Внеурочная деятельность

Наталья Валентиновна Дюбанова

Материалы по внеурочной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\НАТАЛЬЯ\Pictures\2023-02-03\001.jpg

Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Как известно, немалую роль здесь играют дисциплины гуманитарного профиля, прежде всего русский язык и литература.

Кружковая работа способствует углублению интереса к преподаваемым дисциплинам, развитию творческих способностей обучающихся, повышению качества их подготовки. Но умение читать, равно как и  следить  за собственной речью, не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.

Выразительное чтение в условиях колледжа – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.

На современном этапе образования в колледже появляется возможность сблизить преподавание русского языка и литературы не только на уроках, но и во внеурочной кружковой деятельности. Выразительное чтение может быть названо действенным средством не только обучения и воспитания, но и формирования речевой, а также коммуникативной культуры.

Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести обучающихся в сложный и увлекательный мир русской литературы, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности. Кроме того, данная программа  способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов  обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.

        Данная программа является попыткой научить ребят видеть и слышать художественное слово, расширить их словарный запас, а также учить строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло выразительными оттенками.

 

Новизна программы состоит в том, что в процессе занятий обучающиеся получают знания о выразительности речи, знакомятся с лучшими образцами художественного слова  и на их основе стремятся развивать и совершенствовать собственную речевую культуру.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Именно через дополнительное образование необходимо прививать подросткам любовь к русскому литературному языку, способствовать формированию у них общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития.

Выразительное чтение может быть названо действенным средством не только обучения и воспитания, но и формирования речевой и коммуникативной культуры.

В связи с постоянным традиционным проведением конкурсов чтецов различного уровня, частотой мероприятий, желанием обучающихся принимать участие в данном виде конкурсных выступлений, одобрением и поддержкой со стороны родителей, необходимостью развития навыка публичных выступлений было принято решение об организации кружка, работа которого была бы направлена на развитие умения выразительно читать прозаические и поэтические тексты.

Цели:

- обучение правильной, выразительной речи, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;

- знакомство с основами выразительного чтения, применение на практике полученных знаний, формирование речевой и коммуникативной культуры обучающихся.

- формирование познавательных интересов студентов как основы учебной деятельности;

- активное участие в общеколледжных, городских и областных смотрах, конкурсах и других мероприятиях;

- формирование творческой личности, способной активно воспринимать искусство, развитие эстетической отзывчивости, творческого потенциала и общекультурного кругозора.

Поставленные цели раскрываются в следующих задачах:

- добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

- чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами современного русского литературного языка;

- читать наизусть стихотворные и прозаические произведения;

-развивать эмоциональную сферу обучающихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к отечественной литературе.

Сроки реализации программы - 1 учебный год (40 недель – 40 часов)

Планируемые результаты:

- повышение уровня языкового развития обучающихся;

- формирование речевой культуры;

- совершенствование навыков лингвистического анализа;

- повышение любознательности, зоркости к явлениям и фактам языка;

- развитие самостоятельности и творческой инициативы обучающихся;

- формирование социальной активности и коммуникабельности.

Форма подведения итогов реализации программы: участие в очных и дистанционных творческих конкурсах.

Результативность работы кружка.

Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями.

Ребята должны принимать участие во всех общеколледжных (конкурсы чтецов, концерты и т.д.), муниципальных и региональных мероприятиях творческого характера.

Диагностика достижения воспитательных результатов

Основными результатами воспитательной деятельности являются:

- способность к конструктивному совместному труду;

- творческая активность;

- отношение обучающихся к культуре;

-творческие работы обучающихся, их достижения в отдельных видах искусства и культуры;

повышение уровня художественного восприятия произведений культуры, умение оценивать чужое творчество и давать адекватную оценку собственному;

- развитие художественного вкуса;

- приобретение речевых навыков.

Тематическое планирование занятий

№ за-

нятия

Наименование тем

Всего

часов

Виды деятельности

1.

Введение

1

составление тезисов лекции

2.

Техника речи (искусство дыхания, голос, дикция)

1

просмотр видеоурока

3.

Индивидуальная работа над дикцией обучающихся

1

поисковая

4.

Конкурс чтецов «Любимые стихи»

1

творческая

5.

Правила литературного произношения

1

составление опорного конспекта

6.

Особенности сценического произношения

1

беседа

7.

Что такое логика чтения?

1

составление тезисов лекции

8.

Тренировочные упражнения

1

деловая игра

9.

Интонация, темп, ритм

1

работа с текстом

10.

Эмоционально-образная выразительность

1

работа с текстом

11.

Сопереживание

1

просмотр сценических этюдов

12.

Паузы

1

составление тезисов лекции

13.

Чтение по ролям

1

творческая

14.

Выразительное чтение прозы

1

практическая

15.

Рассказывание и его основные виды

1

составление тезисов лекции

16.

Рассказ, близкий к тексту

1

моделирование текста

17.

Рассказ в сокращении

1

моделирование текста

18.

Рассказ с изменением лица 

1

моделирование текста

19.

Рассказ на основе содержания научно-познавательной статьи с введением в ней сюжета

1

творческая работа

20.

Импровизированный рассказ

1

моделирование текста

21.

Рассказывание в детской аудитории

1

практическая

22.

Что такое мимика?

1

составление тезисов лекции

23.

Основные приемы жестикуляции

1

практическая

24.

Особенности чтения басни

1

беседа

25.

Чтение сонетов

1

работа с текстом

26.

Баллада

1

работа с текстом

27.

Конкурс чтецов басен

1

творческая импровизация

28.

Рифма и ее основные виды

1

работа с электронными энциклопедиями

29.

Белый стих

1

составление тезисов лекции

30.

Открытая и закрытая рифма

1

беседа

31.

Эхо-рифма

1

составление тезисов лекции

32.

Средства выразительности. Звукопись.

1

работа с текстом

33.

Тропы и их основные виды.

1

лингвистический анализ текста

34.

Синтаксические средства выразительности

1

работа с текстом

35.

Стилистические фигуры

1

составление тезисов лекции

36.

Сопоставительный анализ текстов.

1

практическая

37.

Творческий эксперимент «Реконструкция»

1

Воспроизведение текста по памяти с установкой на максимальное сохранение авторских языковых средств

38.

Конкурс чтецов прозы

1

творческая импровизация

39.

Творческая работа «Остановись, мгновенье…»

1

самостоятельная работа

40.

Подведение итогов работы

1

Всего:

40

             Литература:

 

  1. Безымянная. О. Школьный театр. - М, 2001.
  2. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. - М.: Просвещение, 1990.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение,1991.
  4. Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии. – М., 1997.
  5. Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 2001.
  6. Овчинникова И.Г. Кроме скучного... (О жанрах школьных сочинений)//Лучший учитель - творчество. - М.: Просвещение, 2001.
  7. Суворова Е.Б. Литература как искусство. – М., 2002.