Самообразование
План работы по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План по самообразованию на 2018-2020 уч.г.г. | 111.5 КБ |
План работы по самообразованию на 2020-2021 уч.г. | 58.97 КБ |
План по самообразованию на 2021-2022 уч.г. | 29.1 КБ |
План работы по самообразованию на 2022 -2023 уч.г. | 37.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»
ПЛАН
по самообразованию педагога
Баран Юлия Яновна
_______________________________________________________________________
(Ф.И.О. педагога)
Тема:
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Семья и семейные ценности»
__________________________________________________________________________________________________________
(тема)
2018 – 2020
_____________________________________________
(учебный год)
Актуальность: Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, сменилось и отношение людей к Родине.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Встает вопрос – как обеспечить и правильно организовать более плодотворную воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Поэтому, моя тема самообразования посвящена вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников, семейным ценностям.
Цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
1. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников, посещения открытых мероприятий педагогов ДОУ.
2. Провести анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка»
3. Проанализировать условия, созданные в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
4. Подобрать материалы и применить на практике:
- диагностика детей на начало и конец учебного года;
- разработать методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»
- консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье», папка-передвижка «Рецепты воспитания нравственности дошкольника»
- перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников
- оформление уголка «Патриотического воспитания» в группе (картотека дидактических игр для детей, художественная литература, пособия);
- деловая игра для педагогов «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
5. Провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе на итоговом педсовете.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная.
План работы по самообразованию на 2018 – 2019 год
Месяц | Формы работы | |||
самообразование | с детьми | с педагогами | с родителями | |
В течение 2018 – 2019 года | 1. Изучение нормативно правовой документации: - Закон «Об образовании»; - «Патриотическое воспитание» сборник нормативно -правовые документов. ТЦ Сфера, 2005 г.; - СанПин 2.4.1.3049-13; - ФГОС (вступивший в силу 01.01.2014 г). 2. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Детский сад от А до Я». 3. Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов. 4.Обучение на курсах повышения квалификации. 5.Обзор в Интернете информации по теме. 6.Участие в конкурсах профессионального мастерства, интернет – конкурсах. 7.Издательская деятельность (публикация в специализированных изданиях, статьи в методические журналы, буклеты, размещение материалов, своих разработок на образовательных сайтах в Интернете) | |||
Сентябрь | 1. Изучение методической литературы: Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека». 2. Организовать работу кружка, создать кружковую программу. | Диагностика детей | Анкетирование «Нравственно - патриотическое воспитание ребенка» | 1.Анкетирование «Нравственно -патриотическое воспитание ребенка в семье». 2.Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по патриотическому воспитанию дошкольников |
Октябрь | 1. Изучение методической литературы: Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2 – 7 лет. 2. Оформить в группе уголок «Патриотического воспитания». | Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка | Консультация для педагогов «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ» | 1.Оформить родительский уголок по теме. 2.Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» |
Ноябрь | 1. Изучение методической литературы: - Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». 2. Пополнить детскую библиотеку художественной литературой. | Буклет «Советуем почитать» Художественная литература по нравственно – патриотическому воспитанию детей. | Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы» | |
Декабрь | 1. Изучение методической литературы: Иванова Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. 2. Изготовление картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников. | Консультация «Использование дидактических и народных игр в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников» | Оформление папки передвижки. Тема: «Рецепты воспитания нравственности дошкольника» | |
Январь | 1. Изучение методической литературы: - Писарева А.Е. Живем в «Ладу» патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие; - Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры; 2. Пополнение РППС. | Памятка «Предметно – развивающая среда в патриотическом воспитании дошкольников» | Папка – передвижка «Семейные традиции» | |
Февраль | 1. Изучение методической литературы: Маханева М.Д. Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». | Подготовить (провести) деловую игру для педагогов по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» | Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества» | |
Март | 1. Изучение методической литературы: Зацепина М.Б «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание». | 1.Выставка детских работ «Моя мама» 2.Праздничный концерт ко Дню 8 марта | ||
Апрель | 1. Изучение методической литературы: Данилина Г.Н. Дошкольнику о культуре и истории России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». | Рекомендации для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание в семье» | ||
Май | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. | Диагностика ЗУН детей | Отчёт о проделанной работе за 2018– 2019 учебный год на педсовете. | Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за уч. год |
План работы по самообразованию на 2019 – 2020 год
Месяц | Формы работы | |||
самообразование | с детьми | с педагогами | с родителями | |
Сентябрь | 1. Изучение методической литературы: Комратова М.Г, Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей. Работа в ДОУ: воинская слава России; русская матрешка; городская и сельская природа и др. Методическое пособие. 2. Продолжить кружковую работу, составить перспективно – тематический план проектной деятельности по патриотическому воспитанию старших дошкольников. | 1. Диагностика ЗУН детей 2. Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка 3.Краткосрочный проект «Моя семья» | Консультация «Использование проектного метода в патриотическом воспитании» | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по патриотическому воспитанию дошкольников |
Октябрь | 1. Изучение методической литературы: Богачева В.И. и др. «Мое Отечество – Россия». Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2.Пополнение РППС материалами по патриотическому воспитанию дошкольников. | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка 2.Краткосрочные проекты «Мы имеем право – мы дети», «Моя малая Родина» | Консультация «Воспитание чувства любви к своей родине» | |
Ноябрь | 1. Изучение методической литературы: Сухомлинский, В.А. «Родина в сердце». 2. Пополнить детскую библиотеку художественной литературой. | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка. 2. Краткосрочный проект «Богатыри земли русской. Былины», | 1.Торжественное посвящение в кадеты. 2.Консультация «Былины» | |
Декабрь | 1. Изучение методической литературы: «С чего начинается Родина?» Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. 2. Пополнение картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников. | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка. | Консультация «Ознакомление дошкольников с историей Российской армии» | Выставка работ родителей с детьми «Наша армия сильна». 2.Круглый стол «Нравственно-патриотическое воспитание в семье» |
Январь | 1. Изучение методической литературы: «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников». Под ред. Н.В. Микляевой. 2. Пополнение предметно-пространственной среды. | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка. 2. Краткосрочный проект «Армия вчера, сегодня, завтра» | Методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО» | Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с историей Российской армии» |
Февраль | 1. Изучение методической литературы: Лазарев, М.Л. Здравствуй!: предшкольная подготовка: учеб. – метод. Пособие для педагогов. 2.Подготовить мероприятие с родителями «Есть такая профессия – Родину защищать» | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка. | 1.Консультация «Есть такая профессия – Родину защищать» 2.Спортивный досуг «Есть такая профессия – Родину защищать» | |
Март | 1. Изучение методической литературы: Киласьева, Е.А. Воспитание патриотических чувств у дошкольников через взаимодействие трех поколений. Материалы III Международной конференции (29 мая 2013 г.). | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка. | Подготовить (провести) круглый - стол для педагогов по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание в ДОУ» | 1.Консультация «Роль песни в жизни Армии» 2.Семейный досуг «Споемте друзья» |
Апрель | 1. Изучение методической литературы: Амбросимова Г.Н., Остапец А.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо – туристической деятельности. | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка. 2. Краткосрочный проект «Города – герои» | 1.Папка – передвижка «Памятники России», «Города – герои» 2.Создание макета «Памятники России» | |
Май | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка. 3.«Диагностика ЗУН детей | Отчёт о проделанной работе за учебный год на педсовете. | Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год |
Выход темы:
- Методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»
- Сборник консультаций для родителей. Тема «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
- Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»
План по самообразованию
воспитателя Баран Юлии Яновны
по теме:
«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
на 2020-2021 учебный год
г. Пыть-Ях
2020 г.
Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
•признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
• определить способы приобщения родителей к работе по формированию финансовой грамотности детей;
• привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
• представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.
Этап работы над темой самообразования: 01.09.2020- 31.05.2021
Актуальность
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Формы работы с детьми:
• совместная деятельность воспитателя с детьми
• индивидуальная работа с детьми
• свободная самостоятельная деятельность детей.
• дидактические игры
• сюжетно-ролевые игры
• чтение художественной литературы
• просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций
• художественное слово
• беседы
• продуктивная деятельность
Для изучения темы самообразования взята программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», которая состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Поставленные задачи по блокам:
Блок «Труд и продукт труда (товар)»
• Сформировать представления детей о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий (предпочитая профессии родителей).
• Учить детей уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
• Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
• Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
Блок «Деньги и цена (стоимость)»
• Познакомить детей с деньгами нашей страны и сформировать отношение к деньгам как к части культуры страны.
• Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения).
• Дать представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей.
Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»
• Дать представления о рекламе, ее назначении.
Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
• Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь.
• Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим миром, бережного отношения к вещам.
• Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.
Основные подходы к финансовой грамотности дошкольника
• формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия;
• закрепление разумных материальных потребностей;
• формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение»через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.
• в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные ранее (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутится медленнее, в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.
Формы работы с родителями:
• анкетирование родителей
• консультации
• индивидуальные и групповые беседы
• оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
• привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
• проведение встреч-обсуждений по теме самообразования.
Используемые технологии: игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Планируемыйрезультат для воспитанников:
•знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
• знают российские деньги;
• знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
• в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
• бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
• проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство.).
Родители:
• повышен интерес родителей к совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатели:
• оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
• повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
• участие в педсоветах, семинарах;
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
• пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
• Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
• Презентация отчета по теме самообразования на педсовете ДОУ
• Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
• оформление развивающей предметно-пространственной среды группы
План саморазвития
I этап | Организационно-диагностический (теоретический) |
II этап | Практический |
Формы работы
Месяц | Форма работы с родителями | Форма работы с детьми | Результат (продукт деятельности) |
Сентябрь Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования. Изучение примерной парциальной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Разработка проекта « Школа феечки Копеечки» | Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» | 1. Вводная беседа с рассматриванием иллюстраций 2. "Знакомство с феечкой Копеечкой" 3. Проект «Школа феечки Копеечки» ( на протяжении года) Блок «Труд и продукт труда (товар) Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту» • Рассматривание альбомов, тематических карточек по теме «Профессии». • Труд в уголке природы. • Создание творческой мастерской по ремонту книг. • Организация дежурства по столовой. • Рисование «Мои добрые дела». • Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек. • Подвижная игра «Выбор профессии». • Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга». • Беседа о труде. • Час загадок. • Занятие –беседа на тему: «Летний день – год кормит». • Дидактическое упражнение «Заготовим на зиму фрукты, овощи». •Беседа: «Кто построил новый дом». • Дидактическая игра «Уважай/чужой труд». • Дидактическая игра «Парочки-детский сад» (автор - Е. В. Бабина). | Оформление фото-альбома «Все работы хороши!» (кем работают мои папа и мама). Пополнение информационной зоны развивающей предметно-пространственной среды (художественная литература экономического содержания) Оформление копилки (кошелька) добрых дел. |
Октябрь | Родительское собрание: включить в повестку дня знакомство с темой самообразования. Приложение № 1 Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»Приложение № 2 Ссылки для родителей на сайты и интернет-ресурсы по теме самообразования, информирование через мессендежеры. | Рисование «Как я помогаю близким». Чтение стихотворений о труде и профессиях. Дидактическое упражнение «Какие ошибки допустил художник?». Беседа «Что ты сделала вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе? Беседа «Хлеб – всему голова». Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино» Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка». Дидактическая игра «Идем в поликлинику» (автор - Ю. К. Калашникова). Дидактическая игра «Цепочка ассоциаций» (автор - С. С. Пашкова). Создание центра финансовой грамотности в группе «Школа гнома Эконома». Встреча с родителями «Семейный бюджет и ребенок» Поместить в родительском уголке рубрику советов по теме самообразования. Блок «Деньги и цена (стоимость)» Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту» | |
Ноябрь | Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» | • Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках». • Беседа с детьми с правилами экономии. • Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». • Сюжетно-дидактическая игра «Магазин». • Экскурсия в магазин. • Рисование «Экскурсия в магазин». •Составление описательных рассказов на тему: «Моя любимая игрушка». • Просмотр презентации «Полезные экономические навыки и привычки в быту» Формирование и оформление методической копилки - разработки конспектов. | Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, головоломки и др.) Подбор и разработка игр, способствующих экономическому развитию Встреча «Дети и деньги» Пополнение педагогической копилки демонстр. материалом (приобретение настольно-печатных игр). |
Декабрь | Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»Приложение № 3 | • Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя). • Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги. • Беседа «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?» | • Игра-эстафета «Хорошо-плохо». Создание картотеки дидактических игр. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (дидактические игры). |
Январь | Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами» | • Рассказ воспитателя об истории денег. • Презентация о Гознаке. • Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо». • Рисование «Монеты моей страны». • Аппликация «Необычные формы денег». Собирание тематических пазлов | Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение настольно-печатных игр). |
Февраль | Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар» | • Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшок каши». • Экономический КВН. • Чтение книги Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» (гл. 4 «Банк»). • Сюжетно – дидактическая игра «Банк». | Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и). |
Март | Консультация «Дошкольник и экономика». Приложение № 4 | Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту» • Литературная викторина по русским народным сказкам. • Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино». • Сюжетно-дидактическая игра «Ателье». • Решение арифметических задач. | • Пополнение педагогической копилки демонстрационным • материалом • Приобретение методической литературы, раздаточного материала •Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и). • Создание картотеки арифметических задач. Пополнение РППС группы дидактическими играми. |
Апрель | • Оформление стендовой информации для родителей по теме самообразования • «Веселая ярмарка (рассада цветов, овощей). | • Беседа о рекламе. • Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе». • Рисование «Моя любимая реклама». • Игра-соревнование «Кто больше назовет примеров необычного применения вещей». • Эколесица. • Викторина для детей «О какой сказке идет речь?». •ИОС: «Как нам может помочь реклама?». | • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми. • создание лэпбука "Финансовая грамотность" • Создание альбома «Реклама для детей». |
Май | Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги» Итоговое родительское собрание:включить в повестку дня: результаты работы с детьми по теме самообразования. | •ООД на тему: «Путешествие в страну экономики». • Просмотр видеофильма «Где делают настоящие деньги?» • Сюжетно-ролевая игра «Интересные покупки». • Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки». | Подготовка отчета по теме самообразования. Представление информации для сайта детского сада. Презентация отчета на педсовете ДОУ |
Список литературы:
1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.
2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. –Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
5.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г.
6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
7. Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С. Ю., Вихарева М. Б., Истомина Е. А. и др---Пермь, 201ё9.-158 с.
8. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики,или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
9. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
10. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
11. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации
12. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
13. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.
Приложение № 1
Родительское собрание № 1
«Основы финансовой грамотности обучающихся старшего дошкольного возраста. Требования времени!»
Повестка родительского собрания:
1.Профилактика вирусных инфекций: ОРВИ, гриппа, коронавирусной инфекции Covid - 19».
2. «Основы финансовой грамотности обучающихся старшего дошкольного возраста. Требования времени!».
3.Колесо безопасности: разъяснительная беседа по темам: «Светоотражающие элементы на одежде детей», «Осторожно! Гололед!», «Безопасный Новый год».
5.Разное: подготовка к Новогоднему утреннику.
Ход собрания
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашем родительском собрании в формате – в онлайн –режима.
Тема нашего собрания «Основы финансовой грамотности обучающихся старшего дошкольного возраста. Требования времени!».
С повесткой дня нашего собрания, Вы можете познакомиться на слайде.
Первым и актуальным сегодня вопросом остается: «Вирусные инфекции: ОРВИ, грипп, Короновирусная инфекция. Профилактика Covid - 19»
На слайде вы видите основные Правила, которые важно соблюдать в период режима повышенной готовности.
Соблюдайте режим посещения ребенком учреждения (при отсутствии ребенка без уважительной причины предоставляете справку об отсутствии контакта с больными с СOVID, при отсутствии по болезни - справку от врача, что ребенок здоров и не контактен.
Объясняйте детям (но не пугайте) какие меры профилактики коронавируса, и вирусных инфекций существуют, о важности соблюдения гигиены рук и лица.
Использование медицинских масок необходимо для защиты органов дыхания (они снижают риск прямого попадания инфекции):
Уважаемые родители, убедительная просьба к вам, отнеситесь с особым вниманием к детям, к себе, к своим родным в этот период особенно!
Будьте внимательны к своему здоровью и здоровью своих детей!
Переходим к следующему вопросу «Основы финансовой грамотности обучающихся старшего дошкольного возраста. Требования времени!».
Что же такое финансовая грамотность? Давайте вместе разберем этот вопрос.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Работа по формированию финансовой грамотности дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы, т. к. первые познания об экономике дети получают в семье.
Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.
Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.
1. Посвятите ребенка в семейный бюджет
У детей рано возникает желание что-либо купить, поэтому первые разговоры о семейном бюджете можно начинать в 5 лет, когда ребенок уже в состоянии понять многие вещи. Это отличная возможность рассказать, что деньги достаются трудом.
Познакомьте его с финансами семьи и объясните, какие обязательные статьи расходов у вас есть, что вы делаете с оставшейся частью денег. С маленькими детьми лучше всего это сделать на примере долек апельсина или деталей Lego. Для ребенка это знакомство со взрослой жизнью, к которой стоит готовиться заранее.
2. Следите за своей реакцией на финансовые просьбы ребенка
Если на каждую просьбу ребенка что-то купить вы реагируете раздраженно, постоянно говорите, что не можете себе позволить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас, то у него сформируется мнение, что денег вечно не хватает и что они — самая большая ценность. А еще что иметь свои желания — это плохо.
Начинайте с согласия: детям важно знать, что их понимают и их потребности учитывают. Объясните, что в этом месяце расходы уже расписаны и его пожелание, к сожалению, не внесли. Попробуйте помочь ребенку найти варианты,чтобы воплотить в жизнь его мечту: попросить это в подарок на Новый год; откладывать; найти похожую вещь, но дешевле; продать что-то, чем не пользуешься. Ему должно быть понятно, почему предмет нельзя приобрести сейчас и какая есть альтернатива.
3. Осознанно делайте покупки с ребенком
Дети часто сопровождают нас в походах в магазин, и это также полезно использовать как возможность для финансового воспитания. Хоть ребенок не может еще покупать товар самостоятельно, он уже способен выбирать. Объясняйте ребенку, почему вы берете то или иное количество товара, рассказывайте, почему из нескольких аналогичных товаров вы выбираете что-то одно, обсуждайте качество и стоимость, целесообразность покупки.
Старайтесь расплачиваться на кассе наличными деньгами —так ребенку легче понять тонкости их оборота: деньги заканчиваются, и их нужно зарабатывать снова.
Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение.
Дети, к 5 годам, уже могут осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?
Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить кредит, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.
Уважаемые родители! Знакомя детей с тем, что такое услуги и товары, мы показываем детям, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Тем самым воспитываем уважение к любой работе.
Задачи экономического воспитания дошкольников
– развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;
– формировать экономический кругозор (компетентность, первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления;
– помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических отношениях;
– воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);
– развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.
Для решения этих задач мы используем разнообразные формы работы (дистанционные технологии и разнообразные интернет источники для просмотров м/ф, для формирования у детей предпосылок финансовой грамотности.
Формы и методы по экономике
Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит через взаимосвязь разных видов деятельности (т. е. интегрируя между образовательными областями, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогут сюжетно- ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.
Заключение
В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.
Переходим к следующему вопросу, не менее важному вопросу в рубрике
«Безопасность».
Сегодня мы с вами в разъяснительной беседе охватим несколько тем:
«Светоотражающие элементы на одежде детей», «Осторожно! Гололед!», «Безопасный Новый год».
1. «Светоотражающие элементы на одежде детей»:
В связи с вступлением в силу с 1 июля 2015 г. Постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. №1197 в части использования светоотражающих элементов, в целях обеспечения безопасности обучающихся необходимо иметь светоотражающие элементы на одеже детей и взрослых.
Данное Постановление обязывает родителей нести за это административную ответственность.
По утверждению специалистов, самое подходящее место, где стоит разместить светоотражательный значок – это грудь и бедро, рукава на одежде ребенка.
2. «Осторожно. Гололед!
Гололед представляет для нас с вами, уважаемые родители, наибольшую опасность, особенно если мы опаздываем на работу, да еще если ребенка нужно успеть отвести в детский сад. Проще простого в гололед можно получить ушиб, или того хуже перелом.
Обратите внимание на свою обувь:
- подберите нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе;
- если таковой не имеется, наклейте на подошву лейкопластырь или изоляционную ленту, можете натереть подошвы песком (наждачной бумагой);
- откажитесь от высоких каблуков.
Как действовать при гололеде (гололедице):
- смотрите себе под ноги, старайтесь обходить опасные места;
- если ледяную «лужу» обойти невозможно, то передвигайтесь по ней, как лыжник, небольшими скользящими шажками;
- наступать следует на всю подошву, ноги слегка расслабить в коленях;
-руки по возможности должны быть свободны, старайтесь не носить тяжелые сумки, не держите руки в карманах - это увеличивает вероятность падения;
- будьте предельно внимательным на проезжей части дороге, не торопитесь, и тем более не бегите;
- старайтесь обходить все места с наклонной поверхностью;
- пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами;
- если вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения;
- в момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю;
- не пытайтесь спасти вещи, которые несёте в руках;
- не торопитесь подняться, осмотрите себя, нет ли травм, попросите прохожих людей помочь вам.
Гололед зачастую сопровождается обледенением проводов линий электропередач, контактных сетей электротранспорта.
Если вы увидели оборванные провода, сообщите о месте обрыва по телефону 112.
Помните!
Особенно опасны падения на спину, вверх лицом, так как можно получить сотрясение мозга. При получении травмы обязательно обратитесь к врачу за оказанием медицинской помощи.
3. «Безопасный Новый год»
Уважаемые родители! Расскажите ребенку о правилах пожарной безопасности, выполняя это в доступной форме в виде бесед, сказок дети узнают об опасностях игр со спичками, зажигалками, петардами, о правилах поведения при пожаре.
Помните! Соблюдение мер пожарной безопасности – это залог вашего благополучия, сохранности вашей жизни и жизни ваших близких!
Просим соблюдать правила пожарной безопасности во время подготовки и проведения новогодних мероприятий.
Уважаемые родители!
Соблюдая все меры безопасности жизнедеятельности, вы сохраняете жизнь себе и своим близким. Будьте здоровы.
Приложение № 2
Анкета для родителей
«Мой ребенок и финансовая грамота»
(Уважаемые родители, просим вас уделить анкете чуть-чуть Вашего драгоценного времени и обвести в кружок Ваш ответ)
1.Нужно ли детям рассказывать о деньгах?
- Да
- Нет.
2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?
- Да.
- Нет.
3. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?
- Положительно.
- Отрицательно.
4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?
- Да.
- Нет.
5.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?
- Да.
- Нет.
6. Как ребенок относится к труду?
- Охотно принимается за дело.
-Неохотно принимается за дело.
7.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?
- Да.
- Нет.
8.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих
покупок?
- Да.
- Нет.
9. Знают ли дети профессии родителей?
- Да.
- Нет.
10.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?
-- Да.
- Нет.
11.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?
- Да.
- Нет.
Спасибо!
Приложение № 3
Консультация для родителей
« Должен ли ребёнок иметь карманные деньги »
Система финансирования ( карманные деньги) . Главный тезис :»Карманные деньги –это те средства , распоряжаться которыми ребёнок может по своему усмотрению , несмотря иногда и на советы !»Всегда надо помнить , что это не способ поощрения или наказания , а средство развития определённых навыков , своеобразный инструмент – такой же , как нож или вилка ( для еды) , молоток ( для забивания гвоздей) ,лейка ( для поливки цветов ) .
При выдаче карманных денег следует учесть :
- периодичность выдаваемых средств ;
- размер ( сумма)т ;
- что входит в перечень затрат ;
- штрафные санкции.
Размер : естественно , чем меньше ребёнок , тем меньше сумма . Исходить надо из своих возможностей , но поинтересоваться у ребёнка , какая сумма его устроила бы . Этим определятся его запросы . Если запросы сильно высоки ( часто дети , кстати , не очень требовательны ) , вместе нужно откорректировать их , объяснив , что возможно выделить только определённые средства .
Что входит в перечень затрат ( или : что ребёнок может и что должен покупать на эти деньги )? Надо напоминать ребёнку чаще , что деньги – это средство для получения чего-то , а не цель сама по себе . Обязательно надо интересоваться , куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы . Однако нельзя настаивать на полном отсеете о личных тратах – надо уважать тайны ребёнка , его возможные промахи.
Если потратил свои деньги « не так » - надо объяснить , как надо и почему именно так . Не надо жалеть ребёнка , если он не так потратил или обсчитался . Лучше обсудить , почему так получилось , что он не учёл . Посочувствовать : « Ну , что ж…» Никогда не предлагайте финансовую компенсацию . Ограничиться психической . Если потерял – никогда не ругать , иначе он будет бояться « связываться с деньгами ». Сказать просто , что с вами тоже такое было , и не раз .
Система штрафов – это что-то вроде деловой игры , когда убытки хоть и не смертельные , но весьма неприятные . Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребёнка . Это покажет , насколько он готов к материальной ответственности за свои действия , насколько внимателен , самостоятелен и справедлив к потребностям других .
О том что существует тесная связь всех сторон воспитания в процессе развития личности , сомнения нет ; более того , обоснована и взаимосвязь нравственного и трудового , и экономического воспитания . Стержневым в этой взаимосвязи сторон является нравственное воспитание , так как именно оно придаёт остальным сторонам общественную направленность , наполняет их глубоким личностным смыслом и содержанием.
Приложение № 4
Консультация для родителей
«Дошкольник и…. экономика»
«Нужно ли дошкольнику экономическое воспитание?»
Нужно! Но как?
Обсуждая эту проблему, мы говорим лишь о началах экономического воспитания, включающих в себя доступные детям знания и некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др.
К сожалению, эти базовые экономические качества, присущие человеку-хозяину, с каждым годом теряли свой авторитет. Данные исследовательской работы показывают, что подростки, как правило, оценивают перечисленные качества как отрицательные. На просьбу экспериментатора объяснить, чем вызван такой вердикт, они отвечали. Что только жадные люди, «плюшкины» все берегут и экономят.
Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что воспитывать бережливость, рачительность легче на примере личного «достояния». «Мое» и «наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Можно привести массу примеров разного отношения к «своему» и к «общему». Придя в детский сад со своей игрушкой (дорогой для него вещью), ребенок в течении дня озабочен тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал и не испортил. Малыш не жадный и дает игрушку поиграть другим детям ( ему ведь тоже дают!), но при этом он будет тщательно следить за ее сохранностью. Однако по отношению к игрушкам и другим вещам детского сада (т.е. тому, что принадлежит всем и лично ему в том числе) подобной озабоченности нет и в помине! Правда , если воспитатель строгий, дети боятся наказания за сломанную игрушку. И иногда это приводит к тому, что ребенок начинает сваливать свою вину на других, лгать и пр. Но это уже нравственный аспект проступка, требующий специального обсуждения.
Мы же только хотим подчеркнуть, что дети по-разному относятся к личной и общественной собственности: личные потери более болезненны. Не потому ли повседневная жизнь детского сада дает массу примеров того, как дети безжалостно портят, ломают, выбрасывают игрушки и предметы для труда, совершенно не испытывая при этом чувства вины или беспокойства?
Нередко приходится слышать от взрослых, в том числе и от педагогов: зачем ребенку беречь и экономить, не так уж велики потери от того что он ломает игрушки, портит бумагу, краски, фломастеры. Мол, вырастет, столкнется с денежными затратами, вот тогда и перестанет портить вещи.
Это глубокое заблуждение. Дело не в сломанной игрушке – из этих поступков постепенно складываются формы привычные формы поведения , вырабатывается определенный стиль жизни, изменить который будет не просто.
Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы «о хлебе насущном», достаток или, наоборот, бедность (нехватка денег, доходы и расходы). Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно.
Детский сад – некая условная ситуация, которая не дает полноценного опыта и практического «экономического поведения» . Дети здесь тоже «покупают», «продают», «меняются», «работают», но это лишь игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Понятно, что только объединение двух аспектов поведения детей – условного и реального может дать хорошие результаты в области их экономического воспитания и развития.
Обратимся к опыту зарубежных стран. В США, Германии, Японии, Англии экономическому воспитанию детей уделяется большое внимание. Там разработаны специальные экономические программы, которые знакомят детей с основами домашнего хозяйства и элементарными навыками ориентации в экономической жизни общества.
Много внимания экономическому воспитанию детей уделяется и в семье. Например, в Германии детей уже с четырехлетнего возраста целенаправленно знакомят с назначением денег и их разумной тратой. Родители дают детям ( в зависимости от возраста и возможностей семьи) некоторую сумму - карманные деньги на определенный период времени. Они приучают использовать их разумно, не тратить зря, объясняют, что нужно осторожно относиться к рекламе, не доверять ей безоговорочно. Истоки детской бережливости и расчетливости возникают в немецкой семье не сами по себе. Немцы генетически знают, что способность распоряжаться деньгами – необходимый жизненный навык, такой же, как умение переходить улицу, и его надо приобрести до школы.
В Японии и США родители стараются приобщить детей к работе на собственных предприятиях. Научная и популярная литература заполнена материалами типа: «Если вы хотите иметь свое дело», «Как делать деньги», «Как стать богатым». С нашей точки зрения, в таких публикациях не всегда соблюдается чувство меры, настораживает содержащийся в них чрезмерно настойчивый призыв «делать деньги». Моральная сторона проблемы при этом почти не затрагивается: как зарабатывать, почему следует честно «делать бизнес» и др. В этом плане большой интерес представляет опыт воспитания детей в Англии. С детских лет в культ возводится такое качество, как трудолюбие, ребенку внушают важность приобретения хорошей профессии, которая позволит в будущем создать семью и обеспечить ее достаток.
Экономические знания нужны всем, и дети дошкольного возраста не исключение. С проблемами экономики их сталкивает современная жизнь. Уже в дошкольном детстве из привычной роли беззаботного потребителя ребенок сначала становится сознательным потребителем, а позднее – созидателем предметов потребления. Но как познакомить малыша с основами такой сложной науки на доступном ему уровне?
В дошкольном возрасте можно дать элементарные сведения из области экономики: научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию; с помощью игр, экономических задач, кроссвордов – ввести ребят в сложный мир вещей, предметов, человеческих взаимоотношений.
Необходимо дать знания о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: бережливость , честность, экономность, щедрость, достоинство. Разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников.
Формирование экономического сознания – дает знания о новых профессиях ( менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, банкир, рекламный агент и т.д.) и умение рассказать о них. Обогащается детский словарный запас, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умении честно соревноваться и не боятся проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад
«Аленький цветочек»
Самообразование
«Развитие математических представлений у детей с помощью палочек
Кюизенера и блоков Дьенеша»
на 2021-2022 учебный год
Вторая младшая «А» группа
«Затейники»
Воспитатель: Баран Ю.Я.
г. Пыть-Ях, 2021г.
Актуальность
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.
Решению этой задачи помогают развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д.
Единственный язык, который легко даётся детям – это язык игры. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личности. Игра и игровые приёмы позволяют раскрыть перед детьми смысл математических заданий, заинтересовать их. Кроме того, игра позволяет создать условия, при которых ребёнок усваивает математические знания самостоятельно, без принуждения со стороны взрослого. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний.
Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера являются одновременно и орудием профессионального труда, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
Почему для воспитания и образования детей необходимо использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера:
- Блоки и палочки - один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.
- Многие математические представления ребёнок получает играя.
- Блоки и палочки учат ребёнка ориентироваться как в двухмерном, так и в трёхмерном пространствах.
- Благодаря блокам и палочкам развивается логическое мышление.
- Блоки и палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.
- Ставя задачи разной сложности, блоки и палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях, и в школе.
- Игры с блоками и палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.
- Блоки и палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.
- Блоки и палочки могут быть использованы в диагностических целях.
- Этот материал может быть использован во всех образовательных областях.
Цель: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Задачи:
1.Познакомить детей с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша.
2. Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша, желание действовать с ними.
3. Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений.
4. Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти.
5. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
6.Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.
Месяц | Формы работы | |||
С детьми | Педагогами | Самообразование | Родителями | |
Сентябрь | Мониторинг развития ребёнка | Подбор материала для педагогов (выступления , консультации) | Разработка календарно-тематического плана по самообразованию, изучение литературы и т.д. | Подбор материала для родителей (консультации, папки – передвижки, изготовление брошюр) |
Октябрь | Тема: 1. Игры с блоками Дьенеша (группирование по одному признаку – размеру): -«Помоги зайке собрать все маленькие фигуры, а мишке – все большие»; -«Дупло белочки»; -«Мостик через речку»; -«Ёжик»; -«Зайкин огород» (дети выкладывают из набора блоков все квадратные, круглые, треугольные и прямоугольные фигуры, чередуя большие и маленькие). 2. Игра с чудесным мешочком (на ощупь достать большие или маленькие фигуры). 3. Заучивание четверостишия о круге. Цель:1.Познакомить детей с игрой «Блоки Дьенеша». 2.Развитие умения выделять и называть отдельные свойства блоков (цвет и размер). 3. Закрепить отличительные признаки круга. | Педагогический час «Волшебные палочки Кюизенера и блоки Дьенеша» | Буклет«Развитие математических представлений у детей с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша» | |
Ноябрь | Тема: 1. Знакомство с игрой. 2. «Строим дорожки для зверят» (из палочек определённого цвета). Определение, какая дорожка длиннее, короче? 3. «Коврик для кошечки» (раскладывание палочек определённого цвета рядом). 4. «Заборчик» Цель: 1. Познакомить детей с палочками Кюизенера. 2. Закрепить знания о цвете и длине. 3. Учить группировать предметы по цвету и длине. 4. Познакомить с розовым цветом. | Оформление папки-передвижки. Тема: «Разноцветные палочки и блоки. Играем в детском саду и дома». | Подбор, изготовление пособий, наглядного материала по теме | Работа в блоге по теме |
Декабрь | Тема: 1. Группирование фигур по толщине: «Помоги зайке собрать все тонкие фигуры, а мишке – все толстые». 2. Игра с чудесным мешочком (достать на ощупь все толстые или тонкие фигуры) 3. Игра «Поезд». 4. Игра «Чудесный мешочек» (найти самую короткую или самую длинную палочку). Цель: 1.Учить различать и сравнивать формы по толщине. 2. Закрепить отличительные признаки треугольника. 3.Закрепление умения различать и называть цвета и соотношение длины. | Консультация: «Применение палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста» | Изучение передового педагогического опыта «Разноцветные палочки Кюизенера и блоки Дьенеша» | Оформление папки-передвижки. Тема: « Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша» |
Январь | Открытое занятие в рамках метод. недели. Тема:« На поиски колобка». Цель:Развитие умения выделять различные сенсорные признаки в предметах и их изображениях (цвет, форма, размер. | Подбор, изготовление пособий, наглядного материала по теме | Круглый стол «Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста посредством палочек и блоков | |
Февраль | Тема: 1. Игра «Третий лишний». 2. Игра «Найди фигуры не такие, как данная». 3. Игра «Машинки» (из маленьких красных блоков выложить маленькую машинку, а из красных больших блоков – большую машинку); 4. Игра «Вверх – вниз». 5. Игра «Новоселье зайчика». Цель: 1. Учить детей находить фигуры не такого цвета (размера, толщины), как данная, лишнюю фигуру. 2.Продолжать учить составлять изображения предметов по образцу. 3.Закрепить отличительные признаки квадрата. 4. Учить детей выкладывать палочки по нарастающей и убывающей. 5. Учить сравнивать палочки по высоте. | Консультация:«Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера» | Подборка игр для детей с применениемблоков Дьенеша и палочек Кюизенера ением | Консультация для родителей: «Развитие математических представлений у детей младшего возраста с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша» |
Март | Тема: 1. Игра «Сложи цепочку для зверей» (выкладывание фигур по цепочке, не ставя рядом одинаковые по любому признаку). 2.Составление изображений предметов по образцу (на выбор детей) 3. Игра «Оживим сказочных героев». 4. Игра «Чаепитие для сказочных героев». Цель: 1. Учить детей выкладывать фигуры по цепочке, не ставя рядом одинаковые (по любому признаку. 2. Закреплять умение составлять изображения предметов по образцу. 3.Учить выкладывать палочки на цветные изображения сказочных героев. 4. Закреплять названия основных цветов и их оттенков. 5. Развитие внимания, памяти, воображения. 6. Упражнять в ориентировке в пространстве. | Оформление папки – передвижки «Играем и развиваемся» | Изучение темы: «Осваиваем игровые технологии развития математических представлений дошкольников» | Памятка для родителей: «Давайте играть вместе» |
Апрель | Открытое занятие Тема: «Путешествие в сказочную страну» Цель: Развитие математических способностей. | Педагогический час «Разноцветная математика» | Самоанализ плана самообразования | День открытых дверей: открытое занятие «Путешествие в сказочную страну» |
Май | Мониторинг развития ребёнка | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете. | Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год | |
Июнь | Игры на развитие логического мышления посредством палочек Кюизенера и блоков Дьенеша | Организовать работу на следующий учебный год, создать учебную программу. | Семейный практикум (с использованием элементов развивающего обучения) | |
Июль | ||||
Август |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка – д/с «Аленький цветочек»
Самообразование на 2022-2023
«Влияние устного народного творчества
на речевое развитие
детей 4-5 лет»
Воспитатель:
Баран Ю.Я.
г. Пыть-Ях
2022 г.
Цель работы:
- повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
- объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
Задачи:
- Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
- Обогащать чувства детей, воображение и речь.
- Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Актуальность выбранной темы
Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
План работы
на 2022 – 2023 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Подбор и изучение методической литературы
Составление картотеки загадок и потешек для детей. | Сентябрь - май | 1. Инновационная программа "От рождения до школы" Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009. 2.Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998. 3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008. 4. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. 5. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985. |
|
Работа с детьми, родителями | Октябрь | Отгадывание детьми загадок. Работа с родителями: Выявление знаний у родителей. Анкетирование родителей. | Досуг «Вечер загадок». «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка» |
Ноябрь | Театрализованная постановка с участием детей | Инсценирование русской народной сказки «Колобок». | |
Декабрь | Рассказывание сказки с показом театра «Би-Ба-Бо» | Сказка «Три медведя» | |
Январь | Работа с родителями Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей. | «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей) | |
Февраль | 1.Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. | Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». | |
Март |
2.Консультация для воспитателей | Развлечение «Широкая Масленица» «Влияние русского народного творчества на речевое развитие детей 4-5 лет». | |
Апрель | 1.Знакомство с закличками, потешками о солнце. 2.Работа с родителями Совместное творчество детей и родителей. | Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» Семейный конкурс «Отгадай загадку -нарисуй отгадку» | |
Май |
|
«Влияние русского народного творчества на речевое развитие детей 4-5 лет». | |
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребёнка – д/с «Аленький цветочек» Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» В.А.Сухомлинский утверждает: «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности». А. П. Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи» Отсутствие или нехватка времени у родителей на общение с детьми, а также невнимание к содержанию речи малыша, отсутствие ее активизации со стороны родителей приводит к проблемам в развитии речи детей. Речь многих дошкольников отличается недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Большинство детей употребляют нелитературных слова и выражения. У них отсутствуют навыки культуры речи, неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Связные высказывания детей короткие, отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста, высказывания состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой, уровень информативности высказывания очень низкий, активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого он был сам. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек, психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т. д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми, а также со сверстниками формируется потребность в речевом развитии. Особая потребность возникает во время игры. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития общения. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста Н. К. Крупская писала: «…игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего» Среди различных средств развития словарного запаса и развития речи у дошкольников может выступать произведения детского фольклора. Возвращение к истокам устного народного творчества в детском саду сейчас очень актуально Простота фольклорных произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывание и самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей игровой деятельности. При изучении происходит активное усвоение разговорного языка, становление развитие всех сторон речи: фонетической лексической и грамматической, а также изучение фольклора обеспечивает полноценное владение родным языком, что является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться. Фольклор (от англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего устное. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации, что способствует развитию речи детей. Положительная эмоциональная окраска фольклорных произведений вызывает желание повторить, запомнить, звукосочетания, фразы, а звукоподражания, звучность, ритмичность, напевность устного народного творчества в свою очередь способствует развитию фонематического слуха. Изучение произведений народного творчества обогащает словаря дошкольника за счет многозначности слов, помогает увидеть вторичные значения слов, формирует представления о переносном значении и учит ребенка плавному произношению фраз и предложений. Вначале дошкольник копирует, а позже многие слова, фразы и предложения переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. В процессе изучения народного творчества происходит процесс умственного воспитания дошкольника. Ребенок овладевает умением сравнивать, анализировать, оценивать, обобщать, а также у ребенка возникает желание узнать, что же будет дальше в том или ином произведении народного фольклора, тем самым он стремится получить все новые и новые знания. Эстетическое воспитание невозможно без народного поэтического фольклора. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов, обогащают речь живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений. Через народную мудрость происходит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту и искусству. Народное творчество способствует развитию воображения, художественно-творческих способностей, а также формирует основы эстетического вкуса. Фольклор является источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова…Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ» К. Д. Ушинский Таким образом, народное творчество закладывает фундамент психического и нравственного здоровья дошкольника, что является необходимостью в период становления личности ребенка. В свою очередь психическое и нравственное здоровье обеспечивает развитие устное речи дошкольников в период становления его личности. Это происходит во время общения со сверстниками через игру, а инструментом развития является народное творчество, мудрость народа, накопленная веками. |