Педагогические/образовательные технологии

Очирова Туяна Валерьевна

Имея опыт работы в школе, считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии, эффективные для реализации требований ФГОС основного общего образования.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Часто педагогическую технологию определяют как:

 •          Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми      обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного        процесса;

•         Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии  
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Модульная технология
  • Технология мастерских
  • Кейс – технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества
  • Технологии уровневой дифференциации 
  • Групповые технологии. 

1) Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

Достижение поставленных целей я планирую через реализацию следующих задач:

·     использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе;

·     сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;

·     формировать и развивать коммуникативную компетенцию;

·     направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

2) Технология критического мышления

 Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  

·         На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. 

·           На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

·        Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. 

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Основные методические приемы развития критического мышления

1. Прием «Кластер»

2. Учебно- мозговой штурм

4. Интеллектуальная разминка

5. Эссе

6. Приём «Корзина идей»

7. Метод контрольных вопросов

8. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

9. Да - нет

3) Проектная технология

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Практическое применение элементов проектной технологии.

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:

1.     характеризуется высокой коммуникативностью;

2.     предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

3.     особая форма организации коммуникативно-познвательной деятельности школьников на уроке;

4.     основана на цикличной организации учебного процесса.

   Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.

4) Технология проблемного обучения

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.

  • строят гипотезу,
  • намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
  • аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.

Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

5) Игровые технологии

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

  • осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.
  • исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
  • подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Обучение в  игре  позволяет научить:

Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

  • стимулируется познавательная деятельность
  • активизируется мыслительная деятельность
  • самопроизвольно запоминаются сведения
  • формируется ассоциативное запоминание
  • усиливается мотивация к изучению предмета

6) Кейс – технология

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс технологии  противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п.  Кейсы отличаются  от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы

 Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

 7) Технология творческих мастерских

Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся. Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.

Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.

Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.

В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

8) Технология модульного обучения

 Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Семантический смысл термина ''модульное обучение'' связан с международным понятием ''модуль'', одно из значений которого – функциональный узел. В этом контексте он понимается как основное средство модульного обучения, законченный блок информации.

Основная цель современной школы – создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Модульное обучение – альтернатива традиционного обучения, оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.

Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование, у учащихся, навыков самостоятельной деятельности и самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Обучение основано на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти! Рассмотрим последовательности действий построения учебного модуля.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.

9) Здоровьесберегающие технологии  

 Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных  требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

· рациональная плотность урока должно составлять не менее 60% и не более 75-80%;

· четкая организация учебного труда;

· строгая дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности;

· построение урока с учетом работоспособности учащихся;

· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

 10) Технология интегрированного обучения

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

  • Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  • Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
  • Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Преимущества интегрированных уроков.

  • Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.



Предварительный просмотр:

Очирова Т.В.

Выступление на МО

17.11. 2015

Проектная деятельность

как одно из условий творческой самореализации учащихся

Приоритетным направлением в своей работе считаю использование проектной технологии. Эта технология давно существует в моей практике. Именно проектная технология является воплощением требований ФГОС. В стандарте сказано, что данная технология способствует развитию универсальных учебных действий, умению ставить цели, планировать свою деятельность, совершать поиск, проводить анализ и отбор необходимой информации, преобразовывать ее, владеть современными информационными технологиями, анализировать, давать самооценку, обучать навыкам работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.  Если говорить подробно, то эта технология  развивает следующие способности:

  • коммуникативные (происходит обсуждение творческих заданий, консультирование с учителем или защита в общении со сверстниками);
  • личностные (самобытность и гибкость мышления, фантазия, любознательность, здоровые творческие амбиции);
  • социальные (способность к коллективной деятельности, готовность соблюдать самодисциплину, терпимость к мнению других);
  • литературно-лингвистические (описание идеи, импровизация в процессе защиты);
  • технологические (наглядно-образные, память, абстрактно-логическое мышление и др.) (В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых).

Эти способности напрямую связаны с ключевыми компетенциями, которые выделены А.В. Хуторским. Ключевые компетенции - это умение

  • изучать (уметь извлекать пользу из опыта, организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их, организовать свои собственные приемы обучения, уметь решать проблемы, самостоятельно заниматься своим обучением);
  • искать (запрашивать различные базы данных, опрашивать окружение, консультироваться у эксперта, получать информацию, уметь работать с документами, уметь классифицировать документы);
  • думать (организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение, видеть важность политического и экономического окружения, в котором происходит обучение и работа, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой, уметь оценивать произведения искусства и литературы);
  • сотрудничать (уметь работать в группе, принимать решения, улаживать конфликты и разногласия, разрабатывать и выполнять контракты);
  • приниматься за дело (включаться в проект, нести ответственность, войти в группу и коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, уметь организовать свою работу, уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами);
  • адаптироваться (уметь использовать новые технологии информации и коммуникации, доказать гибкость перед лицом быстрых изменений, показать стойкость перед трудностями, уметь находить новые решения).

Что же такое проект? Ряд современных исследователей (Н.В. Иванова, Н.М. Конышева, И.А. Колесникова, И.М. Павлова, Н.Ю. Пахомова, Н.Г. Шаповалова и др.) обоснуют следующее положение: проект - это комплексный метод, предполагающий использование широкого спектра исследовательских, поисковых и практических приёмов, организацию обучения в сотрудничестве. Проектный метод, по их мнению, - это универсальный метод: он совместим с различными системами обучения и формами организации учебного процесса (урочной и внеурочной).

Итак, проект (от лат. «брошенный вперед») - конкретное и спланированное дело, предпринятое для достижения цели и решения проблемы определенным способом, включающее ограничения по срокам и ресурсам, учитывающее возможные риски и описанный по определенной форме. Важно, что проект – это реальное дело, которое имеет конечный продукт. Учебный проект – это самостоятельное, развёрнутое решение учеником или группой учеников какой-либо проблемы научно-исследовательского, творческого или практического характера.

Таким образом, разработка проекта - это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности.

Предложим следующую классификацию проектов.

1. Творческие проекты. Проекты, позволяющие учащимся проявить свои творческие способности.

Например, проект «Памятник литературному герою» «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Обучающимся можно предложить одно из заданий на выбор обучающихся, для выполнения можно объединяться в группы из 3-х человек по принципу: художник, автор текста, исполнитель.

Задание:

•        создать памятник Павлу Ивановичу Чичикову и произнести речь в честь его открытия;

•        создать памятник Манилову и произнести речь в честь его открытия;

•        создать памятник Ноздреву и произнести речь в честь его открытия;

•        создать памятник Михайло Семенычу Собакевичу и произнести речь в честь его открытия;

•        создать памятник Настасье Петровне Коробочке и произнести речь в честь его открытия;

•        создать памятник Степану Плюшкину и произнести речь в честь его открытия

2. Практико-ориентированные проекты.

Тут можно предложить следующие задания:

•        создать календарь «Времена года», проиллюстрировав его рисунками учащихся и стихотворениями или отрывками из поэм или прозаических произведений писателей «серебряного века». Могут быть использованы стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь» (1913, 1928) (январь), «Февраль. Достать чернил и плакать!» (февраль), «Зимняя ночь» (1946) (февраль), «Разве только грязь видна вам…» (февраль), «Март» (март), «Земля» (апрель), «После грозы» (май), «Июльская гроза» (июль), «Июль» (июль), «Август» (август), «Сон» (сентябрь), «Бабье лето» (сентябрь), «Осень» (сентябрь), «Золотая осень» (сентябрь), «Двор» (октябрь), «Зимние праздники» (декабрь), «Единственные дни» (декабрь), стихотворения И. Бунина «Месяц задумчивый, полночь глубокая…» (июль), «Октябрьский рассвет» (октябрь), «Один встречаю я дни радостной недели…» (апрель), «В стороне далекой от родного края…» (апрель), «Раскрылось небо голубое…» (апрель), «Нагая степь пустыней веет…» (ноябрь), «Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет…» (май), «На монастырском кладбище» (май), «Еще и холоден и сыр» (февраль), стихотворения С. Есенина «Троицыно утро, утренний канон…» (июнь), «Нощь и поле, и крик петухов…» (сентябрь).

•        создание иллюстрированного мифологического словаря к книге «Вечера на хуторе близ Диканьки» (повести «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть» и др.), к повести «Вий» (книга «Миргород») Н.В. Гоголя. Учащимся можно дать следующее задание: выбрать из текста мифологические образы, пользуясь словарями и специальной литературой, охарактеризовать каждый образ, сделать иллюстрации или подобрать их из интернета. Можно порекомендовать учащимся обратиться к следующим книгам: 1) Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. – М., 1991; 2) Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. – М., 1988; 3) Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М.: Эллис Лак, 1995; 4) Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. – СПб.: Литера, 1994. Учитель может помочь учащимся и обратить их внимание на такие образы произведений, как душа, сон, ведьма, колдун, русалка, Вий, черный кот, луна, черт, нечистое (проклятое) место, наваждение.

3. Исследовательские проекты. В зависимости от объекта исследования можно выделить следующие виды исследовательских проектов.

•        Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, характеристики героя, тематики и проблематики. Например, «Реалистическое и символическое в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»

•        Проекты, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений.

Например, «Эволюция образа дворника в художественных произведениях XX века». Это коллективный проект, который целесообразно осуществить во 2 и 3 четвертях 11-го класса. Проекты такого типа могут реализовывать сами учащиеся под руководством учителя. Выделяются: Вводный этап (погружение в проект); Поисковый период; Осуществление деятельности; Защита проекта; Рефлексия; Оценка результатов.

Класс может быть поделен на шесть микрогрупп. Каждая группа должна прийти к выводам, как изображаются их герои, каково отношение автора и читателя к ним, присутствует ли самооценка героев и какова она, чем отличается их герой по сравнению с предыдущим (предыдущими), есть ли переклички между некоторыми героями.

На итоговом уроке ученики выступят с подготовленными сообщениями исследовательского характера и презентациями, которые вместе составят законченный проект. Можно провести конференцию с приглашением учеников из других классов.

Более подробно с разработкой проекта, в котором разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений можно познакомиться в приложении 1 к данному выступлению. (Содержание проекта «Эволюция образа дворника в художественных произведениях XX века»)

4. Информационные проекты

•        Проекты, позволяющие собрать и систематизировать материал, связанный с изучением какого-либо периода или эпохи. Например, «Романтизм в русской культуре (живопись)»;

•        Проекты, позволяющие собрать и систематизировать материал, связанный с изучением литературного течения, направления, жанра. Например, «Романтизм как литературное течение», «Поэтика баллады».



Предварительный просмотр:

Литературная экспедиция

Читаем книги о войне

Приглашаем молодых читателей познакомиться, а старшее поколение вновь перелистать страницы любимых произведений, пережить вместе с героями книг тяжелые, но светлые и великие моменты истории нашей Родины. 

Выставка-просмотр литературы «Прочтите книгу о войне» Рекомендательный указатель «Книги-воители, книги-солдаты»

Информационный список «Великая Отечественная война в художественной литературе».

Читательская  конференция   «Читаем книги о войне 1941 – 1945гг.»     

В мае 2020 года наша страна будет отмечать 75 – летний юбилей Великой Победы в войне с фашизмом. День Победы - единственный праздник «со слезами на глазах». Праздник, когда вся страна вновь переживает трагические, но светлые, жизнеутверждающие, победные мгновения  нашей истории. Вспоминая героизм нашего народа, стойкость и решимость всех, независимо от пола и возраста, одержать победу над фашизмом, и мы, потомки победителей, становимся более сильными. От них, рядовых и генералов, «стоявших до последней капли крови», от них, голодных женщин, детей, стариков, обеспечивших фронт хлебом и вооружением, и нам передается чистота и крепость их духа, мы становимся чуть выше, чуть щедрее, чуть лучше. Мы, внуки и правнуки победителей, не очерствеем душой, если будем помнить о подвиге народа и гордиться нашей победой,  общаясь с ними,  живыми свидетелями тех лет.  Ощутить сопричастность к их подвигу, мысленно перенестись в то время помогают песни, стихи, фильмы, книги о Великой Отечественной войне. 

За 75 лет сменилось не одно поколение. Самые молодые свидетели тех огненных, тяжелейших лет сегодня имеют почтенный возраст, их осталось совсем мало. Услышать рассказ из первых уст о том, как жили и воевали в те годы, стало редкой удачей. Однако знать о Великой Отечественной войне и её героях молодому поколению россиян надо, потому что яркий пример героизма наших соотечественников, наших дедов и прадедов наполняет нас силой их духа, которой так не хватает нам сейчас. Война обнажает суть каждого человека, сдирает маски. Она заставляет человека проявлять свои качества, как возвышенные, так и низменные. Мы с вами живем благополучно в тепле и сытости, но  часто сетуем на жизнь, нехватку денег, высокие цены, плохое качество услуг…. Мудрецы говорят: «Все познается в сравнении». Слава Богу, Слава нашим предкам отстоявшим свободу нашей Родины, за возможность сравнивать нашу и их жизнь только теоретически. А сравнивать надо, просто необходимо для того, что бы ценить то, что мы имеем.

Уважаемые родители, в преддверии юбилея Победы методобъединение учителей русского языка и литературы МБОУ «Курумканская СОШ №2» приглашает вас вместе с вашими детьми в литературную экспедицию по страницам книг о Великой Отечественной войне, которая стартует 20 января 2020 года.   Мы  вместе будем читать,  перечитывать лучшие произведения писателей – фронтовиков В. К. Кондратьева, В. О. Богомолова, К. Д. Воробьева, В. П. Астафьева, Г. Бакланова, В. В. Быкова, Б. Васильева, Ю. В. Бондарева, В. П. Некрасова, Е. И. Носова, Э. Г. Казакевича, М. А. Шолохова. 

Произведения о войне без сомнения, оставят глубокий след в душе каждого читателя, поэтому, как дань уважения и почтения к героям Великой Отечественной, мы предлагаем отобразить впечатления в художественных и поэтических образах, в отзывах о прочитанных книгах. Литературная экспедиция будет проводиться в виде конкурса. 

На страницах школьной газеты «Эхо школы» будут публиковаться викторины по книгам.

  Итоги литературной экспедиции будут подводиться 9 мая  2020 года на митинге. Победителей и участников ждут памятные награды 1 место –  планшет, 2 место - сотовый телефон,  3 место – наушники, три поощрительных приза. Призовой фонд - 10000 руб.

Участвовать в литературной экспедиции могут младшие школьники вместе с родителями, учащиеся 6-11 классов.

I. Уважаемые читатели, в январе предлагаем вам прочесть роман Бориса Васильева «В списках не значился», рассказывающий о последнем защитнике Брестской крепости, лейтенанте Плужникове. (Произведение есть в фонде библиотеки)

II. Уважаемые читатели, в феврале предлагаем вам прочесть роман Бориса Васильева  «А зори здесь тихие».     

III. В марте читаем повесть Константина Воробьева «Убиты под Москвой».
        Битва за Москву, началась в сентябре 1941 года, Одно из самых кровопролитных сражений времен Великой Отечественной войны. «Взять» столицу Германия планировала к 7-му ноября.      Людей у немцев было больше на четверть, танков и артиллерии в два раза, самолетов тоже. Для обороны столицы, на фронт ушло 50 тысяч  добровольцев.  7 ноября, на Красной площади прошел парад советских войск, с него люди сразу уходили на фронт. Немцы тем временем были все ближе и ближе…Германские войска подошли к Москве на расстоянии 30 километров.       В декабре в Битве наметился перелом. Русские войска перешли в наступление. Тогда был развеян миф о непобедимости немецкой боевой машины.  Повесть К. Воробьева рассказывает о нескольких днях ноября сорок первого. Как это было?

IV. В апреле читаем повесть  В. К. Кондратьева  «Сашка»

Вопросы викторины смотрите на стенде в коридоре или обратитесь к учителям-литераторам.

Ещё раз напоминаем, что  приветствуется творческий подход и  участие в «экспедиции» всех членов семьи!

Шанс стать победителем многократно увеличивается у тех участников, кто предоставит авторские иллюстрации к прочитанному произведению, поделки, поэтические и прозаические отзывы. Все  участники экспедиции за каждую викторину получат «Сертификат участника» как накопительный бонус.