МОУ ДО "ДЮЦ Альфа"

Медведева Валентина Евгеньевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_yamala_1_0_3_2_1_1.docx222.25 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации Надымского района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «АЛЬФА»

C:\Users\User\Documents\IMG_20230814_0001.jpg

Дополнительная общеразвивающая программа

«Знатоки Ямала»

Возраст обучающихся 8-14 лет Срок реализации программы 4 мес.

Дополнительная общеразвивающая программа Направленность: Туристско-краеведческая Вид: Дополнительная общеразвивающая

Составила:

Медведева Валентина Евгеньевна педагог дополнительного образования

МОУ ДО «ДЮЦ «Альфа»

г. Надым 2023

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебный план

7

3.

Содержание программы

8

4.

Методическое обеспечение программы

10

5.

Список литературы

10

6.

Календарный учебный график

11

7

Оценочные материалы (приложение)

12

  1. Пояснительная записка

Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Ямала, родного района. Воспитывает любовь к малой родине, истории ее возникновения, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю, поэтому в программе обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связана этнография, поэтому в программе предусмотрено изучение истории, культуры, народных традиций родного края.

Направленность        дополнительной        образовательной        программы        «Знатоки Ямала»

  • по содержанию является туристско-краеведческой,
  • по        функциональному        предназначению        –        общеразвивающей        и        учебно- познавательной,
  • по форме организации – групповой,
  • по уровню – базовый.

Программа разработана соответствии с:

  • Приказом        Министерства        просвещения        Российской        Федерации        от        27.07.2022        №629

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242);
  • Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
  • Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
  • Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021г. №2;
  • Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории муниципального образования Надымский район» от 10.08.2020 №434 (с изменениями от 16.02.2021 №88-пк);
  • Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 03 сентября 2019 года №531 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории муниципального образования Надымский район» (с изменениями от 25.01.2022, Постановление Администрации Надымского района № 36-пк);
  • Постановлением Администрации Надымского района от 13.06.2023 №302-пк «Об организации оказания муниципальных услуг в социальной сфере при формировании муниципального социального заказа на оказание муниципальных услуг в социальной сфере на территории Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа»;
  • Постановлением Администрации Надымского района от 20.06.2023 №315-пк «Об утверждении Порядка формирования муниципальных социальных заказов на оказание муниципальных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям Администрации Надымского района.

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, патриотическом воспитании. Актуальность программы обусловлена также и познавательной потребностью обучающихся в изучении истории родного края, боевой Славы и боевых традиций.

Новизна программы состоит в том, что конкретизирован и уменьшен возраст учащихся со старшего на более младший 8-14 лет и углублены знания по краеведению, изучению родного города, используя различные формы и методы организации занятий, новые технологии.

Отличительные особенности программы отмечаются в том, что она носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы: «специализация» (этнография; историческое, географическое краеведение), «техника безопасности»,

«исследовательская деятельность учащихся», «подготовка, проведение экскурсий по муниципальному образованию Надымский район». От других подобных программ ееотличает адаптация к конкретному Ямальскому краю, Надымскому района, городу Надым.

Программа рассчитана для детей с 8 до 14 лет. Набор в группы свободный, не зависимо от пола. Возрастные особенности детей (8 – 14 лет)

Педагогическая целесообразность реализации программы заключается в следовании следующим принципам:

  • признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;
  • выделение этапов краеведческой подготовки детей в соответствии с возрастом, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов;
  • обращение к реалиям повседневной жизни жителей Ямала, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для ребят, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета;

в организации:

  • реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения – лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;
  • вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение детей работе с источниками справочной литературой и ученические исследования, экспедиции (археологические, геологические, этнографические, фольклорные и археологические и т.п.), экскурсии и туристические походы.

Уровень освоения содержания программы: базовый.

Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы

«Знатоки Ямала»

Цель программы - воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и город, желающего сохранить его и принять активное участие в его развитии; создание условий для всестороннего развитияличности.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Формирование представлений о различных сторонах жизни своегокрая и населения, показ его сложной структуры.
  • Ознакомление с историей и современной жизнью муниципальногообразования Надымский район и ЯНАО.

Воспитательные:

  • Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства. Тематические встречи с участниками боевых действий и братств.
  • Формирование чувства толерантности и толерантного поведения в детском коллективе и социуме.
  • Способствование укреплению        семейных        связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей; наличие богатых возможностей для изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы.
  • Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как средыжизнедеятельности.
  • Воспитание навыков позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально- ответственного поведения в ней.
  • Воспитание трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.
  • Создание в детском        коллективе        обстановки        доброжелательности, психологического        комфорта, удовлетворенияпотребностей детей в общении.

Развивающие:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению.
  • Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять передними в будущем.
  • Развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы «Знатоки Ямала»

Основные этапы истории города и округа, происхождение его названия, географическое положение, историю символики;

  • природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;
  • историю своей семьи;
  • название улиц названых в честь известных людей;
  • правила поведения в общественных местах;
  • архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места;
  • имена и достижения знаменитых земляков;
  • героев -Ямальцев в годы Великой Отечественной войны;
  • участников военных событий в Афганистане;
  • особенности труда людей наиболее распространенных профессий; Воспитанники должны уметь:
  • находить и использовать дополнительную информацию о родном крае;

-работать в семейных архивах;

  • работать с историческими документами;
  • самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой работы;
  • оформлять материалы, создавать экспозиции; Будут сформированы обще учебные умения и личностные качества:
  • развитая зрительная, слуховая и моторная память;
  • устойчивость внимания, наблюдательность;
  • любознательность;
  • умение работать в группе;
  • умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
  • умение слушать и слышать друг друга;
  • дружелюбие.

Адресат программы

Срок реализации программы: 4 месяца

Режим работы: программа рассчитана на 72 часа, 3 раза в неделю по 1,5учебных часов.

Наполняемость группы 15-17 человек.

Форма обучения – очная.

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации образовательной деятельности является учебное занятие. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1,5 учебных часа. Продолжительность занятия составляет 40 мин с 10-минутным перерывом после 40 минут. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учётом действующих СанПиН.

Формы контроля и аттестации

Виды контроля по определению уровня и качества сформированности программных умений и навыков:

начальный контроль проводится в период с 15 по 25 сентября. Форма контроля – беседа, методы контроля - наблюдение.

итоговый контроль – с 20 по 28 декабря Форма контроля – спортивный поединок (экзамен), методы контроля - оценивание.

Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего обучения по программе.

Оценочные        материалы,        формирующие        систему        оценивания (ПРИЛОЖЕНИЕ)

С целью определения сформированности теоретических знаний, практических умений и навыков, творческого развития учащихся используется оценочный инструментарий (Приложение 1).

Виды контроля/

аттестации

Наименование оценочных средств

Предмет оценивания

Критерии оценивания

Начальный контроль

Беседа

Практические навыки краеведения

  • знание элементарных понятий в области краеведения;
  • умение аргументировать свою

точку зрения на тот или иной вопрос

Итоговый контроль

Рассказ об известных людях Ямала

Теоретические и практические навыки, применение технических средст в решении практических

заданий

Умение вести диалог

Оценивание осуществляется по 5-балльной системе (от 2 - 5 баллов). По итогам контроля определяется уровень сформированности практических умений и навыков:

  • высокий – от 4,6 до 5,0
  • средний от 3,6 до 4,5
  • низкий – от 2,0 до 3,5

Высокий уровень – учащийся хорошо знает теоретический материал, владеет терминологией и осознанно употребляет термины, умеет самостоятельно применять на практике полученные знания и умения, проявляет творческий подход и фантазию к выполнению задания.

Средний уровень – учащийся в целом знает теоретический материал, частично владеет терминологией, в целом умеет применять на практике полученные знания и умения, изредка прибегает к помощи педагога, старается проявлять творческий подход и фантазию к выполнению задания.

Низкий уровень - учащийся обладает минимальным объемом знаний и умений, не способен выполнять задания без помощи педагога.

Условия реализации программы

Учебное помещение, соответствующее действующим требованиям санитарных норм и правил.

Материально-техническое обеспечение:

(программа реализуется на базе МОУ ДО «Детско-юношеский центр «Альфа») Карты Ямала

Тетради, ручки, карандаши Мультимедийная установка

Топографические карты Компасы

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.

Методическое и дидактическое обеспечение:

  • учебная, методическая, дополнительная литература;
  • тестовые задания, игры, викторины, кроссворды;
  • литературные каталоги: ситуации, высказывания, рассказы, статьи.

Воспитательная деятельность. Работа с родителями

В рамках дополнительной образовательной программы предусмотрено проведение:

  • творческих конкурсов;
  • реализация творческих проектов.

Работа с родителями предусматривает:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные беседы и консультации;
  • профилактические беседы;
  • анкетирование, социологический опрос родителей;
  • совместные воспитательные мероприятия.

Учебный план дополнительной общеразвивающей программы

«Знатоки Ямала»

Количество часов

В том числе

Формы аттестации/ контроля

Итого

часов

теория

практика

1

Введение

2

1

1

Беседа

2

Географическое положение. Территории и границы родного края.

2

1

1

Устный опрос Оценивание Беседа

3

Климат. Особенности растительного и животного мира. Природные зоны.

6

2

4

4

Население. Этнические народности Ямала.

4

2

2

5

Достопримечательности Ямала, Надыма.

6

2

4

6

Страницы истории г. Надыма, Надымского района

6

2

4

Устный опрос Оценивание Беседа

7

Знаменитые люди-земляки.

8

2

6

8

Родословная таблица. Знаменитые фамилии Ямала.

4

2

2

9

Археология. Археологические памятники. Раскопки.

4

1

3

10

Надымское городище.

4

1

3

Устный опрос Оценивание Беседа

11

Знаменательные и памятные даты

2

1

1

12

День Защитников отечества

4

2

2

13

День Победы

4

2

2

14

Основы экскурсоведения

4

2

2

15

Музей истории и археологии г. Надыма

4

2

2

Устный опрос Оценивание Беседа

16

Экскурсионное ориентирование

4

2

2

17

Национальный колорит в названиях. Этнография.

4

2

2

ИТОГО

72

30

42

Содержание дополнительной общеразвивающей программы

«Знатоки Ямала»

  1. Введение.

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

Знакомство с детьми. Уточнение интересов и пожеланий занимающихся. Правила поведения и техника безопасности на занятиях краеведением и туризмом (памятка для учащихся).

Практическое занятие. Знакомство детей с помещениями Центра «Альфа», где будут проходить занятия и тренировки. Игры на знакомство:

  • Калейдоскоп имен (педагог называет буквы алфавита, дети, у кого имя начинается на данную букву, встают и представляются),
  • Снежный ком (называют имя и ассоциируемое с собой слова-качество),
  • Поменяйся местами (кто любит природу? Кто любит свою малую Родину? Кто был в горах? Кто ночевал в палатке? Кто умеет разводить костер? Кто был в лесу на пикнике? Кто жарил сосиски на костре?)
  • Кто, что умеет? (плакат с разделами, ребенок клеит на каждую клетку свою визиткус умениями).

Правила поведения юных краеведов. Входное тестирование. Диагностика.

История и традиции краеведческого движения. Правила поведения юных краеведов на туристских прогулках и экскурсиях.

  1. Туристско-краеведческие возможности края.

Географическое положение. Территории и границы родного края.

Местоположение Ямала на физической карте России. Географическое положение. Границы ЯНАО. Полуостров Ямал. Место Надымского района на карте Ямала.

Практическое занятие. Работа с картами России, ЯНАО, Надымский район.

Настольная игра: собери пазлы.

Климат. Особенности растительного и животного мира. Природные зоны.

Суровый климат ямальского севера. Температурный режим. Штормовые дни.

Природные зоны. Тундровая растительность и животный мир.

Практическое занятие. Рисование (разукрашивание) животных тундры, пейзажей и зарисовок.

Население. Этнические народности Ямала.

Население нашего  региона,  национальный  состав.  Коренное  население.

Численность населения.

Практическое занятие. Экскурсия в Центр национальных культур. Народныеигры ненцев.

Достопримечательности Ямала, Надыма.

Просмотр видео- презентации о достопримечательностях округа.

Практическое занятие. Игра «Собери пазлы»

  1. Историческое прошлое нашей малой Родины.

Страницы истории г. Надыма, Надымского района

Практическое занятие. Викторина, кроссворд. Встречи с интересными людьми. Знаменитые люди-земляки

Практическое занятие. Экскурсии к памятным доскам и памятникам Стрижова,Оруджева,

Зверева, Рыжкова, Козлова. Литературное наследие.

Практическое занятие. Чтение книг Надымских и Ямальских авторов.

  1. Родословие

Генеалогия.

Восходящее родословие. Нисходящее родословие. Род. Родословное древо. Семейные корни человека. Что изучает генеалогия? Как определить степень родства? Виды родословий. Оформляем родословное древо. С чего начать составление своей родословной? Работа с архивами. Сохраняем семейный архив.

Чем может помочь Интернет в составлении родословной?

Практическое занятие. Составление (совместно с родителями) генеалогическогодерева своей семьи. Родословная таблица. Знаменитые фамилии Ямала.

Практическое занятие. Встреча с интересными людьми, прослушивание их рассказово жизни,

интересных событиях.

  1. Археологическое наследие

Археология. Археологические памятники. Раскопки.

Археология — это наука, которая изучает жизнь людей в древности по сохранившимся вещественным памятникам. Греческое слово «архайос» означает

«древний». Единственный способ узнать, как жили люди в прошлом, — это изучать оставленные ими после себя предметы. Археология — самостоятельная наука. Главное занятие археологов — раскопки, позволяющие извлечь из земли вещественные памятники жизни людей в древности. Без научных открытий археологов невозможно представить жизнь людей в далёком прошлом. Найденные предметы переходят в собственность музеев и становятся доступными для людей.

Раскопки — очень тяжёлая работа. Археологи буквально по крупицам перебирают большие массы земли в поисках памятников прошлого. Иногда для обследования местности используют авиацию. Археологам приходится вести работы в самых разных условиях. Раскапывать могильник, обследовать обжитую в древности пещеру, работать в местах, где ведётся строительство, спускаться на морское дно в затонувший город или корабль — и это далеко не всё, что их может ожидать.

Практическое занятие.

Надымское городище. Виртуальная экскурсия на Надымское городище.

Практическое занятие. Собираем спичечный домик.

  1. Знаменательные и памятные даты.

День народного единства. Демитриевская суббота.

Практическое занятие.

День воинов интернационалистов. День вывода войск из Афганистана.

Практическое занятие.

День Защитников Отечества

Практическое занятие.

День Победы.

Практическое занятие.

День России.

Практическое занятие.

  1. Основы экскурсоведения

Понятие экскурсии. Подготовка и разработка экскурсий. Внешний вид экскурсовода.

Экскурсия (от лат. поездка) Классификация экскурсий по содержанию; по составу участников; по месту проведения; по способу передвижения; по форме проведения. По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические подразделяют на: исторические; историко-революционные; военно- исторические; производственные; природоведческие; искусствоведческие; литературные; архитектурно-градостроительные. По составу участников: для взрослых граждан (сборных групп всевозможных организаций, студентов, профессиональных групп и др.); для детей различных возрастов (дошкольников, младших школьников, школьников среднего и старшего возрастов); для местных жителей; для иногородних; для иностранцев.

По месту проведения экскурсии подразделяются на: городские; загородные; производственные; музейные; в культовых сооружениях и монастырях. По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные.

Практическое занятие. Составление мини-экскурсии на свою улицу.

Музей истории и археологии г. Надыма.

Знакомство с сотрудниками. Особенности музея. Экспонаты. Экспозиции.

Практическое занятие. Посещение музея.

Организация и проведение экскурсий. Экскурсии по городу.

Практическое занятие. Экскурсии в Прометей, Эко парк, городской парк им. Козлова, оранжерею, библиотеку.

Экскурсионное ориентирование.

Практическое занятие. Экскурсионное ориентирование по легенде. Чтение легендыи движение по легенде в микрорайоне с отслеживанием указанных в легенде объектов, расстояний и направлений. Квест-игра.

  1. Загадочный мир названий Топонимика. Названия городов, населенных пунктов нашего края. Практическое занятие.

Географические названия.

Практическое занятие.

Антропология. Мир имен. Фамилии. Значение моего имени.

Практическое занятие.

Национальный колорит в названиях. Этнография.

Практическое занятие.

Методическое обеспечение программы

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:

  • единства обучения, развития и воспитания;
  • последовательности: от простого к сложному;
  • систематичности;
  • активности;
  • наглядности;
  • интеграции;
  • прочности;
  • связи теории с практикой.
  • методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • наглядный (использование иллюстраций, видеофрагментов, презентаций);
  • практический (практические задания, практикум);
  • объяснительно-иллюстративный (рассказ, демонстрация с последующей беседой, объяснение в ходе демонстрации);
  • репродуктивный (работа по образцу, тренировочные упражнения);
  • игровой (игра, конкурс, и т.д.);
  • дискуссионный (спонтанные и специально организованные дискуссии);
  • проектный (творческие проекты).

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.;

  • формы организации образовательной деятельности: групповая.

  • формы организации учебного занятия:
  • беседа, встреча с интересными людьми, защита проектов, игра, конкурс, круглый стол, лекция, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская, экскурсия, экзамен, анализ газет и журналов, диалог, интервью, деловые игры, репортажи с места событий.
  • педагогические технологии:

  • технология разноуровневого обучения,
  • технология развивающего обучения,
  • технология игровой деятельности,
  • здоровьесберегающая технология, и др.
  • алгоритм учебного занятия
  1. Вводная часть – 5 мин. (Приветствие, ознакомление с темой занятия, целеполагание)
  2. Основная часть:
  • объяснение нового материала – 10 мин.
  • практические задания – 15 мин.
  • самостоятельная работа (индивидуальные задания, работа в подгруппах) – 5 мин.
  1. Заключительная часть – 5 мин.
  • дидактические материалы: карточки с заданиями, карточки с упражнениями.

Список рекомендуемой литературыпо туризму и

краеведению.

  1. Алексеев А.А. Питание в туристическом походе. М., 2016.
  2. Балабанов И.В. Узлы. М., 2014.
  3. География туризма: учебник / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В. Зигерн-Корн,Н.В. Шабалина. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
  4. Гриценко В.Н. История ямальского севера в очерках и документах. Том I.Тюменский дом печати. 2011
  5. Гриценко В.Н. История ямальского севера в очерках и документах. Том II.Тюменский дом печати. 2011
  6. Жихарев А.М. Собираемся в поход. Ярославль: Академия развития, 2014.
  7. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/ авт.-сост. С.А.Цыбыбин. - Волгоград: Учитель, 2012.
  8. Зима Дмитрий. Тайна имени: Диагностика кармы имени / Дмитрий и НадеждаЗима. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2013.
  9. Историческое краеведение Надыма. Западно-Сибирский гуманитарный институтЗАО

«Нигостройинвест». Тобольск. 2010.

  1. Комисарова Т.С. Картография с основами топографии. М.: Просвещение, 2011. 11.Константинов        Ю.С.,        Куликов        В.М.        Педагогика        школьного        туризма.        М.:

ФЦДЮТиК, 2016.

  1. Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2011.
  2. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования. М.: ФЦДЮТиК МОРФ, 2015.
  3. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Константинова Ю.В. Словарь юного туриста. М.:ФЦДЮТиК, 2013.
  4. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристскомпутешествии. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2014.
  5. Маслов А.Г. Организация работы и финансирование туристко-краеведческихобъединений учащихся. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2013.
  6. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживаниячеловека в природе. М.: Академия, 2014.
  7. Некляев С.Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы. Москва,ВЛАДОС, 2013.
  8. Новиков        А.Л.        Учебно-познавательные        игры        с        элементами        топографии. Москва,2010
  9. Остапец-Свешников А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческойдеятельности учащихся. М.: ЦДЮТиК, 2013.
  10. Поспелов Е.М. Историко-топонимический словарь России: Досовет. период

/Е.М.Поспелов, - М.: Профиздат, 2010.

  1. Самарина        И.А.        Основы        туристско-экологической        деятельности        учащихся. Учебно-методическое пособие. Москва, 2007.
  2. Самыгин С.И. Школа выживания (обеспечение безопасности жизнедеятельности): Учебное пособие для учащихся средних и средних специальных учебных заведений. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 544 с. - (Среднее профессиональное образование).
  3. Скоробогатова В.М. Имя и судьба. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. 25.Справочник туриста (сост. Онищенко В.В.). Харьков: Фолио, 2017.

Календарный учебный график на 2023/2024 учебный год

к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности «Знатоки Ямала»

Педагог – Медведева В.Е.

Год обучения/

№ группы

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

Примечание

Группа

«Знатоки Ямала»

15.09.2023

31.12.2023

7 зан.

11 ч.

13

зан. 19,5

ч.

13

зан. 21,5

ч.

13

зан. 20 ч.

15

45

72

3 раза в неделю по 1,5 часа

Срок реализации – с 15 сентября по 31 декабря

Продолжительность учебных занятий- 3 раза в неделю по 1,5 = 4,5 часа

Начальный контроль – с 15 по 25 сентября

Аттестация по завершении реализации программы – с 20 по 28 декабря.

Приложение 1

Оценочные материалы

Теоретические вопросы оценки результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы «Смешанные боевые единоборства ММА»

Часть 1 . Тестовые задания

Теоретические вопросы оценки результатов

освоения дополнительной общеразвивающей программы

  1. Каковы функции таких учреждений, как архив, библиотека, музей?
  2. Дайте определение «топонимики» как науки, а также «гидронима» как разновидности

«топонимов».

  1. Какой выдающийся российский ученый был активнейшем сторонником массового краеведения?
  1. Документальные памятники — это?
  2. Что записывают в полевой дневник?
  3. Какие экспонаты необходимо собирать в первую очередь для составления коллекций музея, посвященного знаменитому земляку?
  4. Чем занимаются археографы?
  5. Что не является разновидностью метода непосредственного наблюдения в краеведческих экспедициях?
  6. Как утверждалось одобрение произведений народных умельцев в прошлом?
  7. Краеведение – это?

Часть 2. Практическое задание

Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой.

Задание: используя карту стр. 43 и стр. 7 ответить на вопросы.

  1. Назвать населенные пункты, где можно встретить дома: а) срубное из дерева (не менее 3-х); б) из кирпича с мозаичными узорами.
  1. Где сегодня можно встретить такие народные промыслы
  2. Какое музыкальное творчество развито на Ямале в
  3. Каких мастеровых больше?
  4. В каких районах ЯНАО сохранились в одежде традиционные черты. Объяснить почему?

Критерии оценивания

Оценивание осуществляется по 5-балльной системе (от 2 - 5 баллов). По итогам контроля определяется уровень сформированности практических умений и навыков:

  • высокий – от 4,6 до 5,0
  • средний от 3,6 до 4,5
  • низкий – от 2,0 до 3,5

Высокий уровень – учащийся выполняет задание без единой ошибки при выполнении теста, справляется успешно с практическим заданием (без помощи педагога, выполняя все требования) . Проявляет творческий подход при выполнению поединка

Средний уровень – учащийся допустил 1-2 ошибки при выполнении теста. В целом умеет применять на практике полученные умения. Изредка прибегает к помощи педагога. .

Низкий уровень - учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 50%.