для родителей
Лица с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Соответственно дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
особенные дети | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Лица с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Соответственно дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. У представителей данной группы имеется определенная психолого-педагогическая характеристика. Она включает в себя следующие моменты:
- Недостаточно высокий уровень развития восприятия. Этот аспект состоит в необходимости более продолжительного времени для приема и переработки полученного материала. Дети имеют недостаточное количество знаний об окружающем мире, а также испытывают затруднения в процессе узнавания контурных и схематичных изображений объектов.
- Когда в детских садах даются определенные задания, обнаруживается, что у детей в ОВЗ наблюдаются недостаточное пространственное представление, невозможность проведения аналитических мероприятий, рассмотрения тождественности и симметричности, соединения нескольких фактов в единое целое.
- Важно понимать, что такие детки испытывают трудности в процессе переключения с одного вида деятельности на другой. У них недостаточно организовано внимание, что вызвано недоразвитостью интеллектуальной активности, несовершенством навыка самоконтроля и самообладания, отсутствием чувства ответственности.
- Дефекты памяти. Они заключаются в том, что функция словесного запоминания работает плохо, а визуальная память над ней значительно преобладает.
- Особенности поведения ребенка с ОВЗ состоят еще и в том, что у него снижен познавательный аспект. Он не интересуется окружающим миром, не умеет выстраивать гипотезы и теории, отчего знает меньше своих сверстников.
- Ребенок, у которого то или иное заболевание ограничивает возможности, страдает от отставания в наглядно-образном и наглядно-действенном мышлении.
- Если понаблюдать за здоровыми детками и представителями группы ОВЗ, можно заметить, что обычные дети имеют более выраженную тягу к общению со сверстниками и взрослыми, нежели дети с ОВЗ (последние больше являются интровертами).
- Отсутствие игровой деятельности – еще один момент, характеризующий ребенка, ограниченного в функциях. Сюжеты игры примитивны и банальны, как и игровые роли, способы их обыгрывания.
- Нарушение языковой системы у дошкольника с ОВЗ – норма для такого состояния. Воспитателям и медикам приходится проделать колоссальную работу, чтобы обеспечить такому ребенку нормальную речевую функцию.
- Невысокая работоспособность, возникшая вследствие быстрой утомляемости у детей с ОВЗ.
Из-за этих особенностей дети страдают от недостаточности психологических предпосылок к овладению навыками обучения. Их потребности заключаются в том, чтобы были созданы оптимальные условия в сфере образования.
Нарушение слуха
- глухие и слабослышащие
- двустороннее нарушение слуховой функции
- речевое общение затруднено или невозможно
- нарушен вестибулярный аппарат
Восприятие |
|
Мышление |
|
Речь |
|
Память |
|
Внимание |
|
Движения |
|
Поведение |
|
Задержка психического развития (ЗПР)
- замедлен темп формирования высших психических функций
- стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы
- интеллектуальная недостаточность
Восприятие |
|
Мышление |
|
Речь |
|
Память |
|
Внимание |
|
Движения |
|
Поведение |
|
Нарушение интеллектуального развития
- умственной отсталость (олигофрения – синдром врожденного психического дефекта, деменция – распад психики) и интеллектуальное недоразвитие (идиотия, имбецильность дебильность)
- органическое поражение головного мозга ведет к нарушению высших познавательных процессов и стойкому необратимому нарушению интеллектуального развития
Восприятие |
|
Мышление |
|
Речь |
|
Память |
|
Внимание |
|
Движения |
|
Поведение |
|
Тяжелые нарушения речи
- нарушения коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи (алексия – отсутствие речи, неспособность к ее усвоению, ,дислексия – трудность овладения чтением; заикание)
- разные психофизические отклонения
Восприятие |
|
Мышление |
|
Речь |
|
Память |
|
Внимание |
|
Движения |
|
Поведение |
|
Расстройство поведения и общения
- разнородная группа, в т.ч расстройство аутического спектра (РАС) и синдром дифицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
- психологические особенности ведут к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыков
Восприятие |
|
Мышление |
|
Речь |
|
Память |
|
Внимание |
|
Движение |
|
Поведение |
|
. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка. Дети с ОВЗ обычно требуют особого подхода и должного внимания. На то, как будет развиваться ребенок с ОВЗ, влияют вид и степень нарушения, а также время начала патологии, окружающая среда, условия жизни. Дети с ОВЗ обучаются по Адаптированной общей образовательной программе (АООП), также на каждого ребенка специалистами ДОУ разрабатывается индивидуальная образовательная программа с учетом индивидуальных особенностей (нарушений) ребенка.
Но основные аспекты образовательной среды следующие:
• мотивация, способствующая формированию у ребенка интереса к окружающей действительности и учебному процессу;
• развитие – необходимо создание единого пространства сотрудничества и совместного творчества;
• построение взаимодействия, способствующее развитию социальных навыков, а также оказание помощи в процессе адаптации к условиям окружающего мира;
• формирование психологического комфорта и безопасности.
Именно такое сопровождение детей позволит добиться оптимального результата обучения на всех его стадиях и стабилизировать общее состояние здоровья.
На начальных этапах немаловажную роль играет формирование интереса и готовности к сотрудничеству с воспитателем и специалистами.