Проект на тему : "Дом моей мечты"
Для конкурса профессионального мастерства «Моя методическая разработка»
Архитектурный проект по развитию творческих способностей воспитанников подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад комбинированного вида № 144
620072, г. Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, 21 а; тел./факс: 347-59-40
Для конкурса профессионального мастерства
«Моя методическая разработка»
Архитектурный проект по развитию творческих способностей воспитанников подготовительной группы.
Тема мероприятия: «Дом мечты для семьи»
Автор составитель:
Учитель-логопед –
Царенко Юлия Александровна
Екатеринбург, 2022 г.
Введение
Актуальная проблема проекта
Огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение имеет знакомство с историческим опытом предков. Погружение детей к истокам застройки родного края и уголков своей необъятной страны: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у воспитанников чувство патриотизма, любви и гражданской ответственности к своей Родине. Народ, не знающий прошлого, не имеет будущего (Ломоносов М.В.). Внедрение в образовательный процесс технологий проектирования является средством интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста и одним из способов развития творческих способностей индивида.
Актуальность темы
Изучение темы «Дом мечты для семьи» способствует раскрытию вопросов формирования краеведческого, нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Объединяет всех участников образовательного процесса. Мотивирует на создание развивающей предметно-пространственной среды и согласуется с региональным компонентом программы воспитанию в ДОУ.
Гипотеза
В настоящее время актуальным становится формирование у старших дошкольников поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности. Использование технологии проектирования позволяет эффективно решить важные задачи развития творческих способностей детей. Они учатся искать ответ на главный вопрос, мыслить не ординарно, а полученные при этом положенные эмоции – удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых – укрепляют у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового. Проектирование – форма деятельности, сотворчества детей и взрослых, помогает найти источник не только эмоционально - насыщенных переживаний, но и развития личности. Разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности в проекте обобщает знания детей о явлениях и объектах окружающего мира, формирует положительное эмоциональное и эстетическое отношение к своей малой родине. У детей формируется свой взгляд на культурно-исторические ценности, на значимость исторического наследия родного края и своей родины в целом.
План проекта по формированию культурно-исторических
ценностей детей старшего дошкольного возраста.
Тип проекта:
По количеству участников – коллективный;
По приоритету метода – познавательно-исследовательский;
По продолжительности – долгосрочный;
Направленность проекта: сформировать предпосылки предпрофессиональной ориентации среди воспитанников старшего дошкольного возраста с активным вовлечением всех участников образовательных отношений.
Этапы работы над проектом:
-Стартовый;
-Этап реализации;
-Рефлексивный;
-Послепроектный.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Этапы | Содержание |
Моделирование | Оценка образовательной ситуации, выявление проблем. Тема: «Дом мечты для семьи» Цель проекта: Сформировать представления основ проектирования для строительства дома мечты Задачи: 1.Создать предметно-пространственную развивающую среду для детей подготовительной группы. 2. Познакомить детей с историей развития архитектуры жилой застройки своей страны и Уральского Федерального Округа; строительными профессиями и материалами. 3. Способствовать развитию навыка культурного речевого общения, развитию связной речи, обогащению словарного запаса. 4.Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости к своему народу. Участники: Дети подготовительной группы № 10 и родители Воспитатель подготовительной группы: Маляренко Татьяна Анатольевна Старший воспитатель: Лазарева Надежда Ивановна Учитель-логопед: Царенко Юлия Александровна
Продолжительность: с 15 сентября по 30 декабря 2024. Этапы работы по реализации проекта: 1.Подготовительный этап Сбор информации и изучение современных методик по формированию культурно-исторических ценностей своего народа. Знакомство с основами проектирования для строительства жилых домов. Выбор направления работы. 2.Основной этап Ответ на вопросы:
Решение поставленных задач совместно с участниками проекта:
3.Заключительный этап
Ожидаемые результаты: Специалист и воспитатель – решение задач программно-планового характера, активизация творческого потенциала и активного словаря, развитие лексико-грамматического строя речи и расширение кругозора у детей старшего дошкольного возраста. Дети:
|
Проектирование | Анализ условий и ресурсов показал, что необходимо:
- развивающие игры; -опытно-исследовательская деятельность. |
Конструирование | 1.Разработка перспективного плана работы с детьми над проектом. Организация предметно-пространственной среды. 2.Планирование организации проектной деятельности. 3.Методическое обеспечение. |
Этап реализации проекта
отражен в разделе моделирование, в презентации – для личного использования, опыт представлен внутри ДОУ.
Рефлексивный этап:
Поставленные задачи были решены в полном объеме, цель проекта была достигнута в ходе реализации проекта. Полученные результаты соответствуют первоначальному замыслу. Полученный продукт преобразован в фото и видеоотчёт.
Послепроектный этап:
Для обеспечения интеграции проектной деятельности, необходимо продолжать работу по формированию культурно-исторических архитектурных ценностей детей дошкольного возраста и разрабатывать и внедрять новые проекты.
Перспективный план работы над проектом Приложение 1.
месяц | мероприятие | задачи | Место проведения |
сентябрь | Сбор необходимой информации | Актуализация знаний воспитанников | ДОУ |
Разработка перспективного плана и оформление проекта: «Дом мечты для семьи» | |||
Беседы с детьми старшего возраста о проведении проекта | Вызвать интерес детей к воспитательному, образовательному процессу. | ||
октябрь | Познавательная экскурсия в библиотеку | Расширение знаний по теме проекта | библиотека |
Планирование и открытие творческой мастерской по производству «бетонных» блоков | Формирование навыка и умения работы со строительными материалами | ДОУ | |
ноябрь | Подготовка мини-докладов с детьми старшего дошкольного возраста | Расширение кругозора и словарного запаса воспитанников по отношению к своей малой родине и России в целом. Развитие творческих способностей. Формирование лексико-грамматического строя | ДОУ |
Выступление педагогов и родителей по вопросам культурно-исторических архитектурных ценностей Урала и России в целом | |||
Проведение групповых игр и мастер-классов по теме проекта | Формирование навыков работы с алгоритмом действий и многоэтапными инструкциями | ||
декабрь | Презентация мини-докладов в детском коллективе | Развитие лексико-грамматического строя речи и ораторских способностей | ДОУ |
Оформление и посещение мини-музея ДОУ | Закрепление полученных навыков, применение их на практических заданиях | ||
Изготовление макета дома мечты для семьи | Отработка полученных в ходе проектной деятельности умений и навыков в практической деятельности | ||
Создание фото и видеоотчёта | Актуализация знаний, рефлексия. |
Организация предметно-пространственной среды:
- Знакомство с архитектурой Урала и России в целом, создание картотеки;
- Демонстрация мини-докладов участниками образовательного процесса;
- Оформление мини-музея по теме настоящего проекта;
- Изготовление макета дома мечты для семьи.
Приложение 2.
Организация проектной деятельности.
1.Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.
Знакомство детей подготовительной группы с архитектурой Урала и России в целом. Педагоги и специалисты предлагают детям просмотреть фото и видео материалы, знакомят с этапами развития проектирования, строительства жилища и современного жилого дома. Предлагают составить свои мини-доклады по теме проекта. При знакомстве детей с архитектурой жилой застройки возникает вопрос: где можно применить новый опыт? Как же нам это сделать? В этот момент дети предлагают свои варианты. Совместно с детьми принято решение о создании мини-музея и изготовлении макета дома мечты для семьи.
2.Практические действия по реализации проекта.
2.1.Познавательно-исследовательская.
Актуализация знаний детей о культурно-исторических архитектурных ценностях Урала и России. Выбор материала для мини-докладов. Проведение для детей игр, мастер-классов, открытие творческих мастерских на закрепление новых знаний. Разработка плана-схемы и изготовление макета дома мечты.
2.2.Речевая деятельность.
Учитель-логопед помогает воспитанникам составить мини-доклады об объектах архитектуры разных уголков нашей Родины, знакомит с планом-схемой.
План-схема:
- ФИО участника.
- Название архитектурной формы.
- Рассказ-представление особенностей архитектуры конкретного здания
- Защита личной позиции/мнения (обоснование личного выбора).
3.Социально-коммуникативная деятельность.
Дети самостоятельно представляют свои мини-доклады в группе. Учатся публичному выступлению и передают полученный опыт воспитанникам.
4.Рефлексия.
Круглый стол: дети обсуждают и выбирают самые интересные здания своей родины. Лучшие мини-доклады выставлены в музее. Педагог создаёт фото и видеоотчёт для совместного просмотра.
Литература:
- Бологова, С.Ю. Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой [текст] / М., 1996.
- Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателей: Москва «Просвещение» 2015 г.
- Иванова, Е.Н. Шедевры архитектуры как средство художественного воспитания [текст] / М.: Наука 2001
- Комарова, Т Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей //Дошкольное воспитание -1998. -№ 10.
- Лобанов, С. Н. Екатеринбург: фотографическая энциклопедия. Екатеринбург, 2014 г.
- Лаврова С. «Удивительный Урал». Екатеринбург : Сократ, 2017 г.
- Лаврова, С. А. Потешные прогулки по Уралу. Москва, РИПОЛ классик, 2011 г.
- Основная общеобразовательная программа – программа дошкольного образования МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 144;
- Соломенникова, О.А. Радость творчества [текст] / О.А. Соломенникова – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013);