Выявление и развитие способностей учащихся
Выявление и развитие способностей учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey_uchenikov.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Для каждого учителя главным вопросом является вопрос о том, как пробудить интерес к своему предмету, как выявить и помочь детям развить их способности.
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.
Современный педагог должен быть готов к постоянному совершенствованию, принятию новшеств.
В своей практике я использую различные виды деятельности направленные на раскрытие различных потенциалов учащихся.
В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. С этими детьми проводится целенаправленная работа. Формы и методы работы с одаренными детьми должны сочетаться с формами и методами работы со всеми учащимися класса и в то же время должны иметь некоторое своеобразие. На своих уроках я использую дифференцированные задания, тесты, индивидуальные формы работ. Для дифференцированного обучения созданы дидактические материалы – тесты, задания по классам, карточки с рисунками, собраны тексты по уровням и т.д.
Вот некоторые приемы работы, как с одаренными, так и с остальными учениками.
1) Урочная деятельность. Реализация создания условий для развития личности в обучении иностранному языку происходит в основном, на учебных занятиях, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом.
Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Более того, в работе с одаренными детьми следует ориентироваться на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обогащенная программа обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.
Характерной особенностью подобных уроков, является дифференцированный подход, который требует определенного количества, качества и последовательности упражнений, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций, причем все это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный случай, поступок.
Разноуровневая технология предполагает незримое подразделение детей на одаренных, продвинутых и обычных.
Большое внимание учителя МО английского языка уделяют учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание (при этом оговаривается роль каждого ученика). Сильный ученик выполняет роль наставника: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Подобная организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности.
Особенно раскрываются ученики, работая в малых группах. Учитель может здесь максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей.
Проекты (мини-проекты). Учащиеся разрабатывают проекты, которые выполняются и в классе, и дома. Класс заранее делится на группы, в которых есть и одаренные, и слабоуспевающие. Дается задание каждому в группе. Сильные ученики помогают слабым. Проекты защищают всей группой. В результате каждый ученик чувствует свою ответственность и выполняет ему порученное задание. Например, слабые ученики могут хорошо рисовать и при этом, рисуя и подписывая на английском слова, может их запоминать и за всеми правильно произносить.
Письменные задания (тесты) разных уровней сложности. Учащиеся получают задания разных уровней сложности. Выполнив свое задание, меняются заданиями. Если слабоуспевающий ученик затрудняется выполнить то или иное задание, другой помогает ему.
2) Внеклассная работа. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной работы. Основой формирования такой системы является «погружение в культуру иноязычной страны». Основными формами которой являются предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины, проекты по различной тематике, ролевые игры. Они дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности. Применительно к интеллектуально одаренным учащимся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.
Предметные недели. В рамках этой недели проводятся различные мероприятия. Например, для вторых классов – конкурс «Английский с удовольствием», где учащиеся могут показать свои первые успехи в изучении английского языка («Лучший знаток алфавита», «Лучший знаток слов» и т.д.) Для 3-4 классов проводится конкурс стихов на английском языке. Для 5-6 классов - конкурс скороговорок. Для 7-8 классов - конкурс сценок, сказок или театрализованных представлений. Для 9-11 классов - конкурс песен.
Все эти и другие применяемые формы и методы позволяют выявить способности учащихся и развивать их в дальнейшем. Они принимают участие в разных олимпиадах, конкурсах, конференциях.
3) Система дополнительного образования (дистанционные олимпиады, дистанционные курсы обучения), которая медленными темпами, но внедряется учителями МО, подразумевает активное использование ИКТ технологий в целях:
- извлечения необходимой языковой информации (знакомство с новыми лексическими и грамматическими явлениями английского языка;
- тренировки языковых и речевых навыков с целью формирования и развития языковой компетенции;
- знакомства с реалиями современной жизни англоязычных стран;
- участия в проектах и он-лайн тестах и олимпиадах;
4) Самостоятельная работа.
Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование ряда учебных пособий, современных информационных технологий, в рамках которых одаренный ребенок или слабоуспевающий может получать адресную информационную.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него больше появляется возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе совместной деятельности для совершенствования своих умений.