Содержание обучения чтению.
Многообразие вариантов обучения иностранным языкам и обучающих средств предъявило новые требования к учителю, которому в новых педагогических условиях необходимо уметь действовать не по строго предписанным правилам, а в соответствии с собственным осознанным выбором из числа возможных методических систем, той, которая в большей степени адекватна условиям обучения. Новая образовательная идеология потребовала переосмысления методических проблем с точки зрения процессов овладения учащимся языком в различных учебных условиях.
Изучение иностранного языка в основной школе предполагает формирование и развитие коммуникативной компетенции, которая определяется как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений.
Одним из видов речевой деятельности, формирующих коммуникативные умения является чтение.
Чтение представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, состоящую из восприятия и понимания текста. Самое совершенное (зрелое) чтение характеризуется слиянием этих двух процессов и отличается сформированностью умений «читать незнакомый аутентичный текст без посторонней помощи, в нужном темпе, с правильным пониманием и для нужных целей»
Для понимания иноязычного текста предполагается владение набором фонетических, лексических и грамматических информативных признаков, которые делают процесс опознавания мгновенным. Если такая база не создана или оказалась недостаточно прочной, то перцептивные действия читающего принимают развернутые формы и выполняются с большим или меньшим интервалом, затрудняющим или вовсе нарушающим извлечение информации.
Известно, что глаз читающего осуществляет в норме короткие скачки, между которыми происходят устойчивые фиксации на объекте с целью извлечения информации. Движения глаз делятся на два типа: 1) поисковые, установочные и корректирующие движения; 2) движения, участвующие в построении образа и опознавании воспринимаемого объекта. У начинающего чтеца глаза не только движутся вперед, но и делают обратные (регрессивные) движения, которые свидетельствуют о слабо развитой техники чтения, о неумении преодолевать направленность внимания на внутреннее проговаривания и о том, что восприятие не получило должной завершенности. При чтении вслух длина пауз, так же, как и регрессивных движений увеличивается.
В процессе чтения, как в речевом механизме, огромную роль играют речевой слух, прогнозирование и память. Речевой слух проявляется в особенности звукобуквенной системы печатного текста. Читающий должен владеть звукобуквенными ассоциациями, уметь дифференцировать звуки из речевого потока. Фонематический слух способствует успешному восприятию и дифференциации звукового состава слов.
Вероятностное прогнозирование – мыслительный обгон в процессе чтения – процесс, при котором читающий заранее предполагает, какой звук (буква) идет следующей, как при чтении вслух, так и про себя. Этот процесс является неотъемлемой частью успешного восприятия и понимания информации в любых видах чтения. Неотъемлемой частью успешного вероятностного прогнозирования является прошлый опыт читающего, чем читающий опытнее, тем антиципация содержания будет точнее. Из этого следует, что чтение также связано с процессом поиска и выбора информативных признаков из ряда возможных, на что влияет, прежде всего наличие ассоциативных связей, установленных в результате прежнего речевого опыта. В дополнение, успешность вероятностного прогнозирования зависит от соотношения между известными и неизвестными словами, от степени знакомства с темой, и, более того, от умения пользоваться мгновенным выбором решения из ряда вероятностных гипотез.
Гипотезы составляют один из механизмов поиска. Читающий совершает мыслительную деятельность, сущность которой заключается в наличии вопроса, дающего направление поиску гипотезы, которая кладется в основу решения, и контроля, определяющего их выбор. Процесс восприятия информации без какого-либо компонента является крайне несовершенным, а иногда и невозможным.
Понимание содержания происходит на основе ряда сложных логических операций, результатом которых являются установление связей в тексте и переход от развернутых слов к смысловым вехам.
Ступенчатый характер понимания, наиболее подходящий к иностранному языку, был описан З.И. Клычниковой, которая выделила четыре типа информации, извлекаемой из текста (категориально-познавательная, ситуационно познавательная, эмоционально-оценочная, побудительно-волевая) и семь уровней понимания. Два первых уровня (слов и словосочетаний) свидетельствуют о приблизительном понимании (фрагментарном). Читающий понимает, о чем идет речь в тексте, какой теме он посвящен, узнавая значение слова или словосочетания в контексте. Третий уровень – понимание предложений, также отличается фрагментарностью. Когда читающий воспринимает предложение, он должен расчленить его на отдельные элементы, и здесь возникают трудности, связанные с синтаксисом и морфологией. Читающему необходимо также установить связь между расчлененными элементами, определить их роль в предложении, опознать грамматические омонимы, особенно в служебных словах, и произвести еще ряд операций. Четвертый и пятый уровень – уровень понимания текста связан с видами чтения, и тем, какого типа информация извлекается из текста при его понимании. Для понимания текста, особую сложность представляет выделение строевых слов – слов, выражающих синтаксические связи и оформляющих смысловые отношения, но не несущих какую-либо информативную нагрузку. Шестой уровень включает понимание содержательной и эмоционально-волевой информации. Понимание всех четырех типов информации, включая и побудительно-волевую содержит в себе седьмой уровень. Освоение двух последних ступеней свидетельствует о сформированности технических навыков, что говорит об умении читающего реагировать на всевозможные сигналы письменной коммуникации, умении переключаться с одной мыслительной операции на другую, извлекать нужную информацию.
Читающий оценивает текст в широком социальном и культурном контексте в результате обобщения, нахождения связей между смысловыми кусками, выделения наиболее важного, перехода в подтекст, достижения полноты, глубины, точности понимания. Само чтение при этом характеризуется зрелостью, которую можно оценить, как продвинутый уровень сформированности коммуникативной компетенции.
С точки зрения мыслительных процессов чтение протекает на различных уровнях: от умения приблизительного понимания до творческого прочтения, при котором читающий не только воссоздает ход мыслей автора, но и сравнивает, синтезирует прочитанное, принимает или отвергает основную мысль, реорганизует свою мысль или встает на новую точку зрения. Иными словами, читающий проявляет способность понимать значение и интенцию текста и выражать собственные намерения в языковой форме, обладающей воздействующей силой.
Ранее существовали классификации видов чтения, не учитывающие уровень понимания и степень полноты извлечения информации. Сейчас разработали иной подход к классификации, способствующий лучшей организации материала и правильной разработке упражнений, при построении которых, с одной стороны, необходимо учитывать механизмы, лежащие в основе чтения, с другой стороны, операции, которые совершает читающий в каждом виде чтения. Под видами чтения понимается набор операций, обусловленных целью чтения и характеризующихся специфическим сочетанием приемов смысловой и перцептивной переработки материала, воспринимаемого зрительно.
Основные виды чтения, которые встречаются в отечественных и зарубежных работах отображены в таблице 1.
Таблица 1
Параметры различения | Виды чтения | |||
По форме прочтения | Чтение про себя | Чтение вслух | ||
По использованию логических операций | Аналитическое чтение | Синтетическое чтение | ||
По глубине проникновения в содержание текста | Интенсивное чтение | Экстенсивное чтение | ||
По целевым установкам | Изучающее чтение | Ознакомительное чтение | Просмотровое чтение | Поисковое чтение |
По уровням понимания | Полное/детальное понимание | Общее/глобальное понимание | ||
Чтение вслух и про себя относится то к видам, то к двум сторонам одного и того же чтения. Несмотря на наличие общих черт, между ними имеются серьезные отличия: хотя чаще всего читают про себя, чтение вслух является косвенным показателем сформированности умения и может быть использовано в качестве фонетического упражнения.
Оппозиции «аналитическое-синтетическое» чтение условны, так как в смысловом восприятии разделить эти операции не всегда возможно.
Названия «интенсивное-экстенсивное» чтение коррелируют с выше рассмотренными оппозициями. Первый вид чтения определяется глубоким проникновением в содержание, а второй вид чтения – беглое (поверхностное чтение). Различия в данных видах чтения связаны со скоростью, объемом и важностью текстов. Лучший результат достигается, когда оба вида используются одновременно.
Рассмотрим более подробно виды чтения, предложенные С.К.Фоломкиной. в основу классификации автор положил практические потребности читающих: просмотр статьи, книги или рассказа, ознакомление с содержанием, занятие поиском необходимой информации, детальное изучение, например, языка.
В школах основной упор делается только на три вида чтения: ознакомительное, поисковое и изучающее.
Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации из текста со степенью полноты понимания в пределах 70-75%.
Для ознакомительного чтения рекомендуются довольно длинные тексты, достаточно легкие в языковом отношении и с незначительным количеством избыточной информации.
Поисковое чтение определяется нахождением в тексте конкретной информации: определений, выводов, фактических данных. В зависимости от того, знает ли учащийся о местонахождении нужной информации в тексте, текст прочитывается полностью или частично.
Изучающее чтение предполагает 100% понимание основных и второстепенных фактов, которые содержатся в тексте. Учащийся имеет установку на длительное запоминание, а потому, прибегает к повторному чтению, переводу и письменной фиксации содержания, глубже вникает в суть коммуникативной ситуации, поэтому это чтение протекает относительно медленно.
Изучающее чтение проводится на текстах научно-популярного характера, а также на текстах, связанных с будущей профессией учащихся. Для поискового чтения используются рекламы, журнальные публикации, брошюры и профессионально ориентированные материалы.
Каждый из четырех этапов формирует стратегические умения чтения, которые сводятся к следующему перечню:
- Уметь прогнозировать значение слов по начальным буквам;
- Догадываться о значении слов на основе сходства со словами родного языка;
- Прогнозировать содержание, опираясь на заголовки
- Игнорировать незнакомые слова, не влияющие на понимание основного содержания;
- Возвращаться к прочитанному в целях уточнения или лучшего запоминания;
- Использовать для понимания содержания текстовые опоры;
- Использовать двуязычные и одноязычные словари;
Существуют основные умения, которым пользуется читающий во всех трех видах чтения. Одни из них связан с пониманием содержания, другие - с его осмыслением. Текст, задание перед чтением и контроль понимания, как основные компоненты чтения, должны соответствовать конкретному виду чтения.
Обучение ознакомительному чтению:
- Условия, определяющие успешность обучения:
- Проведение в режиме дефицита времени;
- Организация как одноразового чтения про себя;
- Проверка понимания основной информации;
- Исключение перевода на родной язык
- Умения, лежащие в основе данного вида чтения:
- Прогнозирование содержания по заголовку;
- Определение главной мысли;
- Дифференцирование основной и второстепенной информации, фактической и гипотетической;
- Использование сноски, как текстовой опоры;
- Обобщение данных, изложение, выводы;
- Установление логических и хронологических связей между фактами и событиями;
- Вычленение из текста наиболее значимой информации с целью ее использования в других видах деятельности;
- Классификация информации по определенным признакам;
- Оценивание новизны, важности, достоверности
- Упражнения для обучения ознакомительному чтению:
- Прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/оно последовательности изложенных в тексте фактов;
- Расположите вопросы, данные в ключе. В последовательности, соответствующей содержанию текста;
- Выберете правильный ответ из 3-4 вариантов;
- Составьте план текста;
- Найдите основную мысль в начале, середине и конце текста;
- Подчеркните в данном абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;
- Просмотрите текст и озаглавьте его;
- Перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;
- Составьте аннотацию прочитанного;
- Назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащиеся в тексте и т.д
Обучение изучающему чтению.
- Условия успешности обучения:
- Медленный вид чтения про себя без ограничения времени;
- Перечитывание с решением новых задач;
- Перевод на родной язык всего текста или его фрагментов;
- Чтение первоначально облегченных текстов, затем трудных;
- Самостоятельное чтение, связанное с обращением к словарю.
- Умения, лежащие в основе данного вида чтения:
- Определять важность (значимость, достоверность) информации;
- Полно и точно понимать содержание текста;
- Делать перифраз/толкование трудных слов/предложений;
- Раскрывать причинно-следственные связи;
- Предвосхищать дальнейшее развитие событий/действий;
- Составлять план, схемы, таблицы;
- Ставить вопросы к основной и второстепенной информации;
- Отделять факты от рассуждений;
- Выявлять имплицитную информацию;
- Понимать содержание, опираясь на фоновые знания/широкий контекст, на экстралингвистический аппарат текста и шрифтовые выделения;
- Переводит текст полностью или выборочно;
- Упражнения для обучения изучающему чтению:
- Распределите факты, содержащиеся в тексте по степени важности;
- Назовите данные, которые вы считаете особо важными. Обоснуйте свое решение.
- Добавьте факты, не меняя структуру текста;
- Найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов/аннотации;
- Составьте аннотацию/реферат;
- Прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами;
- Переведите на родной язык указанные абзацы/части текста и т.д.
Обучение поисковому чтению
- Условия, определяющие успешность обучения данному виду чтения:
- Основная цель поиска – содержательная информация;
- Проведение чтения в условиях дефицита времени;
- Принятие решения о целевом использовании информации;
- Знание структурно-композиционных особенностей текстов;
- Использование экстралингвистических и когнитивных опор текста;
- Начало обучения данному виду чтения связывается с уже изученными текстами;
- Проведение чтения на больших по объему текстах в форме чтения про себя.
- Умения, лежащие в основе данного вида чтения:
- Определять тип/структурно-композиционные особенности текста;
- Выделять информацию, относящуюся к определенной теме/проблеме;
- Находить нужные факты;
- Подбирать и группировать информацию по определенным признакам;
- Находить абзацы/фрагменты текста, требующие подробного изучения;
- Упражнения для обучения поисковому чтению:
- Определите тему/проблему текста;
- Прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;
- Найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;
- Найдите в тексте ответы на вопросы;
- Выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и т.д.
Чтение, как и любой другой вид речевой деятельности, нуждается в практике, поэтому учащиеся должны читать как можно больше. Содержание учебной программы – это лишь обязательный минимум, помимо которого необходимо привлекать как книги, так и газеты и журналы, выпускаемые на иностранном языке. Контроль прочитанного следует проводить в строгом соответствии с коммуникативной задачей, видом чтения и характером текста.
Оценка определения уровня сформированности умений читать тексты на иностранном языке осуществляется по результатам выполнения заданий на поисковое, ознакомительное или изучающее чтение.
Ознакомительное чтение контролируется по прогнозированию содержания по заголовку и иллюстрациям; по постановке вопросов к основной информации и ответу на них; по выбору заголовка, подходящего данному тексту; по делению текста на основные части и их оглавлению; по умению выписывать основную информацию.
Для контроля изучающего чтения используются такие упражнения, как: составление развернутого плана; выбор утверждений на доказательство и опровержение; постановка вопросов ко всему тексту; выполнение полностью или выборочно адекватного перевода текста.
Для проверки поискового чтения используются следующие упражнения: перечислить основные данные/факты; поставить вопросы к наиболее существенной информации; составить оценку/рецензию на весь текст или фрагмент; сравнить два текста на аналогичную тему; интерпретировать коммуникативную задачу автора; составить аннотацию; сделать выборочный перевод.