Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Жерлова Светлана Ивановна

Предварительный просмотр:

Проект

 по нравственно-патриотическому воспитанию:

«С чего начинается Родина?»

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался с корней.

Д.С. Лихачев

(В. Степанов)

Что мы Родиной зовём

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

        Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Это сложное чувство вырастает из любви к близким людям, к родному краю.

 Любовь детей к Родине носит ярко выраженный эмоциональный характер; их захватывает прежде всего то, что воздействует на их чувства.

 Любовь к Родине формируется у детей под влиянием окружающей жизни, но решающим является целенаправленное воздействие родителей и воспитателей.

Чувство любви к Родине вырастает из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей - работников детского учреждения, соседей и знакомых.

         Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности, характер отношений между людьми.

        Воспитывать у детей любовь к родной природе, способность чувствовать ее красоту, стремление сохранять, беречь и приумножать ее богатства - такова другая сложная задача воспитателя. Чувство любви к природе будет устойчивым, если педагог осуществляет эту работу начиная с младшей группы. Он проводит с детьми прогулки и экскурсии в парк, лес, поле, на пруд, к реке, учит воспринимать красоту родной природы, испытывать радость общения с нею. Представления и впечатления о родной природе осмысливаются и углубляются при использовании в работе с детьми произведений художественной литературы и искусства.

         Углублению любви к природе способствует изобразительная деятельность детей: они рисуют березку, зимний лес, цветущий сад и т. д.

        С целью воспитания у дошкольников стремления своим трудом оберегать природу и приумножать ее богатства воспитатель организует их труд в природе: они выращивают комнатные растения, овощи, цветы, ухаживают за птицами, рыбками. Дети испытывают большую радость и удовлетворение от результатов своего труда. Если взрослые хорошо знают природу, чувствуют ее красоту, они сумеют воспитать любовь к ней и у детей.

        Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

         Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест - с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представления о родном крае, об отдельных республиках и нашей многонациональной Родине. Под руководством воспитателя дети знакомятся с достопримечательностями улицы, на которой они живут, узнают о том, чем славится их село, район, начинают гордиться им. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади. Их знакомят с некоторыми событиями прошлого. Чтобы вызвать уважение к героизму и мужеству советских людей, отдавших жизнь за Родину в Великой Отечественной войне, их ведут к памятникам героев. Дети возлагают здесь выращенные ими цветы.

Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

ЦЕЛЬ: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском саду предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

ЗАДАЧИ:

Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, селе, районе, в котором они живут.

Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

Воспитывать любовь и уважение к своей Родине - России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей.

Воспитывать уважительное отношение к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам

Воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.

Тематические блоки по реализации проекта:

 «Наша дружная семья»(семья. д\сад)

«Детский сад – второй дом»

«Моя малая Родина» (село, район)

 «Широка страна моя родная»

Проект предусматривает то, что в процессе освоения ребенком содержания этих тематических блоков осуществляется его социализация в окружающем мире.

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Специально организованное обучение

Расширение образовательного пространства в социуме

Предметно-развивающая среда:

- создание мини-музея;

- сбор фотоматериалов;

- методические материалы;

Совместная деятельность педагога с детьми:

- экскурсии, наблюдения;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание иллюстраций;

- игры;

- праздники, развлечения;

- детское художественное творчество.

-реализация детских проектов

Совместная работа с родителями:

- Создание модели проекта «Наша клумбочка» и его реализация;

- Обустройство детской площадки;

- Оформление фотовыставки на тему: «С чего начинается Родина?» см. Приложение

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Практические:

- создание развивающей среды;

- экскурсии и наблюдения;

- оформление уголков в группах для нравственно-познавательного развития;

Словесные:

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- заучивание стихотворений;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- подвижные игры;

- наблюдения.

Наглядные:

- выставки, конкурсы;

- сбор фотоматериалов;

- рассматривание иллюстраций;

- ознакомление с художественными образами искусства;

- информационные стенды;

- личный пример взрослых.

Задачи:

- формировать у детей представления о семье, доме, детском саде, селе, районе в котором они живут;

- воспитывать уважение к членам семьи, сотрудникам детского сада;

- знакомить с трудом взрослых;

- воспитывать уважение к их труду;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

- рассказать детям о столице России, ее символике.

№ п\п Тема Содержание

1. Наша дружная семья (семья, дом, д\сад) Продолжается работа по расширению представлений детей о семье. Семья-это все, кто живет вместе с ребенком. Беседовать с детьми об обязанностях членов семьи; объяснить, что каждый в семье заботится о других; спросить, что дети делают для других членов семьи, какие обязанности выполняют. Детям дают первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый из них одновременно сын (дочь, внук (внучка, брат (сестра, а мама и папа тоже дочь и сын бабушки и дедушки. Для этого используются беседы с демонстрацией фотографий, иллюстраций, дидактические игры и упражнения: «Сколько мам (пап) в твоей семье? » «Мамины помощники» (какие обязанности лежат на маминых плечах, какие службы призваны помочь ей, «Порадуем бабушку»

        В средней группе продолжается работа по ознакомлению с д\садом. Следует обратить внимание на то, что в д\саду много групп. Посетить их, познакомиться с воспитателями, нянями, детьми и пригласить их к себе в группу. Можно посетить самых маленьких детей и предложить детям сравнить, чем различаются группа малышей и средняя группа. Детям (по очереди) можно давать поручения сходить в медицинский или методический кабинет, выполнить поручения. Им надо систематически напоминать, как зовут сотрудников д\сада, как надо приветствовать взрослых, как попросить о чем-либо. Продолжить знакомство с профессиями. Нужно подвести их к выводу: в детском саду много сотрудников, все они трудятся для того, чтобы детям было хорошо. Можно поздравлять их с праздником, днем рождения, юбилеем.

Необходимо продолжать работу по формированию симпатии к сверстникам, учить быть внимательными, называть сверстников по имени, помогать друг другу.

Освоить понятие: Я - воспитанник д\сада.

2. «Моя малая родина» Учить детей называть село и район, в котором они живут. Необходимо совершать целевые прогулки по территории детского сада, улице, где расположен д\сад (если это безопасно). Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, а в селе мало. Учить правильно вести себя на улице, различать проезжую часть дороги, тротуар. Обращать внимание на  дома, проезжую часть дороги, тротуар. Учить называть детей свой домашний адрес, объяснить, как важно знать свой адрес.

Знакомить с окружающей природой села  (река, растительность, животный мир)

3. Широка страна моя родная.  Рассказать детям о России. Учить называть президента нашей страны, главный город страны, познакомить с государственными символами (герб, флаг).

 Тематическое планирование занятий с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию

Группа (средняя группа)

месяц

Тема

Содержание занятий

Связь с другими предметами

май

«Наша дружная семья»

Познавательное занятие: «Моя семья», рассматривание картины, беседа о членах семьи

 Знакомство с окружающим миром и социальным окружением, Развитие речи

Игра « Назови себя ласково»

Развитие речи

«Тарелочки для всей семьи»

лепка

Разучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья»

Развитие моторики

Д/и «Мама, папа, я  - дружная семья»

Развитие мышления, внимания

май

«Наша дружная семья»

«Мама, папа, я – спортивная семья»

Родительское собрание

Сюжетно-ролевая игра «семья»

июнь

«Детский сад – второй дом»

Познавательное занятие «детский сад», рассказ о работниках детского сада и их обязанностях.

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

«Детский сад – второй дом»

«Экскурсия по помещениям д/с»

Д/и «Найди всему свое место»

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

«Мой любимый детский сад»

Рисование

«Мой красивый детский сад», изучение флоры на территории детского сада

Экскурсия по территории детского сада ( на улице)

«Наша клумбочка»

Труд в природе, уход за созданной своими руками клумбой с подсолнушками.

Июль

«Моя малая родина»

Познавательное занятие «Мой дом и улица», рассказ о том, что у каждого есть дом и адрес по которому они живут.

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

Игра: «Назови свой домашний адрес»

 

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

«Большой дом и маленький»

Конструирование

Д/и «Правила безопасного поведения пешеходов на дороге»

Знакомство с селом, его улицами, тротуаром и дорогой

Экскурсия за территорию детского сада

Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы и водители»

«Наша клумбочка»

Труд в природе, уход за созданной своими руками клумбой с подсолнушками.

Август

«Моя малая родина»

Познавательное занятие о достопримечательностях района        

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

Природа нашего края (знакомство с флорой и фауной)

Экскурсия  на луг

«Бабочки»

Рисование

Подвижные игры: «Жуки, бабочки, кузнечики»

Физическое воспитание

«Наша клумбочка»

Труд в природе, сбор урожая и семян.

Сентябрь

«Моя малая родина»

 Познавательное занятие «Осень»

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

Эксурсия в лес. Знакомство с флорой и фауной родного края

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

«Животные нашего леса»

Конструирование. Поделки из природного материала

 «Осенний лес»

Рисование

Подвижнее игры: «К такому дереву беги», «С какого дерева листок»

Физическое воспитание

Октябрь

«Широка страна моя родная»

«Широка страна моя родная» Познавательное занятие: «Наша родина – Россия» (знакомство с  картой России, столицей Москвой, символикой, столица и т. д.)

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

«Что мы Родиной зовем?»

Чтение стихотворения В. Степанова

«Флаг»

Рисование

«Наша клумбочка»

Труд в природе. Уборка участка от сухих веток и листьев.



Предварительный просмотр:

Проект «Космос» для подготовительной группы

Тип проекта: исследовательский, обучающий, игровой.

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах.

Задачи:

- Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах

- расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны;

- формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;

- развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;

- воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;

- привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование;

- стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;

- создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.

Актуальность проекта:

“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”                  К. Циолковский

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Этапы реализации проекта

1 этап 1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

2. Информация родителей о предстоящей деятельности.

3. Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов.

2 этап 1. Проведение недели космоса в группе.

2. Работа с родителями по заданной теме.

3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

3 этап 1. Организация выставки работ о космосе (совместная работа детей и родителей)

2. Коллективной стенгазета «Космическое путешествие»

3. Развлечение «Космическое путешествие»

Предварительная работа:

1.Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.

2. Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос».

3. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку.

4. Изготовление коллективной стенгазеты - «12 апреля день космонавтики», космические рисунки «Планеты», лепка «Ракета»

Содержание проекта.

Беседы с использованием презентаций.

1. Беседа «Что такое космос».

Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце,

звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.

2. Беседа «Голубая планета - Земля».

Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство,

показать, как прекрасна наша Земля из космоса.

3. Беседа «Луна - спутник Земли».

Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о

лунной поверхности, атмосфере.

4. Беседа «Семья планет».

Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы

5. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».

Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно

состоит.

Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Космическая эстафета»,

«Ракетодром», «Невесомость».

Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты», «Полёт в космос», «Больница для космонавтов», «Космическое путешествие».

Дидактические игры: «Восстанови порядок в солнечной системе», «Найди лишнее», «Найди недостающую ракету», «Добавь словечко», Куда летят ракеты».

Итог:

1. Оформление коллективной стенгазеты «Космическое путешествие»

2. Выставка рисунков о космосе  

3.Лепка «Ракета»

Приложение

«Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».

- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,

- Завели моторы «Р - р- р»: движение по кругу друг за другом

- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.

- На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – руки опустили.

Игра повторяется несколько раз по желанию детей. «Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько

штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

- Ждут нас быстрые ракеты Для полёта на планеты. На какую захотим, На такую полетим! Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет! После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг, и игра начинается сначала.

«Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:

Ждут нас быстрые ракеты На такую полетим! Для полётов по планетам. Но в игре один секрет –

На какую захотим, Опоздавшим места нет!

Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

«Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

«Солнце – чемпион»

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в

ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет. Четыре – Марс,

Он планетам вел учет: Пять – Юпитер,

Раз – Меркурий, Шесть – Сатурн,

Два – Венера, Семь – Уран,

Три – Земля, Восьмой – Нептун.

 «Куда летят ракеты»

Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.

hello_html_1acd90f4.jpg

«Добавь словечко»

Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая …(Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).

***

У каждой планеты есть что-то своё,

Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо

Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос.

Учёные вот как решили вопрос:

Когда-то давно там замёрзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда

***

«Комета»

Какое роскошное диво!

Почти занимая полсвета,

Загадочна, очень красива

Парит над Землёю комета.

И хочется думать:

- Откуда явилось к нам светлое чудо?

И хочется плакать, когда

Оно улетит без следа.

А нам говорят:- Это лёд!

А хвост её - пыль и вода!

Неважно, к нам Чудо идёт,

А Чудо прекрасно всегда!

Римма Алдонина

***

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз … Меркурий,

Два … Венера,

Три … Земля,

Четыре … Марс.

Пять … Юпитер,

Шесть … Сатурн,

Семь … Уран,

За ним … Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

***

Космическая сказка (фрагмент)

Окрашен космос в чёрный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня.

Здесь нет земной голубизны,

Здесь виды странны и чудны:

И звёзды сразу все видны,

И Солнце, и Луна.

На севере звезда видна,

И называется она

Полярною звездой.

Она надёжный друг людей,

И две Медведицы при ней

Среди космических огней

Всё ходят чередой.

Невдалеке притих Дракон.

Косится на Медведиц он,

Жует концы усов.

И долго наблюдал Орёл,

Как тощий Волк куда-то брёл

И стороною обошёл

Созвездье Гончих Псов.

Спокойно спал небесный Лев,

Раскрыв свой страшный львиный зев

(Со львами не шути!)

Кит к Андромеде подплывал,

Пегас стремительно скакал,

И гордо Лебедь пролетал

По Млечному Пути.

Кого-то Гидра стерегла,

Ведь Гидра Гидрою была

Спокон веков, друзья!

Через гигантский небосвод

Она таинственно ползёт.

Кого же Гидра стережёт?

Сказать пока нельзя.

А возле Млечного Пути,

Где ни проехать, ни пройти,

Лежит огромный Рак.

Лежит в космической пыли,

Слегка клешнями шевелит

И всё за Гидрою следит.

(Рак, видно, не дурак!)

Здесь Ворон крыльями махал,

Из пепла Феникс воскресал,

Хвост распушал Павлин,

Здесь извивалася Змея,

Лисички бегали, резвясь,

И Рысь сидела, притаясь,

Певца спасал Дельфин.

Жираф вышагивал, как Бог,

Вот Заяц, вот Единорог,

Журавль, Хамелеон.

И Голубь с Ящерицей есть…

Нет, видно, мне не перечесть

Всех этих сказочных существ,

Кем космос заселён.

В. П. Лепилов «Космическая сказка»

Астрахань:«Волга», 1992,

***

Если месяц буквой «С»,

Значит, старый месяц;

Если палочку в довес

Ты к нему привесишь

И получишь букву «Р»,

Значит, он растущий,

Значит, скоро, верь-не верь,

Станет он толстущий.

***

На Луне жил звездочёт

Он планетам вёл учёт:

МЕРКУРИЙ — раз,

ВЕНЕРА — два-с,

Три — ЗЕМЛЯ,

Четыре — МАРС,

Пять — ЮПИТЕР,

Шесть — САТУРН,

Семь — УРАН,

Восемь — НЕПТУН,

Девять — дальше всех ПЛУТОН,

Кто не видит — выйди вон!

***

— Что там за родственник Луны,

Племянник или внучек

Мелькает между тучек?

— Да это спутник!

— Вот те раз!

— Он спутник каждого из нас

И в целом — всей Земли.

Руками спутник сотворён,

А после на ракете

Доставлен в дали эти.

Ю.Яковлев

**

Раскинув свой огнистый хвост,

Комета мчится между звёзд.

— Послушайте, созвездья,

Последние известия,

Чудесные известия,

Небесные известия!

Несясь на диких скоростях,

Была у Солнца я в гостях.

Я Землю видела вдали

И новых спутников Земли.

Я уносилась от Земли,

За мной летели корабли!

Г.Сапгир

***

Пояс зодиака

Снег январский на дороге,

Солнце светит в Козероге.

В феврале день подлиннее,

Солнце светит в… (Водолее).

В марте много снежных глыб,

Солнце где-то среди… (Рыб).

А в апреле из… (Овна)

Солнце греет уж сполна.

В мае солнышко в… (Тельце)

— Жди веснушки на лице.

В июне Солнце в… (Близнецах),

Фанту дети пьют в кустах.

В июле солнце катит к… (Раку),

Меломан — на грядку к маку.

Август школы открывает,

… (Лев) за солнце убегает.

За окном «засентябрит»,

… (Дева) Солнце приютит.

В октябре, по мненью сов,

Солнце светит из… (Весов).

В ноябре на небосклоне

Сияет Солнце в… (Скорпионе).

В декабре, как сорванец,

За Солнце спрячется… (Стрелец).

А.Г.Новак

Космонавт

Он – пример для всех ребят

Его зовут героем.

Гордо носит космонавт

Звание такое.

Чтобы космонавтом стать,

Надо потрудиться:

День с зарядки начинать,

Хорошо учиться.

Показаться и врачу –

Здесь экзамен строгий.

Слабакам не по плечу

Звездные дороги.

На корабль могут взять

Только сильных, ловких.

И поэтому нельзя

Здесь без тренировки.

Барокамера, бассейн,

Где мы невесомы…

Это космонавтам всем

Хорошо знакомо.

Вот кабину карусель

Кружит круг за кругом.

Не снаряд, а просто зверь

Эта центрифуга.

Очень много предстоит

Испытаний разных.

Тот, кто в космос полетит,

Их пройти обязан.

Он профессии любой

Должен знать секреты –

Ведь на высоте такой

Не спросить совета.

Летчик, доктор, астроном,

Инженер, фотограф,

И садовник он притом,

А еще картограф.

Точно он изобразит

Горы, реки, сопки.

Рыбакам определит,

Где плывут селедки.

И пожара очаги

Сверху он укажет –

Для спасения тайги

Это очень важно.

Радуемся мы весне,

Летом – за грибами…

Космонавт же в вышине

Кружится над нами.

Мы привет ему пошлем,

Пусть его согреет:

«На Земле тебя все ждем –

Прилетай скорее!»

***

Стучать не будет,

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя … (астроном)

***

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят?

(Большая Медведица)

***

По тёмному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает.

(Звёзды)

***

Раскинут ковер, рассыпался горох.

Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать.

(Звездное небо)

***

Синие потолочины

Золотыми гвоздями приколочены.

(Звезды на небе)

***

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все: и млад, и стар,

Что она – большущий шар.

(Земля)

***

Кто в году четыре раза переодевается?

(Земля)

***

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его - полоска света,

А зовут объект… (Комета)

***

Эта межзвездная

Вечная странница

В небе ночном

Только–только представится

И улетает

Надолго потом,

Нам на прощанье

Мерцая хвостом.

(Комета)

***

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски … (Космонавт)

***

Волчок, волчок,

Покажи другой бочок,

Другой бок не покажу,

Я привязанный хожу. (Луна)

***

У бабушки над избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают, достать не могут. (Месяц)

***

На каком пути ни один человек не бывал?

(Млечный путь)

***

Желтая тарелка на небе висит.

Желтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

***

В дверь, в окно

Стучать не будет,

А взойдет

И всех разбудит. (Солнце)

***

Все его любят, а посмотрят на него, так морщатся.

(Солнце)

***

Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает. (Солнце)

***

Не месяц, не луна, не планета, не звезда,

По небу летает, самолеты обгоняет.

(Спутник)

***

Обгоняя ночь и день, вкруг земли бежит олень.

Задевая звезды рогом, в небе выбрал он дорогу.

Слышен стук его копыт, он Вселенной следопыт.

(Спутник)

***

Чудо – птица, алый хвост,

Прилетала в стаю звезд. (Ракета)

***

Заворчу, зажурчу,

В небеса улечу. (Вертолет)

***

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик,

Через несколько минут

Опустился …(Парашют)

***

Синенькая шуба

Покрыла весь мир (Небо)

***

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками

Дочкам не твердит она:

- Спать ложитесь поздно!

Потому, что мать – Луна

А дочурки …(Звезды)

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный … (телескоп)

***

Астроном — он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная … (Луна)

***

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая … (Ракета)

***

Космонавт сидит в ракете,

Проклиная все на свете —

На орбите как назло

Появилось … (НЛО)

***

НЛО летит к соседу

Из созвездья Андромеды,

В нем от скуки волком воет

Злой зеленый … (Гуманоид)

Гуманоид с курса сбился,

В трех планетах заблудился,

Если звездной карты нету,

Не поможет скорость… (Света)

***

Свет быстрее всех летает,

Километры не считает.

Дарит Солнце жизнь планетам,

Нам — тепло, хвосты -… (Кометам)

***

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора —

Это черная … (Дыра)

***

В черных дырах темнота

Чем-то черным занята.

Там окончил свой полет

Межпланетный … (Звездолёт)

***

Звездолет — стальная птица,

Он быстрее света мчится.

Познает на практике

Звездные … (Галактики)

***

А галактики летят

В рассыпную как хотят.

Очень здоровенная

Эта вся…( Вселенная)

***

«Юрий Гагарин»

В космической ракете

С название «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

В.Степанов

День космонавтики

Взлетел в ракете русский парень,

всю землю видел с высоты.

Был первым в космосе Гагарин…

Каким по счету будешь ты?

Летит корабль

Летит в космической дали

Стальной корабль

Вокруг Земли.

И хоть малы его окошки,

Всё видно в них

Как на ладошке:

Степной простор,

Морской прибой,

А может быть

и нас с тобой!

В. Орлов

***

Ладонью заслонясь от света,

Сидит мальчишка.

Тишина.

И вдруг волшебное:

— Ракета

Достигла станции Луна.

— И оторвавшись от тетрадок,

Сказал с достоинством:

— Порядок.

— Как будто, так и быть должно.

Должно быть так,

А не иначе.

И удивительного нет,

Что это нами,

Нами начат

Штурм неразгаданных планет.

Его за скупость не корите:

Мальчишка сдержан потому,

Что продолжение открытий

Эпоха вверила ему!

«Космонавт»

Когда последний закруглен виток.

Так хорошо сойти на Землю снова

И окунуться после всех тревог

В живую красоту всего земного.

Галактика в свеченье звездных трасс,

Нам на нее глядеть, не наглядеться,

Но, поднимаясь в небо, всякий раз

Своей Земле мы оставляем сердце.

Л. Татьяничева

НОД рисование в подготовительной группе

«Космос»

Цель: обогатить знания детей по теме «Космос»

Задачи:Образовательные- закреплять знания о солнечной системе, о последовательности расположения планет солнечной системы на своих орбитах. Развивающие- развивать воображение и фантазию детей.- побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя накопленные впечатления.Воспитательные- воспитывать интерес к творчеству, желание фантазировать.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и видеоматериалов о космосе, чтение произведений: В. Кащенко «Найди созвездия», Н. Носов "Незнайка на луне".- тонирование листа акварелью.

Раздаточный материал: шапочки с изображением планет, альбомные листы (предварительно тонированные детьми), гуашь, карандаши, кисточки, салфетки, стаканчики.

Материалы и оборудование: иллюстрации о космосе, солнечной системы, портреты космонавтов, звук космоса.

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, двигательная, изобразительная.

Ход НОД:Воспитатель: Ребята, кто помнит, какой вчера был праздник?Дети: День космонавтики

Воспитатель: Почему мы его празднуем?Дети: 12 апреля Юрий Гагарин впервые совершил полет в космос.

Воспитатель: Верно. Космос всегда интересовал человека. Есть ли воздух на других планетах, есть ли жизнь? И вот, 12 апреля 1961 года впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил успешный полёт вокруг Земли на корабле «Восток». Это было радостным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества.

Воспитатель: Как вы думаете, что находится во Вселенной?Дети: Планеты, звезды, метеориты.

Воспитатель: Как же выглядит наша планета в космическом пространстве? Дети: Наша планета круглая.

Воспитатель: Правильно, все современные дети и взрослые знают, что Земля круглая. Но в древности люди считали, что земля плоская, как тарелка и можно добраться до её края. Со временем люди убедились, что Земля круглая, как шар, а ещё ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое Солнечная система? Дети: Это солнце, вокруг которого вращаются девять планет, астероиды и кометы.

Воспитатель: А какие планеты вы знаете? Дети перечисляют.

Воспитатель: А есть ли в космосе ещё какие-нибудь объекты, кроме планет? Ответы детей. (Кометы, астероиды, ракеты, созвездия, звезды).

Воспитатель: А вы любите смотреть на звезды? Дети: Да

Воспитатель: Как вы думаете, звезды большие или маленькие?Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы, на самом деле звезды очень большие. Они находятся очень далеко, поэтому мы видим лишь маленькие точки. Ученые наблюдают за звездами и космосом в специальные приборы, которые называются…Ответы детей. (Телескопы).

Воспитатель: А как называются группы звезд?Дети: Созвездия.

Воспитатель: А как называется самая большая и горячая звезда Солнечной системы?Дети: Солнце.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем, а заодно и закрепим наши знания о космосе.

Физминутка "Солнце – чемпион».

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет. Он планетам вел учет: Раз – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, Четыре – Марс, Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, Восьмой – Нептун, А девятый был – Плутон, Кто не верит - выйди вон.

Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.

Задача: как можно быстрее найти свое место.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо запомнили расположение и название планет! А теперь мы с вами будем рисовать космос и всё, что с ним связано. Продумайте содержание вашего рисунка и сделайте набросок карандашом, затем раскрасьте гуашью. Самостоятельная продуктивная деятельность детей. Помощь детям, которые испытывают затруднение.

Проводится анализ готовых работ.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на ваши работы, какие они у вас получились замечательные. И все это сделали вы. Понравилось вам рисовать космос? 

ЛЕПКА «Ракета»

Воспитатель: Сегодня я вас, ребята, приглашаю в космическое путешествие. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Замечательно. Для того, чтобы долететь в космос, каждый из вас должен построить из пластилина свой космический корабль, используя знания по работе с пластилином. Сейчас вы станете главными конструкторами, художниками, инженерами и дизайнерами в одном лице. Вы видели, какие космические корабли строят учёные, но космические корабли бывают и сказочные.    

Практическое занятие.

1. Воспитатель: Для того, чтобы построить космический корабль, я возьму лист бумаги и карандаш. Нарисую на листе корабль, который нужно построить. Определяю, из скольких деталей состоит мой аппарат. Выбираю материалы, инструменты, которые мне понадобятся. Приступаю к изготовлению.

Демонстрация лепки корабля.       

2. Воспитатель: Для лепки корпуса ракеты, мне понадобится половина бруска пластилина. Возьму стеку и отрежу.

(на куске пластилина сделана насечка по центру)

Для того чтобы из пластилина можно было лепить, его нужно согреть, размяв руками. Когда пластилин становится гибким, мягким и легко меняет форму – он готов к работе. Корпус корабля имеет коническую форму. Для того чтобы получить такую форму, сначала нужно слепить шар. Мягкий пластилин нужно положить на доску для лепки, накрыть сверху ладонью и совершать движения по кругу. Когда основная форма готова, можно положить шар на ладонь, накрыть второй ладонью и «отполировать», довести форму шара до совершенства. Получился ШАР. А нужен КОНУС. Для того чтобы получился конус, нужно положить шар на доску для лепки и вытянуть его с одной стороны, раскатывая тремя пальцами, движениями вперед-назад. Я вижу, что получился корпус ракеты, откладываю его в сторону.

Теперь нужно слепить турбины и антенну. Какой формы турбины?

Дети: Конической (подсказать при необходимости)

Воспитатель: Для этого нужно взять брусок пластилина и разделить на две части. (по насечке разделить на две части). После этого, каждую часть делим еще на две части (по насечке разделить каждую половину на две части). Получилось 4 кусочка пластилина. Теперь каждый кусочек нужно согреть и скатать из него шарик. Чтобы получить коническую форму, каждый шарик нужно поочередно положить на доску для лепки и, движениями вперед-назад, вытянуть одну из сторон. Старайтесь чтобы три конуса получились одинаковыми, потому что это турбины, а турбины и ракеты всегда одинаковые. Последний шарик можно раскатать чуть сильнее, в более вытянутый конус, поскольку это антенна, а антенна всегда имеет вытянутую форму.

Приступаем к сборке. Турбины сильно прижимаем одной стороной к широкому концу корпуса ракеты. Антенну крепим на узкий конец.

Ну вот, наши ракеты почти готовы. Осталось добавить иллюминаторы и украсить ракеты по своему вкусу.

Воспитатель: Все понятно? Ну, тогда приступаем к работе.

Пальчиковая гимнастика «Космонавт»

В звёздном небе звёзды светят (показываем звёзды, пальчики переплетаются)

Космонавт летит в ракете (изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить)

День летит, ночь летит (загибаем пальцы)

И на землю вниз глядит. (изображаем иллюминатор)

Видит сверху он поля, (загибают по очереди пальцы)

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной, (ладонями изображают шар)

Шар земной – наш дом родной.

(самостоятельная деятельность детей)

Итог НОД 

Воспитатель: Космические корабли готовы к путешествиюв космическое пространство. Приглашаю вас в полёт (дети переносят свои поделки на подготовленный лист красного картона). Посадка проведена успешно

Приложение № 2

Игра – викторина для подготовительной группы

«Будущие космонавты»

Дети входят в зал под музыку
Ребята, вы любите смотреть на небо, звезды? О чем вы мечтаете? (ответы детей)
- А какой праздник отмечают 12 апреля в нашей стране?
Воспитатель: Да, это День космонавтики. Это праздник всех космонавтов, людей, которые участвуют в создании космических ракет, изучении космоса. Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Но для этого нам нужно разделиться на две команды и выбрать капитанов:
- Команда «Космическая станция» капитан...
- Команда «Луноход» капитан…
- Перед началом полета я предлагаю командам поприветствовать друг друга.
Воспитатель: За каждый конкурс вы будете получать звезды. Команда, у которой в конце игры будет больше звезд, и станет победителем.

                                         1 конкурс «Это интересно». 

Воспитатель: Я задаю вопросы, а вы быстро отвечаете.
Вопросы к команде «Космическая станция»:
-Сколько всего планет вращается вокруг солнца? (8)
-Место запуска ракеты? (космодром)
-А какие главные герои летали в космос до людей и благополучно вернулись на землю? (Белка и Стрелка)-Назовите спутник планеты Земля. (Луна)
-Как называется бывшая планета Солнечной системы, которая с 2006 года считается карликовой планетой? (Плутон)
Вопросы к команде «Луноход»:
-Назовите планету солнечной системы, которую в древности называли «Планетой войны» за ее красный цвет? (Марс) -Какие особенности есть у планеты Сатурн  и из чего она состоит? (есть кольца, состоит из камней и льда) -Одежда космонавта. (Скафандр) -Какая по счету наша планета Земля от Солнца? -Как звали первую женщину, летавшую в космос? (Валентина Терешкова)
Воспитатель: Молодцы ребята! С 1 конкурсом справились. Отправляемся в космическое путешествие, а на чем летают в космос? (на ракете)


2«Лепка ракеты»


Ваше следующее задание «Лепка ракеты».

Ракеты нужно слепить. Для этого у вас есть схемы ракет и подсказки символы со свойствами частей ракеты. Будьте внимательны, старайтесь слепить правильно и быстро. Командам дается схема ракеты .C:\Users\Ира\Desktop\IMG_3519.JPG

3 конкурс «Выход в открытый космос»


2 тоннеля  и звезды. Участники по одному проходят через «тоннель», берут звезду, возвращаются и передают эстафету следующему игроку команды.

                                              4 конкурс «Загадки»


Загадки для команды «Космическая станция»:
1. Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят,
Ей не до сна,
С неба светит нам она. (Луна)


2. От земли далеко
Не потрогаешь его. (Небо)


3. В специальную трубу
Смотрит всю Вселенную. (Астроном) 

Загадки для команды «Луноход»
1. Рассыпалось ночью зерно,
А утром нет ничего. (Звезды)


2. В дверь, в окно стучать не будет,
А возьмет и всех разбудит. (Солнце)


3. Космонавты, крепко сели
Скоро в космос выхожу!
Вокруг Земли на карусели
По орбите закружу. (Ракета)


                                5 конкурс «Космический мусор»


У каждой команды щетка и совок. Игроки команды по очереди собирают мусор в корзину. Чья команда быстрее справилась та и победила.
                                   6 конкурс «Космическая еда»


Дается 2 тюбика зубной пасты и 2 тарелочки, кто быстрее выдавит зубную пасту на тарелку (Игроки команды по очереди выдавливают пасту из тюбика)


                        Конкурс капитанов «Космическая тайна»


Сейчас будет задание для капитанов. Нужно выполнить задание правильно и быстро.

Вам нужно соединить все точки по порядку и сказать, что у вас получилось. Кто сделает первым и все правильно, тот и побеждает в этом конкурсе.

C:\Users\Ира\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\to4ki_astronavt.gif

Воспитатель: Ребята, вы прошли все испытания и доказали, что много знаете и умеете. Мы хотим, чтоб у вас всегда появлялось желание к новым открытиям. Теперь мы можем вернуться на Землю.
Жюри подводит итоги конкурса. Награждение победителей.



Предварительный просмотр:

Проект по правовому воспитанию «О правах – играя»

«Ты гражданин России

У тебя, как и любого человека

Есть гражданские обязанности и Права

Но знай: твои права особые

Это- права ребенка

Они дают тебе преимущество перед взрослыми

Они защищают тебя от несправедливости»

Тип проекта: Творческое- исследовательский, групповой.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Актуальность проекта: С наступлением 21-го века. Во всем мире проблема защиты детей обострилась, т.к. по- прежнему наблюдаются жестокое обращение, все виды эксплуатации, ущерб физическому здоровью, умственному, моральному и социальному развитию, природные и экономические бедствия, вооруженные конфликты, похищения детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме.

Социально - экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях, следовательно, нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств ребенка. В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении.

Дошкольное детство - не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов.

В дошкольном возрасте необходимо приручать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Я считаю, что дети начинают осознавать права сначала с воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав- щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.

Потенциал ребенка в области правового развития значительно выше, чем это принято считать. Отсюда назрела необходимость создания проекта «Правовое воспитание».

Поэтому в процессе общения мы должны обеспечить ребенку:

  • Чувство психической защищенности;
  • Доверием к миру;
  • Эмоциональное благополучие;
  • Формирование базиса личной культуры;
  • Развитие его индивидуальности;
  • Воспитание толерантности у дошкольников.

Цель:

  • Формирование основ правового сознания дошкольников.
  • Формирование у детей знание о нравственно- правовых нормах поведения.

Задачи:

  • Формирование у детей представлений о себе, своих правах и обязанностей.
  • Развивать представление детей о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.

           Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

Гипотеза: Правовое воспитание будет сформулировано если:

  • Будет организованна системная работа по решению этой проблемы.
  • Будет организованна взаимодействие социальных партнеров отдел, школа, библиотека и т.д.
  • Будет подобран наглядно- информационный материал, материальные средства.

Ожидаемые результаты:

  • Сформулировать навыки общения, расширить кругозор детей и родителей.
  • Знание прав, которые могу способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям и доступна познанию на уровне элементарных общений.
  • Сформулированная организационно- правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов.
  • Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей. Знакомство с понятием: ответственность, достоинство, доброжелательность.

План мероприятий

Работа с детьми

Работа с родителями

Занятия

Беседа

Игры

Развлечения

Квест – игра

Клубный час

Беседа

Консультации

Круглый стол

Родительский клуб

Родительское собрание

Чтение: «Что такое хорошо и что такое плохо»;

                «Доктор Айболит»;

                 «Три поросенка»;

                «Серая шейка»;

Беседа: «Мои права»;

                «Какой Я?»;

                «Всегда ли я поступаю правильно?».

Игровая деятельность:

 Сюжетно - ролевые игры:

     «Дочки- матери»; «Школа»......

         Дидактические игры:

      «Помоги сам себе»; «Моя семья»; «Сказка по кругу»

Работа с родителями

  • Анкетирование родителей на тему: «Хорошие ли вы родители?»
  • Оформление в уголке для родителей «Моя семья», «Права детей», «Заповеди родителей».
  • Родительское собрание «Знакомство с основными правами ребенка».
  • Круглый стол «Права наших детей».