Конспекты и презентации уроков
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторим изученное Питание – это ______________________. В почвенном питании растений участвует __________________________________. Через корень в растение поступают __________________________________.
Опыт Ван Гельмонта
Тема урока Фотосинтез
спирт йод
Запишем определение Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических под действием энергии солнечного света.
солнечный свет вода углекислый газ крахмал
Опыт Д. Пристли 1771 год
Составим предложения Солнце Жизнь Фотосинтез Кислород Вода
Выполним тест В процессе фотосинтеза происходит … а) поглощение кислорода и выделение углекислого газа; б) поглощение углекислого газа и образование кислорода. 2. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, нужен растению для … а) снабжения им всех частей растения; б) выделения его во внешнюю среду. 3. Первым изучил механизм роста растений… а) Джозеф Пристли; б) Ян Ван Гельмонт. 4. Какие вещества необходимы для фотосинтеза? а) вода и углекислый газ; б) кислород и углекислый газ. 5. Что способствует образованию крахмала в листьях? а) кислород и минеральные вещества; б) свет и вода.
Взаимопроверка б а б а б
Сегодня на уроке Я узнал… Самым трудным для меня было… Меня больше всего удивило…
Предварительный просмотр:
Игра по теме: «Соцветия»
Султа́н в ботанике — колосовидная метёлка, сложный колос. Похож на сложный колос (скученные колоски с короткими веточками), но по сути представляет сжатую метёлку. Данное соцветие характерно для некоторых родов семейства злаки: лисохвост (Alopecurus), тимофеевка (Phleum) и д
Нужно называть и записать соцветия, название которых начинаются на ту же букву, что и названия животных ( 10 примеров) Например: кабан – колос
Вместо черточек поставьте буквы и получите названия соцветий: – и – – –
Вспомните семь соцветий, в которых имеется по одной или две буквы «о»: – о – – – – 6. Задание: «Так называют и соцветие, и ...» 1) ... укрепленный в рукоятке пучок щетинок, волосков для нанесения на поверхность краски, клея, лака; украшение в виде стянутых шнурков; часть руки от запястья до конца пальцев. |
Отгадайте названия соцветий. 1) Кот + щи = ? 5. Задание: «Хвастовство соцветий» Угадайте названия соцветий. 1) Если убрать в моем названии предпоследнюю букву, я превращусь в часть тела человека, состоящую из черепной коробки и лица. 7. Задание : «Перепутавшееся предложение». В предложениях слова перепутались. Помогите предложениям вернуть первоначальный вид – расставьте слова в нужном порядке и запишите. 1) Стебле, разветвленное, – это, на, удлиненном, кисть, соцветие. 2) У, почти, все, которого, – это, соцветие, в, расположены, плоскости, одной, зонтик, цветки. 3) Цветки, с, початок, на, – это, которой, соцветие, плотно, утолщенной, сидят, осью. 4) Злака, в, стебля, колос, котором, вдоль, соцветие, конца, расположены, цветки. 5) Блюдца, корзинка, в, расширенное, форме, соцветие. 6) Опыления, соцветие, цветков, вероятность, увеличивает. |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Соцветия»
Цель: Познакомить с наиболее распространёнными типами соцветий, раскрыть их биологическую роль, формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с соцветиями растений, рассмотреть их строение, показать их биологическое значение в жизни растений.
- Развивающие: развитие умений выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым функциям; развитие умений работать с рисунками и таблицей, выявлять сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.
- Воспитательные: воспитывать организованность и аккуратность в работе, при выполнении лабораторной работы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать что такое соцветие и какова его биологическая роль;
- иметь представление о разнообразии соцветий;
- уметь работать со схемами соцветий;
Метапредметные УУД:
регулятивные:
- принимать решения в проблемной ситуации;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им во время лабораторной работы;
- формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
коммуникативные:
- уметь получать информацию от одноклассников;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
- познавательные:
- уметь получать информацию из учебника;
- уметь составлять определения;
- уметь читать схемы;
- осуществлять сравнение разных соцветий на основе анализа их строения;
- осуществлять классификацию соцветий;
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- формирование адекватной позитивной самооценки;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Основные термины и понятия: соцветие, простые и сложные соцветия.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие, настрой на работу.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос
- Из чего состоит околоцветник?
- Какое строение имеет венчик?
- Какие цветки называют обоеполыми? Приведите примеры.
- Какие цветки называют раздельнополыми? Приведите примеры.
- Назовите однодомные растения.
- Какие растения называют двудомными? Приведите примеры.
III. Активизация познавательного интереса
Учитель: Сегодня у нас необычный урок – я расскажу вам сказку, но не простую, а биологическую. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – понять “намек”.
Итак, слушайте: в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто к ним прилетали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в это царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились СОЦВЕТИЯ.
А теперь давайте разберемся, что же в этой сказке за намек?(Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают)
- Что за царство-государство? (Царство растений.)
- Кто его жители? (Цветковые растения.)
- Кто гости заморские? (Насекомые.)
- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)
- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)
Учитель: Итак сформулируйте тему урока. «Соцветия»
Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Учащиеся высказывают предположения).
- выяснить, что называется соцветием; какие бывают типы соцветий, в чем заключается биологическое значение соцветий.
IV. Изучение новой темы.
Учитель: Изобретя цветок - растения не остановились на этом и стали развиваться на другом уровне структурной организации. Цветы редко расположены поодиночке (тюльпан, роза). У большинства растений цветки собраны в группы-соцветия. Соцветия – это группа цветков на специализированном побеге. Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит для привлечение насекомых – опылителей.
Работа с учебником
А теперь откройте учебник на странице 64, параграф 12. Найдите определение соцветия. Запишите определение соцветия.
Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.
Учитель: Каково биологическое значение соцветий?
(Предполагаемые ответы учащихся)
– Приспособление к опылению;
– Крупными соцветиями и запахом привлекают насекомых;
– Приспособления растений к различным условиям жизни;
– Создают красоту в природе.
Учитель: Биологическая роль соцветий.
1) Способствуют большей вероятности опыления насекомыми и ветром;
2) Соцветия делают цветки более заметными, нежели одиночные цветки среди листвы;
3) Обеспечивают рассеивание пыльцы.
Учитель: У разных растений свои правила расположения цветков. Поэтому существуют разные соцветия.
Работа с учебником
Посмотрите на с. 65 на схему соцветий.(Приложение 1)
- Что изображено красными кружочками?
Самое распространенное соцветие в природе, это – кисть. Достаточно редкое – колос.
- Что общего у этих соцветий? Чем отличаются? Цветки, у которых цветоножки не выражены, называются сидячие.
- Когда мы еще в ботанике встречали слово сидячий? (сидячий лист – без черешка)
- У каких еще соцветий сидячие цветки?
Соцветия бывают простые и сложные.
- Какие сложные соцветия здесь изображены? (сложный зонтик, сложный колос)
- Попробуйте объяснить, чем простое соцветие отличается от сложного.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V. Закрепление нового материала.
(Учащиеся получают листы – задания с лабораторной работой и выполняют ее в тетради, используя рисунки в параграфе 12).
Лабораторная работа №13 «Соцветия»
Цель: научится определять соцветия.
Оборудование: листы с заданиями.
Задание.
1. Рассмотрите соцветия.
- Пользуясь рис. 51 в учебнике, определите вид соцветия.
- Запишите в таблицу.
Начертите в тетради таблицу и заполните её.
Название растения | Вид соцветия | Схема соцветия |
Вывод биологическое значение соцветий
Учитель: Цветы и соцветия чувствительны к изменениям природных условий, особенно к длине светового дня, эту особенность можно использовать при создании, например солнечных часов.
В 20-х годах XVIII века в городе Упсала, были «пущены в ход» цветочные часы. В создании их помогло учение знаменитого шведского ботаника Карла Линнея, мага – травника высшей категории. Этот выдающийся маг написал научный трактат «Somnus plantarum», что в переводе означает «Сон растений».
Карл Линней всю жизнь посвятил систематизации растений. Много лет наблюдал за растениями и обратил внимание на то, что растения можно сгруппировать по особому признаку – времени раскрытия и закрытия цветков. Долго следил Линней за растениями, устанавливая сроки «пробуждения» и «засыпания». И вот однажды в его саду появилась необыкновенная клумба. На ней росли самые разнообразные растения, ни по родственным признакам не подходящие друг другу, ни по внешним. Линней посадил такие растения, которые закрывались и открывались в разное время. Причем поочередно и в строгой последовательности. У него на клумбе росли «часы». Полюбоваться на это чудо приходили и приезжали люди из дальних мест. А чуда-то, по сути дела, никакого не было. Просто Линней был терпеливым наблюдателем, и ему удалось составить таблицу раскрытия и закрытия цветов. А потом он подобрал цветы так, чтобы часы «шли» без перерыва.
Взглянув на такой цветник, Карл Линней мог сказать время любому прохожему с точностью до 30 минут. Но первооткрывателем был не он. Первые цветочные часы были известны еще в Древней Греции. И в Древнем Риме на цветниках высаживали растения, цветки которых открывали и закрывали свои венчики в разное время суток.
По таким «биологическим часам» можно определять время. Конечно, точность работы «биологических часов» определяется многими факторами. Время цветочные часы показывают только в ясный солнечный день, в дождливую же или пасмурную погоду цветы обычно не раскрываются вовсе или открываются в другое время.
Часы были несовершенны. И не только по тому, что у них не было секундных или минутных стрелок. Главное неудобство цветочных часов в том, что «ходили» они только в солнечную погоду. Ведь в пасмурную (мы теперь это знаем) у многих растений даже днем цветы остаются закрытыми. Зато у этих часов имелись и достоинства: 1. их не надо было заводить; 2. показывают и погоду (растения-барометры) и страны света (компасы).
С легкой руки К.Линнея такие клумбы-часы стали появляться во многих городах.
Дело в том, что у цветочных часов есть одно любопытное свойство: в разных местах они ходят по-разному. Так, например, соцветия осота огородного в Московской области открываются в то же время, что и у Линнея в таблице, в 6-7 часов утра, но закрываются позже, не в 12, а в 1-2 часа дня. У Линнея цикорий раскрывался в 4-5 часов утра. А у нас он открывается в 6-7 утра. Разница на два часа. А разница в закрывании, почему то на 5-6 часов. У Линнея цикорий закрывался в 10 утра, а у нас в 3-4 часа дня. Таких несовпадений много.
Но где бы цветы не росли, в какое бы время ни открывались и ни закрывались – существует строгая очередность. Никогда, например, соцветия цикория не раскроются позже соцветия ястребинки зонтичной, а цветы мака позже бессмертника. Эта строгая очередность в цветочных часах имеет не меньшее значение, чем само раскрытие или закрытие цветка или соцветия. (Слайд 21)
Цветочные часы-клумбы, о которых мы рассказали, следует отличать от клумб встречающихся в некоторых садах и парках, сделанные в форме циферблата, они представляют только разновидность решений дизайнера и не учитывают ритмы растений.
VI. Домашнее задание.
§ 12 (знать определение соцветия, виды соцветий).
VII. Рефлексия.
- Что узнали сегодня для себя нового?
- Чему удивились?
или
Ребята, у меня на столе клумба, но она пока без цветов. Я прошу вас, помогите засадить клумбу. У каждого из вас лежат цветки. Если вам понравился урок, то посадите на клумбе красный цветок, если не очень понравился – белый цветок, если совсем не понравился – синий. Ребята, вы замечательно работали на уроке.
Учитель: Урок окончен, спасибо всем за работу.
Приложение 1
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ « ЗОНЫ КОРНЯ»
Цель урока: познакомить учащихся с клеточным строением корня: изучить зоны корня, особенности их строения в связи с выполняемой функцией, прививать практические навыки работы с микроскопом.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
сформировать представление у школьников о зонах корня: деления, растяжения, всасывания, проведения; о корневом чехлике и его роли; о росте и ветвлении корня;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
- умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-отвечают на вопросы
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники , раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
Структура и ход урока
Ход урока
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Виды корней и типы корневых систем. задачи урока Исследовать особенности : 1. внешнего строения корней 2. образования корневых систем 3. научимся распознавать виды корней и типы корневых систем
Функции корня: Укрепление растения в почве и удержание надземной части растения; Поглощение воды и минеральных веществ; Запасает вещества. Функции корня
Корень — орган высших растений, служащий для прикрепления к субстрату , поглощения из него воды и питательных веществ. Это подземная часть растений.
КОРНЕВАЯ СИСТЕМА – это все корни одного растения
Как вы понимаете выражение: “ Смотреть в корень” “ Уезжать нам некуда, наши корни здесь!”
Все ли корни одинаковые?
При прорастании семени первым развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень.
Существует 3 вида корней: 1. Главный корень — корень, развивающийся из зародышевого корешка. 2. Придаточные корни — образуются на стеблях, а у некоторых растениях и на листьях. 3. Боковые корни —отходят от главного и придаточного корня. Виды корней
Типы корневых систем Корневая система — это совокупность всех корней растения. Корневая система Стержневая Мочковатая
Стержневая корневая система — корневая система с хорошо выраженным главным корнем. Характерна для двудольных растений. Типы корневых систем
Мочковатая корневая система — корневая система, образованная боковыми и придаточными корнями. Главный корень растет слабо и рано прекращает свой рост. Типична для однодольных растений. Типы корневых систем Придаточные корни
Пункт №3. в учебно – методической карте Лабораторная работа. “Типы корневых систем ”. Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами. Ход работы 1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются? 2. Прочитайте в учебнике (параграф19, пункт 3), какие корневые системы называются стержневыми , какие – мочковатыми . 3. Отберите растения со стержневой корневой системой. 4. Отберите растения с мочковатой корневой системой 6. Заполните таблицу. 7. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем. 8. Заполните схему (ось 3) Название растения Тип корневой системы Особенности строения корневой системы Вывод:
Типы корневых систем Корневая система Стержневая Мочковатая
Стержневая корневая система — корневая система с хорошо выраженным главным корнем. Типы корневых систем
Мочковатая корневая система — корневая система, образованная боковыми и придаточными корнями. Главный корень растет слабо и рано прекращает свой рост. Типы корневых систем
ВЫВОД: Сходство У мочковатой и у стержневой корневых системах развиты придаточные и боковые корни Различия у стержневой корневой системы хорошо развит главный корень
Закрепление знаний Пункт №4. У вас на парте разрезанная таблица, её нужно собрать (парная робота ). Ответы запишите в таблицу: 1 2 3 4 5 6 7
Оцените себя: Если справились без проблем- 5 Одна ошибка – 4 Две ошибки – 3 1 2 3 4 5 6 7 А Б Г В Д Ж Е
Домашнее задание : параграф №19, ответить на вопрос №3 после параграфа письменно. Творческое задание со свободным выбором: • проведите исследовательскую работу на стр. 46; • составить кроссворд; • сочинить стихи или загадки о корнях, корневых системах; • рассказ «подслушанный разговор» (участниками этого фантастического разговора могут быть растения с мочковатой и стержневой типами корневых систем)
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: "Класс Птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц. Скелет".
Лабораторная работа «Внешнее строение птицы»
Цель урока: ознакомить учащихся с характеристикой птиц, происхождением и внешним строением птиц и строением скелета, отметив особенности связанные с полетом.
Задачи:
- Образовательная: дать общую характеристику птиц; познакомиться с происхождением птиц; рассмотреть внешнее строение, особенности строения скелета птиц; раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания, провести лабораторную работу по рассматриванию пера птицы.
- Развивающая: продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать изученных животных между собой, работать с натуральным объектом, с дополнительными источниками информации; обобщать, делать выводы, анализировать, синтезировать, классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
- Воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания; воспитывать терпимость к взглядам других людей; пробудить интерес к самостоятельному решению задач; воспитывать бережное отношение к природе, к птицам.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: обучающая.
Методы обучения: коммуникативный, аналитический, проблемный, частично-поисковый, опережающего обучения, объяснительно-иллюстративный.
Технологии, используемые на уроке: информационно-коммуникационная, развивающего обучения, опережающего обучения (задания отдельным учащимся), технология проблемного обучения, игровая (элементы), проектная (элементы)
Оснащение урока: компьютер, проектор, аудиозаписи, учебная презентация, сравнительная таблица классов пресмыкающихся и птиц, раздаточный материал для выполнения практической работы (перья разных типов, лупы, препаровальные иглы, микроскоп), фотографии (фоторепродукции) птиц для выполнения проектной работы.
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент Слайд 1 | Доброе утро, ребята! Мне бы хотелось, чтобы вы были сегодня активными, чтобы ваши ответы были правильными. Звучит детская песенка “Жили у бабуси два веселых гуся…” Почему наш урок я начала с этой заставки | Приветствие Высказывают предположения о теме урока |
Проблемная ситуация и актуализация знаний Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 | На прошлом уроке мы закончили изучение класса Пресмыкающихся. К какому типу относится класс Пресмыкающихся? Какие еще классы типа Хордовые мы уже изучили? Что общего у всех представителей типа Хордовые? Каждая рассмотренная группа животных - рыбы, амфибии, рептилии- имеют черты приспособления именно к той среде, в которой они живут. Назовите основные характерные признаки этих классов. Но универсальны ли эти приспособления? Что произойдет с рыбой, если ее отдалить от воды, или с ящерицей, если ее поселить в аквариуме? Почему?
А что общего у представителей изученных нами классов? С раннего детства нас окружает один из многочисленных классов животных – птицы. Он включает в себя около 9,5 тысяч видов. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен. Сформулируйте цели нашего урока К концу урока мы будем уметь:
Поможет нам в этом анализ и сравнение объектов живой природы. | Хордовые ланцетник, рыбы, амфибии Внутренний осевой скелет хорда, нервная система представлена нервной трубкой – спинным мозгом Называют отличительные признаки каждого изученного класса Они погибнут Рыбы приспособлены к жизни в воде, а ящерицы – наземные животные Они все холоднокровные, их жизнь зависит от температуры окружающей среды 1.Изучить отличительные признаки класса 2.Черты приспособленности к среде обитания 3.Особенности строения связанные с полетом |
Изучение нового материала: Среда обитания Слайд 5 Происхождение Слайд 6 Признаки класса (работа с учебником) Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Признаки, связанные с полетом Слайд 11
Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Строение перьев, назначение Слайд 21 Слайд 22 Слайд 23 Слайд 24 Лабораторная работа "Строение перьев" слайд 25 Слайд 26 Слайд 27 Теплоизоляция пуха Слайды 28 - 31 Аэродинамические свойства Слайд 32 Слайд 33 Птица года России Слайд 34 | – Ребята, кто такие птицы? Птицы - наиболее многочисленная группа наземных позвоночных животных, объединяющая около 8600 видов, разделенных на 35-40 отрядов. Один из “кандидатов” на звание самой древней птицы, освоившей перемещение при помощи крыльев, был археоптерикс, что в переводе с латинского означает “древнекрылый”. Он обладал одновременно чертами и птиц и рептилий: у него были зубы, ребра, пальцы с когтями, длинный хвост и крылья, покрытые перьями. Летал он еще плохо, планировал только с дерева на дерево, размером был примерно с ворону. Жил он около 150 млн. лет назад. Рассмотрите внешнее строение птицы. Какие черты отличают птицу от пресмыкающихся? Поскольку птицы произошли от пресмыкающихся, у них должны быть общие признаки внешнего строения и признаки отличия Я предлагаю воспользоваться учебником и найти признаки, характерные только для класса Птицы. Запишите их в тетради. Используя тетрадь на печатной основе, выполните задание 3 Озвучивание результатов работы Назовите черты сходства птиц с пресмыкающимися А какое же отличие внешнего строения является все же главным? Охарактеризуйте черты класса птиц по сравнению с изученными ранее классами животных. На голове расположены ротовая полость и органы чувств. Челюсти заканчиваются роговыми покровами, образующими клюв, зубов нет. По форме клюва можно определить характер питания птиц. Один раз я стала свидетельницей разговора двух сестер. Младшая интересовалась у старшей, можно ли летучую мышь назвать птицей? Как вы думаете, что старшая сестра ей ответила? – Итак, кто такие птицы? Я предлагаю вам послушать монолог Катерины из произведения Н.Островского «Гроза» Ученица читает монолог Катерины под звуки голосов птиц леса. «…Отчего люди не летают? Давайте спросим об этом у орнитологов с научной точки зрения. Кстати, кто такие орнитологи? При сообщении орнитологов запишите важные признаки, связанные с полетом В тетради на печатной основе подпишите кости скелета Особенностями опорно-двигательной системы являются: (со слайда) Выделите главные моменты в тетради подчеркиванием А знаете ли вы, что перья – это производные кожи птиц. Раннее развитие пера птиц похоже на развитие роговой чешуи рептилий. Под местом, где должно появиться перо, скапливается специальная мезодермальная ткань, содержащая мелкие кровеносные сосуды, возникает сосочек – зачаток будущего пера, над этим сосочком эпидермис выступает наружу в виде бугорка покрытого эпителием. Начиная с этого момента развитие пера, отклоняется от развития роговой чешуи рептилий. Сосочек не остается на поверхности, а погружается вглубь, образуя фолликул пера. При образовании пера этот сосочек превращается в сильно вытянутую трубчатую структуру – чехлик пера, из которого будет развиваться собственно перо. Большинство перьев состоит из стержня или ствола, очина, опахала Как вы думаете, перья у птицы одинаковые? Составить схему классификации перьев в тетради, используя учебник Опрос о результатах, работа со слайдом 23-24 Прошу соблюдать технику безопасности и использовать иглы только по назначению. Опрос по выполненной работе. Также хочу напомнить вам, что нельзя поднимать перья на улице, какими бы красивыми они не были. Ведь оно могло быть от больной птицы, а существует много болезней, передающихся от птиц к человеку. Перья, которые вы рассматривали, обработаны мною паром. Почему перья все разные? Все вместе перья образуют покров тела птицы, способный защитить ее от механического воздействия. Но есть у пера еще два главных свойства. Перья птицы обладают теплоизоляцией. Они сохраняют тепло тела и регулируют теплообмен с окружающей средой: между бородками находятся молекулы воздуха, которые удерживают тепло тела птицы. Распушив перья в мороз, птица как бы “надевает шубу”, а плотно прижав их к телу в жару, меняет ее на легкий “кафтан”. Наибольшей теплоизоляцией обладает пух и пуховые перья. – Как вы думаете, чей пух является самым теплым? Самым теплым пухом обладает северная водоплавающая утка – гага. Своим пухом, который она выщипывает из своей груди, она утепляет гнездо. Из-за ценного пуха, который используется людьми, численность птицы сильно сокращается. Поэтому гага занесена в Красную книгу. Перо птицы обладает аэродинамикой. При полете птица меняет угол наклона своего крыла, достигая максимально выгодного. Хвост служит птице для торможения полета, когда она готовится сесть на ветку или круто подняться вверх. Люди всегда хотели летать как птицы. Союз охраны птиц России ежегодно избирает символом наступающего года какую-либо птицу, обитающую на территории России. Кампания «Птица года» проводится с целью привлечение внимания населения России к обитающим птицам и проблемам их охраны. Выбранная Птица года оказывается в центре общего внимания. Идёт сбор данных о её численности и распространении, люди помогают решать проблемы данного вида птиц. Участники акции пропагандируют красоту этой птицы и, конечно, рассказывают об уязвимости живого мира. Удод назван Союзом охраны птиц России орнитологическим символом 2016 года. Это одна из самых ярких и запоминающихся птиц нашей страны, сообщается на сайте организации. Необычна контрастная окраска — темные и белые полосы на рыжем оперении. На голове — пышный хохол-«ирокез», который птица то складывает на затылке, то разворачивает во всем великолепии. Самец и самка окрашены практически одинаково, только самки чуть менее яркие, и на груди у них отсутствует розоватый налет. Как русское, так и латинское название птицы (Upupa epops) явно звукоподражательные: песня удода — глухие повторяющиеся звуки «уп–уп–уп». | Ответы учащихся Наличие перьев и т.д. Общая характеристика класса Птицы
3 Теплокровные животные. (постоянная температура тела + 40 , высокий обмен веществ) 4.Передние конечности превращены в крылья Кожа сухая, лишенная желез, кроме копчиковой железы у водоплавающих птиц. Ответы - крылья, перьевой покров Ответы Ответ. Рукокрылые млекопитающие. Помесь грызуна и птицы Орнитолог 1: Скелет птиц облегчен. Кости полые, в некоторых из них появились перегородки, которые придают корпусу прочность. Череп характеризуется большими размерами мозговой коробки и глазниц, беззубыми челюстями. Тонкие кости черепа срастаются, не образуя швов. Позвоночник состоит из шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового отделов. Шейный отдел включает от 9 до 25 позвонков, обладает значительной длиной и большой подвижностью. Птицы могут поворачивать голову на 1800, а совы на 2700. Копчиковая кость служит опорой для рулевых перьев. Грудная клетка, образованная грудными позвонками, отходящими ребрами и грудиной. У летающих птиц и пингвинов грудина несет высокий гребень - киль, к которому прикрепляется сильные мышцы, обеспечивающие движение крыльев (или ластов). Пояс передних конечностей образован тремя парными костями: вороньими (связывает грудину с лопатками), лопатками и ключицами - он создает опору для крыльев. Скелет передней конечности, преобразовавшийся в крыло состоит из одной плечевой кости, двух костей предплечья (лучевой и локтевой), нескольких костей кисти и трех недоразвитых пальцев. Пояс задних конечностей – таз – сформирован из трех пар сросшихся костей. Внизу кости таза не соединены, что связано с откладыванием крупных яиц. Скелет задней конечности образован длинными и крепкими трубчатыми костями. Он состоит из одной бедренной кости, сросшихся костей голени, костей стопы, образующих цевку и четыре пальца. Орнитолог 2: У летающих птиц самые сильные мышцы расположены вблизи центра тяжести тела, что увеличивает устойчивость птиц во время полета. Большого развития достигают мышцы груди, поднимающие и опускающие крыло. Масса грудных мышц, прикрепляющихся к килю грудины, достигают 20 % от общей массы птицы; они опускают крылья. Лежащие под ними подключичные мышцы, поднимающие крыло, имеют меньшие размеры Орнитолог 3: У класса птиц удивительная система воздушных мешков. Это тонкостенные выросты бронхов. Они располагаются между внутренними органами и мышцами. Объем воздушных мешков в 10 раз больше объема самих легких. Во время полета мешки выполняют роль насоса: с их помощью в несколько раз увеличивается объем воздуха, проходящего по дыхательным путям. Благодаря этому кровь насыщается кислородом и на вдохе и на выдохе. Кроме того, воздушные мешки охлаждают интенсивно работающие мышцы и органы. Многие ныряющие птицы с помощью воздушных мешков меняют вес тела увеличивая его при погружении на глубину и уменьшая при выныривании. Орнитолог 4: К полету приспособлено строение всего тела птицы. Передние конечности превращены в крылья, так что птицы стали двуногими. Перьевой покров – легкий, прочный, надежно крепящийся на теле – дает незаменимую опору в воздухе. Перья придают телу обтекаемую форму, что очень важно при полете. Нет, каждое выполняет свою функцию Контурное перо – формирует контур тела птицы. Эти перья придают телу птицы обтекаемую форму. Эти перья являются основным типом. Первостепенные- прикрепляются к кисти Второстепенные- прикрепляются к предплечью Третьестепенные- прикрепляются к плечу. Кроющие перья – которые покрывают нижнюю часть маховых перьев, называются кроющими и являются вариантом контурных перьев. Выполняют лабораторную работу, записывают выводы Каждое перо выполняет свои функции Пух водоплавающих птиц Севера |
Домашнее задание | Я предлагаю вам создать проект, который называется “Птицы-рекордсмены”. Я в конце урока предложу фотографии, вам надо будет определить класс данной птицы, найти и записать ее рекорд. Давайте запишем в дневники и вторую часть домашнего задания. | Запись д/задания |
Закрепление Слайд 35 Слайд 36 | Вы сегодня многое узнали, теперь вы можете продолжить предложение: Птицы – это… Давайте еще раз повторим приспособления птиц к полету: В народе говорят: "Птицу узнают по перьям". Птицы способны летать в первую очередь благодаря наличию перьев, чрезвычайно легких и прочных | Ответы учащихся 1. Обтекаемая форма тела (уменьшение трения); 2. Наличие перьевого покрова, (летательная поверхность); 3. Наличие хвоста, служащего птице рулем; 4. Образование цевки как посадочного устройства 5. Облегченный скелет, полые кости с множеством перегородок, отсутствие зубов 6. Хорошо развиты грудные мышцы, поднимающие и опускающие крыло 7. Воздушные мешки обеспечивают насыщение крови кислородом и на вдохе и на выдохе; охлаждают интенсивно работающие мышцы и органы. 8.Интенсивный обмен веществ |
Рефлексия Слайд 37 Слайд 38 Слайд 39 | Вас ждет сюрприз. У вас есть возможность написать синквейн настоящим гусиным пером и чернилами на выбор: ПТИЦА, ПЕРО, УРОК. Подведем итоги нашей работы на уроке. Закончить урок я хотела бы следующим: многокрасочный и разноголосый мир пернатых не знает государственных границ. Он является достоянием всех жителей планеты, и наш долг состоит в том, чтобы сохранить его для своих будущих поколений. | Зачитывают по желанию |
Инструктивная карточка
1.Рассмотрите перья, найдите основные его части: узкий ствол - стержень, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы и микроскопа рассмотрите опахала и бородки 1-гои 2 порядка, порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола, крючочки. Зарисуйте и подпишите название пера, его основных частей.
2.Дуньте на перо. Оно летит- легкое
3. Опустите перо в стакан с водой (перо не намокло.) Вывод:
4.Отрежьте кончик пера ножницами и рассмотрите перо внутри . (Внутри перо пустое: Вывод :
На основании рассмотренного пера птицы, отметьте особенности строения и определите его тип и функции. Запишите выводы.
Приложение 2
гриф Рюппеля
Стриж
Крачка
Андский кондор
Альбатрос
Сапсан
Орлан – белохвост
Филин
Механизм двойного дыхания
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роберт Гук 1665 год Впервые описал строение коры пробкового дуба и стебля растений, ввел в науку термин «клетка».
Тема урока: «Строение клетки» Цель урока: - сформировать представление о строении клетки
Клетка – элементарная единица живого . Клетка является наименьшей структурно-функциональной единицей живого и представляет собой открытую, саморегулирующуюся, самовоспроизводящуюся систему. Вне клетки жизни нет.
Название органоидов Значение органоидов Ядро Цитоплазма Клеточная мембрана Клеточная Стенка Вакуоль Хлоропласты
Наличие пластид. Наличие крупных вакуолей клеточным соком. Плотная клеточная оболочка. Отличительные особенности растительной клетки.
Части клетки: Клеточная мембрана – граница, защита, форма, обмен веществ Оболочка – наружный скелет, форма, проницаемость Цитоплазма – полужидкое содержимое клетки, объединяет структуры клетки Ядро – плотное тельце в цитоплазме, в нем находятся хромосомы (наследственность) и ядрышки Вакуоль – тельце, заполненное клеточным соком – питательные вещества
Сходное клеточное строение организмов – свидетельство того, что все живое имеет единое происхождение.
Гимнастика для глаз
Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» Цель работы: формирование навыков работы с микроскопом при изучении натурального объекта; изучение строения растительных клеток кожицы лука и их основных частей.
Инструктаж к лабораторной работе Повтори правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы . Повтори устройство микроскопа. Повтори правила работы с микроскопом. Штатив поверни ручкой «к себе». Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат. Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы. Подготовить к работе рабочее место. Проверить исправность оборудования. Точно выполнять указания учителя при проведении работы. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат.
Световой микроскоп Чашка Петри Луковица Зубочистка Раствор Йода Бинт или марля Пипетка Предметные и покровные стекла Оборудование
Клетка кожицы лука под микроскопом 1-ядро, 2- цитоплазма, 3- оболочка, 4- вакуоль
Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-» 1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов. 2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток. 3. Лупа – самый сильный увеличительный прибор. 4. Живые клетки только питаются. 5. Клетки одинаковы по форме и размерам. 6. Организм человека состоит из клеток.
Ответы: «+» 1, 2, 6 «-» 3, 4, 5
Рефлексия (Светофор) урок понятен некоторые задания на уроке вызвали затруднения задания на уроке трудные, многое не понял
Домашнее задание П.8 стр.30-31, сделать модель клетки из пластилина
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии в 5 классе на тему: «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Задачи: 1) познакомить учащихся с устройством светового микроскопа, назначением его частей, определением увеличения микроскопа;
2) научить учащихся работать со световым микроскопом, соблюдая правила работы с ним;
3) начать формировать понятие о клетке и клеточном строении организмов.
Планируемые результаты:
- Личностные: сформировать познавательные интересы и мотивы исследовательской деятельности; заложить основы знаний о правилах работы с оптическими приборами с целью здоровьесбережения, гигиенические навыки работы с микроскопом.
- Метапредметные: овладение составляющими элементами методов исследований: наблюдения, проведения эксперимента, оформления результатов, нахождения информации в тексте учебника.
- Предметные: изучить устройство светового микроскопа; знать назначение частей микроскопа; научиться работать с ним; ознакомиться с историей создания светового микроскопа и открытием клеточного строения организмов; убедиться в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение.
Основные понятия, изучаемые на уроке: микроскоп, окуляр, объектив, тубус, штатив, предметный столик, зажимы, зеркало, винты, клетка.
Оборудование: световой микроскоп, салфетка, готовый микропрепарат клетки растения (животного), учебник, рабочая тетрадь, презентация, интерактивная доска, сообщение учащегося.
Организационная структура урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| |
Встаньте ровно и красиво. Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно и скорей начнём урок. | Учащиеся садятся. |
| |
Небрежность в оформлении; неточность обозначений частей лупы; нет разделения отдельных опытов, всё смешано; не все были внимательны и не написали вывод по работе. | Учащиеся смотрят в своих работах, находят что сделано не правильно, запоминают, чтобы в следующей работе не допустить подобных ошибок. Если есть вопросы, то на них учитель отвечает. |
| |
Повторение материала, позволяющего вспомнить уже изученный материал. Фронтальная беседа по вопросам: Какой предмет вы начали изучать в этом году? Дайте определение биологии. Как называется оболочка Земли, в которой распространены живые организмы? Какие сферы Земли образуют биосферу? А какие царства живой природы существуют на Земле? В каких средах они обитают? А по каким признакам живые организмы отличаются от неживого? Все ли живые организмы можно рассмотреть обычным глазом? А чем же можно воспользоваться для этого? Какие же увеличительные приборы вы знаете? Что же можно рассмотреть с их помощью? Вы все молодцы. Хорошо поработали. А сейчас мы перейдём к чему-то загадочному. | Учащиеся отвечают на вопросы. Предмет биология. Дают определение биологии. Это биосфера. Литосфера, атмосфера, гидросфера. Бактерии, грибы, растения, животные. В воздушной, наземно-воздушной, водной, почвенной, организменной. Перечисляют все признаки различий. Нет, не все. Есть микроорганизмы, они очень малы. Можно воспользоваться увеличительными приборами. Мы знаем из увеличительных приборов лупу и микроскоп. Можно рассмотреть бактерии, другие мелкие организмы. |
Форма контроля: индивидуальный контроль. | |
| |
Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья. Давайте скорее его прочитаем. Привет, мальчишки и девчонки из 5 «Г» класса! Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки! Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стёкла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звёзды. А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов. Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать? С уважением, ваш Стекляшкин. Ребята, какие же задачи поставил перед нами Стекляшкин? Правильно. Познакомиться с увеличительным прибором, его устройством и правилами работы. Итак, откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним» Запись числа (на доске) и темы урока (слайд презентации). | Учащиеся слушают текст письма.
Учащиеся отвечают на этот вопрос – нам нужно познакомиться ещё с одним увеличительным прибором – микроскопом и выяснить - как с ним работать. Открывают рабочие тетради и записывают число и тему урока. |
Форма контроля: педагогическое наблюдение | |
| |
Жизнь на нашей планете очень разнообразна. Растения, животные, грибы, бактерии – это живые организмы, которые дышат, питаются, растут, размножаются… Чтобы узнать, как протекают эти процессы, нужно изучить строение каждого органа живых существ. Для этого используют увеличительные приборы. Сегодня об одном из таких приборов – микроскопе и пойдёт речь (слайд презентации). Может кто-то из вас знает, что оно значит? Слово «микроскоп» - это комбинация двух греческих слов: «микрос» (маленький) и «скопос» (наблюдатель). Таким образом, «микроскоп» означает «наблюдатель маленького». Это прибор, использующийся для того, чтобы увидеть крошечные предметы, невидимые невооружённым глазом. Кто же изобрёл микроскоп?
Ну что же. Давайте послушаем сообщение Считается, что первый микроскоп создали в 1590 г. голландский оптик Ганс Янсен и его сын Захарий Янсен. Так как линзы в те времена шлифовали вручную, то они имели различные дефекты: царапины, неровности. Дефекты на линзах искали с помощью другой линзы - лупы. Оказалось, что если рассматривать предмет с помощью двух линз, то происходит его многократное увеличение. Смонтировав 2 выпуклые линзы внутри одной трубки, Захарий Янсен получил прибор, который напоминал подзорную трубу. В одном конце этой трубки находилась линза, выполняющая функцию объектива, а в другом - линза-окуляр. Но в отличие от подзорной трубы прибор Янсена не приближал предметы, а увеличивал их. (слайд презентации). В 1674 г. нидерландский натуралист Антони ван Левенгук создал простейший микроскоп, в котором использовалась всего одна линза. Нужно сказать, что создание линз было одним из увлечений учёного. И благодаря его высокому мастерству в шлифовании, все сделанные им линзы получались очень высокого качества. Левенгук называл их «микроскопиями». Они были маленькие, размером с ноготь, но могли увеличивать в 100 или даже в 300 раз. Микроскоп Левенгука представлял собой металлическую пластину, в центре которой находилась линза. Наблюдатель смотрел через неё на образец, закреплённый с другой стороны. И хотя работать с таким микроскопом было не совсем удобно, Левенгук смог сделать с помощью своих микроскопов важные открытия. Постепенно микроскоп совершенствовался и приобретал форму, близкую к современной. Учёные России также внесли огромный вклад в этот процесс. В начале XVIII века в Петербурге в мастерской Академии наук создавались усовершенствованные конструкции микроскопов. Русский изобретатель И.П. Кулибин построил свой первый микроскоп, не имея никаких знаний о том, как это делали за границей. Он создал производство стекла для линз, придумал приспособления для их шлифовки. Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов первым из русских учёных стал использовать микроскоп в своих научных исследованиях. Если у детей возникнут вопросы, то ответить на них. А теперь откройте свой учебник на странице 25 и прочитайте текст самостоятельно про себя. Затем отвечают на вопросы: а) кто же усовершенствовал и применил микроскоп для исследований организмов? (слайд презентации) Б) что он рассматривал? (слайд презентации) В) что же он увидел и как назвал? (слайд презентации) Г) кто продолжил конструировать и усовершенствовать микроскоп? (слайд презентации) Д) что он открыл? (слайд презентации) Так началось изучение клеточного строения организмов. В наше время хорошие оптические микроскопы дают увеличение в 3500 раз. А сверхсильные микроскопы особого устройства – «ультрамикроскопы» - увеличивают ещё больше. Микроскоп теперь стал как бы глазом учёного. Ни одна наука теперь не обходится без его содействия. И это понятно: он показывает строение вещества, его сокровенные тайны. Достичь увеличения в 20 тысяч раз и больше удалось учёным, когда они создали электронный микроскоп. Стеклянные линзы в нём заменены электромагнитными, а световые лучи – потоком электронов (слайд презентации). Что ж, пришло время изучить устройство светового микроскопа. В своих тетрадях запишите: «Лабораторная работа №2». «Устройство микроскопа» Откройте учебник на странице 22. Наша задача: изучить текст «световой микроскоп», в котором указано, для чего необходима каждая часть микроскопа. А потом найти эти части у выданных вам микроскопов. По ходу изучения устройства микроскопа в презентации «Части микроскопа» высвечиваются слова: окуляр, объектив, тубус, штатив, винты, предметный столик, зеркало, зажимы (слайд презентации) Что такое окуляр? Что такое «объектив»? Где находится тубус? Зачем нужны винты? Для чего нужен предметный столик? Зачем нужно зеркало? А зачем нужны зажимы? Для чего служит штатив? Итак, мы с вами ознакомились с устройством микроскопа. Теперь, вы наклеиваете выданные вам рисунки микроскопов в тетрадь и подписываете каждую часть микроскопа (не на самом рисунке, а справа или слева от рисунка) – (слайд презентации). Когда закончат ученик класса проводит физкультминутку. Теперь можно ознакомиться с правилами работы с микроскопом. Они у вас в учебнике описаны на странице 24 и выделены зелёным фоном. Все найдите их и читаете самостоятельно. Особое внимание уделить настройке микроскопа и правильному наведению видимости микропрепарата (тубус опустить до рассматриваемого объекта на расстояние 1-2 мм от него, при этом смотреть сбоку на объектив, а не в окуляр). Настраивать чёткое изображение, глядя в окуляр и винты очень медленно крутя от себя. Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение даёт микроскоп, с которым он работает. Увеличение микроскопа подсчитывают следующим образом: увеличение окуляра х увеличение объектива = Задание 1: Подсчитайте и запишите увеличение вашего микроскопа. А теперь попытайтесь рассмотреть выданный вам микропрепарат от латинского слова «препаратус» - «приготовленный». Работайте аккуратно, не раздавите микропрепарат. Помните, что винты крутят только, чтобы тубус поднимался, но не опускался. Что вы увидели под микроскопом? | Если кто-то знает, то заслушивают его. Заслушиваются ответы учащихся, которые чаще не совсем точные. Слушают сообщение об изобретении микроскопа в 1590 году Захарией Янсеном. Читают страницу 25 учебника. Отвечают на вопросы: Роберт Гук, 1665 год Срез пробки Клетки (от слова ячейки) Антони ванн Левенгук в 17 веке Открыл микроорганизмы, т.к. его микроскоп давал увеличение в 270 раз. Записывают Лабораторная работа №2. Записывают 1. Устройство микроскопа Открывают страницу 22. Итак, читаем по абзацу вслух (называю, кто читает), находим эту часть на рисунке 9 в учебнике, а затем на микроскопе. По мере ответов на вопросы учащиеся ещё раз показывают на микроскопе его части. «окулус» - «глаз». Рассматривая предмет, глаз приближаем к окуляру. «объектив» от латинского слова «объектум» - «предмет». Та часть микроскопа, которая находится рядом с рассматриваемым объектом или предметом. Соединяет окуляр с объективом. С помощью винтов приближают и удаляют рассматриваемый предмет, для улучшения видимости рассматриваемого предмета. На предметный столик кладут рассматриваемый препарат. Для направления луча света на рассматриваемый предмет, т. к. микроскоп световой. Для того, чтобы не двигался рассматриваемый микропрепарат. Он соединяет все части микроскопа. Работают в тетрадях по инструктивной карточке в учебнике на странице 24 «Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним» (только под цифрой 1) – работа в парах, составление плана предстоящей работы. Запишите в тетради 2. Правила работы с микроскопом. Читают «Правила работы с микроскопом», а затем по каждому пункту кто-то желающий рассказывает, что делать и все выполняют: как поставить микроскоп, как направить свет зеркалом, как закрепить на предметном столике препарат, как увидеть объект. Учатся деловому общению, положительному отношению к мнению партнёра и одноклассников, оказанию и принятию помощи. Находят на окуляре и объективе цифры, указывающие увеличение. Подсчитывают и записывают в тетради. Кладут готовый микропрепарат на столик, укрепляют, рассматривают (перед этим направив свет на объект). Микроскоп не двигают после наведения света. Чередование форм работы: индивидуальной и парной. Мы увидели клетки, из которых состоят все живые организмы. |
Форма контроля: индивидуальный контроль, работа в парах, групповой контроль | |
| |
Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания. Задание 2: на доске написаны слова. Вам нужно выбрать те из них, которые обозначают части микроскопа.
Задание 3: выберите верное утверждение (слайд презентации) 1.Поставь микроскоп ручкой штатива от себя. 2.Штатив поверни ручкой «к себе». 3.Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено. 4.Поле зрения микроскопа освещено слабо. 5.Положи готовый препарат под предметный столик. 6.Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом. 7.Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится чёткое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить микропрепарат. Давайте проверим ваши ответы (на слайде ответы выделяются курсивом). А теперь оцените себя: если вы не сделали ни одной ошибки, закрасьте кружок красным цветом. Если вы сделали одну – две ошибки, закрасьте кружок синим. Если вы сделали три – четыре ошибки, закрасьте кружок зелёным. Задание 4: давайте отгадаем загадки по теме нашего урока. 1.Что простым не видно глазом, в микроскопе видно сразу. Клетку не одну, бывает, пару Глаз приближая к … (окуляру). 2.Лучик света направляет, Препарат им освещает… (зеркало). 3.Держат на столике препарат Двое крепеньких ребят… (зажимы). 4.Они в движение приводят, Столик или тубус водят… (винты). 5.Тубус, зеркало, винты, предметный столик, объектив Соединяет это вместе всё…(штатив). Хорошо ребята. Вы молодцы. Ответили на все вопросы. | Выписывают только цифры, обозначающие правильные ответы. Выбирают правильные ответы и отмечают их в тетради, записывая номера правильных ответов. Проверяют ответы и делают исправления. Закрашивают кружки разного цвета в соответствии с числом ошибок. Отвечают на вопросы загадок. |
Форма контроля: индивидуальный и групповой контроль, самоконтроль | |
| |
Чему вы научились на этом уроке? Выполнили ли мы задания, полученные от литературного героя – Стекляшкина? Подведение итога урока учителем. Вы сегодня хорошо поработали, а вот оценки за урок вы получите после проверки ваших работ в тетрадях. Поэтому не забудьте, уходя сдать тетради с работой. Пришло время записать домашнее задание. | Ответы учащихся. Ответы учащихся. |
| |
Пар.6, стр.22-23; зад. До свидания. До следующего урока. | Записывают домашнее задание. Сдают тетради с работой. |
ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ 1. Микроскоп поставьте штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. Приведите микроскоп в рабочее положение, наклонив верхнюю часть штатива на 45 градусов. В отверстие предметного столика при помощи зеркала направьте свет. | ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ 1. Микроскоп поставьте штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. Приведите микроскоп в рабочее положение, наклонив верхнюю часть штатива на 45 градусов. В отверстие предметного столика при помощи зеркала направьте свет. |
ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ
1. Микроскоп поставьте штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. Приведите микроскоп в рабочее положение, наклонив верхнюю часть штатива на 45 градусов. В отверстие предметного столика при помощи зеркала направьте свет.
2. Приготовленный препарат поместите на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
3. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.
4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение объекта исследования.
5. При смене объектива совершайте переключение плавно, чтобы не оцарапать линзы. Для четкой настройки изображения пользуйтесь винтом.
6. После работы при помощи винтов поднимите тубус. Проверьте, чтобы в отверстие предметного столика был направлен объектив с самым маленьким увеличением. Снимите препарат с предметного столика. Микроскоп приведите в нерабочее положение.
Микроскоп - хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История создания микроскопа
Роберт Гук
Антони ван Левенгук
1 2 3 4 5 6 7 1 2
Часть микроскопа Для чего необходима 1 2 3 4 5 6 7
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
8. 6. 7. 1. 4. 9. 2. 3. 5. 1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят
8. 6. 7. о к у л я р 4. 9. 2. 3. 5. 2. Служит для крепления тубуса и предметного столика
8. 6. 7. о к у л я р 4. 9. ш т а т и в 3. 5. 3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса
8. 6. 7. о к у л я р 4. 9. ш т а т и в о б ъ е к т и в 5. 4. Зрительная трубка
8. 6. 7. о к у л я р т у б у 9. С ш т а т и в о б ъ е к т и в 5. 5. То, что рассматривают под микроскопом
8. 6. 7. о к у л я р т у б у 9. С ш т а т и в о б ъ е к т и в п р е п а р а т 6. Увеличительный прибор
8. м 7. и о к у л я р т у б у 9. С р о ш т а т и в с к о б ъ е к т и в о п р е п а р а т 7. Помогает направить свет
8. м з и е о к у л я р т у б у 9. С р к о ш т а т и в с л к о б ъ е к т и в о п р е п а р а т 8. Поднимает и опускает зрительную трубку.
В м з и и е н о к у л я р т у б у 9. С р к о ш т а т и в с л к о б ъ е к т и в о п р е п а р а т 9. Служит для размещения на нем объекта исследования
Предварительный просмотр:
Тема урока: Бактерии, их роль в природе и жизни человека.
Тип урока «открытие» новых знаний.
Цель урока: Знакомство с ролью бактерий в природе и жизни человека.
Личностные: Развитие интереса к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.
Предметные: Знакомство с многообразием бактерий. их ролью в природе и жизни человека.
Метапредметные: Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведению сравнительной характеристики.
Задачи:
Воспитывающая-формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, -формирование способности видеть уникальность окружающего мира и воспитать бережное отношение к нему.
Развивающая- развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы.
-формировать способность использования творческого подхода при решении проблемы,
-формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.
Обучающая-углубление знаний школьников о значении бактерий в природе и жизни человека, -формирование понимания роли бактерий в жизни на Земле.
Основные понятия, изучаемые на уроке Бактерии, бактерии гниения, почвенные бактерии, болезнетворные бактерии, молочнокислые бактерии.
Вид используемых на уроке средств ИКТ Мультимедиа (компьютер, проектор)
УУД - формирование навыка расширенного поиска информации.
- формирование навыка изучающего и поискового чтения.
- формирование умения выделять главное и второстепенное.
- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
- формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
- привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.
Ход урока: Организационный момент.
Здравствуйте ребята!
(слайд1) В министерство здравоохранения нашего царства Животных пришло SOS – сообщение: Помогите!Из-за этих болезнетворных организмов я уже боюсь выходить на улицу, общаться с другими. Они маленького размера и они повсюду. Говорят, что эти организмы вызывают такие заболевания, как: чуму, туберкулез, холеру, менингит, тиф. А у домашних животных — сибирскую язву. Вот! Помогите Выгнать их немедленно!
Как вы думаете, о каких организмах идет речь? И какому царству они относятся?
По одной лишь информации мы можем сказать, что все представители этого царства настолько коварны?
Как вы думаете, что мы должны сделать? Либо опровергнуть или доказать, что они враги или друзья.
Сами бактерии были оскорблены, что мы о них судим по одной информации. И они пригласили нас в свое царство, чтоб мы могли воочию увидеть, понюхать, посмотреть, чем они заняты. Ребята у нас удивительное путешествие в царство самых маленьких обитателей нашей планеты.
Ребята, правительство нашего царства Животных дало задание поскорее исследовать их и предоставить отчет о наших исследованиях.
И выдвинуть свой вердикт: пользу или вред они приносят другим существам? Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Но какую цель мы поставим?.
(слайд4)
2 этап Актуализация знаний.
Но прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте поделимся информацией, что мы о них уже знаем.
- Самая древняя группа, живут уже 3,5 млрд лет. У них нет ядра. Их называют прокариотами.
- Бактерии очень маленького размера и могут жить в горячих источниках до 100 градусов и во льдах Арктики.
- Тело бактерий представлено одной клеткой и состоит из оболочки, ядерного вещества и цитоплазмы. Движутся они с помощью жгутиков и ворсинок.(
- Размножаются простым делением клетки надвое. Делятся они через каждые 20-30 минут.
Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней. Почему этого не происходит? (слайд 7)
3 этап. Открытие новых знаний. Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы. Форма работы: групповая
Для того, чтобы наше исследование прошло быстро и эффективно, будем работать в группах. Каждой из групп я предлагаю изучить информацию только по одному из существующих видов бактерий. Итак, 1 группа – цианобактерии. 2 группа – клубеньковые бактерии, 3 группа – бактерии гниения и разложения, 4 группа – Молочно кислые бактерии, 5 группа – Болезнотворные бактерии, 6 группа – Симбиотические бактерии.
На ваших столах лежат листы с заданием и информацией. Каждая группа составляет свой отчет в виде исследовательского листа. Господа бактерии любезно предоставили нам свои материалы, которых вы можете посмотреть и показать товарищам с других групп ( на столе).
Уважаемые исследователи, у нас виза ограничена, т.е. время пребывания в этом Царстве. Так что, нам дали 10 мин.
Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Раскроим сегодня бактерий секреты –
Без ядер, зато они существа нашей планеты!
Вперед!
При отчете, ребята у нас есть доска, на которой мы отмечаем звездочкой положительные и отрицательные роли бактерий.
Учитель: Вы узнали новую информацию о бактериях и даже оформили информационный лист. Однако, на данный момент, каждый из вас владеет только 1 частью всего материала. Пришло время рассказать о том, что вы узнали остальным ребятам. Представитель.из каждой группы по очереди будет выходить к доске, демонстрировать свой плакат и рассказывать информацию о своей группе бактерий. Остальные в это время должны оценить проделанную командой работу в бланках с критериями, напоминаю, что каждый критерий может быть оценен от 2 до 5 баллов.
Каждая команда представляет свою работу, а остальные оценивают их результат, заполняя оценочную таблицу. Далее учитель сопоставляет заполненные ребятами оценочные таблицы и оценивает самостоятельную деятельность учащихся.
Ответы: 1 группа: ( слайд 7) Цианобактерии - производители органического вещества для других живых организмов и поставщики кислорода в атмосфере Земли. Клетки цианобактерий сходны по строению с клетками бактерий, но в отличие от них содержат хлорофилл. Именно, благодаря деятельности цианобактерий миллиарды лет назад начала формироваться атмосфера нашей Земли (накопление кислорода). Избыток цианобактерий в водоёмах может привести цветении и к гибели рыб («заморы рыб»). После периода цветения накопленная громадная биомасса цианобактерий отмирает и выделяет в воду токсические вещества.
(слайд 8, 9)Клубеньковые бактерии – это бактерии, обитающие на клубеньках бобовых растений, они привлекают азот из атмосферы (из воздуха) и фиксируют его в почве. Азот очень необходим растениям для их роста и развития, при недостатке азота в почве растение погибает. Поэтому так важно выращивать разнообразные растения семейства бобовые для обогащения почвы этим важным элементом. В свою очередь клубеньковые бактерии получают питательные органические вещества от растений. Такое совместное взаимовыгодное существование организмов разных видов называют симбиозом (от греч. слова симбиоз – «сожительство»). Клубеньковые бактерии способны при благоприятных условиях за один сезон накопить до 300 кг азота на 1 гектар.
(слайд 10) Бактерии гниения. Эти бактерии разлагают растение, дерево, водоросль, рыбу, мясо и другие органические формы жизни на Земле, которые умерли. Эти бактерии разлагают сложные вещества на более мелкие – аммиак, воду, углекислый газ и минеральные соли. Эти бактерии – санитары нашей планеты. Питаясь органическими веществами отмерших растений и трупов животных, они превращают их в перегной почвы. Там, где почвенные бактерии отсутствуют – почвы не плодородные, сухие, серые с трещинами, с большим количеством песка и глины.
(слайд 11) Бактерии разрушения используют для очищения сточных вод на очистных сооружениях, в переработке мусора, в очищении вод Мирового океана от нефтяных пятен (при розливах нефти). Участвуют в образование месторождений полезных ископаемых (газ, нефть, сера, железо).
(слайд 12) Бактерии гниения портят пищевые продукты. Испорченными продуктами питания человек может отравиться. Чтобы уберечь от порчи продукты подвергают специальной обработке – кипячению, засолке, замораживанию, высушиванию, химической чистке и т.д. Поэтому скоропортящиеся продукты хранят в холодильниках (при низкой температуре жизнедеятельность бактерий понижается), консервируют (с использованием поваренной соли, сахара, уксуса), сушат, коптят.
( слайд 13) Учитель: «Палочка чудесной крови», обладающая способностью образовывать кроваво-красный пигмент при развитии на пищевых продуктах. В средние века те люди, у которых хлеб покрывался колониями красного цвета, подвергались гонениям, вплоть до сожжения на костре в качестве «сообщников дьявола». Так безобидная сапрофитная палочка оказывалась из-за невежества церковников источником страшных бед для многих людей.
Физкультминутка (слайд 14) Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
( слайд 15) Молочнокислые бактерии. 4 Молочнокислые бактерии. Это бактерии, которые питаются молочным сахаром (лактозой) и образуют молочную кислоту. Под её действием молоко превращается в простоквашу, а сливки — в сметану. Используются в пищевой промышленности, для получения молочнокислых продуктов – кефира, творога, сыра. Также эти же бактерии участвуют в процессе квашения овощей (например, капусты), солении огурцов и помидоров и в процессе изготовления силоса (питательной добавки к пище для скота). Образовавшаяся молочная кислота предохраняет овощи и корма от порчи.
(слайд 16) к слову о пользе кисломолочных продуктов. Простокваша, кефир в течение 1 ч усваивается организмом человека на 92 %, а цельное молоко — на 32 %. .
( слайд 17, 18, 19) ) Болезнетворные бактерии паразитируют на других организмах и вызывают разнообразные заболевания, такие как холера (вибрион Коха), дизентерия, туберкулез, столбняк, дифтерия, чума и т.д. Одними из этих болезней человек может заразиться при общении с больным через мельчайшие капельки слюны при разговоре, кашле и чихании, другими — при употреблении пищи или воды, в которую попали болезнетворные бактерии. Антисанитарные условия, грязь, большая скученность людей, несоблюдение правил личной гигиены создают благоприятные условия для быстрого размножения и распространения болезнетворных бактерий. Это может вызвать эпидемию, то есть массовое заболевание людей.
(слайд 20) У животных бактерии вызывают такие болезни, как сап, сибирская язва, бруцеллёз. Этими болезнями может заразиться и человек, поэтому, например, в районах, где скот болеет бруцеллёзом, нельзя употреблять в пищу сырое молоко. Поражают бактерии и растения, вызывая пятнистость листьев, увядание, гниение стеблей и т. д. (слайд 21)
Все болезни, связанные с болезнетворными бактериями, очень опасны для здоровья человека. Поэтому в каждой стране установлен строгий контроль за источниками воды и пищевыми продуктами. Воду, подаваемую в водопроводную систему, дезинфицируют, а молоко — пастеризуют (нагревают до 60°С в течение 30 мин.). Перевязочный материал и хирургические инструменты подвергают действию высокой температуры. Для предупреждения некоторых опасных болезней делают прививки.
Учитель: При заражении туберкулезной палочкой человек заболевает туберкулезом: в легких, почках, костях и некоторых других органах развиваются мелкие бугорки, склонные к распаду. Туберкулез — болезнь, длящаяся годами.
( слайд 22) Меры предупреждения болезней: - закрывать рот при кашле; - кипятить носовые платки; - осуществлять врачебный контроль над источниками воды и продуктами питания; - дезинфицировать помещения; - делать предупредительные прививки.
(слайд 23) Симбиотические бактерии живут внутри других организмов и приносят пользу. У многих животных (например, у многих насекомых и травоядных млекопитающих) в кишечнике живут бактерии, способные переваривать древесину, целлюлозу и другие сложные вещества. В кишечнике человека тоже живут бактерии – их называют микрофлора, они вырабатывают вещества, стимулирующие иммунитет человека. В пищеварительном тракте (толстый кишечник) находятся симбиотические бактерии, помогающие переваривать пищу. Во рту человека живут около 40 000 бактерий. Общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет два килограмма.
Пожалуй, теперь информации о значении бактерий в природе и жизни человека достаточно и можно вернуться к вопросу, который вызвал затруднения в начале нашего урока. Как вы думаете теперь, заметили ли бы мы исчезновение бактерий с Земли? (да)
Этап 4. Первичное закрепление с проговариванием в личной речи.
Цель: закрепление полученных знаний.
Форма работы: групповая
Давайте немного пофантазируем и предположим, основываясь на нашей таблице, что все-таки случится на Земле, если вдруг пропадут все бактерии (Исчезновение азотофиксирующих бактерий, бактерий гниения и почвенных бактерий приведет к снижению плодородия, а далее и к полному истощению почвы, а также к «захламлению» окружающей среды непереработанной органикой: трупами животных, палой листвой, погибшими растениями и т.д. Отсутствие молочнокислых бактерий влечет к полному изменению рациона человека. Исчезновение кишечной палочки, может повлечь за собой ряд проблем, связанных с пищеварением. Отсутствие болезнетворных бактерий, с одной стороны ведет к улучшению жизни из-за отсутствия многих болезней, однако, может привести к перенаселению животных, растений и человека, что также чревато рядом неприятных последствий. Обсуждение результатов работы.
Этап 5. Включение в систему знании, повторение.
Цель: показать единство частностей в изучении предмета и объединение их в единую систему знаний. Форма работы: индивидуальная
1. В каком из данных случаев речь идет о вреде бактерий?
А) участие в почвообразовании, Б) портят продукты питания, В) получение антибиотиков, Г) получение молочных продуктов.
2. Как называются бактерии, живущие на корнях бобовых растений?
А) нитрифицирующие, Б) денитрифицирующие, В) клубеньковые, Г)молочнокислые.
3. Что такое симбиоз?
А) борьба между собой двух организмов, Б) безразличные отношения двух организмов, В) враждебные отношения организмов, Г) совместная полезная жизнь двух организмов.
4. Какие бактерии используют в очистке сточных вод?
А) молочнокислые , Б)бактерии разрушения, В) цианобактерии, Г)клубеньковые бактерии.
5. Какое вещество могут перерабатывать бактерии, помогая пищеварению травоядным животным?
А) сахар, Б) молоко, В) целлюлоза, Г) сыр.
( слайд) Взаимопроверка ( ответ на слайде)
Этап 6. Рефлексия учебной деятельности.
Коллективный рассказ: каждая пара учащихся по цепочке составляет одно предложение, завершая любую из следующих фраз:
Меня сегодня удивило …
Знания о бактериях важны, потому что…
Эти знания я могу использовать в ….
Мне хотелось бы посоветовать своему товарищу по парте…
Этап 7. Домашнее задание.
Цель: закрепление и углубление знаний по теме. Форма работы: индивидуальная
Базовое:
Повторить изученный на уроке материал, а для того, чтобы сделать это было проще, на память о сегодняшнем уроке я оставлю каждому из вас, составленную таб¬лицу о вреде и пользе бактерий..
Творческое:
А для самых активных и творческих составить кроссворд по теме «Бактерии»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роль бактерий в природе и жизни человека
Группы бактерий Гниения Почвенные Болезнетворные Клубеньковые Молочнокислые
Бактерии гниения Среда обитания –повсеместно Значение: перерабатывают органические вещества (листья, трупы животных) в перегной.
Бактерии почвенные Среда обитания – почва Значение: р азлагают перегной до минеральных веществ, необходимых растениям для жизни
Болезнетворные бактерии Среда обитания- организмах Значение: вызывают заболевания у человека. Поражают растения и животных
Клубеньковые бактерии Среда обитания- на корнях бобовых растений, в почве Значение: выделяют азотные соединения, которые используют растения; повышают плодородие почвы
Молочнокислые бактерии Среда обитания- в различных органических веществах Значение: способствуют скисанию молока, квашению овощей, силосованию кормов
Консервирование - изоляция продуктов питания от внешней среды. Хранение в вакууме - отсутствие кислорода. Кипячение - убивает бактерии. Соление - в соли живые организмы не живут практически. Замораживание - чем ниже температура, тем медленнее идут все процессы
Болезнетворные бактерии Риккетсии , внутриклеточные паразиты — возбудители сыпного тифа. В кровяном русле развиваются пастереллы — возбудители чумы. Холера вызывается вибрионом, поселяющимся в кишечнике , там же - сальмонеллы , приводящие к развитию тяжелых заболеваний типа брюшного тифа.
ХОЛЕРА
Тиф
ЧУМА Переносчик - блохи
Болезнетворные бактерии Дифтерия (коринебактерии), туберкулез и проказа (микобактерии) и многие другие болезни вызваны развитием микроба-возбудителя в среде его обитания — в клетках, тканях и органах человеческого Тяжелейшие болезни вызываются спорообразующими бактериями, среди них газовая гангрена (Gl. perfringens), столбняк (Gl. tetani), сибирская язва (Вас. anthracis) и др.
Дифтерия
Стрептококк и стрептококковая инфекция
Холерный вибрион
Туберкулёз Возбудитель- туберкулезная бацилла
Переносчики заболеваний блохи вши клещи
Переносчики заболеваний
Борьба с патогенными бактериями Барьерами, препятствующими колонизации бактерий: 1) кожа защищается от поселения микробов жирными кислотами; 2) слизистая оболочка носа и глаз — лизоцимом (ферментом, разрушающим клеточные стенки бактерий); 3) кровь — фагоцитами и антителами ;
Борьба с патогенными бактериями Соблюдение правил личной гигиены Прививки и вакцины Ультрафиолетовый свет и ионизирующая радиация Антибиотики и другие лекарственные препараты Вещества-окислители (йод, хлор, перекись водорода) Термическая обработка (пастеризация, кипячение, стерилизация)
Предварительный просмотр:
План урока по теме: «Введение в нервную систему человека»
Цель: Учащиеся смогут описать основные компоненты нервной системы человека и объяснить её роль в организме.
Оценка: Учащиеся создадут концептуальную карту нервной системы, включающую основные компоненты (центральная и периферическая нервная система, головной и спинной мозг, нейроны) и их функции. Карта будет оцениваться по точности информации, полноте и креативности представления.
Ключевые моменты:
- Нервная система состоит из двух основных частей: центральной нервной системы (ЦНС) и периферической нервной системы (ПНС).
- ЦНС включает головной и спинной мозг, которые обрабатывают информацию и координируют реакции организма.
- ПНС состоит из нервов, которые передают сигналы между ЦНС и остальными частями тела.
- Основной структурной единицей нервной системы является нейрон.
- Нервная система играет ключевую роль в восприятии, мышлении, движении и поддержании гомеостаза.
Открытие:
- Покажите учащимся короткое видео (1-2 минуты) о работе нервной системы.
- Задайте вопрос: "Как вы думаете, что произошло бы с человеком, если бы его нервная система перестала работать хотя бы на минуту?"
- Попросите учащихся обсудить этот вопрос в парах, а затем поделиться своими идеями с классом.
Введение в новый материал:
- Представьте основные компоненты нервной системы с помощью интерактивной презентации.
- Объясните функции ЦНС и ПНС, используя аналогию с компьютерной сетью.
- Продемонстрируйте модель нейрона и объясните его структуру и функции.
- Обсудите роль нервной системы в повседневной жизни, приводя конкретные примеры.
- Распространенное заблуждение: многие думают, что мы используем только 10% нашего мозга. Объясните, что это миф, и на самом деле мы используем весь наш мозг.
Практика под руководством:
- Разделите класс на небольшие группы по 3-4 человека.
- Каждой группе дайте задание создать модель нервной системы из подручных материалов (пластилин, трубочки, нитки и т.д.).
- Пока группы работают, ходите по классу, отвечайте на вопросы и предоставляйте обратную связь.
- Попросите группы объяснить свои модели, начиная с простых вопросов и постепенно переходя к более сложным.
- Проведите мини-викторину, чтобы проверить понимание ключевых концепций.
Независимая практика:
- Объясните задание по созданию концептуальной карты нервной системы.
- Предоставьте учащимся листы бумаги формата А3 и цветные карандаши/маркеры.
- Установите временные рамки для выполнения задания (20-25 минут).
- Поощряйте креативность в представлении информации.
- Во время работы учащихся, ходите по классу, отвечайте на вопросы и предоставляйте индивидуальную помощь при необходимости.
Закрытие:
- Проведите игру "Две правды и одна ложь" о нервной системе. Каждый ученик пишет три утверждения, два из которых правдивы, а одно - ложное. Учащиеся по очереди зачитывают свои утверждения, а класс пытается определить, какое из них ложное.
Расширение деятельности:
Предложите учащимся, которые закончили раньше, исследовать и подготовить краткую презентацию о том, как различные факторы (например, сон, питание, физические упражнения) влияют на здоровье нервной системы.
Домашнее задание:
Попросите учащихся написать короткое эссе (250-300 слов) о том, как нервная система помогает им в повседневной жизни, приводя конкретные примеры из своего опыта.