1.1 Наличие проектов, акций (ежегодно) интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной направленности, реализованных с воспитанниками, под руководством педагогического работника.
Проектная деятельность
Диагностика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_veselaya_dyhatelnaya_gimnastika.docx | 426.91 КБ |
proekt_vot_kakoy_ya.docx | 544.17 КБ |
proekt_my_budushchie_olimpiytsy.docx | 488.34 КБ |
proekt_podvizhnye_igry_korennyh_narodov_sahalina.docx | 454.04 КБ |
proekt_russkie_narodnye_igry_dlya_doshkolnikov.docx | 426.44 КБ |
proekt_sahalin.docx | 491.44 КБ |
proekt_sport-stupenka_k_zdorovyu_starshaya_gruppa.docx | 1.61 МБ |
proekt_srednyaya_gr_myach_pomoshchnik_nash.docx | 1.18 МБ |
proekt_territoriya_zdorovya.docx | 1.4 МБ |
proekt_hochu_byt_zdorovym.docx | 593.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание здорового ребенка – важная задача инструктора и воспитателя. В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных путей укрепления здоровья дошкольников, коррекции недостатков физического развития. Наряду с традиционными мероприятиями профилактики снижения заболеваемости у детей способствует дыхательная гимнастика. Упражнения позволяют насытить кислородом каждую клеточку организма.
Актуальность: Одно из требований ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования – создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Внедрение в деятельность ДОО здоровьесберегающих технологий позволяет использовать дыхательную гимнастику как мощный фактор оздоровления воспитанников и снижения заболеваемости.
Вид проекта – физкультурно-закаливающий.
Срок реализации – среднесрочный.
Участники проекта – воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
Цель: Формирование представлений о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье; повышение уровня знаний родителей и детей о закаливании организма средствами физической культуры.
Задачи:
-учить выполнять упражнения на дыхание, согласовывать дыхание с выполнением упражнений, активизируя иммунные силы организма;
-развивать у детей интерес к оздоровительным технологиям, стремление освоить их и использовать в жизни;
-формировать у детей мотивацию к проведению досуга с пользой для здоровья, потребность в самостоятельных занятиях физкультурой, основы правильного дыхания;
-устанавливать партнерские отношения с семьей воспитанников;
-активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
-способствовать формированию у родителей желания участвовать в деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
-у детей сформированы основы закаливания организма посредством дыхательной гимнастики;
-изменился взгляд родителей на занятия дыхательной гимнастикой, возросли интерес и желание родителей к совместным занятиям с детьми;
-установлены партнерские отношения с семьями воспитанников;
-создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей.
Проблемы проекта: незначительный интерес родителей и детей к дыхательной гимнастике и закаливанию в целом; их неосведомленность о важности правильного дыхания; недостаток у детей и их родителей знаний о средствах закаливания организма; незаинтересованность родителей в проведении закаливающих процедур.
Этапы | Формы и методы работы | Сроки |
Подготовительный | 1.Выявление проблемы: Как закаляться, чтобы не болеть? Что мы хотим узнать? Кто нам поможет? 2. Анализ имеющихся педагогических ресурсов. Сбор информации, материала. 3.Разработка плана проведения занятий и консультаций. | Март |
Основной | 1.Беседы по темам: «Как мы дышим?», «Что такое правильное дыхание?». 2.Чтение произведений художественной литературы: Е. Аксельрод «Наш нос», «Про нос», Е. Алленова «Дыхание». 3.Просмотр фильмов и мультфильмов: «Как мы дышим?», «Дыхание», «Азбука здоровья». 4.Просмотр презентаций «Мой помощник – нос», «Кем работает наш нос?». 4.Валеологические занятия «Наш помощник – нос», «Веселая дыхательная гимнастика», с элементами дыхательной гимнастики «Прогулка к мою», «Прогулка на лесной полянке», «Строим снеговика». 5.Буклет для родителей: «Как научиться правильно дышать?». 6.Консультация для родителей «Как организовать дыхательную гимнастику дома». 6.Проведение мастер-класса с педагогами «Игры для дыхательной гимнастики своими руками». 7.Картотека дыхательной гимнастики для детей 4-5 лет. 8.Организация спортивного досуга «Доктор Пилюлькин». | Март |
Заключительный | Презентация проекта: Выставка игр для дыхательной гимнастики своими руками. 2.Представление опыта реализации проекта на сайте МБДОУ и сайте педагогических публикаций. | Март |
Список литературы:
1.Дубровский В.И. Спортивная медицина / Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям, 3-е издание, дополнительное, М., 2015.
2.Малахов Г.П. основы здоровья, М., 2017.
3.Сулим Е.В. Зимние занятия по физкультуре с детьми 5-7 лет, М., 2012.
4.Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, М., 2012.
Интернет ресурсы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2018/10/10/kartoteka-dyhatelnoy-gimnastiki
https://www.maam.ru/detskijsad/dyhatelnaja-gimnastika-srednja-grupa.html
https://infourok.ru/dihatelnaya-gimnastika-v-sredney-gruppe-kartoteka-3512191.html
https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/dyihatelnaya-gimnastika-v-detskom-sadu.html
Предварительный просмотр:
Актуальность: Одной из главных ценностей в жизни человека было и остаётся здоровье. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами на улице, не болеть. Самое интересное и непонятное для ребёнка — это он сам. Ребёнок очень рано начинает стремиться к познанию строения своего тела, сравнивает себя с другими, находит сходства и отличия. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Зачем нужны глаза, уши? - это только небольшая часть вопросов, которые задаёт ребёнок, и ответить самостоятельно он не может.
Познакомить детей со строением собственного организма и научить детей с самого раннего детства заботиться о своём здоровье является актуальной задачей дошкольного воспитания.
Вид проекта – физкультурно-познавательный.
Срок реализации – ноябрь 2022 г., 2 недели.
Участники проекта – дети старшей группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
Проблема: Недостаточное знание детей о строении человеческого тела и функциях всего организма.
Цель проекта: Расширение представлений дошкольников о своём организме и его строении, формирование представления о значении здорового образа жизни на организм человека.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с внутренним строением человеческого организма;
- объяснить взаимосвязь, что здоровье человека зависит от здоровья тела;
- формировать знания о ценности здорового образа жизни.
Оздоровительные:
- создавать условия для гармоничного физического развития и воспитания внимательного отношения детей к своему здоровью и жизни;
- побуждать к точному, энергичному и выразительному выполнению физических упражнений.
Воспитательные:
- воспитывать желание быть красивым и здоровым;
- заинтересовать родителей в ведении здорового образа жизни в семье;
- формировать у детей бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей.
Ожидаемые результаты:
- У детей сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях.
- Умеют различить понятия «части тела», «орган», «вредные» и «полезные» продукты.
- Знают пословицы, поговорки, стихотворения, загадки о здоровье.
- Приобретены простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
- Родители заинтересованы данной проблемой, у них сформирована потребность к ведению здорового образа жизни.
Виды деятельности. | Формы и методы работы. | Сроки | ||
Подготовительный этап | ||||
1.Выявление проблемы. 2. Создание игровой ситуации. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «О мальчиках и девочках». Вызвать желание узнать «из чего же сделаны» на самом деле люди. 3.Подготовка педагогических ресурсов. | ||||
Практический этап | ||||
Познавательное развитие | - беседы «Берегите нос», «Твой вечный двигатель», «Чтобы уши не болели»; «Для чего нужна зарядка», «Откуда берутся болезни», «Витамины в жизни человека», «Глаза, уши и носы быть здоровыми должны». -мультимедийные презентации: «Части тела», «Скелет и мышцы», «Знай свое тело», «Я и мое тело»; -экскурсия в медицинский кабинет; -рассматривание альбомов «Азбука здоровья», «Части тела»; -просмотр и обсуждение мультфильмов «Уроки тетушки Совы» (Уроки осторожности: лекарства», «Уроки осторожности; микробы»). Дидактические игры: - «Здоровые зубы» - Пазлы «Полезные и вредные продукты» -«Аскорбинка и ее друзья» 2. Игры с лэпбуком «ЗОЖ» (части тела, полезные и вредные продукты, стихи о ЗОЖ, правила ЗОЖ) | |||
Речевое развитие | Разучивание пословиц, поговорок и загадок о спорте, ЗОЖ. | |||
Художественно-эстетическое развитие | 1.Чтение художественной литературы: - С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Не спать», «Чудесные таблетки», «Грипп»; - «Сказки о микробах». 2.Слушание музыки: Музыкотерапия (профилактика утомляемости, снятие раздражения, тревожности, успокаивающая музыка, релаксация и саморегуляция) по программе В.Коваленко «К здоровой семье через детский сад»; Прослушивание аудиозаписей песен о спорте (интернет-ресурс: fizkult-ura.ru/taxonomy/term/53). | |||
Физическое развитие | 1.Подвижные игры и эстафеты: - «Найди витамин»; - «Овощи и фрукты»; - «Полезные и вредные продукты». 2. Утренняя гимнастика: «Виды спорта», «К Олимпийским вершинам». 3.ОД: «Опора и двигатели нашего организма» (Журнал «Инструктор по физкультуре» №4/2015 г.), «Хочу быть сильным и здоровым!» (Т.Э. Токаева), «Вот какой я», «Путешествие по городам здоровья», «Чудо-нос» (Т.К. Ишинбаева). 4.Спортивные игры: элементы баскетбола. 5. Спортивные упражнения на прогулке: метание в вертикальную цель, лазание по лестнице, бег по лабиринту. 6.Здоровьесберегающие технологии: - Пальчиковая гимнастика. - Дыхательная гимнастика. - Релаксация. - Ритмопластика. - Степ – аэробика. - Стретчинг. - Бодрящая гимнастика. | |||
Работа с родителями: 1. Консультации «В здоровом теле – здоровый дух!» 2.Буклеты «Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка», «Закаляем ребенка правильно». | ||||
Презентация проекта: Спортивный досуг «Вот какой я!» Выставка рисунков «Спорт – это здоровье!» совместно с родителями. |
Список литературы:
1.Анисимова Т.Г., Ульянова С.А. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников: рекомендации, занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009.
2.Булацкий С. Тело человека (энциклопедия). – Минск: Юнион, 2007.
3.Ишинбаева Т.К. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 2-7 лет: развернутое перспективное планирование, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2010.
4.Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. – М.: ТЦ Сфера,2014.
5.Соколова Н.А. Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
6.Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
7.Журнал «Инструктор по физкультуре» №5/2012, №6/2012, №7/2012, № 1/2013, №4/2013, № 6/2014, № 7/2014, № 8/2014, №1/2015, № 2/2015, № 3/2015.
Предварительный просмотр:
Вид проекта – физкультурно-познавательный
Срок реализации – декабрь 2020 г.
Участники проекта – дети старшей группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
Актуальность:
Олимпийские игры вошли в историю государства как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие. Они обладают притягательной силой не только потому, что это единственное в своем роде всемирное спортивное состязание, но и потому, что они предоставляют прекрасную возможность для установления дружеских связей спортсменов различных стран.
Физическое воспитание предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире, так как отличительная черта физического воспитания детей дошкольного возраста – это органическая связь с умственным развитием. В свете нового Федерального государственного образовательного стандарта Олимпийское движение вызывает интерес взрослых и детей.
Цель: Воспитание социально значимых личностных качеств посредством знакомства с Олимпийским движением.
Задачи проекта:
Для детей:
Образовательные:
1.Знакомить старших дошкольников с первоначальными сведениями об истории олимпийского движения древности и современности как достижения общечеловеческой культуры.
2. Формировать у детей представление об Олимпийских играх как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей.
Развивающие:
1. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт Олимпиад.
2. Развивать личностную заинтересованность, ориентированную на овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья.
3. Формировать у детей двигательные умения и навыки; развивать психофизические качества (сила, гибкость, быстрота, выносливость, ловкость); развивать двигательные способности (равновесие, координация движений); способствовать расширению словарного запаса, развитию памяти, мышления, воображения, восприятия.
Воспитательные:
1. Воспитывать волевые качества, целеустремленность, организованность, трудолюбие, инициативность, развивать стремление к победе и уверенность в своих силах.
2. Формировать социальную и личностную мотивацию детей старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья.
3. Воспитывать желание наблюдать за спортивными событиями в стране.
Для педагогов:
1. Создать информационную базу: накапливание знаний в области истории спорта, Олимпийского движения, традиций проведения Олимпийских игр; ознакомление с методическими разработками по данной теме.
2. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей на спортивных мероприятиях, для пополнения развивающей среды детского сада новым дидактическим материалом.
Для родителей:
1. Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
2. Создать условия для совместного сотрудничества детей и их родителей.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- обогащение знаний детей об истории Олимпийского движения;
- освоение детьми главных правил безопасности жизнедеятельности;
- пополнение словарного запаса детей спортивной терминологией;
-изучение и выработка качеств, которые позволили спортсменам стать победителями Олимпиады;
- активные занятия физкультурой и спортом в детском саду, спортивных секциях города.
Для педагогов:
- пополнение знаний об истории Олимпийского движения;
- формирование сознательного отношения к собственному здоровью;
- расширение спортивно-культурных связей детского сада в социуме.
Для родителей:
- информированность об истории Олимпийского движения;
- проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми;
- становление культуры здорового образа жизни в семье.
Виды деятельности. | Формы и методы работы. | Сроки | ||
Подготовительный этап | ||||
1.Выявление проблемы. 2. Создание игровой ситуации: «Что такое Олимпиада?», «Где она возникла?», «Как проводятся Олимпийские игры сегодня?», «А какие они – лучшие спортсмены?», «Что нужно делать, чтобы стать Олимпийцем?», «Зачем люди занимаются спортом?». 3.Подготовка педагогических ресурсов. | ||||
Практический этап | ||||
Познавательное развитие | - рассматривание альбомов «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта»; - создание альбома «Олимпийские игры»; - игры с лэпбуком «Спорт» (зимние олимпийские виды спорта, загадки об олимпийских видах спорта, игра «Что лишнее?»; - беседы: «Возникновение Олимпийских игр», «Олимпийская символика и традиции», «Олимпиада как мировой праздник спорта». - мультимедийные презентации: «Как появились Олимпийские игры?», «Олимпийские игры в Греции», «Олимпийская символика и талисманы», «Современные Олимпийские игры», «Олимпийские зимние виды спорта». | |||
Социально-коммуникативное развитие | - дидактические игры «Назови зимние виды спорта», «Спортлото», «Спортивный инвентарь», «Виды спорта». - раскрашивание раскрасок на тему «Зимние Олимпийские виды спорта». - экскурсия по мини-музею спорта. | |||
Речевое развитие | Разучивание пословиц, поговорок и загадок о спорте, ЗОЖ. | |||
Художественно-эстетическое развитие | - разучивание спортивных композиций «Аэробика», «Воздушная кукуруза». Программа А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика». - разучивание комплекса упражнений степ – аэробики «Веселая зима». | |||
Физическое развитие | 1.Подвижные игры и эстафеты: - «Два мороза» - «Дорожка препятствий» - «Олимпийский огонь» - «Самый меткий» 2. Утренняя гимнастика: «Виды спорта», «К Олимпийским вершинам». 3.ОД: «Древняя Греция – родина олимпийских игр», «Путешествие в страну Олимпию», «Новогодняя сказка в театре гибкости и пластичности» Т.Э. Токаева. 4.Спортивные игры: элементы хоккея. 5.Спортивные упражнения на прогулке: катание на санках, ходьба на лыжах. 6.Здоровьесберегающие технологии: - Дыхательная гимнастика. - Релаксация. - Ритмопластика. - Степ – аэробика. - Стретчинг. - Бодрящая гимнастика. | |||
Работа с родителями: 1.Изготовление помпонов для ОД и выступлений. 2.Создание мини-музея спорта. 3. Консультации «Ваш ребенок имеет спортивные способности», «Как выбрать вид спорта?». | ||||
Презентация проекта: Спортивный досуг «Зимние олимпийские игры» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: .: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018;
2.Гусева Т. А., Иванова Т. О. Технология реализации метода проектов в области физической культуры дошкольников: метод. разработка. – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2012;
3.Филиппова С. О., Волосникова Т. В. Олимпийское образование дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2017;
4.Цветкова О. В. Взаимодействие детского сада и семьи в олимпийском образовании дошкольников. – СПб. : АНО «Гелиос», 2010;
5.Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2 2007, №5, 12 2008;
6.Журнал «Обруч» №4 2009.
Предварительный просмотр:
Вид проекта – физкультурно-познавательный
Срок реализации – февраль, 2 недели
Участники проекта – дети старшей группы, воспитатели, инструктор по физической культуре.
Актуальность темы:
Идея патриотизма отражена в Федеральной программе развития образования – в них отражается социальный заказ государства на воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. В Конвенции о правах ребенка сказано, что образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям, культурной самобытности, языку, национальным ценностям государства, в котором ребенок проживает, его родной страны и к цивилизациям, отличным от собственной.
После введения ФГОС появилась реальная возможность разрабатывать национально-региональный компонент и создавать единое образовательное пространство с учетом этнокультурного аспекта воспитания и развития детей в ДОУ, их семей и взаимодействия с другими социально-культурными учреждениями края.
Проблема:
Игровая культура коренных народов Сахалина очень богата. От нас - взрослых, родителей и педагогов - во многом зависит её состояние. Чтобы не появилась ещё одна «черная дыра» в жизни людей, надо сохранить игровые традиции, накопленные народом. Подвижные игры детей и взрослых - важнейшая часть человеческой культуры, мост, связывающий поколения. До наших дней дошло множество игр коренных народов Сахалина: передаваемые из поколения в поколения, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших у коренных народов Сахалина. Вот она, региональная направленность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Но почему в игры коренных народов Сахалина не играют наши дети?
Цель: Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к спортивным традициям коренных народов Сахалина, их укладу жизни.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания детей о родном крае, подвижных играх коренных народов Сахалина через комплексные физкультурные занятии;
- Учить прыгать через препятствия, набрасывать кольцо на цель, бегать на скорость, действовать по сигналу.
Развивающие:
- Формировать у воспитанников волевые качества в играх, состязаниях;
- Развивать физические качества: выносливость, силу, быстроту реакции;
- Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру;
- Развивать интерес к национальным играм детей народов Сахалина.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви и гордости за Сахалин, сочетая движение и познание.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к себе, своему здоровью и окружающему миру.
- Воспитывать толерантное отношение к другим нациям.
- Формировать чувство сопричастности и духовно - нравственного отношения к культурному наследию своего народа.
Ожидаемые результаты:
1.Расширены знания детей об острове Сахалине, коренных народах Сахалина, состязаниях и подвижных играх;
2.Разучены подвижные игры коренных народов Сахалина
Интеграция ОО: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Подготовительный этап |
1.Выявление проблемы: Какие игры коренных народов Сахалина мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы можем это узнать? 2. Анализ имеющихся педагогических ресурсов. Подбор иллюстраций, альбомов, аудиозаписей, презентаций, дидактических игр по теме проекта. 3. Определение направления деятельности. |
Реализация проекта
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, тонкий тополек! Мы живем на Сахалине - Этот остров есть в России!; - Дыхательная гимнастика «Дуем на снежинку», «Потрем ладони», «Веер, домик»; - Релаксация «Отдых на стойбище»;
Презентация проекта: Спортивный досуг «Подвижные игры коренных народов Сахалина»; Статья о проекте на сайт МБДОУ. |
- Феоктистова Т. Г., Шитякова Н. П. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников. Программа для дошкольных образовательных учреждений.
- Сайт «Дети Севера» http://www.school3poronaisk.ru/index.html
- Сайт Охинской местной общественной организации «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»)».
- Сайт Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. ru.wikipedia.org › wiki/Народы_Севера.
- Журнал «Инструктор по физической культуре» 2012, №6, стр.102-108.
- http://pkds4.ru/wp-content/uploads/2017/12/Kartoteka-podvizhnyih-igr-narodov-Severa.pdf
- http://kras-dou.ru/303/images/17-18/str-ped/grigorjeva/metod_kop/kartateka_igry_severa.pdf
- https://www.maam.ru/detskijsad/sportivnyi-dosug-podvizhnye-igry-narodov-severa.html
- https://solovushka-61nv.edusite.ru/p154aa1.html
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №34 «Морячок» г. Поронайска
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Октябрьская, д. 67 «В», тел. 4-21-85,
сайт: dou34-poronaysk.ru, e-mail: mbdou.v34moryachok@mail.ru
Сценарий спортивного досуга
«Подвижные игры
коренных народов Сахалина»
(старшая группа)
г. Поронайск
2020 г.
Цель: Ознакомление детей с подвижными играми народов Сахалина.
Задачи:
Физическое развитие
Закреплять умение прыгать на двух ногах через предметы, бегать парами и врассыпную, метать кольца и мешочки в горизонтальную цель, строиться в круг и парами. Способствовать развитию физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости через использование подвижных игр народов Сахалина.
Познавательное развитие
Расширять представления о Сахалине. Знакомить детей с коренными народностями Сахалина, с подвижными играми народов Сахалина.
Речевое развитие
Обогащать активный словарь: нивхи, ороки, айны, маут, нарты, оленеводы.
Социально-коммуникативное развитие
Способствовать развитию навыков коллективной деятельности, чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности. Развитие чувства солидарности, соперничества и соревнования, толерантности. Воспитание эмоционально-положительного отношения к тем местам, где они родились и живут, к обычаям и традициям.
Художественно-эстетическое развитие
Способствовать дальнейшему развитию умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая эмоционально-образное содержание.
Предварительная работа: разучивание стихов о Сахалине, подвижных игр народов Сахалина, флэшмоб «У оленя дом бльшой», рассматривание альбомов «Коренные народы Сахалина», «Праздник коренных народов Сахалина в городе Поронайске», просмотр презентаций «Малые народности Сахалинской области», «Традиции и обычаи коренных народов Сахалина», «Спортивные состязания коренных народов Сахалина», чтение ненецкой сказки «Кукушка», рассказывание нанайской сказки «Айога», чтение ненецкой сказки «Белый медведь и бурый медведь».
Материалы и оборудование: презентация, аудиозаписи песен о Сахалине, музыка народов Севера, шапочки куропаток, оленей, солнца, модели рогов, кольца - мауты, 2 больших мяча (фитбола), 4 гимнастических палки, мешочки по кол-ву детей, 2 обруча. 2 конуса, мяч маленький, 2 каната, поролоновые бруски 8 штук, 2 ведерка, рыбки по кол-ву детей.
Интеграция ОО: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход:
Дети заходят в зал и встают перед экраном телевизора.
Инструктор: Здравствуйте, ребята! Мы живём в суровом, богатом, красивом северном крае, который называется? (остров Сахалин). Слайд 1 Коренные жители нашего края очень трудолюбивый народ. Это нивхи, айны, ороки. Слайд 2,3,4,5 Ребята, какими традиционными промыслами занимаются северные народы? (оленеводством, рыболовством, охотой). Слайд 6,7,8
Дети садятся на стульчики.
1 ребенок:
Посреди морских глубин
Стоит остров Сахалин.
Там лес шумит, река журчит,
Зимой там много снега.
Очень много рыбы, ягод,
Много нефти и угля.
Я горжусь его природой
Этот остров для меня!
2 ребенок:
Я живу на Сахалине:
Плавал я зимой на льдине –
чтобы папа не ругал
Далеко не заплывал
Летом в речке я купался –
Папа мною восхищался
Я люблю свой дивный край,
Для меня он просто рай!
Приезжай в мой край родной –
не соскучишься со мной!
3 ребенок:
Сахалин – моя кровинка!
Сахалин – мой дом родной!
Сахалин нас учит жизни,
Хоть он вовсе не большой.
Сахалин – не знает горя!
Сахалин – не знает слез!
Сахалин – мой друг надежный,
Никогда не предает.
Флэшмоб «У оленя дом большой»
Инструктор: Дети народов Сахалина любят проводить состязания, играть в подвижные игры, в которых прослеживается труд взрослых. Например, подражают оленям и пастухам.
Игра «Отбивка оленей»
Все игроки – «олени», на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих – «пастухи» – стоят на противоположных сторонах площадки за канатами. Игроки – «олени» бегают между канатами, а «пастухи» стараются попасть в них мячом.
Инструктор: Сейчас мы посоревнуемся, кто самый ловкий оленевод.
Эстафета «Ловкий оленевод»
В стороне площадки ставятся 2 модели рогов, на расстоянии 2 м проводится линия. Оленеводы располагаются в две колонны лицом к моделям рогов. В руках у оленеводов маут (кольцо). В порядке очередности дети набрасывают маут на рога оленя.
Инструктор: Поиграем в быстрых охотников.
Игра «Охотник и куропатки»
Дети надевают шапочки куропаток. На одной стороне зала «охотник», на другой – «куропатки». По сигналу «куропатки полетели» дети начинают передвигаться, имитируя куропаток. По сигналу «Охотник!» - «охотник» начинает ловить «куропаток». Затем подсчитываются пойманные «куропатки». Назначается другой «охотник». Игра повторяется.
Инструктор: Отдохните немного и отгадайте загадки.
– Кто по снегу, по траве носит лес на голове? (Олень)
– Белой стайкой мошкара
вьется, вьется до утра.
Не пищит и не кусает,
просто так вокруг летает. (Снежинки)
– Ночная занавеска ночное небо закрывает, а в тундре от нее светлее становится. (Северное сияние)
– Бегут два брата наперегонки, а обогнать друг друга не могут. (Лыжи) Слайд 9,10,11,12
Инструктор: Народы Сахалина, состязаясь между собой в ловкости, ставят свои сани-нарты в ряд и прыгают через них.
Эстафета «Прыжки через нарты»
Дети строятся в две колонны. Первые участники перепрыгивают через модели нарт на двух ногах, затем возвращаются, передают эстафету следующему.
Инструктор: На Сахалине солнце очень редко и недолго радует своим теплом. Оленеводы и охотники обращаются к солнцу в своих песнях, сказках, играх с просьбой согреть и подарить много теплых и солнечных дней. Предлагаю поиграть в игру «Хейро», что в переводе означает – солнце.
Игра «Хейро»
Дети становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят – хейро. Ведущий – «солнце» сидит в центре круга. Все участники разбегаются по площадке, когда солнце встает, выпрямляется, вытягивает руки в стороны. Игроки стараются увернуться от «лучей» - рук солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» игроки возвращаются в круг.
Инструктор:
Рыбалка – прекрасно! Живо вставай!
В проруби рыбу ловить начинай!
Эстафета «Рыбаки»
Дети встают в две колонны. По сигналу дети бегут к озеру (обручу) с ведерком в руках, «ловят» рыбку, кладут ее в ведро, возвращаются к команде, кладут рыбку в другой обруч и передают ведерко следующему участнику. Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету.
Эстафета «Оленья упряжка»
Участники команд разбиваются на пары: один - ребенок надевает упряжку (обруч), другой - родитель бежит за ним, держась за обруч. «Оленья упряжка» добегает до кегли, оббегает ее, а затем игроки возвращаются назад. Эстафету принимает другая пара.
Эстафета «Меткие стрелки»
Команды, становятся в колонны, у каждого в руке мешочек. На расстоянии 2-3 м ставится мяч - фитбол. По команде дети – «стрелки» по очереди подходят к гимнастической палке и начинают метать мешочек, стараясь попасть в фитбол. Побеждает команда, попавшая большее количество раз.
Инструктор: на Сахалине бывают морозные и снежные зимы.
Игра «Льдинки, ветер и мороз»
Дети встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки, прозрачные льдинки.
Сверкают, звенят: «Дзинь, дзинь…».
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал» Ветер!». Дети – льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» ищут свою пару.
Инструктор: Вот так и проходят игры и забавы на праздниках народов Сахалина. Как много оказывается интересных игр и забав есть у народов Сахалина. Какая игра Вам понравилась больше всего? Я вручаю вам медали за ловкость и смелость.
Предварительный просмотр:
Окунаясь в историческое прошлое русского народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. Подвижные игры просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (деревянная палочка, мяч, веревка, платок, и др.).
Актуальность: В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка интереса к национальной культуре и традициям. Этот процесс проходит наиболее оптимально через народное творчество. Через него ребенок не только овладевает родным языком, осваивая его красоту и лаконичность, но и приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды деятельности детей, насколько это возможно. Из наблюдений за детьми дошкольного возраста видно, что они редко играют в русские народные игры. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа. Посредством народных игр у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. Они приучают дошкольников уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны. Таким образом, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Чтобы поддержать интерес детей к русским народным подвижным играм, они должны их узнать и задача педагога помочь им в этом.
Вид проекта – физкультурно-познавательный.
Срок реализации – среднесрочный.
Участники проекта – воспитанники средней, старшей группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
Цель: Создание условий для формирования у детей интереса к истории, культуре и традициях русского народа, через народные игры.
Задачи:
- Формировать познавательный интерес к культуре русского народа, его традициям, обогащать знания детей о русских народных играх.
- Развивать двигательные навыки дошкольников, умения реагировать в игровой ситуации.
- Воспитывать интерес к русским народным играм и бережное отношение к культуре своего народа.
Ожидаемые результаты:
- У детей развиты психофизические качества: ловкость, быстрота, сила, умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
- Дети знают заклички, считалки, зазывалки,
- У детей сформированы знания о традициях русского народа, они научатся использовать русские народные игры в свободной деятельности.
- Русские народные игры способствуют развитию нравственных качеств, воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучат детей быть честными и правдивыми.
Этапы | Формы и методы работы | Сроки |
Подготовительный | -Изучить литературу, материал по данной теме. -Подобрать игры по теме. -Беседа «В какие игры играли наши бабушки и дедушки?». -Постановка проблемной ситуации: «Русская народная игра, - что это такое?» | Апрель |
Основной | 1.Разучить игры: Средняя группа Игры с бегом: «Гуси – лебеди», «У медведя во бору», «Стадо», «Курочки», «Баба Яга». Игры с прыжками: «Воробушки и кот», «Зайцы и лиса». Игры с мячом: «Подкиды». Игры малой подвижности: «Летает - не летает», «Ты катись, веселый бубен», «Море волнуется», «У бабушки Маланьи», «Ворон».
Старшая группа Игры с бегом: «Гори, гори ясно», «Медведи с цепью», «Капуста», «Дедушка Рожок», «Платок», «Заря», «Селезень», «Лисы и куры». Игры с прыжками: «Попрыгунчики». Игры с мячом: «Мяч вверху», «Вышибалы». Игры малой подвижности: «Море волнуется», «У дядюшки Трифона», «Мельница», «Дед Мазай». 2.Мастер класс для педагогов «Русские народные игры для дошкольников». 3.ОД «Не перевелись еще богатыри на земле русской», «Во поле березка стояла». 4.Познакомить детей с русским народным фольклором: считалками, сговорками, зазывалками. 5.Изготовить шапочки для игр. 6.Оформить картотеку «Русские народные подвижные игры». 7.Консультация для родителей «Развитие ребенка через народную игру». 8.Буклет для родителей «Сундучок бабушкиных игр». 9.Развлечение «Проводы зимы». | Апрель |
Заключительный | Презентация проекта: Спортивный досуг «Фестиваль русских народных подвижных игр». 2.Представление опыта реализации проекта на сайте МБДОУ и сайте педагогических публикаций. | Апрель |
Список литературы:
1. Кенеман А.В. «Детские народные подвижные игры», М., Просвещение, ВЛАДОС,1995г.
2. Куприянова Л.Л. «Русский фольклор», М., Мнемозина, 2002г.
3. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры» М., Просвещение, 1988г.
4. Лямина Л.А. «Народные игры в детском саду» М., 2008г.
5. Якуб С.К. «Вспомним забытые игры», М., Детская литература, 1988г.
Интернет источники:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/06/27/master-klass-volshebnye-salfetki
https://www.maam.ru/detskijsad/festival-ruskih-narodnyh-podvizhnyh-igr.html
Предварительный просмотр:
Отличительной особенностью нынешнего реформирования дошкольного воспитания стало возрождение национального духа, возвращение к духовным ценностям русской народной культуры. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Она (идея патриотизма) отражена в частности, в Концепции модернизации российского образования до 2010 года и в Федеральной программе развития образования – в них отражается социальный заказ государства на воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. В Конвенции о правах ребенка сказано, что образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям, культурной самобытности, языку, национальным ценностям государства, в котором ребенок проживает, его родной страны и к цивилизациям, отличным от собственной.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.
Понятие «Родина» более чем абстрактно для детей. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину - значит знать её.
Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания.
Важно пробудить интерес к истории своей семьи, детского сада, родного села. Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - моё село - моя страна - моя планета) .
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора по патриотическому воспитанию дошкольников выделяют национально-региональный компонент. Во многих программах, по которым работают современные ДОУ, задачи воспитания чувства любви к Родине формулируются одной фразой, в них не говорится о средствах и методах решения данной задачи.
Вид проекта – физкультурно-познавательный
Срок реализации – февраль
Участники проекта – дети подготовительной к школе группы, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
Актуальность темы:
После введения ФГОС появилась реальная возможность разрабатывать национально-региональный компонент и создавать единое образовательное пространство с учетом этнокультурного аспекта воспитания и развития детей в ДОУ, их семей и взаимодействия с другими социально-культурными учреждениями края.
Региональный компонент – область освоения ребенком мира физической культуры через призму истории и культуры своего края. Выбор регионального содержания дает нам возможность отразить особенности региона, позволяет раскрыть его историческое прошлое, настоящее и будущее.
Проект «Сахалин – край родной» дополняет и расширяет представление об истории края, быте, обрядах и обычаях нанайцев, нивхов, уильта, эвенков. Старшие дошкольники приобщаются к ценностям культуры здоровья, как части этнической культуры жителей Сахалина.
Реализуя данное направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре малой Родины, познакомить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной.
Проблема: Игровая культура народов севера, когда то была из самых богатых в мире. От нас - взрослых, родителей и педагогов - во многом зависит её состояние. Чтобы не появилась ещё одна «черная дыра» в жизни людей, надо сохранить игровые традиции, накопленные народом. Подвижные игры детей и взрослых - важнейшая часть человеческой культуры, мост, связывающий поколения. До наших дней дошло множество сибирских игр: передаваемые из поколения в поколения, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших сибиряков. Вот она, региональная направленность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Но почему в игры народов Севера не играют наши дети?
Цель:
1.Создание благоприятных физических и умственных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного периода;
2.Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к спортивным традициям коренных народов Сахалина, их укладу жизни.
3.Духовное богатство, физическое совершенство, крепкое здоровье, знание и изучение национального достояния через систему интегрированных физкультурных занятий.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания детей о родном крае, географическом положении, истории, коренных народах, проживающих на Сахалине, растительном и животном мире, подвижных играх коренных народов Северачерез интегрированные физкультурные занятии;
- Дополнить программу по физическому воспитанию дошкольников играми народов Севера, в процессе интеграции физкультурной работы в познавательный процесс;
Развивающие:
- Развивать потребность в сохранении и укреплении здоровья;
- Формировать волевые качества в играх, состязаниях;
- Развивать физические качества: выносливость, силу, быстроту реакции;
- Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру;
- Развивать интерес к национальным играм детей народов Севера.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви и гордости за Сахалин, сочетая движение и познание.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к себе, своему здоровью и окружающему миру.
- Воспитание толерантного отношения к другим нациям.
- Формирование чувства сопричастности и духовно - нравственного отношения к культурному наследию своего народа.
Ожидаемые результаты:
- Развиты физические качества дошкольников;
- Повышены уровни формирования важных двигательных навыков и интеллектуального развития;
- Расширены знания детей о родном крае, коренных народах Севера, их быте, традициях, состязаниях и подвижных играх; нравственное и патриотическое становление;
- Всесторонне развита личность ребенка.
I этап
Подготовительный
Виды деятельности. | Формы и методы работы. |
1.Составление плана работы проекта, обзор проблемы, подбор литературы. 2.Составление тематики, конспектов занятий. 3.Подборка и изготовление материала к занятиям (альбомы, презентации, иллюстрации, шапочки для игр, для танца, оборудование для забрасывания маута) 4.Составление картотеки подвижных игр народов Севера. 5.Подборка слайдов, музыки, ИКТ-информации. |
II этап
Основной
Познавательное развитие | - Рассматривание альбомов «Коренные народы Сахалина», «Животные Сахалина», «Растения Сахалина», «Праздник коренных народов Сахалина в городе Поронайске», «Народы России. Обычаи. Фольклор»; - Просмотр презентаций «Малые народности Сахалинской области», « Остров Сахалин», «Традиции и обычаи коренных народов Сахалина», «Спортивные состязания коренных народов Сахалина», «Животные Сахалина», «Природа Сахалина», «Выручаем внучку Аркуту», «Храбрый олененок» на интегрированных занятиях; -Беседы «Чем занимались коренные жители Сахалина», «Как отдыхают и празднуют праздники коренные жители Сахалина». - Встреча со сказочницей Райсей Дмитриевной Агминой, беседа, прослушивание нивсхих сказок, рассматривание иллюстраций, чтение стихов о Сахалине. Дидактические игры: -настольно-печатная игра«Мир зверей и птиц»; -дидактическая игра «Кто где живет? »; -дидактическая игра «Найди лишнего»; -дидактическая игра «Кто живет на Сахалине?»; -дидактическая игра «Знатоки природы»; -сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». Экскурсия в музей |
Речевое развитие | - Разучивание считалок; - презентация авторской сказки А. Порониной «Храбрый олененок»; -чтение рассказа Г. Снегирева «След оленя»; -чтение рассказа А. Членова «Как Алешка жил на Севере»; -рассказывание ненецкой сказки»Кукушка»; -рассказывание нанайской сказки «Айога»; -чтение ненецкой сказки «Белый медведь и бурый медведь»; -чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»; -заучивание стихов и загадок о животных Севера (из книги «Животные Севера») . |
Физическое развитие | - Подвижные игры «Хейро», «Каюр и собаки», «Олени и пастухи», «Куропатки и охотники», «Льдинки,ветер и мороз», «Ручейки и озера», «Рыбаки и рыбки», «Смелые ребята», «Полярная сова и евражки», «Оленьи упряжки», «Важенки и оленята», «Волк и олени», «Перетягивание каната», «Рыбаки», «Охота на курапаток», «Ловкий оленевод», «Рыбаки», «Куропатки и ягодки», «Звери и птицы»; - Интегрированная физкультурная деятельность: «Путешествие к сахалинским охотникам», «Спортивные состязания коренных народов Сахалина», «Состязания оленеводов и охотников Сахалина», «Игры коренных народов Сахалина», «Какие животные живут на Сахалине?»; -Утренняя гимнастика «Сахалинские охотники», «Какие животные живут на Сахалине?». |
Художественно-эстетическое развитие | - Прослушивание музыки народов Севера; - Разучивание композиции «Чайки» для выступления на досуге. |
Работа с родителями. | - Помощь в изготовлении атрибутов к играм; - Создание «Красной книги Сахалина»; - Консультация «Подвижные игры народов Севера и их роль в формировании здоровья и развития личности»; - Фоторепортаж для родителей «Изучаем Сахалин на занятиях физкультуры», «Выручаем внучку Аркуту». |
III этап
Презентация.
1.Спортивный досуг: «Выручаем внучку Аркуту».
2.Картотека «Подвижные игры народов Севера».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.
- Сайт «Дети Севера» http://www.school3poronaisk.ru/index.html
- Сайт Охинской местной общественной организации «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»)».
- Сайт Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. ru.wikipedia.org › wiki/Народы_Севера
- Феоктистова Т. Г., Шитякова Н. П. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников. Программа для дошкольных образовательных учреждений.
- Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие.
- Кочешкова Е.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития
Перспективный план ОД в подготовительной к школе группе по проекту «Традиции, игры и спорт коренных народностей Сахалина»
Месяц | Название | Содержание | Пособия |
Ноябрь | «Путешествие к сахалинским охотникам» | 1.Просмотр презентации «Малые народности Сахалинской области» 2.Вводная часть: ходьба, упр. «олень», «высокая трава», «прыжки через кочки», ходьба по коррекционным дорожкам, бег «едем к сахалинским охотникам». 3. О.Р.У. «Разминка охотников». 4. О.Д.: 1).Метание в горизонтальную цель «меткие охотники» 2).Ходьба по скамейке с хлопком под прямой ногой, 3).Прыжки змейкой на одной ноге 4).Подлезание под дугой «ловкие охотники». 5.Упражнение на дыхание «Аромат цветов». 6. П.и. народов Севера «Волк и олени», «Ручейки и озера». 7.Релаксация «На лесной поляне». | Презентация, коррекционные дорожки, обручи, мешочки, гимн.скамья, конусы, дуги, шапочки оленей и волка, запись пения птиц. |
Ноябрь | «Состязания коренных народов Сахалина» | 1.Просмотр презентации «Спортивные состязания коренных народностей Сахалина». 2.Вводная часть: ходьба, бег высоко поднимая колени «Олени», боковой галоп «по кочкам через болота-мари», ходьба по коррекционным дорожкам, бег «Едем в палео-деревню» 3.О.Р.У. «Рыболовы» 4.О.Д. 1).Прыжки через 6 набивных мячей, последовательно через каждый «нарды» 2). Ходьба по канату прямо 3).Метание в горизонтальную цель стоя на коленях 4-5 м. 5.Упражнение на дыхание «Морской ветерок» 6.П.и. «Отбивка оленей», «Полярная сова и евражки». 7.Релаксация «На берегу моря» | Презентация, коррекционные дорожки, набивные мячи, канат, мешочки, обручи, шапочки оленей и полярной совы, запись шума моря. |
Ноябрь | «Состязания оленеводов и охотников Сахалина» | 1.Просмотр презентации «Традиции и обычаи коренных народов Сахалина». 2.Вводная часть: ходьба, высоко поднимая колени «высокая трава», ходьба широким шагом «волк», в полуприседе «охотник прячется», бег. 3.О.Р.У. «Готовимся к состязаниям» 4.О.Д. 1).Забрасывание маута на оленьи рога 2м 2).Прыжки через 7 набивных мячей «нарды» 3). Ходьба по канату прямо 4). Подлезание под гимнастическую скамейку «поваленное дерево» 5. Упражнение на дыхание «Вьюга». 6.П.и. «Куропатки и охотники», «Перетягивание каната» 7.Релаксация «Пение птиц» | Презентация, «оленьи рога», кольца-мауты, набивные мячи, канат, гимн. скамья, шапочки куропаток, запись голосов птиц. |
Ноябрь | «Путешествие по Сахалину» | 1.Просмотр презентации «Остров Сахалин». 2.Вводная часть: ходьба, по коррекционным дорожкам, в полуприседе, бег, высоко поднимая колени, бег. 3. О.Р.У. «Животные Сахалина» по слайдам. 4.О.Д. 1).Ходьба по канату прямо с мешочком на голове 2). Метание «топориков» на дальность 3). Прыжки через «нарды». 5.П.и. «Охота на куропаток», «Здравствуй, догони!» 6.Релаксация «На поляне» | Презентация, коррекционные дорожки, слайды животных, 2 каната, мешочки, «топорики», набивные мячи, шапочки куропаток, маленькие мячи, запись голосов птиц. |
Ноябрь | «В гости к девочке Аркуте» | 1.Просмотр презентации сказки «Храбрый олененок» 2.Вводная часть: ходьба, широким шагом «на лыжах», на внешних сторонах стопы «медведь», боковой галоп, бег. 3.О.Р.У. «Какие звери и птицы живут на Сахалине?» по слайдам. 4.О.Д.1). Метание «топориков» на дальность 2).Ползание по-пластунски «тюленьи бега» 3).Ходьба по гимнастической скамье с мешочком на голове «ловкий охотник». 5.П.и. «Хейро», «Важенки и оленята». 6.Релаксация «На морском берегу» | Презентация, кукла в костюме народов Севера, слайды животных, «топорики», гимн.скамья, мешочки, шапочки оленей, запись шума моря. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных приоритетных задач детского сада. Эта задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об Образовании", "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ», «Конвенция о правах ребёнка».
Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов: - обоснование связи физического и психического состояния человека находим в исследованиях И.С. Бериташвили, Н.А. Берштейна, С.П. Боткина, В.М. Бехтерева, Л.Р. Лурье, А.Ю. Рахнера и др.; - проблема психологического здоровья детей исследовалась в трудах Л.А. Абрамян, А.В. Запорожца, И.В. Дубровиной, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, Т.А. Репиной, М.Ю. Стожаровой и др.; - принцип взаимосвязи физиологического и психического развития был реализован в трудах психологов П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др. Формирование установки на собственное здоровье занимается новая отрасль знания, получившая название «валеология» - наука о здоровье.
Несмотря на многочисленные исследования, данная проблема недостаточно разработана в практике дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы проекта.
Результаты экспресс-диагностики показали, что большая часть старших дошкольников находится на среднем и низком уровнях сформированности основ культуры здоровья, что подтверждает необходимость реализации условий, способствующих повышению уровня сформированности основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста. Был разработан проект «Хочу быть здоровым!».
Вид проекта – физкультурно-познавательный.
Срок реализации – октябрь-январь 2019-2020 г.
Участники проекта – дети старшей, подготовительной к школе группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
Методы реализации проекта: тематические интегрированные занятия; мониторинговые процедуры (анкетирование родителей, тесты для воспитателей); спортивные соревнования; беседы; игры, эстафеты, викторины, конкурсы; консультации, мастер классы для педагогов и родителей; досуги, посвященные здоровому образу жизни, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Проблема: Отсутствие устойчивой мотивации здорового образа жизни и реализации собственной модели здоровьесбережения у детей дошкольного возраста.
Актуальность: В соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества, отраженными в ФГОС, целью физического воспитания является «содействие гармоничному формированию всесторонне развитой личности». Основным средством для достижения этой цели является изучение основ личной физической культуры. При этом необходима целенаправленная работа по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и желаний к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, развитие волевых и нравственных качеств.
Цель проекта: Создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Развитие и обобщение представлений о здоровом образе жизни и обогащение опыта здоровьесберегающего поведения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать представления о способах поддержания, сохранения и укрепления здоровья;
- формировать у детей здоровьесберегающее сознание, включающее в себе элементарные знания о своём организме, методах его закаливания;
-закреплять умение участвовать в играх и эстафетах с бегом, прыжками, пролезанием, выполнять элементы хоккея и баскетбола;
-закреплять умение выполнять гимнастику для глаз, массаж рук с су-джоками, стретчинговые упражнения.
Развивающие:
- создавать условия для гармоничного физического развития и воспитания внимательного отношения детей к своему здоровью и жизни;
- побуждать к точному, энергичному и выразительному выполнению физических упражнений;
- развивать физические качества: силу, выносливость, ловкость.
Воспитательные:
- воспитывать стремление сохранять и укреплять свое здоровье.
Ожидаемые результаты:
1. Создание модели здоровьесберегающей среды в ДОУ;
2. Улучшение показателей физического и психологического здоровья детей.
3.Приобретение детьми необходимых знаний, умений, навыков здоровьесбережения уровень которых определяется в процессе бесед, наблюдений, решения житейских ситуаций, простых исследований, участия в экспериментировании, в заботе о своём здоровье, направленной на укрепление здоровья, понимании здорового образа жизни.
4.Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
Старшая группа
Виды деятельности. | Формы и методы работы. | Сроки | |||||
Подготовительный этап | |||||||
1.Выявление проблемы. 2.Анализ имеющихся педагогических ресурсов. 3.Определение направлений деятельности. 4.Составление сценариев спортивных праздников и досугов, мероприятий с родителями и педагогами. 5.Изготовление грамот для родителей, атрибутов и медалей для спортивных праздников и развлечений. | |||||||
С детьми | 1.Предварительные беседы. 2.Подбор иллюстраций, книг, видео- и аудиозаписей, настольно-печатных и дидактических игр по теме проекта. | ноябрь | |||||
С педагогами | Подбор необходимой литературы по теме. | ноябрь | |||||
С родителями | Информировать родителей о реализации проекта. Экспресс-диагностика. | ноябрь | |||||
Практический этап | |||||||
Познавательное развитие | -мультимедийные презентации: «Зимние виды спорта», «Страна Здоровейка», «Что помогает быть здоровым?»; -рассматривание картинок и фотографий с изображением разных видов спорта, оформление их в альбом; -рассматривание альбома «Азбука здоровья»; -рассматривание «Первая энциклопедия малыша. Твое тело»; -просмотр и обсуждение мультфильмов «Смешарики» («Ежик и здоровье», «Азбука здоровья»), «Уроки тетушки Совы» (Уроки осторожности: лекарства», «Уроки осторожности: микробы»). Дидактические игры: - «Полезная и вредная еда» - «Что хорошо, что плохо?» -«Аскорбинка и ее друзья» -«Что любит сердце?» -«Утро начинается…» -«Дерево здоровья» -«Здоровье и цвет» Беседа: «Для чего нужна зарядка», «Изучаем свой организм», «Откуда берутся болезни», «Витамины в жизни человека». Игры: «»У нас порядок», «Эмоции движения», «Добрые слова», «Я хочу с тобой подружиться». | В течение проектной деятельности | |||||
Речевое развитие | 1.Речевые игры: -«Назови одним словом» -«Угадайка» -«Назови как можно больше предметов» -«Дополни предложение» 2.Разучивание пословиц, поговорок и загадок о спорте, ЗОЖ. | В течение проектной деятельности | |||||
Художественно-эстетическое развитие | 1.Чтение художественной литературы: И.Герпицкая «Чтоб расти нам сильными»; Н. Калинина «Разве так играют?»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; Р.Ротенберг «Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья»; А.Потапова «Зловредный Ап-чих»; Г.Шалаева, О.Журавлева «Правила поведения для воспитанных детей»; С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Не спать», «Чудесные таблетки», «Грипп»; И.Токмакова «Мне грустно – я лежу больной». 2.Слушание музыки: -Т.Вилькорейская «Помирились» (танец-игра); -П.Чайковский «Болезнь куклы»; -Музыкотерапия (профилактика утомляемости, снятие раздражения, тревожности, успокаивающая музыка, релаксация и саморегуляция) по программе --В.Коваленко «К здоровой семье через детский сад»; -Прослушивание аудиозаписей песен о спорте (интернет-ресурс: fizkult-ura.ru/taxonomy/term/53). 3.Продуктивная деятельность: -придумывание рассказов к рисункам на тему: «Если случился пожар». | В течение проектной деятельности | |||||
Физическое развитие | 1.Подвижные игры: - «Витаминки и ее друзья»; - «Найди свой овощ, фрукт»; - Эстафета «Полезная и вредна еда»; - Эстафета «Предметы гигиены». 2. Утренняя гимнастика: «Виды спорта», «Тренировка спортсменов». 3.НОД: «Вот я какой», «Путешествие по городам здоровья», «Я и мое тело», «Королевство простуды», «Я и движение». 4.Спортивные игры: элементы хоккея, баскетбола. 5. Спортивные упражнения на прогулке: катание на санках, скольжение, ходьба на лыжах. 6.Здоровьесберегающие технологии: - Су-джок терапия. - Пальчиковая гимнастика. - Дыхательная гимнастика. - Гимнастика для глаз. - Релаксация. - Ритмопластика. - Логоритмика. - Стретчинг. - Бодрящая гимнастика. - Психогимнастика. - Оздоровительная гимнастика для горла. | В течение проектной деятельности | |||||
Мероприятия | |||||||
С детьми | С педагогами | С родителями | Сроки | ||||
Физкультурно-оздоровительный досуг «Необычайные приключения с Экологиком». | Консультация «Проведение на прогулке игровых упражнений с элементами спортивной игры-хоккей» | Конкурс плакатов на тему ЗОЖ. Фотоотчет о спортивном досуге. Папка-передвижка «Будь здоров без докторов!». | декабрь | ||||
Досуг «Путешествие по станциям «Будь здоров!» | Проведение мастер- класса «Современные здоровьесберегающие технологии. Гимнастика для глаз» | Семинар: «Здоровье детей в наших руках! Способы закаливания дошкольников». Конкурс нетрадиционного оборудования «Дорожка здоровья». Папка-передвижка «Гимнастика для глаз» | январь | ||||
Презентация проекта: День здоровья |
Подготовительная к школе группа
Виды деятельности. | Формы и методы работы. | Сроки | |||||
Практический этап | |||||||
Познавательное развитие | - беседа-рассуждение с опытами «Чудо-нос», беседа «Ушки на макушке», «Берегите нос», «Твой вечный двигатель», беседа с опытами «Чтобы уши не болели», «Мы-инопланетяне»; -театрализованное представление «Чистота-залог здоровья»; -игровая программа «Ну, погоди!»; -игра «Счастливый случай» по теме «Полезная еда»; -брейн-ринг «Как прекрасен этот мир»; -обмен рецептами от простуды «Знахарские посиделки»; -мультимедийные презентации: «Зимние виды спорта», «Страна Здоровейка», «Что помогает быть здоровым?»; -игра «Правила питания», «Полезный завтрак», «Джованни-потеряшка»; -экскурсии в медицинский кабинет, на кухню; -исследовательская деятельность: «Опыт по очистке воды», «Необходимость воздуха для жизни»; -рассматривание картинок и фотографий с изображением разных видов спорта, оформление их в альбом; -рассматривание «Первая энциклопедия малыша. Твое тело»; -просмотр и обсуждение мультфильмов «Смешарики» («Ежик и здоровье», «Азбука здоровья»), «Уроки тетушки Совы» (Уроки осторожности: лекарства», «Уроки осторожности; микробы»). Дидактические игры: - «Полезная и вредная еда» - «Что хорошо, что плохо?» -«Аскорбинка и ее друзья» Выращивание лука. Беседа: «Для чего нужна зарядка», «Изучаем свой организм», «Откуда берутся болезни», «Витамины в жизни человека», «Я расту», «Глаза, уши носы быть здоровыми должны», «Да здравствует мыло душистое». Игры: «»У нас порядок», «Эмоции движения», «Добрые слова», «Я хочу с тобой подружиться», «Вот идет рассеянный по улице Бассейной». | В течение проектной деятельности | |||||
Речевое развитие | 1.Речевые игры: -«Назови одним словом» -«Угадайка» -«Назови как можно больше предметов» -«Дополни предложение» 2.Разучивание пословиц, поговорок и загадок о спорте, ЗОЖ. | В течение проектной деятельности | |||||
Художественно-эстетическое развитие | 1.Чтение художественной литературы: И.Герпицкая «Чтоб расти нам сильными»; Н. Калинина «Разве так играют?»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; Р.Ротенберг «Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья»; А.Потапова «Зловредный Ап-чих»; Г.Шалаева, О.Журавлева «Правила поведения для воспитанных детей»; С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Не спать», «Чудесные таблетки», «Грипп»; И.Токмакова «Мне грустно – я лежу больной». 2.Слушание музыки: Т.Вилькорейская «Помирились» (танец-игра); П.Чайковский «Болезнь куклы»; Музыкотерапия (профилактика утомляемости, снятие раздражения, тревожности, успокаивающая музыка, релаксация и саморегуляция) по программе В.Коваленко «К здоровой семье через детский сад»; Прослушивание аудиозаписей песен о спорте (интернет-ресурс: fizkult-ura.ru/taxonomy/term/53). 3.Продуктивная деятельность: -придумывание рассказов к рисункам на темы: «Откуда берутся болезни?», «Спорт», «Мы на улицах города», «Если случился пожар»; -создание рисунков на темы: «Откуда берутся болезни?», «Что делать, если человек заболел?», «Спорт», «Мы на улицах города», «Если случился пожар», «Что надо делать для безопасности дома, на природе», «На прогулке с папой»; -коллективная работа «Если хочешь быть здоров». | В течение проектной деятельности | |||||
Физическое развитие | 1.Подвижные игры: - «Витаминки и ее друзья»; - «Найди свой овощ, фрукт»; - Эстафета «Полезная и вредна еда»; - Эстафета «Что нужно для гигиены». 2. Утренняя гимнастика: «Виды спорта», «К Олимпийским вершинам». 3.НОД: «Вот я какой», «Путешествие по городам здоровья», «Чудо-нос», «Я и мое тело», «Королевство простуды», «Верные друзья», «Я и движение», «Помоги себе стать здоровым!», «В здоровом теле здоровый дух», «Путешествие по спортивному царству». 4.Спортивные игры: элементы хоккея, баскетбола. 5. Спортивные упражнения на прогулке: катание на санках, скольжение, ходьба на лыжах, игры на лыжах. 6.Здоровьесберегающие технологии: - Су-джок терапия. - Пальчиковая гимнастика. - Дыхательная гимнастика. - Гимнастика для глаз. - Релаксация. - Ритмопластика. - Логоритмика. - Стретчинг. - Улыбкотерапия. - Бодрящая гимнастика. - Психогимнастика. - Гимнастика мозга Брейн Джим. - Оздоровительная гимнастика для горла. | В течение проектной деятельности | |||||
Мероприятия | |||||||
С детьми | С педагогами | С родителями | Сроки | ||||
«Осенние старты» досуг в спорткомплексе «Авангард» с участием родителей. Игровая программа «Степ-аэробика». | Мастер-класс «Использование степ-аэробики в утренней гимнастике» | Участие в организации выставки «Быть здоровыми все могут – спорт и отдых нам помогут!»: родители совместно с детьми создают семейные газеты. Папка-передвижка «Игры, которые лечат». | октябрь | ||||
День здоровой семьи «Будь здоров без докторов» в спорткомплексе «Авангард». КВН «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу». | Создание фотогалереи «Мы занимаемся спортом». Создание альбомов «Как сохранить здоровье», «Виды спорта». | Семинар: «Формирование образа здоровья у ребенка». Конкурс «Нетрадиционное спортивное оборудование своими руками». | ноябрь | ||||
Акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» Досуг «Мы олимпийцы!» с родителями | Мастер- класс «Стретчинг для здоровья дошкольников и педагогов». | Папка-передвижка «Закаливающие мероприятия для детей дошкольного возраста». Конкурс плакатов на тему ЗОЖ. | декабрь | ||||
Спортивный праздник «Белая Олимпиада». Игровая программа «Как мы спасали витаминку». | Семинар-практикум: «Проведение на прогулке игровых упражнений с элементами спортивной игры-хоккей» | Викторина «О здоровье и спорте всерьез и не очень…». Фотоотчет о празднике. | январь | ||||
Презентация проекта: Создание фильма по проекту и показ на Поронайском ТВ |
Практическая значимость реализации проекта:
1. Перспективный план НОД, конспекты НОД серии «Забочусь о своем здоровье».
2. Комплексы бодрящей, дыхательной гимнастики, игрового стретчинга, новые картотеки оздоровительных игр, гимнастик.
3. Сценарии досугов о здоровье, недели здоровья, мастер классов с педагогами и родителями.
4. Нетрадиционное спортивное оборудование, пополнены физкультурные уголки в группах.
5. Дидактические игры по теме, альбомы о спорте, ЗОЖ с иллюстрациями, стихами.
6. Энциклопедия здоровья, видеопрезентации, фильм для показа на ПСТВ.
Данный проект предполагает определенные риски:
-проблемы со здоровьем участников проекта;
-отсутствие интереса к проекту родителей;
-загруженность педагогов.
Компенсационные меры по их устранению:
-создание программ здоровьесбережения;
-подготовка воспитателей и формирование команды единомышленников в ДОУ, взаимодействие с психологом, фельдшером;
-создание условий привлечения родителей к совместной работе с ДОУ.
Финансово-экономическое обоснование затрат на реализацию проекта
Статья сметы | Расход | Обоснование |
1.Бумага, краска для принтера, папки с файлами | 2000 р. | Для анкет, грамот, эмблем, папок-передвижек, сценариев, альбомов, карточек для дид.игр. |
2. Ватман, фотобумага | 1000 р. | Для фотовыставок, фотоотчетов о праздниках. |
3. Спортивное оборудование: -степ-платформы 12 штук | 17 000 р. | Для эстафет. |
4.Призы | 1000 р. | Для награждения детей. |
Промежуточные результаты:
Была проведена диагностика в старшей группе сформированности основ культуры здоровья. Результаты показали в старшей группе низкий уровень-20%, средний уровень-80%. Была подобрана литература по теме, разработаны сценарии досугов, праздников и конспекты занятий, составлены презентации. На собрании родители были ознакомлены с проектом. Была проведена экспресс-диагностика родителей, которая показала, что у 20% родителей не сформирована внутренняя картина здоровья, 50% знают, как поддержать здоровье, но реально ничего не делают для этого. В физкультурно-образовательную деятельность была внедрена серия физкультурно-познавательных занятий «Я здоровье берегу!» с использованием здоровьесберегающих технологий, ИКТ, созданы презентации по тематике. Продолжила работу студия коррекционной гимнастики «Топтыжка». Был проведен физкультурно-оздоровительный досуг «Необычайные приключения с Экологиком» в старшей группе, досуг «Путешествие по станциям «Будь здоров!». Проведен мастер- класс с педагогами «Современные здоровьесберегающие технологии. Гимнастика для глаз». С родителями был проведен конкурс плакатов на тему ЗОЖ, семинар «Здоровье детей в наших руках! Способы закаливания дошкольников», конкурс нетрадиционного оборудования «Дорожка здоровья», оформлены фотоотчеты о спортивных досугах, папки-передвижки «Будь здоров без докторов!», «Гимнастика для глаз».
Список литературы:
1.Агаджанова С.Н. Закаливание организма дошкольника. Приложение к журналу «Дошкольная педагогика». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
2.Анисимова Т.Г., Ульянова С.А. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников: рекомендации, занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009.
3.Булацкий С. Тело человека (энциклопедия). – Минск: Юнион, 2007.
4.Буренина А.И. Ритмическая мозаика – СПб.: ЛОИРО, 2000.
5.Береснева З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ, - М.: ТЦ Сфера, 2003.
6.Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. Неделя здоровья в детском саду: метод. Пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ЭКСПРЕСС», 2013.
7.Желобкович Е.Ф. 150 эстафет для детей дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
8.Ишинбаева Т.К. Физкультурно-оздоровительная работа с дтьми 2-7 лет: развернутое перспективное планирование, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2010.
9.Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. – М.: ТЦ Сфера,2004.
10.Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольника. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
11.Николаева Е.И., Федорук В.И. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада: метод. пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ЭКСПРЕСС», 2014.
12.Соколова Н.А. Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
13.Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
14. Токаева Т.Э. Будь здоров дошкольник. Программа физического развития детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
15.Журнал «Инструктор по физкультуре» №5/2012, №6/2012, №7/2012, № 1/2013, №4/2013, № 6/2014, № 7/2014, № 8/2014, №1/2015, № 2/2015, № 3/2015.