Методическая копилка

Татьяна Анатольевна Стремякова

                Современные образовательные технологии в педагогической деятельности учителя

Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Чтобы их реализовывать, необходимо изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.docx23.47 КБ
Office presentation icon doklad_urok_po_tehnkritmyshlen.ppt1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в педагогической деятельности учителя начальных классов

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Каков же портрет выпускника основной школы? Конечно же –это ученик, умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Чтобы их реализовывать, необходимо изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии.

Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.

Отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:

  • технология совместной продуктивной деятельности
  • технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
  • технология исследовательской деятельности
  • технология дистанционного обучения. ИКТ
  • технология развития критического мышления
  • технология проектной деятельности
  • технология проблемного обучения
  • технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс
  • игровые технологии
  • здоровьесберегающие технологии
  • технологии модульного обучения
  • кейс-технология

Проектная деятельность

Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:

  1. Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).
  2. Формулирование цели и задач деятельности.
  3. Составление плана и программы.
  4. Выполнение плана.
  5. Презентация готового продукта.

Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.

Технология дистанционного обучения. Информационные и коммуникационные технологии

Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.

Образовательная деятельность на основе ИКТ:

  • открытое (но контролируемое) пространство информационных источников,
  • инструменты «взрослой» информационной деятельности,
  • среда информационной поддержки учебного процесса,
  • гибкий состав учебных групп,
  • современные системы управления учебным процессом.

В качестве ведущих направлений использования ИКТ в образовании, как правило, выступают следующие:

  • формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и сортировки, упорядочивания и хранения;
  • освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных инструментов деятельности, приобретения навыков работы с общепользовательскими инструментами (прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами); различными мультимедийными источниками; некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с Интернетом).

Технология проблемного обучения

Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы урока:

  • создание проблемной ситуации,
  • формулирование учебной проблемы,
  • актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы,
  • поиск решения проблемы, открытие нового знания,
  • применение нового знания,
  • выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д.

Технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения

Использование данной технологии позволяет максимально эффективно обучать школьников умению самостоятельно работать с первоисточниками, развивать познавательную активность обучающихся. У подростков появляется желание самостоятельно «добывать» знания, самооценивать себя и сверстников, самореализовывать свои потребности в продвижении к более высокому уровню (алгоритмическому, творческому, эвристическому). Технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения, помогают учителю добиваться психологического раскрепощения обучающихся и их адекватного отношения к своим способностям и возможностям; представить им право выбора, и самое главное, - научить учащихся учиться самостоятельно.

Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь “слабому”, развивать способности “сильных”.

Перед обучающимися ставится единая познавательная задача, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и учебным возможностям. Перед каждым заданием необходимо четко ставить задачу и подводить итог.

Дифференциацию использую на разных этапах урока: систематически при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении, реже при объяснении нового материала.

Технология оценивания образовательных достижений учащихся

Технология оценивания образовательных достижений предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик (в диалоге с учителем), причем оценка дается в качественной форме.

Важнейшую роль в технологии оценивания образовательных достижений играет правило самооценки. Его применение позволяет научить каждого ученика алгоритму своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать и сам ставит себе отметку.

Технология развития критического мышления

Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.).

Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную работу на уроке.

Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.

Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).

Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане прирощенного знания, а также сам процесс, методы и приемы.

Игровые технологии

Позволяют развивать все виды универсальной деятельности младших школьников:

  • осваиваются правила поведения и роли в группе;
  • рассматриваются возможности самих групп;
  • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
  • накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др.

Технология совместной продуктивной деятельности

В условиях совместной продуктивной и творческой деятельности происходит становление и развитие единства мотивационно-смысловой, нравственной и интеллектуально-коммуникативной сферы личности обучающихся, учителей и родителей.

Единица образовательного процесса: специально организуемая ситуация совместной и творческой деятельности учителя, учащихся и родителей (ситуация СПД).

Идея деятельностного подхода в соответствии с ФГОС и идеи СПД имеют общие ценностные установки на системные изменения:

• целей обучения - с усвоения предметных знаний на развитие личности;

• позиции учителя - с предметно-ориентированной на личностно-ориентированную;

• мотивационно-смысловые установки - от закрытости личности учителя на установку совместной деятельности;

• характер организации учебно-воспитательной деятельности - от репродуктивных заданий на приоритет творческих и продуктивных

• формы учебного взаимодействия - от подражания, следования образцу на многообразие взаимодействий, актуализации личного опыта, сохранение высокого уровня активности каждого обучающегося;

• формы контроля - путем введения само- и взаимоконтроля.

Технология исследовательской деятельности

В ходе исследовательской деятельности учащиеся:

- учатся самостоятельно добывать знания;

- испытывают потребность в непрерывном самообразовании;

- развивают навыки самоорганизации;

- формируют адекватную самооценку;

- приобретают навыки речевой культуры;

- осваивают умения создавать специальные материалы для представления результатов исследования.

Структура исследования:

подготовка - проведение - презентация

1 этап – подготовка к исследовательской деятельности.

Работа с первоисточниками, научной и публицистической литературой, самостоятельный поиск и анализ информации.

2 этап – написание рефератов по теме по выбору.

Ученики усваивают и закрепляют некоторые теоретические методы исследования, способы работы с литературой, приобретают навыки оформления научной работы.

3 этап – презентация работы.

Завершение исследовательского поиска, определение практической значимости работы. Результаты могут быть представлены на научно-практических конференциях различных уровней.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся данной возрастной группы.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Технология модульного обучения.

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны, ориентируют на поиск проблем и их решений; отражают механизм усвоения знаний; включают повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик и т.д.); интегрируются целью модуля.

Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.

Изменяется принципиально деятельность учителя. Его главная задача - разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения осуществляет рефлексивное управление обучением.

Кейс-технология.

Использование кейс-технологии позволяет обучающимся школы проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.

Отличительными особенностями кейс–метода являются:

  • описание реальной проблемной ситуации;
  • альтернативность решения проблемной ситуации;
  • единая цель и коллективная работа по выработке решения;
  • функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
  • эмоциональное напряжение учащихся.

Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад по теме: «Урок в начальной школе с использованием технологии «Развития критического мышления» Учитель: Стремякова Татьяна Анатольевна

Слайд 2

Развитие критического мышления – это естественный способ взаимодействия; отправная точка для развития мышления. «Людям необходимо думать о том, что они делают и зачем, во что они верят и почему. Ни одного дня не должно пройти без этих вопросов.

Слайд 3

У нас рынок, информационный бум и экономический кризис. С этим надо как-то жить. Надо выбирать и избираться, быть готовым проходить кастинги, побеждать в конкурентной борьбе. Надо продуцировать новые идеи, превращать их в процветающие предприятия. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Слайд 4

Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентностный». Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию.

Слайд 5

Технологию развития критического мышления можно использовать на уроках познания мира, литературы, русского языка, реже – на уроках математики (например, кластер). Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.

Слайд 6

Структура урока вызов осмысление рефлексия

Слайд 7

Вызов: Мозговая атака (штурм) Верите ли вы, что … Корзина идей Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

Слайд 8

Осмысление: Кластер Чтение с остановками Бортовой журнал Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

Слайд 9

Рефлексия: Синквейн Таблица «толстых» и «тонких» вопросов Ассоциации

Слайд 10

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов «тонкие» вопросы «толстые вопросы» Тонкие вопросы – требуют фактического ответа Толстые вопросы требуют обстоятельного развернутого ответа

Слайд 11

Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» «Знаю» «Хочу узнать» «Узнал» Степь – природная зона Как выглядит степь в разное время года? Кто живет в степи? … …

Слайд 12

Познание мира «Откуда пришла книга?»

Слайд 13

Методика «Бортовой журнал» Схема заполнения журнала Имя _____________________________________ Тема ______________________________________ Дата ______________________________________ Время работы_____________________________ Ключевые понятия Рисунок или схема

Слайд 14

Кластер

Слайд 15

Пример кластера

Слайд 17

Сюжетная таблица Литературное чтение. Н.Носов «Заплатка» Кто? Что? Когда? Где? Почему? Бобка Порвал штаны Однажды На заборе Зацепился Мама Ругала Увидела Ребята Бобка

Слайд 18

Синквейн Первая строка – существительное , тема синквейна. Вторая строка – два прилагательных , описывающих тему. Третья строка – три глагола : действия, которые производит существительное. Четвертая строка – фраза из 4-х слов , передающая ваше отношение к существительному. Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Слайд 20

ПРИЕМ «КОРЗИНА ИДЕЙ» - Мы говорим почва. А что же такое почва? Каждая группа после обсуждения высказывает свои предположения. - Почва – это … … земля … растительная земля … вещество … суша, а не вода … место обитания, дом животных …

Слайд 21

«Дерево предсказаний»

Слайд 22

Свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приемы технологии РКМЧП.

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ