Наставническая деятельность
На странице представлен опыт работы наставников Борзинского филиала ГПОУ "КПТК". Рекомендации для наставников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Борзинский филиал ГПОУ «КПТК»
Папка наставника
Наставляемый Валентина Леонидовна Далаева | Наставник Людмила Юрьевна Арчакова |
Арчакова Людмила Юрьевна
Педагог-психолог/соц. педагог
(куратор реализации модели наставничества
в Борзинском филиале ГПОУ «КПТК»)
Молодой специалист: Далаева Валентина Леонидовна
Скан документа https://disk.yandex.ru/i/ektsw9loFgeSBQ
Предварительный просмотр:
Арчакова Людмила Юрьевна
Борзинский филиал ГПОУ
«Краснокаменский промышленно-технологический колледж»
Опыт наставничества по модели «Преподаватель-студент»
Аннотация. В статье приведен опыт работы по внедрению модели наставничества педагог – студент, на примере индивидуальной работы педагога-наставника с одаренными студентами и организации волонтерской деятельности.
Ключевые слова: наставник, обучающийся, адаптация, социализация, воспитание, саморазвитие.
Воспитательный процесс на сегодняшний день является неотъемлемой частью обучения и развития подрастающего поколения. В процессе обучения и воспитания происходит усвоение общественного опыта, что является залогом успешной социальной адаптации молодежи и нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям и самому себе.
Важную роль в обучении квалифицированных кадров для рынка труда отводится сфере профессионального образования. Основные направления развития системы среднего профессионального образования определены в национальном проекте «Образование». Обозначенные цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации должны быть достигнуты к 2024 году.
Для развития гармоничной и всесторонне развитой личности, подготовки компетентного специалиста, способного к самосовершенствованию и самореализации, обладающего ответственностью и гражданским самосознанием в системе профессионального образования реализуются модели наставничества, такие как педагог-педагог, педагог-студент, студент-студент, работодатель-студент.
Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности [3].
Совместная деятельность, основанная на «живом общении», направленная на значимые изменения и преобразования свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров рассматривается Б. Г. Ананьевым, B.C. Выготским, A.A. Леонтьевым и др. Однако, на данный момент в педагогической теории остаются неразработанными система развивающего взаимодействия педагога-наставника и студента, его формы, средства, содержание и модели трансляции педагогического опыта в системе развивающего взаимодействия [1].
На сегодняшний день методология наставничества в системе развивающегося взаимодействия «педагог - студент», выступает необходимым элементом профессиональной подготовки не только молодых педагогов, а так же рабочих и служащих разных сфер. Ярким примером служит опыт работы в рамках конкурса «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)».
Работая над темой наставничества, Константин Дмитриевич Ушинский еще в начале XX века, считал, что теоретические знания и опыт педагога-наставника должны дополнять друг друга. Таким образом, профессиональная адаптация личности обучающегося напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника[3].
С целью создания благоприятных условий для социализации и профессионального становления обучающихся, выявления и совершенствования способностей и талантов, а также профилактики аддиктивного поведения на базе Борзинского филиала ГПОУ «КПТК» одной из моделей наставничества является модель «педагог-наставник – студент».
Развитие личности наставника не ограничивается только передачей опыта. Педагог-наставник, как субъект развивающего взаимодействия со студентом, должен обладать способностью вызвать доверие у студента, установить духовный контакт, организовать развивающее взаимодействие. Важным критерием наставника является желание передавать свой опыт и получать новые знания [2].
В Борзинском филиале государственного профессионального образовательного учреждения «Краснокаменский промышленно-технологический колледж» в рамках реализации модели наставничества работают: 10 пар «педагог-студент», 3 пары «педагог-педагог», 5 пар «студент- студент». Представим опыт наставничества одной из пар. Цель наставничества - повышение эффективности индивидуальной работы с одаренными обучающимися.
Наставляемый – это студент второго курса, командир волонтерского отряда «Добрая воля». В роли наставника выступает педагог-психолог, который помогает организовать работу отряда, передает свои знания и опыт. Студент организовывает общественную деятельность, предлагает свои формы и методы организации и проведения мероприятий со сверстниками, учитывая опыт общения со сверстниками.
В рамках внедрения и реализации данной модели наставничества, мы приняли участие во Всероссийском конкурсе «Здоровая Россия – общее дело».
В течение трех месяцев – октябрь, ноябрь и декабрь 2020 года наставник и студент проходили онлайн обучение, организованное ООО «Общее дело» - это вебинары: "Основы ораторского мастерства"; «Команда мечты» или как собрать команду; «Творческие методы в профилактике»; посетили конференцию «Опасный контент»; мастер-класс «Создание позитивного контента» и др.
Под руководством наставника собрана команда, волонтерский отряд начал работу по профилактике аддиктивного поведения по принципу «сверстник - сверстнику» в Борзинском филиале колледжа, школах города Борзя и п.г.т. Шерловая гора. Проведено – 10 профилактических занятий, из них 4 в режиме конференции с использованием платформы ZOOM, 6 – очно.
Вместе мы осваивали дистанционные формы обучения, анализировали неудачи и успехи, что привело к рождениям новых идей и постановке новых целей.
Сложившийся взаимный интерес и симпатия, позволяют эффективно работать в паре, педагог-наставник не только передает опыт, а так же сам получает новые знания и впечатления. Работа на равных проходит в постоянном взаимодействии, не позволяя наставнику перейти на формальный уровень общения и потерять интерес.
В период второго этапа работы – февраль – июнь 2021 года мы планируем к профилактике аддиктивного поведения добавить еще одно направление «Воспитание экологической культуры подростков и молодежи». Развитие моделей наставничества педагог-студент – это нужная и важная работа и может стать одним из наиболее эффективных методов профессиональной адаптации молодых специалистов, а так же готовит наставников для реализации модели «студент-студент».
Наставничество предполагает гибкость в организации, может осуществляться педагогом на любом этапе карьеры и что не маловажно имеет обратную связь. Перечисленные признаки подчеркивают значимость наставничества для профессиональной и социальной адаптации, а также становлении личности выпускника образовательного учреждения.
Литература
- Багдасарян А. А., кандидат педагогических наук// Система развивающего взаимодействия "учитель-наставник-студент" как фактор профессионального становления будущего учителя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, 2006 г.
- Багдасарян А. А. /Высшее образование в России. №3, 2007. С. 146- 148.
- Методические рекомендации в осуществлении наставничества: [электронный ресурс]
Образование: Забайкальский государственный университет, кафедра практической и прикладной психологии. Психолог бакалавр 2015 г. До получения высшего образования работала на основании диплома о профессиональной переподготовки. Общий трудовой стаж с 28. 01. 1999 г. Стаж педагогической работы с 01. 09. 2004 г.
Стаж работы в должности педагога-психолога с 01. 09. 2004 г.
В Борзинском филиале ГПОУ «КПТК» работаю с сентября 2017 года. Была аттестована на I квалификационную категорию (срок действия с 25. 03. 2016 – 25. 05. 2021 г.).
Работаю с подростками и молодежью по следующим направлениям: «Сохранение и укрепление психологического здоровья», «Формирование культуры трезвого поведения», индивидуальная работа с кризисными состояниями, участие в НПК и т. д.
Для родителей организован родительский всеобуч «Родитель+».
Являюсь куратором внедрения и реализации наставничества в ОУ.
Март 2018 г. - «Организация и содержание воспитательной работы в государственных профессиональных образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС СПО», 72 часа.
24 – 26 июня 2019 –участник семинара по профилактике наркотизма и формированию культуры трезвости и здоровья среди населения (очно), в том числе в молодежной среде, (лектор - профессор, вице президент Международной академии трезвости В. П. Кривоногов), 24 часа.
Июль 2019 - «Актуальные проблемы психологической поддержки детей и подростков с учетом развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» 108 часов.
Январь 2020 – «Метафорические ассоциативные карты в работе психолога» 36 часов.
Январь 2020 – «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» 72 часа.
Февраль 2020 – «Профилактика аддиктивного поведения подростков в образовательной среде» 8 часов.
Март 2020 – ГУ «Забайкальский краевой Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья», г. Чита, стажировка по теме: «Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних в образовательной среде», 16 часов.
Ноябрь 2020 –ВКС по теме: «Профилактика суицидального поведения».
Ноябрь 2020 –онлайн конференция «Нравственные ценности в современном мире». Духовно-нравственное воспитание в условиях агрессивной информационной среды!
Ноябрь, декабрь 2020 –серия вебинаров (17. 11. 20 «Роль классного руководителя», 26. 11. 20 «Суицидальное поведение», 03. 12. 20 «Жестокое обращение с детьми и подростками», 10. 12. 20 «Булинг», 17. 12. 20 «Конфликты в ОО», 24. 12. 20 «Скулшутинг»).
Март 2021 - «Организационно-методические условия внедрения методологии (целевой модели) наставничества в образовательной организации» 36 часов.
Май 2021 – «Организация классного руководителя в образовательной организации» 250 часов
Июль 2021 –курс по мнемотехнике «Лаборатория памяти» 16 часов
Май 2022 – «Юнгианская песочная терапия» 24 часа
Май 2022 – профессиональная переподготовка по программе «Медиация»
В свободное время занимаюсь плетением из бумажной лозы. А в колледже веду творческий кружок «Оригинальные идеи». Увлекаюсь летней рыбалкой.
Опыт работы в деятельности РДШ отсутствует.
В СПО работаю с 2017 года.
в 2018 году выигран и реализован грант "Становление личности первокурсника посредством организации клубной деятельности".
Имеется опыт работы с подростками и молодёжью занимающихся волонтёрской деятельностью. В 2020-2021 учебном году волонтерский отряд активно взаимодействовал со школами города и района в рамках профилактики аддиктивного поведения. Приняли участие во Всероссийском конкурсе "Здоровая Россия - Общее дело". Сотрудничая с Комиссией по делам несовершеннолетних и Комитетом образования города Борзя и МР "Борзинский район" под моим руководством налажено взаимодействие с семью школами г. Борзи и тремя школами района. В рамках работы волонтеров охвачено 668 школьников и студентов. Вместе с волонтерами повышала профессиональные компетенции участвуя в конкурсе "Здоровая Россия - Общее дело", мы прошли курсы, посетили семинары и получили сертификаты дающие право работать волонтерам с несовершеннолетними по принципу "сверстник-сверстнику".
С волонтерами отряда в 2021 году заняли 1 место с проектом «Правильный выбор», 3 место с проектом «Не забудем родное село»
Предварительный просмотр:
ЭССЕ НАСТАВНИКА
Для всестороннего развития личности подростков и молодежи нужна направляющая и организующая помощь. Процесс взросления сопровождается значительными трудностями, а выявить и раскрыть возможности студентов помогают наставники.
Педагог-наставник – это педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом. Я Арчакова Людмила Юрьевна, педагог-психолог Борзинского филиала ГПОУ «КПТК». Мой педагогический путь - 18 лет самообразования, и сегодня я с уверенностью и оптимизмом делюсь своими знаниями с подростками и молодежью.
За годы работы в колледже мне посчастливилось работать не только на должности педагога-психолога, а так же совмещать различные направления педагогической работы. В течение трех лет я была ответственной за воспитательную работу, а с 2020 года являюсь куратором по внедрению наставничества в филиале колледжа. Организация работы волонтерского движения и студенческого клуба свели меня с разными детьми, но один ребенок с первых дней обучения и по сегодняшний день со мной развивает свои личностные качества и формирует ресурсы.
Студентка третьего курса – Белявская Алёна, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уже третий год достигает новые цели и радует меня результатами.
В 2020 году мы вместе прошли обучение у лучших спикеров России из Москвы, Санкт-Петербурга, Якутии по организации работы по принципу «Сверстник – сверстнику». На обучающих вебинарах, которые проходили еженедельно по 3 часа в субботу, мы узнали, какие методы важно использовать для привлечения интереса подростков и молодежи, как правильно преподнести информации и какие материалы лучше использовать.
В 2021 году посетили два районных слета волонтеров с защитой проектов. Итог –1 место за реализацию проекта «Правильный выбор», 3 место с проектом «Не забудем родное село».
В 2022 году мы развиваемся в новом направлении, осваиваем технику шитья, чтобы поддержать участников СВО. Ресурсы для выполнения новой цели есть, работа идет по плану.
В своей работе я следую педагогическим заповедям:
1. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти.
2. Хорошее настроение и оптимизм всегда выведут на лучший результат!
3. Наставник должен быть справедливым и последовательным.
4. Необходимо научить наставляемых мыслить и действовать самостоятельно.
5. Проявлять неподдельный интерес к личности студента.
Предварительный просмотр:
Информация о педагоге-наставнике
Арчакова Людмила Юрьевна
Борзинский филиал государственного профессионального образовательного учреждения «Краснокаменский промышленно-технологический колледж»
Педагог-психолог, стаж работы 26 лет, в должности педагога-психолога 17 лет, в данной образовательной организации 6 лет.
За время работы зарекомендовала себя как грамотный, ответственный, инициативный специалист. К организации своей работы подходит с профессиональным интересом, энтузиазмом, желанием. Отмечается творческий подход к делу, организованность, удивительная работоспособность, поиск инновационных форм работы, соблюдение профессиональной этики общения.
2018 – 2019 годы успешно реализован грант «Становление личности первокурсника посредством организации клубной деятельности».
Организация работы клуба для развития личности первокурсника в период адаптации. Развитие личностных качеств обучающихся – наставников 2 и 3 курса, для успешной социализации после выпуска из ОУ.
2019 – 2020 год реализация проекта «Правильный выбор» на муниципальном уровне. Цель проекта формирование отрицательного отношения подростков и молодежи к употреблению самых распространенных ПАВ (алкоголя и табака).
В ходе реализации проекта под руководством Людмилы Юрьевны команда волонтеров филиала колледжа приняли участие во Всероссийском конкурсе «Здоровая Россия – Общее дело». Студенты провели 24 занятия по принципу сверстник – сверстнику, охвачено 9 школ города Борзя и Борзинского района.
2021 – 2022 - Краевая ярмарка педагогических инновационных идей – 2021. Опыт наставничества по модели «Преподаватель-студент»
С 2020 года является куратором внедрения и реализации целевой модели наставничества в Борзинском филиале ГПОУ «КПТК»
Отзывы наставляемых
Людмила Юрьевна отзывчивый и добрый человек, нам легко общаться и работать с ней. Мы принимаем участие в различных мероприятиях районного, краевого и Российского уровней.
Трудолюбивая и целеустремленная, кажется не знающая усталости, мама двоих сыновей она находит время и для нас.
Конкурсы и помощь волонтёрам СВО, как выяснилось очень увлекательное и интересное путешествие в важном деле саморазвития.
Мы очень рады, Людмила Юрьевна, что Вы у нас есть!!
Белявская Алёна, студентка 4 курса Борзинского филиала ГПОУ «КПТК»
Хочу выразить благодарность и своё уважение Арчаковой Людмиле Юрьевне. Она добрый и отзывчивый человек, хороший наставник. Как никто другой умеет выслушать и помочь в трудных ситуациях. Как педагог она прекрасно справляется со своими обязанностями и у неё особый подход к детям.
Мельникова Софья, студентка 3 курса Борзинского филиала ГПОУ «КПТК»
Предварительный просмотр:
Информация о педагоге-наставнике
Ермолина Любовь Ивановна
Мастер производственного обучения повар, кондитер
Стаж работы в Борзинском филиале ГПОУ «КПТК» 13 лет.
Любовь Ивановну отличает высокий профессионализм и организаторские способности, высокий уровень взаимодействия с педагогами, студентами и родителями. На занятиях у Ермолиной Л. И. всегда положительная эмоциональная атмосфера, участники образовательного пространства всегда с желанием посещают ее теоретические занятия и учебную практику.
Мастер широко использует различные методические приёмы, активизирующие самостоятельную, познавательную деятельность обучающихся. Применяет внеурочные формы работы – кружок «Вкусные истории», подготовка студентов к участию в мастер классах и конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней.
Является главным экспертом в компетенции «Поварское дело».
В 2022 году в роли наставника приняла участие в организации и участии в I Региональном фестивале профессий «STEPWISE в профессии» на базе ГПОУ «ЧПТК»
В 2023 году приняла участие в роли наставника в Региональном чемпионате профессионального мастерства «Профессионалы-2023» Забайкальского края в качестве эксперта-наставника в компетенции «Поварское дело»
Подготовила победителя VII Регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпекс» 2023 Забайкальского края по компетенции: Выпечка хлебобулочных изделий (2 место)
Отзывы наставляемых
Выражаю благодарность педагогу-наставнику, Ермолиной Любовь Ивановне, которая делится своим опытом и учит, как найти выход в нестандартной ситуации. Мы вместе уже четвертый год и за это время вы передавая свой опыт не просто учите готовить, а прививаете любовь к будущей профессии.
Елгина Екатерина, студентка 4 курса Борзинского филиала ГПОУ
«КПТК»
Бывает нелегко и Вам и вашим студентам. За годы обучения мы стали почти родными, а в нашей группе произошло много радостных событий. Сейчас вы помогаете справиться с волнением в период подготовки к итоговой аттестации. Любовь Ивановна, спасибо, что иногда Вы с нами строги, благодаря этому мы учимся самостоятельности. Спасибо за доброту она рождает доверие и уверенность. Мы обязательно будем гордиться своими успехами, благодаря вашим урокам!
Дехонова Светлана, студентка 4 курса Борзинского филиала ГПОУ
«КПТК»
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УПР С. А. Кобызева «___» _______ 202___ г. |
Примерный план
индивидуальной профилактической работы
на 202_-202__ учебный год
с несовершеннолетним, состоящим на учете в ПДН, КДН и ЗП,
Ф. И. О., дата рождения,
обучающемся на __ курсе в Борзинском филиале ГПОУ «КПТК» по профессии «_________________»
на внутренний учет поставлен «___» _______ 202___ г.
Причина постановки на ВКУ
Наставник: Ф. И. О. наставника.
Цель: воспитание законопослушной личности, профилактика противоправного поведения и рецидивов у обучающегося, воспитание культуры поведения; формирование личностных ресурсов для успешной социализации.
Направление деятельности | Мероприятия | Сроки | Результат | Отметка о выполнении |
1.Изучение положения обучающегося в коллективе группы | Наблюдение с целью установления положения в группе и взаимоотношений со сверстниками | 03.09. 202_-30.09.202_ | Определение путей и способов повышения социального статуса и его мотивации | |
Изучение интересов и склонностей | октябрь, 202_ | |||
2.Организация педсопровождения в учебном процессе | Контроль посещаемости и успеваемости | Ежедневно | Реализация образовательных программ, улучшение показателей успеваемости и дисциплины | |
Беседы с родителями и педагогами-предметниками по поводу успеваемости и посещаемости | Ежедневно | |||
Организация педагогической помощи в учебном процессе | По мере необходимости | |||
Ведение индивидуального дневника | Ежемесячно | |||
3. Создание и реализация системы работы с семьей | Диагностика семьи: изучение образа жизни, взаимоотношений в семье | декабрь 202_ г. | Получение характеристики микроклимата семьи для облегчения поиска взаимодействия семьи и колледжа Помощь семье в воспитании несовершеннолетнего Создание приоритета родительского воспитания | |
Создание и реализация системы контактов с родителями | Постоянно по мере необходимости | |||
Организация полезного досуга: пропаганда здорового образа жизни; включение семьи в воспитательный процесс. | В течение полугодия | |||
Приглашение семьи на родительские собрания | По отдельному плану | |||
Приглашение семьи на Советы профилактики | По необходимости | |||
4. Сохранение и укрепление здоровья обучающегося | Беседы и занятия с педагогом-психологом | ежемесячно | Формирование установок на ЗОЖ Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании Снижение уровня заболеваемости, профилактика травматизма | |
Участие в мероприятиях колледжаа, посвященных здоровому образу жизни: -День здоровья - беседа «Умение планировать свободное время» -тематические воспитательные часы | Апрель май (посл. неделя) Еженедельно-пятница 8:10 | |||
5.Организация свободного времени | Обеспечение участия в кружках, секциях | В течение полугодия | Обеспечение занятости, развитие творческих способностей, контроль во внеурочное время Профилактика дорожного травматизма | |
Беседы по ПДД, пожарной безопасности, правилам поведения на воде и у ж\д путей | В течение полугодия | |||
Организация ненавязчивого контроля за проведением свободного времени. | В течение полугодия | |||
Занятость в период каникул | Июнь-август | |||
6.Правовое просвещение | Индивидуальные профилактические беседы с инспектором ПДН | 1 раз в месяц | Повышение правовой культуры Формирование законопослушного поведения | |
7.Работа педколлектива | Совещания при директоре | По плану | Осуществление общего руководства и контроля Создание условий для эффективной образовательной среды Профилактика правонарушений | |
Отчет наставника об успеваемости и посещаемости обучающегося, об участии во внеурочной деятельности | Ежемесячно до 23 числа |
Наставник _____________/____________________
Предварительный просмотр:
Социальному педагогу
Борзинского филиала ГПОУ «КПТК»
Фамилия, инициалы
ПРИМЕРНЫЙ ОТЧЁТ НАСТАВНИКА
за март 2021 года.
Сообщаю, что студент Борзинского филиала ГПОУ «КПТК» Матвеев Матвей Матвеевич, 23.11.2004 г. р. в марте 2021 года пропусков без уважительной причины не имеет/ имеет пропуски (перечислить даты и количество часов)
По достижению совершеннолетия мотивация обучения снизилась. С перемен на занятия опаздывает, в темы не вникает, нарушает дисциплину поведения на занятиях и переменах. Академической задолженности нет. На воспитательных часах присутствует, но с опозданием. С 15.03.2021 года находится на больничном, больничные всегда подтверждены справкой (скан справки прилагается). Внеурочное время не организовано, во внутренних мероприятиях колледжа участие не принимает, кроме онлайн. (в подобных случаях, когда работа наставника не приносит результата подробно указываем какая работа проведена с семьей (протокол беседы с родителями или законными представителями); приглашался на совет мастеров, совет профилактики, отметки ПДН, УФСИН…
Внеурочные занятия:
01.03.2021 г. Всероссийская программа онлайн «Дни финансовой грамотности в образовательных организациях».
Дата – День здоровья
Дата – турнир по настольному теннису и т.д.
Воспитательные часы:
03.03.2021 г. Всемирный день дикой природы.
10.03.2021 г. «Царство моих идей.160 лет со дня рождения В.И. Вернадский».
Беседа: указывается дата, тема, кто провел (наставник, педагог-психолог, другие специалисты)
Входящая документация о правонарушениях в марте 2021 года отсутствует/ при наличии указать номер, дату и название документа.
Наставник ___________/__________________
Предварительный просмотр:
Примерная папка наставника
Наставник: Удалова Любовь Николаевна
должность
Молодой специалист: Ярославцева Е. И.
должность
План работы
на ваше усмотрение, можете менять как вам удобно или только подкорректировать
Цель: Сформировать профессиональные умения и навыки для успешного применения на практике.
Задачи: - Определить содержание обучения, количество часов на обучение молодого специалиста;
-Познакомить с методами обучения и воспитания;
-Провести диагностику успешности работы наставляемого, используя анкеты.
№ п/п | сроки | 1 год | |||
1 | Декабрь 2020 | Собеседование с молодым специалистом «Правила внутреннего распорядка и режим работы» Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания методической помощи. | Инструктаж о ведении документации. Нормы оценивания знаний обучающихся. Посещение молодым специалистом родительских собраний у наставника, их анализ Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания методической помощи. | Практическое занятие для молодых специалистов «Планирование учебного материала: тематическое и поурочное планирование» Формы и методы работы на уроке. Система опроса обучающихся. | Микроисследование «Диагностика профессионального уровня педагогического коллектива» (анкетирование) Выбор темы по самообразованию. |
2 | 2 полугодие 2020-2021 уч. года | Практическое занятие «Современный урок и его анализ» | Практическое занятие, мероприятие ….. | Организация уроков молодого специалиста наставником с целью оказания ему методической помощи | Оказание помощи по оформлению отчетной документации по итогам года |
Работа с документацией | «Работа с личными делами обучающихся» |
|
| ||
3 | Сентябрь-ноябрь 2021 | 2 год | |||
Работа с документацией | Работа с дневником наблюдений учебной группы (классный руководитель/куратор) | Работа по самообразованию |
| ||
Составление отчета о происхождении учебной программы (отчет в учебную часть по итогам семестра), заполнение журналов и гугл таблиц. Собеседование с молодым специалистом по оформлению отчетной документации
| Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания методической помощи. Консультация: Анализ и самоанализ урока, воспитательного часа | Практическое занятие для молодого специалиста «Планирование учебного материала: тематическое и поурочное планирование» | Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания методической помощи. | ||
4 | Декабрь 2021 | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Составление характеристики ученика. | Консультации по подготовке самоанализа открытых уроков.
| Аспекты профессиональной учебной деятельности преподавателя и классного руководителя. | Организация и проведение уроков с использованием здоровье сберегающих технологий
| ||
Степень комфортности молодого педагога в педагогическом коллективе
| Посещение молодым специалистом мероприятий педагога - наставника |
| Отчет наставника о работе с молодым специалистом. | ||
5 | Январь 2022 | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
| Провести диагностику успешности работы молодого специалиста. Практическое занятие «Психолого - педагогический подход к обучающимся, предупреждение педагогической запущенности» | Применение в работе информационных технологий | Отчет молодого специалиста о работе по теме самообразования. | ||
| Посещение молодым специалистом уроков педагога -наставника
| Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания методической помощи. | |||
6 | Февраль март 2022 | Практическая помощь в подготовке открытого урока или внеурочного мероприятия Помощь при работе по теме самообразования | «Методы активизации познавательной деятельности обучающихся» | Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания методической помощи, их анализ | Практическое занятие «Изучение уровня воспитанности» или другое, в зависимости от актуальности |
Практическое занятие | . | Отчет наставника о работе с молодым специалистом. | |||
7 | апрель 2022 | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Консультация «Правила работы с личными делами, карточками» | Посещение воспитательных часов у молодого специалиста, их анализ | Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания методической помощи, их анализ | Практическое занятие «Инновационные процессы в обучении. Новые образовательные технологии» | ||
| Степень комфортности молодого педагога в педагогическом коллективе | ||||
8 | Май Июнь 2022 | Анализ работы за учебный год педагога. Практическая помощь при составлении планирования на новый учебный год | Выполнение учебных программ и их анализ | Собеседование по итогам работы года (успеваемость, качество) Практическая помощь в оформлении журналов, выставлении итоговых оценок | Отчет наставника о работе с молодым специалистом. |
Дневник наставника
№ п/п | Дата | Тема обсуждения | Подпись | |
Наставник
| Молодой специалист
| |||
1 |
| Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету и составление плана в закрепленных группах; - Проведение инструктажа по оформлению классного журнала, журналов индивидуально-групповых, факультативных и кружковых занятий |
|
|
2 |
| - Выбор темы по самообразованию; - Участие в разработке (доработке) раздаточных (наглядных) материалов; - Участие в оформлении учебного кабинета; - Практическое занятие: «Проверка сформированности ОК» можно свой вариант |
|
|
3 |
| - Участие в заседании методического объединения; - Знакомство с методикой подготовки обучающихся к конкурсам, олимпиадам. - Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета - Знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию |
|
|
4 |
| - Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с обучающимися - Изучение основ исследовательской деятельности с обучающимися по предмету - Анализ работы |
|
|
5 |
| - Участие в заседании методического объединения - Занятие «……» |
|
|
6 |
| - Общие положения портфолио группы/студента - Структура содержания и порядок ведения портфолио - Оценивание материалов портфолио |
|
|
7 |
| - Участие в заседании ИМС (выступление по теме самообразования) - Проведение внеклассного мероприятия |
|
|
8 |
| - Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока» - Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический) |
|
|
9 |
| - Отчет молодого специалиста о проделанной работе - Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого педагога на следующий учебный год |
|
|
10 |
В течение года | Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока, консультации по волнующим вопросам с психологом, наставником, администрацией, участие в педагогических советах, методических совещаниях, посещение уроков опытных педагогов, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой, участие в работе творческих групп |
|
|
Отчет наставника ________________________________
о работе с молодым специалистом ____________________________
за 2021 – 2022 учебный год
- Посещено уроков молодого специалиста
№ п/п | Дата посещения урока | Тема урока | Положительные аспекты, выявленные в ходе посещения и анализа урока | Проблемы, выявленные в ходе анализа урока |
|
|
|
|
|
- Посещено воспитательных и внеклассных мероприятий
№ п/п | Дата посещения | Тема занятия | Оценка мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
- Проведено консультаций по работе с документацией
Дата проведения | Тематика консультаций и бесед | Дата проведения | Тематика консультаций и бесед |
|
|
|
|
4. Краткий обзор профессиональных успехов и затруднений молодого специалиста:
В свободной форме
Наставник _______________________________/ ____________________________
Молодой специалист_______________________/ ___________________________
Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества
(для наставляемого)___________________________________________________
- Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 –самый низкий балл, а 5 самый высокий:
1.Ощущали ли вы поддержку наставника? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2.Насколько была полезна помощь наставника | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3.Насколько вы довольны совместной работой? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2..Чего Вам не хватило в программе и /или что хотелось бы изменить?
_____________________________________________________________________________________
3.Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? -да -нет.
Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества
(для наставника)________________________________________
- Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 –самый низкий балл, а 5 самый высокий:
1. Насколько удалось спланировать работу? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2.Насколько удалось осуществить план индивидуального развития наставляемого? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3.Насколько Вы оцениваете включенность наставляемого в процесс? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2.Было ли достаточным и понятным обучение, организованное в рамках «Школы наставничества»? -да,-нет.
3.Была ли для Вас полезна совместная работа с наставляемым? (узнали ли Вы что-то новое и/или интересное)
-да -нет.
НАСТАВНИК - МОЛОДОМУ ПЕДАГОГУ
В одной из своих статей Л.Н.Толстой писал, что современным делает учителя сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлечение педагогической деятельностью. Такому учителю свойственно стремление к постоянному профессиональному росту, личностному совершенствованию, подъему общего культурного уровня. Именно о таком учителе мечтает каждая школа, именно таким должен быть каждый молодой педагог.
Семь золотых правил
1. Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов).
2. Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев).
3. Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс).
4. «Магическая десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется вам противным. (В. Джемс).
5. Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).
6. Никакая большая победа не возможна без маленькой победой над самим собой (Л. Леонов).
7. Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор).
Заповеди молодому учителю.
1. Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.
2. Будь приветливым – и будешь смелым.
3. Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.
4. Умей требовать и прощать.
5. Верь в уникальные способности каждого ученика.
6. Будь компетентен и будь уверенным.
7. Верь, что каждого ученика можно научить, только для этого необходимо время.
8. Претворяй процесс обучения в радость.
9. Будь для ученика не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.
Памятка начинающему педагогу.
1. Тщательно готовься к урокам. Обязательно пользуйся поурочным планом и придерживайся всех его пунктов. Возьми себе за правило наличие поурочного плана является для тебя допуском на урок.
2. Идя на урок, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь делать, будет ли это эффективно.
3. Приходи в кабинет до звонка, чтобы приготовить все необходимое для проведения занятий.
4. Огляди группу, особенно недисциплинированных студентов. Старайся показать красоту и привлекательность организованного начала урока, стремись к тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше и меньше времени.
5. Энергично начинай занятия по дисциплине. Не спрашивай: «Кто не подготовил домашнее задание?» - это приучает студентов к мысли, что домашнее задание можно не выполнять. Веди занятие так, чтоб каждый студент был постоянно занят делом. Помни: паузы, медлительность, бездеятельность – враги дисциплины.
6. Увлекайте студентов интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируйте темп занятий, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно наблюдайте за теми, у кого неустойчивое внимание. Предупреждайте попытки нарушить рабочий порядок.
7. Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем обучающимся, которые отвлекаются на, занимаются посторонними делами.
8. Комментируя оценку знаний старайтесь быть деловым, заинтересованным. Укажите студенту, над чем ему необходимо поработать, чтобы получить лучшую оценку.
9. В конце занятия дай общую оценку группе и отдельным студентам. Пусть дети почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда. Старайся замечать позитивное в работе недисциплинированных ребят, но не делай это часто и незаслуженно, за незначительные усилия.
10. В случае нарушения дисциплины старайся обходиться без помощи других. Помни: наведение дисциплины с помощью чужого авторитета не даст пользы, а только навредит. За поддержкой лучше обратиться к группе.
Советы опытных коллег молодому педагогу
1. Перед уроком проверьте все ли на месте, нет ли лишних предметов у доски, на столе, чисто ли в кабинете.
2. Рационально используйте каждую минуту занятия.
3. Объясните студентам цель, задачи данной дисциплины и отдельных занятий.
4. Объясняя новый материал, старайтесь выделить проблемы, предлагайте студентам решать их самостоятельно.
5. Не спешите исправлять ошибку, лучше если её исправят обучающиеся.
6. Старайтесь организовать самостоятельную работу на уроке – предлагайте больше писать, решать примеры, творить.
7. На уроке каждый студент должен быть на виду, к каждому ищите индивидуальный подход.
8. Используйте все возможности для реализации принципов развивающего обучения.
9. Обращайте внимание на воспитательные аспекты урока: трудолюбие, бережливость, способности, дружелюбие.
10. Домашнее задание давайте дифференцированно, с подробным объяснением, до звонка. Не задерживайте учеников после звонка.
11. Помните: каждый урок особенный, не должен быть похож на предыдущие.
12. Посещайте уроки стажевых педагогов. Применяйте у себя их позитивный опыт.
Памятка начинающему педагогу
при анализе своего урока
Приучите себя к самоанализу урока. Пусть не уйдут из поля вашего зрения следующие вопросы:
1. Работа по формированию учебных навыков и умений/компетенций:
· работа с учебником;
· использование справочников и словарей;
· развитие устной и письменной речи обучающихся;
· самоконтроль обучающихся за своей учебной деятельностью;
· самостоятельная работа.
2.Сколько студентов не справились с самостоятельной работой? Как вы поработали с обучающимися по ликвидации пробелов в их знаниях?
3. Планомерно ли осуществляли контроль за знаниями студентов на уроке?
Учли ли вы следующее:
· не преобладали ли фронтальные опросы ?
· включили ли вы повторение в опрос? Делаете ли вы это в системе?
· каково соотношение в составе опрошенных слабых и сильных учеников?
Рекомендации по составлению индивидуального плана по самообразованию.
Индивидуальный план самообразования на 20__- 20___ учебный год.
Педагога-предметника (классного руководителя/куратора) Ф. И. О
Образование________________________________
Категория __________________________________
Курсовая подготовка ______________________
1. Общая тема колледжа
2. Индивидуальная тема
3. Когда начата работа над проблемой
4. Когда предполагается закончить работу
5. Цели и задачи самообразования по теме
6. Основные вопросы, намеченные для изучения
7. Литература по теме
8. Чей опыт предполагается изучить
9. Творческое сотрудничество по теме
10. Практические выходы (доклады, рефераты)
Форма оформления любая удобная для Вас