Как хорошо уметь читать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 342.66 КБ |
![]() | 2.16 МБ |
![]() | 15.44 КБ |
![]() | 25.25 КБ |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/10/06/1673280532_gas-kvas-com-p-chelovek-chitaet-knigu-risunki-anime-17.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/10/06/y5u3ly4dv1k.jpg)
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»
Исследовательская работа
«Завтрашний день книги»
Выполнила студентка группы ПНК-1.1
Майорова А.И.
Руководитель : Крючко О.В.
2022г.
Оглавление
1.1 Понятие и этимология слова «книга» и «искусство» 5
1.2 История возникновения книги 5
3. Актуальность книги завтра 8
Список источников информации 11
Приложение 1 «Вопросы анкеты» 12
Приложение 3 «Итоги анкетирования» 14
Введение
Наилучшая книга та,
которая заключает в себе
наибольшее количество
истин. (Пьер Буаст)
Данное высказывание лучше всего подойдет к нашей действительности. Ранее общество существенную роль ответвляли книжке, длительный период она являлась едва ли не единственной формой для передачи различной информации. Книги, журналы также печатные издания с целью множества были основным источником. Библиотека была одним из самых популярных мест проведения досуга. В двадцатом столетии обстановка достаточно стремительно поменялась. Сперва этому поспособствовало возникновение радио также кинематографа. Затем возникло телевещание, а после и сеть Интернет. Найти информацию с помощью Интернета сделалось значительно проще также стремительнее, нежели с поддержкой книжки. Еще 2 года назад все без исключения социологи считали, то что известность книжки ровно как ключа познаний, данных, безусловно также попросту отдых, пропадает. Данное затрагивало почти все государственные общества. В настоящее время чтение стоит на 4-5 месте после просмотра телевизионных программ, выслушивания музыки, других видов развлечения, либо деятельности в Интернете. Можно было бы подумать, что книга со временем стала пропадать из нашей жизни, но это не совсем так.
Книга – величайшее достижение человека, в отсутствии каковой также самостоятельно человек существовать бы не смог. Она считается важным условием развития личности, что постоянно считалась обязательной составляющей формирования личности. Наибольшую читательскую активность сегодня демонстрируют подростки в возрастных группах 16–19 лет и 20–24 года. Согласно данным «Росиндекса», их интерес к книге вырос на 62,7% по сравнению с допандемийной картиной. Такая динамика дает повод для оптимизма: по прогнозу аналитиков, к концу года объем книжного рынка России составит 361 млн экземпляров и 99 млрд рублей. Ключевых мотивов книжного чтения два: саморазвитие (66%) и удовольствие (54%). Эти варианты одинаково популярны у респондентов из разных социальных групп. Еще 25% отметили, что читают книги по работе или учебе, и здесь наблюдается граница между добровольным и вынужденным чтением. По работе или учебе чаще читает книги учащаяся молодежь (42%). Вариант популярнее среди тех, кто делает это с телефона (33%) или компьютера (44%), а также тех, чья работа связана с документооборотом — например, работники органов власти, управления, судебных органов (55%).
Институт GfK проводил опрос в 17 странах мира. Россия оказалась на втором месте. По количеству прочитанной литературы она уступает лишь Китаю. Статистика чтения книг отображает количество читающих ежедневно или 1 раз в неделю:
Китай – 70%.
Россия – 59%.
Испания – 57%.
Италия, Великобритания – 56%.
Соединенные Штаты – 55%.
Аргентина, Бразилия – 53%.
Мексика – 52%.
Канада – 51%.
Германия – 50%.
Франция – 48%.
Япония – 44%.
Австралия, Нидерланды – 42%.
Бельгия, Южная Корея – 37%.
1.Основная часть
1.1 Понятие и этимология слова «книга» и «искусство»
Книга формировалась в то же время как формировалось общество, воплощая в себе его основные достижения и отвечая требованиям той или иной исторической эпохи. Под влиянием книги у каждого человека возникают различные идеи, образы, мысли.
Искусство – это умение, мастерство, знание дела.
Во словаре В. Даля слову «книга» придаётся 3 значимости:
1-ое – «сшитые в один переплёт листы бумаги или пергамента» (то есть формальный образ книги, как материального предмета).
2-ое – «писание, всё, что в книге содержится» (то есть, выражаясь современным языком, смысловая сторона понятия).
3-е –«раздел, отдел в обширном письменном сочинении».
1.2 История возникновения книги
История появления книг в Руси наступает с первых российских берестяных грамот, которые появились в Новгороде. В 863 г. величайшее событие: была изобретена славянская азбука. Непосредственно в то время с целью исполнения важной миссии просвещения просвещения выбор константинопольского патриарха пал на двух братьев Кирилла (827-869), и Мефодия (815-885). Братья родились в городке городке Солуни – из этого места также именуют знаменитых просветителей «Солунские братья». К 863 г. они оба служили при Константинопольском дворе. Целью императора была политическая и духовная экспансия в среде восточных славян. Но на деле Кирилл и Мефодий боролись за право славян на подлинную духовную самостоятельность, на равенство славянского языка с греческим, латинским и еврейским, за право вести богослужения на славянском языке. По свидетельству Черноризца Храбра Кирилл изобрел алфавит, состоящий из 38 букв, из которых 24 практически соответствовали буквам греческого алфавита. Так возникла первая азбука.
Второй, четко датированной древнерусской книгой, считается «Изборник Святослава» 1073 г. Он один из самых крупных согласно размеру древнерусских книг, высокохудожественный памятник книжного искусства. Оригиналом «Изборника Святослава» является болгарский свод, переведенный с греческого при болгарском царе Симеоне (919-927гг.). «Изборник Святослава» – по сути, древнерусская энциклопедия: в нем обсуждаются вопросы христианского богословия, разъясняются некоторые положения «Священного Писания» применительно к событиям жизни, содержатся различные сведения по астрономии, математике, зоологии, ботанике, философии, истории, грамматике и логике. Книга была написана двумя писцами, но лишь одно имя известно: дьяк Иоанн.
Третья, датированная древнерусская рукопись – «Изборник» 1076г., также созданная Иоанном. По своему внешнему виду «Изборник» 1076г. разительно отличается от двух предыдущих книг: это, скорее, обиходная книга небольшого размера, в ней нет цветных иллюстраций. В данном сборнике присутствуют данные, отображающие древнерусский уклад жизни. В целом, первоначальные российские писаные книжки, , написанные в XI веке, убедительно свидетельествуют о том, то что в этот период в Руси существовала весьма сформирована работа книгописных студий, а также были весьма опытные писцы и живописцы. . Самая первая русская книга – «Букварь» – была напечатана Иваном Фёдоровым во Львове. Произошло это в 1574 году. Книга была издана достаточно простым методом: древесные литеры-печатки собирались в фразы, фразы – в строки, строки – в странички. Каждая подобная страничка смазывалась тоном, затем к ней зажимали белоснежный бланк. С подобных изданных листов сметывали книжки, которые были не хуже писаных. В на сегодняшний день в России на государственном хранении находится 494 рукописные книги. Учитывая все древнейшие славянские старинные книги, собранные в зарубежных коллекциях, то в совокупности их около тысячи.
2.Виды книг и их создание
2.1 Виды книг
На твёрдом носителе-традиционный вид «печатный», «бумажный».
Электронные- электронный документ предназначенный для считывания с компьютера. Электронными книгами так же называют сами устройства для чтения - «ридеры».
Аудиокниги-аудиозаписи содержащие тексты произведений и оформленные музыкой и звуковыми эффектами.
Несмотря на распространенность электронных форматов, печатные книги не утрачивают своей популярности. Согласно данным Российской книжной палаты, за первые пол года 2022 г. было выпущено 3078 различных книг и брошюр общим тиражом 90 тыс. экземпляров, что на 8% больше в сравнении с аналогичным периодом 2021 г. Популярность бумажных книг подтверждают и данные опроса — 58% сообщили, что читали книги этой весной именно в таком формате. Далее следует телефон — с экрана смартфона читал каждый третий (35%). Еще 20% читали с экрана компьютера. Электронные книги популярны у 16%. В общей сложности с экранов читают книги 71%.
Жанры:
Эпос: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк
Лирика: ода, лирическое стихотворение, элегия, эпиграмма
Драма: комедия, трагедия
По своему социальному назначению книги делятся на учебные, научно-популярные, научные, справочные, художественные. По роду содержания их можно разделить на исторические, математические, биологические, философские, искусствоведческие, универсальные и многоотраслевые. По читательскому адресу книги делятся на две группы – для взрослого читателя и для детей.
По количеству читателей в каждой из этих групп книги могут быть массовыми, популярными или узкогрупповыми.
2.2 Процесс создания печатной книги
Процедуру формирования книги можно разбить на три стадии. Это допечатный, печатный и послепечатный этапы. Рассмотрим их подробнее. Допечатная подготовка: в издательстве рассматривают работы авторов книг и выбирают те, с которыми будут работать. После этого редакторы занимаются исправлением текста от грамматических и смысловых ошибок. Затем, проводится работа с иллюстраторами, которые готовят изображения для книги. Далее проводится операция – вёрстка. Это процесс размещения на страницах книги текстов, изображений, подбор шрифтов текста и заголовков, установка отступов, и нумерации страниц. Когда всё это сделано, можно приступать к переносу информации с электронных носителей на физические, то есть, создание книги. И этот процесс проводится в типографии.
Печатные работы-это процесс создания книг на печатных машинах. Печатают на бумажных листах большого размера. Затем, напечатанный лист проходит через процесс сгибания (фальцовки). Этот процесс происходит на фальцевальных машинах. Мы получаем сложенный в несколько раз лист, где на каждой его стороне будет отдельная страница из книги. Потом, эти листы поочерёдно накладывают друг на друга и сшивают. Этот процесс осуществляется на полиграфических швейных машинах. Бывает процесс изготовления, когда листы не сшиваются, а склеиваются, но такое скрепление менее прочное. Так же, как страницы книги, печатается и обложка.
Послепечатная деятельность: когда есть распечатанные страницы книги и обложка, наступает очередь следующих специалистов. Резчик подрезает блок с трёх сторон, чтобы он имел ровные края. Параллельно, с напечатанной на бумаге обложкой, происходит её изготовление. Обложки бывают разных типов, но в общих чертах их можно разделить на твёрдые и мягкие. После этого, отпечатанную бумагу наклеивают на порезанный картон, и получают твёрдую обложку. Далее, нужно приклеить блок к обложке. Это осуществляют через промежуточный лист – форзац. Затем проводится сушка книги под прессом, проверка, упаковка и отправка клиентам.
3. Актуальность книги завтра
Для меня книга - друг, собеседник, чудесные путешествия, различные интересные люди - как авторы, так и персонажи. Честно говоря, книга для меня - мой второй мир, в котором я частенько живу. Мир настолько разный, насколько и удивительный. Так же это источник знаний из которого можно почерпнуть все что нужно и даже больше. Книга развивает и заставляет мыслить, представлять, фантазировать. Также она учит как быть человеком и не делать ошибок в жизни. Поэтому это сокровище, сокровище которое я ценю превыше всего. Ведь без книг моя жизнь была бы куда менее интересной. В наше время с целью охраны книг были сформированы разнообразные социальные, а также муниципальные компании, целью которых было повышение популяризации чтения. К примеру, в Германии на базе Германского писательского сообщества еще в 1988 г. был основан Немецкий Фонд чтения. В тот же период, французы учредили особое руководство согласно процессам чтения также книжки. США в этом деле стали первыми и создали Центр Книги при Библиотеке Конгресса в 1977 году. Помимо этого, имеется интернациональные компании, специализирующиеся вопросом нынешнего чтения. В первую очередь в целом, к ним относится Международная ассоциация чтения ЮНЕСКО. Конечно, пока эти организации еще работают недостаточно эффективно, однако само их возникновение свидетельствует о довольно основательных модификациях в мире. Хорошо это или плохо, покажет время, однако в любом случае книга остается и по сегодняшний день достаточно важным хранителем и источником информации. К примеру, на сегодняшний день в множества государствах есть так называемые ”книжные кафе”, в этом месте возможно не только приобрести книжку, но и попросту прочесть ее, до тех пор пока ожидаешь заказа, и такие формы ознакомления с книжными новинками приобретают всё большую известность, особенно среди молодёжи. Публикация карманных книжек различной темы. Данный подход может помочь урегулировать вопрос потери заинтересованности к чтению. Незначительный объем книжки упрощает ее транспортировку также дает возможность взять со собою. Небольшой размер книги облегчает ее перевозку и позволяет брать с собой. Таким образом, книга всегда оказывается с нами и отлично заполняет время, которое тратится впустую. В последнее время значительной известностью пользуются книжки с большими иллюстрациями. Для создания данной книги требуется провести много работы. Обычно эти книги предназначены для детей, имеют яркое содержание и оставляют не равнодушными даже взрослых. Ведь именно взрослые выбирают и покупают их, чтобы побаловать своих детей. Так же городская библиотека Штутгарта – величайшее сооружение этого десятилетия. Лишь за полтора года работы в новом здании число ее читателей увеличилось в полтора раза, и ясно почему. Ощущение, что попал в будущее. Здесь даже ячейки гардероба открываются по отпечатку пальца читателя, а выдача и прием книг полностью автоматизированы. Книги, которые самостоятельно перемещаются по полкам, отпечаток пальца – вместо читательского билета и – картины знаменитых живописцев напрокат. Недостатка в посетителях там нет –читальные залы не пустуют в том числе и в ночное время.
Как же можно привить детям интерес к книгам? По беседовав с учителями я узнала о том, что они использую некоторые игры: «Литературное лото», «Волшебная корзинка», «Угадай сказку», «Кто быстрее», «Цветик – семицветик», «Где живет герой» и многие другие. Сначала детей интересует только сама форма игры, но потом уже и тот материал, без которого нельзя в ней участвовать. Кроме того, игра побуждает интерес к победе. Поэтому дети стараются четко выполнять задания, соблюдая правила игры. Они учатся совместной деятельности, учатся быть внимательными, то и сами проявляют интерес к придумыванию собственных заданий. Как пример литературная игра, «От загадки к сказке». Для проведения такой игры понадобится «связать» имеющиеся у вас загадки про привычные предметы, с сюжетами известных сказок. Например: обыграем слово «яблоко» - с этим предметом связано много сказок и загадок. Для начала – кто больше отгадает загадок о яблоках. Потом вспоминаем сказки, где яблоки были характерным волшебным атрибутом или проводим викторину о народных сказках. Например, пусть дети подумают и дадут ответы на следующие вопросы:
1.Какой волшебный предмет заменял в сказках телевизор? (наливное яблочко и золотое блюдечко).
2. Что подарила злая мачеха своей падчерице – царевне? (отравленное яблочко).
3) Как называлась волшебная птица что проникла в сад к царю за яблоками? (Жар-птица)
4.С помощью какого волшебного предмета творили чудеса? (волшебная палочка)
5. Какой волшебный предмет помогал людям быстрее бегать? (сапоги скороходы)
6. Какой предмет одежды делал людей невидимыми? (шапка-невидимка)
7. Какой волшебный предмет в сказке исполнял желания? (цветик семицветик)
8. В каком волшебном предмете в сказке была смерть Кощея? (яйцо с иглой)
9. Какой волшебный предмет помогал Бабе-Яге летать? (ступа)
10. Какие волшебные фрукты в сказках могли обернуть старых людей молодыми? (молодильные яблоки)
Можно обыгрывать явления природы, животных, различные бытовые предметы, встречающиеся в сказках.
4. Исследовательская работа
В начале исследовательской работы, прежде чем провести анкетирование, которое является средством для достижения цели проекта, сначала было разработано содержание анкеты, то есть, составлен ряд вопросов.
Анкетирование проводилось в 21 школе. Проведя анализ анкет, я сделала следующие выводы:
1. большинство учащихся заменяет бумажные книги электронными, однако делают это крайне редко;
2. ученики считают, то что книги оказывают положительное влияние на человека (развивают мозг);
3. опрошенные считают, что прочтение бумажных книг наиболее результативно, чем прочтение книжек в электронном варианте, так как портят зрение.
Гипотеза о том что книга – это источник знаний, житейского опыта, мудрых мыслей, необходимый для культурной жизни каждого человека, подтвердилась.
Заключение
Проведя исследовательскую работу, можно сделать следующие выводы:
• создание книжки – старейшее искусство, что возникло в Руси только лишь в 1574 г.;
• со временем процесс формирование книги потерпел перемены. Он стал больше напоминать в процедуру изготовления, однако особенности художества остались в формировании изображений;
• книга, как вид искусства не исчезнет, так как люди продолжают читать книги;
•книги на бумажных носителях будут преобладать над книгами на электронных носителях.
Книга, можно ли без ощущения трагической утраты представить современный мир, лишенный чтения? По-моему, она была бы более невосполнимой, чем, например, исчезновения в нашей жизни некоторых продуктов питания. Так как был бы потерян важнейший механизм в передаче и научных знаний, и накопленных всеми эпохами чувств, а стал бы удручающе обеднен, прервались бы нити от одного к другому, и наступило бы время невежества, подозрительности и отчуждения. Ведь книга, не зависимо от времени ее создания и характера обращения, бытования во времени и пространстве, является способом коммуникации. Выполняя эту главную функции, она способствует развитию обучению, образованию, воспитанию, формированию мировоззрения отдельного человека и целого общества. Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неоспорима.
Данным проблемам было посвящено мое исследование. . Была изучена литература о роли книги в современном обществе, тенденциях развития чтения в России и в мире; проведено интервьюирование старшеклассников, анкетирование с целью отношения к книге, чтению современной молодежи. Исследование помогло мне понять, что книга по-прежнему играет очень важную роль в жизни общества. Книга есть и будет популярной во все времена, пусть это будет художественная литература или справочник автомобилиста. Она может поменять свое содержание, конструкцию, но в любом случае останется востребованной для многих.
Таким образом, гипотеза моего исследования, что люди перестали увлекаться книгами, потому что появились альтернативные источники информации: Интернет, телевидение, оказалось опровергнутой. Книга была и остается хранителем духовного опыта человечества. Но она не является пассивным, инертным средством хранения культурного наследия. Книга активна в своей сути. Она воздействует на сознание читателя, на его ум и эмоции. Поэтому знания о состоянии читательской культуры позволяют судить о духовном здоровье общества.
Список источников информации
- А.А.Бахтиаров «История книги от ее появления до наших дней;
- История книги на Руси (сборник)»;
- М: «Росмэн», 2006 Большая энциклопедия школьника;
- Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000
- Кошурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга. - М., 2006;
- Википедия;
- Pulse.mail.ru;
- Shkolazhizni.ru;
- Urok.1sept.ru;
- Ndbmarshak.ru.
Приложения
Приложение 1 «Вопросы для интервью»
- Как Вы считаете в будующем нужны будут книги?
- Какая книга у Вас любимая?
- Что Вас привлекает в чтении?
Приложение 2 «Вопросы анкеты»
1.Чем для вас является книга?
А) источник информации и средство получения знаний
Б) элемент развлечения
В) способ расслабиться
2.Какой формат книг вы предпочитаете?
А) электронный носитель
Б) бумажный носитель
3.Какой жанр книг вам больше нравится?
А) историческая литература
Б) фантастика
В) романы
Г) детективы
4. Как часто вы читаете художественную литературу?
А) каждый день
Б) почти каждый день
В) 1 раз в неделю
5.Как вы считаете, каким образом книги влияют на развитие подростка?
Данный вопрос предполагал свободный ответ.
6. Может ли телевидение и интернет вытеснить книгу из вашей жизни?
Приложение 3 «Виды книг» (Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, переживает только одну).
Приложение 4 «Итоги анкетирования»
1) 92%учащихся ответили, что для них книга является средством для получения знаний.8% учащихся ответили, что книга для них - элемент развлечения.
2) 84% учащихся отдают предпочтение печатному изданию.16 % учащихся предпочитают книги в электронном виде.
3) 24% учащихся читают детективы. 23% учащихся отдают предпочтение фантастике. 19 % учащихся читают историческую литературу. 34% читают романы
4) 56% учащихся читают каждый день. 30% учащихся читают почти каждый день.14% опрошенных берут книгу в руки 1 раз в неделю.
5)90% учащихся считают, что книги благотворно влияют на развитие подростка. В них можно найти ответы на многие вопросы. Книга может подсказать, как поступить в той или иной ситуации. К сожалению, 10% опрошенных ребят указали, что не видят никакой пользы в чтении.
6) 85% учеников указали, что такое не считают возможным. 15% считают, что информацию можно найти в интернете. Читать книги необязательно.
Приложение 5 «Опрос»
- Читаете ли вы книги?
2. Заменяете ли вы чтение книг чтением из Интернета?
3.Какой жанр вы читаете чаще всего?
4. Какую психологическую информацию даёт чтение книг?
1)Я провела опрос среди студентов «Волгодонского педагогического колледжа». Было опрошено 30 студентов. Из всех опрошенных не читают книги вообще 4 человека
2)По итогам опроса, 47% учащихся отдали предпочтение электронной книге, а бумажный вариант выбрали 53%. Это еще раз доказывает то, что в век компьютерных технологий дети по-прежнему хотят читать книги, держать ее в руках и ощущать запах типографской краски. Ведь практически у каждого есть любимая, «зачитанная до дыр», книга, в которой подчеркнуты карандашом цитаты или сделаны другие пометки.
3)Основная масса,43%, предпочитают художественную литературу, 31% читает как художественную, так и учебную литературу, только учебную читает 26%. С удовольствием читает 72% , по необходимости 28%. Результаты меня порадовали. Таким образом, я удостоверилась, что у учащихся школы не отпал интерес к чтению книг и получению от них знаний.
4)Чтение помогает приятно проводить свободное время. Вам никогда не надоест читать книги, потому что их – огромное множество, не хватит и нескольких жизней, чтобы прочитать всё. Придётся перепробовать много разных жанров, прежде чем вы найдёте книги, от которых действительно получаете удовольствие. Не сдавайтесь, пока не отыщете «свою» книгу, ведь она может изменить жизнь. Мое исследование доказало, что современные школьники не перестают читать, ее интеллектуальная часть признает ценность книги.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Список мультфильмов:
- Волшебный домик на дереве- Живут на свете брат и сестренка. Сестренка любит животных. Брат обожает книги. Сестренка очень любопытна и вечно попадает в различные переделки. Брат немного не уверен в себе и потому не желает лишний раз брать на себя ответственность. Однажды дети находят домик на дереве. Сестренка тут же забирается на это дерево. Брат требует, чтобы его сестренка немедленно покинула чужое жилище. Но когда сестренка заявляет, что домик полон книг, то брат сам забирается на дерево. Так начинаются опасные приключения детей. Смелость и отвага девочки вкупе с глубокими знаниями брата, благодаря любви к чтению, позволяют детям выжить и в конечном итоге расколдовать волшебницу. (https://my.mail.ru/inbox/disco82/video/21/2676.html )
- Уроки тётушки Совы:
Зообукварик- (https://yandex.ru/video/preview/993413814939228324)
Сказки картинной галереи (Сальватор Дали) -https://vk.com/video-45613213_456239091
Чудеса света- https://vk.com/video-118840854_456248248
- Слоненок- Как и любой ребенок, слоненок страшно любопытный. Он мучает всех вокруг бесконечными «почему», «зачем» и «как». В конце концов это приводит его в опасную ситуацию. (https://video-preview.s3.yandex.net/0xgjNQIAAAA.mp4)
- Серебряное копытце-Однажды одинокий старик Кокованя решил удочерить маленькую девочку, сиротку Даренку. Он рассказал ей, что занимается охотой и больше всего на свете мечтает встретить козла с серебряным копытом. Зачарованная этой легендой Даренка тоже начала искать встречи с волшебным зверем. (https://video-preview.s3.yandex.net/vh/5726140135859620000/720p.mp4)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/10/06/21071c12e4acc7db2e010e4dd8b3cdc211.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/10/06/8dac6d1a62ade1ca57699f3d27f802af.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/10/06/jy_uto9qfjk.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/10/06/c25815cd3ad1cb239456672b8122a633.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/10/06/pvxzqxba8dm.jpg)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Сейчас книги редко читают. Книги нашим детям заменили компьютерные игры, фильмы, мультфильмы, телефон, Интернет, социальные сети.
Раньше дети ждали восьми часов вечера, чтобы посмотреть один-единственный мультфильм за день в передаче «Спокойной ночи, малыши!», в выходной день ждали « В гостях у сказки» и представить себе не могли круглосуточные каналы, показывающие мультфильмы, планшеты с играми. Их уносили в воображаемые миры книги.
В прежние времена существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал книгу, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она уходит в прошлое.
Сейчас всё больше старших дошкольников ещё до поступления в первый класс умеют читать. Однако, некоторые родители замечают, что их ребёнок упорно отказываться от этого занятия или выполняет с большой неохотой. А некоторым будущим школьникам навык чтения никак не даётся.
Как помочь ребёнку легко научиться читать и полюбить это занятие?
Ошибки, которые мешают ребенку увлечься чтением.
1. Любовь из-под палки
Так уж мы устроены, что стремимся к приятному и избегаем дискомфорта и наказания.
Если заставлять ребенка читать, появляется мотивация избегания — только бы не слышать сердитых криков, избежать наказания, то пиши пропало. В лучшем случае ребенок просто не полюбит чтение, в худшем —возненавидит.
Агрессия в адрес ребенка в попытке заставить его читать недопустимы.
2. Ложный мотив: гаджет за книгу
Вознаграждение. Например, возможность поиграть в компьютерную игру после того, как ребенок прочитает условное количество страниц.
Чтение в этом случае — лишь преграда на пути к любимому занятию.
Ограничивать время за экраном нужно независимо от того, сколько и как ребенок читает. «Не прочитал, значит, лишаешься компьютера на месяц» - это провал!
3. Сравнение с другими детьми
«Ты уже такой большой, пора читать самому!», «Маша уже читает, а ты нет!». Упреки и сравнения еще никому не помогали полюбить.
4. Чтение на ночь
Читать ребенку на ночь – прекрасное и полезное занятие. Но думать, что после прочтения сотни сказок ваш малыш начнет с любовью читать самостоятельно, не стоит.
Самостоятельное чтение — это активное действие, толчок ему дает вовлеченность ребенка в историю.
5. Родители не читают сами
Вы думаете, что ребенок полюбит читать, не видя вокруг читающих людей?
Ведь дети всегда копируют, и читающие папа и мама — лучший пример для них. Ваш ребенок должен видеть, как вы это делаете.
6. Слишком сложная книга
Ребенку становится скучно и тяжело читать текст, в котором много незнакомых слов, не понятны герои и их действия.
7. Уверенность в том, что любовь появится сама
Чудеса, конечно, случаются, но на то они и чудеса !
В реальности мы видим, как в современном мире легко, быстро, а главное, очень прочно время и окружение заполняется компьютером и телевизором, если ничего другого не предложено. Поэтому этому чуду — любви к чтению — надо активно помогать.
8. Аудиокниги нам помогут
Не помогут!
Частое использование аудиокниг тоже может помешать приобрести привычку самостоятельно читать. Аудиокниги могут быть очень полезны в машине, во время болезни. Это пассивный процесс, а мы с вами помним, что самостоятельное чтение – активный.
9. Неограниченный доступ к гаджетам
Компьютерные игры вызывают зависимость и это не секрет.
Мы уже говорили о том, что гаджеты — неотъемлемая часть жизни современных детей и полностью исключить их из жизни нельзя, да и не нужно. А вот найти баланс можно!
Как влюбить ребенка в чтение ? Советы.
Совет 1. Опуститься на один уровень с ребенком
Присоединиться к ребенку — значит поймать особое чувство, когда вы с ним одно целое, в отличие от того, когда вы — родитель, стоящий над ребенком. Надо стать ребенком эмоционально и физически. Вспомните это состояние, вам понравится ☺
Сядьте рядом с ребенком и обнимите его. Накройтесь пушистым пледом, возьмите вкусную печеньку и помните, что чтение — это удовольствие. Именно поэтому вы можете сделать процесс настолько приятным, насколько хватит фантазии.
Совет 2. Ласка и физический контакт
Устанавливаем связь «чтение — удовольствие».
Для любого ребенка сидеть в обнимку с родителем, ощутить поцелуй приятно. Это создает ощущение безопасности и комфорта. Вы не просто сели почитать книгу, вы приготовились побыть вместе.
Совет 3. Выразительное чтение
Это особое чтение — ОЧЕНЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. По-настоящему вовлечь ребенка в мир, описанный в книге, под силу только эмоциональному чтению.
Попробуйте побыть актером, не стесняйтесь подурачиться и изобразить кого-нибудь с помощью речи и интонаций.
Для этого можно использовать приемы:
- Изменение громкости голоса. Голос становится то тише, то громче, а особенно значимые слова и предложения могут выделяться очень громким голосом.
- Понижение и повышение тона голоса. Читаете момент, связанный с таинственными событиями, — понижайте голос до громкого шепота. Если герой напуган и кричит: «Ой-ой-ой!» — прочитайте это писклявым голосом!
- Изменение темпа и ритма — еще один способ справиться с монотонностью. В эмоционально напряженные или яркие моменты можно ускорять темп речи.
- Изменение тембра. Делайте голос разным по тембру, пробуйте то хриплый, то скрипучий голос; то расслабленный, главное — разный!
Совет 4. Общайтесь с ребенком во время чтения
Каждый удобный момент делайте паузы в чтении. Это может быть ваша реакция на происходящее в книге, какой-то комментарий, вопрос к ребенку: «Тебе интересно?», «Ну ничего себе!»
Прервитесь на несколько секунд, чтобы рассмотреть картинку, поясните незнакомое слово. Все это переключает его внимание, тем самым не позволяя ему заскучать.
Совет 5. Чтение ребенка
Вот и пришло время самостоятельного чтения. Ребенок уже достаточно заинтересован происходящим. Он ВМЕСТЕ с родителем, ему комфортно и хорошо. Теперь ему можно передать бразды правления.
Для начала это может быть совсем небольшой кусочек текста. Главное — сохранить то ощущение вовлеченности и интереса, которое было до сих пор.
Совет 6. Обсуждайте с ребенком книгу
Вспоминайте героев, что они делали, чем были интересны, тогда чтение послужит развитию важнейшего качества ребенка — эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать эмоции, желания, мотивацию и намерения других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями.
Совет 7. Нельзя торопить ребенка или критиковать за ошибки в чтении.
Если вы заметили ошибку, поправьте ее очень мягко, спокойным и ласковым голосом.
Если включить контроль, можно потерять всю проделанную работу! Совместное увлекательное чтение может превратиться в проверку техники чтения, и у ребенка возникнет ощущение, что он в школе и боится получить плохую оценку. В итоге удовольствие будет потеряно, а значит, пропадет и самое главное — желание.
После того как ребенок прочитал свой небольшой кусочек текста вы вновь можете продолжить чтение.
Совет 8. Ребенок и родитель чередуются
Продолжайте меняться с ребенком, читая по очереди. Пусть ребенок закончит, у него будет ощущение того, что он сам дошел до конца. Обязательно оцените позитивно: «Ого, сколько мы с тобой прочитали!»
Успеха вам, дорогие родители, бабушки и дедушки!