Инструментарий для психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
Здесь можно найти образцы психолого-педагогической документации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения
ребёнка и его родителей (законных представителей)
Ф.И.ребенка_____________________________________группа_______________дата рождения______________________
Адапт. наблюде ния | Диагнос тика | Групповая диагност. | Коррекцион. занятия | Коррекция в сенс. комнате, терапия | Групповые занятия | Консультации с родителями | Групповые занятия с родителями | Взаимодейст вие со специалистами |
Мать___________________________________________________ Отец_____________________________________________________
Продолжение
Адапт. наблюде ния | Диагнос тика | Групповая диагност. | Коррекцион. занятия | Коррекция в сенс. комнате, терапия | Групповые занятия | Консультации с родителями | Групповые занятия с родителями | Взаимодейст вие со специалистами |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О.________________________________________________Группа______ Дата__________________
Психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка 2-3 лет к ДОУ
Параметры | Дополнительный вопрос к матери ребенка | Оценка в баллах или словесно |
1 | 2 | 3 |
I. Поведение | ||
Настроение Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное | Какое из перечисленных настроений преобладает? | 3 2 1 |
Засыпание Быстрое (до 10 минут) Медленное Спокойное Неспокойное С дополнительными воздействиями Без дополнительных воздействий | Как засыпает ваш ребенок? Что вы делаете, чтобы ребенок заснул? | 3 2 3 2 2 3 |
Продолжительность сна Соответствует возрасту Не соответствует возрасту | Какова длительность сна? | 3 1 |
Аппетит Хороший Избирательный Неустойчивый Плохой | Какой аппетит у вашего ребенка? | 4 3 2 1 |
Отношение к высаживанию на горшок Положительное Отрицательное | Как относиться ваш ребенок к этой процедуре | 3 1 |
Навыки опрятности Просится на горшок Не проситься, но бывает сухой Не проситься, ходит мокрый | 3 2 1 | |
Отрицательные привычки Есть (какие?) Нет | Сосет пустышку, палец, раскачивается, и т.д. | 1 3 |
II Нервно-психическое развитие | ||
Возраст 1 г. 6 мес. – 1 г. 9 мес. Понимание речи Движения Игры Навыки гигиены | Выполняется методом диагностики | Соответствует возрасту – 3 балла. Ниже на один эпикризный срок – 2 балла. Ниже на 2-3 эпикризных срока – 1 балл |
Возраст 1 г. 9 мес. – 2 г. Понимание речи Активная речь Игра Навыки гигиены | ||
III. Личность Проявление познавательных потребностей (по наблюдениям матери и педагогов) | ||
В повседневной жизни Проявляет познавательные потребности Проявляет недостаточно Не проявляет | 3 2 1 | |
Интересуется игрушками, предметами – дома и в новой обстановке Да Нет Иногда | 3 1 2 | |
Проявляет интерес к действиям взрослых Да Нет Иногда | 3 1 2 | |
Любит заниматься: внимателен, активен, усидчив Да Нет Не всегда | 3 1 2 | |
При обучении Проявляет интерес Проявляет недостаточно Не проявляет | 3 2 1 | |
Инициативность в игре Проявляет инициативу по всем указанным параметрам: Умеет сам найти дело Да Нет Есть фаза подготовки игры Самостоятельно С помощью взрослого Проявляет элементы воображения Да Нет | 3 1 3 2 3 1 | |
Самостоятельность в игре Умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого Не всегда Не играет сам | 3 2 1 | |
Результативность деятельности Доводит начатое дело до конца Не всегда Не доводит | 3 2 1 | |
Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт Легко идет на контакт со взрослыми Избирательно Трудно | 3 2 3 2 1 | |
Инициативность во взаимоотношениях с детьми Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт Легко вступает в контакт с детьми Избирательно Трудно | 3 2 3 2 1 | |
Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми Есть Недостаточно Нет | 3 2 1 | |
Уверенность в себе Есть Не всегда Нет | 3 2 1 | |
Адекватен к оценке своей деятельности взрослыми Есть Не всегда Нет | 3 2 1 | |
Опыт разлуки с близкими Переносит разлуку сравнительно легко Тяжело | 3 2 | |
Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых Есть Нет | 1 3 |
Прогноз адаптации (по среднему числу баллов):
Готов к поступлению в ДОУ 3 – 2,5; 12 баллов.
Условно готов 2,5 – 2; 8 баллов.
Не готов 1,9 – 1; 4 балла.
Предварительный просмотр:
Наличие возможных навыков при поступлении в детский сад
Навыки самообслуживания
- Ест довольно аккуратно, умеет пережевывать пищу, использует ложку и чашку;
- Пытается одеваться самостоятельно (без застегивания), надевает нижнее белье, штаны, носки, шапку;
- Самостоятельно моет и вытирает руки и лицо, начинает пользоваться носовым платком;
- Узнает свои вещи;
- Убирает игрушки, с помощью взрослого.
Индивидуальные особенности
- Употребляет в речи местоимения «Я», «Мой»;
- Понимает слова «нельзя», «надо», выполняет всегда – иногда;
- Любит, когда читают книжки;
- Рассматривает картинки, может обозначить словом предмет действие;
- Любит слушать музыку;
- Любит рисовать так, как умеет.
Развитие общения
- Изображает поведение взрослого;
- «Отыгрывает» на игрушках знакомые действия: кормление, укладывает спать;
- По просьбе взрослого может оказать помощь – самостоятельно стремится оказать помощь.
Развитие речи
- Понимает обращенную к нему речь;
- Повторяет за взрослым предложения из _______ слов;
- Самостоятельно строит предложения из _______ слов;
- (Не) грамотное построение фразы;
- Может ответить на вопросы «Где?», «Куда?», «Кто, Что?», «Почему?».
Сенсорное развитие
- Знание основных цветов: подбирает по образцу предметы соответствующего цвета – называет все основные цвета – знает оттенки;
- Ориентируется в контрастных формах предметов – правильно называет;
- Различает предметы по величине – называет до ____ категорий.
Продуктивная деятельность
- Самостоятельно выполняет постройки:
__________________________________________________________________________________________________
- Умеет рисовать замкнутые линии,
__________________________________________________________________________________________________
- Лепит из пластилина – пытается лепить из теста.
____________________________________________________
Согласны ли Вы, чтобы с Вашим ребенком работал педагог-психолог (формы работы: диагностика, психологические, развивающие игры, развивающие занятия).
Согласен ______________________(подпись)
Не согласен ____________________(подпись)
Предварительный просмотр:
Информационная справка
по итогам организации психолого-педагогического сопровождения
учебно-воспитательного процесса во __ младшей группе №___
педагогом-психологом Файзуллиной Р.А. в период с __ по __
По списку в группе __ воспитанников: 25 - вновь прибывшие (1 ребенок оформлен в ДОУ, но еще не приходили на адаптацию), 1 ребенок переведен из ср.3, 2 ребенка выбыли до завершения адаптации.
Степень адаптации | Количество детей |
Находятся на адаптации | 16 |
Легкая | 4 |
Средняя | 4 |
Тяжелая | 0 |
Мероприятия | Кол-во | Охват детей | Тема |
Адаптационные наблюдения | 141 | 26 | Отслеживание процесса адаптации ребенка к ДОУ. |
Адаптационные занятия | 2 | 7 | Профилактика трудностей адаптационного периода |
Первичная диагностика при поступлении | 24 | 24 | Опрос родителей по анкетам: «Психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка к ДОУ», «Наличие возможных навыков при поступлении в детский сад» «Первичная анкета для родителей детей старше 3 лет». |
Индвидуальные консультации с родителями по запросу. | 2 | 2 | Сопровождение процесса адаптации. |
Индвидуальные консультации с родителями (первичный прием) | 24 | 24 | Сбор анамнестических сведений о ребенке. Выданы рекомендации по посещению ДОУ. |
Родительское собрание «Я уже детсадовец!» | 10 | 10 | Особенности адаптационного периода и ответственность родителей. |
Рекомендации:
Педагогам усилить просветительскую работу с родителями по вопросам соблюдения режима и своевременного формирования КГН у воспитанников.
Родителям обратить внимание на собственный эмоциональный фон и систему семейного воспитания, физиологические особенности детей.
______________________
Содержание таблицы варьируется в зависимости от проведенной работы.
Предварительный просмотр:
Прогноз обучаемости
по методике Л.А. ЯСЮКОВОЙ
«Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе»
Психологические качества | Патология | Слабый | Средний | Хороший | Высокий | |
1. Речевое развитие | 4 | 38 | 66 | 5 | 0 | |
2. Виз. мышление | Линейное | 2 | 16 | 69 | 26 | 0 |
Структурное | 2 | 20 | 66 | 25 | 0 | |
3. Понятийное интуитивное мышление | 5 | 38 | 60 | 10 | 0 | |
4. Понятийное логическое мышление | 4 | 70 | 38 | 1 | 0 | |
5. Речевое мышление | 2 | 15 | 89 | 6 | 0 | |
6. Образное мышление | 0 | 70 | 43 | 0 | 0 | |
7. Абстрактное мышление | 0 | 59 | 49 | 5 | 0 | |
8. Скорость переработки информации | 10 | 9 | 58 | 26 | 8 | |
9. Внимательность | 27 | 9 | 40 | 21 | 14 | |
10. Зрительно-моторная координация | 21 | 60 | 32 | 4 | 0 | |
11. Кратковременная речевая память | 3 | 13 | 81 | 16 | 0 | |
12. Кратковременная зрительная память | 1 | 27 | 68 | 10 | 7 | |
13. Тревожность | 0 | 6 | 31 | 45 | 31 | |
14. Энергия | 0 | 8 | 28 | 63 | 14 | |
15. Настроение | 0 | 31 | 64 | 18 | 0 |
В таблице представлены сводные результаты ГОШ четырех подготовительных групп за 2021-2022 учебный год. Средний уровень – это возрастная норма. В зеленый цвет окрашены ячейки с наивысшими показателями по обследуемым параметрам.
В рамках диагностического обследования были обследованы воспитанники подготовительных групп по методике Л.А. Ясюковой «Определение готовности к школе».
По методике «Готовность ребенка к обучению в школе» Л.А. Ясюковой, которая отражает готовность детей в интеллектуальном, личностном и эмоциональном развитии продиагностированы 93 (93%) воспитанников.
В результате обследования были выявлены следующие показатели:
- Хороший уровень готовности (выше нормы) – 5 чел (5 %)
Позволяет детям самостоятельно успешно учиться в школе, является необходимым и достаточным для обучения по гимназическим, усложненным и расширенным программам, а также по программе Л. В. Занкова.
- Средний уровень готовности (норма) – 69 воспитанников (74%)
Минимально необходимый для детей, поступающих в школу, и достаточный для начала обучения по общеобразовательной программе.
- Слабый уровень развития (ниже нормы) – 17 воспитанников (18%)
Свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов. Требует объединения усилий психолога, родителей и педагогов для оказания помощи ребенку.
- Очень слабый уровень готовности (уровень патологии) – 1воспитанник (1 %)
Свидетельствует о нарушении формирования психических процессов, об аномалиях развития, в основе которых могут лежать осложнения физиологического или неврологического характера, различные травмы и хронические заболевания. Этот воспитанник направлен ГПМПК в школу компенсирующего обучения.
Диаграмма по уровню детей
Результаты диагностики качества образования воспитанников подготовительных групп по методике Л.А. Ясюковой «Методика определения готовности к школе
Показатели | Зоны | ||||||
Подг. 1 | Подг. 2 | Подг. 3 | Подг. 4 | Среднее значение | Уровень | ||
1. Речевое развитие | 2,86 | 2,83 | 3, 04 | 2,77 | 2,87 | Н | |
2. Визуальное мышление | линейное | 3,14 | 3,26 | 3,33 | 2,77 | 3,12 | С |
структурное | 2,86 | 2,74 | 2,58 | 2,73 | 2,72 | Н | |
3. Понятийное интуитивное мышление | 2,55 | 2,78 | 3,17 | 2,5 | 2,75 | Н | |
4. Понятийное логическое мышление | 2,77 | 2,7 | 2,79 | 2,55 | 2,7 | Н | |
5. Понятийное речевое мышление | 2,68 | 2,91 | 3,17 | 2,82 | 2,94 | Н | |
6. Понятийное образное мышление | 2,86 | 3,04 | 3,08 | 2,73 | 2,92 | Н | |
7. Абстрактное мышление | 2,5 | 2,74 | 2,5 | 2,73 | 2,6 | Н | |
8. Скорость переработки информации | 3,14 | 2,96 | 3,04 | 3,09 | 3,05 | С | |
9. Внимательность | 3,32 | 3,17 | 3,21 | 2,59 | 3,07 | С | |
10. Зрительно-моторная координация | 2,5 | 2,04 | 2,33 | 2 | 2,2 | Н | |
11. Кратковременная речевая память | 3 | 2,96 | 3 | 3 | 3 | С | |
12. Кратковременная зрительная память | 3,18 | 2,87 | 3,04 | 2,82 | 3 | С | |
13. Тревожность | 3,32 | 3,52 | 3,25 | 3,18 | 3,3 | С | |
14. Энергия | 4 | 3,87 | 4,04 | 3,86 | 4 | Х | |
15. Настроение | 3,32 | 3,22 | 3,5 | 2,95 | 3,2 | С |
Из этих данных видно, что наиболее слабым местом в развитии наших выпускников является зрительно-моторная координация, отвечающая за перенос информации с доски или учебника в тетрадь. Затем по мере нарастания следуют абстрактное мышление (позволяет детям сознательно, пооперационно планировать свою деятельность, гораздо быстрее формировать понятийные структуры и произвольно ими пользоваться. Это наиболее высокий уровень мышления), понятийное логическое (характеризует способность ребёнка учиться: ребёнок понимает суть правил, формул, видит зону их применения), визуальное структурное мышление (позволяет видеть закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения и оперировать этими закономерностями, мыслить по аналогии) , понятийное интуитивное (основано на личном опыте ребёнка, связано с его возможностью разбираться в материале и самообучаться. Это мышление необходимо, как, база для усвоения школьных знаний. Недостатки в развитии понятийного мышления обычно начинают мешать ребёнку в средней школе и позже, однако развивать его в этот период уже значительно сложнее.Чем чаще и дольше ребёнок пользуется непонятийными методами анализа и обобщения, тем прочнее они закрепляются и становятся единственно возможными. В итоге ребёнок оказывается не в состоянии понять логику любой науки. Мышление не позволяет ему систематизировать получаемые знания и воспринимать новую информацию) и речевое развитие.
На хорошем уровне находится только энергия воспитанников.
Остальные показатели достигают среднего уровня.
Неготовность к обучению в школе имеют и дети с функциональными отклонениями в мозговой деятельности. Чаще всего они носят легкие, обычно бесследно проходящие к подростковому возрасту нарушения в работе мозга. Однако, пока они не компенсированы, они приводят к нарушениям произвольного внимания, зрительно-моторной координации, оперативного мышления и оперативной памяти, к повышенной умственной утомляемости, что осложняет процесс обучения ребенка и может приводить к торможению развития.
Из 93 воспитанников у 25 был выявлен риск развития ММД. Некоторые из этих воспитанников прошли ТПМПК и получили рекомендации по дальнейшему развитию, родителям остальных было настоятельно рекомендовано получить консультацию детского невролога с целью подтверждения/опровержения наличия неврологической патологии и дальнейшего лечения.
Предварительный просмотр:
Количественный отчет педагога-психолога
за период июнь 2021 – май 2022 Файзуллиной Регины Анатольевны
Мероприятия психопрофилактического и организационно-методического плана
№ | Мероприятие | Дата | Кол-во мер. | Кол-во уч-в |
1. | Индивидуальное и семейное консультирование по проблемам адаптации ребенка к ДОУ | 26, из них 1 семейная | 27 | |
2. | Консультирование педагогов по вопросам воспитания и развития воспитанников | 14 | 9 | |
3. | Индивидуальные консультации по запросу родителей | 37, из них 1 семейная | 30 | |
4. | Индивидуальное консультирование персонала по личностным проблемам | 6 | 3 | |
5. | Методическое консультирование педагогов | 5 | 3 | |
6. | Диагностические консультации (АСВ – анализ семейных взаимоотношений) | 9 (15 анкет) | 15 | |
7. | Выступление на пед. часе «Взаимодействие воспитателя с родителями в русле социального партнерства» | 2 | 25 | |
8. | Выступление на пед. совете «Сюжетно-ролевая игра как психолого-педагогическая проблема» | 1 | 34 | |
9. | Участие в рабочей группе по разработке мастер-класса интегрированного занятия | 3 | 8 | |
7. | Семинар-тренинг для педагогов «Сотрудничество воспитателя с родителями» | 2 | 34 | |
8. | Групповая консультация для педагогов «Определение готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в школе» | 2 | 19 | |
10. | Консультация с руководителем ГМО подготовка материала к выступлению | 1 | 1 | |
11. | Участие в ГМО | 2 | городское |
Психологическое обследование детей в целях контроля познавательного и эмоционального развития
№ | Название диагностики | Цель диагностики | Кол-во чел |
1. | Прогноз адаптации ребенка к ДОУ | Сбор анамнеза и определение уровня готовности ребенка к пребыванию в ДОУ | 26 |
2. | Наличие возможных навыков при поступлении ребенка в детский сад | Сбор анамнеза и определение уровня готовности ребенка к пребыванию в ДОУ | 26 |
4. | «Экспресс-диагностика в детском саду» Руденко Л.Т., Павлова Н.Н. | Исследование особенностей формирования психических функций и процессов ребенка | 56 |
5. | Опросник Т. Ахенбаха (родительский и педагогический варианты) | Определение степени отклонения различных типов детского поведения | 27 |
6. | Опросник «Ребенок глазами взрослого» (педагоги) | Диагностика проявлений агрессивности у ребенка | 4 |
7. | Восьмицветовой тест Люшера | Выявление эмоционально-характерологического базиса личности и тонких нюансов ее актуального состояния | 40 |
8. | Кинетический рисунок семьи. | Изучение семейной ситуации развития | 13 |
9. | Махортова Г.С. Расскажи историю. Проективная методика исследования личности ребенка. | Исследование личности детей в возрасте от 4 до 10 лет. | 15 |
10. | Захаров А.И. «Красный дом, черный дом» | Диагностика детских страхов | 2 |
11. | Рисунок дерева | Проективная методика изучения личности ребенка. | 7 |
12. | Тест на развитость самоконтроля | Изучение развития у ребенка умения контролировать себя. | 3 |
13. | Тест Тэммл, Дорки, Амен | Диагностика тревожности | 5 |
14. | Тест «Лесенка» | Изучение самооценки ребенка | 5 |
15. | Тест «Несуществующее животное» | Проективная методика изучения личности ребенка. | 6 |
16. | Копытин А.И. «Нарисуй историю» | Выявления депрессии, суицидной настроенности, агрессивных проявлений, определения психологических последствий перенесенного насилия, особенностей невербального мышления и творческих способностей, оценки эмоционального состояния, когнитивной сферы. | 13 |
17. | Методика психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей раннего возраста 2-3 лет Е.А. Стребелевой | Изучение интеллектуального развития ребенка | 1 |
18. | Методика определения готовности к школе Ясюковой Л.А. | Определить уровень готовности ребенка к школе | 60 |
Психопрофилактическая и коррекционно-развивающая работа с детьми.
№ | Тема | Цель | Кол-во занятий | Кол-во чел |
1. | Психологический тренинг для старших дошкольников «Ребята, давайте жить дружно!» |
| 13 | 96 |
2. | Занятие-знакомство «Веселый мяч» | Познакомиться с воспитанниками групп, расположить к совместной деятельности, закрепить положительные эмоциональные реакции. | 5 | 86 |
3. | Коррекционно-развивающая программа «Гармония» | Гармонизация отношений между детьми посредством арт-терапии | 4 | 3 |
4. | Адаптационные встречи с детьми средних групп №3 и №4 | Знакомство с детьми, способствовать успешной адаптации ребенка к ДОУ через установление контакта с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, эмоционального развития | 8 | 33 |
5. | Коррекционно-развивающие занятия в сенсорке с использованием сенсорного оборудования с малыми группами. | Коррекция психоэмоционального состояния | 6 | 7 |
6. | Программа занятий с детьми средней группы №1 и №2 «Кто Я?» |
| 5 | 42 |
7. | Коррекционно-развивающая программа «Ветка винограда» | Сплотить детский коллектив, создание положительного психоэмоционального климата. | 6 | дети старшей №2 группы 24 реб. |
8. | Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия | Гармонизация внутреннего мира, дать возможность выразить себя, работа с отрицательными эмоциями | 34 | 16 |
Количественный отчет педагога-психолога
Файзуллиной Регины Анатольевны
за период июнь 2022 – декабрь 2022
Мероприятия психопрофилактического и организационно-методического плана
№ | Мероприятие | Дата | Кол-во мер. | Кол-во уч-в |
Работа с воспитанниками | ||||
1. | Индивидуальная диагностика познавательных и эмоционально-волевых процессов | 14 | 14 | |
2. | Групповая диагностика: - наблюдение процесса адаптации, - наблюдение в группе | 28 1 | 51 3 | |
3. | Индивидуальные коррекционно-терапевтические занятия | 8 | 4 | |
4. | Групповые коррекционно-развивающие занятия (включая адаптационные встречи и арт-терапию) | 21 | 104 | |
Работа с родителями | ||||
5. | Индивидуальное консультирование по запросу | 24 | 20 | |
Из них по вопросам адаптации ребенка к ДОУ 10 консультаций | ||||
Работа со специалистами ДОУ | ||||
6. | Индивидуальное консультирование специалистов по вопросам воспитания и развития воспитанников | 21 | 15 | |
7. | Семинар-тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания: программа защиты от стресса» | 3 | 12 | |
Организационно-методическая работа | ||||
8. | Августовская конференция «Стратегические изменения в системе образования города Нефтеюганска, направленные на повышение качества и эффективности образования» Работа в секции «Равный доступ детей к качественному образованию: от интеграции – к инклюзии» | 2 | педагоги города |
Количественный отчет педагога-психолога
Файзуллиной Регины Анатольевны
за период декабрь 2022 – март 2023
№ | Мероприятие | Дата | Кол-во мер. | Кол-во уч-в |
Работа с воспитанниками | ||||
1. | Индивидуальная диагностика познавательных и эмоционально-волевых процессов | 3 | 3 | |
2. | Групповая диагностика: - наблюдение процесса адаптации - наблюдение в течение дня за группой (была на группе) | 39 1 | 89 16 | |
3. | Индивидуальные коррекционно-терапевтические занятия | 11 | 9 | |
4. | Групповые коррекционно-развивающие занятия:
| 14 | 126 | |
Работа с родителями | ||||
5. | Индивидуальное консультирование по запросу | 63 | 59 | |
6. | Семейное консультирование по запросу | 3 | 6 | |
Из них по вопросам адаптации ребенка к ДОУ 52 консультации. | ||||
7. | Информационно-просветительское направление: консультации для стендов по вопросам адаптации | 1 | (5 тем) | |
Работа со специалистами ДОУ | ||||
8. | Индивидуальное консультирование специалистов по вопросам воспитания и развития воспитанников | 13 | 9 | |
Из них по вопросам организации адаптационного процесса в группе 3 консультации. | ||||
9. | Групповое консультирование специалистов: «Организация адаптационного процесса в летний период 2014 года» | 2 | 9 | |
Организационно-методическая работа | ||||
10. | Участие в ГМО психологов ДОУ: «Система работы психолога с неблагополучными семьями и индивидуальная программа сопровождения детей-инвалидов» | 1 | 12 | |
11. | Выступления на педагогическом совете:
| 2 | 32 | |
12. | Обучающие курсы «Повышение эффективности государственно-общественного управления образованием средствами проектного и социального менеджмента в условиях открытого информационно-образовательного пространства» г. Сургут | 1 | 5 | |
13. | Педагогический час «Подведение итогов работы после приемной комиссии» | 1 | 12 | |
14. | Написание и оформление проекта «Консультативный центр для родителей неорганизованных детей в возрасте от 2 до 3 лет» | 2 |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет о деятельности психологической службы
МДАОУ «Детский сад №9» за период 06 июня 2021 – 31 мая 2022
Целью работы педагога-психолога в ДОУ мы обозначили обеспечение безопасности и сохранение психологического здоровья детей как основы для полноценного психического развития ребенка на всех этапах дошкольного детства.
Исходя из цели, нами были сформулированы задачи:
- Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития.
- Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.
- Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем (особенно при подготовке детей к обучению в школе)
- Взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, ограниченные возможности здоровья, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы.
- Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.
За отчетный период нам удалось реализовать все поставленные задачи.
Создание условий для успешного развития детей включает в себя индивидуальную диагностику познавательных и эмоционально-волевых процессов воспитанников (484 мероприятия), групповую диагностику (наблюдение процессов адаптации и развития, социометрия детской группы – 7 мероприятий). Диагностическое обследование заявленных детей было проведено по результатам внутреннего ППК и по отдельным запросам педагогов и родителей с целью определения путей коррекции дефицитарных функций. По результатам диагностики проведены индивидуальные консультации для родителей и воспитателей детей, выданы рекомендации.
С целью уточнения психоневрологического диагноза, образовательного маршрута и направлений коррекционной работы 2 воспитанника были сопровождены на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию, еще 3 воспитанника посетят ее в конце мая.
Своевременная психологическая консультативная, коррекционно-развивающая и терапевтическая помощь детям оказывалась также в индивидуальной (56 консультаций) и групповой формах (61 занятие). Эти занятия включали в себя профилактику нарушений адаптации ребенка к ДОУ, развитие коммуникативных навыков воспитанников, коррекцию психоэмоционального состояния, арт-терапию.
Одним из основных направлений профессиональной деятельности службы в отчетный период является выстраивание социального партнерства родителей и специалистов, которое дает возможность родителям и педагогам понять и принять ребенка, конструктивно выстраивать взаимоотношения с ним, способствуя его нормальному развитию. Созданию условий для повышения родительской компетентности и общения родителей с детьми способствовало индивидуальное консультирование родителей по запросу (229 консультаций). Наиболее эффективными, с нашей точки зрения, являются и семейные консультации (26 шт.), которые позволяют родителям увидеть проблему с разных сторон, создают условия для обсуждения в режиме «здесь и сейчас» и принятия совместного решения. Для выявления сути затруднений были проведены индивидуальные диагностические консультации (74 косультации). Групповая диагностика 186 родителей по вопросам выявления степени адаптации ребенка к ДОУ и уровня развития совместной игры с ребенком в домашних условиях позволила нам не только получить необходимую информацию, но и ориентировать их на повышение активности и участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребенка.
Формировать психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах развития, воспитания и сохранности здоровья ребенка мы стремились, учавствуя в проведении тематических родительских собраний (18 мероприятий), по актуальным для определенных возрастных групп детей вопросам. Основная тематика собраний звучит следующим образом: «Социальное партнерство родителей и ДОУ», «Процесс адаптации ребенка к детскому саду» (младший возраст), «Роль игры в развитии ребенка» (младший и средний возраст), «Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста» (старший возраст), «Нравственные уроки моей семьи», «О готовности ребенка к обучению в школе», «Готовность родителей к поступлению ребенка в школу», «Основные рекомендации по развитию будущего первоклассника» (подготовительные группы). Использование интерактивных форм при проведении данных собраний способствовало осознанию родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье. Данная работа подкреплялась и информационно-просветительским направлением нашей деятельности, нашедшем отражение в тематических консультациях для стендов, информационных папок в группах и сайта ДОУ. В дальнейшем нами планируется увеличение степени участия родителей посредством организации интерактивных площадок и создания родительского клуба, что повысит включенность родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Повышению профессиональной компетентности педагогов в организации конструктивного взаимодействия с детьми и родителями способствовали обучающий семинар «Сотрудничество воспитателя с родителями: родительские собрания» (учавствовали 34 педагога), групповое консультирование специалистов: «Разработка тем и форм родительских собраний» (9 педагогов), «Определение готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения» (19 педагогов и специалистов).
Для актуализации профессиональной позиции и педагогических навыков нами были проведены групповые исследования «Влияние ФГТ на педагогическую деятельность специалистов», «Виды и формы социального партнерства с семьей», «Виды сюжетно-ролевых игр, наиболее часто используемых в педагогической деятельности», в которых смог поучаствовать каждый. Результаты данных исследований помогают выявить проблемные точки, недостаток знаний или умений, а также откорректировать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
С целью профилактики эмоционального выгорания нами был проведен релаксационный семинар «В ладу с самим собой», который показал актуальность и востребованность данной формы работы. Учитывая плотный рабочий график и почти невозможность участия педагогов в таких мероприятиях, считаем возможным рекомендовать администрации ДОУ простроить рабочий график специалистов с возможностью реализации потребности в данной профилактике.
Содействуя созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, способствуя личностному саморазвитию и самореализации специалистов, педагоги-психологи в течение данного периода принимали активное участие в заседаниях внутреннего ПМПК ДОУ (35 мероприятий), в проведении педагогических советов и тематических педагогических часов, в рабочих группах по разработке интерактивной площадки, мастер-классов по интегративным занятиям, аттестации специалистов. Востребованы были и индивидуальные консультации для педагогов, где обсуждались результаты диагностики, намечались пути коррекции, подбирались адекватные методы взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса (133 консультации). К данным консультациям привлекались педиатр и медицинский психолог МУЗ НГБ.
Уделять так много внимания работе с родителями и педагогами наших воспитанников нам позволила наша профессиональная убежденность в том, что обязательность и первичность присутствия значимых взрослых способствует щадящему процессу устранения затруднений ребенка, возврату взрослым ответственности за результат развития и изменений.
Для повышения профессионального мастерства мы участвовали в работе профессиональных методических объединений психологов города (ЦСПСиД «Веста»), балинтовской группы. Принимали посильное участие в работе методического объединения педагогов-психологов ДОУ, в апреле выступили там с сообщением «Арт-терапевтическая диагностика агрессивности, депрессии, риска суицида «Нарисуй историю».
Просвещению в сфере инновационных технологий способствовало наше участие в работе окружного вебинара «Чем люди отличаются друг от друга или О воспитании толерантности в семье», в городской конференции «Организация межведомственного взаимодействия по профилактике правонарушений несовершеннолетних в г. Нефтеюганске».
Для повышения качества психолого-педагогического сопровождения считаем необходимым включить педагогов-психологов в программу повышения профессиональной квалификации в 2022-23 учебном году.