Проект на тему : "Дом моей мечты"

Царенко Юлия Александровна

Для конкурса профессионального мастерства «Моя методическая разработка»

Архитектурный  проект по развитию творческих способностей воспитанников подготовительной группы.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_10gr.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад комбинированного вида № 144

620072, г. Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, 21 а; тел./факс: 347-59-40

Для конкурса профессионального мастерства

«Моя методическая разработка»

Архитектурный  проект по развитию творческих способностей воспитанников подготовительной группы.

Тема мероприятия: «Дом мечты для семьи»

Автор составитель:

Учитель-логопед –

Царенко Юлия Александровна

Екатеринбург, 2022 г.

Введение

Актуальная проблема проекта

   Огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение имеет знакомство с  историческим опытом предков. Погружение детей к истокам застройки родного края и уголков своей необъятной страны: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у воспитанников чувство патриотизма, любви и гражданской ответственности к своей Родине. Народ, не знающий прошлого, не имеет будущего (Ломоносов М.В.). Внедрение в образовательный процесс технологий проектирования является средством интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста и одним из способов развития творческих способностей индивида.

Актуальность темы

 Изучение темы «Дом мечты для семьи» способствует раскрытию вопросов формирования краеведческого, нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Объединяет всех участников образовательного процесса. Мотивирует на создание развивающей предметно-пространственной среды и согласуется с региональным компонентом программы воспитанию в ДОУ.    

Гипотеза

   В настоящее время актуальным становится формирование у старших дошкольников поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности. Использование технологии проектирования позволяет эффективно решить важные задачи развития творческих способностей детей. Они учатся искать ответ на главный вопрос, мыслить не ординарно, а полученные при этом положенные эмоции – удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых – укрепляют у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового. Проектирование – форма деятельности, сотворчества детей и взрослых, помогает найти источник не только эмоционально - насыщенных переживаний, но и развития личности.     Разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности в проекте  обобщает знания детей о явлениях и объектах окружающего мира, формирует положительное эмоциональное и эстетическое отношение к своей малой родине. У детей формируется свой взгляд на культурно-исторические ценности, на  значимость исторического наследия родного края и своей родины в целом.

План проекта по формированию культурно-исторических

ценностей детей старшего дошкольного возраста.

Тип проекта:

По количеству участников – коллективный;

По приоритету метода –  познавательно-исследовательский;

По продолжительности – долгосрочный;

Направленность проекта: сформировать предпосылки  предпрофессиональной ориентации среди воспитанников старшего дошкольного возраста с активным вовлечением всех участников образовательных отношений.

Этапы работы над проектом:

-Стартовый;

-Этап реализации;

-Рефлексивный;

-Послепроектный.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Этапы

Содержание

Моделирование

        Оценка образовательной ситуации, выявление проблем.

Тема: «Дом мечты для семьи»

Цель проекта:  Сформировать представления основ проектирования для строительства дома мечты

Задачи:

1.Создать предметно-пространственную развивающую среду для детей подготовительной группы.

2. Познакомить детей с историей развития архитектуры жилой застройки своей страны и Уральского Федерального Округа; строительными профессиями и материалами.

3. Способствовать развитию навыка культурного речевого общения, развитию  связной  речи, обогащению словарного запаса.

4.Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости к своему народу.

Участники:

Дети подготовительной группы № 10 и родители

Воспитатель подготовительной группы: Маляренко Татьяна Анатольевна

Старший воспитатель: Лазарева Надежда Ивановна

Учитель-логопед: Царенко Юлия Александровна

 

Продолжительность: с 15 сентября по 30 декабря 2024.

Этапы работы по реализации проекта:

1.Подготовительный этап

  Сбор информации и изучение современных методик по формированию культурно-исторических ценностей своего народа. Знакомство с  основами проектирования для строительства жилых домов. Выбор направления работы.

2.Основной этап

Ответ на вопросы:

  • Какие исторические факты доступны для восприятия и вызовут отклик у детей старшего дошкольного возраста?
  • Какие методы и приёмы  можно применить для организации коллективной и индивидуальной творческой и продуктивной деятельности при строительстве дома мечты?
  • Достижимость участниками целеполагания настоящего проекта?

Решение поставленных задач совместно с участниками проекта:

  • Совместный поиск интересных фактов в истории возникновения жилища человека разумного.
  • Выступление детей в детском коллективе и презентация своих творческих работ.
  • Знакомство детей с особенностями  архитектуры Урала и России.
  • Сбор материалов по теме: «Дом мечты для семьи» и познавательная экскурсия в библиотеку.
  • Формирование представлений по составлению алгоритма действий и работе по схеме-инструкции при проектировании и сборке дома-мечты.
  • Открытие творческой мастерской по производству «бетонных» блоков.
  • Создание мини-музея по теме: «Я -  строитель» с экспозициями методических пособий по строительству, творческих проектов детей и макетов индивидуальных жилых построек.

3.Заключительный  этап

  • Сборка и презентация дома-мечты для семьи
  • Создание фото и видеоотчёта с кратким описанием проекта.
  • Контроль со стороны педагогов.

Ожидаемые результаты:

Специалист и воспитатель – решение задач программно-планового характера, активизация творческого потенциала и активного словаря, развитие лексико-грамматического строя речи и расширение кругозора у детей старшего дошкольного возраста.

Дети:

  1. Смогут самостоятельно или с помощью родителей выбрать материалы для подготовки мини-докладов по региональному компоненту образовательной программы.
  2. Научатся составлять рассказ-описание с опорой на план.
  3. Продемонстрируют свой опыт участникам образовательного процесса.
  4. Сформируют свой взгляд на культурно-исторические ценности архитектуры Урала и уголков России.
  5. Испытают позитивные эмоции от общения со всеми участниками проекта.

Проектирование

Анализ условий и ресурсов показал, что необходимо:

  1. Подобрать информационно-методическое обеспечение касательно приёмов и методов развития мотивационного интереса к культурно-историческим архитектурным ценностям малой родины и России в целом.
  2. Сформировать представления основ проектирования архитектурной конструкции.
  3. Подобрать материал для обеспечения интегрированного подхода:

- развивающие игры;

-опытно-исследовательская деятельность.

Конструирование

1.Разработка перспективного плана работы с детьми над проектом. Организация предметно-пространственной среды.

2.Планирование организации проектной деятельности.

3.Методическое обеспечение.

Этап реализации проекта

отражен  в разделе моделирование, в презентации – для личного использования, опыт представлен внутри ДОУ.

Рефлексивный этап:

   Поставленные задачи были решены в полном объеме, цель проекта была достигнута в ходе реализации проекта. Полученные результаты соответствуют первоначальному замыслу. Полученный продукт преобразован в фото и видеоотчёт.

Послепроектный этап:

    Для обеспечения интеграции проектной деятельности, необходимо продолжать работу по формированию культурно-исторических архитектурных ценностей детей дошкольного возраста и разрабатывать и внедрять новые проекты.

Перспективный план работы над проектом        Приложение 1.

месяц

мероприятие

задачи

Место проведения

сентябрь

Сбор необходимой информации

Актуализация знаний воспитанников

ДОУ

Разработка перспективного плана и оформление проекта: «Дом мечты для семьи»

Беседы с детьми старшего возраста о проведении проекта

Вызвать интерес детей к воспитательному, образовательному процессу.

октябрь

Познавательная экскурсия в библиотеку

Расширение знаний по теме проекта

библиотека

Планирование и открытие творческой мастерской по производству «бетонных» блоков

Формирование навыка и умения работы со строительными материалами

ДОУ

ноябрь

Подготовка мини-докладов с детьми старшего дошкольного возраста

Расширение кругозора и словарного запаса воспитанников по отношению к своей малой родине и России в целом. Развитие творческих способностей. Формирование лексико-грамматического строя

ДОУ

Выступление педагогов и родителей по вопросам культурно-исторических архитектурных ценностей Урала и России в целом

Проведение групповых игр и мастер-классов по теме проекта

Формирование навыков работы с алгоритмом действий и многоэтапными инструкциями

декабрь

Презентация мини-докладов в детском коллективе

Развитие лексико-грамматического строя речи и ораторских способностей

ДОУ

Оформление и посещение мини-музея ДОУ

Закрепление полученных навыков, применение их на практических заданиях

Изготовление макета дома мечты для семьи

Отработка полученных в ходе проектной деятельности умений и навыков в практической деятельности

Создание фото и видеоотчёта

Актуализация знаний, рефлексия.

 Организация предметно-пространственной         среды:

  • Знакомство с архитектурой Урала и России в целом, создание картотеки;
  • Демонстрация мини-докладов участниками образовательного процесса;
  • Оформление мини-музея по теме настоящего проекта;
  • Изготовление макета дома мечты для семьи.

Приложение 2.

Организация проектной деятельности.

1.Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.

    Знакомство детей подготовительной группы с архитектурой Урала и России в целом. Педагоги и специалисты предлагают детям просмотреть фото и видео материалы, знакомят с этапами развития проектирования, строительства жилища и современного жилого дома. Предлагают составить свои мини-доклады по теме проекта. При знакомстве детей с архитектурой жилой застройки возникает вопрос: где можно применить новый опыт? Как же нам это сделать? В этот момент дети предлагают свои варианты. Совместно с детьми принято решение о создании мини-музея и изготовлении макета дома мечты для семьи.

2.Практические действия по реализации проекта.

2.1.Познавательно-исследовательская.

    Актуализация знаний детей о культурно-исторических архитектурных ценностях Урала и России. Выбор материала для мини-докладов. Проведение для детей игр, мастер-классов, открытие творческих мастерских на закрепление новых знаний.  Разработка плана-схемы и изготовление макета дома мечты.

2.2.Речевая деятельность.

    Учитель-логопед помогает воспитанникам составить мини-доклады об объектах  архитектуры разных уголков нашей Родины, знакомит с планом-схемой.

  План-схема:

- ФИО участника.

- Название архитектурной формы.

- Рассказ-представление особенностей архитектуры конкретного здания

- Защита личной позиции/мнения (обоснование личного выбора).

3.Социально-коммуникативная деятельность.

    Дети самостоятельно представляют свои мини-доклады в группе. Учатся публичному выступлению и передают полученный опыт воспитанникам.

4.Рефлексия.        

     Круглый стол: дети обсуждают и выбирают самые интересные здания своей родины. Лучшие мини-доклады выставлены в музее. Педагог создаёт фото и  видеоотчёт для совместного просмотра.

 

Литература:

  • Бологова, С.Ю.  Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой [текст] / М., 1996.
  • Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателей: Москва «Просвещение» 2015 г.
  • Иванова, Е.Н. Шедевры архитектуры как средство художественного воспитания [текст] / М.: Наука 2001
  • Комарова, Т  Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей //Дошкольное  воспитание -1998. -№ 10.
  • Лобанов, С. Н. Екатеринбург: фотографическая энциклопедия. Екатеринбург, 2014 г.
  • Лаврова С. «Удивительный Урал». Екатеринбург : Сократ, 2017 г.
  • Лаврова, С. А. Потешные прогулки по Уралу. Москва, РИПОЛ классик, 2011 г.
  • Основная общеобразовательная программа – программа дошкольного образования МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 144;
  • Соломенникова, О.А. Радость творчества [текст] / О.А. Соломенникова – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013);