Проект организации образовательного процесса по теме комплексно-тематического планирования «Новый год»

Филиппова Светлана Владимировна

Проект организации образовательного процесса по теме

комплексно-тематического планирования

«Новый год»

 

 

 

 

 

I. Целевая направленность.

Младшая группа:

- формировать представления детей о праздновании Нового года;

- знакомить с новогодними традициями, углублять знания детей о праздновании Нового года в других странах;

- воспитывать познавательный интерес и любознательность к проведению общенародного праздника – Новый год.

Средняя группа:

- продолжать знакомить детей с новогодними традициями углублять знания детей о праздновании Нового года в других странах;

- продолжать формирование представления детей о праздновании Нового года;

- приобщать к русской истории через знакомство с новогодними рассказами, сказками, былинами;

- продолжать воспитывать познавательный интерес и любознательность к проведению общенародного праздника – Новый год.

Старшая группа:

- расширять представления детей о государственных праздниках (8 марта, День защитника Отечества и др.);

- расширить представления детей о праздновании Нового года;

-рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с новогодней тематикой;

- вызывать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке;

- вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками;

- продолжать знакомить с традициями празднования Нового года в различных странах.

Подготовительная группа:

- Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении.

- Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.

- Закладывать основы праздничной культуры.  

- Вызывать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке.

-  Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.

- Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года в различных странах.

 

 

 

 

II. Организационные формы работы.

1.Игры.

1.1. Дидактические:

·        «Найди лишнее»

Цель: развивать логическое мышление, развивать умение классифицировать игрушки – новогодние и другие (мягкие, резиновые…)

·        «Назови слово»

Цель: развивать умение определять и находить предметы по описанию.

·        «Выделение существенных признаков предметов»

Цель: развивать логическое мышление, умение выделять главное.

·        «Магазин новогодних игрушек»

Цель: способствовать развитию и активизации речевого общения, закреплению навыков сложения и вычитания в пределах 10.

·        «Составь Новогоднюю картинку»

Цель: закреплять умение из частей составлять картинку по теме.

 

1.2. Сюжетно-ролевые игры:

·        «В магазин за подарками»

Цель: учить детей самостоятельно организовывать игровое пространство, находить разумные компромиссы в распределении ролей.

·        «Семья – готовится к встречи Нового года»

Цель: учить выстраивать сюжет, развивать навыки коллективизма и доброжелательного межличностного общения.

 

1.3. Подвижные игры:

·        "Дед Мороз".

Цель - привить умение выполнять характерные движения.

·        "Два Мороза"

Цель - научить бегать врассыпную, развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.

·        «Найди снегурочку!»

Цель: развитие внимания, памяти.

·        «Мороз-красный нос»

Цель: развитие ловкости, быстроты, воспитание выдержки, терпения.

 

 

 

1.4.Музыкальные игры:

·                   «Пришла зима. Новый год у ворот»

Цель: Формировать музыкальные способности детей средствами различных видов музыкальной деятельности на начальном этапе.

·        «Доберись до елочки»

Цель: развивать внимание, слух, быстроту.

·        «Это новый год!»

Цель: развивать внимание, слух, быстроту, закреплять знания о новогоднем празднике

 

1.5. Хороводные игры:

·                   Хороводная игра «новогодний хоровод».

Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку.

2. Просмотр и обсуждение фильмов, мультфильмов.

Просмотр мультфильмов о подготовке и встрече Нового Года

«Маша и Медведь»«Зима в Простоквашино»«Ну, погоди!» и т. д.

3. Чтение художественной литературы:

·        Чтение стихов о Рождестве, Новом годе.

·        «Дед Мороз» Александрова З.А.,  «Новогоднее» Серова Е.

·        «Птичья елка» Петровой Н.

·        Загадки по тематике.

·        Чтение стихотворения К. Чуковского «Елка»

·        «Наша ёлка высока» Е. Ильина,

·        «На земле снежок лежит» Н. Павловская,

·        «Ёлка наряжается» Я. Аким.

 

 

4. Рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций:

·        Рассматривание иллюстраций на тему«Как люди встречают Новый Год»

·        Рассматривание иллюстраций с изображением новогодней ёлки, ёлочных игрушек, Деда Мороза и Снегурочки.

·        Рассматривание иллюстрации праздничной елки.

·        Рассматривание новогодних игрушек и украшений.

·        Рассматривание иллюстраций «Наступает Новый год», «Дети наряжают елку», «Счастливое Рождество», «Подготовка к Рождеству»

 

5. Проектная деятельность:

·                   совместный проект с родителями «Новогодняя сказка»

Цель: Развитие творческого потенциала родителей и детей по проектированию и эстетическому оформлению группы.

6. Продуктивная деятельность:

Рисование:

·         «Елочка зимой»

·        «Маленькая ёлочка в гости к нам пришла»

·        «Украсим елку игрушками».

Лепка:

·        «Ёлка наряжается»

·        «Украшаем шарами ёлку».

·        «Елка»

·        «Снеговик»

·        «Рождественская птица» (лепка с использованием природного материала – скорлупы грецкого ореха)

Цель: учить делать силуэт птицы; украшать по своему усмотрению голову, крылья или с обеих сторон туловище скорлупками.

 

 

Конструирование:

·        «Елочная игрушка»

Цель: продолжать учить придумывать из природного материала или подручного игрушку, мастерить ее совместно с родителями, развивать творческие способности.

·        «Елочка»

Цель: упражнять в складывании двойных треугольников, скреплении их между собой; развивать умение украшать по замыслу.

Аппликация:

·        «Нарядная елочка»

·        «Изготовление и украшение новогодних шаров для елочки».

·        «Веселый снеговик»

Цель: учить составлять из геометрических фигур снеговика, развивать фантазию, мелкую моторику рук, аккуратность.

 

7. Выставка:

·                   детского творчества «моя новогодняя елочка»;

·                   фотовыставка с новогодних праздников;

·                   выставка детского творчества «Мой любимый снеговик»;

·                   выставка картин «Новый год».

8. Музыкальная деятельность:

Слушание:

·        «Колыбельная» С. Разорёнова,

·        «Песенка Петрушки» Г. Фрида

Пение:

·        Дед Мороз» муз. Филиппенко, сл. Волгиной

·        «Шел веселый Дед Мороз» муз. исл. Вересокиной

 

Танцы:

·        «Зайцы идут в гости» (Этюд А. Гедике, «Колыбельная» М. Красева, «Заинька» обр. Н. Римского-Корсакова)

·        Танец снежинок

 

9.Проблемная ситуация:

·                   «Если не будет праздничного настроения?»

10.Экскурсии:

·        На центральную елку р.п. Чердаклы

 

III. Предметно-развивающая среда.

 Чтение художественной литературы:

1.     С. Маршак «Двенадцать месяцев».

·        Е. Трутнева «С Новым годом!».

·        Л. Воронкова «Таня выбирает елку».

·        Н. Носов «Фантазёры», «На горке».

·        Ф. Губин «Горка».

·        С. Д. Дрожжин «Дедушка Мороз».

·        Р. н. с. «Два Мороза».

·        Р. н. с. «В гостях у дедушки Мороза».

·        Р. н. с. «Морозко».

·        Н. А. Некрасов «Мороз – Воевода»

·        Н. Асеев «Мороз»

·        А. Барто «Елка в Москве» «В защиту деда Мороза»

·        З. Александрова «Дед Мороз»

·        В. Даль «Девочка снегурочка»

·        М. Клокова «Дед Мороз»

·        В. Одоевский «Мороз Иванович»

·        В. Чаплина «Метель»

·        Е. Л. Малиованова «Новый год»

·        С. Д. Дрожжин Дедушка Мороз

Загадки:

Елочка с игрушками,

Клоуны с хлопушками.

Веселится весь народ!

Что за праздник? (Новый год)

*** 

В нем двенадцать месяцев

Запросто уместятся.

Всех их вместе соберет

Одно слово, это... (год)

 

***

 

Украшена игрушками,

Шарами и хлопушками —

Не пальма, не сосеночка,

А праздничная... (елочка)

 

***

 

Он с подарками приходит,

Хороводы с нами водит.

Белой бородой оброс

Добрый Дедушка... (Мороз)

 

***

 

К детям в гости Дед Мороз

Внучку на санях привез.

Снежная фигурка —

К нам придет... (Снегурка)

 

***

 

И в коробки, и в пакеты

Упакованы конфеты.

Фантики так ярки!

Будут всем... (подарки)

 

***

 

Целый год лежал на полке,

А теперь висит на елке.

Это не фонарик,

А стеклянный... (шарик)

 

***

 

Быстро огоньки мигают,

Сверху вниз перебегают.

Эта дружная команда

Называется... (гирлянда)

 

***

 

На красавице лесной

Золотится дождь волной —

С серебристого шнура

Вниз свисает... (мишура)

 

***

 

Вьюга по двору гуляет,

В доме елочка сверкает.

Дети водят хоровод.

Что за праздник? (Новый год)

 

***

 

Вся в огнях большая елка,

Вверх летят петарды звонко.

Снег на улице идет.

Наступает... (Новый год)

 

***

 

Все на елочке игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Ребятня подарков ждет.

Что за праздник? (Новый год)

 

Пословицы и поговорки:

·        Как Новый Год встретишь, так его и проведешь

·        С нового году всех (таких-то) в воду.

·        В день на год не наешься.

·        Год кончается, другой начинается.

·        Год — не неделя: все будет, да не теперя.

·        Такой мороз, что звёзды пляшут.

·        Год годовать — не век вековать.

·        Где ночь ночует, тут и год годует.

·        С милым годок покажется за часок.

·        Новый год первый час дня набирает.

·        Новый год — к весне поворот.

·        Канун праздника лучше самого праздника.

·        Всякая душа празднику рада.

·        Спасибо, (Дед) мороз, что снегу нанёс.

·        (Дед) мороз одетым кланяться велит, а не одетых сам посещает.

·        Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

·        Мороз красит нос.

 

Стихотворения:

На свете так бывает…

И. Токмакова

На свете так бывает,
Что только раз в году
На елке зажигают
Прекрасную звезду.
Звезда горит, не тает,
Блестит прекрасный лед.
И сразу наступает
Счастливый Новый год!

 

Тихо ель качается…

И. Токмакова

Тихо ель качается.
Старый год кончается.
Хорошо в лесу зимой,
Лес украшен бахромой,
Звонкий снег искрится,
Иней серебрится.
Тихо ель качается.
Старый год кончается.
Смех, веселье, игры, шутки,
Песни, радость, пляски!
Хорошо нам всем живется
В новогодней сказке!

 

К детям елочка пришла…

А. Барто

К детям елочка пришла,
Снег на ветках принесла.
Нужно елочку согреть,
Платье новое надеть.
Ярко звездочки блестят,
Ярко лампочки горят,
Бусы разные висят —
Замечательный наряд!

Музыканты, поскорей
Заиграйте веселей!
Станем дружно в хоровод,
Здравствуй, здравствуй, Новый год!

 

Дед Мороз

3. Александрова

Шел по лесу Дед Мороз
Мимо кленов и берез,
Мимо просек, мимо пней,
Шел по лесу восемь дней.

Он по бору проходил —
Елки в бусы нарядил.
В эту ночь под Новый год
Он ребятам их снесет.

На полянках тишина,
Светит желтая луна.
Все деревья в серебре,
Зайцы пляшут на горе,
На пруду сверкает лед,
Наступает Новый год.

 

Новый год

А. Андреева

Радуются дети, завтра Новый год.
Это значит, скоро Дед Мороз придет.
Он поставит елочку во дворе,
Чтобы было весело детворе.

Разукрасит окна в комнате моей.
На веселый праздник соберет друзей.
Завтра будут игры, яркие огни.
Хором крикнут дети: «Елочка, гори!»

Вместе со Снегурочкой
Встанем в хоровод.
Ах, какой чудесный
Праздник Новый год!

 

Елка

Н. Филимонова

Елка летом просто елка:
Тронешь ветку — пальцам колко,
Паутиной ствол обвит,
Мухомор внизу стоит.
Вот когда зима придет,
Елка будто оживет:
На морозе распушится,
Под ветрами распрямится,
Вовсе не колючая,
Как цветок пахучая.
Пахнет не росой, не медом,
Елка пахнет Новым годом!

 

Новый год

Н. Найденова

Снова пахнет свежей смолкой,
Мы у елки собрались,
Нарядилась наша елка,
Огоньки на ней зажглись.
Игры, шутки, песни, пляски!
Там и тут мелькают маски…
Ты — медведь, а я — лиса.
Вот какие чудеса!
Вместе встанем в хоровод,
Здравствуй, здравствуй, Новый год!

 

Елка

Р. Кудашева

Гнутся ветви мохнатые
Вниз к головкам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться
Собрались дети тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Елки пышный убор.

 

Скоро Новый год

3. Орлова

Скоро, скоро Новый год!
Он торопится, идет!
Постучится в двери к нам:
«Дети, здравствуйте, я к вам!»
Праздник мы встречаем,
Елку наряжаем,
Вешаем игрушки,
Шарики, хлопушки…
Скоро Дед Мороз придет,
Нам подарки принесет —
Яблоки, конфеты…
Дед Мороз, ну где ты?!

 

Новый год

Л. Огурцова

Новый год, Новый год —
Белые снежинки.
Он торопится, идёт —
Рассыпая льдинки.
А вокруг зима метёт —
Провожая осень.
Зимний праздник к нам идёт
По верхушкам сосен.
Новый год, Новый год —
Зажигает свечи.
Пусть вам счастье принесёт
Новогодний вечер!
Бой часов, салют с небес,
Снежные оковы.
Старый год растаял весь —
На пороге Новый!

 

Новый год!

Т. Шатских

Новый год! Новый год!
Много счастья принесёт:

Взрослым – всяких радостей,
Детям – разных сладостей.

Получить ужасно рады
Ёлки – новые наряды,

Дворики – снеговиков,
Лёд – весёлый скрип коньков,

Небо – праздничный салют,
Дед Мороз – медаль за труд!

 

Дидактические пособия и материалы:

·                   Новогодние елочные игрушки, новогодняя атрибутика;

·                   Большой пазл с новогодней картинкой;

·                   Сюжетные и предметные картинки.

Список фильмов, мультфильмов.

·        «Маша и Медведь»,

·        «Зима в Простоквашино», 

·        «Ну, погоди!» 

Альбом «Наш Новый год», «Елочные игрушки».

Репродукция картины художника Вигго Юхансен «Счастливое Рождество».

Иллюстрации энциклопедии О.Узоровой, Е.Нефедовой «Новый год шагает по планете»

Предметы старин:

·                   Елочные игрушки прошлых лет,

·                   Сувениры прошлых лет,

·                   Маски и костюмы прошлых лет

 

IV. Методы работы с детьми.

Наглядные методы:

·                   Рассматривание объектов старины.

Цель: вызвать интерес к истории нашей страны. Помочь сохранить в памяти этот праздник. Активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через все доступные средства.

·                   Рассматривание репродукции картины художника Вигго Юхансен «Счастливое Рождество» 1891г.

Цель: познакомить с Рождеством, рассказать о том, что объединяет их с  Новым годом. Подвести к обобщению: Что такое Новый год, Рождество и как его праздновать.

·                   Рассматривание иллюстраций энциклопедии О.Узоровой, Е.Нефедовой «Новый год шагает по планете»

Цель: познакомить детей с празднованием Нового года в других странах, а также с Санта Клаусом.

·                   Просмотр презентации «Елочные игрушки»

Цель: познакомить детей с различными видами елочных игрушек (украшений) в разную эпоху времени.

·                   Рассматривание картины Сергея Досекина «Подготовка к Рождеству» 1896г.

Цель: продолжать знакомить детей с подготовкой к празднованию Нового года и Рождества.

 

 

 

Практические методы:

·                   Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм на новогоднюю тематику.      

Цель: развивать способность к изобразительной деятельности чувство цвета, формы.

·                   Лепка «Снеговик»

Цель: развивать творческие способности, учить детей лепить предметы, используя усвоенные ранее приемы.

·                   Проблемная ситуация «Если не будет праздничного настроения?».

Цель: рассказать детям о праздничном настроении и что может этому поспособствовать.

·        Конструктивно-модельная деятельность из геометрических фигур «Елочная игрушка»

Цель: продолжать учить придумывать из природного материала или подручного игрушку, мастерить ее совместно с родителями, развивать творческие способности.

«Елочка»

Цель: упражнять в складывании двойных треугольников, скреплении их между собой; развивать умение украшать по замыслу.

·                   Коллективная работа, оформление стенда на тему: «Новый год»

Цели: поддерживать стремление детей выражать свои чувства на основе эмоционального восприятия в творчестве.

 

Игровые методы:

·        Дидактическая игра «Найди лишнее», «Назови слово»

Цель: развивать логическое мышление, развивать умение классифицировать игрушки – новогодние и другие (мягкие, резиновые…) развивать умение определять и находить предметы по описанию.

·        Сюжетно-ролевые игры «В магазин за подарками», «Семья – готовится к встречи Нового года»

Цель: учить детей самостоятельно организовывать игровое пространство, находить разумные компромиссы в распределении ролей, выстраивать сюжет, развивать навыки коллективизма и доброжелательного межличностного общения.

·        Игра-загадка о новом годе.

Цель: формировать условие для развития интереса к новогодней тематике.

 

·     Подвижная игра «Дед Мороз», «Два Мороза», «Найди Снегурочку», «Мороз красный нос»

Цель: привить умение выполнять характерные движения, научить бегать врассыпную, развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость, развитие внимания, памяти, быстроты, воспитание выдержки, терпения.

 

Словесные методы:

Пословицы и поговорки:

·        Как Новый Год встретишь, так его и проведешь

·        С нового году всех (таких-то) в воду.

·        С Новый год первый час дня набирает.

·        Новый год — к весне поворот.

·        Канун праздника лучше самого праздника.

·        Всякая душа празднику рада.

·        Спасибо, (Дед) мороз, что снегу нанёс.

·        (Дед) мороз одетым кланяться велит, а не одетых сам посещает.

·        Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

·        Мороз красит нос.

Рассказы детей:

Тема: Составление описательных рассказов по картинкам из серии «Мой Новый год».

Тема: «Что мы знаем о Новом годе»

Тема: «Как встречают Новый год»

Тема: «Как готовятся к Новому году»

Тема: «Что мы знаем о Дедушке Морозе и Снегурочке».

Рассказы воспитателя:

Путешествие с Дедом Морозом

Миша прогуливался по заснеженному лесу и неожиданно увидел свежие следы. Они заинтересовали его чрезвычайно: кто- то совсем недавно прошёл здесь в огромных-преогромных сапогах.

— Кто бы это мог быть? Неужели Дед Мороз!

И действительно, вскоре мальчик увидел вдалеке Деда Мороза.

— Ты удивлён, малыш, тем, что я оказался здесь? — спросил Дед Мороз подбежавшего Мишу. — Но у меня же есть волшебное быстроходное облако, которое в один миг переносит в любое место. Хочешь полетать на нём со мной?

Вот это да!!! Да кто же откажется от такого заманчивого предложения?! Дед Мороз усадил мальчика рядом с собой на облако, и они полетели в синеве ночи над заснеженными горами и долинами. Облако то взмывало ввысь, к ярким звёздам, то опускалось, касаясь верхушек пушистых ёлок. Какое же это было необыкновенное путешествие!

Вскоре внизу засверкали огоньки большого города. Все дети уже давно нарядили ёлки и теперь сидели по домам и ждали подарков от Деда Мороза. Только вот все каминные трубы, к сожалению, оказались закрыты. «Как же проникнуть в дома, чтобы оставить подарки? Неужели малыши так и не дождутся их?» — занервничал Миша.

— Не переживай, лучше внимательно смотри, как я всё ловко сделаю, — сказал Дед Мороз, словно прочитав мысли мальчика, и разбросал с облака множество маленьких разноцветных парашютиков с подарками. К каждому из них был привязан листочек с именем девочки или мальчика. Парашютики медленно опускались на город...

— Не волнуйся, — снова успокоил Мишу Дед Мороз, — внизу все парашютики встретят домовые и разнесут подарки детям.

Мише очень хотелось продолжить это замечательное путешествие с Дедом Морозом... но тут он неожиданно... проснулся и понял, что всё это ему, к сожалению, только приснилось.

— А где же мой подарок? Успел ли домовой принести его? — вскричал Миша, вспомнив свой незабываемый сон.

Вскочив с кроватки, малыш подбежал к ёлке: какое счастье! Подарок в блестящей бумаге уже лежал на своём месте.

«А ведь кто знает, — подумал довольный Миша, — может быть, то, что я видел ночью, вовсе и не было сном?!»

Дед Мороз

Как-то одним зимнем днем катались маленький Павлик и его подружка Катя в лесу на лыжах. Уже начало смеркаться, и они заторопились домой, как вдруг среди сосен малыши заметили освещённый большой и красивый дом. «А что, если здесь живёт сам Дед Мороз?» — щёлкнула у Кати неожиданная мысль, и девочка тут же поделилась ей с Павликом.

— Давай проверим, это не займёт много времени, - продолжил мальчик, и дети незамедлительно двинулись в сторону большого дома.

Павлик не знал дома ли Дед Мороз, поэтому решил сначала заглянуть в окошко.

— Пойдём посмотрим! — предложил он Кате.

Подкрались дети потихонечку к окошку и видят: сидит в комнате старичок, весь в красном и с густой белой бородой, и упаковывает подарки. Настоящий Дед Мороз! Павлик получше протёр заиндевевшее стекло, и друзья увидели столько игрушек, сколько никогда не видели ни в одном магазине.

Дети потихонечку отошли от окна, чтобы не помешать Деду Морозу, и поспешили домой писать ему письма: ведь надо помочь старенькому дедушке, а то он не знает, кто какой подарок хочет получить на Новый год.

В новогоднее утро Павлик первым делом побежал к камину. И замер в удивлении: перед камином стоял маленький столярный столик, а на нём лежал набор столярных инструментов! Вот это да! Вот так подарок! И не беда, что игрушек не было, ведь теперь Павлик сможет делать их сам, а это гораздо интереснее! Он смастерил так много игрушек, что хватит не только ему, но и всем его друзьям!

 

 

Снегурочка

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе - детей у них не было.

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.

- А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.

- Давай, - говорит старуха.

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь - а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка.

Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет - заслушаешься.

Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась.

- Что с тобой, дочка? - спрашивает старик. - Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?

- Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели. А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше - дождичек.

Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку.

- Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.

Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила.

- Поди, дочка, повеселись с подружками!

Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело. А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.

Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они, а Снегурочки нет. Стали они кликать ее.

- Ау, ау, Сенугрушка!

Только эхо им в лесу и откликнулось.

 

 

 

Сказка о новогодней елочке

Давным-давно это было. Стояла в закрытой комнате в ночь перед Новым годом украшенная ёлка. Вся в бусах, в бумажных разноцветных цепочках, в маленьких стеклянных звёздочках. Ёлку заперли для того, чтобы её не увидели раньше времени дети.

Но многие другие обитатели дома всё же видели её. Её видел толстый серый кот своими большими зелёными глазами. И маленькая серая мышка, которая опасаясь кошек, тоже взглянула на красавицу ёлку одним глазком, когда никого не было в комнате. Но был ещё кто-то, кто не успел посмотреть на новогоднюю ёлку. Это был маленький паучок. Ему нельзя было вылезти из своего скромного уголка за шкафом. Дело в том, что хозяйка перед праздником прогнала из комнаты всех пауков, а он чудом спрятался в тёмном углу.

Но паучок тоже хотел увидеть ёлочку, а потому отправился к Деду Морозу и сказал: «Все уже видели новогоднюю ёлочку, а нас пауков, выгнали из дома. Но мы ведь тоже хотим посмотреть на праздничную лесную красавицу!»

И дед Мороз сжалился над паучками. Он тихо-тихо отворил дверь в комнату, где стояла ёлочка, и все паучки: и большие, и маленькие, и совсем малюсенькие паучки стали бегать вокруг неё. Сначала они смотрели всё, что смогли видеть снизу, а потом полезли на ёлку, чтобы получше рассмотреть всё остальное. Вниз и вверх по всем веткам и веточкам бегали маленькие пауки и осматривали каждую игрушку, каждую бусинку близко-близко. Они осмотрели всё и ушли совершенно счастливые. А ёлка оказалась вся в паутинке, от подножия и до самой верхушки. Паутинки свисали со всех веток и опутывали даже самые малюсенькие веточки и иголочки.

Что мог сделать Дед Мороз? Он знал, что хозяйка дома терпеть не может Паучков и паутину. Тогда Дед Мороз превратил паутинки в золотые и серебряные нити. Вот, оказывается, почему новогоднюю ёлку украшают золотистым и серебристым дождиком.

 

Елочка

Наступал Новый год, и Виталику очень хотелось, чтобы у него дома стояла ёлочка. Он мечтал, как украсил бы её разноцветными шарами, маленькими свечами, красивыми гирляндами. Все друзья мальчика давно купили ёлки, а у него ёлки не было. Когда он пришёл на ёлочный базар, там уже ничего не осталось, последняя ёлка была продана. «Пойду-ка я в лес, — решил Виталик, — может быть, там и подыщу себе ёлку». Он взял топор и отправился в лес, туда, где росли большие и пышные ёлки, такие высокие и такие густые, каких ещё никогда и ни у кого не было.

После долгого и трудного пути по глубоким сугробам Виталик, наконец, пришёл к цели: он начал рубить одну из самых лучших ёлок — густую и пушистую. Дерево было таким огромным, что, срубив его, мальчик даже не смог приподнять свою добычу. Тогда он решил разрубить ёлку посередине. Но и эта ноша оказалась ему не под силу: Виталик, кряхтя, протащил её несколько метров, перевёл дыхание и опять принялся за работу. Никогда, наверное, не доберётся он до дома!

Измучившись вконец, малыш решил снова укоротить ёлку наполовину. «Плохо, конечно, — подумал он, — но моя ёлка всё равно останется самой лучшей. Затем он опять двинулся в путь.

До дома было всё ещё далеко, с Виталика крупными каплями уже лил пот, его руки были ободраны. И так, ещё много раз останавливаясь и всё укорачивая и укорачивая ёлочку, добрался Виталик до своего домика. Глядит — а от ёлки-то осталась только верхушка!

Расстроенный, Виталик вернулся в лес и подыскал ёлочку поменьше — маленькую пушистую красавицу. Он уже было поднял топор, чтобы срубить её, но тут откуда ни возьмись появился зайчик и умоляюще закричал:

— Не руби её, пожалуйста! Это единственная маленькая ёлочка, которая у нас осталась!

Виталик с тоской опустил голову: «Теперь у меня не будет новогодней ёлки, — подумал он, но тут же его глаза вновь загорелись, — а может быть, нарядить вот эту, лесную?»

Он быстро сбегал домой и принёс для ёлочки разные украшения: блестящие игрушки, разноцветные шарики, затейливые гирлянды.

Лес оживился: прибежали белочки, прилетели воробьи, снегири, прискакали зайчата. Одни подвешивали шарики, другие подвязывали гирлянды, прикрепляли свечи. Ёлочка получилась очень нарядная, и все от души радовались, глядя на неё.

— Спасибо тебе, мальчик, за то, что ты устроил нам праздник! Мы тоже хотим сделать тебе подарок. Вот, возьми жёлуди и гирлянды из дубовых листьев. Укрась ими свой дом.

Виталик вернулся домой весёлый. Напевая, он украсил камин и, полюбовавшись своей работой, поставил рядом с ним свои сапожки, чтобы Дедушка Мороз смог ночью положить в них подарки.

— Как ты думаешь, мама, — спросил он, укладываясь спать, — Дед Мороз принесёт мне сегодня ночью игрушки?

— Конечно, — ответила ему мама, — обязательно принесёт!

Рано-рано утром, едва открыв глаза, Виталик быстро соскочил с кровати и кубарем скатился вниз по лестнице. От волнения у него громко стучало сердце. Найдёт ли он в сапожках желанные игрушки?

Но что это? Ни одной даже самой малюсенькой игрушечки не обнаружил он у камина. Зато здесь лежали пучки моркови, мешок орехов и целый пакет зёрен для птиц.

У Виталика даже слёзы на глазах выступили от огорчения, и он, печальный, вышел во двор.

Смотрит мальчик — бежит заяц, торопится, ещё издалека кричит ему:

— Идём скорее, под ёлкой полно игрушек! Наверное, это всё для тебя. Вот только для нас почему-то ничего нет.

Мальчик сразу всё понял. Вот, оказывается, в чём дело! Просто Дедушка Мороз перепутал подарки.

— А ты посмотри, зайчик, что он принёс мне!

Друзья забрали всё, что лежало у камина, и быстро побежали в лес.

И здесь, у ёлочки, Виталик увидел то, о чём он так давно мечтал: поезд с разноцветными вагончиками, большой-пребольшой мяч и самую настоящую гитару!

Игрушек было так много, что за раз и не унесёшь!

Зайчата и бельчата, и все лесные обитатели тоже не могли нарадоваться своим подаркам.

Потом все встали в круг и принялись танцевать 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_novyy_god.docx52.34 КБ

Предварительный просмотр:

Проект организации образовательного процесса по теме

комплексно-тематического планирования

«Новый год»

I. Целевая направленность.

Младшая группа:

- формировать представления детей о праздновании Нового года;

- знакомить с новогодними традициями, углублять знания детей о праздновании Нового года в других странах;

- воспитывать познавательный интерес и любознательность к проведению общенародного праздника – Новый год.

Средняя группа:

- продолжать знакомить детей с новогодними традициями углублять знания детей о праздновании Нового года в других странах;

- продолжать формирование представления детей о праздновании Нового года; 

- приобщать к русской истории через знакомство с новогодними рассказами, сказками, былинами;

- продолжать воспитывать познавательный интерес и любознательность к проведению общенародного праздника – Новый год.

Старшая группа:

- расширять представления детей о государственных праздниках (8 марта, День защитника Отечества и др.);

- расширить представления детей о праздновании Нового года;

-рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с новогодней тематикой;

- вызывать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке;

- вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками;

- продолжать знакомить с традициями празднования Нового года в различных странах.

Подготовительная группа:

- Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении.

- Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.

- Закладывать основы праздничной культуры.  

- Вызывать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке.

-  Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.

- Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года в различных странах.

II. Организационные формы работы.

1.Игры.

1.1. Дидактические:

  • «Найди лишнее»

Цель: развивать логическое мышление, развивать умение классифицировать игрушки – новогодние и другие (мягкие, резиновые…)

  • «Назови слово»

Цель: развивать умение определять и находить предметы по описанию.

  • «Выделение существенных признаков предметов»

Цель: развивать логическое мышление, умение выделять главное.

  • «Магазин новогодних игрушек»

Цель: способствовать развитию и активизации речевого общения, закреплению навыков сложения и вычитания в пределах 10.

  • «Составь Новогоднюю картинку»

Цель: закреплять умение из частей составлять картинку по теме.

1.2. Сюжетно-ролевые игры:

  • «В магазин за подарками»

Цель: учить детей самостоятельно организовывать игровое пространство, находить разумные компромиссы в распределении ролей.

  • «Семья – готовится к встречи Нового года»

Цель: учить выстраивать сюжет, развивать навыки коллективизма и доброжелательного межличностного общения.

1.3. Подвижные игры:

  • "Дед Мороз".

Цель - привить умение выполнять характерные движения.

  • "Два Мороза"

Цель - научить бегать врассыпную, развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.

  • «Найди снегурочку!»

Цель: развитие внимания, памяти.

  • «Мороз-красный нос»

Цель: развитие ловкости, быстроты, воспитание выдержки, терпения.

1.4.Музыкальные игры:

  • «Пришла зима. Новый год у ворот» 

Цель: Формировать музыкальные способности детей средствами различных видов музыкальной деятельности на начальном этапе. 

  • «Доберись до елочки»

Цель: развивать внимание, слух, быстроту.

  • «Это новый год!»

Цель: развивать внимание, слух, быстроту, закреплять знания о новогоднем празднике

1.5. Хороводные игры:

  • Хороводная игра «новогодний хоровод».

Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку.

2. Просмотр и обсуждение фильмов, мультфильмов.

Просмотр мультфильмов о подготовке и встрече Нового Года

«Маша и Медведь»«Зима в Простоквашино»«Ну, погоди!» и т. д.

3. Чтение художественной литературы:

  • Чтение стихов о Рождестве, Новом годе.
  • «Дед Мороз» Александрова З.А.,  «Новогоднее» Серова Е.
  • «Птичья елка» Петровой Н.
  • Загадки по тематике.
  • Чтение стихотворения К. Чуковского «Елка»
  • «Наша ёлка высока» Е. Ильина,
  • «На земле снежок лежит» Н. Павловская,
  • «Ёлка наряжается» Я. Аким.

4. Рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций:

  • Рассматривание иллюстраций на тему«Как люди встречают Новый Год»
  • Рассматривание иллюстраций с изображением новогодней ёлки, ёлочных игрушек, Деда Мороза и Снегурочки.
  • Рассматривание иллюстрации праздничной елки.
  • Рассматривание новогодних игрушек и украшений.
  • Рассматривание иллюстраций «Наступает Новый год», «Дети наряжают елку», «Счастливое Рождество», «Подготовка к Рождеству»

5. Проектная деятельность:

  • совместный проект с родителями «Новогодняя сказка»

Цель: Развитие творческого потенциала родителей и детей по проектированию и эстетическому оформлению группы.

6. Продуктивная деятельность:

Рисование:

  •  «Елочка зимой»
  • «Маленькая ёлочка в гости к нам пришла»
  • «Украсим елку игрушками».

Лепка:

  • «Ёлка наряжается»
  • «Украшаем шарами ёлку».
  • «Елка»
  • «Снеговик» 
  • «Рождественская птица» (лепка с использованием природного материала – скорлупы грецкого ореха)

Цель: учить делать силуэт птицы; украшать по своему усмотрению голову, крылья или с обеих сторон туловище скорлупками.

Конструирование:

  • «Елочная игрушка»

Цель: продолжать учить придумывать из природного материала или подручного игрушку, мастерить ее совместно с родителями, развивать творческие способности.

  • «Елочка»

Цель: упражнять в складывании двойных треугольников, скреплении их между собой; развивать умение украшать по замыслу.

Аппликация:

  • «Нарядная елочка»
  • «Изготовление и украшение новогодних шаров для елочки».
  • «Веселый снеговик»

Цель: учить составлять из геометрических фигур снеговика, развивать фантазию, мелкую моторику рук, аккуратность.

7. Выставка:

  • детского творчества «моя новогодняя елочка»;
  • фотовыставка с новогодних праздников;
  • выставка детского творчества «Мой любимый снеговик»;
  • выставка картин «Новый год».

8. Музыкальная деятельность:

Слушание:

  • «Колыбельная» С. Разорёнова,
  • «Песенка Петрушки» Г. Фрида

Пение:

  • Дед Мороз» муз. Филиппенко, сл. Волгиной
  • «Шел веселый Дед Мороз» муз. исл. Вересокиной

Танцы:

  • «Зайцы идут в гости» (Этюд А. Гедике, «Колыбельная» М. Красева, «Заинька» обр. Н. Римского-Корсакова)
  • Танец снежинок

9.Проблемная ситуация:

  • «Если не будет праздничного настроения?»

10.Экскурсии:

  • На центральную елку р.п. Чердаклы

III. Предметно-развивающая среда.

 Чтение художественной литературы:

  1. С. Маршак «Двенадцать месяцев».
  • Е. Трутнева «С Новым годом!».
  • Л. Воронкова «Таня выбирает елку».
  • Н. Носов «Фантазёры», «На горке».
  • Ф. Губин «Горка».
  • С. Д. Дрожжин «Дедушка Мороз».
  • Р. н. с. «Два Мороза».
  • Р. н. с. «В гостях у дедушки Мороза».
  • Р. н. с. «Морозко».
  • Н. А. Некрасов «Мороз – Воевода»
  • Н. Асеев «Мороз»
  • А. Барто «Елка в Москве» «В защиту деда Мороза»
  • З. Александрова «Дед Мороз»
  • В. Даль «Девочка снегурочка»
  • М. Клокова «Дед Мороз»
  • В. Одоевский «Мороз Иванович»
  • В. Чаплина «Метель»
  • Е. Л. Малиованова «Новый год»
  • С. Д. Дрожжин Дедушка Мороз

Загадки:

Елочка с игрушками,

Клоуны с хлопушками.

Веселится весь народ!

Что за праздник? (Новый год)

*** 

В нем двенадцать месяцев

Запросто уместятся.

Всех их вместе соберет

Одно слово, это... (год)

***

 

Украшена игрушками,

Шарами и хлопушками —

Не пальма, не сосеночка,

А праздничная... (елочка)

***

 

Он с подарками приходит,

Хороводы с нами водит.

Белой бородой оброс

Добрый Дедушка... (Мороз)

***

 

К детям в гости Дед Мороз

Внучку на санях привез.

Снежная фигурка —

К нам придет... (Снегурка)

***

 

И в коробки, и в пакеты

Упакованы конфеты.

Фантики так ярки!

Будут всем... (подарки)

***

 

Целый год лежал на полке,

А теперь висит на елке.

Это не фонарик,

А стеклянный... (шарик)

***

 

Быстро огоньки мигают,

Сверху вниз перебегают.

Эта дружная команда

Называется... (гирлянда)

***

 

На красавице лесной

Золотится дождь волной —

С серебристого шнура

Вниз свисает... (мишура)

***

 

Вьюга по двору гуляет,

В доме елочка сверкает.

Дети водят хоровод.

Что за праздник? (Новый год)

***

 

Вся в огнях большая елка,

Вверх летят петарды звонко.

Снег на улице идет.

Наступает... (Новый год)

***

 

Все на елочке игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Ребятня подарков ждет.

Что за праздник? (Новый год)

Пословицы и поговорки:

  • Как Новый Год встретишь, так его и проведешь
  • С нового году всех (таких-то) в воду.
  • В день на год не наешься.
  • Год кончается, другой начинается.
  • Год — не неделя: все будет, да не теперя.
  • Такой мороз, что звёзды пляшут.
  • Год годовать — не век вековать.
  • Где ночь ночует, тут и год годует.
  • С милым годок покажется за часок.
  • Новый год первый час дня набирает.
  • Новый год — к весне поворот.
  • Канун праздника лучше самого праздника.
  • Всякая душа празднику рада.
  • Спасибо, (Дед) мороз, что снегу нанёс.
  • (Дед) мороз одетым кланяться велит, а не одетых сам посещает.
  • Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
  • Мороз красит нос.

Стихотворения:

На свете так бывает…

И. Токмакова

На свете так бывает,
Что только раз в году
На елке зажигают
Прекрасную звезду.
Звезда горит, не тает,
Блестит прекрасный лед.
И сразу наступает
Счастливый Новый год!

Тихо ель качается…

И. Токмакова

Тихо ель качается.
Старый год кончается.
Хорошо в лесу зимой,
Лес украшен бахромой,
Звонкий снег искрится,
Иней серебрится.
Тихо ель качается.
Старый год кончается.
Смех, веселье, игры, шутки,
Песни, радость, пляски!
Хорошо нам всем живется
В новогодней сказке!

К детям елочка пришла…

А. Барто

К детям елочка пришла,
Снег на ветках принесла.
Нужно елочку согреть,
Платье новое надеть.
Ярко звездочки блестят,
Ярко лампочки горят,
Бусы разные висят —
Замечательный наряд!

Музыканты, поскорей
Заиграйте веселей!
Станем дружно в хоровод,
Здравствуй, здравствуй, Новый год!

Дед Мороз

3. Александрова

Шел по лесу Дед Мороз
Мимо кленов и берез,
Мимо просек, мимо пней,
Шел по лесу восемь дней.

Он по бору проходил —
Елки в бусы нарядил.
В эту ночь под Новый год
Он ребятам их снесет.

На полянках тишина,
Светит желтая луна.
Все деревья в серебре,
Зайцы пляшут на горе,
На пруду сверкает лед,
Наступает Новый год.

Новый год

А. Андреева

Радуются дети, завтра Новый год.
Это значит, скоро Дед Мороз придет.
Он поставит елочку во дворе,
Чтобы было весело детворе.

Разукрасит окна в комнате моей.
На веселый праздник соберет друзей.
Завтра будут игры, яркие огни.
Хором крикнут дети: «Елочка, гори!»

Вместе со Снегурочкой
Встанем в хоровод.
Ах, какой чудесный
Праздник Новый год!

Елка

Н. Филимонова

Елка летом просто елка:
Тронешь ветку — пальцам колко,
Паутиной ствол обвит,
Мухомор внизу стоит.
Вот когда зима придет,
Елка будто оживет:
На морозе распушится,
Под ветрами распрямится,
Вовсе не колючая,
Как цветок пахучая.
Пахнет не росой, не медом,
Елка пахнет Новым годом!

Новый год

Н. Найденова

Снова пахнет свежей смолкой,
Мы у елки собрались,
Нарядилась наша елка,
Огоньки на ней зажглись.
Игры, шутки, песни, пляски!
Там и тут мелькают маски…
Ты — медведь, а я — лиса.
Вот какие чудеса!
Вместе встанем в хоровод,
Здравствуй, здравствуй, Новый год!

Елка

Р. Кудашева

Гнутся ветви мохнатые
Вниз к головкам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться
Собрались дети тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Елки пышный убор.

Скоро Новый год

3. Орлова

Скоро, скоро Новый год!
Он торопится, идет!
Постучится в двери к нам:
«Дети, здравствуйте, я к вам!»
Праздник мы встречаем,
Елку наряжаем,
Вешаем игрушки,
Шарики, хлопушки…
Скоро Дед Мороз придет,
Нам подарки принесет —
Яблоки, конфеты…
Дед Мороз, ну где ты?!

Новый год

Л. Огурцова

Новый год, Новый год —
Белые снежинки.
Он торопится, идёт —
Рассыпая льдинки.
А вокруг зима метёт —
Провожая осень.
Зимний праздник к нам идёт
По верхушкам сосен.
Новый год, Новый год —
Зажигает свечи.
Пусть вам счастье принесёт
Новогодний вечер!
Бой часов, салют с небес,
Снежные оковы.
Старый год растаял весь —
На пороге Новый!

Новый год!

Т. Шатских

Новый год! Новый год!
Много счастья принесёт:

Взрослым – всяких радостей,
Детям – разных сладостей.

Получить ужасно рады
Ёлки – новые наряды,

Дворики – снеговиков,
Лёд – весёлый скрип коньков,

Небо – праздничный салют,
Дед Мороз – медаль за труд!

Дидактические пособия и материалы:

  • Новогодние елочные игрушки, новогодняя атрибутика;
  • Большой пазл с новогодней картинкой;
  • Сюжетные и предметные картинки.

Список фильмов, мультфильмов.

  • «Маша и Медведь»,
  • «Зима в Простоквашино», 
  • «Ну, погоди!» 

Альбом «Наш Новый год», «Елочные игрушки».

Репродукция картины художника Вигго Юхансен «Счастливое Рождество».

Иллюстрации энциклопедии О.Узоровой, Е.Нефедовой «Новый год шагает по планете»

Предметы старин:

  • Елочные игрушки прошлых лет,
  • Сувениры прошлых лет,
  • Маски и костюмы прошлых лет

IV. Методы работы с детьми.

Наглядные методы:

  • Рассматривание объектов старины.

Цель: вызвать интерес к истории нашей страны. Помочь сохранить в памяти этот праздник. Активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через все доступные средства.

  • Рассматривание репродукции картины художника Вигго Юхансен «Счастливое Рождество» 1891г.

Цель: познакомить с Рождеством, рассказать о том, что объединяет их с  Новым годом. Подвести к обобщению: Что такое Новый год, Рождество и как его праздновать.

  • Рассматривание иллюстраций энциклопедии О.Узоровой, Е.Нефедовой «Новый год шагает по планете»

Цель: познакомить детей с празднованием Нового года в других странах, а также с Санта Клаусом.

  • Просмотр презентации «Елочные игрушки»

Цель: познакомить детей с различными видами елочных игрушек (украшений) в разную эпоху времени.

  • Рассматривание картины Сергея Досекина «Подготовка к Рождеству» 1896г.

Цель: продолжать знакомить детей с подготовкой к празднованию Нового года и Рождества.

Практические методы:

  • Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм на новогоднюю тематику.      

Цель: развивать способность к изобразительной деятельности чувство цвета, формы.

  • Лепка «Снеговик»

Цель: развивать творческие способности, учить детей лепить предметы, используя усвоенные ранее приемы.

  • Проблемная ситуация «Если не будет праздничного настроения?».

Цель: рассказать детям о праздничном настроении и что может этому поспособствовать.

  • Конструктивно-модельная деятельность из геометрических фигур «Елочная игрушка»

Цель: продолжать учить придумывать из природного материала или подручного игрушку, мастерить ее совместно с родителями, развивать творческие способности.

«Елочка»

Цель: упражнять в складывании двойных треугольников, скреплении их между собой; развивать умение украшать по замыслу.

  • Коллективная работа, оформление стенда на тему: «Новый год»

Цели: поддерживать стремление детей выражать свои чувства на основе эмоционального восприятия в творчестве.

Игровые методы:

  • Дидактическая игра «Найди лишнее», «Назови слово»

Цель: развивать логическое мышление, развивать умение классифицировать игрушки – новогодние и другие (мягкие, резиновые…) развивать умение определять и находить предметы по описанию.

  • Сюжетно-ролевые игры «В магазин за подарками», «Семья – готовится к встречи Нового года»

Цель: учить детей самостоятельно организовывать игровое пространство, находить разумные компромиссы в распределении ролей, выстраивать сюжет, развивать навыки коллективизма и доброжелательного межличностного общения.

  • Игра-загадка о новом годе.

Цель: формировать условие для развития интереса к новогодней тематике.

  • Подвижная игра «Дед Мороз», «Два Мороза», «Найди Снегурочку», «Мороз красный нос»

Цель: привить умение выполнять характерные движения, научить бегать врассыпную, развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость, развитие внимания, памяти, быстроты, воспитание выдержки, терпения. 

Словесные методы:

Пословицы и поговорки:

  • Как Новый Год встретишь, так его и проведешь
  • С нового году всех (таких-то) в воду.
  • С Новый год первый час дня набирает.
  • Новый год — к весне поворот.
  • Канун праздника лучше самого праздника.
  • Всякая душа празднику рада.
  • Спасибо, (Дед) мороз, что снегу нанёс.
  • (Дед) мороз одетым кланяться велит, а не одетых сам посещает.
  • Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
  • Мороз красит нос.

Рассказы детей:

Тема: Составление описательных рассказов по картинкам из серии «Мой Новый год».

Тема: «Что мы знаем о Новом годе»

Тема: «Как встречают Новый год»

Тема: «Как готовятся к Новому году»

Тема: «Что мы знаем о Дедушке Морозе и Снегурочке».

Рассказы воспитателя:

Путешествие с Дедом Морозом

Миша прогуливался по заснеженному лесу и неожиданно увидел свежие следы. Они заинтересовали его чрезвычайно: кто- то совсем недавно прошёл здесь в огромных-преогромных сапогах.

— Кто бы это мог быть? Неужели Дед Мороз!

И действительно, вскоре мальчик увидел вдалеке Деда Мороза.

— Ты удивлён, малыш, тем, что я оказался здесь? — спросил Дед Мороз подбежавшего Мишу. — Но у меня же есть волшебное быстроходное облако, которое в один миг переносит в любое место. Хочешь полетать на нём со мной?

Вот это да!!! Да кто же откажется от такого заманчивого предложения?! Дед Мороз усадил мальчика рядом с собой на облако, и они полетели в синеве ночи над заснеженными горами и долинами. Облако то взмывало ввысь, к ярким звёздам, то опускалось, касаясь верхушек пушистых ёлок. Какое же это было необыкновенное путешествие!

Вскоре внизу засверкали огоньки большого города. Все дети уже давно нарядили ёлки и теперь сидели по домам и ждали подарков от Деда Мороза. Только вот все каминные трубы, к сожалению, оказались закрыты. «Как же проникнуть в дома, чтобы оставить подарки? Неужели малыши так и не дождутся их?» — занервничал Миша.

— Не переживай, лучше внимательно смотри, как я всё ловко сделаю, — сказал Дед Мороз, словно прочитав мысли мальчика, и разбросал с облака множество маленьких разноцветных парашютиков с подарками. К каждому из них был привязан листочек с именем девочки или мальчика. Парашютики медленно опускались на город...

— Не волнуйся, — снова успокоил Мишу Дед Мороз, — внизу все парашютики встретят домовые и разнесут подарки детям.

Мише очень хотелось продолжить это замечательное путешествие с Дедом Морозом... но тут он неожиданно... проснулся и понял, что всё это ему, к сожалению, только приснилось.

— А где же мой подарок? Успел ли домовой принести его? — вскричал Миша, вспомнив свой незабываемый сон.

Вскочив с кроватки, малыш подбежал к ёлке: какое счастье! Подарок в блестящей бумаге уже лежал на своём месте.

«А ведь кто знает, — подумал довольный Миша, — может быть, то, что я видел ночью, вовсе и не было сном?!»

Дед Мороз

Как-то одним зимнем днем катались маленький Павлик и его подружка Катя в лесу на лыжах. Уже начало смеркаться, и они заторопились домой, как вдруг среди сосен малыши заметили освещённый большой и красивый дом. «А что, если здесь живёт сам Дед Мороз?» — щёлкнула у Кати неожиданная мысль, и девочка тут же поделилась ей с Павликом.

— Давай проверим, это не займёт много времени, - продолжил мальчик, и дети незамедлительно двинулись в сторону большого дома.

Павлик не знал дома ли Дед Мороз, поэтому решил сначала заглянуть в окошко.

— Пойдём посмотрим! — предложил он Кате.

Подкрались дети потихонечку к окошку и видят: сидит в комнате старичок, весь в красном и с густой белой бородой, и упаковывает подарки. Настоящий Дед Мороз! Павлик получше протёр заиндевевшее стекло, и друзья увидели столько игрушек, сколько никогда не видели ни в одном магазине.

Дети потихонечку отошли от окна, чтобы не помешать Деду Морозу, и поспешили домой писать ему письма: ведь надо помочь старенькому дедушке, а то он не знает, кто какой подарок хочет получить на Новый год.

В новогоднее утро Павлик первым делом побежал к камину. И замер в удивлении: перед камином стоял маленький столярный столик, а на нём лежал набор столярных инструментов! Вот это да! Вот так подарок! И не беда, что игрушек не было, ведь теперь Павлик сможет делать их сам, а это гораздо интереснее! Он смастерил так много игрушек, что хватит не только ему, но и всем его друзьям!

Снегурочка

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе - детей у них не было.

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.

- А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.

- Давай, - говорит старуха.

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь - а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка.

Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет - заслушаешься.

Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась.

- Что с тобой, дочка? - спрашивает старик. - Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?

- Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели. А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше - дождичек.

Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку.

- Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.

Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила.

- Поди, дочка, повеселись с подружками!

Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело. А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.

Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они, а Снегурочки нет. Стали они кликать ее.

- Ау, ау, Сенугрушка!

Только эхо им в лесу и откликнулось.

Сказка о новогодней елочке

Давным-давно это было. Стояла в закрытой комнате в ночь перед Новым годом украшенная ёлка. Вся в бусах, в бумажных разноцветных цепочках, в маленьких стеклянных звёздочках. Ёлку заперли для того, чтобы её не увидели раньше времени дети.

Но многие другие обитатели дома всё же видели её. Её видел толстый серый кот своими большими зелёными глазами. И маленькая серая мышка, которая опасаясь кошек, тоже взглянула на красавицу ёлку одним глазком, когда никого не было в комнате. Но был ещё кто-то, кто не успел посмотреть на новогоднюю ёлку. Это был маленький паучок. Ему нельзя было вылезти из своего скромного уголка за шкафом. Дело в том, что хозяйка перед праздником прогнала из комнаты всех пауков, а он чудом спрятался в тёмном углу.

Но паучок тоже хотел увидеть ёлочку, а потому отправился к Деду Морозу и сказал: «Все уже видели новогоднюю ёлочку, а нас пауков, выгнали из дома. Но мы ведь тоже хотим посмотреть на праздничную лесную красавицу!»

И дед Мороз сжалился над паучками. Он тихо-тихо отворил дверь в комнату, где стояла ёлочка, и все паучки: и большие, и маленькие, и совсем малюсенькие паучки стали бегать вокруг неё. Сначала они смотрели всё, что смогли видеть снизу, а потом полезли на ёлку, чтобы получше рассмотреть всё остальное. Вниз и вверх по всем веткам и веточкам бегали маленькие пауки и осматривали каждую игрушку, каждую бусинку близко-близко. Они осмотрели всё и ушли совершенно счастливые. А ёлка оказалась вся в паутинке, от подножия и до самой верхушки. Паутинки свисали со всех веток и опутывали даже самые малюсенькие веточки и иголочки.

Что мог сделать Дед Мороз? Он знал, что хозяйка дома терпеть не может Паучков и паутину. Тогда Дед Мороз превратил паутинки в золотые и серебряные нити. Вот, оказывается, почему новогоднюю ёлку украшают золотистым и серебристым дождиком.

Елочка

Наступал Новый год, и Виталику очень хотелось, чтобы у него дома стояла ёлочка. Он мечтал, как украсил бы её разноцветными шарами, маленькими свечами, красивыми гирляндами. Все друзья мальчика давно купили ёлки, а у него ёлки не было. Когда он пришёл на ёлочный базар, там уже ничего не осталось, последняя ёлка была продана. «Пойду-ка я в лес, — решил Виталик, — может быть, там и подыщу себе ёлку». Он взял топор и отправился в лес, туда, где росли большие и пышные ёлки, такие высокие и такие густые, каких ещё никогда и ни у кого не было.

После долгого и трудного пути по глубоким сугробам Виталик, наконец, пришёл к цели: он начал рубить одну из самых лучших ёлок — густую и пушистую. Дерево было таким огромным, что, срубив его, мальчик даже не смог приподнять свою добычу. Тогда он решил разрубить ёлку посередине. Но и эта ноша оказалась ему не под силу: Виталик, кряхтя, протащил её несколько метров, перевёл дыхание и опять принялся за работу. Никогда, наверное, не доберётся он до дома!

Измучившись вконец, малыш решил снова укоротить ёлку наполовину. «Плохо, конечно, — подумал он, — но моя ёлка всё равно останется самой лучшей. Затем он опять двинулся в путь.

До дома было всё ещё далеко, с Виталика крупными каплями уже лил пот, его руки были ободраны. И так, ещё много раз останавливаясь и всё укорачивая и укорачивая ёлочку, добрался Виталик до своего домика. Глядит — а от ёлки-то осталась только верхушка!

Расстроенный, Виталик вернулся в лес и подыскал ёлочку поменьше — маленькую пушистую красавицу. Он уже было поднял топор, чтобы срубить её, но тут откуда ни возьмись появился зайчик и умоляюще закричал:

— Не руби её, пожалуйста! Это единственная маленькая ёлочка, которая у нас осталась!

Виталик с тоской опустил голову: «Теперь у меня не будет новогодней ёлки, — подумал он, но тут же его глаза вновь загорелись, — а может быть, нарядить вот эту, лесную?»

Он быстро сбегал домой и принёс для ёлочки разные украшения: блестящие игрушки, разноцветные шарики, затейливые гирлянды.

Лес оживился: прибежали белочки, прилетели воробьи, снегири, прискакали зайчата. Одни подвешивали шарики, другие подвязывали гирлянды, прикрепляли свечи. Ёлочка получилась очень нарядная, и все от души радовались, глядя на неё.

— Спасибо тебе, мальчик, за то, что ты устроил нам праздник! Мы тоже хотим сделать тебе подарок. Вот, возьми жёлуди и гирлянды из дубовых листьев. Укрась ими свой дом.

Виталик вернулся домой весёлый. Напевая, он украсил камин и, полюбовавшись своей работой, поставил рядом с ним свои сапожки, чтобы Дедушка Мороз смог ночью положить в них подарки.

— Как ты думаешь, мама, — спросил он, укладываясь спать, — Дед Мороз принесёт мне сегодня ночью игрушки?

— Конечно, — ответила ему мама, — обязательно принесёт!

Рано-рано утром, едва открыв глаза, Виталик быстро соскочил с кровати и кубарем скатился вниз по лестнице. От волнения у него громко стучало сердце. Найдёт ли он в сапожках желанные игрушки?

Но что это? Ни одной даже самой малюсенькой игрушечки не обнаружил он у камина. Зато здесь лежали пучки моркови, мешок орехов и целый пакет зёрен для птиц.

У Виталика даже слёзы на глазах выступили от огорчения, и он, печальный, вышел во двор.

Смотрит мальчик — бежит заяц, торопится, ещё издалека кричит ему:

— Идём скорее, под ёлкой полно игрушек! Наверное, это всё для тебя. Вот только для нас почему-то ничего нет.

Мальчик сразу всё понял. Вот, оказывается, в чём дело! Просто Дедушка Мороз перепутал подарки.

— А ты посмотри, зайчик, что он принёс мне!

Друзья забрали всё, что лежало у камина, и быстро побежали в лес.

И здесь, у ёлочки, Виталик увидел то, о чём он так давно мечтал: поезд с разноцветными вагончиками, большой-пребольшой мяч и самую настоящую гитару!

Игрушек было так много, что за раз и не унесёшь!

Зайчата и бельчата, и все лесные обитатели тоже не могли нарадоваться своим подаркам.

Потом все встали в круг и принялись танцевать вокруг нарядной ёлочки.