»,
· «Концептуальная таблица».
Вот некоторые приемы формирования функциональной грамотности учащихся с помощью технологии развития критического мышления на уроках физической культуры:
1. Кластер по темам «Профилактика ОРЗ», «Предупреждение сколиоза», «Профилактика травматизма на уроках физической культуры», «Правила здорового питания», «Польза бега и ходьбы» и другие. После составления кластера учащиеся делают выводы и обсуждают, какое решение может быть у этих проблем.
2. Диаграмма Вена используется для сравнения гимнастических упражнений, спортивных игр, правил игры, судейства. Например: сравните кувырок вперед и назад, пионербол и волейбол. Учащиеся описывают отличия и сходства, работая в паре, в группе.
3. Чтение с пометками. Учащиеся читают текст, делая пометки для того, чтобы подготовить выступление на 1-2 минуты для одноклассников. Темы текстов могут быть самыми разнообразными. Например, о технике безопасности, ОБЖ, каких-то интересных фактах, здоровье.
4. Ключевые слова. Учащиеся получают карточку со словами, на основе которых готовят выступление по определенной теме.
Таким образом, использование стратегий и приёмов в технологии критического мышления предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по ТРКМ, учащийся реализует свои потребности и возможности, учится решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам своей собственной деятельности.
Методика мониторинговых исследований развития и физической подготовленности обучающихся
как способ формирования функциональной грамотности
Одним из индикаторов функциональной грамотности является грамотность в вопросах собственного здоровья.
Научный прогресс смещает центр тяжести нагрузки человека с физической сферы на психическую и умственную. Как никогда возрастает роль физической культуры в обеспечении жизнедеятельности человека. Из всех школьных предметов он — едва ли не единственный прививает ребенку сознательное и грамотное отношение к своему телу, своему здоровью, способствует физическому развитию человека, совершенствованию двигательных качеств, формированию знаний в области ведения здорового образа жизни.
Для того чтобы здоровый образ жизни стал не неким общественным эталоном, а осознанной индивидуальной потребностью, необходимо достижение уровня функциональной грамотности в сфере созидания собственного здоровья. Помочь ребенку в этом деле должен педагог, используя личностно-ориентированные методы обучения и воспитания.
Одним из способов формирования функциональной грамотности является методика мониторинговых исследований физического развития и физической подготовленности обучающихся.
Цель методики – дать знания, умения и навыки, необходимые для оценки показателей собственного здоровья, развития физических кондиций.
Для оценки показателей здоровья, обучающихся используется урок-валеологический практикум. В основе валеологического практикума лежит методика количественной экспресс-оценки уровня здоровья детей и подростков (по Л.Г. Апанасенко).
Вначале ребята знакомятся с методикой и параметрами, характеризующими физическое развитие.
Исследование физического развития проводится с использованием антропометрических методик:
· соматометрических – длина тела (рост), масса тела (вес);
· физиометрических — жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук (кистевая динамометрия).
Объясняется выполнение проб и тестов, работа с используемыми приборами и инструментами. Подробно разъясняются расчетные формулы и оценочные критерии.
Оценку показателей здоровья получаем путем фактических измерений, выполнений проб и тестов, характеризующих в том числе и адаптацию организма к физической нагрузке, и уровень физического состояния испытуемого. Все измерения выполняются в медицинском кабинете школы с помощью врача, вычисления на теоретических уроках физкультуры.
Порядок исследования и измерения не представляют большой сложности, поэтому ребята, начиная с 9 класса, легко справляются с ним. Научившись выполнять его в школе под руководством учителя, ребята смогут выполнять экспресс-оценку собственного здоровья самостоятельно дома для себя и для своих близких.
В процессе таких уроков-практикумов ребята начинают задумываться о своем здоровье. Умение оценить собственное здоровье по простым тестам и результатам самоконтроля имеют личностную ценность для каждого ребенка. Укрепление и восстановление здоровья с помощью физических упражнений и спорта, использование оздоровительных сил природной среды, гигиенических факторов, отказ от вредных привычек и асоциального поведения приобретает особую важность и актуальность.
Уровень физической подготовленности определяется обязательными тестами, отражающими уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств:
· скоростных (бег 30м, 60м, 100м),
· координационных (бег 3х10м, прыжки через скакалку),
· скоростно-силовых (прыжок в длину с места, подъем туловища за 30 сек.),
· силовых (подтягивание, отжимание, вис на перекладине),
· выносливости (бег на 1000 м, 2000 м, 3000 м, передвижение на лыжах),
· гибкости (наклон туловища вперед характеризует способность гибкости в позвоночном столбе).
При увеличении количества тестов по физической подготовленности, предоставляется возможность свободного выбора тех упражнений, которые лучше удаются занимающемуся, в выполнении которых он может достичь больших успехов.
Анализ тестирования каждого ребенка информирует об уровне его физической подготовленности (низкий, средний, высокий). На основе результатов тестирования можно сравнивать подготовленность как отдельных учащихся, так и всего класса в целом.
Контроль за уровнем физической подготовленности выступает как оперативное управление в соответствии с намеченными планами. Оно заключается в периодическом и непрерывном сравнении полученных результатов с планируемыми результатами и последующей коррекцией процесса физической подготовки (при необходимости).
Кроме этого задачи тестирования сводятся к следующему:
· научить обучающихся самостоятельно определять уровень своей физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений;
· стимулировать учащихся к дальнейшему повышению своего физического состояния (формы);
· знать не столько исходный уровень развития двигательной способности, сколько его изменение за определённое время;
· стимулировать учащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за высокий уровень, сколько за запланированное повышение личных результатов.
Таким образом, в процессе занятий физической культурой в школе, ученики осваивают простейшие тесты для самоконтроля здоровья, учатся измерению, расчету и оценке индивидуальных достижений, отслеживают в мониторинге уровень физической подготовленности и корректируют (вначале с помощью педагога, затем самостоятельно) индивидуальные планы физического самосовершенствования.
Дети овладевают знаниями:
· о здоровом образе жизни и его связи с укреплением здоровья;
· роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни,
· о своих индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности,
· об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма,
· формируют знания по составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами и индивидуальными особенностями развития.
Эти личностные новообразования являются индикаторами формирующейся функциональной грамотности обучающегося в сфере созидания собственного здоровья. Проявлениями основных компетенций являются действия ребенка – «изучать», «находить», «мыслить», «содействовать», «приниматься за дело».
Данные компетенции функционально грамотной личности находят свое отражение в портрете современного выпускника школы: «креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир; способный осуществлять информационно-познавательную деятельность; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, целесообразного образа жизни».