Нормативно-правовая основа работы коррекционного педагога
Любая профессиональная деятельность, а также порядок взаимодействия заинтересованных лиц всегда регулируется нормативными актами. Коррекционная педагогика не является исключением, в своей работе опираюсь на следующие нормативные источники:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Международная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Всемирная декларация об образовании для всех (Рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей) Джомтьен, Тайланд от 09.03.1990
Всемирная программа действий в отношении инвалидов Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 03.12.1982
Всеобщая Декларация прав человека Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948
Декларация Генеральной Ассамблеей ООН о правах умственно отсталых лиц Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20.12.1971
Декларация ООН о правах инвалидов Провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 09.12.1975
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования Принята Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры от 14.12.1960
Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006
Конвенция ООН о правах ребенка Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989
Рекомендация N R (92) 6 Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов Принята Комитетом министров Совета Европы от 09.04.1992
Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями Саламанка, Испания от 10.06.1994
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20.12.1993
Предварительный просмотр:
Нормативные акты Федерального уровня
- Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75
(ред. от 06.04.2021) "Об утверждении примерного Положения об
оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность";
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
Приказ от 13 марта 2023 г. N 136н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ"
Приказ Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
Предварительный просмотр:
Основные документы, регулирующие развитие образования в Российской Федерации и содержащие положения об инклюзии
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
- Национальная стратегия действий в интересах детей
- Основы государственной молодежной политики до 2025 года
- Концепции развития дополнительного образования детей
- Федеральные целевые программы развития образования
Предварительный просмотр:
Государственная программа «Развитие образования»
на 2018-2025 годы
Мероприятие «Реализация моделей получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья»
Основными направлениями реализации данного мероприятия являются:
- подготовка и повышение квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов;
- обеспечение развития сетевого взаимодействия образовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;
- методическое обеспечение реализации дистанционных общеобразовательных программ для детей инвалидов;
- обучение детей-инвалидов по адаптивным образовательным программам.
Предварительный просмотр:
Положения, связанные с инклюзивным образованием, отраженные в статьях 273-ФЗ:
Статья 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты», пп. 6
Статья 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования»
Статья 41 «Охрана здоровья обучающихся», п.п. 5-6
Статья 42 «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации»
Статья 43 «Обязанности и ответственность обучающихся», п.п. 5
Статья 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся»
Статья 58 «Промежуточная аттестация обучающихся», п.п. 9
Статья 60 «Документы об образовании и(или) квалификации. Документы об обучении», п.п. 13
Статья 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»
Предварительный просмотр:
Государственная программа «Доступная среда»
(пролонгирована до 2025 года)
- Создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее - обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий. Деятельность специализированных образовательных учреждений, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья на основании заключения психолого-медико-педагогических комиссий, будет сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в обычных образовательных учреждениях.
- Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.
- Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов».