Исследовательская деятельность
Древняя мудрость гласит:
“Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому –
и я научусь”
Исследовательская деятельность даёт возможность на формирование социально адаптированной личности. Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым ценным приобретением учащихся, обеспечивающим глубокое изучение сущности изучаемой проблемы, способствует формированию мотивации к получению учащимися научных знаний.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Задачи исследовательской деятельности:
- развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
- познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;
- формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Тема выбирается, учитывая интересы и потребности ребёнка. Она может быть фантастической, экспериментальной, изобретательской, теоретической.
Использую групповую, парную и индивидуальную формы работы. В процессе работы многие дети прекращают исследование, но это считаю естественным явлением. Продолжаю работу с теми, кто заинтересован в исследовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_issledovatel.docx | 38.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Исследовательские лаборатории» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НOO) с изменениями и дополнениями и на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:
- Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников;
- Авторская программа А,И.Савенкова «Я -исследователь»
- Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «Сотниковская СОШ»
- Учебного плана МАОУ «Сотниковская СОШ» на 2018-2019учебный год
- Положение рабочей программе
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Исследовательские лаборатории» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
- проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
- Согласно учебному плану МАОУ «Сотниковская СОШ» на изучение курса внеурочной деятельности «Исследовательские лаборатории» в 1-4 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах.
Планируемые результаты
В результате изучения курса обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Календарно - тематическое планирование 1 класс (33 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | коррекция | |
по плану | по факту | ||||
1 | Что такое исследование? | 1 | |||
2-3 | Как задавать вопросы? | 2 | |||
4-5 | Как выбрать тему исследования? | 2 | |||
6 | Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | 1 | |||
7-8 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | 2 | |||
9-10 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 2 | |||
11-12 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | 2 | |||
13-14 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. | 2 | |||
15-16 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | 2 | |||
17-18 | Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. | 2 | |||
19 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей | 1 | |||
20-21 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | 2 | |||
22-23 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек | 2 | |||
24-25 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? | 2 | |||
26-27 | Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. | 2 | |||
28-30 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | 2 | |||
31-32 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. | 2 | |||
33 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 | |||
Итого 33 часа |
Календарно - тематическое планирование. 2 класс (34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | коррекция | |
по плану | по факту | ||||
1 | Что можно исследовать? Формулирование темы. | 1 | |||
2-3 | Как задавать вопросы? Банк идей. | 2 | |||
4-5 | Тема, предмет, объект исследования. | 2 | |||
6-7 | Цели и задачи исследования. | 2 | |||
8-9 | Учимся выделять гипотезы. | 2 | |||
10-13 | Организация исследования. (практическое занятие.) | 4 | |||
14-17 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. | 4 | |||
18-19 | Коллекционирование. | 2 | |||
20 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» | 1 | |||
21-22 | Сообщение о своих коллекциях. | 2 | |||
23 | Что такое эксперимент. | 1 | |||
24 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | 1 | |||
25-27 | Сбор материала для исследования. | 3 | |||
28-29 | Обобщение полученных данных. | 2 | |||
30 | Как подготовить результат исследования. | 1 | |||
31 | Как подготовить сообщение. | 1 | |||
32 | Подготовка к защите. (практическое занятие.) | 1 | |||
33 | Индивидуальная консультация. | 1 | |||
34 | Подведение итогов. Защита. | 1 | |||
Итого 34 часа |
Календарно - тематическое планирование. 3 класс (34 часа)
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения | Коррекция | |
по плану | по факту | ||||
1 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | 1 | 5.09 | ||
2-3 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | 2 | 12.09 19.09 | ||
4 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | 1 | 26.09 | ||
5-6 | Какими могут быть проекты? | 2 | 3.10 10.10 | ||
7-8 | Формулирование цели, задачи исследования, гипотез. | 2 | 17.10 24.10 | ||
9-10 | Планирование работы. | 2 | 31.10 14.11 | ||
11-13 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | 3 | 21.11 28.11 5.12 | ||
14-15 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 2 | 12.12 19.12 | ||
16-18 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 3 | 26.12 16.01 23.01 | ||
19-21 | Анализ прочитанной литературы. | 3 | 30.01. 6.02 13.02 | ||
22-23 | Исследование объектов. | 2 | 20.02 27.02 | ||
24-25 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 2 | 6.03 13.03 | ||
26-27 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 2 | 20.03 3.04 | ||
28 | Как сделать сообщение о результатах исследования | 1 | 10.04 | ||
29-30 | Оформление работы. | 2 | 17.04 24.04 | ||
31-32 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 2 | 8.05 15.05 | ||
33 | Мини конференция по итогам собственных исследований | 1 | 22.05 | ||
34 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 | 29.05 | ||
Итого 34 часа |
Тематическое планирование 4 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Коррекция | |
по плану | по плану | ||||
1 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 1 | |||
2-3 | Культура мышления. | 2 | |||
4-5 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 2 | |||
6-7 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 2 | |||
8-9 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 2 | |||
10-11 | Предмет и объект исследования. | 2 | |||
12 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. | 1 | |||
13-14 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 2 | |||
15-16 | Наблюдение и экспериментирование. | 2 | |||
17-18 | Техника экспериментирования | 2 | |||
19-20 | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 2 | |||
21-22 | Правильное мышление и логика. | 2 | |||
23-24 | Что такое парадоксы | 2 | |||
25-27 | Обработка и анализ всех полученных данных. | 3 | |||
28-30 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 3 | |||
31 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | 1 | |||
32 | Защита исследования перед одноклассниками. | 1 | |||
33 | Выступление на школьной НПК. | 1 | |||
34 | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 1 | |||
Итого – 34 часа |