Взаимодействие с родителями

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №41 «Росинка»

Педагогический проект

«Вместе дружная семья – родители, детский сад и я».

                                                                                      Разработала: Кравцова А.С.

       

г. Нижневартовск


Паспорт проекта:

Цель проекта: оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между родителями и ребенком в семье и детского сада.

Назначение проекта: долгосрочный, творческий, информационный.

Сроки реализации проекта:  Сентябрь 2021 - май 2022 годы

Участники проекта: воспитатель

Результаты реализации проекта: повышение уровня педагогической
компетентности родителей; увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

Актуальность: На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной
составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании
дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и
родителей можно добиться высоких результатов.

Семья и дошкольное учреждение (детский сад) — два самых важных института
социализации дошкольников. Благодаря эмоциональному микроклимату семьи у
ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности,
появляются ценностные ориентации и мировоззрение. В дошкольном учреждении
ребенок приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми,
проявлять собственную активность, получает всестороннее образование. Несмотря
на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо тесное
взаимодействие семьи и детского сада. К сожалению, ребенок часто находится
между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир
противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое
развитие. Для избегания такого дискомфорта необходимо создать такую среду, в
которой ребенок почувствует себя спокойнее и увереннее, сможет раскрыть свой
творческий потенциал, всесторонне развиваться. На наш взгляд, единая
воспитательная среда подразумевает под собой не только единые требования к
ребенку ДОУ и семьи, а также активное участие семьи в жизнедеятельности
детского сада с целью безболезненной адаптации малыша, только что вышедшего
из- под крыла семьи – мамы и папы, его наилучшего психологического
самочувствия, а также для его успешной социализации. Кроме этого тесное
взаимодействие семьи и детского сада позволяет ребенку погрузиться в
пространство отчей семьи, почувствовать, что он нужен своей семье, что
немаловажно для духовно-нравственного развития дошкольника.
Наблюдая и работая с родителями, выяснили, что появились противоречия в
работе с родителями и педагогами. По наблюдениям в общении с родителями
можно сделать следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют,
что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят
видеть по окончании детского сада результат, то есть ребенок должен полностью
быть подготовлен к школе. Другие же пассивно наблюдают за работой детского
сада, третьи хотят принимать участие в жизни детского сада, но у них не хватает на
это времени, и только несколько родителей заинтересованы в активном
взаимодействии детского сада и семьи.
В современном мире родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в
помощи специалистов в области воспитания и развития детей дошкольного
возраста, для них становятся актуальными многие проблемы: «Чему нужно
научить ребенка?», «Как с ним играть?», «Как справиться с его капризами и
непослушанием?».
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога.
Взаимосвязь с семьей жизненно необходима, ведь родители и педагоги –
воспитатели одних и тех же детей. Каждый родитель желает, что бы помимо
успешного овладения знаниями и умениями, ребенок самореализовался, развивая
свои творческие возможности.
Из этого можно сделать вывод, что проблема по взаимодействию детского сада
семьи актуальна и трудна. Актуальна потому, что участие родителей в жизни своих
детей помогает им увидеть многое, а трудное потому, что все родители разные, к
ним, как и к детям необходим особый, индивидуальный подход. Работая с
родителями, мы помогаем им увидеть разницу между взрослым и детским миром,
преодолеть авторитарное отношение к своему ребенку, относиться к нему как к
партнеру, другу, как равному к себе и понимать, что нельзя сравнивать своего
ребенка с другими детками.
Наблюдения из опыта работы показали, что современные родители, воспитывая
детей, все больше нуждаются в помощи специалистов в области воспитания и
развития детей дошкольного возраста, для них становятся актуальными многие
проблемы: «Чему нужно научить ребенка?», «Как с ним играть?», «Как справиться
с его капризами и непослушанием?». Детско-родительские отношения уходят на
второй план. Наблюдается возложение ответственности за воспитание и развитие
ребѐнка на третьи лица. Происходит упрощение организации совместных
семейных досугов, утрачивание семейных традиций.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога.
Взаимосвязь с семьей жизненно необходима, ведь родители и педагоги –
воспитатели одних и тех же детей. Каждый родитель желает, что бы помимо
успешного овладения знаниями и умениями, ребенок самореализовался, развивая
свои творческие возможности.


Проблема: Неучастие родителей в жизни детского сада, в жизни своего ребенка, отсутствие какого-либо представления о том, каким же должен быть «успешный» родитель – и возникает определенная проблема в отношениях между семьи и ребенка.
В ходе работы над проектом мы использовали следующие
принципы взаимодействия с родителями:

  • Доброжелательности.
  • Индивидуальный подход.
  • Сотрудничество.

Помочь родителям стать активным участником воспитания собственного ребенка
призван творческий проект «
Вместе дружная семья – детский сад, родители и
я».
Цель:
оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между родителями и
ребенком в семье и детского сада.

Задачи: 

  •  создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и
    педагогами дошкольного образовательного учреждения;
  • установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного
    процесса: детьми, родителями, педагогами МБДОУ;
  • приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и
    внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
  • пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных
    традиций, здоровый образ жизни;
  • организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность МБДОУ,
    как полноправных участников образовательного процесса;

Условия реализации проекта: 
1. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
2. Накопление, систематизация материалов по взаимодействию ДОУ и семьи.
3. Активное сотрудничество с семьей и социумом.
4. заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность
работы.

Ожидаемые результаты:

Педагоги:

  • Приближение семьи, родителей к детскому саду.
  • Помощь в определении оптимальных путей взаимодействия в воспитательном

влиянии на ребенка.

  • Знакомство с традициями семей воспитанников.

Дети:

  • Сформируются положительные взаимоотношения между детьми и родителями, улучшится семейный микроклимат.


Родители:

  •  Знакомство с традициями группы и ДОУ.
  • Будут активными участниками утренников, праздников, игр.
  • Появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для
    детей;
  • Обобщение опыта семейного воспитания;
  • Повышение уровня педагогической компетентности родителей;
  • Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

Одним из непременных условий воспитания в ДОУ является взаимодействие с
семьями воспитанников. Существуют традиционные и нетрадиционные формы
общения педагога с родителями дошкольников.

Традиционные:
1) коллективные – родительские собрания, конференции и др.
2) индивидуальные – педагогические беседы с родителями, посещение семьи;
3) наглядно – информационные – родительские уголки, папки-передвижки,
семейные и групповые альбомы, фотомонтажи, выставки совместных работ.
Нетрадиционные:
1) информационно-аналитические – направлены на выявление интересов,
потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности,
установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и
детьми (анкетирование, сбор сведений и т.д.);

2) досуговые – призваны устанавливать теплые доверительные отношения,
позволяют родителям увидеть изнутри своего ребенка, трудности во
взаимоотношениях, попробовать разные походы, приобрести опыт
взаимодействия не только со своим ребенком, но с другими родителями
(совместные праздники, выставки поделок и рисунков, акции)
3) познавательные – направлены на ознакомление родителей с возрастными и
психологическими особенностями, формирование у родителей практических
навыков воспитания детей;
4) информационно-ознакомительная форма – ознакомление с родителей с
ДОУ, особенностями его работы;
5) информационно-просветительская форма – направлена на обогащение
знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей
дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта и содержание деятельности: 

1. Подготовительный (аналитический)

2. Основной (реализация намеченных планов)

3. Заключительный (подведение итогов)

Подготовительный этап включает в себя:

  • Создание условий для проведения проекта
  • Подбор методической литературы
  • Составления плана
  • Проведена мотивация родителей на сотрудничество в проекте- консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием
    работы.

Подготовительный этап включает в себя:

  •  повысить личностно – профессиональный уровень по работе с родителями в нетрадиционной форме
  •  создание развивающей среды и методического обеспечения;
  •  построить материал в соответствии с возрастными возможностями детей;
  •  определить формы работы с детьми, родителями воспитанников.
  •  мотивировать родителей на сотрудничество в проекте: консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы

Подготовить материалы работы с детьми и родителями деток:

1. Буклеты «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», нравственное воспитание «Родителям о нравственности», «Ребенок и телевизор», «Вежливость», «Нетрадиционное рисование в жизни ребенка», «Родителям о росписях», «Значение рисования в жизни ребенка», «Родителям о рисовании», «Родителям о правилах пожарной безопасности», «Как слушать ребенка».

2. Родительские собрания: «Путешествие в страну знаний продолжается или только вперед», «Идем в школу с радостью», «Кризис трех лет», «Речевое развитие ребенка через художественную литературу», Азбука нравственности «Что такое хорошо, что такое плохо», «Мир моих увлечений».

3. Консультации для родителей «Дети и народное искусство», «Роль отца в жизни ребенка», «Дорога наша жизнь, но нет ничего дороже детей», «Развитие мелкой моторики рук».

4. Папки- передвижки «ФГОС для родителей», «Возрастные особенности детей 5-6 лет», «Как научить ребенка здороваться».

5. Акции «Елочка колкая иголочка», «Чудо овощ», «Парад Снеговиков», «Зимний коллаж», «Эх, дедули мастера», «Бабушки рукодельницы».  

6. Праздники «8 Марта», праздник ко Дню матери «Мисс мама», праздник «Ко Дню семьи», праздник «Вышли сказки погулять» (инсценировка по мотивам русских сказок), праздник, посвященный Дню защитника Отечества и 8 марта «Папа, мама, я – дружная семья», новогодний праздник «Как дети снеговику помогали».

7. Досуги, спортивные праздники: «Необычные олимпийские игры», «Мой папа самый лучший», развлечение «Папа может…», турнир «Знатоков по правилам дорожного движения».

8. Литературная викторина «Мы знаем и любим детских писателей» (форма проведения «Своя игра»), интеллектуальная игра «Введение ФГОС в дошкольное образовательное учреждение».

9. Работа психолога ( консультации, буклеты).

10. Благоустройство предметно-развивающей среды на участке в течение учебного года.  

11. Проекты «Мои родители и детский сад – вот моя семья», «Знакомство с народной игрушкой», «Мы любим сказки».

12. Открытые показы НОД для родителей «Путешествие по сказке», «Где прячется здоровье», «Планета Земля в опасности».

13. Творческие гостиные «Мое солнышко», «В гостях у ежика», «Зимняя сказка».

14. Творческая мастерская, мастер классы «Наши руки не знают скуки» (с использованием нетрадиционного материала)

15. Анкеты для родителей: «Декоративно-прикладное искусство», « Анкета по удовлетворенности работы ДОУ».

16. Итоговое мероприятие «День семьи» (праздничная открытка + трудовой десант: «Благоустройство предметно- развивающей среды на участке»)

На втором этапе предполагается проведение всех мероприятий, направленных на
оптимизацию отношений партнерства и сотрудничества между родителями и
ребенком в семье и детского сада. Каждый отдельный пункт будет
рассматриваться в цикле мероприятий, одно их которых реализуется в совместной
деятельности воспитателя с детьми, родителями. Итоговое мероприятие
предполагает совместное активное участие детей, педагогов и родителей.

На заключительном этапе:

1. Праздник «День семьи», ко Дню матери «Мисс мама», Праздник, посвященный Дню защитника отечества и 8 Марта»

2. Всеобуч для родителей «Книга лучший друг ребят и взрослых»

3. Анкета для родителей по удовлетворенности работы ДОУ

4. Турнир «Знатоков по правилам дорожного движения».

5. Родительское собрание на тему «Идем в школу с радостью», «Мир моих увлечений»

6. Творческая мастерская «Наши руки не знают скуки»

7. Литературная викторина «Мы знаем и любим детских писателей» (форма проведения «Своя игра»)

8. Акции «Елочка – колкая иголочка», «Чудо овощ», «Парад Снеговиков»

9. Открытые показы НОД «Путешествие по сказке», «Где прячется здоровье», «Планета Земля в опасности».

10. Интеллектуальная игра с родителями «Введение ФГОС в дошкольное образовательное учреждение».

11. Проект «Мои родители и детский сад – вот моя семья»
12. Спортивный праздник с родителями «Необычные олимпийские игры», досуг с папами «Папа может»

13. Работа психолога (консультации, буклеты)

14. Итоговое мероприятие Праздник «День семьи»,

15. Благоустройство предметно-развивающей среды на участке в течение

учебного года.

Риски: 

  • трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из
    проблемных семей.
  • участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.

Критерии эффективности:

  • рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.
  • согласованность действий педагогов и родителей;
  • соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
  • заинтересованность родителей;
  • положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.

Перечень мероприятий

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Результат

1

Буклеты

В течении
учебного года

Воспитатели

2

Проект «Знакомство с
народной игрушкой»

В течении
учебного года

Воспитатели

3

Проект «Мои родители и
детский сад – вот моя семья»

В течении
учебного года

Воспитатели

4

Проект «Мы любим сказки».

В течении
учебного года

Воспитатели

5

Досуг с родителями «Папа
может»

Февраль

Воспитатели

6

Показ открытых показов НОД

В течение
учебного года

Воспитатели

7

Спортивные праздники,
развлечения

Февраль

Воспитатели

8

 Родительские собрания

В течение
учебного года

Воспитатели

9

Литературная викторина с
родителями «Мы знаем и
любим детских писателей

 

Март

Воспитатели

10

Интеллектуальная игра с родителями «Введение ФГОС в дошкольное образовательное учреждение».

Апрель

Воспитатели

11

Акции с родителями

В течение
учебного года

Воспитатели,
родители

12

Благоустройство предметно-
развивающей среды на
участке

В течение
учебного года

Воспитатели,
родители

13

Папки – передвижки,
консультации

В течение
учебного года

Воспитатели

14

Работа психолога  

В течение
учебного года

Психолог

15

Анкеты для родителей  

В течение
учебного года

Воспитатели

16

Праздники Учебный год

В течение
учебного года

Воспитатели

17

Творческие гостиные

В течение
учебного года

Воспитатели

18

Творческая мастерская

В течение
учебного года

Воспитатели

19

 Итоговое мероприятие
праздник «День семьи»

Май

Воспитатели

Условия реализации проекта: 

1.Уголки для родителей в приемных группах.

2 Методическая литература по воспитанию, развитию детей, сплоченности между

родителями и их детьми .

3. Составление перспективного плана работы с родителями

6. Разработка конспектов НОД .

7. Довести до родителей важность этой проблемы

8.Проведение родительских собраний по темам.

9.Составление презентации по темам годового плана

10.Разработка мастер классов для родителей

11. Разработка праздников по теме.

12. Разработка анкет, викторин «Права ребенка, проблемы их соблюдения»

13. Создание предметно-развивающей среды.

14. Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

15. Проведение творческих гостиных, творческих мастерских с родителями.


Предварительный просмотр: