Коллегам
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное
учреждение Ростовской области
“Волгодонский педагогический колледж”
Рекомендовано: Педагогическим советом
Утверждено:
Директором учреждения
Протокол №_______ _____________________
“_____”____________20___г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Современный танец»
Уровень: Ознакомительный
Срок реализации – 1 год
Программа рассчитана на учащихся 7-9 лет
Разработчик:
Киселева Ульяна
г. Волгодонск
2022 год
Пояснительная записка
Танец – вид искусства, где художественный образ воплощается через музыкально-организованное движение. Особенность искусства танца в том, что содержание любого танцевального произведения раскрывается через пластику человеческого тела. Пластическая природа танца через своеобразную и сложную технику этого искусства раскрывает внутренний мир человека, его лирико-романтические отношения, героические поступки, показывает национальную, стилевую и историческую принадлежность.
Хореография как сценическое искусство имеет свою специфику и, следовательно, свою систему воспитания и обучения, она очень актуальна в современном мире в силу того, что потребность в движении генетически заложена в человеческом организме и обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Врачи-физиологи утверждают, что без движения человек не может быть абсолютно здоровым. Регулярные занятия способствуют улучшению циркуляции крови и снабжению тканей организма кислородом, повышению мышечного тонуса. С точки зрения медицины танцы – это лекарство от стрессов и депрессий, а также профилактика таких заболеваний, как гипертония и ишемическая болезнь сердца.
Современный танец воплощает в хореографии новые идеи, темы, образы, почерпнутые из современной действительности. Основными его принципами можно назвать отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами, новый язык самовыражения.
Современный танец помогает обучающимся более свободно выражать себя в танце, передавать различные оттенки эмоций и душевных состояний, развивает исполнительское мастерство, формирует творческую индивидуальность. За время обучения современному танцу организм ребенка привыкает к физическим упражнениям, развивается и закрепляется гибкость, координация, точность движений тела.
Данная программа по учебному предмету «Современный танец» тесно связана с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров», «Классический танец».
Актуальность: программы обусловлена образовательными потребностями конкретной категории учащихся. Эта объективная заинтересованность в определённых образовательных услугах субъективно выражена в обращённых к системе образования интересах и ожиданиях в отношении современного танца. Современный танец является одним из основных предметов, он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы ног и спины, сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует технические навыки и основы правильной осанки, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, корректирует физические недостатки строения тела – в этом его значение и значимость.
Общеразвивающая программа «Современная хореография» способствует разрешению этих вопросов, чем и обусловлена её актуальность.
Цель программы: создание условий для раскрытия творческого потенциала воспитанников и повышения их технического мастерства и выразительности. Формирование технических принципах исполнения танца, принципах стилей модерн-джаз, афра-джаза, хип- хопа, Hausa, бродвей – джаза, вакинга, локинга и современного балета.
Задачи:
Обучающие:
- Обучение обучающихся технике владения своим телом;
- Обучение элементам современного танца, соединению их в связки, комбинации и умению исполнять их в разных последовательностях.
Развивающие:
- Развитие природных способностей обучающего (слух, чувство ритма, координацию, пластичность);
- Развитие физических качеств (гибкость, пластичность, ловкость, координация);
- Развитие у обучающихся интереса к современному танцу и манерам исполнения в различных стилях современного танца;
- Развитие артистизма и эмоционального качества;
- Развитие памяти, внимания, воображения.
Воспитательные:
- воспитание культуры исполнения обучающимися современного танца;
- воспитание и уважение к исполнительскому искусству других детей;
- воспитать трудолюбие и дисциплину, коммуникабельность, ответственность и требовательность к себе;
- воспитание чувства партнёрства и творческой активности в коллективе и публичных выступлений.
Отличительные особенности: программы «Современный танец » заключаются в самой структуре программы, в её содержательной части, в организационно- педагогической основе обучения:
- Групповая форма работы в сочетании с индивидуальным подходом;
- Обучение, развитие и воспитание на основе современных педагогических технологий личностно-ориентированной направленности, методов, форм, приёмов, способствующих наибольшей заинтересованности детей в этом виде деятельности, а так же более полному раскрытию их творческого потенциала и формированию стремления к саморазвитию и дальнейшему самосовершенствованию.
Дополнительная образовательная программа «Современный танец» отнесена к программам художественной направленности. Ее цель и задачи направлены на свободное развитие личности ребёнка, поддержание его физического и психического здоровья, формирование его учебно-предметной, социальной, информационно-коммуникативной, креативной компетентностей, на формирование и развитие желания к продолжению образования и профессиональному самоопределению.
Форма проведения учебных занятий:
Программа рассчитана на обучающихся 7-9 лет.
Срок реализации программы:1 год.
Запись в коллектив осуществляется без специальных отборочных мероприятий, желание мальчиков и девочек танцевать – это и есть основной отборочный критерий.
Группа состоит из 12-15 человек.
Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.
Общее количество часов, отведенное на реализацию программы: 36 часов.
Индивидуальная форма занятий - предоставляет возможность учитывать возрастные и индивидуальные способности обучающихся. Индивидуальная форма занятий используется при работе с обучающимися категории «одарённый».
Коллективная форма работы – основополагающая, представляет собой творческий процесс, в котором избираются разнообразные варианты решения исполнительских задач, связанных с выявлением идейно-художественного содержания изучаемого хореографического произведения, его творческим воплощением, а также способствует достижению исполнительского мастерства ансамбля в целом.
Прогнозируемые результаты программы:
В ходе реализации программы подростки расширят знания в области танцевальной культуры, разовьют танцевальные способности, приобретут большой опыт межличностного общения в условиях практической деятельности, освоят и накопят танцевальный материал для осуществления собственных постановок.
В результате обучения по программе учащиеся будут знать:
- Специальную терминологию;
- Основные сведения по истории современного танца;
- Основные стили и жанры современной хореографии.
- Основы техники исполнения движений джаз танца, танца модерн, современных молодежных направлений танца;
- Современные формы, стили и техники танца.
Учащиеся будут уметь:
- Исполнять основные движения современного танца;
- Грамотно подходить к изучению лексики разных жанров и стилей современного танца;
- Использовать знания современного лексического материала в хореографических произведениях коллектива;
- Отражать в танце особенности исполнительской манеры разных стилей современной хореографии;
- Исполнять движения и комбинации артистично и музыкально.
Иметь представление:
- Об основных направлениях и этапах развития современной хореографии;
- О тенденциях развития современного танца.
Основные методы обучения:
- Наглядный:
- показ педагогом движений под счет и под музыку;
- показ правильного исполнения или ошибок на конкретном ребенке;
- просмотр видеоматериала о хореографическом искусстве, обучение на основе видеоматериала народной, классической и современной хореографии.
- Словесный: обращение к сознанию ребенка, добиваясь не автоматического, а осмысленного выполнения и исполнения.
- Мотивации и стимулирования.
- Формирования сознания.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 1 | 2 |
2. | Ритмическая разминка | 1 | 2 |
3. | Лексика | 1 | 4 |
4. | Кросс | 0 | 2 |
5. | Партерная пластика | 1 | 2 |
6. | Постановочная работа | 1 | 4 |
7. | Концертная деятельность | 1 | 4 |
8. | Воспитательная работа | 1 | 4 |
9. | История хореографии | 1 | 0 |
Содержание дополнительно-образовательной программы
- Вводное занятие.
Теория: Знакомство с родителями, требование тренировочной и танцевальной формы и обуви, знакомство с культурой поведения в коллективе и в танцевальном зале. Беседа по технике безопасности.
Практика: Игра на знакомство, игры на сплочение коллектива, знакомство с поклоном, знакомство с разминкой и танцевальными элементами.
- Ритмическая разминка.
Теория: Беседа «Ритмическая разминка», повторение беседы по технике безопасности.
Практика: Игры на развитие чувства ритма: «Мы пойдем направо», «Хлопай-топай», «Поймай хлопок», «Танец природы», «Отхлопай».
- Лексика.
Теория: Беседа «История развития движений в танце», беседа «Основные направленности танцев».
Практика: Изучение основных движений определенного жанра современного танца, изучение комбинаций из изученных ранее движений (contractjon, release, swing, plié, battement tendu, jete, rond).
- Кросс.
Теория: Знакомство с разделом «Cross», знакомство с основными упражнениями этого раздела.
Практика: Исполнение основных упражнений, шаги со сменой уровней, вращения, разогревающие прыжки, большие прыжки.
- Партерная пластика.
Теория: Знакомство с партерной пластикой, беседа по технике безопасности.
Практика: На основе полученного материала правильное исполнение партерных упражнений, соблюдая технику безопасности.
- Постановочная работа.
Теория: Знакомство с этим разделом, знакомство с выбранной темой постановки, музыкальным сопровождением, стилем произведения, жанром, знакомство с планом, с характерами героев.
Практика: Изучение хореографической лексики, разводка танца, отработка.
- Концертная деятельность.
Теория: Подготовка к концертной деятельности, мотивация, беседа по технике безопасности.
Практика: Новогоднее выступление, отчетный концерт.
- Воспитательная работа.
Теория: Познакомить детей с традициями учреждения и его сотрудниками, раскрыть у детей лидерский, творческий, организационный потенциал.
Практика: Совместное проведение праздников, дней рождения, походы в музей, на концерты, мастер-классы, экскурсии.
- История хореографии.
Теория: Изучение современных направлений: хип-хоп, хаус, диско, модерн, джаз, контемпорари.
Методическое обеспечение образовательной программы
№ | Раздел | Пед. технологии | Формы проведения занятий | Приемы и методы организационно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие | Личностно-ориентированные | Традиционное занятие, игра, дискуссия | Словестный | Памятки, научная и специальная литература | Станки, зеркала, магнитофон | Коллективная рефлексия |
2 | Ритмическая разминка | Развивающее обучение, использование игровых методов | Комбинированное занятие, игра, дискуссия | Практический | Фотографии, дидактические карточки | Станки, зеркала, магнитофон | Открытое занятие |
3 | Лексика | Развивающее обучение | Традиционное занятие | Словестный | Памятки, научная и специальная литература | Зеркала, магнитофон | Самостоятельная работа, зачет |
4 | Кросс | Развивающее обучение | Традиционное занятие | Словестный | Памятки, научная и специальная литература | Зеркала, магнитофон | Зачет, самостоятельная работа |
5 | Партерная пластика | Развивающее обучение | Традиционное занятие | Словестный | Памятки, научная и специальная литература | Зеркала, магнитофон, коврик | Зачет, самостоятельная работа |
6 | Постановочная работа | Коллективная система обучения | Комбинированное занятие, репетиция | Словестный | Памятки | Зеркала, магнитофон | Концерт |
7 | Концертная деятельность | Коллективная система обучения | Конкурс, концерт, фестиваль | Словестный | Памятки | Декорации, костюмы, музыкальная аппаратура | Концерт |
8 | Воспитательная работа | Проблемное обучение, коллективная система обучения | Тренинг, праздник, путешествие, поход, экскурсия | Наглядный, практический | Памятки, научная и специальная литература, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы | Мультимедийный проектор, магнитофон, компьютер | Коллективная рефлексия |
9 | История хореографии | Развивающее обучение | Дискуссия, лекция | Наглядный | Памятки, научная и специальная литература | Мультимедийный проектор, магнитофон, компьютер | Зачет |
Список методической литературы:
- Авдеева. Методическое пособие. Пластика, ритмика и гармония.
- Вадим Юрьевич Никитин, Вайнфельд О.А. Методическое пособие. Музыка, движение, фантазия. Санкт-Петербург. 2000
- МОДЕРН-ДЖАЗ ТАНЕЦ История. Методика. Практика (Театральный web-узел "Тип сцены" (http://artclub.sarbc.ru)
- Н. Шереметьевская «Танец на эстраде»
- Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в 3 и 4 классах музыкальной школы. Выпуск I. Издательство «Музыка». М. 1972
- Сахина Л.А., Селезнев Н.М. Методическое пособие ритмика и хореография. Улан-Удэ. 2002
- Фёдорова Г.П. Танцы для мальчиков. «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург. 2011
- Франио Г.С. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Москва. 1989
- Франио Г.С., Лифиц И.В. Методическое пособие по ритмике для 1 класса музыкальной школы. «музыка» Москва. 1995
- Р. Захаров «Сочинение танца» Москва 1989г.
- С.С. Полятков «Основы современного танца» Ростов-на-Дону 2005г.