Самообразование

Красикова Светлана Алексеевна

Индивидуальная тема: «Формирование  графомоторных навыков у  дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьноАктуальность темы:

 

 На современном этапе, развитие графомоторных навыков у  дошкольников рассматривается, как один из аспектов готовности детей к овладению базовыми учебными навыками при поступлении в школу. Исследования показывают  что восприятие и переработка графической информации – это сложный процесс, требующий участия таких психических процессов, как восприятие, память, мышление и напрямую связанные с развитием зрительного анализа (способности анализировать графические изображения, вычленять составляющие их элементы, синтезировать графический образ). Важную роль в развитии графических умений также играет и овладение формообразующими движениями руки, с помощью которых передается форма предмета.

В рамках преемственности детского сада и школы, общаясь  с преподавателями и учитывая свой  жизненный опыт, могу для себя сделать выводы что, при поступлении в школу  дети могут испытывать трудности по готовности руки к письму. Очень часто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем мире. Вот только не развита рука… Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Непонятно, чем больше строк исписывает в своей тетради сын, тем хуже становится каллиграфия…».  Ребенок может писать некоторые буквы в зеркальном отображении, при письме нарушится высота, ширина, наклон буквы, что будет сказываться на качестве и скорости письма.

Подготовка детей к обучению в школе путем формирования графомоторного навыка, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важных задач моей дальнейшей педагогической деятельности. Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребёнка происходит наиболее быстро.Что же такое графомоторные навыки? Графомоторика сложное слово, состоит из двух частей: графо… (от греческого grafo пишу) часть сложных слов, означающая: «относящийся к письму, почерку, начертанию»; моторика в данном случае, имеется ввиду тонкая моторика: это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев рук. Таким образом, развитие графомоторных навыков это развитие мелких мышц пальцев рук для обучения ребенка письму.

Развитие детской руки, мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений является основой развития таких важных процессов, как внимание, зрительная и двигательная память, пространственные представления, мышление, необходимых ребёнку в его дальнейшей «взрослой» жизни.

Выявленные проблемы показали необходимость проведения целенаправленной, систематической работы по формированию графомоторных навыков у детей группы по следующим направлениям:

- совершенствование мелкой моторики рук;

- формирование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости листа;

-формирование          умения  правильно  держать   карандаш  (ручку),  регулировать движения в отношении размаха, темпа, силы нажима равномерности;

- формирование у детей слухового сосредоточения и координации «ухо – рука»;

- формирование у детей зрительного сосредоточения и координации «глаз – рука».

Цель: Повысить уровень компетентности и профессионализма по вопросам формирования графомоторных навыков у детей среднего и  старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Изучить научно-педагогическую и методическую литературу по данной теме
  2. Изучить различные техники и технологии формирования графомоторных навыков у дошкольников.
  3. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по теме.
  4. Организовать и провести мониторинг по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников.
  5. Создать условия для формирования графомоторных навыков у детей, предусматривающие методическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
  6. Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
  7. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам формирования графомоторных навыков у детей.
  8. Обобщить накопленный опыт работы.

 

Предполагаемые результаты

 

Для педагога:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач формирования графомоторных навыков у детей  дошкольного возраста.
  2. Разработаны проекты на основе продуктивных видов деятельности.
  3. Разработан учебно-методический комплект:  картотеки: пальчиковые игры и упражнения, сенсорные игры, графические задания, упражнения на дорисовывание и штриховку. Иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
  4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
  5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

 

Для воспитанников:

1. У ребенка развита мелкая моторика рук через выполнение предметно-практических действий.

2. Умеет производить точные движения карандашом, кистью и пальцами рук.

3. Сформирована координация движений руки и глаза.

4. Владеет элементарными графическими навыками и умениями.

5. Развито произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, зрительно-пространственные представления.

6. Развит интерес к изобразительно-графической деятельности.

 

                              

План деятельности по теме самообразования

 

 

                            

Формы работы

Практические выходы

Литература

Сроки

                                                                                     Средняя группа

Проанализировать психолого-педагогическую литературу на тему: «Развитие графомоторных навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения».

Повышение знаний, сбор материала, анализ изученной литературы по данной теме.

Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму // Дошкольное воспитание, 1996.- №4.- С. 80-84.

Федосова Н.А. Читаю и пишу: от рисунка к букве. Ч.1. Псков, 1995

В течении года

Составление плана по самообразованию по данной теме

План по самообразованию.

Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005.

Мастрюк Г. Детская рука: о развитии навыков письма // Дошкольное воспитание, 1976. — №11- С. 77-78.

Сентябрь-Октябрь

Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков детей средней группы на начало учебного года

Обработка данных. Диагностическая карта

Материалы Т.А.Павловой, М. Озьяс, М.М.Безруких

Октябрь-Ноябрь

Познакомить родителей с упражнениями для развития мелкой моторики кистей рук с целью повышения графомоторных навыков

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей.-М., 2001.

Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие дла родителей и педагогов./ГавринаС.Е.,

Ноябрь

Работа в тетрадях

Выполнение заданий на развитие графических навыков

Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет»

Шевелёв «Краткий курс подготовки в школе» 4-5 лет

В течении года

Включение пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей

Пополнение картотеки с пальчиковыми упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. Самомассаж рук с мягким мячом, шишками, орехами, карандашами. Пальчиковый театр, пазлы, мозаика, конструктор, геоборт

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Нижний Новгород, 1995. 11.

Матвеева Н.А. Развиваем пальчики играя.// Дошкольное воспитание, 2005.№3.

В течении года

Совершенствовать ПРС группы для обеспечение условий развития мелкой маторики

Дидактические игры:               1. «Ниткопись» (выкладывание шерстяной нити по контору какого — либо изображения.)                        2. «Кто скорее свернет ленту? »( две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета) надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.                          3. «Путешествие пальцев»(лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах«островки» для передвижения пальцев.)                         4. «Составь узор из спичек и палочек» (разноцветные палочки в коробке; образцы узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для выкладывания узора.)                                          5. «Пуговичные бусы»(Леска с закрепленной на конце пуговицей, набор пуговиц)                                              6. «Чем не Золушка?». (перемешать два вида крупы, необходимо разложить крупу по разным банкам).                          7. «Месим тесто». (Погружать руки ребенка в миску с крупами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.)

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007

В течении года

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей средней группы через использование разнообразных форм, методов и приемов

1.Штриховка.                                                            2. Рисование по трафаретам.                                             3. Дорисовка (по принципу симметрии).                                                               4. Дорисовка геометрических фигур.                    5. Дорисовка не достающих деталей.                    6. Упражнение «Оживи рисунок».                       7. Рисование по шаблонам.                        8. Обведи и раскрась.                                                  9. Обведи фигуры по точкам не отрывая карандаш.                                      10.Работа в рабочий тетради                        11.Игры с песком (рисование пальчиком, выкладывание узоров из камушков на песке).                     12.Вырезывание ножницами различных фигурок из журналов                             13. Лабиринты                                                            14. Раскраски, рисование по замыслу.       

 15. Применение нетрадиционных способов аппликаций.

16. Применение нетрадиционных способов рисования.

Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С. В.-Ярославль: «Академия развития», 1997.

Рахманова Е.М. Графические диктанты для дошкольников:метод. пособие для педагогов и родителей -М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2008

В течении года

Консультация для родителей «Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости».

Консультация.

Рахманова Е.М. Графические диктанты для дошкольников:метод. пособие для педагогов и родителей -М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2008

Декабрь-Январь

Выставка работ для родителей: «Волшебные пальчики».

Выставка детских творческих работ.

Брехунова Г.Н. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи. // Логопед, № 4, 2007 с76-80.

Январь-Февраль

Расширять знания родителей о том, как надо развивать

графомоторные навыки у детей.

Сделать консультацию для родителей «Развитие графомоторных навыков

Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму// Дошкольное воспитание, 1996. №4.С.8084. 9.

 

Март-Апрель

Выявить уровень развития графомоторных навыков детей старшей группы на конец учебного года.

Предложить детям выполнить те же задания, что и в начале года.

Анализ результатов исследования. Обработка данных. Диагностическая карта. Предложить детям выполнить те же задания, что и в начале года.

Материалы Т.А.Павловой, М. Озьяс, М.М.Безруких

Апрель-Май

Консультация для педагогов: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста».

Консультация

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006. Кольцова М. М «Развитие моторики»

Май

 

 

 

 

Игры с предметами. Графические упражнения

 Выполнение детьми целенаправленных точных движений в соответствии с поставленной задачей («Волшебные шнурочки», «Мозаика», «Строители» «Карандаш», «Трафареты», «Вкладыши»). Подготовка руки к письму: обведение контуров с помощью трафарета, штриховка различными линиями в разных направлениях, рисование в раскрасках («Змейка», «Лебедь», «Собака», «Страус» ,«Графический диктант»).Использование методики «Песочная терапия».

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013 Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб,

Рузина М.С. Стра Детство-ПРЕСС, 2013на пальчиковых игр. – С.-Пб., 2000.

 

 

Июнь,

Июль, август.

                                                                                Старшая группа

 

Сбор материала, изучение литературы по данной теме

Сбор материала, изучение литературы по данной теме.

Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005.

Мастюк Г. Детская рука: о развитии навыков письма// Дошкольное воспитание,

Сентябрь

Диагностика.

Выявить уровень развития графомоторных навыков детей на начало учебного года.

Обработка данных. Мониторинг

Материалы Т.А.Павловой, М. Озьяс, М.М.Безруких

Октябрь

Расширять знания родителей о том, как надо развивать графомоторные навыки у детей.

 

Консультация для родителей

Использование интернет ресурсов

Ноябрь

Работа в тетрадях

Выполнение заданий на развитие графических навыков

Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет»

Шевелёв «Краткий курс подготовки в школе» 5-6 лет

В течение года

Выставка детских работ «Волшебные поделки

Выставка детских творческих работ

Брехунова Г.Н. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи. // Логопед, № 4, 2007 с76-80.

Декабрь

Расширять знания родителей о том, как надо развивать графомоторные навыки у детей

Консультация «Использование природного материала рля развития мелкой маторики.

  1. Давыдова О.А. Графомоторика. Тренажёр по развитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. – М.: Школьная пресса, 2017.

 

Январь

Пополнить ПРС играми

Конкурс выставка для родителей «Игры для развития графомоторики»

Материалы Т.А.Павловой, М. Озьяс, М.М.Безруких

Март

Выявить уровень развития графомоторных навыков детей старшей группы на конец учебного года.

Мониторинг

Материалы Т.А.Павловой, М. Озьяс, М.М.Безруких

Апрель

Консультация для педагогов

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по формированию графомоторных навыков у воспитанников»

 

Май

Игры и упражнения для развития мелкой моторики

Упражнения на развитие статической координации движений.

 

 

Упражнения на развитие динамической координации движения

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость

Упражнения на развитие координированных графических движений.

Упражнения с предметами.

Игры

Упражнения для расслабления рук

 

 

  • «Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.
  • «Фонарики» — руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика.
  • «Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.
  • «Олень здоровается» — скрещенные руки поднять вверх, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать легкие полунаклоны вперед.

«Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. д.

  • «Пальцеход» — на плотном ковролине нашито 20 пуговиц — по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.
  • «Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).
  • «Необычное животное» — показать, как передвигается животное, у которого пять ног, по столу (сначала правой, а затем левой рукой).
  • «Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).
  • «Командир» — сжать руку в кулачок, разжимать пальцы по одному со счетом: «Ты командир, а твои пальчики — солдаты. Командуй: раз, два, три...»

 

  • «Кулак — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. Выполнение обеими руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).
  • «Кулак — ребро — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.
  • «Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).
  • «Кольцо — зайчик» — переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.
  • «Барабанщик» — один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.
  • «Трудные виражи» — на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом — домик или гараж. Педагог говорит: «Ты — водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен».

Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог

 

— составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);

— составление цепочки из 6—10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;

— вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;

— нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой — мелких бусин, бисера;

— сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);

— застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

— завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;

— доставание бусин ложкой из стакана;

— складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;

— продевание нитки в иголку;

— стирание ластиком нарисованных предметов;

— кáпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;

— надевание и снимание колечка (массаж пальца);

— втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;

— комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);

— прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

— перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;

— нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;

— сжимание и разжимание эспандера;

— катание мячей-ежиков (с шипами).

Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» — пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.

«Рамки с застежками».

Материал: рамка, обтянутая тканью из двух половинок, к каждой из которых пришито по 5 тесемок (тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой).

Ребенку предлагается завязывать и развязывать банты, соединяя две половинки ткани.

Варианты:можно использовать рамки с разными застежками: большие и маленькие пуговицы, кнопки, петли, застежки из ремешков и др.

Формообразующие движения (работа с пластилином) — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.

 

  • «Оркестр» — одни дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах (пианино, барабан, гитара, труба, баян и др.), другие дети отгадывают, кто на чем играет. Затем меняются местами.
  • «Работники» — дети по очереди изображают работу с каким-то инструментом или орудием труда (ножницами, молотком, кусачками, топором, пилой, лопатой, граблями и др.).
  • «Поймай рыбку» — ребенок удочкой с крючком пытается подцепить пластмассовых рыбок со специальным отверстием.
  • Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется чувство ритма.

Имитационные движения для кистей рук:

  • мытье рук перед едой
  • стряхивание воды с кисти
  • полоскание белья
  • надевание перчаток
  • поглаживание кошки
  • пальчики танцуют

 

 

В течение года

Игры

Повторение и закрепление игр разученных в течении года

 

Июнь, июль, август

                                                                                     Подготовительная группа

Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков детей подготовительной  группы на начало учебного года

Обработка данных. Диагностическая карта.

 

Материалы Т.А.Павловой, М. Озьяс, М.М.Безруких

 

Сентябрь

Выступление на родительском собрании «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

Родительское собрание

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

 

Октябрь

Познакомить детей с «клеткой»

Работа в тетрадях

Научить ориентироваться в тетради в крупную клетку Выполнение заданий на развитие графических навыков

Крупенчук О.И.: Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам Бардышева, Т.Ю. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 6-7 лет»

Шевелёв «Краткий курс подготовки в школе» 6-7 лет

Ноябрь

Массаж кистей рук с использование шариков Суд- Джок, шишки, колпачки, карандаши, мячики пальчиковые гимнастики.

Развитие мелкой моторики руки, координации движений, внимания, речи и творческой деятельности детей

Алексеева Е.Н. Рука волшебница. Псков, 2005.

 

В течение года

Познакомить детей с понятием «строка»

Предложить детям дорисовать узоры («Укрась узором пояс», «Дорисуй узор на платках», «Дорисуй орнамент»).

Нищева Н.В. Тетради №1, 2 ,3 для логопедической группы детского сада. СПб.: «Детствопресс», 2005

Декабрь

 

 

 

 

Выставка «Работы выходного дня».
(выставка семейных работ)

Совместная выставка творческих работ детей. Использование разных методов изобразительной деятельности с целью развития моторики рук у детей.

 

Декабрь

Разработка памяток (буклетов) для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики детей посредством пальчиковых игр, мелкомоторных пособий, художественно-творческой деятельности».

Расширять знания родителей о том, как надо развивать графомоторные навыки у детей.

Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. / Пособие для родителей и воспитателей. / М: Мозаика – Синтез, 2008 г.

Январь

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Выставка дидактических игр, буклетов, памятки по развитию мелкой моторики.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013

Февраль

Фотовыставка.

Итоговое родительское собрание с фотоотчетом о проделанной работе по развитию графомоторных навыков в течение учебного года.

 

Март

 

Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на конец учебного года

Предложить детям выполнить те же задания, что и в начале года.

Анализ результатов исследования.

Материалы Т.А.Павловой, М. Озьяс, М.М.Безруких

Апрель-Май

Отчет по теме по самообразованию.

Итоговый отчет о проделанной работе по теме самообразования. Внесение коррективов и дополнений в планирование дальнейшей работы по данному направлению.

 

Май

 

Полезные ссылки:

https://vospitatel.online/104076-razvitie-grafomotornykh-navykov-u-doshkolnikov -Развитие графомоторных навыков у дошкольников

https://melihova-kashds10.edumsko.ru/articles/post/2159960 -Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/formirovanie-grafomotornyh-navykov-u-starshih-doshkolnikov-kak-profilaktika-narusheniy-pismennoy-rechi-pri-perehode-k-shkolnomu-obucheniyu-423722 -Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушения письменной речи, при переходе к школьному обучению

https://mamahub.ru/id12/wall-1045139_Grafomotorika_kak_obvodilki_pomogayut_razvitiyu_rebenka_n_nObvesti/ -Графомоторика: как «обводилки» помогают развитие ребёнка