ДЛЯ ВАС, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение № 22

C:\Users\Галя\Desktop\РАБОЧАЯ\АТТЕСТАЦИЯ\! РАБОТЫ\РОМАНИШИНА\ПОЧТА\Фото среда театральный уголок\15-11-2022_12-07-01\IMG-20221115-WA0040.jpgВыступление перед коллегами

Воспитатель, Романишина И.В.

Влияние театрально-игровой деятельности

на развитие речи детей дошкольного возраста.

 

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Основные задачи

• Поэтапное освоение детьми различных видов творчества

по возрастным группам

• Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический)

• Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа.

• Моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

    Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

 Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения

 Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить, как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа.

Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учится желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.

 Ни с чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.

 Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

 В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

 Виды театра в детском саду

  • настольный театр
  • театр из поролона
  • пальчиковый театр
  • театр масок
  • театр би-ба-бо
  • матрешечный театр
  • театр на ложке
  • театр на фланелеграфе
  • театр на лопатках
  • платковый театр

 Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребёнку». Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.

Формы организации театрализованной деятельности

 Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы — Петрушки в решение познавательных задач.

 Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

 Дидактические основы использования театрально-игровой деятельности в образовательном процессе

 Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

• с художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности;

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

Театрализованная игра — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

 Театрализованная игра как один из видов игр является эффективным средством и социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.

Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

 Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Совместная театрально-игровая деятельность — уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения.

 Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще всего как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни — достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую, для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения

 Задачи образовательных направлений.

В сфере познавательного развития:

• развитие разносторонних представлений о действительности;

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных;

• развитие памяти; воображения,

• обучение умению планировать свои действия для достижения результата

 В сфере социального развития:

• Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитание культуры познания взрослых и детей;

• воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;

• развитие эмоций;

 В сфере речевого развития:

• содействие развитию монологической и диалогической речи;

• обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов;

• овладение выразительными средствами общения;

 В сфере развития движений:

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа;

• поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.

Каким образом эти задачи можно решить в рамках театрализованной деятельности?

. * Познакомить с разными видами театров;

. * знакомство с текстом художественного произведения;

. * освоение выразительных средств передачи образа;

. * изготовление макетов, атрибутов, декораций;

. * проигрывание содержания на макете;

. * организация театральной постановки;

Как знакомить детей с театром

 Знакомство детей с театральной куклой — бибабо и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники, «Рукавичка», «Колобок» — это создает радостную атмосферу. Затем можно предложить детям игры-имитации: «Покажи, как прыгает зайка»; «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка», «Покажи, как ходит петушок. Следующий этап — отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).

 Начиная со второй младшей группы, детей последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Ступени работы следующие.

 Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

 У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры — настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик — дедушка…», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

 В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут — ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

 Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

•просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

•игры-драматизации;

•упражнения для социально-эмоционального развития детей;

•коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

•задания для развития речевой интонационной выразительности;

•игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;

•упражнения на развитие детской пластики;

•ритмические минутки (логоритмика);

•пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

•упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

•театральные этюды;

•отдельные упражнения по этике во время драматизаций ;

•подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

•знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации — жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), и т.д.

Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является эффективное взаимодействие воспитателя с родителями. Именно в семейных условиях можно уделить ребенку достаточное внимание в зависимости от особенностей его развития, склонностей, читательских интересов и др. С мамой можно послушать сказку в исполнении мастеров художественного чтения, рассмотреть иллюстрации к литературному произведению, обсудить сказочный персонаж.

Таким образом, театрализованная игра оказывает влияние на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в том случае, если будет вызывать интерес и желание включиться в игру, а также будет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

 

Романишина И.В., воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 420.

«Развитие речи и творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»



Предварительный просмотр:

Приложение № 10

C:\Users\Галя\Desktop\РАБОЧАЯ\АТТЕСТАЦИЯ\! РАБОТЫ\РОМАНИШИНА\5c4f949b-ce5d-5b19-bc8c-afe7b7250840.jfifИГРОВАЯ ВИКТОРИНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

« ПО ДОРОГАМ СКАЗОК»

Оборудование

— Телеграммы

— Два мольберта

— Два красных маркера

— Два листа ватмана

— Два воздушных шара

— Два ведра

— Два обруча

— Черный ящик

— Сюрприз

— Игла

— Яйцо

— Мочалка

— Азбука

— Сувениры

— Кубики по количеству участников

— Бочонки из игры «лото» с номерами от 1 до 6, на одном бочонке нарисована подкова

О чем-то скрепит половица,

И спице опять не спится

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски …

Тихонько скрипит половица

По комнате ходит сказка…

Приглашаем всех присутствующих принять участие в игровой викторине. Родителей разделить на две команды с помощью разрезанных картинок. Предложить дать название своим командам.

1. РАЗМИНКА. ИГРА «ДОБАВЛЯЛКИ»

Ок-ок-ок — стоит в поле (теремок)

Ок-ок- ок — покатился (колобок)

Су-су-су -петушок прогнал (лису)

Цо-цо-цо — снесла курочка (яйцо)

Ана-ана-ана — несут лебеди (Ивана)

Ек-ек-ек — не садись на (пенек)

2. КОНКУРС ТЕЛЕГРАММ И ОБЪЯВЛЕНИЙ

К нам в окошко залетел

Маленький листочек,

А на нем я разглядела

Чей — то странный почерк

Обращусь, я к вам —

Это конкурс телеграмм.

Назовите героя сказки, который мог отправить телеграмму и дать объявление в газету. Вспомните, как называется литературное произведение.

Задание для первой команды:

— Спасите! Моих детей съел серый волк. (Коза. «Волк и семеро козлят»)

— Прибыть на праздник не смогу, от меня сбежали брюки. (Грязнуля. Мойдодыр»)

— Дорогие гости, помогите! Паука — злодея зарубите! (Муха — цокотуха)

— Несу золотые яйца. Дорого! ( Курочка Ряба)

— Потерян ключ из драгоценного металла . (Буратино. «Приключения Буратино»)

— Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами («Гуси — лебеди»)

Задание для второй команды

— Рыбалка закончилась благополучно, только хвост остался в проруби.

( Волк. «Лисичка сестричка и серый волк».)

— Пришлите, пожалуйста капли.

Мы лягушками нынче объелись

И у нас животы разболелись. (Цапли. «Телефон»)

— Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. («Айболит»).

— Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка. «Курочка Ряба»)

— Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину. (Старуха. «Сказка о золотой рыбке»).

— Отмою все! («Мойдодыр»)

3. «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

Говорят, что где — то

Посреди болот

Во дворце прекрасном

Чудовище живет

Аленький цветочек

Охраняет он,

И в купцову дочку

Чудище влюблен.

Под музыку участники рисуют один лепесток цветка на мольберте, передает эстафету следующему участнику.

4. «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ…»

Я буду задавать вопросы командам. Задача игроков — дать как можно правильных ответов. Проведем жеребьевку. В отвечающей команде право голоса имеет каждый, а я буду выбирать правильный ответ. Если вы не знаете ответа, говорите «Дальше».

Вопросы для первой команды:

1. Где спрятался седьмой козленок (в печке)

2. Кличка пуделя в сказке «Приключения Буратино» (Артемон)

3. Подарок Пятачка ослику Иа (воздушный шарик)

4. Какая птица доставила Айболита в Африку (орел)

5. Какого цвета волосы Мальвины (голубого)

6. В какой сказке встречаются зима с летом (12 месяцев)

7. Название города в котором жил незнайка (Цветочный)

8. Кем был Дуремар ( аптекарем)

9. Кто написал сказку «Колобок» (русский народ)

10. Умелец, подковавший блоху (Левша)

11. Герой сказки, который живет на крыше (Карлсон)

12. Кто был кучером у Золушки (крыса)

13. Из чего сделал домик поросенок Нуф — Нуф (прутья)

14. Какое домашнее животное помогло своему хозяину стать маркизом (кот)

15. К кому обращалась старуха : » На блин, не тявкай» (собаке)

16. Назовите имя Волшебника Изумрудного города (Гудвин)

17. Что повредила серая шейка (крыло)

18. Эта героиня сказки спасла принца. Отдав морской ведьме свой голос (Русалочка)

19. Птичка — бандит (соловей — разбойник)

20. Как называется вода, которой в сказках оживляют людей (живая)

21. Часть тела Чебурашки неестественно больших размеров (уши)

22. Какого размера был сказочный мальчик знаменитый своим маленьким ростом (с пальчик)

23. Маленький друг Нафани (Кузя)

Вопросы для второй команды:

1. Кто тянул репку перед жучкой (внучка)

2. Какие цветы выращивали Кай и Герда (розы)

3. Сказка с фруктовыми и овощными жителями (Чипполино)

4. Какую рыбу поймал Емеля (щуку)

5. Кто помог зайцу выгнать лису из избушки (петух)

6. Птица, которую спасла Дюймовочка (ласточка)

7. Чем угощала лиса журавля (манной кашей)

8. Имя доктора Цветочного городка (Пилюлькин)

9. Какое лекарство предпочитал Карлсон (варенье)

10. Кто одолел тараканище? (воробей)

11. Как звали отца Буратино (Карло)

12. Титул лимона в сказке «Чипполино» (принц)

13. Отчество сказочного героя (Горыныч)

14. Ближайший друг Винни — Пуха (Пятачок)

15. Что служило замком в домике бабушки из сказки «Красная шапочка» (веревочка)

16. На чем путешествовал оловянный солдатик (на бумажной лодке)

17. Из чего папа Карло сшил шапочку для Буратино (носок)

18. Куда упала стрела второго сына в сказке «Царевна — лягушка» (на купеческий двор)

19. Девочка, потерявшая туфельку на балу (Золушка)

20. Персонаж русской народной сказки, которого обидели, не дав ручек и ножек (колобок)

21. Кровать для Дюймовочки (скорлупа грецкого ореха)

22. Этот предмет кухонной утвари купила Муха — цокотуха (самовар)

23. Что хотел попросить Дровосек у волшебника Изумрудного города (сердце)

5. «НЕЗНАЙКА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ»

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком

Он из сказки интересной

В яркой шляпе, с галстуком

Очень просто, угадайка

Как зовут его ….. Незнайка

Каждый участник команды берет в одну руку ведро с кубиками, в другой — воздушный шарик. С ведром и шариком нужно добежать до обруча, выложить один кубик из ведра, вернуться и передать следующему участнику команды ведро и шарик.

6. «СКАЗОЧНЫЕ ЗАМОРОЧКИ»

Сейчас я немного поморочу вам голову. Участники команды вытягивают бочонок с номером задания. Есть бочонок, на котором нарисована подкова — это «счастливый случай». Игрок, доставший подкову, получает приз. Вытащив бочонок, и прослушав задание — отвечает на вопрос.

1. Какие четверо друзей не побоялись дважды сразиться с разбойниками и даже выгнали тех из леса, хотя сами были вовсе не воинственными, а мирными существами (Осел, кот, пес и петух из сказки «Бременские музыканты»)

2. За что Золушка получила свое прозвище? ( она спала на полу рядом с печкой, на куче золы)

3. У какого сказочного героя любимым блюдом были три корочки хлеба ( У Буратино)

4. В какой сказке подземный ход начинался на кухне, в кастрюле без дна? («Три толстяка»)

5. В какой сказке перевод стрелок часов чуть не послужил причиной смерти одного из главных героев («Аленький цветочек»)

6. Из какой сказки эти слова: «Положи-ка, внучка пирожок на стол, горшок на полку поставь, а сама приляг со мною. Ты, верно, очень устала» («Красная шапочка»)

7. «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»

Ответы на мои вопросы находятся в «черном ящике».

Команда, ответившая правильно, получает балл.

1. С помощью этого предмета можно смастерить самые разные вещи, а можно убить сказочного героя (игла)

2. Здесь находится предмет, который заставил плакать старика и старуху после проделки маленького серенького зверька. Они успокоились лишь тогда, когда получили взамен такой же предмет, но другого качества и цвета ( яйцо)

3. Здесь находится вещь, которую один сказочный герой «словно галку проглотил» (мочалку)

4. Предмет, который был обменян на четыре сольдо. Чтобы попасть на представление кукольного театра (азбука)

8. «СКАЗОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ»

Командам предлагается за две минуты написать все известные сказочные средства передвижения. Побеждает та команда, которая назовет большее количество средств передвижения.

9. «ТЕРЕМОК»

В чистом поле, где нет дорог

Стоит не низок, не высок

Всех приглашает за порог

Этот домик (теремок)

На расстоянии лежат два обруча, внутри стоит кегля.

Начинает эстафету первый участник. Добегая до обруча, берет обруч возвращается за следующим участником, двое участников бегут до ориентира , возвращаются за третьим и т.д

10. КОНКУРС КАПИТАНОВ

Капитан должен отгадать предмет, которому дано три объяснения. С первого раза — 5 баллов, со второго раза — 3 балла, с третьего раза — 1 балл.

Для первой команды:

— Приходятся в самый раз представителям мужского пола, особенно тем, у кого имя начинается на «С».

— Согласно русской народной пословице, в зависимости от размера могут согревать ноги.

— Могут быть скороходами (сапоги)

Для второй команды

— Оказалось не под силу взрослым, умудренным жизненным опытом людям.

— Играет немаловажную роль в судьбе Кощея Бессмертного.

— Является одним из символов православного праздника (яйцо).

Подводятся итоги конкурса. Родители получают сувениры, сделанные детьми.

Романишина И.В., воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 420.

«Развитие речи и творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»



Предварительный просмотр:

Приложение № 19

C:\Users\Галя\Desktop\РАБОЧАЯ\АТТЕСТАЦИЯ\! РАБОТЫ\РОМАНИШИНА\театр.jpgВыступление

 «Театрализованная деятельность в воспитательно-образовательном пространстве детского сада»

 Воспитатель МКДОУ д/с № 420,

Романишина И.В.

Цель сегодняшнего мастер-класса – это ознакомление с приемами, методами и средствами моей работы для того, чтобы вы могли их использовать у себя. Я рекомендую уделить внимание таким элементам как: развитию речи, воображения, пластики и творческим проявлениям. Особо хочу отметить, чтобы вы обращали внимание на принципы индивидуального творчества и всеобщего участия.

Ход мастер-класса: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня для вас я проведу мастер- класс на тему «Театрализованная деятельность в детском саду».

Проект над которым я работаю, носит название «Мир театра- детям». Его цель- развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

Проблема проекта – становление активной художественно-творческой личности ребенка-дошкольника

Задачи проекта следующие:

последовательное знакомство детей с видами театра;

-совершенствование артистических навыков детей;

-раскрепощение детей;

-работа над речью и интонацией;

-пробуждение в ребенке способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать и сопереживать происходящему.

В процессе работы над проектом прошла аналитический этап это изучение литературы, проведение диагностики.

Сейчас нахожусь на стадии основного этапа – на стадии реализации проекта.

В своей работе использую следующие методы и приемы:

упражнения на снятие мышечного напряжения («Сосулька», «Кивни другу», «Тающая льдинка»);

-упражнение на развитие воображения («Художники», «Фруктовый сад»);

-упражнение на развитие внимания («Не повтори- не ошибись», «Поймай хлопок»);

-этюды на выразительность жеста («Дерево», «Игрушка»).

Ожидаемые результаты от внедрения проекта:

-дети должны получить общее психологическое развитие;

-должны решиться проблемы общения и взаимоотношения между детьми;

-должно произойти обогащение эмоциональной сферы, активизация речевой деятельности;

-должны решиться проблемы эстетического и нравственного воспитания;

-дети должны научиться радоваться успехам других и вносить вклад в общее дело.

В ходе реализации проекта используются следующие направления
работы:
занятия по театрализованной деятельности, развлечения, праздники, драматизация спектаклей, постановка сценок, сказок, посещение театров детьми.

Теперь я познакомлю вас с моей работой.
1.Наше занятие с детьми начинается с
разминки на создание хорошего настроения. Сейчас мы ее с вами проведем. Я предлагаю вам встать в круг.
(Проводится разминка «Здравствуйте!»)
Что вы почувствовали, ощутили? (Ответы педагогов)

2.Следующий прием- это упражнение на снятие мышечного напряжения. Как известно, дети в большинстве своем от природы скованны, зажаты. Это сказывается на их характере, поведении. Для снятия мышечного тонуса проводится следующее упражнение. (Проводится разминка «Сосулька»)

Вы почувствовали, что стали расслабленными, менее напряженными? (Ответы педагогов)

3. Переходим к следующему приему- упражнению на развитие памяти. Память имеет важное значение в театрализованной деятельности. Дети должны хорошо запоминать материал для того чтобы им было не трудно выполнять пожелания педагога и ставить сценки или спектакли.
Цель этого приема – развитие внимания и памяти. (Проводится упражнение: «Повтори, не ошибись!»)

4. Следующее упражнение – на развитие воображения. Его цель- это развитие фантазии, творческой активности. Ребенок не должен мыслить односторонне, банально. Для этого существует это упражнение.
(Проводится упражнение: «Художники»)

5. Переходим к следующему приему – это пальчиковая гимнастика. Как известно, на кончиках пальчиков располагаются рецепторы, которые тесно связаны с работой головного мозга. Чем активнее мы заставляем работать наши пальцы, тем лучше работает и развивается головной мозг.
Цель этого упражнения- развитие мелкой моторики пальцев.
(Проводится упражнение).

6. А теперь проведем упражнение на развитие мимики. Что такое мимика? (Ответы) Это выражение лица, выражающее эмоциональное состояние, например- радость, грусть. Цель этого упражнения- развить выразительные движения мышц лица. (Проводится упражнение).

7.Следующий прием- упражнение на развитие пластики.
Что такое пластика? (Ответы) Способность принимать любую внешнюю форму.
Цель этого упражнения- развить выразительность, изящность движений.
(Проводится упражнение).

8. Переходим к приему упражнениям на развитие пантомимы и жестов.
Что такое пантомима? (Ответ) Передача чувств и мыслей всем лицом и всем телом. Цель – развивать выразительные движения тела и лица.

Упражнения, связанные с пантомимой нужны прежде всего для того, чтобы дети не выполняли движения как куклы и роботы. Понятие пантомимы прежде всего связано с понятием жестов. Жесты- движения рук, головы, передающие чувства и мысли.

Жесты бывают следующие: «иди сюда», «уходи», «согласие», «несогласие», «благодарность» и т. д. (Проводятся упражнения на изображение пантомимы).

9. Следующий прием, используемый как средство выразительности в театральном искусстве- это упражнение на развитие речи.

Речь – неотъемлемая часть театрального искусства. Дополняет мимику, жесты, делает образ героя полнее, интереснее. Добиться хорошей речи можно с помощью упражнений на развитие артикуляции и дикции. Цель упражнений по развитию речи -развивать четкость речи. Проводятся упражнения на развитие артикуляции и дикции, в том числе на произношение скороговорок. А как вы думаете интонационная выразительность относится к речи? (Ответы) Цель упражнений на интонационную выразительность- способность в речи отличать оттенки настроений и эмоций. (Проводятся упражнения на интонационную выразительность).

10. Теперь переходим к специфическому приему театрализованной деятельности- к театрализованным играм. В чем отличие их от сюжетно-ролевых? (Ответы) В сюжетно- ролевых играх нет конечного результата и дети берут явления из жизни, а театрализованных играх сюжеты берутся из литературных произведений и есть конечный результат- поставленная сценка, спектакль. К театрализованным играм относится и театральный этюд-упражнение для развития технических навыков. Их цель- развитие воображения детей, обучение воображению различных эмоций. (Проводятся постановки театральных этюдов на мимику, пластику, интонационную выразительность).

К театрализованным же играм относятся и музыкальные игры. Их цель- развитие эмоционального отклика, развитие музыкальных способностей, умение воспроизводить роли в игре. (Проводится музыкальная игра)

Пластическая игра тоже относится к этому разделу. Ее цель- постановка сюжетной пантомимы. (Ставится сюжетная пантомима)

Одним из важных элементов театрализованных игр является постановка сценок, сюжетов, сказок. Их цель- учиться самостоятельно создавать образ персонажей, развивать эмоции, умение их выражать, учить передавать разные черты характера, развивать умение самостоятельно придумывать образы героев.

Из имеющихся атрибутов, костюмов и сюжета предлагаю поставить небольшой спектакль. (Постановка сказки педагогами)

Итог
Уважаемые коллеги! Сегодня вы могли наблюдать и участвовать во всех направлениях работы, которые я использую по театрализованной деятельности. Это были методы и приемы. А сейчас я расскажу о средствах, используемых в моей работе- это различные виды театров. (Знакомство с видами театров)

Спасибо всем за внимание.

Романишина И.В., воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 420.

«Развитие речи и творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»



Предварительный просмотр:

Приложение № 3

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 420 «Сибирячок»

Рекомендуемая методическая литература по теме

«Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности»

  • Алексеевская Н., Домашний театр. М: «Лист». 2000.
  • Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ - Сфера, 2003г.
  • Артемова Л.В., Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение. 1991.
  • Арушанова А. О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2001.
  • Выготский Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение. 1991.
  • Горбушина Л.А., Николичева А.П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.
  • Губанова Н.Ф., Театрализованная деятельность дошкольников. - М.: ВАКО. 2007.
  • Зинкевич – Евстигнеева Практикум по Сказко-терапии. – СПб.: ООО

«Речь», 2002г.

  • Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1991 г.
  • Караманенко Т.Н., Кукольный театр – дошкольникам. - М.: Просвещение. 1982.
  • Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М., Академия, 1999.
  • Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974
  • Маханева М.Д., Театрализованные занятия в детском саду. - М.: Творческий центр «Сфера».  2003.
  • Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. - М.: А.П.О., 1994.
  • Мигунова Е.В., Театральная педагогика в детском саду. - М.: Творческий центр «Сфера». 2009.
  • Мирясова В.И., Играем в театр. - М.: Гном-Пресс. 1999.
  • Новотворцев Н. К. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г.
  • Петрова Т.И., Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова, Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса. 2000.
  • Программа, методические рекомендации под редакцией М. А. Васильевой. М.:И. Д.
  • Родная речь. Серия «Читаем дома». М.: Дрофа, 1996г.
  • Синицын Е. Б. Умные сказки. М.: Аист, 1998г.
  • Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти,2002г.
  • Статья Акуловой О. В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание, 2006. - N4
  • Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969г.
  • Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., 1981г.
  • Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. - Ярославль: Академия Развития. 1999.
  • Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии. 2001.
  • Фролов Ф. М., Соковин Е. Н. Нам весело: Пособие. М.: Просвещение, 1973г.
  • Шипицына Л.М., Азбука общения. - СпБ: Детство-пресс. 1998г.
  • Штанько И.В., Воспитание искусством в детском саду. - М.: Творческий центр «Сфера». 2007.

Обеспечение проектной деятельности

  • Березкин В. И., Искусство оформления спектакля. — М. 1986.
  • Волшебный праздник / Сост. М. Дергачева/. – М.: РОСМЭН, 2000.
  • Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  • Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  • Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист». 2001г.
  • Игры, конкурсы, развлечения. — Волгоград, 2001
  • Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  • Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей / Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  • Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  •  Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000.
  • Побединская Л. А. Праздник для детей. — М., 2000.
  • Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. – М.: Мнемозина, 1995.
  • Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. – Санкт – Петербург, 2013
  • Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. – М.:ВЛАДОС, 2001.
  • Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  • Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности   дошкольников и младших школьников. — М., 2001

Романишина И.В., воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 420.

«Развитие речи и творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»



Предварительный просмотр:

Приложение № 9

Картотека тем по театрализованной деятельности

Возраст воспитанников

Цели

Темы

Младшая группа

  • Приучать слушать рассказ, используя наглядное изображение: инсценировка сказки на фланелеграфе.
  • Учить детей при повторном чтении выполнить характерные действия, повторяя за педагогом строки текста.
  • Обучение имитационным движениям, звукоподражанию.
  • Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции.
  • Поощрять готовность детей участвовать в танцевальных импровизациях.
  • Формировать умения выполнять элементарные ролевые действия.
  • Русская народная сказка «Репка».
  • А. Барто «Игрушки».
  • Сказка «Колобок».
  • Потешка «Огуречик, огуречик».
  • Потешка «Ладушки».
  • Потешка «Идёт коза рогатая».
  • Народная игра «Зайка серенький сидит».
  • Сказка «Козлятки и волк».
  • Сказка «Снегурочка и лиса».
  • Сказка В. Сутеева «Кто сказал мяу?», «Ёлочка».
  • Игра «Зверята».
  • Сказка «Три медведя».
  • Сказка «Теремок».

Средняя группа

  • Учить интонационно выразительно проговаривать фразы.
  • Развивать воображение, выразительность жестов.
  • Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
  • Формировать навыки работы с воображаемыми предметами.
  • Пантомима «Утренний туалет».
  • Игры-стихи («Дружный круг», «Кошки-мышки» и др.).
  • Игры с воображаемым предметом.
  • Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
  • Сказка «Лиса и козёл».
  • Сказка «Лиса, заяц и петух».

Старшая группа

  • Развивать интерес к сценическому искусству.
  • Развивать коммуникативные навыки и самостоятельность.
  • Развивать внимание и образную память.
  • Закреплять выразительные приёмы создания образа своего героя в процессе инсценировок.
  • Учить изготавливать декорации в форме рисунков.
  • Сказка «По щучьему веленью».
  • Игра «Заяц-хваста».
  • Сказка «Снегурочка».
  • Сказка «Лиса и кувшин».
  • Игра «Крылатый, мохнатый и масляный».

Подготовительная группа

  • Расширять словарный запас и развивать память.
  • Развивать диалогическую и монологическую речь.
  • Совершенствовать образные исполнительские умения.
  • Учить детей искать выразительные средства для создания образа своего героя.
  • Развивать навыки самостоятельной организации театрализованной деятельности.
  • Сказка и игра «Сказка о козлёнке, который умел считать до 10».
  • Сказка и игра «Кот в сапогах».
  • Сказка на новый лад и игра «Снежный колобок».
  • Сказка и игра «гадкий утёнок».
  • Сказка и игра «Серебряное копытце».
  • Сказка и игра «Красная Шапочка».

Романишина И.В., воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 420.

«Развитие речи и творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»



Предварительный просмотр:

Приложение № 21

https://dou101chita.ru/images/18-19/news/2019-03-28/2019-03-28-001.jpgМастер-класс/тренинг

для воспитателей

«ЧУДО ПО ИМЕНИ ТЕАТР»

Цель: Знакомство педагогов с эффективными методами и приёмами развития музыкально-творческих способностей детей  дошкольного возраста средствами театрального искусства.

Задачи:
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в развитии музыкально-творческих способностей дошкольников.
- Активизировать педагогов в практическом применении методов и приёмов, присущих театрализованной деятельности, для использования их в работе с детьми дошкольного возраста по развитию музыкально-творческих способностей.

Уважаемые коллеги! Современные дети уже с дошкольного возраста владеют компьютером, у большинства из них хорошо развито логическое мышление, но при этом они реже удивляются, восхищаются, радуются, сопереживают. Самый короткий путь к эмоциональному раскрепощению детей – научить их чувствовать, воображать, фантазировать и сочинять. Легче всего это сделать через театрально – игровую деятельность.

«Творчество - это не привилегия избранных, а шанс каждому выразить себя»

Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Вы разучиваете стихи, занимаетесь подготовкой различных инсценировок и драматизаций.

Но не надо ограничиваться сценарно-постановочной работой с детьми - «актёрами». Необходимо через всю жизнь детского сада, через все виды детской деятельности формировать в детях творческое начало.

Для этого существует множество театральных игр и упражнений, которые просто необходимо включать, как часть занятия, в игровую свободную от занятий деятельность детей под руководством воспитателя и в самостоятельную деятельность.

Сегодня на нашем мастер-классе мы познакомимся с алгоритмом работы в этом виде деятельности.

Только я вас попрошу быть сегодня не пассивными зрителями, а активными участниками.

Мимика — это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека.

Задача педагога - научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики.

 В младшем возрасте дети с удовольствием изображают: хитрую лису, весёлого зайку, сердитого волка и т.д.

 Дети взрослеют, как объяснить ребёнку, что такое эмоции?

А помогут в этом пиктограммы.  Теперь обратим внимание на изображение пиктограммы здесь чётко обозначены признаки того или иного настроения (положение бровей, уголков рта, глаз). Детям это помогает научиться определять эмоции, выражать их на своём лице.

Чем мы сейчас и займёмся. Вспомните известную сказку о царице, которая любуется в зеркало и разговаривает с ним «Свет мой - зеркальце, скажи да всю правду доложи, я ль на свете всех милее и румяней, и белее?». Представьте, что это зеркало. Вам нужно глядя в него произнести эти слова с интонацией и мимикой соответствующей тому, что изображено на пиктограмме. А мы определим ваше эмоциональное состояние.

Упражнение на развитие мимики: «Яблоки»

 (Русская народная мелодия «Во саду ли, в огороде») Посмотрите, сколько яблок выросло. Какие они большие, круглые и, наверно, сладкие или кислые, а могут быть горькие, или безвкусные.

Педагоги, встав в круг, передают мяч (яблоко) друг другу на сильную долю такта. Музыка внезапно прекращается - тот, в руках кого в этот момент оказался мяч, мимикой показывает, какое яблоко.  Все делают то же самое. Упражнение повторяют несколько раз.

Хорошо использовать в своей работе приём –

 «Работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние».

Предлагаем детям ряд иллюстраций с изображением детей в различных эмоциональных состояниях. Задание - выбрать те иллюстрации, на которых мимика этих детей подходит к образу вашего персонажа, аргументируйте ваш выбор и изобразите мимикой эмоциональное состояние вашего персонажа.

Упражнения на развитие воображения:

  • передавать друг другу веревку, произнося слово «змея»;
  • передавать друг другу кубик со словами «мороженое»;
  • передавать друг другу молоток-игрушку и изображать, какой он тяжёлый......

Следующий этап - работа над жестом и движением. Задача педагога - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа.

Игра: «Повторяй-ка»

Правила игры: первый участник показывает одно движение, присущее образу (лисе, зайке, медведю…). Задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ.

В ходе игры дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые помогут им добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.

Упражнение на развитие жестов: «У кого что внутри»


У одуванчиков белых – взлеталка (сдувают пух с ладони).
У моторчиков – рычалка (крутить кулачки).
У часиков – спешилка  (пальчиками ход стрелок).
У девочек – смешилка  (похлопывание по животику).
У мышки – пищалка  (изображают мышку).
У лошади – ржалка  ( руки вперед, ножкой изображать лошадку).
У ветра – задувалка  (дуют, руками и телом изображая ветер, разной силы).
У каблучков – стучалка  (цокаем язычком).
У носа – сопелка  (дышать носом, то быстро, то медленно).
У ежика – пыхтелка  (переплетают пальцы рук, «корзиночка»)
У солнышка – светилка  (раскрываем руки вверх).

Еще один этап - работа над эмоциональной окраской голоса персонажа (тембр и сила голоса)

Можно использовать в работе скороговорки, известные небольшие стишки, прибаутки.

 Скороговорка: 

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали!                                                                           И еще раз начинаем тихо, затем - громко!

Приём использования скороговорок позволяет формировать правильное произношение, артикуляцию, тренирует дикцию, помогает детям научиться быстро и четко проговаривать трудно произносимые слова и фразы, а моделирование рукой я использую для развития динамического слуха.

Прием для развития интонационной выразительности речи – проговорить скороговорку сердито, испуганно, радостно, грустно, плача, смеясь, робко, ехидно, хитро

Упражнение на развитие интонационной выразительности речи:

«Наши уточки с утра»

Наши уточки с утра: «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»

Наши гуси у пруда: « Га-га-га! Га-га-га!»

А индюк среди двора: «Бал-бал-бал! Балды-балда!»

Наши гуленьки вверху: «Грру-грру-угрру-у-грру-у!»

Наши курочки в окно: «Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!»                                                                    А как Петя-петушок рано-рано поутру                                                                                  

Нам споет: « Ку-ка-ре-ку!»

Речевые игры на голосовые характеристики:

«Винни Пух и Пятачок» (песенка Вини Пуха) 
Вспомните мультфильм про Вини Пуха, когда они с Пятачком пришли в гости к Кролику и там наелись.
Пятачок вошёл и вышел (звук одинаково лёгкий: «а-а»).
Винни Пух – вошёл, наелся, вышел (звучит тяжело: «а»)

 «В цирке» 

 Выпрыгивая вперёд, размахивая руками, выкрикиваем: «Але-хоп»

 «Слоник» Нужно произнести текст: 

Слоник по двору ходил,

Слоник хоботом водил.

Я за слоником пойду,

Голос в хоботе найду.
Текст произнести 2 раза (грустный слоник в нос, с покачиванием головы в стороны, весёлый слоник высоким голосом, в конце произнести звуки на повышение интонации: «А – аО- аУУУ" ).
         

Следующий этап – этюды.

Его задача - применить изученные методы и приёмы на практике.

«Курочка Рябушечка»

- Курочка - рябушечка.

Куда ты пошла?

  •  На речку.
  •  Курочка - рябушечка,

Зачем ты пошла?

  •  За водичкой.
  •  Курочка - рябушечка,

Зачем тебе водичка?

  •  Цы пляток поить.
  •  Курочка - рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

-Пи - пи - пи - пи!

«Веселый смех»

Шел медведь – косматый мех,

Нес в мешке веселый смех.

Зацепил мешком за сук –

Смех посыпался вокруг.

Я прочитаю стих Т. Волгиной «Два друга», а вы будете выполнять движения по тексту.

Пришли два юных друга на речку загорать.

Один решил купаться – стал плавать и нырять.

Другой сидит на камушке и смотрит на волну,

И плавать опасается: «А вдруг я утону?!».

Пошли зимой два друга кататься на коньках.

Один стрелою мчится — румянец на щеках!

Другой стоит растерянный у друга на виду.

«Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!».

Гроза дружков застала однажды на лугу.

Один пробежку сделал – согрелся на бегу.

Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:

Лежит под одеялами - «Кха-кха!..Апп-чхи!!».

Не нужно ничего специально придумывать. «Вжиться» в роль – это правильно уловить или вспомнить те собственные ощущения, которые вы или ребёнок проживали, опираясь на жизненный опыт. Только когда дети знают, что и для чего, осознавая конкретную задачу, получается выразительно сыгранная роль.

Проживая собственные эмоции, дети начинают понимать и чувствовать той или иной образ.

Я надеюсь, что проведенный мастер-класс поможет вам активно внедрять полученный опыт в практику работы с детьми.

Романишина И.В., воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 420.

«Развитие речи и творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»



Предварительный просмотр:

Приложение № 20

Пособие «Платковая кукла» «Платковая кукла как один из самых эффективных и интересных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте»

Интересные виды театра.

Выступление перед коллегами.

Подготовила: воспитатель, Романишина И.В.

Цель и задачи дидактического пособия

Цель: использование платковой куклы для всестороннего развития воспитанников младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие: расширять кругозор детей.

Развивающие: развивать память, мышление, речь, внимание, воображение. Творческие, познавательные, коммуникативные способности детей.

Воспитательные: воспитывать у детей доброжелательность и коммуникабельность.

Актуальность:

Дети младшего дошкольного возраста очень любопытны, их привлекают красочные, красивые игрушки и пособия. В настоящее время в теории и практике все чаще отмечается необходимость развития социально-личностных качеств ребенка, в том числе речевой активности, инициативности, эмоциональности, способности к творчеству. Огромный потенциал, который признан педагогической наукой, в данном направлении заложен в театрализованной деятельности. В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста использую разнообразные виды кукол: перчаточные, марионетки, би-ба-бо, куклы на ложках, пальчиковые куклы из фетра и из картона.

Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! В решении задач, связанных с развитием речи ребенка дошкольника особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности. Различные виды театрализованной деятельности обогащают детей новыми впечатлениями, развивают интерес к литературе, активизируют словарь, способствуют нравственно эстетическому воспитанию. Хотелось бы отметить среди многообразия театральных кукол, очень привлекательной для детей данного возраста стала изготовленная мной платковая кукла. Плюс в том, что для изготовления такой куклы не требуется много времени и больших материальных затрат.

Платковая кукла проста в изготовлении. Эти куклы называются так потому, что основу их составляет платок или кусок ткани. Платок прикрепляется к голове куклы. Голову куклы можно сделать разными способами – с помощью картона, поролона, синтепона и ткани или капрона. Я использовала синтепон и ткань. После делается лицо. Главное, проявить фантазию, потому что сделать его можно любыми способами. Нарисовать, использовать цветную бумагу, декоративные глаза и рот, самоклейку или нитки. Я купила глаза для куклы, рот сделала из фетра. С помощью цветной пряжи или мулине делаем волосы. К краям платка пришиваются резинки. Голова крепится на шее у кукловода, а резинки – к кистям рук. Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно двигаться.

Платковая кукла не только проста в разработке, но и отвечает всем требованиям ФГОС – кукла безопасная, полифункциональная, легко транспортируемая, доступная и вариативная, и является атрибутом РППС. Платковая кукла – это пособие, имеющее образовательное, развивающее и воспитательное значение.

Платковая кукла имеет большое преимущество перед другими театральными куклами. Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроения героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные движения, действия, недоступные другим куклам (ходить, танцевать, сидеть, указывать, писать, брать за руку, гладить по голове ребёнка и т. д.).

Платковая кукла находит широкое применение в воспитательно-образовательном процессе. Кроме того, она помогает мне удерживать внимание детей, заинтересовывать их и эмоционально вовлекать в процесс обучения.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста часто использую платковую куклу для организации режимных моментов. Кукла может показать, рассказать, спросить, похвалить, помочь, при организации сюжетно-ролевых игр, как сюрпризный момент при проведении ОД, для развлечений и досугов, праздников. А также данная кукла помогает возродить интерес детей к народной игрушке.

Освоение платковых кукол.

На 1 этапе дети знакомятся с куклой – бабочкой, одетой на руки педагога.

На 2 этапе дети выполняют упражнение «бабочка»: запястье одной руки накладывается на запястье другой руки под углом ладони вниз. Пальцы плотно прижаты друг к другу и двигаются вверх – вниз, как крылья бабочки.

На 3 этапе проводится театрализованная игра «летел мотылёк».

Цель: Развитие личностных качеств ребёнка, его творчества; воспитание интереса к платковым куклам и желания их использовать в различных видах деятельности.

Задачи:

• стимулировать активность и творчество детей в создании различных образов; использовать их в танцевальной, песенной, речевой, изобразительной и театрализованной деятельности;

• формировать художественное видение в различных видах деятельности;

• создать «детско-взрослое» общество на принципах партнёрства, сотрудничества, диалога;

• разнообразить методы и приёмы воспитательно-образовательной работы с детьми.

Интеграция образовательных областей:

«Физическое развитие»: движения, имитирующее движения различных персонажей. Развитие моторики рук и пальцев.

«Социально-коммуникативное развитие»: имитация характерных действий, эмоциональность, активное включение детей в театрализованную деятельность в рамках занятий, в совместную и самостоятельную деятельность. Общение с воспитателем и сверстниками, активизация словаря. Воспитание бережного отношения к результатам труда педагогов (куклам мелкий ремонт: глаза, рот, пр.)

«Художественно-эстетическое развитие»: тексты литературных произведений, к которым используются куклы. Разучивание танцевальных движений кукол; использование платковых кукол в песенном исполнении для выразительности образа (частушки, колыбельные).

В настоящее время в дошкольном образовании отмечается необходимость развития социально-личностных качеств ребёнка, в том числе активности, эмоциональности, способности к творчеству. Этому способствуют различные виды деятельности: музыкально-эстетической, конструкторской, театрализованной, речевой.

Во всех перечисленных видах деятельности используется всё кукольное разнообразие: куклы бибабо, перчаточные, пальчиковые, куклы-марионетки и др. В нашем учреждении мы с удовольствием используем изготовленные руками педагогов платковые куклы.

Теперь наши платковые куклы – неотъемлемый атрибут любых мероприятий, проводимых в ДОУ. Они используются в музыкальной, театрализованной, речевой и изобразительной деятельности; как элементы оформления учреждения. Дети придумали всем куклам имена и обращаются с ними, как с лучшими друзьями, а также выступают инициаторами использования платковых кукол в досуговой деятельности, на интегрированных занятиях, на праздниках и развлечениях. Через кукольный образ дети получают новые знания: интеллектуальные, нравственные, эстетические. Платковые куклы стали постоянным источником радости, стремления детей выразить свои чувства, эмоции через определённый образ.

Использование платковых кукол в непосредственно – образовательной деятельности ребёнка - дошкольника:

- сюрпризный момент в непосредственно-образовательной деятельности любого направления.

Использование платковых кукол в повседневной жизни:

- для организации режимных моментов в группах (кукла может показать, похвалить, рассказать, спросить, помочь);

- с помощью платковой куклы можно организовать развлечения, досуги;

- организация сюжетно-ролевой игры (пригласит детей к себе или сама придёт в гости, покажет, как уложить куклу, накрыть стол, полечить);

- использование платковых кукол в трудовой, самостоятельной деятельности;

- использование куклы на прогулке, экскурсии.

Главными принципами в организации работы по использованию платковых кукол в жизнедеятельности детей являются:

- учёт основной (игровой) деятельности дошкольника;

- сочетание реализма и воображения;

- взаимосвязь всех участников творческого обучающего и развивающего процесса.

Самодельная платковая кукла у творческого педагога найдет широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Платковая кукла – это чудо-пособие, имеющее развивающее, обучающее и воспитательное значение. Эта кукла вызывает у детей восторг, восхищение, удивление, желание разговаривать с ней. Все кто познакомится с платковой куклой, сразу поймут, как много радости принесет она детям и взрослым.

Романишина И.В., воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 420.

«Развитие речи и творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»



Предварительный просмотр:

C:\Users\Галя\Desktop\театральный уголок.jpgМетодические рекомендации по организации

центра театральной деятельности в группе ДОУ

Методические рекомендации предназначены для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Рекомендации раскрывают содержание и наполнение центра с учетом использования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Использование данного материала предполагает творческий подход педагогов в построении и обогащении образовательного пространства дошкольного учреждения с учетом возрастных особенностей детей.

В зависимости от интересов детей, их возраста и воспитательных задач, при оформлении театрального уголка, используется все пространство группы, и место использования материалов не должно быть замкнуто местом его расположения, т.е., используется принцип мобильности.

Чтобы обеспечить развивающий характер среды необходимо выполнение принципа сменяемости материала в зависимости:

- от основных целей и задач учебно-воспитательной работы в данный месяц;

- направлений углубленной работы детского сада, группы;

- времени года;

- тем занятий соответствующего цикла;

- интересов детей;

- состояния самого материала (изношенность, своевременность).

Важно предусмотреть и принципы: многофункциональности, эстетичности и доступности, всего предлагаемого материала.

Обязательными составляющими театральных уголков должны быть следующие атрибуты:

  • ширма
  • уголок ряженья (шляпы, бусы, веера, детали костюмов, усы,  парики, очки, маски-шапочки, театральный реквизит, декорации и т.п.).      

   

Содержание театральных уголков и наличие в них различных видов театров зависит от возраста детей.

Размещение центра в предметно-пространственной среде:

  • Располагается рядом с «центром игры»
  • Пособия соответствуют возрасту детей и программе.
  • Эстетичность и разнообразность костюмов.
  • Вовлечение детей в процесс проигрывания роли.
  • Безопасность пособий и оборудования.

     В содержание работы по театрализованной деятельности входит:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения (используя вербальные и невербальные средства выразительности);
  • литературные игры «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи».

При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются:

  • особенности эмоциональной личности ребенка,
  • его индивидуальные социально-психологические особенности;
  • индивидуальные предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • поло-ролевые особенности.

Пособия, материалы, оборудование

Решение образовательных задач

Младшая группа

Театр картинок (фланелеграф)

- Театр «би-ба-бо»

- Пальчиковый театр

- Настольный плоскостной театр

- Настольный конусный театр

- Настольный театр дымковской игрушки

- Настольный театр мягкой, резиновой, паралоновой игрушки и т.д)

- Настольный вязаный театр

- Формирование навыка ориентировки в

пространстве

- формирование умения передавать мимикой и

жестом основные движения.

- формирование навыков общения.

- развитие памяти и речи у детей.

Средняя группа

- Театр картинок (фланелеграф)

- Театр «би-ба-бо»

- Теневой театр

- Пальчиковый театр

- Настольный кукольный театр

-Настольный конусный театр

движения.

-Настольный театр дымковской

игрушки

-Настольный театр мягкой игрушки

-Настольный вязаный театр

-Театр ложек

-Театр верховых кукол

формирование умения передавать мимикой и

жестом основные движения.

- формирование навыков общения.

развитие памяти и речи у детей.

- развитие сценических данных

Старшая группа, подготовительная группа

-Театр игрушки;

-Магнитный театр;

-Конусный театр;

Театр на плоскостной;

-Театр вязанной игрушки;

-Театр на прищепках

-Театр в чемодане;

-Театр в коробке;

-Театр на фланелеграфе;

-Теневой театр;

-Магнитный театр;

-Перчаточный театр;

-Пальчиковый театр;

-Носочный театр;

-Театр Би-Ба-Бо.

-Театр ростовых кукол;

-Театр кукол марионеток;

-Платочный театр;

-Театр масок;

совершенствование артистических навыков

детей.

- работа над речью и интонацией

- развитие памяти и речи у детей.

- развитие сценических данных



Предварительный просмотр:

Игры на развитие дыхания

«Змей Горыныч»

Цель игры: стимуляция функции дыхания.

Пусть ребенок вообразит себя Змеем Горынычем, который дышит сначала одной ноздрей, а потом другой. Одну ноздрю нужно зажать пальцев, а другой сделать глубокий вдох и выдох.

«Необычная картина»

Цель игры: формирование правильного дыхания, развитие воображения, творческого мышления, эстетического вкуса.

Материалы: краски, бумага, кисточки, коктейльная трубочка.

Лист бумаги нужно смочить водой и краской нарисовать, например, ствол дерева, затем предложить ребенку взять коктейльную трубочку и, дуя в нее нарисовать ствол, нарисовать ветки или можно нарисовать краской желтый круг и из этого круга выдувать лучики у солнца. Можно создать любую абстрактную картину, выдувая из любого цветного пятна разные фигуры.

Игра на укрепление осанки

«Крокодилы»

Цель игры: общее укрепление организма, развитие координации движений, укрепление мышц спины и позвоночника.

Материалы: веревка или скакалка.

Дети ложатся на пол и ползут по нему, изображая крокодилов. Их задача – одновременно передвигать правую руку и левую ногу, затем левую руку и правую ногу. Можно натянуть веревку и попросить детей проползти по ней так, чтобы ее не задеть и не попасть в капкан.

Игра на преодоление плоскостопия

«Узоры»

Цель игры: развитие координации движений, профилактика плоскостопия, укрепление связно-мышечно аппарата стоп.

Материалы: карандаши, палочки, фломастеры.

На полу разложите разного цвета и размера карандаши, палочки, фломастеры. Попросите выложить картинку или узор пальцами ног. Схему узора можно предложить заранее, а можно предоставить инициативу ребенку.

Игра для часто болеющих

«Неделька»

Цель игры: общее укрепление организма, развитие ловкости, тренировка чувства равновесия, укрепление мышц туловища и конечностей, тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

Материалы: веревочка.

Веревочку двое игроков натягивают между собой на уровне щиколотки. Задача остальных участников – перепрыгнуть через веревочку. С каждым новым днем недели веревочку следует приподнимать  все выше. Высота веревочки регулируется в соответствии с возрастом детей.

Игры для развития мелкой моторики

«Аптекарь»

Цель: развитие координации движений и мышления.

Материалы: пинцет, тарелка с бусинками, платформа с ячейками.

Поставьте перед ребенком поднос, на котором положите пинцет, тарелку или чашку с бусинами, платформу с ячейками, куда можно положить бусины. Предложить ребенка с помощью пинцета взять бусину и переложить их в ячейки.

Примечание: Предлагая эту игру,  учитывайте общее состояние ребенка, его настроение, так как игра сложная и требует большой концентрации внимания, внутреннего контроля, высокой точности в движениях.

«Сюрприз» (для младшего возраста)

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, координации движений.

Материалы: мелкие предметы или игрушки, фантики.

Заверните какие-нибудь предметы в фантики, потом предложите ребенку развернуть их. Когда ребенок научится аккуратно разворачивать фантики, попросите его сделать наоборот, то есть самому приготовить сюрприз, завернув предметы в бумажки.

«Башня» (для младшего возраста)

Цель игры: развитие координации движений, внимания, воспитание  выдержки.

Материалы: набор кубиков.

Задача игроков ставить кубики один на другой до тех пор, пока башня не обвалится. Тот игрок, который обрушит башню, проигрывает.

 «Город»

Цель игры: развитие мелкой моторики, координации движений.

В городах людей не мало;

Много окон

И дверей,

Много улиц и каналов,

Мало водится зверей.

На первую строчку водить рукой, как в считалке, на вторую указательными пальцами «рисовать окно», на третью – «открывать дверь», на четвертую – ладони параллельно друг другу движутся вперед, на последнюю развести руки в стороны.

Предложенные  игры интересны и полезны детям-дошкольникам. Их можно использовать при организации образовательной и совместной деятельности. Выбирая игры для детей, необходимо ориентироваться на их общее физическое состояние и на возрастные особенности.

С уважением к Вам,

педагоги МКДОУ!