Внеурочная деятельность
Материалы по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_kruzhka_2019-2020_uch._god.docx | 1.3 МБ |
plan_raboty_kruzhka_2020-2021_uch._god.docx | 1.27 МБ |
rabochaya_programma_kruzhka.docx | 374.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Как известно, немалую роль здесь играют дисциплины гуманитарного профиля, прежде всего русский язык и литература.
Кружковая работа способствует углублению интереса к преподаваемым дисциплинам, развитию творческих способностей обучающихся, повышению качества их подготовки. Но умение читать, равно как и следить за собственной речью, не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.
Выразительное чтение в условиях колледжа – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.
На современном этапе образования в колледже появляется возможность сблизить преподавание русского языка и литературы не только на уроках, но и во внеурочной кружковой деятельности. Выразительное чтение может быть названо действенным средством не только обучения и воспитания, но и формирования речевой, а также коммуникативной культуры.
Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести обучающихся в сложный и увлекательный мир русской литературы, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности. Кроме того, данная программа способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.
Данная программа является попыткой научить ребят видеть и слышать художественное слово, расширить их словарный запас, а также учить строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло выразительными оттенками.
Новизна программы состоит в том, что в процессе занятий обучающиеся получают знания о выразительности речи, знакомятся с лучшими образцами художественного слова и на их основе стремятся развивать и совершенствовать собственную речевую культуру.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Именно через дополнительное образование необходимо прививать подросткам любовь к русскому литературному языку, способствовать формированию у них общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития.
Выразительное чтение может быть названо действенным средством не только обучения и воспитания, но и формирования речевой и коммуникативной культуры.
В связи с постоянным традиционным проведением конкурсов чтецов различного уровня, частотой мероприятий, желанием обучающихся принимать участие в данном виде конкурсных выступлений, одобрением и поддержкой со стороны родителей, необходимостью развития навыка публичных выступлений было принято решение об организации кружка, работа которого была бы направлена на развитие умения выразительно читать прозаические и поэтические тексты.
Цели:
- обучение правильной, выразительной речи, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;
- знакомство с основами выразительного чтения, применение на практике полученных знаний, формирование речевой и коммуникативной культуры обучающихся.
- формирование познавательных интересов студентов как основы учебной деятельности;
- активное участие в общеколледжных, городских и областных смотрах, конкурсах и других мероприятиях;
- формирование творческой личности, способной активно воспринимать искусство, развитие эстетической отзывчивости, творческого потенциала и общекультурного кругозора.
Поставленные цели раскрываются в следующих задачах:
- добиваться интонационной выразительности устного высказывания;
- чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами современного русского литературного языка;
- читать наизусть стихотворные и прозаические произведения;
-развивать эмоциональную сферу обучающихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к отечественной литературе.
Сроки реализации программы - 1 учебный год (40 недель – 40 часов)
Планируемые результаты:
- повышение уровня языкового развития обучающихся;
- формирование речевой культуры;
- совершенствование навыков лингвистического анализа;
- повышение любознательности, зоркости к явлениям и фактам языка;
- развитие самостоятельности и творческой инициативы обучающихся;
- формирование социальной активности и коммуникабельности.
Форма подведения итогов реализации программы: участие в очных и дистанционных творческих конкурсах.
Результативность работы кружка.
Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями.
Ребята должны принимать участие во всех общеколледжных (конкурсы чтецов, концерты и т.д.), муниципальных и региональных мероприятиях творческого характера.
Диагностика достижения воспитательных результатов
Основными результатами воспитательной деятельности являются:
- способность к конструктивному совместному труду;
- творческая активность;
- отношение обучающихся к культуре;
-творческие работы обучающихся, их достижения в отдельных видах искусства и культуры;
повышение уровня художественного восприятия произведений культуры, умение оценивать чужое творчество и давать адекватную оценку собственному;
- развитие художественного вкуса;
- приобретение речевых навыков.
Тематическое планирование занятий
№ за- нятия | Наименование тем | Всего часов | Виды деятельности |
1. | Введение | 1 | составление тезисов лекции |
2. | Техника речи (искусство дыхания, голос, дикция) | 1 | просмотр видеоурока |
3. | Индивидуальная работа над дикцией обучающихся | 1 | поисковая |
4. | Конкурс чтецов «Любимые стихи» | 1 | творческая |
5. | Правила литературного произношения | 1 | составление опорного конспекта |
6. | Особенности сценического произношения | 1 | беседа |
7. | Что такое логика чтения? | 1 | составление тезисов лекции |
8. | Тренировочные упражнения | 1 | деловая игра |
9. | Интонация, темп, ритм | 1 | работа с текстом |
10. | Эмоционально-образная выразительность | 1 | работа с текстом |
11. | Сопереживание | 1 | просмотр сценических этюдов |
12. | Паузы | 1 | составление тезисов лекции |
13. | Чтение по ролям | 1 | творческая |
14. | Выразительное чтение прозы | 1 | практическая |
15. | Рассказывание и его основные виды | 1 | составление тезисов лекции |
16. | Рассказ, близкий к тексту | 1 | моделирование текста |
17. | Рассказ в сокращении | 1 | моделирование текста |
18. | Рассказ с изменением лица | 1 | моделирование текста |
19. | Рассказ на основе содержания научно-познавательной статьи с введением в ней сюжета | 1 | творческая работа |
20. | Импровизированный рассказ | 1 | моделирование текста |
21. | Рассказывание в детской аудитории | 1 | практическая |
22. | Что такое мимика? | 1 | составление тезисов лекции |
23. | Основные приемы жестикуляции | 1 | практическая |
24. | Особенности чтения басни | 1 | беседа |
25. | Чтение сонетов | 1 | работа с текстом |
26. | Баллада | 1 | работа с текстом |
27. | Конкурс чтецов басен | 1 | творческая импровизация |
28. | Рифма и ее основные виды | 1 | работа с электронными энциклопедиями |
29. | Белый стих | 1 | составление тезисов лекции |
30. | Открытая и закрытая рифма | 1 | беседа |
31. | Эхо-рифма | 1 | составление тезисов лекции |
32. | Средства выразительности. Звукопись. | 1 | работа с текстом |
33. | Тропы и их основные виды. | 1 | лингвистический анализ текста |
34. | Синтаксические средства выразительности | 1 | работа с текстом |
35. | Стилистические фигуры | 1 | составление тезисов лекции |
36. | Сопоставительный анализ текстов. | 1 | практическая |
37. | Творческий эксперимент «Реконструкция» | 1 | Воспроизведение текста по памяти с установкой на максимальное сохранение авторских языковых средств |
38. | Конкурс чтецов прозы | 1 | творческая импровизация |
39. | Творческая работа «Остановись, мгновенье…» | 1 | самостоятельная работа |
40. | Подведение итогов работы | 1 | |
Всего: | 40 |
Литература:
- Безымянная. О. Школьный театр. - М, 2001.
- Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. - М.: Просвещение, 1990.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение,1991.
- Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии. – М., 1997.
- Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 2001.
- Овчинникова И.Г. Кроме скучного... (О жанрах школьных сочинений)//Лучший учитель - творчество. - М.: Просвещение, 2001.
- Суворова Е.Б. Литература как искусство. – М., 2002.