Инновационная/экспериментальная деятельность

Турсунова Анна Сергеевна

Фрэнсис Бэкон, английский философ

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей; развитие креативности и нестандартности мышления.

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

  • здоровьесберегающие;
  • технологии проектной и исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные;
  • технологии «лэпбук»;
  • личностно-ориентированные;
  • игровые технологии;
  • технологии проблемного обучения и др.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

Фрэнсис Бэкон, английский философ

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

  • здоровьесберегающие;
  • технологии проектной и исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные;
  • технологии «лэпбук»;
  • личностно-ориентированные;
  • игровые технологии;
  • технологии проблемного обучения и др.

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

  • компьютеры;
  • интерактивные доски;
  • магнитофоны;
  • телевизоры;
  • фотоаппаратура и т. п.

Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале урока, а затем продолжить его рисованием, играми. В средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:

  • проведение различных развивающих игр;
  • просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
  • разбор проблемных ситуаций;
  • совместное творчество и др.

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:

  • Дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.).
  • Несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–3 ребёнка), используя, например, маркер, стилус или интерактивный инструмент «Ластик».
  • Один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте).
  • Один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски.
  • Дети, сидящие за столами, дают задание стоящему у доски ребёнку (старший дошкольный возраст).

В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Старшим дошкольникам с помощью интерактивных технологий легче освоить чтение и письмо (группировка на экране картинок в зависимости от твёрдого или мягкого звука в слове, определение с помощью схемы места звука в слове — начало, середина или конец и т. п.). Большой интерес у старших дошкольников вызовут игры-путешествия, которые проводятся по типу квеста. Например, игра-путешествие по озеру Байкал включает карту маршрута, по которой дети будут выполнять задания («Распределите цифры по порядку, и мы узнаем, на чём будем путешествовать») и двигаться дальше в своём «путешествии» (первая станция — история, вторая станция — животный мир и т. д.). А красочная презентация с красивейшими видами озера оставит у детей яркие впечатления.

Карта маршрута к игре «Путешествие по Байкалу»

Карта маршрута к игре будет выполнять роль своеобразного плана

В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3 этапа:

  1. Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т. д.
  2. Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером.
  3. Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение.

Проектные технологии

Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.

(В процессе реализации проекта у детей повышается познавательная активность)

Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности:

  • Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.
  • Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.
  • Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.
  • Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п.

Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Древо семьи») и познавательные проекты («Животные и птицы», «Мои друзья», «Растения вокруг нас»).

Применение лэпбука

Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию.

Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах. Например, информацию можно распределить подобным образом: для младших дошкольников выделить конверты с картинками животных внутри, а старшим детям оставить материал, где нужно применять навыки чтения, счёта и т. д.

(Лэпбук — удивительная книжка с заданиями, с которой дошкольники работают увлечённо)

Тему для лэпбука можно выбрать абсолютно любую. Следует отметить, что общие темы лучше рассматривать в том случае, если они ещё совершенно новые для малыша. Они часто применяются в создании книжек-раскладушек для младших дошкольников. А вот для детей старших групп лучше выделять частные тематики. Например, лэпбук на тему «Насекомые» подойдёт для младших дошкольников, которые ещё имеют мало представлений об этом. Для старшей же группы лучше выделить в одном лэпбуке отдельные виды насекомых: например, использовать информацию только о бабочках, выделить их виды или же обратить внимание на жуков и т. п. С другой стороны, лэпбук на тему «Экология» будет полезен в общем виде и для старших дошкольников в качестве обзорного метода, поскольку для детей это новая тема.

Изготовление лэпбука

Для основы лэпбука лучше всего использовать картон формата А3, но подойдёт и любой другой плотный материал. Сейчас в магазинах можно найти специальные картонные папки-основы. Тогда останется только обклеить основу нужными деталями и раскрасить. Если же вы используете картон или лист плотной бумаги, то сложите его пополам, как книжку, или на 3 части так, чтобы получилось подобие дверок. Можно сложить основу в виде гармошки. А дальше добавить любые детали по своему желанию. Это могут быть кармашки с карточками, маленькие брошюрки, конвертики и т. д. Каждый конверт или кармашек заполняют тематическим материалом: карточками, рисунками, загадками и т. д.

Разработка инновационного проекта в детском саду

Безусловно, инновационная деятельность как новый вид работы с детьми имеет долю риска. Но если продумать все нюансы при организации предстоящей деятельности, эти риски сведутся к минимуму. Педагогу следует учитывать:

  • выбор направления инновационной работы;
  • разработку концепции и программы инновационной деятельности;
  • создание условий для реализации инновационного проекта;
  • подготовку и грамотное введение документации по инновационной деятельности.

Перед внедрением инновационного проекта в работу с детьми воспитателю следует тщательно изучить все нюансы выбранной темы

Задача педагога-новатора — создать мотивацию для участия группы в совместной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника, его психологическую готовность.

Структура инновационного процесса:

  1. Анализ и сбор информации.
  2. Выбор и реализация новшеств.
  3. Обобщение опыта и диагностика внедряемой информации.

Технология игрового обучения

Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом повышая уровень мотивации ребёнка. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации. В совместной деятельности с дошкольниками рекомендуется систематически применять игровые приёмы работы.

(Игровые технологии призваны сочетать игру и обучение)

Виды игр, которые используются в инновационной деятельности, очень разнообразны. Они могут различаться:

  • По виду деятельности:
  • двигательные;
  • интеллектуальные;
  • психологические и т. д.
  • По характеру педагогического процесса:
  • обучающие;
  • тренировочные;
  • контролирующие;
  • познавательные;
  • воспитательные;
  • развивающие;
  • диагностические.
  • По характеру игровой методики:
  • игры с правилами;
  • игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры;
  • игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
  • По содержанию:
  • музыкальные;
  • математические;
  • социализирующие;
  • логические и т. д.
  • По игровому оборудованию:
  • настольные;
  • компьютерные;
  • театрализованные;
  • сюжетно-ролевые;
  • режиссёрские и т. д.

Важным условием успешного функционирования игровой технологии является постоянное общение педагога с воспитанниками. Это помогает повысить познавательный интерес и активность детей.

Личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии

Личностно-ориентированные технологии развивают индивидуальность дошкольника, отмечают личные качества каждого. Главным является не предметное обучение, а ориентир на диалоги, умение мирно решать конфликты, понимание интересов и реализация творческой деятельности ребёнка. Занятия могут строиться на творческой деятельности, театральных сценках, играх, обсуждении положительных качеств героев сказок, в процессе дети делятся своими мыслями и отношением к происходящему, учатся контролировать свои поступки.

(Совместная работа приучает детей уважать интересы других, а также выражать своё мнение в коллективе)

Например, в первой младшей группе можно провести занятие «Свободный рисунок» с использованием нетрадиционных техник рисования (пальчиковое, ладошкой). В процессе творческой деятельности происходит социализация ребёнка и его адаптация в детском саду. В средней группе можно провести занятие по дизайну, например, в кулинарии. Ребята с удовольствием займутся украшением пряников или других кулинарных изделий. У каждого воспитанника будет возможность проявить собственное мнение, приобщиться к работе в коллективе. Подобные занятия актуальны и для старших дошкольников.

Здоровьесберегающие технологии призваны воспитывать культуру здоровья у дошкольников. Приёмы и методы направлены на формирование у ребят навыков, сохраняющих здоровье, а также получение определённых знаний по ведению ЗОЖ. У ребёнка постепенно появляется осознанное отношение к заботе о здоровье и полезных действиях, на это нацеленных.

Важно дать понять детям, что необходимо бережно относиться к своему здоровью

Инновационные здоровьесберегающие технологии могут реализовываться различными способами, например:

  • контроль за физическим состоянием воспитанников, контроль режима питания;
  • выполнение различных видов гимнастик (ортопедической, дыхательной, пальчиковой), закаливания;
  • введение новых видов двигательной активности — детской йоги, стретчинга, танцев;
  • проведение бесед о здоровом образе жизни, важности правильного питания, тематических игр;
  • проведение коррекционных занятий с элементами арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии.

Анализ инновационной деятельности в ДОУ

По результатам внедрения инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ педагог проводит анализ проделанной работы и оформляет соответствующую документацию. В отчёте о проделанной работе указываются этапы реализации, кто работал над созданием плана, список группы детей, срок проведения. Пишутся цели занятий, определённые задачи, материалы и оборудование, которые использовались в работе. Указывается эффективность, которая была достигнута.

Анализ проведённой инновационной деятельности помогает понять ошибки, допущенные в работе, побудить к продолжению деятельности.

Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Администрация города Улан – Удэ

Комитет по образованию города Улан – Удэ

МАОУ «Прогимназия № 108»

Открытое занятие

«Старшая группа №14

Выполнила:

Воспитатель Турсунова А.С.

Улан-Удэ, 2022

Организованная образовательная деятельность

по познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе «Секрет лимона»

Тема: Свойства лимона.

Цель: способствовать расширению представлений детей о растение «лимон» и его свойствах.

Задачи:

1.  Обучающие: продолжать знакомство со свойствами лимона, побуждать детей к практическому применению знаний о лимоне в повседневной жизни;

2. Развивающие: продолжать развивать у детей познавательные способности в процессе формирования представлений о лимоне и его свойствах в ходе опытно-экспериментальной деятельности

3. Воспитательные: воспитывать аккуратность, интерес к экспериментальной деятельности, умение видеть удивительное в окружающем мире

4. Пополнять активный словарь новыми словами 

Материалы и оборудование: фартуки на каждого ребенка, лимоны (очищенный, в кожуре, лимонный сок, влажные салфетки, стеклянная емкость с водой, посуда с лимонным соком, с пищевой содой, ватный диск, пипетки, лупы на каждого ребенка, фломастеры  на каждого ребенка, воздушный шарик, гвоздики медные и цинк, проволока, проводки 2 шт, ,мнемотаблица « Лимон».

Предварительная работа: Игры эксперименты «Опиши предмет на ощупь». Предварительные беседы о лимоне. Дидактическая игра: «Опиши лимон».

Материалы и оборудование: фартуки  на каждого ребенка, лимоны (очищенный, в кожуре, лимонный сок, влажные салфетки, стеклянная емкость с водой,  посуда с лимонным соком, с пищевой содой, с ватным диском , пипетки, фломастеры  на каждого ребенка, воздушные шарики, музыка для физминутки, мнемотаблица « Лимон», индивидуальные дневники детей для записи результатов опытов

Словарная работа: химическая реакция, гипотеза, «лимонен», цедра

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель : Ребята, сегодня утром в почтовый ящик детского сада пришло письмо. Давайте прочитаем. 

«Дорогие дети! Научное сообщество приглашает вас вступить в клуб юных ученых. Для этого вам нужно пройти вступительные испытания. В вашей лаборатории приготовлены схемы опытов –«Свойства лимона». Проверьте все схемы. Ждем от вас ответ. Мы верим, что вы справитесь с задачей!

Воспитатель. Что вы знаете о лимоне?

Ответы детей. Предлагается мнемотаблица « Лимон»- цвет, вкус, величина, форма, где растет, что можно приготовить. (на экране монитора)

Воспитатель: Как много вы о лимоне знаете. Ну что же, а в нашей лаборатории мы узнаем с вами еще больше тайн этого фрукта

Для этого мы проведем опыты. Но вначале нам нужно надеть фартучки и вспомнить правила нашей лаборатории.

Правила (приложение)

Воспитатель: посмотрите, ребята, в нашей лаборатории есть схемы опытов. Начнем?

Опыт № 1 Схема

Воспитатель. Дети, как вы думаете, лимон тонет в воде? ( Предположения детей). У нас есть очищенный и неочищенный лимон . Ариша, положи очищенный лимон в емкость с водой. Что случилось? (Лимон утонул) Ева, теперь ты положи неочищенный лимон в воду. Что мы наблюдаем?

Дети: очищенный лимон утонул, а неочищенный всплыл наверх

Воспитатель: в чем же секрет? Рассмотрим лимон внимательнее. с помощью лупы. Что вы видите?

Дети: кожура у лимона пористая, в ней много ямочек.

Воспитатель: правильно, в этих ямочках содержится множество пузырьков воздуха, которые держат лимон на плаву. А как называется кожура лимона? (цедра)

Опыт № 2 Схема

Воспитатель: цедра лимона обладает еще одним удивительным свойством. Ученые выяснили что в кожуре лимона содержится вещество под названием « лимонен», который дает характерный запах лимону. Это вещество содержится в цитрусовых, больше всего его в апельсине.

Оказалось, что «лимонен» способен растворить даже резину, но он безопасен для людей. Предлагаю проверить, на самом ли деле вещество из кожуры лимона под названием «лимонен» способен растворить резину. А поможет нам в этом воздушный шарик. На воздушный шарик выжимаю сок из кожуры лимона. Что произошло? ( шарик лопнул).. Какой итог можем подвести в этом опыте?

Дети: В цедре лимона содержится вещество «лимонен», он способен даже разъедать резину но он безопасен для человека.

Воспитатель: Вот каким интересным свойством обладает кожура лимона.

Опыт № 3 Схема

Воспитатель. Дети, а я знаю, что вы любите рисовать. Часто пятна краски и фломастеров остаются на одежде. Как вы думаете, сможет ли сок лимона убрать следы? Проведем опыт

Нарисуем фломастером на ткани точку, пятнышко. А теперь с помощью пипетки набираем лимонный сок и капнем на это пятно.

(Дети садятся за столы, проводят опыт совместно с педагогом.)

Воспитатель. Сок лимона убрал следы? Да, убрал. Вот какой силой обладает лимонный сок.

 Опыт № 4 Схема

Воспитатель. Возьмем посуду с пищевой содой. Это порошок белого цвета. С помощью пипетки набираем лимонный сок и наносим несколько капель на соду. Что происходит?

«Шипучая реакция». Значит, лимонный сок при соединении с пищевой содой дает химическую реакцию.

Воспитатель. Дети, а вы знаете, что лимонный сок незаменимый помощник на кухне? Если соединить пищевую соду и лимонный сок, то произойдет реакция, которая помогает подняться тесту и даже можно приготовить лимонад, если добавить воду.

Мы немного устали поэтому предлагаю потанцевать.

Физминутка под песню « Лимония» ( муз и сл. А. Церпята)

Воспитатель: Ребята, мне сейчас пришло электронное письмо. Научное сообщество на просторах интернета наткнулось на видео, где выдвигалась гипотеза, что с помощью лимона добывают огонь. Давайте посмотрим это видео и поможем нашим ученым. Мы сделаем такой же опыт в нашей лаборатории, и подтвердим или опровергнем эту гипотезу. Ведь мы не можем поверить просто на слово, научные факты рождаются не на словах, а в результате опытов.

Опыт №5

Для эксперимента понадобятся: лимон; 6 медных пластинок; 6 оцинкованных гвоздей; провода (проволока) что-нибудь легковоспламеняющееся.

Первым делом надо вставить в лимон медные пластины (или любые другие имеющиеся кусочки меди). Затем напротив них вставляем оцинкованные гвозди

После этого объединяем зачищенными проводами или проволокой медные пластины с гвоздями по диагонали. К оставшимся незадействованным гвоздю и медной пластине присоединяем провода. А теперь то, для чего всё это делалось. Далее поместите края проводов в ваш легковоспламеняющийся материал (какую бумагу выберем – туалетную, картон или офисную? почему такую выбрали? Предлагаю - след раз мы изучим свойства бумаги) и соедините их вместе.

Получилось? нет. Вот ребята, мы смогли наглядно доказать, что данное видео неправда. И возможно кого то мы этим спасли. Ведь бывают в жизни разные случаи и добыть огонь может быть жизненно необходимо

Теперь попробуем сделать схему опыта и покажем красным крестиком, что этот опыт не правда.

Воспитатель: Спасибо ребята, вы молодцы и думаю, что нам впереди предстоит узнать еще много тайн обо всем на свете. Схемы мы отправим научному сообществу и будем ждать от них ответ.



Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по ФЭМП

в форме квеста

 для средней группы «Спасаем Зелёную страну»

Цель: создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников.

Задачи

- закреплять представление о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета);

-упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности.

- упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 5;

-создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

- развивать воображение, смекалку, зрительную память;

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

- воспитывать интерес к математическим знаниям;

- воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.

- совершенствовать знание геометрических фигур.

Оборудование и материалы:

Раздаточный материал: числовые карточки от 1 до 5, дидактическая игра «Сложи узор» (с геометрическими фигурами).

Демонстрационный материал: мяч, картинки цветов, бабочек, кузнечиков, геометрические фигуры.

Методические приёмы:

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстрации).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Ход занятия

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, а вам снятся сны? Мне вот тоже сегодня приснился странный сон, что есть страна, которая называется Зеленая. Как вы думаете почему она так называется? (Ответы детей: потому что там всегда весна, становится тепло, появляются зеленые листья, цветы, прилетают птицы, просыпаются звери, насекомые)

Воспитатель: Правильно, молодцы. Когда я сегодня пришла утром в садик, то у дверей нашей группы нашла большой конверт. Давайте его вместе откроем и посмотрим, что там. Письмо и карта какая-то. Сначала читаем письмо «Помогите! Мы жители Зелёной страны – кузнечики, бабочки, жучки. В нашей стране появился злой колдун и разрушил башню, в которой мы жили. И теперь нам негде жить. Помогите построить новую башню пожалуйста. Чтобы до нее добраться мы высылаем вам карту.

Воспитатель: а вот и карта. Давайте внимательно посмотрим на нее.

Сначала мы должны помочь клумбе с цветами, потом в городской парк вернуть бабочек и кузнечиков, набраться сил на стадионе, затем перейти речку пройдя через мост, пройти дорогу геометрических фигур, построить разрушенную башню. Построить башню вы сможете, получив кубики с цифрами. За каждую оказанную помощь вы получите по кубику, из этих кубиков вы в конце сможете построить башню Цифроград.

Ну что постараемся справиться со всеми трудностями? Тогда чтобы не произошло, давайте поклянемся.

Клянемся дружными мы быть

И слезы горькие не лить.

С улыбкой трудности встречать.

Все смело преодолевать.

Зелёную страну спасать!

Дети: Клянемся!

Воспитатель: Ну молодцы! Тогда в путь.

И первый пункт на карте -это клумба с цветами

Воспитатель: Здесь злой волшебник сорвал все цветы и вам необходимо вернуть их на полянку так, чтобы в верхнем ряду были цветы одного цвета (желтого), а в нижнем ряду другого цвета (красного).

Дети индивидуально и самостоятельно выполняют задание на местах. А один ребенок выходит к мольберту и делает задание. Потом дети проверяют его. Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько цветов на верхнем ряду и нижнем ряду?

Дети: посчитать.

Воспитатель: Давайте посчитаем на верхнем ряду (желтые).

Дети: один, два, три, четыре, пять, покажите карточку с этой цифрой (также с нижнем)

Воспитатель: Ну молодцы! За то, что мы справились, получаем кубик с цифрой (1). Какая это цифра?

Дети: один.

Отправляемся дальше в городской парк.

Воспитатель: Опять злой волшебник напроказничал и выгнал всех бабочек и кузнечиков из парка. Вам необходимо найти их и разложить на карточки с цветами. На верхнем ряду цветов – будут бабочки, сколько я скажу (н-р на первом цветке 2 бабочки, на втором 4 бабочки и т.д.). А на нижний ряд цветов – кузнечиков (также как с бабочками).

Дети выполняют индивидуально и самостоятельно на местах, а один ребенок у мольберта, потом проверяют дети.

Воспитатель: сколько бабочек на первом желтом цветке? Покажите карточку с этой цифрой (несколько вопросов, а дети показывают).

Воспитатель: Ну молодцы! За то, что мы справились, получаем кубик с цифрой (2). Какая это цифра?

Дети: два.

Так как путешествие долгое, нам необходимо немного отдохнуть и набраться сил на стадионе.

Физкультминутка с мячом.

Игра «Скажи наоборот». Игра проводится с мячом на ковре. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает обратно и называет наоборот названному понятию.

День- ночь;

Утро- вечер;

Длинный – короткий;

Большой – маленький;

Высокий – низкий;

Далеко – близко;

Вверху – внизу;

Прямой- кривой

Слева – справа;

Один – много;

Воспитатель: Ну молодцы! За то, что мы справились, получаем кубик с цифрой (3). Какая это цифра?

Дети: три.

Следующий пункт на карте у нас речка.

Воспитатель: Речку можно пройти через мост.

Посмотрите, опять злой волшебник напроказничал. Он разрушил мост через речку. Как вы думаете, из чего был сделан мост?

Дети: Из кирпичиков.  

Воспитатель: Как это можно исправить?

Дети: найти эти кирпичики.

Воспитатель: Правильно. Необходимо отгадать загадки и получить кирпичики с цифрами и выложить мост из цифр по порядку 1,2,3,4,5 и пройти по ним. (Дети выполняют задание).

Отгадайте загадки:

1) Сколько солнышек на небе,

Сколько у слона носов,

Сколько ног у мухомора?

Один. (1).

2) Сколько ушек на макушке,

Сколько ног у пол лягушки,

Сколько у сома усов?

Сколько в целом половинок,

В паре – новеньких ботинок,

И передних лап у льва

Знает только цифра… (два) (2)

3) Сколько месяцев в зиме,

В лете, в осени, в весне,

Сколько глаз у светофора,

И полос на нашем флаге,

Что нам кто ни говори,

Знает правду цифра… (три) (3)

4) Кто-то ночью старый стул

Спинкой вниз перевернул.

И теперь у нас в квартире

Стал он цифрою (четыре(4)

5) Сколько пальцев на руке

И копеек в пятачке,

У морской звезды лучей,

Клювов у пяти грачей,

Про все это рассказать

Нам поможет цифра… (пять) (5)

Воспитатель: Теперь выложите кубики по порядку и проходите через мост. Мы починили мост и за это вы получили еще один кубик с цифрой (4). Какая цифра?

Дети: четыре.

Следующий пункт по карте дорога Геометрических фигур.

(Дидактическая игра «Сложи узор» индивидуально у каждого ребенка)

Воспитатель: Посмотрите внимательно, какие геометрические фигуры я держу в руках (квадрат, треугольник, круг). Правильно, сейчас мы с вами поиграем в игру «Сложи узор». У вас на столах есть такие же фигуры, а также карточки с начатым узором. Задание – надо продолжить узор, как в начале. Раз, два, три игра начнись.

(Дети выкладывают).

Воспитатель: Ну молодцы! За то, что мы справились, получаем кубик с цифрой (5). Какая это цифра?

Дети: пять.

ВоспитательТеперь нам осталось построить разрушенную башню из собранных кубиков. А начать мы должны с самой большой цифры. Назовите, с какой цифры начнем?

Дети: с цифры пять.

(И так 5,4,3,2,1)

Воспитатель: Давайте ребята, вернемся к нашей карте и ещё раз посмотрим, все ли мы исправили. (Вспоминаем все наши пункты и что мы выполняли) Было сложно? Что было самым сложным? А что больше всего вам понравилось?

Дети отвечают.

Воспитатель: когда вы выполняли задания, чем вы занимались? (дети отвечают: считали, показывали цифры, делали узор из геометрических фигур). Т.е. жители этой страны что любят делать? (дети отвечают: считать). А на каком занятии мы это делаем, как оно называется? (дети отвечают). Молодцы ребята, и за то, что мы справились, жители Зелёной страны подарили нам медали.