ИК-технологии в преподавании географии.
Обобщение опыта по теме "Информационно-коммуникационные технологии в преподавании географии."
Модернизация образования, т.е. обеспечения его соответствия запросам и возможностям общества, осуществлялась всегда – в той или иной мере. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования – ускорение темпов развития общества. Каким будет мир в середине 21 века, трудно себе представить, поэтому школа должна готовить своих учащихся к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, самостоятельность. На рынке труда сегодня новые требования к выпускникам школ: необходим переход от хорошего специалиста к хорошему сотруднику. Хороший сотрудник – это не только хороший специалист, но и человек, который может работать в команде, способен к инновациям, самостоятельно принимает решения, проявляя инициативу. С позиций компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей и компетенций. В данном случае под ключевыми компетентностями понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. Цель своего учительского труда я вижу в воспитании целостной личности, в формировании у учащихся ключевых компетенций через разные виды деятельности, развивая их творческие способности, что позволит добиться положительной динамики качества образования. Моя цель, как педагога, ориентирована на создание условий для саморазвития личности, повышения уровня образованности.
Задачи своей деятельности вижу следующие:
1. Научить учиться, научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, анализировать информацию. Сегодня умение работать с информацией становится ключевой задачей, поскольку каждые полгода на земле информация удваивается. Каждый человек, решающий конкретную задачу, должен уметь отобрать и воспользоваться именно той информацией, которая необходима для решения вопроса; находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты.
2. Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, используя соответствующий научный аппарат, т. е. решать познавательные задачи.
3. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни.
4. Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.
5. Научить решать проблемы социального, профессионального направлений. Каждый человек уникален и индивидуален, поэтому не может быть единых жестких требований к каждому выпускнику.
По моему убеждению, современный выпускник – это позитивная личность, максимально адаптированная к современным социальным условиям и ориентирующаяся на успех. Современный ученик:
Ориентирован на общечеловеческие ценности.
Ответственен за свои поступки.
Самостоятелен в выборе решений.
Психологически раскрепощен.
Общественно активен.
Интеллектуально развит.
Творческий, способный к креативному мышлению.
Формирование у школьников ключевых компетенций и компетентностей достигается не только за счет изучения учебного предмета, но и через всю организацию школьной жизни, через ее связь с другими сторонами жизни детей. Образовательный процесс не только включает в себя учебный процесс, но и социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни. Творческий поиск меня, как учителя, связан с реализацией идей проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного подхода. Это позволяет решать проблему мотивации учебной деятельности, создавать модель “учения с увлечением”.
Приоритетным направлением в своей работе считаю использование компьютера, электронных учебных пособий, Интернет-ресурсов, интерактивной доски, что позволяет сделать любой урок более привлекательным и современным. Стараюсь активно внедрять в образовательный процесс современные проектные и информационные технологии.
Преимущества использования ИКТ на уроках географии:
Усиление наглядности и яркости обучения.
Увеличение доступности, глубины и качества усвоения материала.
Большая заинтересованность учащихся.
Расширение видов деятельности на уроках.
Развитие творческих способностей учащихся.
ИКТ – голососберегающая технология для учителей. Возможность использования при подготовке к урокам ресурсов системы Интернет. Возможность возврата к пройденному материалу. Повышение значимости, престижа географии.
Результатом использования ИКТ является:
Уменьшение количества учеников, не выполняющих домашнее задания.
100% итоговая успеваемость по географии.
Увеличение количества учащихся, включенных в создание творческих работ.
Анализируя свои педагогическую деятельность, отмечу, что в своей повседневной работе я стараюсь повысить эффективность каждого урока , увеличить их практическую направленность. Считаю необходимым создание ситуации успеха для каждого учащегося. Считаю, что обучение может быть успешным, если есть мотив и интерес.
В своей работе придерживаюсь слов Ушинского : “Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием.” Поэтому на уроках прибегаю к использованию разнообразных форм организации учащихся: Уроки-соревнования, игры: КВН. Ролевая игра. Викторина. Турниры. Уроки, основывающиеся на развитии творческих и коммуникативных способностей: Урок – диалог. Урок – пресс конференция. Урок – путешествие. Урок – репортаж.
Эти формы уроков развивают личность ребенка, прививают интерес к предмету, создают положительно психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, создают условия для самореализации учащихся. Но такие уроки требуют больше сил и времени для подготовки. Использование игровых технологий позволяет развивать творческие способности учащихся. Играя, ученики ставят творческие задачи, в решении которых им помогают знания, умения, воображение, выдумка.
Примерами использования игровых технологий урок-КВН по темам “Литосфера”, “Гидросфера” в 6 классе,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_kompyuternyh_tehnologiy_v.docx | 90.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ.
Модернизация образования, т.е. обеспечения его соответствия запросам и возможностям общества, осуществлялась всегда – в той или иной мере. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования – ускорение темпов развития общества. Каким будет мир в середине 21 века, трудно себе представить, поэтому школа должна готовить своих учащихся к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, самостоятельность. На рынке труда сегодня новые требования к выпускникам школ: необходим переход от хорошего специалиста к хорошему сотруднику. Хороший сотрудник – это не только хороший специалист, но и человек, который может работать в команде, способен к инновациям, самостоятельно принимает решения, проявляя инициативу. С позиций компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей и компетенций. В данном случае под ключевыми компетентностями понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. Цель своего учительского труда я вижу в воспитании целостной личности, в формировании у учащихся ключевых компетенций через разные виды деятельности, развивая их творческие способности, что позволит добиться положительной динамики качества образования. Моя цель, как педагога, ориентирована на создание условий для саморазвития личности, повышения уровня образованности.
Задачи своей деятельности вижу следующие:
1. Научить учиться, научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, анализировать информацию. Сегодня умение работать с информацией становится ключевой задачей, поскольку каждые полгода на земле информация удваивается. Каждый человек, решающий конкретную задачу, должен уметь отобрать и воспользоваться именно той информацией, которая необходима для решения вопроса; находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты.
2. Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, используя соответствующий научный аппарат, т. е. решать познавательные задачи.
3. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни.
4. Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.
5. Научить решать проблемы социального, профессионального направлений. Каждый человек уникален и индивидуален, поэтому не может быть единых жестких требований к каждому выпускнику.
По моему убеждению, современный выпускник – это позитивная личность, максимально адаптированная к современным социальным условиям и ориентирующаяся на успех. Современный ученик:
Ориентирован на общечеловеческие ценности.
Ответственен за свои поступки.
Самостоятелен в выборе решений.
Психологически раскрепощен.
Общественно активен.
Интеллектуально развит.
Творческий, способный к креативному мышлению.
Формирование у школьников ключевых компетенций и компетентностей достигается не только за счет изучения учебного предмета, но и через всю организацию школьной жизни, через ее связь с другими сторонами жизни детей. Образовательный процесс не только включает в себя учебный процесс, но и социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни. Творческий поиск меня, как учителя, связан с реализацией идей проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного подхода. Это позволяет решать проблему мотивации учебной деятельности, создавать модель “учения с увлечением”.
Приоритетным направлением в своей работе считаю использование компьютера, электронных учебных пособий, Интернет-ресурсов, интерактивной доски, что позволяет сделать любой урок более привлекательным и современным. Стараюсь активно внедрять в образовательный процесс современные проектные и информационные технологии.
Преимущества использования ИКТ на уроках географии:
Усиление наглядности и яркости обучения.
Увеличение доступности, глубины и качества усвоения материала.
Большая заинтересованность учащихся.
Расширение видов деятельности на уроках.
Развитие творческих способностей учащихся.
ИКТ – голососберегающая технология для учителей. Возможность использования при подготовке к урокам ресурсов системы Интернет. Возможность возврата к пройденному материалу. Повышение значимости, престижа географии.
Результатом использования ИКТ является:
Уменьшение количества учеников, не выполняющих домашнее задания.
100% итоговая успеваемость по географии.
Увеличение количества учащихся, включенных в создание творческих работ.
Анализируя свои педагогическую деятельность, отмечу, что в своей повседневной работе я стараюсь повысить эффективность каждого урока , увеличить их практическую направленность. Считаю необходимым создание ситуации успеха для каждого учащегося. Считаю, что обучение может быть успешным, если есть мотив и интерес.
В своей работе придерживаюсь слов Ушинского : “Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием.” Поэтому на уроках прибегаю к использованию разнообразных форм организации учащихся: Уроки-соревнования, игры: КВН. Ролевая игра. Викторина. Турниры. Уроки, основывающиеся на развитии творческих и коммуникативных способностей: Урок – диалог. Урок – пресс конференция. Урок – путешествие. Урок – репортаж.
Эти формы уроков развивают личность ребенка, прививают интерес к предмету, создают положительно психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, создают условия для самореализации учащихся. Но такие уроки требуют больше сил и времени для подготовки. Использование игровых технологий позволяет развивать творческие способности учащихся. Играя, ученики ставят творческие задачи, в решении которых им помогают знания, умения, воображение, выдумка.
Применение компьютерных технологий становится необходимым компонентом развития современной географии как науки и учебной дисциплины. Компьютерные технологии развивают идеи программного обучения, открывают, совершено новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера. Но данный процесс является достаточно сложным и требует как от учителя, так и от учащегося владения навыками компьютерной грамотности (умение применять технические и программные средства компьютера для получения, обработки и создания массивов необходимой информации). Повышение компьютерной грамотности учащихся, использование в школе современных информационных образовательных технологий дает принципиально новые возможности для совершенствования педагогического процесса и повышения на этой базе образовательного уровня подрастающего поколения.
Соединение географического образования с компьютерными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств.
В - первых, компьютеризация географического образования предоставляет интенсификацию всего учебного процесса. Компьютер служит тем связующим звеном, с помощью которого налаживается естественное взаимодействие всех организационных форм учебно-познавательной
деятельности учащихся - урочных, контрольных занятий и самостоятельной работы.
Во - вторых, компьютерные технологии способствует активизации аналитической деятельности обучаемых. Предполагается не только воспроизведение информации, но и оперирование ею. Использование компьютера способствует превращению полученной суммы знаний в собственные убеждения.
В - третьих, компьютерная экспансия в естественные дисциплины содействует углублению демократизации методики преподавания, так как компьютерные технологии основаны на ослаблении субъективного фактора в контроле знаний и позволяет снять социально - психологические ограничения. Обучаемые освобождаются от тривиальной связки «учитель - ученик», тем самым раскрепощаются их творческие возможности, они абстрагируются от субъективизма и консерватизма обучающихся, получают возможность осуществлять самоконтроль уровня знаний.
В - четвертых, компьютерные технологии содержат огромные мотивационные возможности. Важным мотивационным фактором служит игровой характер компьютерных технологий. Игровыми элементами компьютерного тестирования являются состязательность, экстремальность ситуаций, требующих от пользователя принятия неординарных решений.
В - пятых, внедрение в структуру естественного знания компьютера расширяет возможности самостоятельного обучения учащихся. Использование компьютерных программ значительно повышает удельный вес самостоятельной работы как базисного составного элемента всего познавательного процесса, Как известно, в ходе самостоятельного продвижения от незнания, к знанию обучаемые приобщаются к систематической и целенаправленной деятельности по усвоению и творческому применению полученных знаний.
Компьютер позволяет учителю облегчить и упорядочить процесс подготовки к уроку - быстро и эффективно подготовить раздаточный материал, качественно оформить тематические и поурочные планы, создать банк методических разработок и заданий по географии, выработать умение разрабатывать мультимедийные презентации уроков, обобщать опыт и вести активную внеурочную деятельность.
Надо отметить совместимость современных компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения, ведь работа на ПК может быть только фрагментом урока, оптимально сочетающимся с традиционной или игровой формой урока, дополняющим или закрепляющим его итоги. Необходимо разумно соблюдать своего рода баланс между традиционными и компьютерными технологиями.
Основные направления использования компьютерных технологий и мультимедиа в преподавании географии.
- Демонстрация на уроке материалов: карт, иллюстраций ландшафтов, географических объектов из источников не доступных всем ученикам.
В презентации "Природа Центральной России" (урок в 8 классе) с успехом использовался этот прием при изучении нового материала. С помощью мультимедиа, карты и иллюстрации, которые боле ярко отображали природу края, демонстрировались на экран.
Средства мультимедиа позволяют направить внимание учеников на важнейшие объекты и явления, возможен переход от одних объектов к другим в любой последовательности. Возможно его использование и на уроках изучения новой темы, и закрепления пройденного материала.
- Показ географических процессов, о которых должен иметь представление школьник, разнообразны и многочисленны. Можно создавать свои презентации, веб-страницы, используя интернет, а можно воспользоваться электронными учебниками по географии для 6 класса,7 класса, географической энциклопедией стран для 10 класса, энциклопедией Кирилла и Мефодия. Мультимедийное представление последовательности извержения вулкана, возникновение цунами, образование складчатых и глыбовых гор, циклона и антициклона и т. д., удачно использованное в структуре урока лучше усваивается учениками.
- На одном экране можно компоновать различную информацию, сопоставляя явления и процессы в наглядной демонстрации. Например, в 6 классе, изучая тему "Реки", - использование человеком вод рек, типы питания рек. Используется прием сопоставления методом наложения. В 9-м классе при изучении вопросов экологии в отраслях экономики накладываются карты районов распространения загрязнения металлургическим, целлюлозно- бумажным комбинатами или при изучении темы "Исторические особенности заселения и освоения территории России" накладываются друг на друга карты разных периодов формирования территории Российского государства.
- При помощи компьютерных технологий на уроках провожу проверку знаний учащихся.
Это могут быть компьютерные тесты для 10 класса по теме "Политическая карта мира" или тест по теме урока в 6 классе "Строение Земли", задания с CD "Подготовка к Единому экзамену по географии". Интерактивные игры: в 6 классе - «План и карта» (Географическая тропа), «Атмосфера» (морской бой), «Гидросфера» (КВН), в 7 классе - Географический тир по теме «Австралия», «Общие особенности природы» (морской бой).
- Для развития интереса к географии, для расширения кругозора учеников предлагаю творческие, самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий: создание интерактивных презентаций. Так в прошлом году ученики 10 информационнотехнологического класса создали систему интерактивных проектов по теме «Цивилизации мира» и защитили их во время уроков.
- При помощи компьютерных технологий создаю дидактические
материалы для урока. Например, для 6-8 классов создана целая система методических разработок для проведения уроков, практических работ, письменных работ и тестирования.
Мы уже успешно используем готовые диски с уроками, научились создавать собственные презентации, сделав уроки яркими и иллюстративными. Теперь в школу пришли новые технические средства, такие как интерактивная доска, планшет и другие. Наша задача найти им место в системе уроков.
Прежде всего, следует отметить, что интерактивная доска успешно может заменить те объемы бумажных наглядных пособий, которые всегда занимают большое место в кабинете географии.
Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное ПО, текстовые редакторы, CD и DVD, изображения, видео-файлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, ПО для интерактивной доски. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске.
Работая с интерактивной доской, я уже успела убедиться, её использование помогает в создании содержательных и наглядных заданий, захватывающих внимание всех учеников в классе и активизируя их познавательную деятельность.
Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления. Так, при изучении темы «Атмосферные вихри» доска позволяет продемонстрировать образование циклонов и антициклонов и их различия.
Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать. Так, например, при проведении урока по теме «Рельеф Южной Америки» я использую возможности доски для выделения частей материка, отличающихся рельефом и объяснения причин этих отличий.
Текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Часть экрана легко скрыть и показать его, когда будет нужно. Инструмент "прожектор" позволяет сфокусировать внимание на определенных участках экрана. Это возможно использовать при практической или самостоятельной работе.
Страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы урока или повторяя то, что плохо усвоено. Что очень удобно при объяснении нового материала.
С помощью интерактивной доски во время объяснения нового материала или закрепления можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Например, использование контурных карт при объяснении нового материала, позволяет выполнять работу с ними по ходу рассказа учителя.
Работа с интерактивной доской позволяет учителю проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию, организовать работу в группах, используя как ресурсы учебно-методических пособий, так и созданные самостоятельно. Так, например, я очень часто использую в работе тесты, которые делаю сама с помощью редактора Power Point, а так же задания медиаучебников. Это позволяет разнообразить урок и заинтересовать учащихся.
Конечно же, педагогические возможности интерактивной доски, как средства обучения превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. За счет большей наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Так, за первое полугодие 2008-2009 уч. года, я уже отметила повышение качества обученности, по сравнению с последним годом моей работы.
Я считаю, что в современных условиях каждый учитель просто обязан приложить усилия к скорейшему освоению и использованию всех полезных новшеств, которые предлагает технический прогресс в преподавании географии, так как это продиктовано самой жизнью.