Коллегам

Майорова Алина Ивановна

Исследовательские и проектные работы

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»

Исследовательская работа

«Завтрашний день книги» 

Выполнила студентка группы ПНК-1.1

Майорова А.И.

Руководитель : Крючко О.В.

2022г.

                                                         

                                               

Оглавление

Введение        3

1.Основная часть        5

1.1 Понятие и этимология слова «книга» и «искусство»        5

1.2 История возникновения книги        5

2.Виды книг и их создание        6

2.1 Виды книг        6

2.2 Процесс создания книги        7

3. Актуальность книги завтра        8

4. Исследовательская работа        9

Заключение        10

Список источников информации        11

Приложения        11

Приложение 1 «Вопросы анкеты»        12

Приложение 2 «Виды книг»        12

Приложение 3 «Итоги анкетирования»        14

Приложение 4 «Опрос»        14

Введение

                             Наилучшая книга та,

которая заключает в себе

наибольшее количество

истин. (Пьер Буаст)

Данное высказывание лучше всего подойдет к нашей действительности. Ранее общество существенную роль ответвляли книжке, длительный период она являлась едва ли не единственной формой для передачи различной информации. Книги, журналы также печатные издания с целью множества были основным источником. Библиотека была одним из самых популярных мест проведения досуга. В двадцатом столетии обстановка достаточно стремительно поменялась. Сперва этому поспособствовало возникновение радио также кинематографа. Затем возникло телевещание, а после и сеть Интернет. Найти информацию с помощью Интернета сделалось значительно проще также стремительнее, нежели с поддержкой книжки. Еще 2 года назад все без исключения социологи считали, то что известность книжки ровно как ключа познаний, данных, безусловно также попросту отдых, пропадает. Данное затрагивало почти все государственные общества. В настоящее время чтение стоит на 4-5 месте после просмотра телевизионных программ, выслушивания музыки, других видов развлечения, либо деятельности в Интернете. Можно было бы подумать, что книга со временем стала пропадать из нашей жизни, но это не совсем так.

 Книга – величайшее достижение человека, в отсутствии каковой также самостоятельно человек существовать бы не смог. Она считается важным условием развития личности, что постоянно считалась обязательной составляющей формирования личности. Наибольшую читательскую активность сегодня демонстрируют подростки в возрастных группах 16–19 лет и 20–24 года. Согласно данным «Росиндекса», их интерес к книге вырос на 62,7% по сравнению с допандемийной картиной. Такая динамика дает повод для оптимизма: по прогнозу аналитиков, к концу года объем книжного рынка России составит 361 млн экземпляров и 99 млрд рублей. Ключевых мотивов книжного чтения два: саморазвитие (66%) и удовольствие (54%). Эти варианты одинаково популярны у респондентов из разных социальных групп. Еще 25% отметили, что читают книги по работе или учебе, и здесь наблюдается граница между добровольным и вынужденным чтением. По работе или учебе чаще читает книги учащаяся молодежь (42%). Вариант популярнее среди тех, кто делает это с телефона (33%) или компьютера (44%), а также тех, чья работа связана с документооборотом — например, работники органов власти, управления, судебных органов (55%).

Институт GfK проводил опрос в 17 странах мира. Россия оказалась на втором месте. По количеству прочитанной литературы она уступает лишь Китаю. Статистика чтения книг отображает количество читающих ежедневно или 1 раз в неделю:

Китай – 70%.

Россия – 59%.

Испания – 57%.

Италия, Великобритания – 56%.

Соединенные Штаты – 55%.

Аргентина, Бразилия – 53%.

Мексика – 52%.

Канада – 51%.

Германия – 50%.

Франция – 48%.

Япония – 44%.

Австралия, Нидерланды – 42%.

Бельгия, Южная Корея – 37%.

1.Основная часть

1.1 Понятие и этимология слова «книга» и «искусство»

   Книга формировалась в то же время как формировалось общество, воплощая в себе его основные достижения и отвечая требованиям той или иной исторической эпохи. Под влиянием книги у каждого человека возникают различные идеи, образы, мысли.

Искусство – это умение, мастерство, знание дела.

Во словаре В. Даля слову «книга» придаётся 3 значимости:

1-ое – «сшитые в один переплёт листы бумаги или пергамента» (то есть формальный образ книги, как материального предмета).

2-ое – «писание, всё, что в книге содержится» (то есть, выражаясь современным языком, смысловая сторона понятия).

3-е –«раздел, отдел в обширном письменном сочинении».

1.2 История возникновения книги                      

  История появления книг в Руси наступает с первых российских берестяных грамот, которые появились в Новгороде. В 863 г. величайшее событие: была изобретена славянская азбука. Непосредственно в то время с целью исполнения важной миссии просвещения просвещения выбор константинопольского патриарха пал на двух братьев Кирилла (827-869), и Мефодия (815-885). Братья родились в городке городке Солуни – из этого места также именуют знаменитых просветителей «Солунские братья». К 863 г. они оба служили при Константинопольском дворе. Целью императора была политическая и духовная экспансия в среде восточных славян. Но на деле Кирилл и Мефодий боролись за право славян на подлинную духовную самостоятельность, на равенство славянского языка с греческим, латинским и еврейским, за право вести богослужения на славянском языке. По свидетельству Черноризца Храбра Кирилл изобрел алфавит, состоящий из 38 букв, из которых 24 практически соответствовали буквам греческого алфавита. Так возникла первая азбука.

Второй, четко датированной древнерусской книгой, считается «Изборник Святослава» 1073 г. Он один из самых крупных согласно размеру древнерусских книг, высокохудожественный памятник книжного искусства. Оригиналом «Изборника Святослава» является болгарский свод, переведенный с греческого при болгарском царе Симеоне (919-927гг.). «Изборник Святослава» – по сути, древнерусская энциклопедия: в нем обсуждаются вопросы христианского богословия, разъясняются некоторые положения «Священного Писания» применительно к событиям жизни, содержатся различные сведения по астрономии, математике, зоологии, ботанике, философии, истории, грамматике и логике. Книга была написана двумя писцами, но лишь одно имя известно: дьяк Иоанн.

Третья, датированная древнерусская рукопись – «Изборник» 1076г., также созданная Иоанном. По своему внешнему виду «Изборник» 1076г. разительно отличается от двух предыдущих книг: это, скорее, обиходная книга небольшого размера, в ней нет цветных иллюстраций. В данном сборнике присутствуют данные, отображающие древнерусский уклад жизни. В целом, первоначальные российские писаные книжки, , написанные в XI веке, убедительно свидетельествуют о том, то что в этот период в Руси существовала весьма сформирована работа книгописных студий, а также были весьма опытные писцы и живописцы. . Самая первая русская книга – «Букварь» – была напечатана Иваном Фёдоровым во Львове. Произошло это в 1574 году. Книга была издана достаточно простым методом: древесные литеры-печатки собирались в фразы, фразы – в строки, строки – в странички. Каждая подобная страничка смазывалась тоном, затем к ней зажимали белоснежный бланк. С подобных изданных листов сметывали книжки, которые были не хуже писаных. В на сегодняшний день в России на государственном хранении находится 494 рукописные книги. Учитывая все древнейшие славянские старинные книги, собранные в зарубежных коллекциях, то в совокупности их около тысячи.

2.Виды книг и их создание

2.1 Виды книг

На твёрдом носителе-традиционный вид «печатный», «бумажный».

Электронные- электронный документ предназначенный для считывания с компьютера. Электронными книгами так же называют сами устройства для чтения - «ридеры».

Аудиокниги-аудиозаписи содержащие тексты произведений и оформленные музыкой и звуковыми эффектами.

Несмотря на распространенность электронных форматов, печатные книги не утрачивают своей популярности. Согласно данным Российской книжной палаты, за первые пол года 2022 г. было выпущено 3078 различных книг и брошюр общим тиражом 90 тыс. экземпляров, что на 8% больше в сравнении с аналогичным периодом 2021 г. Популярность бумажных книг подтверждают и данные опроса — 58% сообщили, что читали книги этой весной именно в таком формате. Далее следует телефон — с экрана смартфона читал каждый третий (35%). Еще 20% читали с экрана компьютера. Электронные книги популярны у 16%. В общей сложности с экранов читают книги 71%.

Жанры:

Эпос: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк

Лирика: ода, лирическое стихотворение, элегия, эпиграмма

Драма: комедия, трагедия

    По своему социальному назначению книги делятся на учебные, научно-популярные, научные, справочные, художественные. По роду содержания их можно разделить на исторические, математические, биологические, философские, искусствоведческие, универсальные и многоотраслевые. По читательскому адресу книги делятся на две группы – для взрослого читателя и для детей.

По количеству читателей в каждой из этих групп книги могут быть массовыми, популярными или узкогрупповыми.

2.2 Процесс создания печатной книги

Процедуру формирования книги можно разбить на три стадии. Это допечатный, печатный и послепечатный этапы. Рассмотрим их подробнее. Допечатная подготовка: в издательстве рассматривают работы авторов книг и выбирают те, с которыми будут работать. После этого редакторы занимаются исправлением текста от грамматических и смысловых ошибок. Затем, проводится работа с иллюстраторами, которые готовят изображения для книги. Далее проводится операция – вёрстка. Это процесс размещения на страницах книги текстов, изображений, подбор шрифтов текста и заголовков, установка отступов, и нумерации страниц. Когда всё это сделано, можно приступать к переносу информации с электронных носителей на физические, то есть, создание книги. И этот процесс проводится в типографии.

Печатные работы-это процесс создания книг на печатных машинах. Печатают на бумажных листах большого размера. Затем, напечатанный лист проходит через процесс сгибания (фальцовки). Этот процесс происходит на фальцевальных машинах. Мы получаем сложенный в несколько раз лист, где на каждой его стороне будет отдельная страница из книги. Потом, эти листы поочерёдно накладывают друг на друга и сшивают. Этот процесс осуществляется на полиграфических швейных машинах. Бывает процесс изготовления, когда листы не сшиваются, а склеиваются, но такое скрепление менее прочное. Так же, как страницы книги, печатается и обложка.

Послепечатная деятельность: когда есть распечатанные страницы книги и обложка, наступает очередь следующих специалистов. Резчик подрезает блок с трёх сторон, чтобы он имел ровные края. Параллельно, с напечатанной на бумаге обложкой, происходит её изготовление. Обложки бывают разных типов, но в общих чертах их можно разделить на твёрдые и мягкие. После этого, отпечатанную бумагу наклеивают на порезанный картон, и получают твёрдую обложку. Далее, нужно приклеить блок к обложке. Это осуществляют через промежуточный лист – форзац. Затем проводится сушка книги под прессом, проверка, упаковка и отправка клиентам.

3. Актуальность книги завтра

Для меня книга - друг, собеседник, чудесные путешествия, различные интересные люди - как авторы, так и персонажи. Честно говоря, книга для меня - мой второй мир, в котором я частенько живу. Мир настолько разный, насколько и удивительный. Так же это источник знаний из которого можно почерпнуть все что нужно и даже больше. Книга развивает и заставляет мыслить, представлять, фантазировать. Также она учит как быть человеком и не делать ошибок в жизни. Поэтому это сокровище, сокровище которое я ценю превыше всего. Ведь без книг моя жизнь была бы куда менее интересной. В наше время с целью охраны книг были сформированы разнообразные социальные, а также муниципальные компании, целью которых было повышение популяризации чтения. К примеру, в Германии на базе Германского писательского сообщества еще в 1988 г. был основан Немецкий Фонд чтения. В тот же период, французы учредили особое руководство согласно процессам чтения также книжки. США в этом деле стали первыми и создали Центр Книги при Библиотеке Конгресса в 1977 году. Помимо этого, имеется интернациональные компании, специализирующиеся вопросом нынешнего чтения. В первую очередь в целом, к ним относится Международная ассоциация чтения ЮНЕСКО.  Конечно, пока эти организации еще работают недостаточно эффективно, однако само их возникновение свидетельствует о довольно основательных модификациях в мире. Хорошо это или плохо, покажет время, однако в любом случае книга остается и по сегодняшний день достаточно важным хранителем и источником информации. К примеру, на сегодняшний день в множества государствах есть так называемые ”книжные кафе”, в этом месте возможно не только приобрести книжку, но и попросту прочесть ее, до тех пор пока ожидаешь заказа, и такие формы ознакомления с книжными новинками приобретают всё большую известность, особенно среди молодёжи. Публикация карманных книжек различной темы. Данный подход может помочь урегулировать вопрос потери заинтересованности к чтению. Незначительный объем книжки упрощает ее транспортировку также дает возможность взять со собою. Небольшой размер книги облегчает ее перевозку и позволяет брать с собой. Таким образом, книга всегда оказывается с нами и отлично заполняет время, которое тратится впустую. В последнее время значительной известностью пользуются книжки с большими иллюстрациями. Для создания данной книги требуется провести много работы. Обычно эти книги предназначены для детей, имеют яркое содержание и оставляют не равнодушными даже взрослых. Ведь именно взрослые выбирают и покупают их, чтобы побаловать своих детей. Так же городская библиотека Штутгарта – величайшее сооружение этого десятилетия. Лишь за полтора года работы в новом здании число ее читателей увеличилось в полтора раза, и ясно почему. Ощущение, что попал в будущее. Здесь даже ячейки гардероба открываются по отпечатку пальца читателя, а выдача и прием книг полностью автоматизированы. Книги, которые самостоятельно перемещаются по полкам, отпечаток пальца – вместо читательского билета и – картины знаменитых живописцев напрокат. Недостатка в посетителях там нет –читальные залы не пустуют в том числе и в ночное время.

 Как же можно привить детям интерес к книгам? По беседовав с учителями я узнала о том, что они использую некоторые игры: «Литературное лото», «Волшебная корзинка», «Угадай сказку», «Кто быстрее», «Цветик – семицветик», «Где живет герой» и многие другие. Сначала детей интересует только сама форма игры, но потом уже и тот материал, без которого нельзя в ней участвовать. Кроме того, игра побуждает интерес к победе. Поэтому дети стараются четко выполнять задания, соблюдая правила игры. Они учатся совместной деятельности, учатся быть внимательными, то и сами проявляют интерес к придумыванию собственных заданий. Как пример литературная игра, «От загадки к сказке». Для проведения такой игры понадобится «связать» имеющиеся у вас загадки про привычные предметы, с сюжетами известных сказок. Например: обыграем слово «яблоко» - с этим предметом связано много сказок и загадок. Для начала – кто больше отгадает загадок о яблоках. Потом вспоминаем сказки, где яблоки были характерным волшебным атрибутом или проводим викторину о народных сказках. Например, пусть дети подумают и дадут ответы на следующие вопросы:

1.Какой волшебный предмет заменял в сказках телевизор? (наливное яблочко и золотое блюдечко).

2. Что подарила злая мачеха своей падчерице – царевне? (отравленное яблочко).

3) Как называлась волшебная птица что проникла в сад к царю за яблоками? (Жар-птица)

4.С помощью какого волшебного предмета творили чудеса? (волшебная палочка)

5. Какой волшебный предмет помогал людям быстрее бегать? (сапоги скороходы)

6. Какой предмет одежды делал людей невидимыми? (шапка-невидимка)

7. Какой волшебный предмет в сказке исполнял желания? (цветик семицветик)

8. В каком волшебном предмете в сказке была смерть Кощея? (яйцо с иглой)

9. Какой волшебный предмет помогал Бабе-Яге летать? (ступа)

10. Какие волшебные фрукты в сказках могли обернуть старых людей молодыми? (молодильные яблоки)

Можно обыгрывать  явления природы, животных, различные бытовые предметы, встречающиеся в сказках.

4. Исследовательская работа

В начале исследовательской работы, прежде чем провести анкетирование, которое является средством для достижения цели  проекта, сначала было разработано содержание анкеты, то есть, составлен ряд вопросов.

Анкетирование проводилось в 21 школе. Проведя анализ анкет, я сделала следующие выводы:

1. большинство учащихся заменяет бумажные книги электронными, однако делают это крайне редко;

2. ученики считают, то что книги оказывают положительное влияние на человека (развивают мозг);

3. опрошенные считают, что прочтение бумажных книг наиболее результативно, чем прочтение книжек в электронном варианте, так как портят зрение.

Гипотеза о том что книга – это источник знаний, житейского опыта, мудрых мыслей, необходимый для культурной жизни каждого человека, подтвердилась.

Заключение

Проведя исследовательскую работу, можно сделать следующие выводы:

• создание книжки – старейшее искусство, что возникло в Руси только лишь в 1574 г.;

• со временем процесс формирование книги потерпел перемены. Он стал больше напоминать в процедуру изготовления, однако особенности художества остались в формировании изображений;

• книга, как вид искусства не исчезнет, так как люди продолжают читать книги;

•книги на бумажных носителях будут преобладать над книгами на электронных носителях.

Книга, можно ли без ощущения трагической утраты представить современный мир, лишенный чтения? По-моему, она была бы более невосполнимой, чем, например, исчезновения в нашей жизни некоторых продуктов питания. Так как был бы потерян важнейший механизм в передаче и научных знаний, и накопленных всеми эпохами чувств, а стал бы удручающе обеднен, прервались бы нити от одного к другому, и наступило бы время невежества, подозрительности и отчуждения. Ведь книга, не зависимо от времени ее создания и характера обращения, бытования во времени и пространстве, является способом коммуникации. Выполняя эту главную функции, она способствует развитию обучению, образованию, воспитанию, формированию мировоззрения отдельного человека и целого общества. Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неоспорима.

Данным проблемам было посвящено мое исследование. . Была изучена литература о роли книги в современном обществе, тенденциях развития чтения в России и в мире; проведено интервьюирование старшеклассников, анкетирование с целью отношения к книге, чтению современной молодежи. Исследование помогло мне понять, что книга по-прежнему играет очень важную роль в жизни общества. Книга есть и будет популярной во все времена, пусть это будет художественная литература или справочник автомобилиста. Она может поменять свое содержание, конструкцию, но в любом случае останется востребованной для многих.  

Таким образом, гипотеза моего исследования, что люди перестали увлекаться книгами, потому что появились альтернативные источники информации: Интернет, телевидение, оказалось опровергнутой. Книга была и остается хранителем духовного опыта человечества. Но она не является пассивным, инертным средством хранения культурного наследия. Книга активна в своей сути. Она воздействует на сознание читателя, на его ум и эмоции. Поэтому знания о состоянии читательской культуры позволяют судить о духовном здоровье общества.

Список источников информации

  1. А.А.Бахтиаров «История книги от ее появления до наших дней;
  2. История книги на Руси (сборник)»;
  3. М: «Росмэн», 2006 Большая энциклопедия школьника;
  4.  Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000
  5.  Кошурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга. - М., 2006;
  6. Википедия;
  7. Pulse.mail.ru;
  8. Shkolazhizni.ru;
  9. Urok.1sept.ru;
  10. Ndbmarshak.ru.

Приложения

Приложение 1 «Вопросы для интервью»

  1. Как Вы считаете в будующем нужны будут книги?
  2. Какая книга у Вас любимая?
  3. Что Вас привлекает в чтении?

Приложение 2 «Вопросы анкеты»

1.Чем для вас является книга?

А) источник информации и средство получения знаний

Б) элемент развлечения

В) способ расслабиться

2.Какой формат книг вы предпочитаете?

А) электронный носитель

Б) бумажный носитель

3.Какой жанр книг вам больше нравится?

А) историческая литература

Б) фантастика

В) романы

Г) детективы

4. Как часто вы читаете художественную литературу?

А) каждый день

Б) почти каждый день

В) 1 раз в неделю

5.Как вы считаете, каким образом книги влияют на развитие подростка?

Данный вопрос предполагал свободный ответ.

6. Может ли телевидение и интернет вытеснить книгу из вашей жизни?

Приложение 3 «Виды книг» (Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, переживает только одну).

Приложение 4 «Итоги анкетирования»

1) 92%учащихся ответили, что для них книга является средством для получения знаний.8% учащихся ответили, что книга для них - элемент развлечения.

2) 84% учащихся отдают предпочтение печатному изданию.16 % учащихся предпочитают книги в электронном виде.

3) 24% учащихся читают детективы. 23% учащихся отдают предпочтение фантастике. 19 % учащихся читают историческую литературу. 34% читают романы

4) 56% учащихся читают каждый день. 30% учащихся читают почти каждый день.14% опрошенных берут книгу в руки 1 раз в неделю.

5)90% учащихся считают, что книги благотворно влияют на развитие подростка. В них можно найти ответы на многие вопросы. Книга может подсказать, как поступить в той или иной ситуации. К сожалению, 10% опрошенных ребят указали, что не видят никакой пользы в чтении.

6) 85% учеников указали, что такое не считают возможным. 15% считают, что информацию можно найти в интернете. Читать книги необязательно.

Приложение 5  «Опрос»

  1. Читаете ли вы книги?

2. Заменяете ли вы чтение книг чтением из Интернета?

3.Какой жанр вы читаете чаще всего?

4. Какую психологическую информацию даёт чтение книг?

1)Я провела опрос среди студентов «Волгодонского педагогического колледжа». Было опрошено 30 студентов. Из всех опрошенных не читают книги вообще 4 человека

2)По итогам опроса, 47% учащихся отдали предпочтение электронной книге, а бумажный вариант выбрали 53%. Это еще раз доказывает  то, что в век компьютерных технологий дети по-прежнему хотят читать книги, держать ее в руках и ощущать запах типографской краски. Ведь практически у каждого есть любимая, «зачитанная до дыр», книга, в которой подчеркнуты карандашом цитаты или сделаны другие пометки.

3)Основная масса,43%, предпочитают художественную литературу, 31% читает как художественную, так и учебную литературу, только учебную читает 26%. С удовольствием читает 72% , по необходимости 28%. Результаты меня порадовали. Таким образом, я удостоверилась, что у учащихся школы не отпал интерес к чтению книг и получению от них знаний.

4)Чтение помогает приятно проводить свободное время. Вам никогда не надоест читать книги, потому что их – огромное множество, не хватит и нескольких жизней, чтобы прочитать всё. Придётся перепробовать много разных жанров, прежде чем вы найдёте книги, от которых действительно получаете удовольствие. Не сдавайтесь, пока не отыщете «свою» книгу, ведь она может изменить жизнь. Мое исследование доказало, что современные школьники не перестают читать, ее интеллектуальная часть признает ценность книги.



Предварительный просмотр:

ПРЕДИСЛОВИЕ

Модернизация системы образования, введение в образовательное пространство таких категорий, как системный анализ, информационные технологии, семиотика, предполагают необходимость образовательных технологий, реализующих проектное обучение и формирующих активную, самостоятельную позицию обучающихся. Одной из таких технологий является проектная деятельность.  

При изучении дисциплины «Проектная деятельность» возможна не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа обучающихся. Постановка задач и их решение повышают мотивацию к проектной деятельности и предполагают:

  • предметность;
  • целеполагание;
  • инициативность;  
  • оригинальность в решении познавательных вопросов;
  • неординарность подходов;
  • умение анализировать проблемные ситуации;  
  • умение проектировать цели;  
  • умение планировать достижение целей;  
  • умение оценивать решения и делать обоснованный выбор;  
  • умение ставить и решать познавательные задачи;  – умение эффективно работать в группе.

Результатом изучения учебной дисциплины является развитие способностей студентов в разработке самостоятельных проектов. Полученные знания необходимы для освоения последующих дисциплин, для прохождения основных видов практики и подготовки выпускной квалификационной работы.

Учебный материал представлен на трех взаимосвязанных уровнях: теоретическом, методологическом и практическом. Теоретический уровень включает изучение концептуальных оснований проектной деятельности и сущности проектирования. На методологическом уровне приводятся структура проекта и характеристика отдельных составляющих, рассматриваются технология проектирования, требования к оформлению проектной документации, правила проведения презентации и защиты. На практическом уровне у обучающихся появляется возможность самим подготовить к презентации проект.  

Основные определения

Проект (от лат. projectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) – замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Проект (англ. design) – это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание уникального продукта (устройства, работы, услуги).

Проектная деятельность – это совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами (или продуктами).

Проблема – это сложный вопрос, требующий решения (расстояние между состояниями «Хочу» и «Могу»).  

Идея – это мысль, переходящая в действие. В данном случае идея должна быть уникальной для той среды, в которой планируется реализация проекта.  

Субъекты проектирования – отдельные личности или организации, коллективы, социальные институты, ставящие своей целью преобразование действительности.  

Объекты проектирования: 1) объекты материальной природы (например, объектом проектирования может быть создание новой точки общественного питания или создание новых элементов компьютера); в результате реализации проекта появляется новый объект, вещь, предмет; вместе с тем проектироваться могут новые свойства – назначения и функции старой вещи; подобные объекты чаще связаны с техническим проектированием;  2) нематериальные (не вещные) свойства и отношения (например, есть такие проекты, которые направлены не на достижение материального результата,  а на получение информации о клиентах, изменение нашего отношения к той или иной проблеме).  

Теоретические сведения

Проектная деятельность содержит следующие основные этапы:

  • анализ проблемы;
  • постановка цели и задач проекта;
  • выбор средств ее достижения;
  • поиск и обработка информации, ее анализ и синтез; – оценка полученных результатов и выводов.

Основные признаки проекта:

  • координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий;
  • уникальность;
  • временный характер, ограниченность во времени с четко обозначенным началом и концом;
  • конкретность целей, задач и результатов;
  • постепенное уточнение в процессе разработки и реализации;
  • наличие неопределенности, которая является следствием уникальности проекта и не позволяет точно сформулировать параметры проекта; – последовательная разработка;
  • координация группы (команды участников) наставником (тьютором, фасилитатором).

Виды проектов классифицируются по различным признакам (рис. 1).

Проектирование – процесс создания проекта и его фиксация в какой либо внешне выраженной форме.

Этот термин имеет техническое звучание, но в настоящее время он также используется для обозначения интеллектуальной деятельности по созданию проектов самых разнообразных типов.  

 

Основные определения

Структура проекта – это совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта, представленных с различной степенью детализации. 

Сетевая диаграмма (сеть, граф сети, PERT-диаграмма) – графическое отображение работ проекта и зависимостей между ними.

Дерево целей – граф, схема, показывающие, как генеральная цель проекта разбивается на подцели последующих уровней. 

Дерево решений – граф, схема, отражающие структуру задачи оптимизации многошагового процесса.

Проблема (с др. греч. πρόβλημα) – 1) проблема есть нечто брошенное, выдвинутое вперед; 2) проблема – это препятствие, затруднение.

Цель – это конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс; «доведение возможности до её полного завершения» (ЧТО мы хотим сделать?).  

Задачи – это серия достижений, направленных на решение сформулированных проблем и осуществление поставленной цели (КАК мы будем это делать?).   

Теоретические сведения

Разработка любого проекта начинается с описания проблемной ситуации, т. е. с идентификации той проблемы, на решение которой он направлен.  

Проблема – осознанное противоречие между реальным состоянием дел и желаемым будущим. Диагностику проблемы можно осуществлять следующими методами анализа: экономическим, статистическим, маркетинговым, SWOT-анализом, комплексной диагностикой.

Предпроектный анализ предполагает проблемно-позиционный анализ сложившейся ситуации, главная его цель – обоснование, доказательство необходимости, актуальности проекта.

Методы структуризации проекта принципиально сводятся к двум основным типам:

  • метод «сверху вниз» – определяются общие задачи, на основе которых далее осуществляется детализация уровней проекта;
  • метод «снизу вверх» – определяются частные задачи, а затем происходит их обобщение.

Для структуризации проекта используют ряд специальных моделей,  в частности:

  • дерево целей;
  • дерево решений;
  • дерево работ (или иерархическую структуру работ);
  • организационную структуру исполнителей;
  • матрицу ответственности;
  • сетевые модели;
  • структуру потребляемых ресурсов;
  • структуру затрат;
  • структуру контрактов;
  • структурную модель организации проекта.

Представление целей начинается с верхнего уровня, дальше они последовательно разукрупняются. При этом основным правилом разукрупнения целей является полнота: каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом.

На каждой стадии планирования необходимо разделить работы по проекту на части. Например, на стадии технического проектирования основные части проекта, как правило, очевидны. В дальнейшем, когда станет известно больше деталей, эти части могут быть расчленены на соответствующие разделы. Наконец, могут быть определены подразделы и отдельные группы («пакеты») работ. Эта процедура известна как составление дерева работ проекта (ДРП) (Work Breakdown Structure – WBS). Такое дерево является средством расчленения большого, сложного проекта на его компоненты или хозяйственной программы на составляющие проекта

(рис. 2).

                 

Требования – это рамки, в которых реализуется проект, например рамки закона, положение о конкурсе проектов и прочее. Ожидаемый результат – это предполагаемый итог реализации проекта. Результат должен быть реальным, достижимым в указанные сроки и с использованием определённого набора ресурсов. Для наиболее верной формулировки ожидаемого результата необходимо произвести его проекцию на решаемую проблему (рис. 3).

 

Рис. 3. Цикл жизни проекта

Для анализа средств, которые необходимы для достижения целей  и подцелей проекта, осуществляется структуризация ресурсов различных типов. Иерархически построенный граф фиксирует необходимые на каждом уровне ресурсы для реализации проекта.  

Основные определения Планирование проекта состоит:  

  • в определении целей и способов их достижения на основе формирования комплекса работ (мероприятий, действий), которые должны быть выполнены;  
  • в выборе нужных для этого методов и средств, а также ресурсов:  
  • в согласовании действий организаций – участников проекта.

Системный подход – направление методологии научного познания,  в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы.

Критический путь  это максимальный по продолжительности полный путь в сети. Работы, лежащие на этом пути, также называются критическими.

Полный резерв времени или запас времени  разность между датами позднего и раннего окончаний работы.

Диаграмма Гантта  горизонтальная линейная диаграмма, на которой задачи проекта представляются протяженными во времени отрезками, характеризующимися датами начала и окончания, задержками и, возможно, другими временными параметрами.

Теоретические сведения

Элементы процесса организации проектной деятельности означают следующее

-вход: подготовка к проектированию;

  • выход: результаты проектирования;
  • управление;
  • ресурсы (механизм): материальные, финансовые и трудовые, обеспечивающие факторы процесса.

 

Рис. 4. Схема процессного подхода при организации  проектной деятельности

Основные этапы планирования проекта представлены на рис. 5.

 

        Рис. 5. Основные этапы планирования проекта          

Системный подход определяет основные характеристики. Проекты могут быть разнообразными, многоплановыми. Однако они имеют специфические характеристики:

  • разовость;
  • уникальность; – результативность; – инновационность.

В свою очередь, системный подход позволяет спланировать и реализовать проект, исходя из трех главных вопросов:

  • сколько времени это займет;
  • во сколько это обойдется;
  • совпадет ли конечный результат с ранее намеченным.

Разложить сложную задачу на ряд простых, но взаимосвязанных задач, представить её в виде иерархической структуры можно с помощью метода декомпозиции (рис. 6).

 

Рис. 6. Схема применения метода декомпозиции

Подготовка к проектной деятельности осуществляется по существующему (разработанному) и утвержденному плану проектирования. Выходящими параметрами являются: определение цели проекта, типологические признаки проекта, разработка бюджета и оценка качества проекта, факторы проектной деятельности, основные требования к использованию метода проектов.

 

 



Предварительный просмотр:

Схема анализа внеурочного занятия

Направление внеурочной деятельности: общекультурное, общеинтелектуальное

Тема внеурочного занятия: 

Тип внеурочного занятия: игровое, познавательная беседа

Цель занятия: 

Возраст учащихся: 

Ф.И.О. учителя: 

 Дата проведения внеурочного занятия:

1.Организация внеурочного занятия

1) Соответствие целям и задачам

2) Четкое распределение обязанностей между участниками

внеурочного занятия.

2.Содержание

внеурочного занятия

1.На занятии присутствовала доступность, новизна, эмоциональность.

2.На большинстве этапов была организована активная творческая деятельность детей

3.Форма проведения

внеурочного занятия:

творческая игра

1) форма внеурочного занятия соответствует его содержанию, возрасту учащихся, основным требованиям

Были проведены 2 интерактивных занятия

4.Методы проведения

внеурочного занятия

На занятии были использованы следующие методы:

1.методы стимулирования и мотивации (формирование интереса к предстоящему виду деятельности);

2.методы организации и осуществления учебных действий: сочетание словесных и наглядно-демонстративных методов (показ видео, презентации),

3. проблемно-поисковый метод (задача детям провокационных вопросов)

4.репродуктивный (иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка).

5.Психологическая атмосфера внеурочного занятия

1.На уроке присутствовала атмосфера заинтересованности и доверия.

2.Высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми.

6.Характеристика

профессиональной

компетентности педагога

1) Грамотная, эмоциональная, выразительная речь.

2) Организаторские умения, умение владеть детской аудиторией (концентрировать внимание, находчивость)

7.Формирование УУД

Личностные УУД: положительное отношение к занятию, интерес

к данной теме.

Регулятивные УУД: проводят наблюдение, сравнивают и рассуждают.

Коммуникативные УУД: высказывают собственное мнение; выслушивают мнение и идеи товарищей, соблюдают вежливое отношение в высказываниях, участвуют в диалоге (работа в группах).

Познавательные УДД: отличают новое от уже известного; получают новые знания: находят ответы на вопросы, используя информацию, полученную от педагога; понимают информацию, представленную в виде текста, рисунков, видео.

8. Достижение

планируемого

результата

Результат достигнут