Профориентационная работа

Назарова Лидия Валерьевна

Профориентационные мероприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение  закрытого типа»

РАССМОТРЕНО                                              УТВЕРЖДЕНО                                                                

На методическом совете                                  Приказом №___ от «___»_____2018                                                                        

протокол №___ от «__»____2018                   и. о. директора Сердюкова О.А.                                                                                                

                                                                             ____________________________                                

                                 

Программа профессиональной пробы

для учащихся Куртамышского СУВУ

 «Медицинское образование - это наш выбор».

Куртамыш 2020.

Содержание

Информационная карта                                                                                               3

Пояснительная записка                                                                                               5

Тематический план                                                                                                    10

Содержание профессиональной пробы                                                                   11

Критерии оценивания результатов                                                                          15

Материально-техническое обеспечение программы                                             17

Методические рекомендации                                                                                   19

Приложение                                                                                                                20

Информационная карта

Организация-разработчик

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»

Название программы профессиональной пробы

Программа     профессиональной      пробы для

учащихся     Куртамышского СУВУ

 «Медицинское образование - это наш выбор»

Авторы-составители

Назарова Лидия Валерьевна

Область применения программы профессиональной пробы

Практическое здравоохранение

Аннотация

Программа  профессиональной  пробы  знакомит  обучающихся Куртамышского СУВУ с  профессиями  фельдшер и акушер.

Участие  в  профессиональной  пробе  способствует  формированию у обучающихся  представления  о  специфике  профессий  фельдшер и акушер,  получению  начальных  навыков профессиональной деятельности.

В  ходе  профессиональной  пробы  обучающимся  предоставляется возможность  попробовать себя в роли фельдшера и акушера. Овладеть навыками по обследованию беременной, оценке состояния пациента, наложению повязок, оказанию первой медицинской помощи, проведению утреннего туалета и уходу за новорожденным.

Результатом  участия  в  профессиональной  пробе  будет получение минимального практического опыта в сфере профессиональной деятельности  фельдшера и акушера.

Продолжительность программы

программа  рассчитана  на  8  часов  в  группах  численностью 10 – 12 человек (может осуществляться деление группы на подгруппы численностью не менее 5-6 человек).

Количество страниц программы

(с приложениями)

33 стр.

         

Пояснительная записка.

Часть 1. Вводная часть. Предлагаемый курс разработан для обучающихся Куртамышского СУВУ в рамках предпрофильной подготовки. Курс пред профильной подготовки позволяет обучающимся получить представление о значимости медицинского образования для общества и раскрывает особенности специальностей «Лечебное дело» (квалификация - фельдшер) и «Акушерское дело» (квалификация акушер) в области здравоохранения, познакомиться с особенностями профессиональной деятельности фельдшера и акушера, трудоустройства выпускников этих специальностей. Важным для учащихся является и знакомство с профессиональными качествами и компетенциями фельдшеров и акушеров. Курс предпрофильной подготовки помогает учащимся осознанно выбрать профиль обучения, то есть совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависят и осознанность обучения в старших классах, и подготовка обучающихся к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет у молодого поколения и, тем больше вероятность того, что общество в будущем получит отличного профессионала. Программа курса предпрофильной подготовки «Медицинское образование – это наш выбор» призвана помочь не только обучающимся уже решивших поступать в медицинский колледж и посвятить себя служению медицине, а также и тем, кто еще не определился с выбором профессиональной деятельности, сознательно, обоснованно и уверенно подойти к выбору будущей профессии. Программа содержит приложения:

- Приложение 1 – Профессиограмма акушера

- Приложение 2 – Профессиограмма фельдшера.

Часть 2. Цели и задачи программы курса.

Цели программы курса:

- создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения;

- формирование целостных представлений о социальной значимости и основных направлениях деятельности средних медицинских работников по специальностям фельдшер и акушер.

Задачи программы курса:

- предоставить обучающимся возможность реализовать свой интерес к профессиям фельдшер и акушер;

- познакомить обучающихся с историей развития среднего медицинского образования в России, историей профессий фельдшер и акушер;

- расширить знания обучающихся о мире медицинских профессий, требованиях профессии к личности и путях профессиональной подготовки фельдшера и акушера;

 - познакомить обучающихся с основными сферами деятельности  фельдшера, акушера;

 - расширить кругозор обучающихся в области здорового образа жизни

-обеспечить получение минимального практического опыта в сфере профессиональной деятельности, фельдшера и акушера, выполнения профессиональных действий с целью профильного самоопределения.

Часть 3. Краткое содержание программы и основания для отбора содержания.

В содержание программы включены следующие виды знаний:

 - общие сведения о среднем медицинском образовании;

- краткая история и характеристика специальностей фельдшер, акушер;

- социальная значимость и основные направления деятельности средних медицинских работников по специальностям фельдшер, акушер;

- особенности работы фельдшера, акушера в условиях скорой медицинской помощи, фельдшерско-акушерского пункта, здравпункта;

- психофизиологические, правовые, этические и нравственные нормы, предъявляемые к специальностям фельдшер, акушер;

- основные понятия и термины профессиональной деятельности: ФАП, скорая медицинская помощь (СМП), диагностическая деятельность, лечебная деятельность, терминальные состояния, сердечно-легочная реанимация, профилактическая деятельность;

В содержании программы представлены следующие виды деятельности учащихся:

- репродуктивная деятельность в форме системы операций, ведущих к определённому результату (этапы наложения транспортной шины и подручных средств иммобилизации; этапы сердечно-легочной реанимации);

- практическая деятельность, связанная с отработкой умений по обследованию беременной, оценке состояния пациента, наложению повязок, оказанию первой медицинской помощи при переломе, кровотечении, проведению утреннего туалета и уходу за новорожденным.

 Основанием для отбора содержания курса служат следующие критерии:

- перспективность изучаемых видов деятельности;

- возможность демонстрации техники выполнения манипуляций на фантомах;

 - практическая значимость содержания образовательного материала и его ценность для профессионального самоопределения обучающихся;

 - необходимость отобранного материала для формирования у обучающихся минимальных профессиональных умений, касающихся практической деятельности фельдшера, акушера и ответственного отношения к своему здоровью. Методы, формы и средства обучения:

- методы и приемы:

 обзорная лекция и презентация профессий фельдшер, акушер

 лекция в форме беседы;

 просмотр видеоматериалов об истории развития скорой медицинской помощи;

 просмотр видеофильма по оказанию первой медицинской помощи при ранах, кровотечениях;

 практические занятия с выполнением специальных практических манипуляций из сферы деятельности фельдшера, акушера;

 использование элементов деловой игры при отработке практических умений.

- организационные формы:

 фронтальная работа;

 вводная лекция;

 практическое занятие;

 моделирование профессиональной деятельности с использованием элементов деловой игры;

 групповой тренинг, работа с фантомами.

- средства обучения:

 - вербально - информационные;

 -дидактические средства обучения: наглядные пособия, фантомы, перевязочный материал, медицинский инструментарий и предметы ухода;

- технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

Часть 4. Ожидаемые результаты освоения программы курса.

В результате освоения программы обучающиеся будут знать:

-сущность и содержание профессий фельдшер и акушер;

-основные виды деятельности фельдшера и акушера;

-психофизиологические, правовые, этические и нравственные нормы, предъявляемые к профессиям фельдшер и акушер;

-важность обоснованного выбора профессии с учетом своих наклонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда;

-роль средних медицинских работников в гигиеническом воспитании населения;

В результате освоения программы обучающиеся будут уметь:

 -выполнять минимальные профессиональные умения, касающиеся практической деятельности, фельдшера и акушера.

-проводить простейшие обследования беременной: подсчет ЧДД и пульса, измерение окружности живота, измерение высоты стояния дна матки, определение предполагаемой даты родов, массы плода; - осуществлять утренний туалет и пеленание новорожденного (на фантоме);

-пропагандировать основы здорового образа жизни для сохранения здоровья населения;

-оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях, переломах, отравлении, терминальном состоянии;

-накладывать основные виды повязок на голову, глаза, конечности;

-накладывать транспортные шины при переломе предплечья;

-накладывать давящую повязку, кровоостанавливающий жгут, производить пальцевое прижатие сосуда при кровотечении.

Тематический план.

№ п/п

Разделы, темы

Всего часов

Теор.занятия

Практ.занятия

Форма контроля

1.

Раздел I. Введение в профессию/ специальность.

3

3

-

1.1

Тема 1.Развитие среднего медицинского

образования в Российской Федерации. Роль

средних медицинских работников в системе

здравоохранения.

1

1

-

наблюдение

1.2

Тема 2. Специфика профессиональной

подготовки будущих фельдшеров и акушеров.

2

2

-

наблюдение

2.

Раздел II.

Содержание профессии/специальности.

14

5

9

2.1

Тема 1.

Профессиональная деятельность акушера.

7

3

4

Результаты практической работы и имитационной деловой игры

2.2

Тема 2.

Профессиональная деятельность фельдшера.

7

3

4

Результаты практической работы и имитационной деловой игры

3.

Раздел III.

Подведение итогов.

1

1

-

3.1

Тема 1.

Обобщение и подведение итогов

1

1

-

Рефлексия в форме беседы

итого

18

9

9

Содержание профессиональной пробы

Раздел I. Введение в профессию/специальность.

Тема 1.Развитие среднего медицинского образования в Российской Федерации.

Роль средних медицинских работников в системе здравоохранения. Среднее медицинское образование в Российской Федерации.  Открытие лекарских и госпитальных  школ в  России.  Создание фельдшерских школ при уездных и губернских больницах в 18в. Женское медицинское образование в России. Учреждение Свято-Троицкой общины сестер милосердия, Русского Общества Красного Креста. Развитие среднего медицинского образования в дореволюционной России. Состояние современного среднего медицинского образования. Социальная значимость и основные направления деятельности средних медицинских работников.  Востребованность средних медицинских работников  на современном рынке труда. Требования к личностным характеристикам медицинского работника.

Форма занятия:

-вводная лекция;

- демонстрация видеофильма «Профессия фельдшер»

Тема 2. Специфика профессиональной подготовки будущих

фельдшеров и акушеров.

Знакомство с организацией учебного процесса и практического обучения по

подготовке фельдшеров и акушеров в медицинских колледжах; виртуальная экскурсия в кабинет доклинической практики, демонстрация его оснащения и оборудования фантомами, муляжами,  медицинским инструментарием, предметами ухода за больными. Особенности организации практического обучения.

Форма занятия:

-вводная лекция;

-виртуальная экскурсия с элементами деловой игры.

Раздел II. Содержание профессии/специальности.

Тема 1.Профессиональная  деятельность акушера.

История и специфика профессии. Современная профессиональная подготовка специалистов.  Общая характеристика специальности. Перинатальный центр

и его задачи. Особенности работы акушера в сельской местности. Сферы и виды профессиональной деятельности. Оценка состояния беременной и новорожденного.  Анатомо- физиологические особенности новорожденного ребенка. Уход за новорожденным. Демонстрация презентации «История развития акушерства».

Форма занятия: Урок – лекция.

- Демонстрация мультимедийной презентации «История развития акушерства».

Практическое занятие 1«Профессиональная деятельность акушера».

- Инструктаж по технике безопасности

- Практическая работа  с демонстрацией   учащимися   методов  обследования беременных женщин: окружности живота, высоты дна матки.

-Взвешивание, измерение роста, подсчет ЧДД и пульса.

-Деловая имитационная игра  «Уход за новорожденным»  -  работа с фантомами

, выполнение практических умений по  уходу, проведению утреннего туалета  и пеленанию новорожденного.

-Разбор конкретных ситуаций.

Тема 2.Профессиональная деятельность фельдшера.

Происхождение профессии «фельдшер», история, общая характеристика.  Основные сферы профессиональной деятельности фельдшера. Особенности работы фельдшера скорой медицинской помощи, фельдшерско-акушерского пункта, здравпункта. Требования к знаниям и умениям. Требования к личностным качествам и состоянию физического здоровья.  Понятие о десмургии, терминальных состояниях. Основы первой медицинской  помощи;  демонстрация видеофильма «Закрытые травмы. Кровотечения и первая помощь при них».

Форма занятия: Урок – лекция.

-Демонстрация мультимедийной презентации «История развития скорой медицинской помощи».

Практическое занятие 2«Профессиональная деятельность фельдшера».

-Инструктаж по технике безопасности.

- Демонстрация видеофильма «Раны. Кровотечения. Первая помощь».

-Практическая работа по наложению повязок на различные участки тела (голову, шею, предплечье, запястье,  кисть), транспортных шин  на предплечье,  по отработке  методов временной остановки  артериального и венозного  кровотечения,

-Деловая игра «Имитация профессиональной деятельности фельдшера». Разбор

конкретных ситуаций с отработкой умений проведения  транспортной иммобилизации при травмах, остановки  артериального и венозного  кровотечения.

Тема 3. Работа фельдшеров и акушеров по гигиеническому воспитанию населения.

Профилактическое направление в деятельности фельдшера и акушера. Влияние здоровья и образа жизни матери на здоровье будущего ребенка. Роль медицинских работников в сохранении репродуктивного здоровья  молодежи и формировании мотивации на здоровый образ жизни.

Форма занятия: Ролевая игра «Обучение элементам ЗОЖ (здорового образа  жизни)».

Практическое занятие 3«Работа фельдшеров и акушеров по гигиеническому воспитанию населения». Работа в малых группах. Составление плана беседы, памятки пациенту по элементам ЗОЖ: профилактике курения, наркомании, токсикомании, нежелательной беременности (темы учащиеся получают заранее).

Раздел III. Подведение итогов .

Тема 1. Обобщение и подведение итого.

Рефлексия проводится в форме беседы с обучающимися    об эффективности курса предпрофильной подготовки «Медицинское образование  –  это наш выбор», об уровне полученных знаний о специфике профессиональной деятельности фельдшеров и акушеров, их роли в системе практического здравоохранения; об изменении исходного уровня информированности для самоопределения относительно выбора специальности.

Форма занятия – урок-обобщение.

Критерии оценивания результатов

Оценивание результатов проводится на каждом занятии.

Низкий уровень (0 – неудовлетворительно)

С заданием обучающийся не справился

Средний уровень (1 – удовлетворительно)

Задание выполняется с участием мастера производственного обучения

Уровень выше среднего (2 – хорошо)

Задание выполняется под наблюдением мастера производственного обучения

Высокий  уровень (3 – отлично)

Задание выполняется самостоятельно.

Критерии оценки:

1. Уровень освоения базовых теоретических знаний, связанных с характером выполняемой профессиональной деятельности:

0 – неудовлетворительно;

1 – удовлетворительно;

2 – хорошо;

3 – отлично.

2. Уровень сформированности практических умений и навыков, необходимых для данной сферы профессиональной деятельности:

0 – навыки и умения практически отсутствуют;

1 – низкий уровень сформированности умений и навыков;

2 – средний уровень;

3 – высокий уровень.

3. Качество выполняемой деятельности (прилежание, аккуратность, соответствие выполненного задания целям и т.п.):

0 – качество не удовлетворяет принятым нормам;

1 – качество на низком уровне;

2 – средний уровень качества;

3 – высокий уровень.

4. Интерес к данной сфере выполняемой профессиональной деятельности:

0 – нулевой уровень интереса;

1 – низкий уровень интереса;

2 – средний;

3 – высокий.

5. Самостоятельность при выполнении профессиональной деятельности:

0 – несамостоятелен и не старается воспользоваться помощью;

1 – прибегает к помощи педагога;

2 – прибегает к помощи товарищей;

3 – самостоятелен.

6. Активность (стремление выполнить условия и требования, предъявляемые к данной профессиональной деятельности):

0 – нулевой уровень активности;

1 – низкий уровень;

2 – средний;

3 – высокий.

7. Профессионально важные качества (специфические способности, умения, необходимые для данной сферы деятельности):

за каждое присутствующее профессиональное качество – 1 балл.

Материально-техническое обеспечение программы

№ п\п

Наименование

Кол-во ед.

Оборудование

1

компьютер

1

2

Мультимедийный проектор

1

3

экран

1

4

Кушетка медицинская

1

5

ростомер

1

6

Весы напольные

1

Инструменты

7

Сантиметровая лента

6

8

тонометр

1

9

Транспортные шины

6

10

шприцы

11

Жгут Эсмарха

6

Приспособления

12

Фантомы (куклы)

6

13

Транспортные шины

Материалы

14

Пеленки

15

Предметы ухода за новорожденным

16

Перевязочный материал (бинты, марлевые салфетки, марлевые тампоны)

17

клеенчатая бирка для указания времени наложения жгута;

18

тканевая косынка для иммобилизации верхней конечности;

19

антисептик

Средства индивидуальной защиты

20

спецодежда

12

21

Перчатки

12

Методические рекомендации

Реализация  программы  предполагает  выполнение практических заданий по основным профессиональным модулям  в соответствии  с  ФГОС, а также  подготовленности обучающихся, внесение в содержание пробы элементов самостоятельности.  При  этом  учитываются  интересы,  склонности,  способности, профессионально важные качества  личности  обучающегося,  а  также  возрастные  психолого-педагогические  и валеологические особенности развития подростков. Содержание программы отражает основные виды деятельности, составляющие основу труда  фельдшера, акушера. Активные формы работы на практических занятиях, использование фантомов, медицинского инструментария, предметов и средств ухода,    позволят учащимся получить минимальный опыт профессиональной деятельности представленных специальностей. Обучающиеся смогут получить подробную информацию о востребованности профессий на рынке труда, а также о требованиях, предъявляемых к специалистам области здравоохранения.

Программа призвана помочь  обучающимся  сознательно, обоснованно и уверенно подойти к выбору будущей профессии. Программа рассчитана на 8 часов теоретического и практического обучения

В  процессе  реализации  программы  профессиональной  пробы  особое внимание уделяется обеспечению безопасности здоровья и жизни обучающихся.

Приложение 1.

Профессиограмма.

Акушер.

Общая информация.

Акушерка  (толк. словарь  С.И. Ожегова)  —  это лицо среднего медицинского персонала; специалист в области акушерства, посвященной вопросам медицинской помощи при беременности, родах и в послеродовой период. Слово    «акушерка» происходит от французского accoucheur, что в дословном переводе означает "тот, кто стоит у ложа", а в более привычном значении  -  помощница при родах. Акушерка  –  профессия, которая была и будет востребована до тех пор‚ пока существует человечество. Эта профессия  –  одна из древнейших и наиболее необходимых человеку в любую эпоху. Когда человечество только зарождалось, женщинам никто не оказывал помощь при родах, они самостоятельно справлялись с этим, сами перекусывали у младенца пуповину. Лишь при  первобытнообщинном строе опытные женщины стали помогать роженицам. Эта «специалистка» расплетала женщине косы‚ развязывала все узелки на ее одежде‚ разминала ей живот. Чем больше подобных приемов знала повитуха‚ тем более опытной и умелой она считалась в «бабичьем деле».На Руси женщины рожали самостоятельно. Только в тяжелых случаях роженица посылала за повивальной бабкой. «Повитухи»  не имели специального образования, но знали приёмы, которые облегчали участь роженицы. Из поколения в поколение они передавали по наследству свое умение и секреты. Когда нужно расплетать косы роженице, когда вести ее в баню, как заговаривать тяжелые роды, на чем перерезать пуповину (перережешь на топоре  –следующим в семье родится мальчик, на прялке  –  девочка), как уберечь мать и дитя от дурного глаза, от порчи и т.д. Разумеется,  все это сложно назвать медициной в современном понимании.  Нередко итогом таких услуг становились несчастные случаи (гибель новорожденного или матери).Считается, что именно тогда появилась практика выполнения кесарева сечения. По инициативе русского врача П.З.Кондоиди в 1757 году в Петербурге и Москве были учреждены акушерские школы. Акушерская деятельность стала выходить на новый уровень. Первым профессором и преподавателем акушерского дела стал врач Иоганн Фридрих Эразмус, приглашенный из города Пернова (ныне Пярну). Обучение   акушерок состояло из теоретического курса и практических занятий в анатомическом театре Московского военного госпиталя. В 1801 году Московскую акушерскую школу переименовали  в Повивальный институт, а в 1806 году аналогичный институт создан при

Московском университете. Выпускников этих школ стали называть акушерами. О здоровье ребенка начинают заботиться с самой ранней стадии – с периода беременности будущей матери. И немалая роль в этом принадлежит  акушерке, наблюдающей женщину весь период беременности, а также ребенка раннего детского возраста.  Теперь женщинам помощь во время родов и после них оказывают квалифицированные акушерки. Акушерки  работают в родильных домах, родильных отделениях больниц, женских консультациях, фельдшерско-акушерских пунктах, перинатальных центрах, частных родовспомогательных учреждениях, центрах планирования семьи. Несмотря на то, что в работе акушера есть «минусы» такие же, как и у большинства медицинских работников: неотложные вызовы, ночные смены, частые стрессовые ситуации, больше приятных моментов, связанных с причастностью к рождению здорового ребенка, осознанию своей роли к счастью семьи.

Содержание труда.

Психологические характеристики профессии.

В обязанности акушера входит:

-проведение лечебно-профилактической и санитарно-просветительской работы, ухода за пациентами в соответствии с профилем отделения под руководством врача.

-участие в лечебно-диагностической деятельности совместно с врачом;

-оказание лечебно-профилактической и акушерско-гинекологической помощи;

-осуществление лечебно-диагностической помощи беременным, роженицам, родильницам, гинекологическим больным по назначению врача или совместно с ним в отделении, на приеме в женской консультации, на дому;

-оказание медицинской помощи при неосложненных родах самостоятельно или с  врачом акушером-гинекологом при патологии родов, в послеродовом периоде, проводит первичную обработку и при необходимости первичную реанимацию новорожденных;

-оказание неотложной доврачебной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях по профилю деятельности с последующим вызовом врача или направлением пациента в лечебно-профилактическое учреждение;

-осуществление патронажа на дому беременных, родильниц, гинекологических больных с выполнением организационных и лечебных мер;

-проведение профилактических осмотров женщин с целью выявления

гинекологических заболеваний совместно с врачом или самостоятельно), работы по планированию семьи;

-проведение санитарно- просветительной работы среди населения по вопросам охраны материнства и детства;

-выполнение мер по соблюдению санитарно-гигиенического режима (соблюдение правил асептики и антисептики, правильное хранение, обработка,

стерилизация инструментов, приборов, перевязочного материала) в отделении (женской консультации, кабинете).

-оказание лечебно-профилактической акушерско-гинекологической помощи;

-ведение диспансерного учета;

-наблюдение, осмотр женщин в течение всей беременности;

-оказание помощи при родах и послеродовом периоде;

-проведение санитарно-просветительной работы среди населения по вопросам охраны материнства и детства;

-наблюдение детей раннего возраста (новорожденных).

Таким образом, основная деятельность акушера  -  лечебно-профилактическое сопровождение беременности женщины и оказание помощи при родах, в послеродовом периоде и уходе за новорожденными.

 Основные предметы труда  -  человек (медицинское обслуживание) и природа (человек как биологический объект), сопутствующие  –  техника (медицинский инструментарий, измерительные приборы) и  -  знаковые системы (тексты на родном и латинском языках, документы,).

В своей работе акушер использует средства труда:

- вещественные (орудийные) - ручные (авторучку; иглы, шприцы, скальпель,  ножницы), механические (прибор для  определения артериального давления, весы, ростомер), электрические (аппарат для выслушивания сердцебиения плода-  фетальный монитор, ультразвуковые установки);

-невещественные (функциональные) - практическое наглядно действенное и

словесно аналитическое мышление, долговременная логическая и сенсорная память,

произвольное внимание, хорошая общая координация движений всего тела, зрительно-моторная координация, развитая мелкая моторика рук, эмоционально-выразительная речь,

а также органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние.

Работа акушера имеет четко определенный характер осуществляется в соответствии с действующими:

-  должностными обязанностями;

- положениями, инструкциями, другими руководящими материалами;

- правилами гигиены и санитарии;

- нормами  профессиональной этики, но при возникновении критических

ситуаций требует от специалиста самостоятельного реагирования и

принятия ответственного решения.

 Труд акушера имеет индивидуальную  организацию,  при которой

он самостоятельно  и коллективную    -  с врачом, с членами бригады

родовспоможения выполняет свою работу

Функционально  акушер является и исполнителем распоряжений  врача, и

организатором лечебно-профилактического сопровождения беременности женщин, родов и послеродового периода.

Контакты  многочисленные  -  это пациенты с часто меняющимся кругом лиц (беременные женщины), коллеги.

Ответственность  повышенная  -  за жизнь и здоровье матери и ребенка и

моральная - за сохранение врачебной тайны.

Акушер работает в комфортных условиях -  в помещении, рабочие позы -стоя, сидя.

Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе:

-повышенная ответственность за жизнь и здоровье людей, моральная;

-постоянное общение с людьми (эмоциональные нагрузки);

-физические нагрузки;

-возможность неожиданной опасности, связанной с риском для здоровья

пациента и собственного (порезы, инфицирование);

-нарушение социальной потребности в эстетических ощущениях при

восприятии другого человека (возрастные и физические особенности пациента,

нечистоплотность);

-ночные смены.

Требования к профессии.

К индивидуальным способностям и особенностям:

- нервно-психическая устойчивость;

-  физическая выносливость;

-  высокая координация и чувствительность кистей рук, пальцев;

-  правильное цветоощущение;

-  четкая речь.

- К личностным способностям и качествам:

-  милосердие, доброжелательность, отзывчивость;

-  ответственность;

- стрессоустойчивость;

-  социальный интеллект (способность адекватно воспринимать и оценивать человека);

-  способность к сопереживанию, отзывчивость;

-  способность правильно ориентироваться и принимать решение в сложных условиях;

-  внимательность;

-  ответственность.

К состоянию здоровья (медицинские противопоказания).

Работа акушера не рекомендуется людям с заболеваниями:

- нервно - психическими (органические заболевания центральной нервной

системы, психические, логоневроз);

-  сердечно - сосудистой системы (ревматизм, органические поражения

клапанов и мышц сердца, функциональные нарушения, гипертоническая и гипотония);

-опорно- двигательной системы (деформации позвоночника и грудной

клетки, деформации и заболевания нижних и верхних конечностей, кистей рук);

-  бронхо- легочными (туберкулез, хронические заболевания бронхов, легких);

- эндокринными (хронические специфические, диффузный токсический зоб,

гипотиреоз);

- кожи (хронические заболевания в выраженной степени, аллергические);

- лор - органов (понижение слуха, хронический ларингит, нарушения

носового дыхания, гиперстезия вестибулярного аппарата);

- зрения (сильное снижение остроты зрения, расстройства цветоощущения).

К допрофессиональному образованию:

необходимы знания по русскому языку и биологии в рамках школьной программы.

К профессиональному образованию:

среднее профессиональное образование акушер.

Приложение 2.

Профессиограмма.

Фельдшер.

Общая информация.

Профессия  фельдшера  появилась еще в Средние века, и называли так людей, которые во время войн оказывали медицинскую помощь раненным на полях сражений. Слово «feldscher» в переводе с немецкого означает «полевой цирюльник», и первые фельдшеры появились именно в Германии. В России первые лекарские школы появилась в 17 веке. Выпускники получали диплом «русского лекаря»; по рангу они стояли ниже иностранных врачей, и платили им меньше. Дальнейшее развитие среднее медицинское образование получило в  царствование Петра I, основавшего в 1706 г. в Москве первый в России постоянный госпиталь с лекарской школой для подготовки медицинских работников 2 категорий  —  лекарей с высшим и подлекарей со  средним медицинским образованием (звание, которое получали ученики лекарской школы на III курсе). Первые в России фельдшерские школы были открыты при больницах и госпиталях в 19 веке в Москве и Петербурге. Возраст поступающих на  обучение колебался от 12 до 16 лет. Образовательный уровень для поступающих был минимальным. Единственным условием было умение читать и писать на русском языке. Рост фельдшерского  образования значительно отставал от потребностей жизни. Особенно не хватало медицинских работников в сельской местности, Земские фельдшерские школы  предназначались,  главным образом,    для комплектования сельских больниц, куда и направлялись на работу выпускники фельдшерских школ. И хотя фельдшера,  согласно законодательству, и считались помощниками врачей, в  большинстве своем были предоставлены сами себе и работали  самостоятельно. Они должны установить диагноз, оказать квалифицированную медицинскую помощь, сделать перевязку или инъекцию и т.д. Профессия фельдшера относится к наиболее ответственным и важным видам трудовой деятельности: именно им приходится оказывать неотложную помощь, спасать жизнь человеку. Недаром одно из основных мест работы фельдшера  –  в службе скорой помощи. Поэтому с полным правом можно сказать, что эта профессия востребована в любые времена и в любом месте. Сегодня    фельдшер  –  это помощник или ассистент врача в медицинских учреждениях города или района.  Эта специальность предполагает разносторонние медицинские знания, умение проводить разнообразные процедуры. У этой профессии сегодня достаточно хорошие перспективы; в любое время и в любой местности она будет актуальной. Квалифицированные специалисты требуются как учреждениям

государственной медицины, так и частным клиникам, лабораториям, центрам здоровья. В сельской местности  фельдшеру    приходится выполнять функции и врача, и заведующего медицинским пунктом. Фельдшеры работают также в скорой медицинской помощи, медицинских частях военных формирований, здравпунктах аэропортов, морских портов или железнодорожных станций, учебных и дошкольных учреждений. В работе фельдшера есть  «минусы» такие же, как и у большинства медицинских работников: неотложные вызовы, ночные смены, частые стрессовые ситуации. Но приятными моментами, приносящими удовлетворение,    становятся выздоровление пациентов, осознание своей роли в спасении человеческих жизней.

Содержание труда.

Психологические характеристики профессии.

Круг обязанностей фельдшера зависит от места работы.

В обязанности фельдшера входит:

- проведение диагностических исследований;

- проведение диагностики острых и хронических заболеваний;

- определение программы  лечения пациентов различных возрастных групп;

-определение тактики ведения пациента;

-  выполнение лечебных вмешательств, в том числе, малых операций;

- диагностика  неотложных состояний;

- выполнение лечебных вмешательств    по оказанию медицинской помощи на

догоспитальном этапе;

- оказание медицинской помощи при беременности и родах;

- организация и оказание неотложной медицинской помощи  пострадавшим в

чрезвычайных ситуациях;

- организация диспансеризации  населения и участие  в ее проведении;

-проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий    на закрепленном участке.

- проведение санитарно-гигиенического просвещения  населения.

Таким образом, основная  цель  деятельности  фельдшера  –  оказание лечебно–диагностической и санитарно–профилактической помощи, первой доврачебной и неотложной медицинской помощи.

Основные предметы труда  -  человек (медицинское обслуживание) и природа (человек как биологический объект), сопутствующие  –  техника (медицинский инструментарий, аппаратура)  и - знаковые системы (тексты на родном и латинском языках, документы,).

 В своей работе фельдшер использует средства труда:

-вещественные (орудийные) - ручные (авторучку; иглы, шприцы,скальпель, ножницы), механические (прибор для определения артериального давления, микроскоп, весы), электрические (аппарат для снятия электрокардиограммы, ультразвуковые установки);

-невещественные (функциональные) - практическое наглядно действенное и словесно логическое мышление. Долговременную логическую, моторную и сенсорную (зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную) память, концентрированное, распределенное внимание; речь; общую координацию движений тела, зрительную, моторную координацию, мелкую  моторику рук; органы чувств  -  зрение, слух, обоняние, осязание.

Работа фельдшера имеет  четко  определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:

-должностными обязанностями;

-правилами, инструкциями, руководящими материалами;

-законодательными и директивными документами здравоохранения;

-основными  аспектами деятельности лечебно-  и санитарно-профилактических

учреждений;

-правилами техники безопасности при работе с медицинским инструментом и

оборудованием;

-правилами гигиены и санитарии;

-нормами профессиональной этики, но в работе встречаются ситуации и проблемы, требующие принятия нестандартных ответственных решений, иногда в экстренном порядке.

Труд фельдшера имеет индивидуальную  организацию,  при которой он

самостоятельно или под наблюдением врача выполняет свою работу и отвечает за нее.

Функционально  фельдшер является как исполнителем распоряжений врача, так и организатором работы других людей - пациентов, медсестры. Контакты  многочисленные  -  это пациенты с часто меняющимся кругом  лиц, коллеги. Ответственность  повышенная  -  за жизнь и здоровье людей и моральная  -за сохранение врачебной тайны.

Фельдшер работает и в комфортных  условиях  -в помещении, и за пределами кабинета, в постоянном передвижении - в бригаде «скорой помощи», по вызову на дом.

Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе:

- повышенная ответственность за жизнь и здоровье людей, моральная;

- постоянное общение с людьми, больными и здоровыми (коммуникативные и эмоциональные нагрузки);

- физические нагрузки  (постоянное передвижение, возможность экстренных вызовов к больным);

- возможность неожиданной опасности, связанной с риском для здоровья больного и собственного (ожоги, порезы, поражение электрическим током, инфицирование);

- нарушение социальной потребности  в эстетических ощущениях при восприятии другого человека (возрастные и физические особенности пациента, нечистоплотность);

- ночные смены.

Требования к профессии

К индивидуальным способностям и особенностям:

- стрессоустойчивость;

- социальный интеллект (способность адекватно воспринимать и оценивать человека);

- способность к сопереживанию, отзывчивость;

- способность правильно ориентироваться и принимать решение в сложных условиях;

- внимательность;

-ответственность.

К личностным способностям и качествам:

-милосердие, доброжелательность, отзывчивость;

- ответственность;

-хорошо развитое внимание (такие его параметры как объем, распределение и переключение);

- способность концентрироваться на задаче и быстро переключаться с одной задачи на другую;

-развитые лексические и логические (аналитические) способности;

-интерес к работе с информацией;

-физическая выносливость;

- хорошая память;

-постоянный самоконтроль;

- организованность;  

-высокая эмоциональная устойчивость.

К состоянию здоровья (медицинские противопоказания).

Работа фельдшера не рекомендуется людям с заболеваниями:

-нервно-психическими (органические заболевания центральной нервной системы, психические, логоневроз);

-сердечно-сосудистой системы (ревматизм, органические поражения клапанов и мышц  сердца, функциональные нарушения, гипертоническая и гипотоническая болезнь);

- опорно-двигательной системы (деформации позвоночника и грудной клетки, деформации и заболевания нижних и верхних конечностей, кистей рук);

- бронхо-легочными (туберкулез, хронические заболевания бронхов, легких);

-эндокринными (хронические специфические, диффузный токсический зоб, гипотиреоз);

- кожи (хронические заболевания ограниченной локализации и в выраженной степени, аллергические);

-некорректируемыми нарушениями зрения и слуха;

-выраженными дефектами речи;

- являющимися бактерио-  и вирусоносителями, а также имеющими вредные привычки (алкогольную и наркотическую зависимость  т.п.).

К допрофессиональному образованию:

-необходимы знания по русскому языку, иностранному языку, биологии в рамках школьной программы.

К профессиональному образованию:

-среднее  профессиональное образование (углубленной подготовки)



Предварительный просмотр:

День акушерки.

Цель: познакомить воспитанниц с профессией акушерка.

Вступление. 

5 мая свой профессиональный праздник отмечают люди, благодаря заботливым рукам которых многие из нас появились на свет.

Уже более двух десятилетий подряд 5 мая считается Международным днем акушерки.

Идею праздника предложила Международная ассоциация акушерок на конференции в Нидерландах в 1987 году.

Статус официального праздника этот день приобрел только в 1992 году.Сегодня он отмечается более чем в 50 странах, в том числе и в России. Основная цель праздника — информировать население о важности работы акушерок.  

Трудно недооценить работу акушерок в продвижении здоровья и обеспечения безопасности каждой беременности и родов, ведь именно от акушерки, от ее опыта, знаний и навыков очень часто зависит жизнь и здоровье матери и ребенка.

Достаточно вспомнить, сколько женщин во всем мире умирало до недавнего времени от проблем, связанных с беременностью и родами, а также младенцев, погибших в течение первых часов жизни.

Одной из главных причин таких трагедий являлось отсутствие доступа к услугам по охране материнства, включая акушерскую помощь.

Труд акушерок незаменим и востребован: они первые помощники врачей не только в проведении медицинских манипуляций, но и в подготовке женщин к родам, помощи малышу появиться на свет, уходе за ним с первых минут жизни.  

История праздника

Слово «акушерка» произошло от французского «accoucher», что означает «помогать при родах». Акушерки относятся к категории среднего медицинского персонала, и их не стоит путать с врачами – акушерами-гинекологами, которые имеют высшее медицинское образование и могут выполнять сложные лечебные процедуры. Но и роль акушерок недооценивать не стоит: они помогают беременным и роженицам, берут анализы, могут принимать роды сами или ассистировать врачу, ухаживают за новорожденными.

Акушерство – область медицины, в поле зрения которой находятся процессы, связанные с зачатием, беременностью, родами и послеродовым периодом. Оно имеет свою историю. Помощь при беременности и родах существовала с древних времен. Информацию о таких важных сферах мы можем встретить в китайских рукописях, египетских папирусах, вавилонских и ассирийских клинописных табличках, индийских аюрведических текстах и текстах сборника Гиппократа. С развитием медицины расширялись и знания о женской анатомии и физиологии и беременности. В XVII веке акушерство оформилось как наука.

В начале XX века в Европе состоялись первые конференции, которые стали основой для создания Международной ассоциации акушерок (International Confederation of Midwives, ICM). Цель организации – обеспечить права женщин и доступность акушерской помощи. В настоящее время Ассоциация включает в себя 142 объединения в 123 странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки.

В 1987 году на конференции Международной ассоциации акушерок в Нидерландах возникла идея создания отдельного праздника. Он должен был привлечь внимание к их роли в обществе и значимости профессии. С 1992 года Международный день акушерки (International Day of the Midwife) появился в календаре.

Традиции праздника

Международная ассоциация акушерок ежегодно разрабатывает тему праздника. Так, до 2015 года он проходил под девизом «Мир нуждается в акушерках сегодня больше, чем когда-либо». Темой прошлого года стало «Акушерки – защитники прав женщин». В 2020 году день пройдет под лозунгом «Празднуйте, демонстрируйте, мобилизуйтесь, объединяйтесь – наше время сейчас!».

Отмечают праздник по-разному. Это могут быть шествия, концерты, торжественные мероприятия внутри учреждений с поздравлениями, награждением сотрудниц. Часто ко Дню акушерки приурочивают профессиональные семинары и конференции, ведь этот праздник – еще и повод расширить свои знания, повысить профессионализм, установить новые связи, обменяться опытом, познакомиться с новыми достижениями в акушерстве.

Как стать акушеркой

Эта профессия – не из легких, и подойдет тем, кто любит работать с людьми и не боится ответственности. Готовят акушерок в медицинских колледжах и училищах по специальности «Акушерское дело». Поступить можно после 9-го или 11-го класса. Среди экзаменов – биология, химия и русский язык. Срок обучения будет зависеть от того, сколько классов закончил студент, а также от формы: очной, очно-заочной или вечерней, в среднем составляет около 3 – 4 лет.

Большого карьерного роста профессия не предусматривает, но это не умаляет ее значимости, а также спроса на нее. Специальность акушерки будет всегда востребованной.

Повивальные бабки

На Руси помощь про родах оказывали повитухи (повивальные бабки). Они не имели образования, пользовались приемами народной медицины, например, траволечением и заговорами. Считалось, что повивальной бабкой может быть только женщина с безупречным поведением, чьи собственные дети выжили, ведь по народным представлениям, она не просто помогала ребенку появится на свет, но и могла повлиять на его внешность, здоровье и даже судьбу.

Сам процесс был сродни магическому ритуалу. Не случайно рожали только в бане. Женщине распускали волосы, развязывали узлы на одежде, даже двери и ворота оставляли приоткрытыми – чтобы роды прошли легче. Повитуха пеленала младенца, перевязывала и перерезала пуповину, парила и мыла после родов в бане кроху и роженицу, а также готовила дом к появлению малыша и помогала при крестинах.

Покровительницей профессии считалась Саломея-повитуха, принимавшая роды Девы Марии. Имели повитухи и свой праздник – его отмечали на второй день Рождества – «бабины» или «бабьи каши». Повивальные бабки пользовались большим уважением в крестьянской общине, ведь от них зависело, насколько удачно пройдут роды для матери и младенца.

А в середине XVIII века в России появились специальные учреждения для подготовки повитух: «Повивальные институты» и «Повивальные школы». Ведущим центром стал открытый в 1797 году Повивальный институт при «императорской родильне». Он располагался в двухэтажном особняке на берегу Фонтанки. При нем работал родильный госпиталь, предназначенный для замужних бедных рожениц. В XIX веке стали появляться акушерские кафедры при университетах. Первый же родильный госпиталь был открыт в 1764 году при московском воспитательном доме.

Доулы

В последнее время стали популярны доулы. Они, не являясь медиками, оказывают информационную, психологическую, практическую поддержку при родах. Но медицинской помощи доулы не оказывают. В отличие от акушерок, они ни при каких обстоятельствах не принимают роды, не ставят диагнозы, не назначают лекарства. Их задача – поддержать молодую мать в таком психологически сложном вопросе, как роды.

Акушерки в книгах и фильмах

Акушерок или повитух можно встретить в качестве второстепенных героинь книг. Но в последнее время вышли романы, в которых они выходят на первый план.

Настоящим бестселлером стала книга Дженнифер Уорф «Вызовите акушерку». Она написана на основе ее воспоминаний о работе акушеркой в неблагополучном районе Лондона 1950-х годов. В 2012 году BBC сняли сериал по мотивам романа.

История жизни Энн Ломан легла в основу романа «Моя нечестивая жизнь» Кейт Мэннинг. Энн Ломан, известная также как Мадам Рестелл, практиковала акушерство в Нью-Йорке XIX века, в том числе, нелегально делала аборты.

Интересные факты о профессии

В отличие от врачей гинекологов акушерка – преимущественно женская профессия.

Женщинам долгое время был закрыт путь в медицинские университеты, и именно акушерство стало той сферой, куда они получили пропуск в первую очередь. Именно женщинам принадлежит ряд изобретений для гинекологического обследования.

В Германии конкурс при поступлении достаточно высокий, и предпочтение отдается выпускникам гимназий (нем. Abitur), а не обычных школ.

Если кто-то из ваших знакомых работает акушеркой, не забудьте поздравить ее 5 мая.

«И нет профессий человечней

на всех земных материках,

Когда лежит все человечество

у акушерки на руках»

Профессия акушерки - самая современная. Она будет актуальна во все времена. пока на земле живут люди.

Самой природой дано женщине испытать счастье материнства. Это самое великое счастье – стоять у истоков новой жизни, принимать в свои руки теплый шевелящийся комочек, маленькое существо, совершенно беспомощное, но уже требующее своего места под солнцем. Приятно осознать, что ты – первый человек, который помог ему в этой новой, неизвестной жизни.

Акушерство имеет длинную историю. «Акушерство» в переводе с французского означает рукодействие или помощь при родах. А само слово «акушерка» значит мудрая женщина.

Профессия акушерки интересна и сложна одновременно. Прежде всего, потому, что акушерка отвечает сразу за две жизни – матери и ребенка. И еще есть особенность, отличающая работу акушерки от других медицинских специальностей. Она заключается в том, что акушерка имеет дело не с больным человеком, а здоровым. И поэтому акушерка должна владеть отличными знаниями,  быть чуткой, внимательной, тактичной, способной быстро и правильно принимать решения, чтобы нормальный физиологический процесс не перешел в патологию.

Благополучный исход родов зависит не только от опыта и профессионального мастерства. Роженица нуждается в особом уходе – уходе с лаской, ободряющим словом, улыбкой. Этим искусством акушерка должна владеть в совершенстве. В нелегкие предродовые часы она должна быть с будущей матерью, успокоить, сделать женщину из пассивной страдалицы активной участницей своих родов.

И вот родился человек! Самый долгожданный, желанный! И нет счастливее материнских глаз! Ведь рождение человека самый большой праздник. И приятно чувствовать, что ты, акушерка, не просто гостья на этом празднике, а творец его.

Для того, чтобы получить профессию акушерки, студентки изучают анатомию, физиологию, фармакологию, этику, деонтологию медицинского работника, психологию; клинические дисциплины: терапию, педиатрию, хирургию, ЛОР-болезни, глазные болезни и, конечно, АКУШЕРСТВО и ГИНЕКОЛОГИЮ.

Получив специальность акушерки, Вы получаете право работать в родильных домах, где будете принимать роды, ухаживать за женщинами и новорожденными; в женских консультациях, где ведется прием и наблюдение за беременными женщинами, где будете проводить с ними занятия по подготовке к родам, а также вести прием гинекологических больных и их лечение. Профессия акушерки нужна всегда и везде. и в городе и в сельской местности.

Работа акушерки всегда почетна и пользуется уважением.


Предварительный просмотр: