Понятие цифрового образовательного ресурса.

Султанова Татьяна Андреевна

В настоящее время в процесс образования всех учебных заведений внедряются новые образовательные технологии, так или иначе связанные с информационными ресурсами. Компьютерные обучающие системы, компьютерные учебники и словари, виртуальные коллективные среды, учебные видеофильмы и звукозаписи – все это примеры электронных образовательных ресурсов, то есть таких образовательных ресурсов, для воспроизведения которых требуется компьютер. Немало сказано и написано о том, что компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни. Прошло уже более 20 лет с момента появления первых компьютеров в школах, и на сегодняшний день компьютерные технологии претерпели огромную революцию, отодвинув на задний план CD-ROMы и дискеты, которые повсеместно использовались для хранения учебного материала, а также для его передачи и воспроизведения. Сейчас в большей степени мы имеем дело с компьютерными программами, позволяющими нам преобразить образовательную среду, сделать ее более интересной и разнообразной, и как результат получить более продуктивный образовательный процесс.

Цифровой образовательный ресурс, к которому относятся такие программы, определяется как информационный источник, содержащий информацию любого типа (графическую, текстовую, цифровую, аудио-, фото-, видеоинформацию) направленный на реализацию целей и задач современного образования. Иными совами, в качестве цифрового образовательного ресурса мы должны будем признать любой фрагмент аудиовизуальной информации, так или иначе представленный на компьютере в виде отдельного файла или группы взаимосвязанных файлов. То есть, любой фрагмент текста, запись формулы, электронная таблица, рисунок, фотография, анимация, аудио- или видеофрагмент, презентация или база данных, текст, интерактивная модель – все это будет считаться цифровым образовательным ресурсом, если для хранения, передачи или воспроизведения информации, содержащейся в данных объектах необходим компьютер. Данное определение ЦОРа не дает полного представления о его целевом назначении. Кроме того, что он предназначен для достижения образовательных целей, ни о полноте изложения учебного материала.

Официальная терминология, используемая в частности в документах Национального фонда подготовки кадров при организации различных грантовых программ и тендеров на разработку программных средств образовательного назначения, предусматривает более узкие и жесткие рамки понимания этого названия. Согласно этой терминологии, в настоящее время предлагается к разработке и применению в учебном процессе три категории подобных программных средств: [1]

  • ЦОРы – как отдельные «цифровые содержательные модули», поддерживающие изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанные к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаемые соответствующей методической поддержкой;
  • ИУМК («инновационные учебно-методические комплексы») – как совокупность электронного компонента (обязательно покрывающего весь спектр тем, изучаемых в рамках базовой учебной программы для соответствующего возрастного уровня, реализующего все требуемые функции (от предоставления учебного материала до контроля полученных знаний) и содержащего в себе некий «инновационный» потенциал, позволяющий коренным образом усовершенствовать учебный процесс) и «бумажного» методического сопровождения;
  • ИИСС (информационные источники сложной структуры) – своего рода аналог рубрики «разное», куда могут быть отнесены различные информационные объекты, затрагивающие лишь часть тем базового стандарта, расширяющие их, предоставляющие дополнительный и справочный материал, часто – носящие комплексный, интегративный характер и не обязательно жестко привязанные к учебникам.[1]

Цифровые образовательные ресурсы могут являться информационными источниками, содержащие оригинальные тексты, статистические изображения или мультимедиа среды, а так же ЦОРы могут быть информационными инструментами.

Информационные (или информационно-справочные) источники – это оригинальные тексты, не повторяющие обычные учебники; статистические изображения – изображения изучаемых объектов и процессов; динамические изображения – изучаемые процессы и явления в пространственно-временном континууме; мультимедиа среды – информационно-справочные источники, тренажеры, практикумы; информационные инструменты - инструменты создания и обработки информации – информационные средства, позволяющие работать с информационными источниками.

Все цифровые образовательные ресурсы можно разделить на категории по образовательно-методическим функциям.

  • Электронные учебники – прототипы традиционных учебников; оригинальные электронные учебники; предметные обучающие системы; предметные обучающие среды.
  • Электронные учебные пособия – репетиторы; тренажеры (обучающие, контролирующие, игровые, интерактивные); справочники и словари; практические и лабораторные.
  • Электронные учебно-методические комплексы – предметные игры; программно-методические комплексы; предметные учебно-методические среды; инновационные УМК.
  • Электронные издания контроля – тесты; тестовые задания; методически рекомендации по тестированию;

Так же цифровые образовательные ресурсы классифицируются по типу информации, и могут быть:

  • ЦОР с текстовой информацией – учебники и учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники и тесты; словари; справочники; энциклопедии; периодические издания; нормативно-правовые документы; числовые данные; программно- и учебно – методические материалы.
  • ЦОР с визуальной информацией:
  • Коллекции: иллюстрации; фотографии; портреты; видеофрагменты процессов и явлений; демонстрации опытов; видеоэкскурс;
  • Модели: 2-3 –х мерные статические и динамические; объекты виртуальной реальности; интерактивные модели.
  • Символьные объекты: схемы; диаграммы; формулы.
  • Карты для предметных областей
  • ЦОР с комбинированной информацией:
  • Учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники; энциклопедии; словари; периодические издания.
  • ЦОР с аудио информацией:
  • Звукозаписи выступлений; звукозаписи музыкальных произведений; звукозаписи живой природы; звукозаписи неживой природы; синхронизированные аудио объекты.
  • ЦОР с аудио и видео информацией:
  • Аудио – видео объекты живой и неживой природы; предметные экскурсии; энциклопедии.
  • Интерактивные модели:
  • Предметные лабораторные практикумы; предметные виртуальные лаборатории.
  • ЦОР со сложной структурой:
  • Учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; энциклопедии.