Созданий интерактивных пособий – как пример разработки информационных проектов учащихся.

Тихонова Ирина Витальевна

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью.

М.Монтень

      Изменения в преподавании географии, особенно в старших классах, требуют переосмысления не только содержания материала, так как появилась необходимость привлечения большого объема современной информации, но и методики преподавания. Эффективность преподавания во многом зависит от умения учителя разнообразить организацию учебного процесса.

     Одним из таких направлений является проектная деятельность, которая может способствовать более глубокому усвоению курса географии, практическому применению знаний. Е.С. Полат [4] подчеркивает, что проектное обучение развивает:

• исследовательские умения (умения анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдение практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять, обобщать, делать выводы);

• умения работать в команде (происходит осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности);

• коммуникативные умения (умение не только высказывать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую, в случае несогласия уметь конструктивно критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение, синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения).

      «Проект — это такая открытая и динамичная форма организации учебной деятельности учащегося и педагогической деятельности учителя, которая предполагает их выбор и творческие решения» (Н. Б. Крылова)[2].

      Метод проектов — педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного освоения новых способов человеческой деятельности. То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Поэтому использование методов традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии: информационно-коммуникационные, дистанционные, проектные, исследовательские.

     Компьютерные проекты позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде таблиц, схем, диаграмм, графических композиций, карт, фото-, видеослайдов и т. п., содержащих отобранный учебный материал, и спецэффектов, которые сопровождают их показ на экране, хранящиеся в одном файле, созданном с помощью Power Point. Предполагаемая тема проекта может быть связана с учебным предметом, профессиональным интересом, хобби. Опыт применения компьютерных проектов в преподавании географии подчеркнул несомненные достоинства этого приема обучения. Предварительный выбор темы, над которой будут работать ученики, проходит с учетом рекомендаций учителя. Осуществление проектной деятельности возможно лишь в том случае, если ученики имеют знания и навыки, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, умение учителя соотнести познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы. Проектная деятельность требует от учителя, который выбрал для себя направление работы с помощью метода проекта, не только быть учителем-предметником, но и стать специалистом широкого профиля. Ученики должны доверять своему учителю, видеть его большую заинтересованность в их совместной работе. 

   Иными словами, учитель и ученики должны стать единомышленниками. Нельзя резко ограничивать самостоятельность и инициативу учащихся, чтобы у них не пропал интерес к творчеству. Работа над проектом может быть разной по продолжительности. В связи с этим можно выделить следующие виды проектов:

• мини-проекты, которые учитель использует на одном — двух уроках; • краткосрочные проекты, они являются компьютерной поддержкой учителю при изучении темы, занимающей несколько уроков; • долгосрочные проекты. При работе над проектами по географии можно выделить несколько видов проектов:

• Исследовательский (имитация научного исследования, обязательно предусматривает эксперимент, данный проект имеет четкую структуру) — реферат, доклад, научная статья.

• Информационный (ориентирован в основном на обработку информации, выявление проблем, не предусматривает экспериментальной проверки).

• Творческий (описание творческой деятельности).

       Ценность работы над проектом в том, что в процессе выполнения задания учащиеся осваивают ключевые компетенции: коммуникативные, учебно-познавательные, информационные, предметные, личностного саморазвития. Метод учебных проектов позволяет внести в современную технологию обучения два существенных дополнения – изменение в функции знаний и способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания и организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс. Основой учебного проектирования становится усвоение как знаний, так и способов самого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала ученика. Метод проектов требует от учителя высокого мастерства, умения работать по ситуации, одновременно направлять и организовывать различные виды деятельности детей. Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них я и начала знакомство с методом проектов в 6-8 классах.

         В 6 классе на одном из уроков в начале года ребятам рассказала о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом и предлагаю им сделать творческий проект – например, написать сказку «Путешествие маленькой капельки» о Мировом круговороте воды. Ученики написали сказку и оформили ее иллюстрациями. Некоторые сделали презентацию по данной теме.

Еще один из проектов «Природные зоны России».

 Задачи: 1. Самостоятельное добывание знаний через различные источники информации.

2. Работа в микрогруппах (информаторы, художники, программисты, оформители и.т.п.), использование личностно-ориентированное обучение и развитие коммуникативных навыков.

3. Создание слайд-проекта для обобщающего урока в 8 классе, его применения на уроках природоведения в начальной школе и в 7 классе про изучения темы: «Природные зоны мира».

На изучение этого раздела отводится всего 4 часа. Тема очень интересная, много материала по данной теме в различных источниках и целиком, в полном объёме изучить за это время нельзя. Проектная деятельность в данном случае поможет полно и в интересной форме изучить данную тему.

     В 10-х классах провела творческий отчет по теме "Цивилизации востока и запада". Класс, с которым я работала, имеет Информационно-технологическую направленность. Именно это натолкнуло меня на мысль создать вместе с ними подобие электронного учебника по теме «Цивилизации и религии мира». Для создания и защиты проектов я предложила свободную форму. В результате у нас получился интересный урок и не менее интересное пособие, которое содержит как теоретический материал, так и практические задания. Многие из предложенных проектов полифункциональны, что позволяет их использовать в различных учебных ситуациях, при работе с различными возрастными категориями учащихся. Сами же представленные проекты могут быть использованы в процессе обучения географии в общеобразовательных классах, а также при организации профильного обучения. Ребята при этом освоили не только новые знания по географии, но и научились новым приемам создания презентаций (интерактивные презентации). При работе над проектами были использованы такие программы как: Microsoft Word, Microsoft Power Point. Вся проектная деятельность была оформлена в виде презентаций. Данные работы содержат иллюстрации, яркое и красочное оформление, кроссворды и вопросы для самопроверки, всё это заинтересовывает учащегося в познании нового материала.

Анализируя итоги первого года этой работы, я заметила, что ребята в классах, где я использовала для работы метод проектов, имеют более прочные знания, и свободнее владеют учебным материалом. Они не только способны правильно ответить на поставленные вопросы, написать тест, но и могут проанализировать представленные ситуации, доказать свою точку зрения. Именно это я считаю главным достижением этого метода.

Все это позволяет мне с оптимизмом смотреть на будущую работу по этому методу, а планов очень много:

• продолжить разработку учебного пособия по экономической географии мира, совместно с учениками 10-11 информационно-технологических классов,

• в рамках недели естественных наук предложить проведение конкурса проектов, своеобразные научные чтения, где ребята смогут защитить свои проекты и не только по географии,

• расширение задач, решаемых с помощью метода проектов, т.е выйти за рамки информационных проектов и перейти к исследовательской деятельности.

ВЫВОДЫ: этот метод позволяет ребятам приобрести коммуникативные навыки общения, практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и знакомство с различными точками зрения. Учащиеся овладевают умениями использовать исследовательские методы получения информации по предмету. Метод проектов помогает формировать у школьников критическое и творческое мышление. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Список литературы:

1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

2. Крылова Н.Б., Е.А.Александрова. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2003. 448 с.

3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000.]

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.