Методическая разработка

Царенко Юлия Александровна

 «Использование тактильных палочек в коррекционно-педагогическом процессе». 

  Стимулирование тактильных чувств оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память. Таким образом, качественнее формируются высшие психические процессы, и развивается речевая функция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_palochka_metodicheskaya_razrabotka_2021.docx980.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Использование тактильных палочек

в коррекционно-педагогическом процессе».

Автор-разработчик:

учитель-логопед Царенко Ю.А.

     В момент прикосновения ребёнка к различным материалам и поверхностям, в мозге активно происходят мыслительные процессы, что позволяет идентифицировать объект по его основным признакам. Тактильные ощущения – одна из форм общения ребёнка с окружающим миром, является основой чувственного познания. Стимулирование тактильных чувств оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память. Таким образом, качественнее формируются высшие психические процессы, и развивается речевая функция.

       Для знакомства ребёнка с тактильными предметами используют различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений.

Игровая деятельность - направлена на усвоение обществен- ного опыта в условных ситуациях.

Учебная деятельность – процесс систематического овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Трудовая деятельность - направлена на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.

Речевая деятельность -  направлена на обмен информацией между общающимися людьми.

Цель: познание окружающего мира.

Цель: подготовка к будущей самостоятельной деятельности.

Цель: создание общественно полезного продукта.

Цель: Установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений.

Мотив: интерес к процессу игры, удовольствие физических и духовных потребностей.

Мотив: осознание общественного долга.

Мотив: осознание общественного долга, преобразование условий жизни

Мотив: обмен информацией.

 Игры с тактильными палочками.

1.Игра: «Волшебный сундучок»

Возраст: старший дошкольный.

Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику пальцев рук.

Описание: Ребёнка знакомят с тактильными палочками, украшенными различными материалами. В волшебный сундучок складывают тактильные палочки. Воспитанник с закрытыми глазами, тактильно ощупывая предмет, пытается определить материал тактильной палочки. Формулирует речевое высказывание  о материале на тактильной палочке. Достаёт палочку и сравнивает её с ответом.

       C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20211029_091246.jpg      IMG_20211029_091016       IMG_20211029_091032       IMG_20211029_091059

2.Игра: «Светофор»

Возраст: старший дошкольный.

Цель: Учить детей соблюдать правила игры. Развивать внимание, память, мышление и скорость реакции.

Описание:  Детям зачитывают правила игры.

Взрослый поднимает зелёный круг – дети стучат палочками. Взрослый поднимает жёлтый круг – дети дирижируют палочками. Взрослый поднимает красный круг – дети прячут палочки за спины.

3.Игра: «Потеряшка»

Возраст: старший дошкольный.

Цель: Учить запоминать количество и место нахождения предметов. Развивать зрительную память и мышление.

Описание: Дети рассматривают тактильные палочки, определяют цвет и вид материала. Взрослый раскладывает палочки на столе друг за другом.  Накрывает палочки платком и убирает из ряда одну палочку. Дети должны указать  место положения пропавшей палочки в ряду и вспомнить основную характеристику палочки.

          IMG_20211029_091016                 C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20211029_091856.jpg

4.Игра: «Брякалки»

Возраст: младший и старший дошкольный.

Цель: Учить находить соответствие между слуховыми образами и предметами, их издающими. Развивать восприятие неречевых звуков по акустическим признакам.

Описание: Взрослый знакомит детей с разнообразными звуками: стучит тактильной палочкой по разным поверхностям (стекло, дерево, пластмасса, металл). За ширмой педагог воспроизводит звук, ребёнок угадывает и называет поверхность материала для извлечения звука.

5.Игра: «Шифровщик»

Возраст: старший дошкольный.

Цель: Учить выполнять ритмичные удары согласно заданной схеме. Развивать фонематический слух.

Описание: Взрослый отстукивает тактильной палочкой определённый ритм. Ребёнок должен самостоятельно повторить ритмичную дорожку. Постепенно количество звуков в дорожке увеличивается.

      IMG_20211029_091436     IMG_20211029_091648   IMG_20211110_093332  IMG_20211110_093258

6.Игра: «Букварики»

Возраст: старший дошкольный.

Цель: Учить алфавиту. Формирование зрительно-моторного образа буквы, развитие тактильных ощущений и памяти.

Описание: Взрослый выдаёт картинку с печатным образом буквы. Ребёнок с помощью тактильных палочек собирает букву и называет её.

IMG_20211029_092237

7.Игра: «Разбиралки»

Возраст: старший дошкольный.

Цель: Учить определять место звука в слове. Формирование

звукобуквенного анализа.

Описание: Взрослый выдаёт тактильные палочки с символами согласных и гласных звуков и картинку предмета для разбора. Ребенок выкладывает слово символами звуков на тактильную палочку. По заданию взрослого делит слово на слоги и определяет место звука в слове.

                            IMG_20211109_155406     C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20211109_155422.jpg

     Для младшего дошкольного возраста игру упрощаем. Просим сложить разные фигуры и предметы по заданному образцу.

IMG_20211029_094152IMG_20211029_094247 IMG_20211110_111447     IMG_20211110_111544

8.Игра: «Шаги» 

Возраст: младший дошкольный.

Цель: Учить находить различия в мелодико-интонационной стороне речи. Формирование темпа и ритма.

Описание: Взрослый тактильными палочками показывает на различных поверхностях, например твёрдых или сыпучих  шаги животных – крупных и мелких, активных и уставших.  При показе можно использовать звуковые и слоговые цепочки. Дети узнают животное по наводящим вопросам. На следующем этапе дети самостоятельно узнают и характеризуют животного, показывают своего персонажа.

        IMG_20211029_093610     IMG_20211029_093804      IMG_20211029_093836

                 C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20211029_085346.jpg     C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20211029_085518.jpg

  Для старшего дошкольного возраста игру усложняем и произносим звуки и слоговые цепочки.

             IMG_20211109_091819  IMG_20211109_153939  C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20211108_085539.jpg  C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20211108_085631.jpg

9.Игра: «Повар»

Возраст: младший дошкольный.

Цель: Учить игровой деятельности. Формировать игровое поведение, развивать навыки общения.

Описание: Ребёнок тактильными палочками насыпает различные материалы в кастрюлю, помешивает и варит пищу. Кормит игрушки, оречевляя свои действия.

                  C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20211029_090025.jpg      IMG_20211029_090129

Желаю успехов в коррекционно-развивающей работе!