Мои публикации

Игонина Елена Ивановна

ПРИНЦИПЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПОИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_vneklassnoy_raboty_poinostrannomu_yazyku.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЦИПЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПОИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В основе функционирования системы внеклассной работы по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы. Ниже перечислены наиболее значимые принципы внеклассной работы по иностранному языку.

  1. Принцип связи с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности ребенка. Основный условия реализации этого принципа следующие: во-первых, систематическое ознакомление подростков и старших школьников с актуальными событиями в жизни, имеющих жизненно важный характер на занятиях кружков, заседаниях секций клубов, выпуск радиопередач, подготовка и проведение тематических вечеров, конференций, фестивалей к юбилейным датам и т.д. Во вторых широкое использование краеведческого материала в раскрытии таких возможных тем внеклассной работы по иностранному языку, как «выдающиеся люди города», «История города», «Моя будущая профессия», «Профессиональная деятельность моих земляков», «Их именами названы улицы города» и т.д. В третьих, включение материалов на иностранном языке в общешкольные мероприятия. Например, исполнение спортивных песен и маршей на спортивных праздниках, постановка общешкольных спектаклей, концертов, подготовка и проведение фестивалей для всего коллектива школы. В четвертых использование материалов из жизни школы, создание ситуаций, адекватных реальным ситуациям общения, позволяющих детям высказать свое мнение, поделиться своими впечатлениями, расспросить об интересующих их событиях и явлениях и т.д.
  2. Принцип коммуникативной активности. Коммуникативность во внеклассной работе несколько отличается от коммуникативности на уроке иностранного языка, что обусловлено различием целевых установок и условий деятельности. Процесс обучения иностранному  языку включает обучение иноязычному речевому материалу (средствам общения) и обучение деятельности общения. Обе эти стороны обязательно представлены в учебном процессе, в то время как внеклассная работа проводится в  основном с использованием уже сформированных речевых умений и навыков и способствует их дальнейшему развитию. Семантизация лексики и введение грамматического материала на внеклассных занятиях, как правило, имеют ситуативный характер. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и ее содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывает потребность в общении, повышает его качественный уровень. Соблюдая принцип коммуникативной активности, необходимо помнить о том, что у учащихся младших классов она поддерживается в основном новизной предмета, удовольствием от участия в различных видах деятельности, оценкой и поощрением. Они мало внимания обращают на содержание своих высказываний, в то время, как учащиеся7-8-х классов уже довольно критически относятся к вынужденной примитивности и искусственности своей иноязычной речи. Их не удовлетворяет общение в психологически фальшивой ситуации, характеризуемой ограниченностью тематики, регламентацией, несовпадением привычного диапазона речи на родном  и иностранном  языках, низкой информированностью. Подростков разочаровывают отстутствие личностных переживаний, невозможность  выразить полностью намерения и мысли, неестественность обмена репликами и т.д. следует отметить также, что коммуникативная активность учащихся во внеклассной работе во многом определяется отношением учителя к работе, его умением создать благожелательные, дружелюбные отношения с детьми, оказать помощь и моральную поддержку. Отношения партнёрства, делового сотрудничества между учителем и учащимися, отсутствие авторитарности в их взаимоотношениях, создание условий для проявления самостоятельности и инициативы, поощрение творческого подхода стимулируют речевую деятельность детей.
  3. Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками иностранного языка.  Во внеклассной работе, так же как  и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование интереса ребенка к иноязычной деятельности. Постоянное обращение к словарю в процессе чтения или подготовки сообщений, слишком трудные речевые структуры в драматизации и инсценировках, обилие незнакомых слов и грамматических явлений в текстах для аудирования не способствуют развитию интереса учащихся к проводимой работе, снижают ее воспитательную и образовательную ценность, утомляют детей. Избежать языковой перегрузки во внеклассной работе позволяет установление тесной связи с уроками иностранного языка. Её следует рассматривать как один из способов систематизации языкового материала урочной и внеурочной работы, упорядочения опыта иноязычной деятельности учащихся. Соблюдение преемственности означает учет и максимальное использование тех возможностей, которые созданы на предшествующем этапе обучению иностранному языку, планирование и проведение внеклассных мероприятий на основе программных тем вслед за их изучением, наблюдение за речевой  деятельностью учащихся на уроке и во внеурочное время и ее коррекцию. Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяют мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения, и навыки по близкой к изучаемой по программе теме. Во внеклассной работе имеются реальные возможности компенсации недостатков содержательной стороны урока. Например по теме «Страна изучаемого языка». Проведение комплекса внеклассных мероприятий, таких, как «Неделя страны изучаемого языка», «Декада искусства страны изучаемого языка», позволяет из отдельных, не связанных между собой отрывочных фактов и сведений о стране изучаемого языка выработать целостное и глубокое представление о ней, сформировать определенное отношение к политике, культуре, народу страны изучаемого языка.
  4. Принцип учета возрастных особенностей учащихся. Эффективность внеклассной работы по иностранному языку во многом определяется  соответствием ее содержания, форм и методов этапам изучения иностранного языка психофизиологическим особенностям учащихся. Каждый этап обучения иностранному языку характеризуется определенными целевыми установками, реализация которых обеспечивается содержанием программ и учебно-методических комплектов, системой методов и приемов педагогической деятельности. начальный этап организации внеклассной работы по иностранному языку совпадает с младшим подростковым возрастом. Особенности психофизиологического развития подростка в этом возрасте приводят к тому, что он не в состоянии выдерживать сильные и длительно действующие однообразные раздражители, в достаточной мере управлять процессами возбуждения и торможения. Конкретно-образные компоненты продолжают играть существенную роль в структуре мышления. В ряде случаев чувственные впечатления оказывают более сильное воздействие, нежели словесные. Некоторые школьники с трудом абстрагируются от наглядного значения слов. Активность и импульсивность младшего подростка часто приводят к неустойчивости его внимания, быстрой отвлекаемости. Внимание, как правило, имеет непроизвольный характер. Способами управления вниманием младшего подростка во внеклассной работе по иностранному языку являются организация различного рода игр, особенно проведение подвижных игр в конце занятия и физкультурных пауз при возникновении признаков утомления, частая смена видов деятельности. У учащихся этого возраста мотивы деятельности очень часто определяются не такими факторами, как, например, чувство долга, жизненные планы, а интересом к самой деятельности. В связи с этим не имеет смысла чрезмерно увлекаться разъяснением социальной и личностной значимости иностранного языка. Гораздо важнее обеспечить разнообразную, способную увлечь детей коммуникативную деятельность и постараться организовать ее таким образом, чтобы учащиеся испытывали удовлетворенность от достигнутых результатов. Любыми видами внеклассной работы по иностранному языку в 5-6-х классах являются выразительное чтение стихов, считалок, скороговорок, разучивание и исполнение песен на изучаемом языке, драматизация сказок и диалогов на утренниках, проведение различных игр, хороводов, фонетических конкурсов, соревнований команд, просмотр слайдов, работа с использованием наглядности, кукольного театра и т.п.. Второй этап в обучении (7-9-е классы) совпадает с наиболее противоречивым и трудным в воспитательном отношении периодом. Он характеризуется стремлением учащихся к самостоятельности, взрослости и недостаточными возможностями (мал кругозор, несовершенны познавательные и практические навыки, не развито умение критически оценивать свои силы). И вместе с тем происходит  интенсивное формирование понятий, убеждений, идеалов, развитие нравственного сознания и самосознания. Старшие подростки очень чувствительны к формализму и шаблонности в работе. Все это обязывает учителя особенно тщательно относиться к содержательной стороне внеклассной работы по иностранному языку- выбору книг для чтения, подготовке текстов для аудирования, составлению программ и материалов внеклассных мероприятий, постановке заданий и т.д. кроме того необходима особая тактичность в оценке достигнутых результатов деятельности старшего подростка, создание условий для удовлетворения потребности в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном самоусовершенствовании. Планируя внеклассную работу, необходимо помнить, что интересы подростков очень широки, неустойчивы и поверхостны, иногда в ущерб учебным занятиям. В этом проявляется стремление подростка познать себя, проверить свои силы, определить свой стержневой интерес, отсюда нежелание участвовать в видах деятельности, не соответствующих его интересам, дискредитирующим чувство взрослости. Именно в этом возраста к концу 9го класса появляются первые попытки самоопределения, размышления о своём будущем. Третий этап внеклассной работы по иностранному языку  (10-11-е классы) совпадает с периодом ранней юности. Психологи и педагоги характеризуют его как завершающий этап в созревании и  формировании личности. Это очень противоречивый возраст. Отставание роста социальной зрелости от физического развития, отсутствие жизненного опыта и стремление к социальному самоутверждению, противоречия между неравномерно развивающимися сторонами или свойствами личности, между ее притязаниями и возможностями, характером и способностями, личными потребностями и моральными обязанностями являются движущими силами психического развития личности. Решающими факторами, определяющими становление личности старшеклассников, являются стремление к самоопределению и формирование целостного взгляда на окружающий мир. Представление о будущей профессии является самым устойчивым мотивом, придающим жизненный смысл всей деятельности старшеклассника вне урока. Это побуждает учителя к поиску материалов, способных удовлетворить складывающиеся профессиональные интересы школьников, а также форм и методов их использования.
  5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Коллектив учащихся характеризуется общностью интересов и целей, совместной деятельностью, наполненной общественным смыслом и имеющей личностную значимость для её участников. Интерес  к коллективной деятельности отчетливо выражен уже у младшего подростка. Стремление к самоутверждению и признанию в коллективе, потребность в дружбе и товариществе способствует вовлечению его в работу различных кружков, коллективную подготовку внеклассных мероприятий. В связи с этим возрастает роль таких видов внеклассной деятельности по иностранному языку, как соревнования, коллективные игры, хоровые песни, разучивание стихов, хороводы, утренники и т.п. определенное значение в этом возрасте имеют доверие, предоставление учащимся самостоятельности, поощрение их инициативы. В старшем школьном возрасте создаются еще более благоприятные условия для межличностного общения. Общие интересы и увлечения, выбор будущей профессии, потребность в обмене мнениями, установления дружественных отношений с учителем способствуют сплочению коллектива старшеклассников.
  6. Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку. Значение этого принципа обусловлено, во-первых единством конечной цели всего учебно- воспитательного процесса школы-формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно обучать и воспитать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно их требований  системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учетом этого требования внеклассная работа по иностранному языку должна проводиться не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими учебными  предметами. Использование интересных материалов  по географии, истории, литературе и другим предметам в работе кружков, клубов знатоков страны изучаемого языка обогащает внеклассную работу по иностранному языку, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества ее проведения.