Педагогам
Карта наблюдения Стотта
Поведенческие расстройства или девиации поведения?
Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении
Правила работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Социальный паспорт (основные документы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_nablyudeniya_stotta.doc | 128 КБ |
povedencheskie_rasstroystva_ili_deviatsii_povedeniya.doc | 67.5 КБ |
pravila_vzaimodeystviya.doc | 45.5 КБ |
pravila_raboty_s_neuspevayushchimi_uchenikami_pamyatka.doc | 41.5 КБ |
sotsialnyy_pasport.doc | 61.5 КБ |
temperament.docx | 38.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта наблюдения Стотта
Вступительный комментарий
Метод наблюдения в исследовании личности имеет большие возможности, но, к сожалению, его потенциал зачастую используется явно недостаточно. Необходимо сказать, что педагогическая деятельность зачастую используется явно недостаточно. Необходимо сказать, что педагогическая деятельность по своей сути такова, что педагогу вольно или невольно приходится наблюдать личность учащегося в том или другом виде деятельности, разных ситуациях общения и поведения.
Иногда считают, что метод наблюдения не позволяет четко структурировать и формализовать информацию. Однако на самом деле этого легко достичь, для этого разработаны различные методики, схемы. Вашему вниманию предлагается методика «карта наблюдения Стотта», которая и является одной из таких методик.
Эта методика предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. К дезадаптированным относятся два типа учеников:
которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов, родителей, других детей) — это так называемые «трудные дети».
Которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.
Карта наблюдения состоит из 16 комплексов симптомов — особенностей поведения, их называют «симптомокомплексами» (СК). В каждом СК есть перечень особенностей поведения ребенка. Каждый СК пронумерован и имеет собственное название
Как заполнять
1. При заполнении карты наблюдения необходимо взять бланк (таблица 1) и отметить наличие какой-либо особенности поведения знаком «+», а его отсутствие знаком «-».
2. Каждая особенность поведения имеет неодинаковый информативный вес (за одну особенность поведения дается 1 балл, за другую — 2 балла), поэтому необходим перевод первичных показателей в сырые баллы (таблица 2).
3. В каждом СК баллы по образцам поведения суммируются. Т.е. каждый СК получает определенное количество баллов.
4. Затем баллы по каждому СК переводятся в проценты. Проценты показывают насколько сильно выражен определенный СК от максимально возможной выраженности. Для перевода в проценты пользуются таблицей 3.
5. Для каждого СК числовые шкалы (от 0% до 100%) разбиты на пять интервалов:
0-20% — слабая выраженность данного качества.
20-40% — заметная выраженность.
40-60% — сильная выраженность
60-80% — очень сильная выраженность.
80-100% — чрезмерная выраженность качества, когда оно уже перерастает в другое качество (например, бережливость перерастает в жадность).
Карта наблюдения
—————1—————
1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.
2. Плачет, когда ему делают замечания.
3. Никогда не предлагает никому помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.
4. Ребенок подчиненный (соглашается занимать не всегда благоприятные позиции, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).
5. Слишком тревожен, чтобы быть послушным.
6. Лжет от страха.
7. Любит, если ему оказывают симпатию, но не просит о ней.
8. Никогда не приносит и не показывает учителю найденных им вещей, хотя его товарищи часто это делают.
9. Никогда не приносит учителю цветов или других подарков.
10. Имеет только одного хорошего друга и можно сказать, игнорирует других одноклассников.
11. Хочет быть замеченным прежде, чем поздоровается с учителем.
12. Не приближается к учителю по собственной инициативе.
13. Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то.
14. Легко становится «нервным », плачет, краснеет, если ему задают вопрос.
15. Легко отказывается от активного участия в игре.
16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.
17. Очень мало разговаривает, «слова из него не вытянешь».
—————2—————
1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.
2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи, либо нет.
3. Старательность в школьных занятиях изменяется почти ежедневно.
4. В играх иногда активен, иногда апатичен.
5. Временами проявляется отсутствие интереса во время свободных занятий.
6. При выполнении ручной работы иногда очень старателен, иногда совсем нет.
7. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.
8. Впадает в бешенство, спровоцированный другими.
9. Может работать в одиночестве, но не обладает достаточной энергией.
10. В ручной работе проявляет недостаток физических сил.
11. Вял, безынициативен в классе.
12. Апатичен, пассивен, невнимателен.
13. Проявляет внезапные спады энергии.
14. Движения замедлены.
15. Слишком апатичен, чтобы чем-нибудь расстраиваться
16. Взгляд «равнодушный».
17. Всегда ленив в играх.
18. Часто мечтает наяву.
19. Говорит не выразительно, бормочет.
20. Вызывает усталость (угнетенный, несчастный), редко смеется.
—————3—————
1. Никогда ни с кем не здоровается.
2. Не реагирует на приветствие.
3. Не реагирует дружелюбно и доброжелательно на других людей.
4. Избегает разговоров, «замкнут» в себе.
5. Мечтает и занимается чем-либо иным, а не школьными занятиями.
6. Абсолютно не заинтересован ручной работой.
7. Не проявляет интереса к коллективным играм.
8. Избегает других людей.
9. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем-то подозревается.
10. Совершенно изолируется от других детей, к нему невозможно «приблизиться».
11. Производит впечатление совершенно не замечающего других детей.
12. В разговоре беспокойный и сбивающийся с темы разговора.
13. Ведет себя подобно «настороженному животному».
—————4—————
1. Очень охотно исполняет свои обязанности.
2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.
3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).
4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителям.
5. Часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки и т.д.
6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.
7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.
8. «Подлизывается», старается понравиться учителю.
9. Всегда находит предлог занять учителя своей персоной.
10. Постоянно нуждается в контроле и помощи со стороны учителя.
11. Добивается симпатии учителя, подходит нему с различны ми мелкими делами и жалобами на товарищей.
12. Пытается «монополизировать» учителя (занимать его исключительно своей особой).
13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.
14. Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает никаких стараний со своей стороны в этом направлении.
15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы обратить на себя внимание взрослых и приобрести их симпатию.
16. Полностью «устраняется», если его усилия не увенчиваются успехом.
—————5—————
1. Переменчив в настроении.
2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в «хорошем» настроении.
3. Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.
4. Часто находится в плохом настроении.
5. При соответствующем настроении предлагает свою помощь или услуги.
6. Временами очень сердечен, временами равнодушен, когда просит учителя о чем-либо.
7. Иногда стремится поздороваться с учителем, а иногда избегает этого.
8. Может выражать злость и подозрительность в ответ на приветствие.
9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.
10. Очень переменчив в поведении, иногда производит впечатление человека, умышленно плохо выполняющего работу.
11. Портит общественную и частную работу.
12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.
13. Подозрителен, в особенности, когда защищается от предъявленных ему обвинений.
14. Бормочет под нос, когда чем-то неудовлетворен.
15. Негативная позиция, если ему делают замечания.
16. Временами лжет спонтанно и без затруднений.
17. Время от времени (раз или два) ворует деньги, сладости, ценные предметы.
18. Всегда на что претендует и всегда считает, что несправедливо наказан.
19. «Дикий» взгляд, смотрит исподлобья.
20. Очень не послушный, не соблюдает дисциплину.
21. Агрессивная позиция (кричит, угрожает, применяет силу).
22. Охотнее всего дружит с так называемыми «подозрительны ми типами».
23. Очень часто ворует деньги, сласти, ценные бумаги.
24. Ведет себя непристойно.
—————6—————
1. «Играет героя», особенно когда ему делают замечания.
2. Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими.
3. Проявляет наклонность «прикидывается дурачком».
4. Слишком смел (рискует без надобности).
5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством.
6. Любит быть в центре внимания.
7. Играет исключительно или почти исключительно с детьми старше себя.
8. Старается занять ответственный пост, не боится, что не справится с ним.
9. Хвастается перед другими детьми.
10. Паясничает (строит глупые и клоунские мины).
11. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.
12. Одевается вызывающе.
13. Нравится портить общественную собственность.
14. Дурацкие выходки в группе.
15. Подражает хулиганским проделкам других.
—————7—————
1. Не заинтересован в учебе.
2. Работает в школе тогда, когда над ним «стоят» или когда его заставляют.
3. Работает вне школы только тогда, когда его контролируют.
4. Проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.
5. Не будучи застенчивым, никогда не просит о помощи.
6. Никогда добровольно не берется ни за какую работу.
7. Не проявляет заинтересованности ни в одобрении, ни в неодобрении со стороны взрослых.
8. Минимальные контакты с учителем, хотя с другими людьми они в норме.
9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.
10. Списывает домашнее задание у других.
11. Берет чужие книги без разрешения.
12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.
13. Хитрый, непорядочный (в играх с другими).
14. Плохой спортсмен (играет только для личной выгоды, обманывает в играх).
15. Не может прямо смотреть в глаза другому.
16. Скрытен и недружелюбен.
—————8—————
1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.
2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.
3. Докучает другим детям, пристает к ним.
4. Ссорится, обижает других детей.
5. Пытается своими замечаниями создать трудности у других детей.
6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.
7. Находится преимущественно в плохих отношениях с другими детьми.
8. Докучает более слабым детям.
9. Другие дети его не любят или даже не терпят.
10. Дерется несоответствующим образом (кусается, царапается, использует опасные предметы в качестве орудия драки).
—————9—————
1. Очень неряшлив.
2. Отказывается от контакта с другими детьми способом, который для них очень неприятен.
3. В ручной работе легко бросает начатое дело при неудачах.
4. Совершенно не владеет собой в играх.
5. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши книги, другие предметы.
6. Безответственный в ручной работе.
7. Нестарателен в школьных занятиях.
8. Слишком беспокойный, чтобы мог работать в одиночку.
9. Не может в классе быть внимательным или слишком долго на чем-то сосредоточиться.
10. Не знает, что с собой поделать, ни на чем не может остановиться, хотя бы на относительно короткий срок.
11. Слишком беспокойный, чтобы запоминать указания или замечания, полученные от взрослых.
—————10—————
1. Играет игрушками, слишком детским для его возраста.
2. Любит игры, но быстро теряет к ним интерес.
3. Речь похожа на речь ребенка более раннего возраста.
4. Слишком незрел, чтобы мог прислушиваться и следовать указаниям.
5. Играет исключительно или преимущественно с детьми более младшего возраста.
6. Слишком тревожен, чтобы на что-то решиться.
7. Другие дети докучают ему (он является «козлом отпущения»).
8. Раз или два пытался прогуливать уроки.
9. Часто опаздывает.
10. Уходит с отдельных уроков.
11. Неорганизован, разболтан, несобран.
12. Ведет себя в группе как отверженный.
—————11—————
1. Заикается, запинается, «слова из него не вытянешь».
2. Говорит беспорядочно.
3. Часто моргает.
4. Выполняет бесцельные движения руками, имеют место разнообразные «тики».
5. Грызет ногти.
6. Ходит, подпрыгивая.
7. Сосет палец (старше 10 лет).
—————12—————
1. Часто отсутствует в школе — полдня или целый день.
2. Отсутствует в школе по несколько дней.
3. Родители сознательно лживо оправдывают отсутствие ребенка в школе (например, заболел).
4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.
5. Неряшлив, «грязнуля».
6. Выглядит очень плохо питающимися.
7. Гораздо некрасивее других детей.
—————13—————
1. Очень отстает в учебе.
2. Умственное развитие значительно ниже, чем у сверстников.
3. Совершенно не умеет читать.
4. Огромные недостатки в знании элементарной математики.
5. Совершенно не понимает математики.
6. Другие дети относятся к нему как к дурачку.
7. Просто глупый.
—————14—————
1. Очень раннее развитие, чувствительность к противоположному полу.
2. Задержки полового развития.
3. Проявляет извращенные наклонности.
—————15—————
1. Неправильное дыхание.
2. Частые простуды.
3. Частые кровотечения из носа.
4. Дышит через рот.
5. Склонность к заболеванию ушей.
6. Склонность к кожным заболеваниям.
7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.
8. Частые головные боли.
9. Склонность чрезмерно бледнеть или краснеть.
10. Болезненные, покрасневшие веки.
11. Очень холодные руки.
12. Косоглазие.
13. Плохая координация движений.
14. Неестественные позы тела.
—————16—————
1. Плохое зрение.
2. Слабый слух.
3. Слишком маленький рост.
4. Чрезмерная полнота.
5. Прочие ненормальные особенности телосложения.
1. НД = «недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям».
Любые достижения стоят ребенку огромных усилий. Выражена чрезмерная чувствительность, ранимость.
2. О = «ослабленность».
Проявления апатии, пониженного настроения. В более легкой форме спады энергии чередуются с проявлением энергетичности и активности. Симптомы 9-20 говорят о более выраженной депрессии.
3. У = «уход в себя».
Избегание контактов с людьми, самоустранение. Реакция защиты по отношению контактов с другими, не принимает проявляемую другими симпатию.
4. ТВ = «тревога за принятие взрослыми».
Беспокойство и неуверенность относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1-6 — ребенок старается убедиться, принимают ли его взрослые. Симптомы 7-10 — обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослых. Симптомы 11-16 — проявляет большое беспокойство о том, принимают ли его взрослые.
5. НВ = «неприятие взрослых».
Проявляется в различных формах, от избегания учителя, подозрительности, до неконтролируемой враждебности.
6. ТД = «тревога за принятие детьми».
Беспокойство и неуверенность в том, нравится ли он другим детям и проявляют ли они к нему интерес. Иногда может принимать форму открытой враждебности.
7. А = «асоциальность».
Недостаток социальной нормативности. Связан с неуверенностью в одобрении взрослых, которая выражается в различных нормах негативизма. Симптомы 1-5 — отсутствие старания понравиться взрослым, безразличность и незаинтересованность в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 — у более старших детей эти симптомы могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10-16 — отсутствие моральной «щепетильности» в мелочах.
8. КД = «конфликтность с детьми».
Враждебное отношение к другим детям — от ревнивого соперничества до открытой враждебности. Слабая выраженность может указывать на то, что ребенок хочет установить или сохранить хорошие отношения с детьми, но выбирает неверные способы.
9.Н = «неусидчивость».
Нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания. Неприспособленность и избегание долговременных усилий.
10. ЭН = «эмоциональная незрелость».
Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях школы к эмонациональному перенапряжению (стрессам). Проявление тревожности в поведении, склонности к слезам.
11. НС = «невротические симптомы».
Включают признаки невроза, преимущественно неврозо-навязчивых состояний: частое моргание, обгрызывание ногтей, сосание пальцев и т.д.
12. С = «среда».
Сигнализирует о том, что ребенок растет в неблагополучной среде, прежде всего семейный круг.
13. УР = «умственное развитие».
Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего уровня умственного развития.
14. СР = «сексуальное развитие».
Фиксирует общую оценку темпам и направленности полового развития.
15. Б = «болезнь».
Содержит внешние признаки, по которым можно определить заболевание ребенка, но, конечно, нельзя поставить точный диагноз.
16. Ф = «физическое развитие».
Обращает внимание на ненормальности телосложения, слабое зрение и слух.
Карта
Имя, Фамилия ______________________ Возраст _______________Дата ________ Класс _______________
Нарушения | Неприспособленность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
НД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Д | 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
У | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТВ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 9 | 11 | 13 | 15 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | |||||||||||||||||||
ВВ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТД | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 1 | 11 | 12 | 12 | 14 | 15 | ||||||||||||||||||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 10 | 11 | 2 | ||||||||||||||||||||||||
Н | 1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||||||||||||
ВД | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||||||||||||||||
ЭН | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 9 | 10 | 6 | 7 | 8 | 11 | 12 | |||||||||||||||||||||||
НС | 2 | 3 | 4 | 1 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||
С | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||
СР | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
УО | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||
Б | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |||||||||||||||||||||
Ф | 1 | 2 | 4 | 5 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительный просмотр:
Поведенческие расстройства или девиации поведения?
В.Д. Менделевич
Казанский государственный медицинский университет
URL
Существовавшая на протяжении многих лет неоднозначность ситуации в области оценки отклоняющегося поведения человека, в определении его границ, проявлений, в причислении к психической патологии или условной норме привела к тому, что эту сферу психической жизни индивида и научно-практического раздела ученые стали обходить стороной. Психиатры, которые до появления психологии девиантного поведения занимались изучением исключительно патологической психической деятельности, вначале посчитали эту область знаний малозначимой в сопоставлении с учением о психозах, заполонивших психиатрическую науку и практику. В сравнении с шизофренией гемблинг (увлечение азартными играми) рассматривался как "озорство", не требующее внимания специалиста и тем более терапии.
По мере естественного сужения сфер влияния психиатрии за счет становления клинической психологии и отнесения к ее ведению значительной части так называемой малой психиатрии "большая психиатрия" начала экспансию в смежные научные области. Девиантные формы поведения, которые ранее расценивались ею как не существенные и малозначимые, стали рассматриваться как важные в плане предрасположенности к тяжелым психическим заболеваниям и были названы донозологическими (предболезненными) формами психических расстройств. Именно расстройств, а не психологических феноменов. Современная мировая психиатрия раскрыла себя в новой международной классификации (5-я глава МКБ-10). Из прежней классификации (МКБ-9) психических заболеваний (т.е. нозологических форм) она превратилась в классификацию психических и поведенческих расстройств (т.е. симптомов). С одной стороны, подобную метаморфозу можно приветствовать, поскольку, наконец, психиатрия стала перемещаться с ортодоксальных на феноменологические позиции; с другой - включение в сферу деятельности психиатрии так называемых поведенческих расстройств, которые автоматически стали как бы симптомами (ведь медицина занимается патологией и изучать здоровье не вполне подготовлена), следует признать по меньшей мере спорным. Сегодня, основываясь на новой классификации, врач-психиатр имеет возможность ставить такие диагнозы, как: ковыряние в носу и сосание пальца (шифр F98.8), речь взахлеб (шифр F98.6) и кусание ногтей. Но диагносту не предоставлены медицинские критерии для разграничения, к примеру, поведенческого расстройства в виде "ковыряния в носу" и привычки "ковырять в носу". Особо следует отметить тот факт, что врачу-психиатру не предписывается, как прежде, использовать научные термины. Достаточно простой констатации факта, облеченной в форму обыденных выражений. Несмотря на то, что медицинский подход к терминологической оснащенности специалиста традиционно отличается жесткостью, точностью и четкостью. А около 80% всех используемых в медицине терминов имеют латинское или греческое происхождение, что признается единственно правильным и способствует отделению науки от паранауки или других наук.
Таким образом, можно утверждать, что сугубо психиатрическая парадигма в оценке отклоняющегося (не всегда относящегося к симптомам и расстройствам) поведения не способна быть объективной и этот путь развития психологии девиантного поведения следует причислить к тупиковым.
Попытки ортодоксальной психологии в противовес психиатрии заняться изучением поведенческих девиаций и организацией помощи людям с подобными отклонениями также следует признать неудачными. Причина неудач кроется в стремлении априорно развести психологию и психопатологию девиантного поведения, заранее разделить психические и поведенческие расстройства, с одной стороны, и отклонения, с другой. Как следствие, предлагалось приписать психиатрии сферу психопатологии девиантного поведения, а психологии - условной нормы. Обратим внимание на парадокс, что проблема как раз и заключается в диагностике и в последующем в способах оказания помощи. Нельзя решить лишь на основании внешних клинических признаков отклонения поведения, болен девиант психически или нет. Нельзя составить реестр однозначно психопатологических или стопроцентно психологически обусловленных девиаций. Попытки разделить психологию и психопатологию девиантного поведения до того, как проанализирован конкретный случай и определены мотивы выбора человеком подобного стиля поведения, являются по сути нонсенсом. Да к тому же ортодоксальная психология не имеет инструмента для научно обоснованной диагностики и коррекции наблюдающихся особенностей поведения. Она предполагает, что диагностическая парадигма должна быть следующей: вначале психиатры должны отвергнуть "свою патологию", а затем психологи анализируют случай и оказывают психологическую помощь страждущему.
В настоящем сообщении приводится один из взглядов на решение проблемы анализа и дифференциации поведенческих расстройств от девиантных форм поведения, который не претендует на исключительность и бесспорность.
С нашей точки зрения, современная психология девиантного поведения - это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии. Данная дисциплина находится на стыке клинической психологии и психиатрии и для ее освоения требуются знания и навыки из этих научных областей. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения в данном контексте представляет собой типичный пример научной области, в которой знания, полученные учеными различных специальностей, до настоящего времени не привели к становлению отдельной научной дисциплины. Причиной тому является столкновение мнений между ортодоксально психологическим и ортодоксально психиатрическим взглядами на отклоняющееся от нормативного поведение. Отнюдь не риторическими остаются вопросы о том, следует ли относить девиации поведения к патологии (т.е. к признакам психических расстройств и заболеваний, обозначаемых как симптомы, синдромы) или же они должны быть признаны крайними вариантами нормы; являются ли девиации поведения этапами психопатологических нарушений (т.е. донозологическими психическими расстройствами) или между поведенческими болезненными расстройствами и девиантными формами поведения лежит пропасть; каковы причины (психогенез) отклоняющихся форм поведения: нарушения мозговой деятельности, навыков адаптивного поведения или социальных ожиданий; какие меры необходимы для восстановления адекватного поведения (если это возможно в принципе): психофармакологическая терапия или психологическая коррекция.
До последнего времени отмечалась тенденция дистанцировать проблемы, изучаемые в рамках психологии девиантного поведения, от проблем смежных дисциплин, что приводило и приводит к одностороннему, пристрастному взгляду на сложные теоретические и практические вопросы отклоняющегося от общепринятых стандартов поведения. Наиболее распространенной является попытка противопоставить психологию и психопатологию девиантного поведения, четко разделить проблемы здоровой и больной психической деятельности, что, видимо, должно быть признано ошибочным. Следствием данного подхода являются попытки выделения девиаций "в рамках психической нормы" и при психопатологических расстройствах, последние из которых предлагается обозначить иным термином (не девиацией). Ярким примером может служить неудачная попытка разделить такую проблему девиантного поведения, как употребление наркотических веществ, на собственно психологическую (когда существует лишь психологическая зависимость от наркотика) и медицинскую (в случае "злоупотребления" наркотиком, формирования физической зависимости и заболевания - наркомании).
Приведенный широко распространенный подход, основанный на ортодоксальных принципах, не позволяет, с одной стороны, всесторонне объективно и беспристрастно анализировать механизмы психогенеза, т.е. психические процессы, ответственные за формирование девиаций, с другой - он не дает возможности оказывать адекватную и эффективную помощь. Консерватизм данной позиции отражается в поиске альтернативы ответственности за формирование и исход девиации.
Предметом изучения психологии девиантного поведения являются отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, психические состояния, а также развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и/или нарушению самоактуализации и принятия себя в силу выработанных неадекватных паттернов поведения. Существенным параметром девиантного поведения выступает отклонение в ту или иную сторону с различной интенсивностью и в силу разнообразных причин от поведения, которое признается нормальным и не отклоняющимся вне зависимости от наличия или отсутствия психопатологических расстройств (см. схему).
К характеристикам нормального (нормативного) и гармоничного поведения относятся: сбалансированность психических процессов (на уровне свойств темперамента), адаптивность и самоактуализация (на уровне характерологических особенностей) и духовность, ответственность и совестливость (на личностном уровне). Так же, как норма поведения базируется на этих трех составляющих индивидуальности, так и аномалии и девиации основываются на их изменениях, отклонениях и нарушениях. Таким образом, девиантное поведение человека можно обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.
Выделяется несколько подходов к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций: социальный, психологический, психиатрический, этнокультуральный, возрастной, гендерный, профессиональный и феноменологический.
Социальный подход базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека. В соответствии с ним к девиантному относят любое поведение, которое явно или потенциально является опасным для общества, окружающих человека людей. Упор делается на социально одобряемые стандарты поведения, бесконфликтность, конформизм, подчинение личных интересов общественным. При анализе отклоняющегося поведения социальный подход ориентирован на внешние формы адаптации и игнорирует индивидуально-личностную гармоничность, "приспособленность к самому себе", принятие себя и отсутствие так называемых психологических комплексов и внутриличностных конфликтов.
Психологический подход в отличие от социального рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Имеется в виду тот факт, что сутью девиантного поведения следует считать блокирование личностного роста и даже деградацию личности, являющихся следствием, а иногда и целью отклоняющегося поведения. Девиант в соответствии с данным подходом осознанно или неосознанно стремится разрушить собственную самоценность, лишить себя уникальности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки.
В рамках психиатрического подхода девиантные формы поведения рассматриваются как преморбидные (доболезненные) особенности личности, способствующие формированию тех или иных психических расстройств и заболеваний. Под девиациями зачастую понимаются не достигшие патологической выраженности в силу различных причин отклонения поведения, т.е. те "как бы психические расстройства", которые не в полной мере соответствуют общепринятым критериям для диагностики симптомов или синдромов. Несмотря на то, что эти отклонения и не достигли психопатологических качеств, они все же обозначаются термином расстройства.
Этнокультуральный подход подразумевает тот факт, что девиации следует рассматривать сквозь призму традиций того или иного сообщества людей. Считается, что нормы поведения, принятые в одной этнокультуральной группе или социокультуральной среде, могут существенно отличаться от норм (традиций) иных групп людей. Вследствие этого существенным признается учет этнических, национальных, расовых, конфессиональных особенностей человека. Предполагается, что диагностика поведения человека как отклоняющегося возможна лишь в случаях, если его поведение не согласуется с нормами, принятыми в его микросоциуме или он проявляет поведенческую ригидность (негибкость) и не способен адаптироваться к новым этнокультуральным условиям (например, в случаях миграции).
Возрастной подход рассматривает девиации поведения с позиции возрастных особенностей и норм. Поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, может быть признано отклоняющимся. Это могут быть количественные (гротескные) отклонения, отставание (ретардация) или опережение (ускорение) возрастных поведенческих норм, так и их качественные инверсии.
Гендерный подход исходит из представления о существовании традиционных полоролевых стереотипов поведения, мужском и женском стиле. Девиантным поведением в рамках данного подхода может считаться гиперролевое поведение и инверсия шаблонов гендерного стиля. К гендерным девиациям могут относиться и психосексуальные девиации в виде изменения сексуальных предпочтений и ориентаций.
Профессиональный подход в оценке поведенческой нормы и девиаций базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведения и традиций. Имеется в виду, что профессиональное сообщество диктует его членам выработку строго определенных паттернов поведения и реагирования в тех или иных ситуациях. Несоответствие этим требованиям позволяет относить такого человека к девиантам.
Феноменологический подход к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций в отличие от социального, психологического или психиатрического позволяет учитывать все отклонения от нормы (не только социально опасные или способствующие саморазрушению личности). Используя его, можно диагностировать и нейтральные, с точки зрения общественной морали и права, поведенческие отклонения (к примеру, аутистическое поведение), и даже положительно окрашенные девиации (например, трудоголизм). Кроме того, феноменологическая парадигма позволяет усматривать за каждым из отклонений в поведении механизмы психогенеза, что способствует в дальнейшем выбору адекватной и эффективной тактики коррекции поведения. Так, трудоголизм как поведенческая девиация может быть рассмотрен и истолкован как аддикция, сформированная на базе стремления к уходу от реальности путем фиксации внимания на строго определенном виде деятельности, так и как проявление психопатологических особенностей, например, в рамках маниакального синдрома. Лишь феноменологический подход способен беспристрастно и объективно подойти к анализу отклоняющегося поведения и способствовать пониманию сущностных мотивов поведения человека.
Основой оценки девиантного поведения человека является анализ его взаимодействий с реальностью, поскольку главенствующий принцип нормы - адаптивность - исходит из приспособления (адаптивности) по отношению к чему-то и кому-то, т.е. к реальному окружению индивида. Взаимодействия индивида и реальности можно представить пятью способами: приспособление, противодействие или болезненное противодействие, уход и игнорирование.
При противодействии реальности индивид активно пытается разрушать ненавистную ему действительность, изменять ее в соответствии с собственными установками и ценностями. Он убежден, что все проблемы, с которыми он сталкивается, обусловлены факторами действительности, и единственным способом достижения его целей является борьба с действительностью, попытка переделать реальность под себя или максимально извлечь выгоду из нарушающего нормы общества поведения. При этом ответом со стороны действительности по отношению к такому индивиду становится также противодействие, изгнание или попытка изменить индивида, подстроить его под требования реальности. Противостояние реальности встречается при криминальном и делинквентном поведении. Если рассмотреть все типы взаимодействия индивида и реальности на примере наркозависимости, то в рамках противостояния употребление наркотиков можно рассматривать как протест, эпатаж, нежелание мириться с окружающей действительностью.
Так называемое болезненное противостояние реальности обусловлено признаками психической патологии и психопатологическими расстройствами, при которых окружающий мир воспринимается враждебным в связи с субъективным искажением его восприятия и понимания. Симптомы психического заболевания нарушают возможность адекватно оценить мотивы поступков окружающих и вследствие этого эффективное взаимодействие с окружением становится затруднительным. Если при противостоянии реальности здоровый человек осознанно выбирает путь борьбы с действительностью, то при болезненном противостоянии у психически больного человека данный способ взаимодействия является единственным и вынужденным. На примере употребления наркотических веществ в рамках наркозависимости данный тип взаимодействия с реальностью можно трактовать как использование этих средств, в частности, с целью купирования психопатологической симптоматики.
Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно или неосознанно выбирают люди, которые расценивают реальность негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. Они могут также ориентироваться на нежелание приспосабливаться к действительности, "не заслуживающей того, чтобы к ней приспосабливались" по причине несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности. Употребление наркотиков в данном случае следует рассматривать как аддикцию - уход от скучной реальности в виртуальный мир, созидаемый химическим веществом.
Игнорирование реальности проявляется автономизацией жизни и деятельности человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире. При этом не происходит ни столкновения, ни противодействия, ни ухода от реальности. Стороны существуют как бы сами по себе. Подобный вариант взаимодействия с реальностью довольно редок и встречается лишь у небольшого числа повышенно одаренных, талантливых людей с гиперспособностями в какой-либо одной области. Употребление наркотических веществ следует рассматривать при этом типе взаимодействия с реальностью как признак "особости", избранности, причастности к богеме.
Гармоничный человек выбирает приспособление к реальности. Однако нельзя однозначно исключать из ряда гармоничных индивидов лиц, которые используют, к примеру, способ ухода от реальности. Это связано с тем, что реальность, так же как и отдельный индивид, может носить негармоничный характер. Например, добровольное приспособление к условиям авторитарного режима, разделение его ценностей и выбор соответствующего поведения нельзя рассматривать как гармоничное.
В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое и на базе гиперспособностей. Клинические же формы (проявления) представлены: агрессивным и аутоагрессивным поведением, нарушением пищевого поведения, злоупотреблением веществами, изменяющими психическое состояние, сексуальными девиациями, сверхценными увлечениями, коммуникативными, этическими и эстетическими девиациями, или нарушениями стиля поведения (В.Д.Менделевич, 1998). В рамках каждой из клинических форм отклоняющееся поведение можно трактовать и как психологическое (т.е. собственно девиантное), и как психопатологическое (т.е. как поведенческое расстройство).
Таким образом, анализ современного положения в сфере изучения поведенческих отклонений позволяет утверждать, что поведенческие расстройства и девиации поведения, имея феноменологическое сходство и даже идентичность, отличаются друг от друга этиопатогенетически. Недоучет данного обстоятельства в МКБ-10 приводит, с одной стороны, к размыванию границ между психической и поведенческой нормой и патологией, с другой - к дискредитации научности психиатрической науки и практики. Учитывая тот факт, что в рамках девиантного поведения могут сочетаться психологические и психопатологические механизмы, в сфере оказания помощи данному контингенту лиц следует сочетать психофармакотерапию с психотерапией.
>> Доктора отвечают на Ваши вопросы ONLINE
>> Обсуждение этой статьи на медицинском форуме Nedug.Ru
Предварительный просмотр:
Рекомендации психолога.
Правила взаимодействия
Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении.
1.Субъективность взаимодействия
Помочь ребенку можно только тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни.
«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» – эта фраза во многом не лишена смысла. Задача – научить ребенка держаться на воде, отправляя его в жизненное плавание, а не сформировать зависимость от взрослых, в том числе и от психолога. Главное – сделать ребенка заинтересованным союзником своих позитивных изменений в себе и своей жизни.
2.Нужно найти причины отклоняющегося поведения.
Конкретное поведение — это всегда следствие чего-то. Даже если поступок имел ситуативные предпосылки и не являлся сознательно мотивированным, следует обратиться к истокам. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, мы ничего не добьемся.
Типичные причины нарушения поведения могут быть следующими.
Стремление привлечь к себе внимание. Известны случаи, когда ребенок с хорошими способностями просто «увязает в двойках», чтобы добиться совместного с родителями выполнения домашних заданий. А уж такие способы привлечения внимания, как дерганье за косички, подножки, просто широко известны.
Стремление к самоутверждению. Многие действия подростков, производящие неблагоприятное впечатление, продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя.
Нравственно-духовная незрелость, ведущая к десакрализации человеческих ценностей, обесцениванию чувства любви, добра.
Стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды. боль, унижение.
3.Последовательность во взаимоотношениях
Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если вы будете менять свою позицию или ваши слова и заявления не будут соответствовать вашим действиям.
Например, вы советуете ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорите, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричите на ребенка и наказываете его. В результате дети начинают презирать взрослых. Особенно опасно, если у детей и подростков возникает негативизм: они не хотят слушать никого из взрослых, в особенности употребляющих те же слова, которые они слышали из лицемерных уст. Следует разъяснить причины изменения позиции, признаться, что первое мнение было ошибочным.
4.Позитивность взаимодействия.
Всем хорошо известно правило воспитания6 « правило кнута и пряника», или правило поощрения и наказания».
Остро дискутируемый вопрос о пользе наказания в работе по преодолению девиантного поведения должен решаться только с позиции полезности наказания для выработки у ребенка новых форм поведения. Если критика негативного поведения сочетается с верой в силы и возможности ребенка, то она может выступить в виде того «кнута», который позволяет сдвинуться с мертвой точки.
Позитивность взаимодействия предполагает следующее.
- Постановку позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка.
Например, бессмысленно от ребенка с холерическим темпераментом добиваться плавных движений, равномерных усилий и ровного, спокойного поведения в течение всех учебных занятий в школе. Однако при этом можно ставить задачу повышения у него произвольности поведения и развития волевого контроля, что может выразиться, например, в обучении ребенка поднимать руку, перед тем как что-то сказать или спросить на уроке.
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат («вести здоровый образ жизни» вместо «бросить курить»; «добиться положительной успеваемости» вместо «не получать двойки»;
«приходить в школу вовремя» вместо «перестать опаздывать» и т.д.).
- Опору на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения.
Ребенок, часто нарушающий поведение, подвергается критике со стороны взрослых, на него обрушиваются негативные эмоции, поэтому у него, как правило, отрицательная самооценка: «Я — плохой». Еще хуже, если формируется негативный жизненный сценарий. Тогда девиации будут просто притягиваться, чтобы доказать правоту сценария.
Важно вместе с ребенком выявить его достоинства (а они всегда, безусловно. есть!) и ресурсы для позитивных изменений. Для этого можно использовать обратную связь, искреннее поощрение привлекательных поступков,. Чувств и намерений ребенка. Нужно помочь ему сфокусироваться на своих положительных качествах, чувствах, мыслях, найти положительный смысл. ( например, упрямство – упорство и т.д.).
5.Поощрение положительных изменений.
Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделять и ценить даже самые малые достижения.
Ведь путь на вершину складывается из малых шагов. Вряд ли ребенок может быстро стать кардинально другим. Вам предстоит, возможно, долгий путь, и, чтобы не сбиться с него, следует помнить о правиле позитивности.
6.Привлекательная альтернативность
Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы.
Важно, чтобы ребенок не просто осознал негативность девиантных поступков, но и выработал формы альтернативного поведения. В некоторых случаях возникший «позитив», с точки зрения ребенка, и позволяет достичь значимых целей.
Например, подросток курит, употребляет нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой он нашел признание. Естественно, что отказ от общения со сверстниками вряд ли покажется подростку привлекательным. Однако может оказаться привлекательным включение его в круг подростков, имеющих сходные ценности (посещение кружка, секции, переход в другой класс или школу), где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе ценой девиаций. Проверка значимости своей роли в компании без выполнения принятых «девиантных ритуалов» или способности противостоять группе по отдельным вопросам также могут оказаться привлекательными альтернативами.
Хорошо известно, что принять решение легче, чем его реализовать. Именно поэтому важно предпринять шаги по реализации того или иного решения.
Стратегия «Предотвращение рецидива».
1.Обсуждение в деталях выбранного поведения, а также признаков, по которым можно определить, что произошел срыв.
2.Выявление ситуаций, лиц, мест, событий, которые могут спровоцировать срыв.
3.Выявление лиц, обстоятельств, условий, которые помогут придерживаться желаемого поведения.
4.Выявление факторов, которые помогут пережить трудные ситуации или срыв.
5. Выявление ( тренировка0 наваыков и качеств, которые необхлдимы, чтобы удержаться от негативных поступков.
6. Подробное перечисление будущих
выгод от нового поведения.
7. Разработка конкретных поощрений и компенсаций (вознаграждений) за хорошо выполненную работу — реализацию нового поведения.
7.Разумный компромисс
Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.
Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим, а с другой — любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка.
8.Гибкость
Используйте различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы.
Исследование возможностей психологической помощи несовершеннолетним преступникам показало, что при психотерапии тревожных детей с чувством вины и ощущением неадекватности необходимо проявлять интерес к их чувствам.
В работе же с несговорчивыми правонарушителями эффективными являются формальные, директивные, прямолинейные стратегии работы, когда больше внимания обращается не на внутренние переживания, а на внешние способы контроля поведения.
Правило гибкости также означает, что, если одна из стратегий оказалась неэффективной, можно попробовать реализовать другую.
.
Предварительный просмотр:
Памятка учителю
Правила
работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Педагогам, еще не научившимся работать со слабоуспевающими учениками, администрация крайне не рекомендует выставлять ноль и низкий балл.
- Моральное право ставить ноль или самый низкий балл имеет только тот учитель, которого как предметника, человека и воспитателя уважают дети!
- Выставление ноля и низкого балла является сигналом для учителя, требующим серьезно пересмотреть весь педагогический арсенал своей деятельности.
- Без точного знания, насколько ребенку нравитесь Вы и Ваш предмет, понимает ли он то, что происходит на уроке, интересны ли ему те или иные фазы урока, способы и формы работы с ним - без этого довольно сложно добиться успеха.
- Важно много знать о ребенке, находящемся на грани предметного риска: какова степень запущенности материала, какие психологические приемы и формы педагогической поддержки можно использовать в работе с ним.
- После балла ‘1” – “2’ учитель ставит не точку, а двоеточие и затем постоянно работает с учеником на предмет выведения его на более высокий уровень знания предмета.
- В рамках управления успехом учитель должен относиться к слабоуспевающему ученику с предельным уважением и вниманием.
- Педагогическая поддержка слабоуспевающего ученика должна стать главной работой учителя.
- Через целую серию психолого-педагогических процедур необходимо с предельной точностью выяснить причины неуспеха ученика. (C этой целью используются беседы, наблюдение, выдача специальных заданий, анкетирование, встречи с родителями, совместная работа с другими педагогами и т.д.).
- Если ребенок по медицинским и другим показаниям не может объективно справиться с учебным материалом на уровне стандарта, необходимо либо добиться проведения медико-педагогической комиссии, либо составить план длительного индивидуального выведении ученика из кризиса
Памятка учителю
УЧИТЕЛЬ И ОЦЕНКА
Учитель, набравшись мудрости и терпения, использует в процессе обучения принцип управления успехом: тщательно отслеживает мельчайшие изменения к лучшему в поступках, поведении, познавательной деятельности ученика и постоянно находит возможности, эффективные шаги для усиления и поддержки. Одобрение и ободрение – два похожих слова играют решающую роль в обеспечении учебного успеха детей.
Оценке предшествует определенная деятельность учащихся, и именно эта деятельность должна быть оценена.
Оценка – своего рода символ и в тоже время мерило, позволяющее определить степень успешности обучения.
1. Не стоит придавать оценке роль инквизиторского топора.
2. Важно, чтобы цифра не заслоняла человека.
3. Оцениваются не решение, не выполенение задания, не ответ, а достижения,учащегося, его умение пользоваться полученными знаниями для извлечения новых.
4. Оценка должна позволить учителю увидеть свои и ученические пробелы и возможные шаги для успешной коррекции.
5. Оценивается не ребенок, а его деятельность.
6. Лучше использовать разнообразный инструментарий при оценивании знаний учащихся: обучающий зачет, семинары, творческие работы.
7. Оценка может быть количественной и качественной. Наряду с выставленным баллом и значительно важнее балла развернутая характеристика успехов ученика.
8. Нельзя девальвировать, но нельзя и фетишизировать роль оценки.
9. Оценка должна стимулировать деятельность ученика, а значит, выставление оценки должно сопровождаться энергетически мощным учительским импульсом, позволяющим ученику поверить в свои силы, испытать удовольствие от поощрения.
10. Справедливость при выставлении оценки выступает как наиболее значимый фактор [особенно с точки зрения учащихся].
11. К сожалению, довольно часто, несмотря на частокол оценок в журнале, учитель не имеет ни малейшего представления о фактических знаниях ученика, то есть оценка выставляется ради формального, требуемого администрацией, так называемого накопления оценок.
При оценивании деятельности ученика важно учитывать, что оценка, выставляемая на уроке, отмечает лишь то, что на данный момент ученик запомнил, сделал, сказал.
Оценка фактически должна дать ответ на главные вопросы:
- носят ли знания ученика системный характер;
- насколько ученик глубоко понимает изученный материал;
- интересно ли ученику заниматься этим предметом;
-практико-ориентированная ценность знаний [возможность использовать их на практике];
- как соувязаны репродуктивная и практически творческая деятельность учащихся.
Агрессивное воспитание, основанное на крике, ужесточение требований приводит к двоякому результату: ребенок, возможно, запомнит необходимый материал, но будет испытывать к предмету и к авторитарно организованной деятельности устойчивое отвращение. Устойчивая негативная эмоциональная и смысловая окраска в процессе возбуждения доминантных очагов в мозгу приводит к динамическому стереотипу, к такой реакции на бурный, злой, резкий раздражитель, которая характеризуется страхом, агрессией, ответной злостью, сопротивлением даже в том случае, когда истина вроде бы очевидна.
Агрессия учителя связана, как правило, с педагогическим бессилием, однообразиеми худосочностью его методического арсенала в широком смысле и неготовностью к каждому данному уроку – в узком. Нередко агрессивность учителя связана с неверно выбранными жизненными и профессиональными установками:
- «Не хватало еще, чтобы я тратил на них свое здоровье [силы, нервы, жизнь]».
- «В каждом классе чуть ли не половина дебилов. Пусть их родители учат!».
- «Книг нет, пособий нет, как учить по-новому – узнать негде, вот и приходится учить, как умею».
- «Каждый раз думаю, что надо бы сходить в библиотеку, получше подготовиться к урокам, найти какие-нибудь изюминки, да все некогда, заедает текучка, то-се, пятое-десятое».
- «Я им, мерзавцам, задаю по пол-учебника разом, пусть учат, нечего по улицам шататься».
- «Значительное количество учеников в каждом классе или неспособны к моему предмету, или не нуждаются в нем».
Очевидно, что эти и другие достаточно известные установки и рассуждения прикрывают несостоятельность учителя.
В зависимости от того, какой подход исповедует учитель, можно судить о его нравственной позиции, об уровне его профессионализма. Если учитель с известной долей злорадства, как бы мстя ученику за свои собственные неуспехи, выискивает в каждой детской работе или высказывании ошибки, а не достоинства, недостатки, а не приобретения, то климат на уроках у такого учителя тягучий, вязкий, успехи в обучении замедленны и невыразительны.
По-другому выглядит работа учителя, умеющего сочетать системно выстроенные педагогические требования с добрым, чутким вниманием к запросам, интересам, способностям ребенка.
Предварительный просмотр:
Социальный паспорт класса
Класс ________________________
Кол-во учащихся ______________: мальчиков ________; девочек _________
Характеристика учеников
Хорошо успевающие ______________________________________________
(указать Ф.И.О.) ______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Проблемы с учебой ______________________________________________
(указать Ф.И.О.) ______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Проблемы с поведением:
на учете ИДН ______________________________________________
(указать Ф.И.О., ______________________________________________
причину и время ______________________________________________
поступления на учет) ______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
на внутришкольном учете _________________________________________
(см. выше) _________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ограничения двигательных движений _______________________________
(указать Ф.И.О.) ______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Хронические внутренние заболевания _______________________________
(указать Ф.И.О. и какое заболевание) _______________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Психоэмоциональные отклонения _______________________________
(указать Ф.И.О.) ______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Занятость в кружках, секциях _______________________________
(указать Ф.И.О. ученика, в каком кружке_______________________________
занимается, кто руководитель,________________________________________
адрес кружка или в школе) ___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика родителей
Социальное положение:
Педагоги __________ Предприниматели __________
Рабочие __________ Мед. работники __________
Безработные __________ Военнослужащие __________
Служащие __________ Пенсионеры __________
Инженеры __________
Образование:
Высшее __________
Высшее незаконченное __________
Среднее специальное __________
Среднее __________
Неполное среднее __________
Возраст родителей:
25 – 30 __________
30 – 35 __________
35 – 40 __________
40 - … __________
Жилищные условия: Однокомнатная квартира ____________
2-х комнатная ____________
3-х комнатная ____________
4-х комнатная и более ____________
малосемейка ____________
комната с подселением ____________
Карточка
индивидуальной работы с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания
- Сведения об учащихся
1.Фамилия, имя, отчество ____________________________________
2.Дата рождения ____________________________________
3.Класс ____________________________________
4.Адрес, телефон ____________________________________
- Сведения о семье
1. Фамилия, имя, отчество ____________________________________
(мать, отец) ___________________________________________________
2.Место работы, ______________________________________________
занимаемая должность _________________________________________
______________________________________________________________
- Социальная характеристика семьи
1.Вид семьи ___________________________________________________
2.Отношения в семье _________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
3.Условия жизни в семье _________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
4.Влияние родителей на ученика _______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Социально-педагогическая характеристика учащегося
1.С какого времени, где и за что стоит на учете _____________________
_____________________________________________________________
2.Способности к учению, успеваемость __________________________
_____________________________________________________________
3.Участие в кружках, секциях ____________________________________
4.Участие в общественной жизни класса, __________________________
любимое занятие в свободное время _______________________________
5.Круг общения ______________________________________________
6.Состояние здоровья,___________________________________________
физическое развитие _________________________________________
7.Формы ассоциального поведения _______________________________
8.Индивидуально-психологические качества _____________________
_____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
ОТЧЕТ
ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЯ О РАБОТЕ ПО
ПЕРЕВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ ЗА __________ ГОД
1.Ф.И.О. подростка _________________________________________
2. Ф.И.О. общественного воспитателя __________________________
3. подросток проживает _________________________________________
_____________________________________________________________
4.место учебы, работы _________________________________________
5.обстановка в семье _________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
6. подросток посещен по месту жительства (когда) ________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
7.по месту жительства характеризуется __________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
8. подросток занимается в кружках, секциях (каких) ________________ _____________________________________________________________
9.за истекший месяц им прочитаны книги __________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
10. по месту учебы, работы прослушал следующие лекции, беседы _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
11. по месту учебы, работы характеризуется ____________________ _____________________________________________________________
12.друзья по месту учебы, работы, характер связей ________________ _____________________________________________________________
13.друзья по месту жительства ____________________________________ _____________________________________________________________
14.предложения, выводы общественного воспитателя _______________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
ПОДПИСЬ _____________
Карточка учета неблагополучной семьи
1.Общие сведения о родителях
Ф.И.О. ________________________________________________________ ________________________________________________________
дата рождения ______________________________________________
домашний адрес ______________________________________________
______________________________________________
место работы ______________________________________________ ______________________________________________
образование ______________________________________________ ______________________________________________
2.Вид и состав семьи _________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
3.Материальная обеспеченность (приблизительно) ________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
4.Жилищные условия _________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
5.Санитарная культура семьи _______________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
6.Взаимоотношения в семье ____________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
7.Кто из членов семьи оказывает неблагоприятное влияние _____________________________________________________________
8. Кто из членов семьи пользуется наибольшим авторитетом и почему ________________________________________________________ _____________________________________________________________
9.Контроль за поведением и учебой школьника ________________ _____________________________________________________________
РЕЙД «ПОДРОСТОК»
Цель: изучение семейно-бытовых условий
Акт обследования
Дата обследования __________________________
Состав комиссии ______________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
Домашний адрес ______________________________________________
В результате посещения установлено:
1.Реальный состав семьи, в которой живет подросток (Ф.И.О. всех членов семьи, год рождения, занятость, родственные отношения с учеником)
_____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
2.Характеристика жилья _________________________________________
_____________________________________________________________
На момент посещения обнаружено:
1.Условия для нормальной жизнедеятельности ребенка (детей) _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
2.Соблюдение санитарных норм в комнате ребенка ________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
3.Соблюдение режима дня учеником __________________________ _____________________________________________________________
4.Реакция семьи на посещение ____________________________________ _____________________________________________________________
5.Кто в семье занимается воспитанием ребенка (детей) _____________________________________________________________ 6.Атмосфера в семье _________________________________________
Выводы членов комиссии:
_____________________________________________________________ _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Подписи _____________/___________________________
членов комиссии _____________/___________________________
_____________/___________________________
_____________/___________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы ________________
Акт
обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего
от «______» ______________ 200___г.
Мною, _______________________________________________________________
(фамилия, должность)
в присутствии _________________________________________________________
(родителей, родственников)
проживающих на данной площади _______________________________________
(адрес)
проведено обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего ____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Дата рождения ____________________________________________________
Место учебы ____________________________________________________
Успеваемость _________________________________________________________
Сведения о состоянии здоровья _________________________________________ ____________________________________________________________________
(сведения с указанием даты последнего обследования)
Жилищные условия ____________________________________________________ ____________________________________________________________________
Сведения о родителях:
Мать _______________________________________________________________
(Ф.И.О., место нахождения)
Отец _______________________________________________________________
(Ф.И.О., место нахождения)
Опека (попечительство) ______________________________________________
(дата, место)
Опекун (попечитель, пр.родитель) ____________________________________ ____________________________________________________________________
(Ф.И.О., год рождения)
Место работы _________________________________________________________
Исполнение обязанностей по воспитанию ребенка _________________________ ____________________________________________________________________
Сведения об имуществе несовершеннолетнего _________________________ ____________________________________________________________________
(пенсия, пособие, вещи, средства, расход денег на содержание ребенка)
Закрепление жилплощади ______________________________________________
(когда, кем, по какому адресу)
Наследство _________________________________________________________
Характер взаимоотношений ребенка и воспитателя ________________________ ___________________________________________________________________
Заключение обследования ________________________________________ ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
«______» ______________ 200____г. Подпись
Предварительный просмотр:
ТЕСТИРОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА (ПО АЙЗЕНКУ)
Вам предлагается ответить на ряд вопросов. Подготовьте бланк для ответов. Если Вы согласны с утверждением, содержащемся в вопросе, ставьте в бланке против его номера 1, если не согласны – 0. Не обдумывайте долго ответы на вопросы – давайте тот ответ, который приходит в голову первым. Не старайтесь произвести своими ответами хорошего впечатления – здесь нет «плохих» или «хороших» ответов.
Тест
1. Любите ли Вы оживление и суету вокруг Вас?
2. Часто ли у Вас бывало беспокойное чувство, что Вам чего-то хочется, а Вы не знаете чего?
3. Вы из тех людей, которые «за словом в карман не лезут»?
4. Чувствуете ли Вы себя иногда то счастливым, то печальным без всякой на то причины?
5. Остаетесь ли Вы на вечеринках и в компании в тени?
6. Всегда ли в детстве Вы делали немедленно и без ропота то, что Вам приказывали старшие?
7. Вы часто испытываете обиду от несправедливого отношения к Вам?
8. Вы большой любитель вкусно поесть?
9. Бываете ли Вы в очень возбужденном состоянии – таком, что трудно сдержаться?
10. Любите ли Вы бывать среди людей?
11. Часто ли Вы теряете сон из-за Ваших тревог?
12. Вы не прочь прихвастнуть, когда знаете, что слушатели все равно не смогут все в точности проверить?
13. Могли бы Вы назвать себя беспечным человеком?
14. Часто ли Вы решаетесь на что-нибудь слишком поздно?
15. Любите ли Вы работать в одиночестве?
16. Часто ли Вы чувствуете себя равнодушным и усталым без причины?
17. Подвижный ли Вы человек?
18. Смеетесь ли Вы иногда, если кто-нибудь непристойно шутит?
19. Часто ли Вам что-нибудь так надоедает, что Вы чувствуете себя «сытым по горло»?
20. Чувствуете ли Вы себя неловко в новой или нарядной одежде?
21. Часто ли Ваши мысли отвлекаются, когда Вы пытаетесь сосредоточить внимание на чем-то?
22. Можете ли Вы быстро переводить Ваши мысли в слова?
23. Часто ли Вы бываете в рассеянном забытьи?
24. Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков?
25. Любите ли Вы каверзные шутки?
26. Часто ли Вы думаете о Вашем прошлом?
27. Вы не упускаете удобного случая, чтобы познакомиться с новым человеком?
28. Вы остро переживаете такие события, которые другим кажутся вполне обычными?
29. Вы очень любите подолгу заниматься каким-то делом, чтобы освоить его до тонкостей?
30. Прихвастываете ли Вы иногда?
31. Чувствительны ли Вы к некоторым вещам?
32. Предпочли бы Вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на заведомо скучную вечеринку?
33. Бываете ли Вы так возбуждены, что не можете усидеть на месте?
34. Любите ли Вы планировать свои действия детально и заранее?
35. Бывает ли у Вас головокружения?
36. Если другие не замечают Ваших достижений, Вы умеете оставаться скромным и терпеливо ждать, не требуя к себе внимания?
37. Делаете ли Вы некоторые дела лучше, обдумывая их в одиночку, чем обсуждая с другими?
38. Случается ли у Вас одышка, даже если перед тем Вы не делали никакой тяжелой работы?
39. Являетесь ли Вы беспечным человеком, которого не волнует, чтобы все было так, как нужно?
40. Подводят ли Вас нервы?
41. Вы предпочитаете детально продумать последствия, прежде чем что-либо предпринимать?
42. Не откладываете ли Вы на завтра то, что должны сделать сегодня?
43. Нервничаете ли Вы, когда находитесь в лифте или тоннеле?
44. Делаете ли Вы обычно первым шаги к сближению, когда с кем-то знакомитесь?
45. Бывают ли у Вас головные боли?
46. Вам удавалось сохранять бодрость духа в таких ситуациях, в которых другие «скисали» и отказывались от намеченного?
47. Трудно ли Вам заснуть ночью?
48. Говорите ли Вы иногда неправду?
49. Говорите ли Вы иногда первое, что приходит в голову?
50. Долго ли Вы переживаете после конфликта?
51. Замкнуты ли Вы обычно со всеми, кроме близких друзей?
52. Часто ли с Вами случаются неприятности из-за того, что Вы поступаете не подумав?
53. Любите ли Вы шутить и рассказывать забавные истории своим друзьям?
54. Вы всегда искренне радовались успехам других людей?
55. Когда Вы огорчены, стремились ли Вы к тому, чтобы поделиться своими огорчениями с кем-либо?
56. Часто, даже когда Вы утомлены, Вы стремитесь к общению, к тому, чтобы выговориться, развеяться в компании?
57. Часто ли у Вас «сосет под ложечкой» перед важным делом?
Бланк для ответов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
__ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
__ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |
__ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ |
46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | |||
__ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ |
КЛЮЧ
Шкала “Э”
1 – да | 3 - да | 5 – нет | 8 – да | 10 – да | 13 – да | 15 – нет | 17 – да |
20 – нет | 22 – да | 25 – да | 27- да | 29 – нет | 32 – да | 34 – нет | 37 – нет |
39 – да | 41 – нет | 44 – да | 46 – да | 49 – да | 51 – да | 53 – да | 56 – нет |
Шкала “Н”
2 – нет | 4 – нет | 7 – нет | 9 – нет | 11 – нет | 14 – нет | 16 – нет | 19 – нет |
21 – нет | 23 – нет | 26 – нет | 28 – нет | 31 – нет | 33 – нет | 35 – нет | 38 – нет |
40 – нет | 43 – нет | 45 – нет | 47 – нет | 50 – нет | 52 – нет | 55 – нет | 57 – нет |
Шкала “Л”
6 – да | 12 – нет | 18 – нет | 24 – да | 30 – нет | 36 – да | 42 – нет | 48 -нет | 54 – да |
Шкала «Э»-
Шкала «Н»-
Шкала «Л»-
Типологии темперамента
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (VXVIII в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков организма” — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, — входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “De temperamentum” (лат. “соразмерность”, “правильная мера”). Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis — кровь), флегматика (от греч. phlegma — флегма), холерика (от греч. chole — желчь), меланхолика (от греч. melas chole — черная желчь). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.
Возникали самые различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституциональных типологий. Среди них можно выделить типологии Э. Кречмера, У. Шелдона и др.
В психологической науке большинство конституционных концепций стало объектом острой критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том, что в них недооценивается, а иногда просто открыто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психологических свойств индивида.
На самом деле, давно известна зависимость протекания психических процессов и поведения человека от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И. П. Павловым и получила развитие в работах его последователей.
И. П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. По мнению И. П. Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы. Типы нервной системы, установленные в исследованиях на животных, И. П. Павлов предложил распространить и на людей.
Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждениях и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т. п.
Для составления психологических характеристик традиционных 4 типов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента:
Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции.
Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон — даже звук).
Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и костно его поведение.
Темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.
Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлении, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.
Учитывая все перечисленные свойства, Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:
Сангвиник
Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активность, и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов, стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
Холерик
Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он не обуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.
Флегматик
Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения не выразительны и замедлены, так же как и речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверт.
Меланхолик
Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен и ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интраверты.
Темперамент и деятельность
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий. Может создаваться ложное представление, что люди инертные не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, но это неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения. Для психолого-педагогического воздействия необходимо учитывать возможный тип темперамента человека. Советы Р. М. Грановской: полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут быть вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требует для улучшения результатов его работы или учебы. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения.
Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы, не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О поступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное воздействие. Меланхолик — самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека — врожденный, от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Врожденные особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта. Однако пределы возможного развития определены врожденными свойствами нервной системы. Профессиональный отбор помогает выделить претендентов с наиболее подходящими для данной специальности.
Слабонервным не входить! Вы можете узнать, в какой день Вы умрете, Как? и Во сколько? Подробнее>>>
читать далее »