Самообразование
Самообразование
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год
воспитателя детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет
МАДОУ города Нижневартовска ДС № 37 «Дружная семейка»
Чичинской Светланы Николаевна
Актуальность исследования данной темы в том, чтобы на примере теории и практики выявить творческие способности детей среднего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования. Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Тема: «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования с внедрением интерактивного оборудования».
Цель: Повышение теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности в работе над развитием у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала через использование интерактивного оборудования.
Задачи:
- Изучить методическую литературу, раскрывающую использование средств ИКТ в образовательном процессе согласно ФГОС ДО.
- Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами по теме самообразования.
- Овладеть техникой создания интерактивных презентаций для интерактивного оборудования.
- Апробировать созданные интерактивные презентации в совместной деятельности с детьми.
- Провести мастер класс для педагогов «Использование интерактивного оборудование в ДОУ»
Работа по данному направлению поможет мне:
- Повысить свой профессиональный уровень по формированию художественно- творческих способностей детей через использование интерактивных технологий;
- Развивать потребность у детей к созданию нового необычного продукта творческой деятельности;
- Пополнении предметно-развивающей среды (зона художественно-эстетического развития);
- Повысить компетентность родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием интерактивных технологий и активное участие родителей в совместных творческих проектах;
- Разработать и применять план мероприятий с семьями воспитанников по художественно – эстетическому развитию, используя нетрадиционные формы, методы и технологии по данному направлению (мастер-классы, проекты, выставки работ и т.п.).
- Повысить качество проведения учебных занятий по внедрению новых технологий
План работы на 2017-2018 учебный год
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Самореализация | ||
Сентябрь | Знакомство детей с разнообразными техниками рисования Коллективная работа «Краски Осени» панно из мятых салфеток | Анкетирование: «Любит ли ваш ребенок лепить и рисовать?» Мастер-класс Художественное творчество «Волшебная кисточка» | Изучение методической литературы, подготовка методического материала. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» | ||
Октябрь | Конкурс для детей и их родителей Поделки из овощей и фруктов: «Фантазии осени» | Организация выставки поделок из овощей и фруктов «Фантазии осени» | МО. Круглый стол Тема: «Организация образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО». Составление перспективно-тематического плана работы по художественно-эстетическому развитию детей в средней группе. Составление карт-схем по лепке и рисованию. | ||
Ноябрь | Коллективная работа из сухих листьев: «Осенний лес». Организация и проведение открытого просмотра детской деятельности- НОД по художественному творчеству. Выставка рисунков «Мамочка, милая моя!» | Папка- передвижка: «Развитие мелкой моторики». Мастер-класс Художественное творчество «Натюрморт», правильное расположение предметов на листе | Подготовка консультаций и рекомендаций для родителей. | ||
Декабрь | Конкурс поделок детей и родителей «Новогодние игрушки на ёлку». Организация и проведение открытого просмотра детской деятельности по художественно –эстетическому развитию в форме викторины. | Консультация: «Музыка в жизни ребенка». Выставка детских работ. | МО. Семинар-практикум Тема: «Организация предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС» Подготовка картотеки авторских дидактических игр и пособий на развитие творческих способностей воспитанников по художественно-эстетическому развитию | ||
Январь | Коллективная работа в технике пластилинография «В лесу родилась елочка». Организация и проведение открытого просмотра детской деятельности –НОД по ознакомлению с миром искусства. | Консультация «Психология детского рисунка. Каким цветом рисует ваш ребенок?» | Изучение методической литературы, подготовка методического материала. | ||
Февраль | Коллективная работа «День Защитника Отечества» (панно). | Мастер – класс «Живопись по мокрому слою бумаги» | МО. Семинар-практикум Тема: «Использование ИКТ в работе с дошкольниками по художественно-эстетическому развитию» Подготовить презентацию НОД по формированию художественных способностей дошкольников с использованием ИКТ | ||
Март | Панно «Аквариум» (коллективная работа) | Привлечение родителей к участию в выставках, конкурсах. | Открытые просмотры с участием воспитателей Организация и проведение викторины «Искусствоведы». | ||
Апрель | Конкурс «Пасхальное яйцо». | Выставка работ родителей и детей. Консультация для родителей: «Поделки из природного материала» | МО. Круглый стол Тема: «Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач образовательной области художественно-эстетическое развитие» Подготовка презентации «Творческие работы родителей с детьми по развитию художественно-творческих способностей воспитанников с использованием нетрадиционных форм работы» и выступление с ней на районном МО | ||
Май | Мониторинг | Выступление на родительском собрании с отчетом- презентацией о проделанной работе за учебный год и с результатами итогового мониторинга. | Написание отчета о проделанной работе. Выступление с ним на педсовете, использование ИКТ. |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год
воспитателя детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет
МАДОУ города Нижневартовска ДС № 37 «Дружная семейка»
Чичинской Светланы Николаевны
Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой» для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет жизни.
Цель: Повышение профессионального мастерства и компетентности в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Работа по данному направлению поможет мне:
- Обогатить у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
- Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим миром;
- Совместно с семьями воспитанников создавать развивающую предметно –
пространственную среду по экологическому воспитанию;
- В разработке игр и игровых упражнений по данной теме;
- В совместной деятельности с воспитанниками использовать инновационные формы работы по экологическому воспитанию, с использованием информационно -
коммуникативных технологий;
- Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам экологического
воспитания дошкольников;
- Разработать и применять план мероприятий с семьями воспитанников по экологическому воспитанию, используя инновационные формы и методы работы (праздники, мастер-классы, проекты, совместные развлечения, экскурсии и т.п.).
Актуальность
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку.
Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства
прекрасного к окружающему миру природы.
План работы по самообразованию на 2022-2023 год
Тема | Содержание работы | Сроки | Методы и формы |
Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации | СанПиН 2.4.1.3049-13, программа "Детство", Детство Пресс Методическая литература Николаева С. Н Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2005. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников. // дошкольная педагогика. 2006 г. № 3, стр. 23.
| сентябрь | Организация развивающей предметнопространственной среды группы для более целостного восприятия детьми природы.
|
Работа с педагогами | |||
Тема «Уголок природы в экологическом воспитании дошкольника». | Подготовить консультацию для педагогов | октябрь | Консультация
Размещение консультации на личном сайте педагога
|
Доклад на тему: «Использование активных методов работы по формированию здорового образа жизни в детском саду | Подготовить доклад | январь | Доклад
Размещение на личном сайте в разделе «Методическая копилка» |
«Путешествие в экологию» | Мастер-класс для воспитателей | март | Показ |
«Экологическо е воспитание» | Организация выставки методической литературы по данному направлению | апрель | Выставка «В помощь воспитателям групп дошкольного возраста» |
Работа с родителями | |||
Создание развивающей предметнопространствен ной среды в группе «Мини-музей «Природа родного края» | Организация совместно с родителями (законными представителями) воспитанников мини- музея в группе | В течение года | Беседы |
Конкурсе рисунков на тему: «Наш огород» | Семейный конкурс | сентябрь | Совместные творческие работы |
Экологическое воспитание детей в семье. | Оформление папкипередвижки | октябрь | Папка-передвижка |
Акция «Сохраним елочку, зеленую иголочку», направленная против вырубки елей. | Новогодняя выставка | декабрь | Совместные творческие работы |
Тема: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста» | Родительское собрание | апрель |
|
«Посиделки» | Организация совместного мероприятия с родителями (законными представителями) | май | Беседы-посиделки |
Работа с воспитанниками | |||
«Юные экологи». Подборка дидактических игр по экологическом у воспитания.
| Оформление уголка в группе детского сада | сентябрь | Стенд «Юный эколог». Картотека игр.
|
«Наш огород». | Выставка рисунков "Наш огород". | октябрь | Выставка работ детского творчества |
Природа родного края | Ознакомление с растениями и животными родного края. | ноябрь | Беседы |
Дидактическая игра «Живая и неживая природа». | Ознакомление с живой и неживой природой. | январь | Игровая деятельность |
«День земли» | Праздник | апрель | Праздник, посвящённый Дню Земли |
«Природа родного края» | Экскурсия в минимузей | май | Беседы |
Предварительный просмотр:
Отчет
по самообразованию на 2021-2022 учебный год
воспитателя детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет
МАДОУ города Нижневартовска ДС № 37 «Дружная семейка»
Чичинской Светланы Николаевна
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник, способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).
Рисование естественная потребность ребёнка. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным
видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития.
Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, посредством нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п.), в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.
Я определила цели и задачи своей работы:
Цель: Повышение теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности в работе над развитием у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала через использование интерактивного оборудования.
Задачи:
- Изучить методическую литературу, раскрывающую использование средств ИКТ в образовательном процессе согласно ФГОС ДО.
- Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами по теме самообразования.
- Овладеть техникой создания интерактивных презентаций для интерактивного оборудования.
- Апробировать созданные интерактивные презентации в совместной деятельности с детьми.
- Провести мастер класс для педагогов «Использование интерактивного оборудование в ДОУ»
Отчёт по теме самообразования.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в младшей группе. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные подходы к организации образовательной
деятельности «Художественно-эстетическое развитие», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. На первых занятиях я поставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создала какие-либо образы или сюжеты.
На каждом занятии использовала игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.
Работу проводила поэтапно:
- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
- на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
Мною были использованы следующие средства:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей; Применяла такие методы:
- словесные,
- наглядные,
- ⮚ практические
- ⮚ игровые.
- ИКТ (интерактивный пол)
Мною были составлены конспекты занятий по нетрадиционному
рисованию. Подготовлены выставки детских рисунков для родителей, и создан альбом с творческими работами детей «Вот как мы можем!»
Считаю, что с поставленными перед собой задачами справилась.
На занятиях использовала следующие нетрадиционные техники рисования
✔ рисование ладошкой.
- пальчиками.
- ватными палочками.
- Пастельные мелки
- печать пороло ном по трафарету
- Тычок полусухой жесткой кистью
Для родителей подготовила несколько консультаций, папку-передвижку.
Перспективы на следующий год:
- Продолжить работу по теме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет».
- Изучить новинки методической литературы;
- Продолжить работу по разработке новых техник рисования по данной теме;
- В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, посиделки, организации совместных праздников и проведение мастер-классов. На основе анализа проведённой работы по развитию творческих способностей дошкольников, коллегам, работающим в данном направлении я бы порекомендовала использовать в работе следующие методические рекомендации:
- Занятия проводить в игровой и занимательной форме. Включать в занятия игры, задания, «тренировочные упражнения».
- Нетрадиционные техники использовать повторно, с целью более качественного овладения детьми определенных умений, при этом желательно использовать вариативную повторяемость (вида занятия, смена заданий, работа на малом, затем на большом пространстве листа и др.)
- Стремиться к созданию в группе и на самом занятии атмосферы взаимной симпатии и восхищения любыми успехами детей.
- Чередовать индивидуальные формы обучения с фронтальными.
- Делить детей на подгруппы не по возрасту, а по уровню развития детей.
- Активизировать внимание и интерес детей увлекательными заданиями, вопросами, иллюстрациями, для того, чтобы с самых первых минут занятия и до окончания дети были погружены в работу.
- Создавать условия для самостоятельного выбора ребенком приема нетрадиционного рисования, для творческого экспериментирования детей с различными художественными материалами и инструментами.
Результатом проделанной работы является то, что дети в самостоятельной деятельности чаще стали использовать дополнительные нетрадиционные материалы в рисовании, реже прибегают к совместной деятельности с педагогом. Чаще стали самостоятельно придумывать свое изображение, конечно требующее небольшой доработки педагогом. У детей вырос интерес к нетрадиционным техникам рисования, так как для них это новое и необычное занятие. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее. Дети обрели уверенность в себе, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Не каждый ребенок станет художником, однако у каждого есть определенный потенциал художественного развития, и этот потенциал надо раскрывать. Одаренные дети найдут свой путь, а остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов.
Предварительный просмотр:
Отчет
по самообразованию на 2022-2023 учебный год
воспитателя детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет
МАДОУ города Нижневартовска ДС № 37 «Дружная семейка»
Чичинской Светланы Николаевна
Воспитателя:
Чичинской Светланы Николаевны
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».
В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.
В начале учебного года мною была поставлена следующая цель: расширить, обобщить и углубить знания детей старшего дошкольного возраста о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения.
На основе поставленной цели были поставлены основные задачи:
- развивать у детей умение самостоятельно выявлять признаки времен года;
- воспитывать интерес к труду человека в природе;
- расширять представление детей о неживой и живой природе;
- воспитывать у детей познавательный интерес к человеку как биологическому существу; развивать умение сравнивать и обобщать на материале собственных наблюдений; воспитывать интерес к народному календарю;
- закреплять знания детей о животных, растениях, насекомых;
- развивать у детей умение устанавливать взаимосвязи в экосистеме на уровне частных и обобщенных понятий, сформировать представление о пищевой зависимости живых существ как основной взаимосвязи в природе;
- обобщить представления детей о типичных экологических системах: лес, луг, водоем, пустыня;
- формировать познавательный интерес к лекарственным растениям, их роли в жизни человека;
- формировать экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.
Были использованы следующие средства:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Предметно-развивающая среда.
Применила такие методы:
Словесные;
Наглядные;
Практические;
Игровые;
Диагностика детей на начальном этапе (в сентябре) показала:
- высокий – 20%; - средний – 55%;
- низкий – 25%.
Экологическое воспитание осуществлялось в группе через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имело природное окружение в детском саду.
В групповой комнате детского сада создан уголок природы с особой обстановкой, которая создавала благоприятные условия для деятельности в этом уголке, предоставляла детям условия для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за живыми объектами.
В уголке природы создан уголок для инвентаря по уходу за растениями, карты, схемы, атласы животного и растительного мира, фигурки животных, это давало возможность ребенку наблюдать за растениями, проводить опыты, устанавливать причинно-следственные связи. Так же в уголке природы целесообразно были размещены природный материал (камушки, мох, ракушки, веточки, шишки, опилки, желуди, сушеные ягоды и пр.). Данные природный материал позволял детям играть, исследовать его, экспериментировать с ним, моделировать природные зоны. С помощью календаря погоды, которому мы отвели центральное место в уголке природы, дети учились определять сезонные явления (температуру воздуха, осадки, силу ветра).
На подоконниках в группе был оборудован мини-огород, где мы выращивали лук и укроп.
Организована библиотека, в которой находятся разнообразные книги, энциклопедии для детей, дидактические экологические игры. Кроме этого для экологического воспитания детей я использовала в работе презентации с голосами разных животных и птиц, с рассказами о них, фильмы и мультфильмы о животных, птицах, растениях и пр.
Для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста организован на улице правильно оформленный и возделанный участок, дающий возможность постоянного непосредственного общения с природой, приобщению детей к регулярному труду.
Кроме этого, была подготовлена и проведена беседа с родителями на тему «Не причиняя вреда природе»; в уголке для родителей менялись папки передвижки на различные темы, а именно: «Азбука поведения в природе», «Зеленая аптека», «Сбережем нашу елочку», «Давайте беречь воду», «Огонь – друг или враг?», «Народная медицина – помощник в лечении и профилактике простудных заболеваний».
Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив» детей и родителей.
Диагностика на конец года (май)показала:
- высокий – 53%; - средний – 47%; - низкий – 0%.
По контрольной диагностике видно, что низкий уровень сократился, высокий увеличился. Это свидетельствует о том, что на протяжении данного периода дети смогли расширить границы знаний и умений в вопросах экологического воспитания. Дети стали ответственны в отношениях, как к природе, так и к людям, которые живут рядом.