Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достижений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система оценивания образовательных достижений в детском саду | 43.88 КБ |
Диагностика творческих способностей | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания
образовательных достижений
в детском саду
Программой дошкольного образования предусмотрено оценивание динамики образовательных достижений воспитанников, основанное на методе наблюдения и включающее:
- наблюдение за детьми в специальной организованной деятельности;
- карты развития ребенка;
- различные шкалы индивидуального развития;
- анализ продуктов детской деятельности;
- в деятельности в режимных моментах.
Методами оценивания служат:
Карты наблюдения детского развития в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, позволяющие фиксировать динамику и развитие ребенка в ходе:
– коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддерживания контакта, принятия совместных решений, решения конфликтов, лидерства и др.);
– игровой деятельности;
– познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
– проектной деятельности (динамика развития детской инициативности, ответственности,умения планировать и организовывать свою деятельность);
– художественной деятельности
– физического развития.
Психологическая готовность к школе:
- методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина для определения сформированности предпосылок к учебной деятельности;
- беседа по определению «Внутренней позиции школьника» (Н.И.Гуткина) для определения мотивационной готовности к школе.
- Ранний возраст:
Показатели нервно-психического развития, карты и группы здоровья разработаны К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной, Н.М.Аксариной, Л.Г.Голубевой.
Анализ продуктов детской деятельности.
Методика Т.С.Комаровой
Шкала индивидуального развития:
- методика «Лесенка» (В.Щур - выявление уровня развития самооценки);
- метод «Социометрия», изучающий взаимоотношения детей в коллективе сверстников.
Оценку образовательных достижений воспитанников проводим 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь): выявляется стартовый уровень развития и проектируется образовательный маршрут ребенка на учебный год;
В конце года (май) – итоговое оценивание, которое позволяет определить на сколько успешно были выбраны образовательные методы, формы и средства
организации воспитательно - образовательного процесса в группе.
В процессе оценивания используем уровни: низкий (Н), средний (С), высокий (В).
Высокий уровень (3 балла) – результаты соответствуют норме в полном объеме.
Средний (2 балла) – допускаются незначительные несоответствия норм усвоения программных задач.
Низкий (1 балл) – имеются значительные ошибки в нормах
соответствия программе. Оценка образовательных достижений служит основанием для построения образовательной работы с детьми.
Карта наблюдения и оценки развития детей от 2 до 3 лет
Ребенок ___________________________________ группа _____________ пол ________
Воспитатель ________________________________________________________________
Уровни показателей (баллы): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл)
| ||
Критерии развития 2-й год (младший дошкольный возраст – 2-3 года | I* | II |
- называет себя мальчиком или девочкой - знает собственное имя, фамилию, имена родителей - рассказывает о случаях, праздниках в своей семье | ||
- делится игрушками, не проявляет грубость, легко вступает в контакт со взрослыми, сверстниками - отвечает на проявленное внимание, играет рядом со сверстниками - проявляет желание играть вместе со взрослыми, сверстниками | ||
- проявляет готовность ждать появления матери - быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого - выражает чувства словами | ||
- умеет при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; правильно одеваться и обуваться - умеет при небольшой помощи взрослого в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду - умеет под контролем взрослого мыть руки, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, горшком - умеет держать ложку в правой руке | ||
- умеет при небольшой помощи взрослого поддерживать порядок в игровой комнате (после игр убирать игрушки на место) - умеет выполнять простейшие трудовые действия/поручения ( совместно со взрослым перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы и пр.) - предлагает помощь взрослому при ухаживании за растениями и животными | ||
- проявляет желание трудиться - проявляет интерес к людям разных профессий | ||
- имеет представление о светофоре и его сигналах - знает проезжую часть дороги и тротуар для пешеходов - в игре демонстрирует знание правил дорожного движения и поведения в транспорте | ||
- знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться, играть, не мешая друг другу, и пр.) - имеет представление о назначении помещений (раздевалка, спальня и пр.) - знает правила безопасного обращения с дверью, некоторыми бытовыми приборами, инструментами – кистями, карандашами | ||
- знает правила обращения с оборудованием на площадке (горка, песочница и пр.), имеет представления о безопасном обращении с растениями, насекомыми и пр. - на прогулке встает в пару, определяет границы площадки - способен непродолжительное время заниматься самостоятельной деятельностью, соблюдая правила безопасного поведения | ||
Всего (среднее значение): | ||
| ||
- задает вопросы о мире, событиях, материалах - проявляет любознательность - возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем | ||
- распознает основные формы предметов (шар, куб) - различает и называет предметы ближайшего окружения - подбирает несколько необходимых предметов для игры | ||
- сравнивает предметы по цвету, форме, размеру, характеризуя их признаки - подбирает предметы по цвету, форме, размеру - различает предметы по цвету, форме, размеру | ||
Всего (среднее значение) | ||
| ||
- понимает содержание коротких рассказов, сказок (без показа) по опыту - выполняет указания, содержащие два, три и более шагов - следует указаниям принять участие в том или ином деле и выполняет его | ||
- пользуется предложениями из трех и более слов - отвечает на вопросы: где? Когда? Куда? Почему? И может задавать их сам - излагает хорошо знакомую сказку, рассказ, стихотворение | ||
- разговорный словарь достигает 250 – 700 слов - активно общается со знакомыми людьми - использует в речи разные виды предложений | ||
- легко охотно соглашается послушать чтение - просит взрослого почитать или рассказать историю - пересказывает небольшие эпизоды знакомых историй | ||
- самостоятельно рассматривает книги, проговаривает знакомые тексты - правильно держит книгу, листает от начала до конца - любит участвовать в изготовлении книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках | ||
- опознает символические обозначения, используемые в группе - узнает написание своего имени - имитирует письмо взрослых | ||
Всего (среднее значение) | ||
| ||
- просит включить и повторить песню, мелодию, называет ее - внимательно, с интересом слушает, понимает смысл песенок - подпевает отдельные слова и фразы | ||
- способен узнавать знакомую мелодию, песню - распознает звучание различных музыкальных инструментов (погремушки, ложки, бубен, фортепиано), может назвать и показать, что звучало - использует на занятиях и в играх предложенные музыкальные инструменты | ||
- начинает движения с началом музыки - двигается в соответствии с характером музыки - выполняет простейшие танцевальные движения (притопы, хлопки, «фонарики») | ||
- проявляет интерес к разным видам изодеятельности - может сосредоточенно заниматься лепкой или рисованием 5 – 10 минут - радуется своим работам, пробует повторять самостоятельно | ||
- называет, что нарисовал - знает, как действовать карандашами, кистью, штампами, пластилином и т.д. - умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук в палочки, сплющивать комок в «лепешку» | ||
- выбирает разные цвета - использует разные материалы, размер и цвет бумаги - умеет отламывать от большого комка маленькие комочки (глина, пластилин, тесто) | ||
Всего (среднее значение) | ||
5. Физическое развитие | ||
- умеет ходить и бегать «стайкой» за воспитателем - прыгает на двух ногах на месте и с продвижением вперед - умеет бросать и ловить мяч на малом расстоянии | ||
- стоит и ходит на цыпочках, не теряя равновесия - проходит по низкому брусу шириной 15-20 см при поддержке взрослого - умеет делать поворот вокруг себя в медленном темпе | ||
- поднимается вверх и спускается вниз по лестнице, держась за перила, ставя по одной ноге на каждую ступеньку - рисует точки, линии цветными мелками, карандашами, пальчиковыми красками - выполняет несложные постройки из кубиков, соединяет детали конструктора | ||
- самостоятельно ест ложкой, пьет из чашки - с помощью взрослого моет руки с мылом перед едой, вытирает их полотенцем, пользуется салфеткой, носовым платком - при помощи взрослого частично раздевается, надевает одежду и обувь, складывает одежду на место | ||
- называет части тела (голова, руки, ноги, живот, шея, спина) - может показать эти части тела | ||
- знает свой шкафчик - знает свою кровать - знает свое полотенце и пр. | ||
Всего (среднее значение) | ||
Итого (среднее значение) |
Примечание: I – начало учебного года, II – конец учебного года
Карта наблюдения и оценки развития детей от 3 до 7 лет
Ребенок ___________________________________ группа _____________ пол ________
Воспитатель ________________________________________________________________
Уровни показателей (баллы): ): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл)
Критерии развития | 1-й год (младшая группа) | 2-й год (средняя группа | 3-й год (старшая группа) | 4-й год (под готови тельная группа) | ||||||
I* | II | I | II | I | II | I | II | |||
| ||||||||||
- называет себя мальчиком или девочкой - воплощает представления о себе и своей семье в рисунке, играх - рассказывает о своей семье, о культуре и традициях | ||||||||||
- проявляет уважение к себе и другим - легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками - знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делает активный выбор | ||||||||||
- опознает и называет различные эмоции - выражает чувства словами - объясняет причины своих эмоций | ||||||||||
- демонстрирует понимание чувств других людей не вербально - помогает другим в случае необходимости -выражает понимание чувств вербально | ||||||||||
- навыки игры сформированы соответственно возрасту - присоединяется к игре по приглашению или просьбе - играя, предлагает свои идеи и принимает идеи других | ||||||||||
- играет с ребенком другой культурной принадлежности - интересуется различиями между собой и другими - использует подходящие слова, обсуждая различия | ||||||||||
- умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду - может приготовить свое рабочее место и убрать его после окончания работы - бережно относится к личным вещам и вещам сверстников | ||||||||||
- проявляет интерес к работе с бумагой, ремонтирует книги - делает объемные фигуры, складывая лист бумаги пополам, и т.д. - принимает участие в изготовлении поделок из природного и бросового материала | ||||||||||
- проявляет желание трудиться - ответственно выполняет трудовые поручения - помогает сверстникам и взрослым при затруднении | ||||||||||
- знает сигналы светофора, как правильно переходить дорогу - знает знаки дорожного движения для пешеходов и правила безопасного поведения на улице - знает правила безопасного поведения в транспорте | ||||||||||
- знает и соблюдает правила экологического поведения в природе - знает и соблюдает правила общения с животными - имеет представления об опасностях, встречающихся в природе (ядовитые растения, грибы и т.д.) | ||||||||||
- знает и выполняет правила поведения в помещении детского сада - знает и выполняет правила поведения на прогулке - знает и выполняет правила обращения с бытовыми приборами, инструментами | ||||||||||
Всего (среднее значение): | ||||||||||
| ||||||||||
- задает вопросы о мире, событиях, материалах - проявляет любознательность - возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем | ||||||||||
- планирует предстоящую деятельность, что собирается делать - подбирает несколько необходимых предметов для игры или работы -выдвигает гипотезы и предложения | ||||||||||
- классифицирует объекты по цвету, форме, размеру и т.д. - подбирает группу объектов на основании функционального сходства - находит предмет, не соответствующий группе, и объясняет почему | ||||||||||
- устанавливает взаимоотднозначное соответствие объектов, считает их - сравнивает по величине: больше – меньше, много – мало - складывает и вычитает в пределах 10, используя предметы - использует измерительные инструменты для определения длины, веса и др. | ||||||||||
- понимает слова, обозначающие положение или направления - правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения - решает различные пространственные головоломки (пазлы) | ||||||||||
- знает слова, означающие время суток - понимает слова: вчера, завтра, в прошлом месяце, после, сначала и т.д. - знает последовательность дней недели, сезонов года, месяцев | ||||||||||
Всего (среднее значение) | ||||||||||
| ||||||||||
- выполняет указания, содержащие два, три и более шагов - следует указаниям принять участие в том или ином деле и действует - задает уместные вопросы | ||||||||||
- использует части речи согласно возрасту - согласует слова в предложении - говорит соответственно возрасту | ||||||||||
- рассказывает собственную историю - развивает предложения | ||||||||||
- легко и охотно соглашается послушать чтение -просит взрослого почитать или рассказать историю - высказывает соображения о прочитанной истории, сопереживает героям книги | ||||||||||
- часто посещает литературный центр - правильно держит книгу, листает от начала до конца - любит изготовливать книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках
| ||||||||||
- опознает символические обозначения, используемые в группе - узнает написание своего имени - диктует свои истории воспитателю | ||||||||||
Всего (среднее значение) | ||||||||||
| ||||||||||
- просит включить и повторить песню, мелодию, - узнает марш, вальс, колыбельную, песню - слушает мелодию и песню | ||||||||||
- использует музыкальные инструменты в игре, другой деятельности - может назвать несколько музыкальных инструментов - поет песню, напевает мелодию | ||||||||||
- может использовать танец, выученный на музыкальном занятии - придумывает движения, невеяные музыкой - любит смотреть, как танцуют дети, взрослые | ||||||||||
- высказывается по поводу нравящихся предметов, продуктов труда - тщательно подбирает материалы для творчества, прорабатывает детали - проявляет оригинальность в работах, предлагает множество решений | ||||||||||
- рассказывает о замыслах и создает продукты, отражающие мысли и чувства - выражает свои идеи и чувства разными способами, экспериментирует с цветом, импровизирует - рисует изображения, навеянные музыкой | ||||||||||
- придумывает другую концовку знакомой сказки, рассказа - использует схемы для реализации результата - использует материалы оригинальным способом | ||||||||||
- экспериментирует с цветом, песком, кубиками, словами и т.д. - рисует картины после полученных впечатлений - добавляет оригинальные предложения, развивая мысль или дело | ||||||||||
Всего (среднее значение) | ||||||||||
5. Физическое развитие | ||||||||||
- ловит мяч двумя руками - бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия - прыгает через скакалку (одним из способов) | ||||||||||
- стоит на одной ноге - идет по узкой полосе - проходит по низкому брусу | ||||||||||
- проявляет способность координации глаз/рука - застегивает молнии и пуговицы, завязывает шнурки - режет по линии | ||||||||||
- моет руки, когда нужно, по мере необходимости - заботится о чистоте зубов, знает, что такое правильная пища - регулярно упражняется в движениях и отдыхе | ||||||||||
- называет важнейшие части тела и их функции - охраняет части тела и органы - может описать характер физической боли или неудобства, их места | ||||||||||
Всего (среднее значение) | ||||||||||
Итого (среднее значение) |
Примечание: I – начало учебного года, II – конец учебного года
Количественная обработка данных педагогической диагностики
Педагогическая диагностика достижений воспитанников группы ____________________________ в ______/_______ учебном году
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Образовательные области | |||||||||||
Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно эстетическое развитие | Физическое развитие | Итого (среднее значение) | ||||||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 | |||||||||||||
16 | |||||||||||||
17 | |||||||||||||
18 | |||||||||||||
19 | |||||||||||||
20 | |||||||||||||
21 | |||||||||||||
22 | |||||||||||||
23 | |||||||||||||
24 | |||||||||||||
25 | |||||||||||||
26 | |||||||||||||
27 | |||||||||||||
Итого по группе (среднее значение) |
Предварительный просмотр:
Диагностика творческих способностей
В дошкольной педагогике и психологии существует множество критериев оценки творческих работ детей. Но некоторые исследователи отмечают большую эффективность подхода к анализу детского творчества американского специалиста П.Торренса. Он выделяет творческое мышление как обязательный компонент любого творческого поиска и использует основные показатели творческого мышления (продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность творческих идей и решений) для анализа результатов творческой деятельности.
Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка, его творческие способности Е.С.Белова рекомендует понаблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:
- предпочитаемые виды занятий, игр;
- самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);
- отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость);
- инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);
- реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);
- использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).
Творчески одарённые дошкольники могут проявлять большой интерес к различным видам занятий и игр, но преимущественно к тем, в которых они могут себя творчески проявить – открыть, создать что-то новое. Как правило, такие дети с радостью и большой увлечённость занимаются творчеством, проявляя при этом активность и инициативу; они достаточно самостоятельны в творческом поиске, но вместе с тем могут обращаться к старшим за необходимой информацией и за сведениями, как эту информацию получить. Такие дети целеустремлённы и настойчивы в осуществлении задуманного, их полностью поглощает сам процесс творчества.
На основе анализа характеристик одарённых детей психологи Дж.Рензулли и Р.Хартман предложили оценивать творческий потенциал ребёнка по следующим параметрам:
- Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;
- Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;
- Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво, энергично отстаивает его;
- Склонен к рискованным действиям;
- Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;
- Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;
- Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов;
- Нонконформист, не боится отличаться от других;
- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
К вышеперечисленному можно добавить большое стремление к творческому самовыражению, к творческому использованию предметов.
Ориентируясь на эти характеристики, можно оценить проявление творческого потенциала ребёнка. Если при этом расширить границы оценки, то есть не только фиксировать выраженность характеристики в рамках альтернативных ответов «да – нет», но и пытаться различить степень выраженности (очень слабая, слабая, средняя, сильная, очень сильная), можно составить общее представление о раскрытии творческого потенциала ребёнка.
Комплексность, многогранность понятия творчества предполагает и комплексный подход к его диагностике. Выделение одной какой-либо характеристики или качества, а также использование одного какого-то диагностического метода недостаточно для объективной и точной оценки способностей ребёнка.
Диагностика творческих способностей имеет свои особенности, которые нам необходимо выделить, чтобы увидеть их отличительную черту от других видов диагностики.
Особенности диагностики:
- Для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию, проводить в свободное от работы время.
- Экспертная оценка не столько результата, сколько процесса.
- Иные методы: не через тесты, а через включённое наблюдение в естественных условиях (эксперт играет вместе); через самоопросники, биографический метод, в котором снимаются только факты (т.к. творчество возникает эпизодически) и анализируются условия, в которых происходил факт.
- Игра, тренинги являются основными методами.
- Для снятия напряжённости обязателен подготовительный период.
- Снят лимит времени.
Основные показатели при диагностировании:
-Беглость.
-Гибкость (количество идей, умение переключаться с проблемы на проблему).
-Оригинальность (стандартный ответ или нет).
-Устойчивость интереса.
-Целостность (способность придавать продукту завершённый вид).
При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста необходимо создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.
Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей со стороны, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше и понимают на интуитивном уровне, чем могут сказать. Предпочтение отдаётся интуитивной догадке.
Художественно-эстетическое развитие проверяется через восприятие выразительности формы, а не через овладение языком искусства, тестируется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток.
- Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой.
Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:
0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;
1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;
2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;
3 балла – если это было дополнено деталями;
4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;
5 баллов – если изложение её было развёрнутым.
- Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).
Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.
Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.
Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.
Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.
Основными показателями креативности выступают:
- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;
- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;
- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;
- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.
- Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».
Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Ему необходимо показать, как двигается этот объект, придумать ему речь, язык.
Творческое развитие проверяется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие целостного образа и выразительности его формы.
Так для дошкольников, мы показывали фотографии, картинки и открытки с изображением робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.
При оценке данного задания мы использовали трёхбалльную систему, т.е. представили итоги в трёх уровнях:
высокий уровень – точность, целостность переданного образа, выразительность показа;
средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно выразительный показ;
низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.
- Опросник Ф.Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов).
Зарубежные исследователи Ф.Татл и Л.Бекер составили анкету для родителей и педагогов, относительно данных ребёнка. В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.
Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.
Низкий уровень: 17 - 34 балла; Средний уровень: 35 - 60 баллов; Высокий уровень: 61 - 85 баллов.
ОПРОСНИК
Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.
- Диагностикаю
I задание.
Предлагается название двух фигур: «Малюме» и «Текете».
-Почему их так зовут?
-Два мешочка, один наполнен ватой, а другой острыми предметами, какой мешочек кому принадлежит?
-Какой цвет подойдёт каждой фигурке?
-Придумай тарабарский язык, на котором каждый из них говорит.
-Превратись в фигурку и покажи, какая походка у каждого из них.
II задание.
Разворот учебника Музыка «Три подружки»
-Дай прозвище к портрету – зеркалу каждому персонажу (Например, Мямлик, Шустрик, Плакса, Трансформер и т.д.)
-Определить характеры по позе, жесту (схематично)
-Покажи походку каждого. Кто как разговаривает.
По музыкальным фрагментам определи, какой персонаж подходит к музыкальному отрывку.
-Дай имена, созвучные характеру персонажа.
III задание.
«Клее» - название теста по фамилии художника, разработавшего данный метод. Тест и его проведение схожи с методикой Роршаха «Чернильные пятна». Разница лишь в том, что стимулом является эстетико-художественный образ, который можно раскодировать с разной степенью попадания.
Инструкция: На что похоже? Что напоминает? Необходимо ввести детей в игровую ситуацию: «Один злой волшебник обладал одной волшебной вещью и с её помощью превратил всё живое в непонятных существ. Кто тут заколдован? Если догадаешься, то освободишь их от чар».
IV задание.
Методика Роршаха «Чернильные пятна».
Дети заранее делают сами, либо им раздаётся лист бумаги с пятном от чернил. Аналогично предыдущему заданию школьники размышляют, кто изображён на листе.
Оценка в баллах:
1 балл - ассоциативность образов: далёкие образы, но правомерные;
2 балла – многоаспектность учтённых признаков, полнота и синтез учтённых признаков;
3 балла – оригинальность, рассчитывается по всем детским спектрам.
6. Анкета для родителей
- Ф. И. ребёнка
- Сведения о семье (полная, неполная, количество детей в семье, род занятий).
- Какие кружки, клубы посещает ребёнок? С желанием или нет? Как долго?
- Как в семье проходит досуг? Есть ли какая-либо совместная деятельность? Чем любит заниматься ребёнок?
- Как часто Вы с семьёй бываете на спектаклях, на выставках, в театрах, совместно просматриваете конофильм? Кто выступает инициатором? Происходит ли обсуждение увиденного в кругу семьи?
- Любит ли Ваш ребёнок рисовать, выполнять какие-либо поделки, фантазировать, размышлять?
- Всегда ли доделывает свою работу до конца?
- Советуется ли при выполнении работы с взрослыми? Даёте ли вы советы и по поводу чего?
- Как поощряете Вашего малыша? Чем стимулируете?
- Удовлетворены ли Вы художественно – эстетической деятельностью Вашего ребёнка? Необходима ли Вам какая-либо помощь в этом направлении, и какая?
7. Творческое задание «Три краски»
Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Лучше всего использовать для младших школьников, но подходит и для дошкольников и подростков.
Предлагается ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку.
По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.
8. Творческое задание «Озвучь роль».
Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле "Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.
Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.
9. Творческое задание «Соотнеси музыку».
Детям предлагается 3 - 4 карточки с различными героями и 3 – 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку.