Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Федореева Анна Сергеевна

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

 ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАСС.

 Максимальный балл – 96.

Фамилия, имя_____________________________________________________Класс_______________

  1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1. Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу.

1) приоритет коллективистских ценностей

2) рост численности рабочего класса

3) высокая социальная мобильность

4) использование информационных технологий

5) глобализация экономики и финансов

1.2. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе?

1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы

2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)

3) смена профессии отца на другую профессию

4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания

5) рост числа людей, работающих в нескольких местах

6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии.

1.3. Найдите в приведенном списке формы территориально-государственного устройства.

1) унитарное государство

2) монархия

3) конфедерация

4) республика

5) федерация

1.4. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ?

1) указание своей национальности

2) сохранение исторического и культурного наследия

3) участие в выборах органов власти

4) уплата налогов

5) свободное распоряжение своими способностями к труду

6) пользование родным языком

1.5.  Найдите в приведённом ниже списке функции центрального банка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) эмиссия денег

2) кредитование населения и фирм

3) лицензирование коммерческих банков

4) увеличение размера налогов

5) контроль над объёмом денежной массы

1.6. В семье N. под одной крышей живут супруги, их дети, внуки и правнуки. Главой семьи является старший мужчина, чьи решения обязательны для остальных домочадцев. Женщины занимаются домашней работой, а мужчины обеспечивают материальные условия существования семьи.

Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) нуклеарная                         2) партнёрская                      3) традиционная

4) многопоколенная                5) демократическая

1

2

3

4

5

6

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

2.1. методы государственного властвования, форма правления, тип политического режима, форма государственного устройства._________________________________________________________________

2.2.первичная группа, неформальная группа, этническая общность, общественный класс.__________________________________________________________________________________

2.3. налог на собственность, подоходный налог, налог на землю, налог на прибыль фирм.__________________________________________________________________________________

3.Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

«____ (А) — это форма правления, при которой глава государства является ____ (Б) и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Если _____ (В) избирается независимо от парламента, является главой государства и правительства, то данная форма правления определяется как ____(Г) республика. Президент сам назначает ____(Д) и руководит его деятельностью. В данной республике президент не может распустить ____ (Е) и его нижнюю палату, не может вынести вотум недоверия. Парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых____(Ж) и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить президента от должности (нарушение___(З), преступление)»

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

1)закон

2) президент

3) республика

4) народный

5) парламент

6) конституция

7) правительство

8) выборный

9) президентская

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

 

4. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему. Понятия в перечне даны в единственном числе.

Моделирование, уровень, эмпирический, гипотеза, описание, метод, измерение, теоретический, эксперимент, наблюдение, идеализация.

5.Решите правовые задачи.

5.1 Гражданин Д. решил приобрести в магазине в кредит телевизор. Нормами какого права будут регулироваться данные правоотношения? Какие юридические последствия влечет данная сделка? Приведите по два обязательства со стороны гражданина и магазина.

____________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2. Фирма «Иванов и К.» находится в собственности группы лиц. Владельцы предприятия несут ответственность по обязательствам своего предприятия в полном объёме принадлежащим им имуществом, имеют равные права в управлении своим предприятием.

Какую организационно-правовую форму представляет данное предприятие? Приведите два обоснования своего ответа. Приведите дополнительный признак, отличающий предприятия данной организационно-правовой формы, не указанный в задаче.

____________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 6. Решите логическую задачу.

В конференции по флогистоноведению участвовали 20 человек. Среди них были химики, алхимики и пиротехники. Химики всегда говорят правду, алхимики всегда лгут, а пиротехники иногда говорят правду, иногда лгут. На вопрос «Кого здесь больше?» четверо участников ответили, что большинство составляют химики, 14 заявили, что преобладают алхимики, а двое сказали, что на каждого химика приходится ровно пять пиротехников. Сколько на самом деле там было химиков, алхимиков и пиротехников? Обоснуйте свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Индийская притча гласит: Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и … Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием? Обоснуйте ответ. 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

 

По горизонтали. 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью. 3. Тот, кого опрашивает социолог. 4. Одно из правомочий собственника. 5. Ощущение нужды в чем-либо. 6. Всенародное голосование, одна возможных из форм принятия законов. 7. Устойчивая система социально значимых качеств индивида. 8. Соответствие мысли предметы познания. 9. Высшая форма психического отражения, свойственная человеку. 10. Причина, движущая сила какого-либор процесса. 11. Мера положительного или отрицательного воздействия. 12. Человек, покинувший один социальный слой и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другого. 13. Один из типов этнической общности.

По вертикали. 2. _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА РАБОТЫ

 (Заполняется жюри)

задание

1

2

3

4

5

6

7

8

итог

балл

Члены жюри

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

 ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАСС.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Регламент проведения школьного этапа олимпиады  для 10–11 классов:     1 час. 20 мин.

Задания для 10–11 класса включают  задачи по всему основному школьному курсу обществознания (см. Федеральный компонент ГОС и ФГОС).

Работа состоит из 8 блоков заданий. Максимальный балл  за выполнение всей работы –  96.

ОТВЕТЫ

1.Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1

2

3

4

5

6

23

126

135

24

135

34

По 1 баллу за каждую верную позицию, всего - 15 баллов.

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

Ответ: форма государства; социальная группа; прямой налог.

По 2 балла за каждую верную позицию, всего - 6 баллов.

3.Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

3

8

2

9

7

5

1

6

 По 1 баллу за каждую верную позицию, всего - 8 баллов.

4. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

http://olimpotvet.ru/wp-content/uploads/2014/10/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B54.jpg

По 1 баллу за каждую верную позицию.

Всего - 11 баллов.

5.Решите правовые  задачи.

5.1. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе должны содержаться следующие элементы:

1) названы нормы права (1 балл):

— данные правоотношения будут регулироваться нормами гражданского права;

2) дан правильный ответ:

— магазин и покупатель берут на себя взаимные обязательства и приобретают права (1 балл);

3) приведены юридические последствия, например:

со стороны гражданина (2 балла):

— обязан предоставить справки о заработной плате, свидетельствующие, что он может выплатить стоимость телевизора;

— обязан вносить в срок суммы платежа по кредиту;

со стороны магазина (2 балла):

— обязан предоставить качественный товар;

— обязан правильно оформить все документы, подтверждающие куплю-продажу;

— обязан правильно оформить документы на кредит;

— обязан заменить купленный телевизор в случае обнаружения заводской неисправности.

Могут быть приведены иные имеющие основания обязанности.

5.2. Правильный ответ должен сдержать следующие элементы.

       1. Дан ответ, например (1 балл):

- предприятие является полным товариществом

2. Приведены обоснования (2 балла):

- собственники отвечают всем своим имуществом по обязательствам предприятия

- собственники имеют равные права в управлении

3. Приведен дополнительный признак, например (1 балл):

- каждый из участников товарищества имеет право "вето" при принятии решений

- учредителями предприятий могут быть как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица.

Всего 10 баллов.

 6. Решите логическую задачу.

Ответ: 2 химика, 8 алхимиков и 10 пиротехников. Примечание: должно быть объяснение, почему не подходит вариант с 1 химиком – тогда пиротехников 5, а алхимиков 14, но алхимики не могут оставлять большинство. 

Всего  10 баллов за верный ответ с обоснованием.

7.

Ответ: Он начертил рядом с этой линией другую прямую линию, но более длинную, тем самым умалив достоинство первой. Примерное обоснование: возможно он хотел показать относительность наших понятий – оценка вещей (их длины, значимости, достоинства, величины) зависит от нашего восприятия и наших ожиданий. Допустимы другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования.

Всего  8 баллов за верный ответ с обоснованием.

8. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

http://pandia.ru/text/79/449/images/image003_45.gif

 

Ответ:

По горизонтали. 1. Семья. 3. Респондент. 4. Владение.  5. Потребность. 6. Референдум. 7. Личность. 8. Истина.   9. Сознание. 10. Фактор. 11. Санкция. 12. Маргинал.       13. Племя.

По вертикали. 2. Модернизация – процесс изменений и реформ в обществе; процесс изменения менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает характеристики более развитого общества.

По 2 балла за каждую верно указанную позицию и за               определение, всего - 28 баллов.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г.Северобайкальск

 

Программа

элективного курса

«Основы правоведения»

9 класс

Разработала: Федореева Анна Сергеевна                                                                                      учитель обществознания

г.Северобайкальск

2020 г.

Пояснительная записка

        Элективный курс «Основы правоведения» создан в рамках организации предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы в соответствии с основными положениями концепции профильного обучения, а также с учётом требований к уровню подготовки выпускников основной школы.

        Курс разработан на основе УМК  С.И.Володиной, А.М.Полиевктовой, В.В.Спасской «Основы правовых знаний» (М.: Вече, 2009) и адаптирован для учащихся 9-х классов. Также программа курса может быть использована для организации факультатива в гуманитарном классе.

        Программа курса рассчитана на 34 часа. В основу программы положены следующие принципы: научность, доступность, преемственность.

        Данный курс ставит перед собой следующие цели:

  • способствовать воспитанию правовой культуры обучающихся, развитию гражданина демократического правового государства;
  • вызвать познавательный интерес учащихся к основам права и правовой системы Российской Федерации через сведения о правах человека и гражданина, о Конституции РФ;
  • углубить знания учащихся о власти, о правовом государстве и гражданском обществе, об основных отраслях права, о правах ребёнка;
  • способствовать формированию навыков исследовательской работы через работу с текстами документов и дополнительной литературой;
  • способствовать подготовке учащихся к практической жизни, сознательному выбору профессии, формированию активной гражданской позиции;
  • способствовать углублению знаний учащихся по обществознанию.

        

        Формы и методы обучения: уроки – деловые игры, практикумы, уроки – защиты тематических заданий, творческих работ, самостоятельная работа, решение тестов, задач, проблемных ситуаций, выполнение творческих проектов.

        Формы контроля: 

  • при текущем контроле: фронтальный опрос, индивидуальные задания, тестирование, самостоятельные и практические работы, мини-проекты;
  • при итоговом контроле: защита творческих проектов.

        Система оценивания: в основе — накопительная рейтинговая система.

Содержание программ

Тема 1. Что такое право (2 час)

Тема  2 Источники и отрасли права (2 час)

Тема 3. Правоотношения. Правоспособность (2 час)

Тема 4.  Дееспособность (2 час)

Тема 5. Правовое государство и гражданское общество (2 час)

Тема 6. Конституция РФ (2 часа)

Тема 7. Права человека (2 часа)

Тема 8. Права ребёнка (2 час)

Тема 9. Семейное право (2 час)

Тема 10. Семья и брак (2 часа)

Тема 11. Трудовое право(2 часа)

Тема 12. Трудовой договор (2 часа)

Тема 13. Уголовное право (2 часа)

Тема 14. Правонарушения, их виды (2 часа)

Тема 15. Особенности уголовной ответственности

несовершеннолетних (2 час)

Тема 16. Правовая культура человека, её составные части (2 час)

Подготовка и оформление творческих проектов учащихся (1 час)  Защита проектов (1 час)

Учебно-тематическое планирование курса

№ п/п

Название темы

Содержание

Формы работы

Часы

1

Что такое право. Источники и отрасли права.

Понятие «право», взаимосвязь права и морали

Учебная лекция, решение познавательных задач

2

2

Источники и отрасли права.

Формы, источники и отрасли права

Учебная лекция, решение познавательных задач

2

3

Правоотношения. Правоспособность.  

Правовые отношения, их виды. Сущность понятия «правоспособность»

Учебная лекция, решение познавательных задач

2

4

Дееспособность.

Сущность понятия «дееспособность»

Практическое занятие «Дееспособность несовершеннолет-них»

2

5

Правовое государство и гражданское общество.

Правовое государство, гражданское общество, их признаки

Учебная лекция, тестирование

2

6

 Конституция РФ.

Основы конституционного строя России, государственное устройство

Учебная лекция, практическое занятие «Конституция РФ», тестирование

2

7

Права человека.

Права человека и гражданина. Нормативно- правовые документы о правах человека. Виды прав.

Учебная лекция, практическое занятие «Виды прав»

2

8

 Права ребёнка

Права ребёнка. Нормативно- правовые документы о правах ребенка.

Учебная лекция, практическое занятие «Защита прав ребёнка»

2

9

Семейное право.  

Семья, брак, условия заключения и расторжения брака, имущественные отношения в браке. Формы брака.  Семейный кодекс РФ

Учебная лекция, решение познавательных задач

2

10

Семья и брак.

Семья, брак, условия заключения и расторжения брака, имущественные отношения в браке. Права и обязанности родителей и детей

Практическое занятие по Семейному кодексу РФ

2

11

Трудовое право.

Трудовая дисциплина, трудовой договор, льготы несовершеннолетних в сфере трудовых отношений

Учебная лекция, решение познавательных задач, тестирование

2

12

Трудовой договор.

Льготы несовершеннолетних в сфере трудовых отношений

Практическое занятие по Трудовому кодексу РФ, работа с образцами документов

2

13

Уголовное право.

Уголовная ответственность, преступление, проступок, неотвратимость наказания.

Учебная лекция, решение познавательных задач

2

14

Правонарушения, их виды.

Сущность понятий «правонарушение», «юридическая ответственность»,  виды правонарушений

Учебная лекция, тестирование

2

15

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

Сущность понятия «уголовная ответственность», Уголовный кодекс РФ

Практическое занятие по Уголовному кодексу РФ

2

16

Правовая культура человека, её составные части.

Правовая культура, условия её формирования.

Учебная лекция

2

17

Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся

Работа в группах, консультации

1

18

Защита проектов

Ученическая

конференция

1

Итого

34

Литература для учителя:

  1. Володина С.И. Основы правовых знаний: Учебник для 8 – 9 классов. В 2-х книгах. / С.И.Володина, А.М.Полиевктова, В.В.Спасская и др. -  М.: Вече, 2009.
  2. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». М.: Вече, 2009.
  3. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний». М.: Вече, 2009.

Литература для учащихся:

  1. Словарь исторических и общественно – политических терминов /Автор – составитель Васильев В.И. – М.: ОЛМА – ПРЕСС. Образование, 2009.
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Конвенция о правах ребёнка.
  4. Семейный кодекс РФ.
  5. Трудовой кодекс РФ.
  6. Уголовный кодекс РФ.
  7. Гражданский кодекс РФ.

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Викторина «Мы против коррупции!»

(8-11 кл.)

Коррупция "есть корень, из которого
вытекает во все времена и при всяких
соблазнах презрение ко всем законам".
Томас Гоббс

Цели мероприятия:

  • Углубление теоретического уровня познания учащимися такого явления, как коррупция, причин возникновения, факторов, способствующих ее развитию.
  • Развитие навыков работы нормативно-правовыми документами.
  • Воспитание активной жизненной позиции, усвоение учащимися практических мер по борьбе с коррупцией.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя

Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.

Рассмотрим отдельные возможные случаи коррупции и обсудим меры по нейтрализации или минимизации проявлений коррупции. Сегодня работа организована в малых группах в форме состязания команд. Каждая команда имеет свое название и девиз. При ответе на вопросы членам других команд можно задать вопросы, делать уточнения.

1 этап конкурса

Вопрос: Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции?

Задание: В течение 3-х минут написать на листе причины коррупции. Одна причина - 1 балл. Чья команда напишет больше причин, та команда зарабатывает большее количество баллов.

Причины коррупции:

- Низкая заработная плата государственных служащих

- Незнание законов

- Желание легкой наживы

- Частая сменяемость лиц на различных должностях

- Нестабильность в стране

- Коррупция как привычка

- Низкий уровень жизни населения

- Слабая развитость государственных институтов

- Безработица

- Неразвитость институтов гражданского общества

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

ВОПРОС 1: Когда отмечается "Международный день по борьбе с коррупцией"? И с какого года отмечается этот день?
ОТВЕТ: 9 декабря. С 2004 года.

ВОПРОС 2: Какие государственные органы, классифицирующиеся по территориальному признаку, наделены полномочиями по борьбе с коррупцией?

ОТВЕТ: "Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления"

ВОПРОС 3: Назовите кратким словосочетанием или одним словом то, что сейчас будет перечислено:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандитских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

ОТВЕТ: принципы антикоррупционной политики

ВОПРОС 4: Является ли основанием для отказа в приёме гражданина на государственную службу непредставление гражданином при поступлении на государственную службу сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений?

ОТВЕТ: Является.

ВОПРОС 5: Уголовное право царской России разделило взяточничество на два вида: мздоимство и ... 

ОТВЕТ: Лихоимство.

ВОПРОС 6: К какой мере ответственности (наказания) должно быть привлечено лиц, занимающее государственную должность, за не предоставление декларации в налоговый орган, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния?

ОТВЕТ: Увольнение

ВОПРОС 7: В соответствии с какими НПА устанавливаются ответственные государственные должности

ОТВЕТ:  Конституцией РФ, Конституционными и иными законами РФ

ВОПРОС 7: Какой царь издал Свод Законов (1832, 1842, 1857гг), в которых была глава об ответственности за взяточничество и лихоимство?

ОТВЕТ:  Николай I

ВОПРОС 8: М.Е.Салтыков-Щедрин говорил «При таких законах жизнь в России без (них) ... была бы невозможна». Что имеет ввиду писатель? 

ОТВЕТ:  Взятки

ВОПРОС 9: Какие действия по отношению к чиновникам приняла Екатерина II, чтобы уменьшить коррупцию?

ОТВЕТ:  Увеличила жалованье, которое выплачивали в срок

ВОПРОС 10: Критики царя Николая l расценили инициированную им борьбу с коррупцией как усиление самой коррупции. Кроме того, чиновники придумывали новые способы воровства, в обход мер, предпринимаемых Николаем I, о чём свидетельствует высказывание сенатора К. И. Фишера:
«Канцелярская наглость составляла исстари хроническую язву России… При Николае эта наглость стала принимать правильные формы, несмотря на строгость императора… Прежде наглость действовала посредством нарушения законов, теперь она стала чертить законы, способствующие воровству … Деморализация осталась ещё в подполье; канцелярские крысы, во тьме ночной, грызли государственную машину… Наконец вступает наглость высшего рода, где высокие сановники принимают инициативу и берут канцелярскую сволочь себе в сообщники… Николай Павлович служил России добросовестно, но ошибался в системе и был обманываем с отвратительным цинизмом».
Сам Николай I критически относился к успехам в этой области, говоря что в его окружении не воруют только он сам и ... Кто, кроме Николая I, не ворует?

ОТВЕТ: Наследник

ВОПРОС 11: Противодействие коррупции может быть успешным, если будут искоренены главные её … (что должно быть выявлено?)

ОТВЕТ: Причины

ВОПРОС 12: Как назывался орган, созданный Петром I для противодействия беззаконности и с целью надзора за соблюдением правопорядка, в том числе и государственными служащими?

ОТВЕТ: Прокуратура

ВОПРОС 13: Кто был первым генерал-прокурором России?

ОТВЕТ: Павел Иванович Ягужинский

ВОПРОС 14: Какие взыскания могут быть применены к государственному служащему за коррупционные правонарушения? (за каждый правильный ответ – 1 балл)

ОТВЕТ: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение в связи с утратой доверия.

ВОПРОС 15: Как называется взятка в словаре Сергея Ивановича Ожегова?

ОТВЕТ: Мзда

Подведение итогов и награждение команд.

Вывод: Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?

Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.



Предварительный просмотр:

Творческие и оригинальные учебные задания по обществознанию, направленные на формирование УУД в рамках ФГОС

Познавательные универсальные учебные действия

Задание №1 «Гражданин»

Цель: формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; умение  устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Возраст:12-15 лет.
Учебная дисциплина:  обществознание
Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа
Описание задания: объясните, в каком смысле термин «гражданин» употребляется в следующих ситуациях.
Ситуация 1. Объявление по громкоговорителю в метрополитене: «Граждане, не волнуйтесь! Отправление поезда задерживается по техническим причинам!»
Ситуация 2. Выдержка из судебного протокола: «Гражданин Семенов в ходе драки нанес гражданину  Иванову серьезные травмы»
Ситуация 3. Статья из Конституции РФ: «…Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Критерии оценивания:
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- адекватное использование приёмов осмысления текста;
- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Личностные универсальные действия.

Задание №1 « Галерея славных предков»

Цель: развитие способности к осмыслению исторического опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе.

Возраст:11-14 лет.

Учебная дисциплина: обществознание

Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа

Описание задания: Представьте, что вам поручено сделать фотовыставку   выдающихся людей нашей страны. Кого вы бы выбрали для выставки и почему?

Критерии оценивания:

  • обоснованность своих высказываний
  • умение аргументировано защитить свою позицию

Задание №2. «Работа с утверждением»

Цель: развитие способности к анализу содержания моральных норм и необходимости их соблюдения; развитие морального сознания через поисковую работу и дискуссию.

Возраст:12-15 лет.

Учебная дисциплина: обществознание

Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа

Описание задания: поработайте с утверждением

«Современные подростки мало приспособлены к самостоятельной жизни».

аргументы «за» аргументы « против»

Критерии оценивания:

  • умение полно и адекватно давать оценку историческим личностям и характеризовать содержание моральных норм
  • убедительная аргументация
  • выразительность представления примеров

Регулятивные универсальные учебные действия

Задание №1 «Группировка»

Цель: формирование умения планировать свою деятельность, опираясь на изученный материал

Возраст:10-12 лет.

Учебная дисциплина: гуманитарные ( история, обществознание)

Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа

Описание задания: понятия на доске: Евфрат, Тигр, Двуречье, Междуречье, шумеры, Ур, Урук, клинопись

  • В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на доске;
  • Запишите понятия в тетрадь по памяти;
  • Сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить;
  • Выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны;
  • Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово

Критерии оценивания:

  • обоснованность своих высказываний
  • умение аргументировано защитить свою позицию

Задание №2 «Карусель» (работа в два круга)

Цель: - умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать, согласованно выполнять совместную работу, распределять роли, взаимно контролировать друг друга, уметь договариваться, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Возраст: обучающиеся 9 класса 

Учебная дисциплина: обществознание

Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа

Описание задания: учащиеся встают в два круга. (Ребята, стоящие во внутреннем круге) – активные сторонники правового государства.

Их задача – убедить своего партнёра в том, что только в правовом государстве человек может быть по-настоящему свободен, он может нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, зная, что его права и свободы защищены силой государственной власти и законом. Для этого необходимы серьёзные доводы и аргументы, в том числе из современной жизни. (Ребята, стоящие во внешнем круге) – сторонники диктатуры, единоличной власти. Их задача – отстоять свою точку зрения, доказывая, что только в государстве, где есть «сильная рука», люди хорошо работают, а не требуют себе больше прав.

Время на один диалог со своим партнёром – три минуты. Затем по сигналу педагога все ребята, стоящие во внешнем круге делают один – два шага вправо и оказываются перед новым партнёром. Снова отводится три минуты для очередного диалога и т.д.

Критерии оценивания:

  • характер, убедительность и последовательность аргументации
  •  умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции.