Проект «Лук - зеленый друг»
Предварительный просмотр:
Проект в средней группе «Лук-наш зеленый друг»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА
Тема проекта: «Лук – зеленый друг»
Тип проекта
По доминирующей деятельности: практико-ориентированный
По количеству участников: групповой
По продолжительности: краткосрочный
Продолжительность проекта: 4 недели (март – апрель)
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Линия развития: экологический
Объект исследования: репчатый лук.
Проектная идея: объединение детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности: выращивание лука на подоконнике весной.
Место проведения: Дошкольные группы
Форма проведения: дневная (в рамках организации воспитательно-образовательного процесса во время ОД и в повседневной жизни).
Оборудование и материалы:
- Контейнер с землей; лейки с водой; грабельки, совочки, влажные салфетки; клеенка на столы; фартуки для детей;
- кисти для клея, баночки с клеем, салфетки, клеенки, тонированные листы, готовые формы лука;
- дощечки, пластилин, стеки, нитки белого цвета, салфетки, картинки с изображением овощей; кукла Маша; письмо от Айболита, образец готовой поделки.
- кисти, баночки с водой, альбомный лист, гуашь, фломастеры, лук, игрушка Чиполино.
Актуальность проекта: в нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности. В проекте участвуют как дети, так и их родители. Для решения поставленной цели дети используют знания и навыки, приобретенные в различных видах деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого ребенка, формирует навыки сотрудничества. Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность. Городские дети не очень тесно общаются с природой. Они, конечно же, знают растения и животные, обитающие рядом с ними. Не все дети видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных видах и с различной целью. Проект даст возможность детям задуматься: как растет лук, какие условия необходимы для его роста и чем же он полезен. Умение самим посадить репчатый лук, ухаживать за ним, вырастить лук зеленый, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде, вселяет в них чувство гордости и победы. А самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.
Цель проекта: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта.
Задачи проекта:
Образовательные:
Расширять представления детей об условиях необходимых для роста и развития растения (земля, влага, тепло, свет);
Учить ребенка оформлять результаты наблюдений (календарь жизни культур);
Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
Развивающие:
Дать элементарные понятия о природных витаминах;
Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
Воспитательные:
Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
Формировать желание наблюдать.
Участие родителей в реализации проекта.
- Беседа с родителями.
- Консультация и изготовление папки-передвижки для родителей.
- Изготовление табличек-указателей с картинками растений (лука), изготовление колодца, травянчика.
- Помощь родителей в приобретении посевного материала, емкостей для выращивания овощей, изготовление шапочек для игр.
- Домашнее задание – просмотр и обсуждение мультфильма «Чиполлино», с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком в домашних условиях, расширить представление у детей о применении зеленого лука в пищу.
Этапы работы над проектом:
ПОДГОТОВИТЕЛЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА. (Паспорт проектной работы)
Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
1-я неделя.
ОСНОВНОЙ ЭТАП. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и т.д.).
2-я – 3-я недели.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Проводятся итоги работы, подготовка в пищу выращенного лука, Изготовление пособия для развития дыхания «Лучок». Посадка многолетнего лука весной на огород. 4-я неделя
План реализации проекта
№ п/п | Мероприятия | Цели | Сроки реализации |
1 этап – подготовительный. | |||
1. | Беседа с родителями на тему: «Лук – зеленый друг». | Обсудить цели и задачи проекта, сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта:
| 1-янеделя. |
2. | Консультация «Полезные свойства репчатого и зеленого лука». Изготовление папки-передвижки. | Просвещение родителей по данной теме. | 1-янеделя. |
3. | Подбор демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Лук – зеленый друг»: составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности. | 1-я неделя. |
4. | Предложить детям совместно с родителями посадить лук дома. | Пронаблюдать и зарисовать в календаре наблюдений в условиях дома, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде. | 1-я неделя. |
2 этап – основной. | |||
5. | Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в огороде»; чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок о луке. | Углублять и расширять знания об овощных культурах. | 2-3 недели. |
6. | Рассматривание иллюстраций овощных культур (в том числе лука) | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений. | 2-3 недели. |
7. | Дидактические игры:
| Обучить классификации растений по ценности. | 2-3 недели. |
8. | Труд в уголке природы. | Учить детей правильно ухаживать за растениями, создать благоприятные условия (вода, свет, тепло). | 2-3 недели. |
9. | Опыты: «Луковка», «Лук и земля», «Свет и темнота», «Вкус и луковые слёзы», «Сидит дед во сто шуб одет», «Два брата лучок и чесночок». | Уточнить представления о луковице; учить находить «донце» с корнями и верхушку; определить вкус лука: горький, сладкий, солёный; сравнить, чем похожи и чем отличаются лук и чеснок: форма, вкус, цвет; выяснить сколько «шуб» одето на луковице. | 2-3 недели. |
10. | Совместная деятельность воспитателя с детьми по художественно-эстетическому развитию. Лепка: «Сажаем лук», аппликация: «Собираем урожай», рисование: «Лучок – желтый бочок». | Закреплять умения детей различать овощные культуры. Добиваться схожести с оригиналом. | 2-3 недели. |
11. | НОД по познавательному развитию «Сажаем лук». | Формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука. | 2-3 недели. |
12. | Беседа о том, как ухаживать за луком, используя календарь наблюдений, составленный дома. | Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии лука. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом. | 2-3 недели. |
13. | Оформление выставки рисунков, лепки, аппликации | Развитие детского художественного творчества, удовлетворение потребности детей в самовыражении. | 2-3 недели. |
3 – этап заключительный. | |||
14. | Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации «Лук-зелёный друг» | Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. | 4неделя. |
15. | Употребление в пищу выращенного лука. | Празднование удачного завершения работы. | 4 неделя. |
16. | Оформление папки-передвижки «Лук – зеленый друг» | Просветительская работа с родителями в области экологии, информирование о проделанной работе. | 4 неделя |
17. | Изготовление пособия для развития дыхания «Лучок» | развивать у детей физиологическое дыхание. | 4 неделя |
18. | Посадка лука весной на огород | развивать у детей трудолюбие |
Предполагаемый результат
Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности; формирование познавательного интереса, наблюдательности, мыслительной деятельности; обогащение представлений детей о трудовых действиях, результатах труда.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получают новые знания, расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, чтение совместно с ребенком.
Продукт проектной деятельности.
- Употребление в пищу выращенного лука.
- Презентация проекта.
- «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой и др. М.: Воспитание дошкольника, 2005
- Изготовление пособия «Лучок»
- Оформление папки-передвижки «Лук – зеленый наш друг
- ОСНОВНОЙ ЭТАП. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
- Беседа с родителями на тему: «Лук – зеленый друг».
- Консультация для родителей «Полезные свойства репчатого и зеленого лука». Изготовление папки-передвижки.
- Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в огороде».
- Чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок о луке.
- Дидактические игры «Вершки – корешки», лото «Овощи, фрукты, ягоды»;
- Опыты: «Луковка», «Лук и земля», «Свет и темнота», «Вкус и луковые слёзы», «Сидит дед во сто шуб одет», «Два брата лучок и чесночок».
- Совместная деятельность воспитателя с детьми по художественно-эстетическому развитию. Лепка: «Сажаем лук», аппликация: «Собираем урожай», рисование: «Лучок – желтый бочок».
- НОД по познавательному развитию «Сажаем лук».
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Вывод: в результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают, насколько ценен лук. Рассматривая с детьми, выполненные дома работы, сделали вывод, лук прорастает у каждого по - своему. Всё зависит от того как за ним ухаживать, поливать, он может расти в воде, может расти в земле, может расти один и целой семейкой, (но многое зависит и от качества земли в которую сажают лук).
По итогам работы было отмечено:
- Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
- Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку.
- Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Лук – зеленый друг».
- Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
- Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт практико-ориентированной деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
- Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
- Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.
- Родители приняли активное участие в проекте «Лук – зеленый друг».
Использованная литература.
- Лаптев Ю.П. «Растения от «А» до «Я».
- Надеждина Н. «Где щи, там и нас ищи».
- Осипов Н.Ф. «Занимательная ботаническая энциклопедия».
- Смирнов А. «Зачем луку луковица».
- Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М.: Просвещение, 1992
- Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» М.: Просвещение, 1992
- Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» М.: Просвещение, 1990
- Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром» - М.: Просвещение, 1987
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой и др. М.: Воспитание дошкольника, 2014