Родителям
Информация для родителей:
1. Родительское собрание "Семья - опора для ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_-_opora_dlya_podrostka.pptx | 661.15 КБ |
semya_-_opora_dlya_rebenka.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повестка дня: «Семья-опора для подростка ». Тест «Какой Вы родитель?» «Посмотрите на воспитание под другим углом» Анкета «Семья и я». Отчет об успеваемости всего класса. Количество пропущенных уроков. Поведение учащихся. Школьная форма и спортивная форма. Участие в школьных и иных мероприятиях: День защитника Отечества; Международный женский день; Участие в региональном семинаре руководителей школ ; Неделя музыки.
Тест «Какой Вы родитель?» Правильные ответы : 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 — «нет»; 2, 3, 5, 8, 11, 12, 14 — «да»
“Авторитет необходим в семье. Он основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание” А.С. Макаренко
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания по теме: "Семья-опора для подростка"
Цель: Объединение воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности.
Задачи: Познакомить родителей с особенностями поведения подростков. Обсудить причины их возникновения. Предложить родителям практические рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций.
Форма собрания: беседа.
Ход родительского собрания
Здравствуйте, уважаемые родители, я рада вас видеть на нашей встрече. Сегодня тема нашего родительского собрания «Семья-опора для подростка». Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети.
Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания.
Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.
Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно.
Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами.
В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.
Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?
Как вы думаете? (родители приводят аргументы.)
Как уже было отмечено, подростковый возраст является по сути кризисным. Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.
Внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда - необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обучение. У подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с подростком начинают советоваться); подросток начинает интенсивно рефлектировать себя.
Внутренние предпосылки. В этот период происходит бурный «Физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на центральную нервную систему, происходит рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.
Как вести себя с трудным ребенком и как разрешить возникшие проблемы? (Дискуссия)
Перед родителями стоит двойная задача: с одной стороны, они — педагоги, и должны создавать правильные образцы поведения ребенка, воспитать его вкус, музыкальный и художественный, давать нужные книги, учить необходимым навыкам, стараться вложить в него самое нужное, чтобы он сумел нормально войти во взрослую жизнь.
Вторая их функция — быть для ребенка самыми лучшими на свете друзьями. Родителями, которым он доверяет. На кого подросток может положиться. Те, кто знают его, не отвергают и не отметают его интересов! При этом, конечно, важно соблюсти субординацию — быть старшими и авторитетными товарищами и не потакать ребенку во всем.
Тест «Какой Вы родитель?»
Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в своей семье по отношению к ребенку.
1.Сколько раз тебе повторять?
2.Посоветуй мне пожалуйста.
3.Не знаю, что бы я без тебя делала!
4.И в кого ты такой уродился?
5.Какие у тебя замечательные друзья!
6.Ну, на кого ты похож?!
7.Вот я в твоё время…
8.Ты моя опора и помощник!
9.Ну что за друзья у тебя?
10.О чём ты только думаешь?
11.Какой ты у меня умница!
12.А как ты считаешь, сынок (доченька)?
13.У всех дети, как дети, а ты…
14.Какой ты у меня сообразительный!
Правильные ответы:
1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 — «нет»;
2, 3, 5, 8, 11, 12, 14 — «да»
Результаты теста:
Если Вы верно ответили практически на все вопросы, вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
Если Вы допустили 3-5 неверных ответов, вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Если Вы допустили 6 — 10 неверных ответов, Вам необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребёнка зависит от случая в большей степени, чем от Вас.
Если Вы допустили 11 — 14 неправильных ответов, Вы сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между Вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.
Подростковый возраст труден не столько для родителей, сколько для самого ребенка: он активно растет, поэтому иногда плохо себя чувствует; в его организме происходит гормональная перестройка. Порой он не понимает, что с ним происходит, становится ранимым, уязвимым, у него часто случаются перепады настроения и т.п.
Все наши резкие слова: "ненавижу", "не люблю", "можешь уходить" — могут больно ранить ребенка и даже довести до самоубийства. В этом возрасте человек еще не ценит жизнь, не имеет страха. Подросток еще не понимает, как взрослеть правильно, и делает это через неадекватные поступки и противление взрослым. Ему хочется самостоятельности, но он еще не знает, как ее реализовать.
Ругая подростка, делая ему замечания, мы только еще больше настраиваем его против себя. Он сейчас нуждается не в нравоучениях, а в сочувствии и понимании. Родительский авторитет и власть нужно в этом возрасте использовать лишь тогда, когда душе или здоровью ребенка угрожает реальная опасность. Подросток не терпит сюсюканья и фальши. Если стоя к нему спиной, беседуя по телефону или вечерами занимаясь «работой, прихваченной с работы», вы спрашиваете у него «как дела?», то ответ услышите такой же — из-за плеча, пустой и ничего не значащий.
Видео https://www.youtube.com/watch?v=xWkqQQlPd74
Конкретный, доброжелательный, открытый и искренний период в жизни человека закончился в пяти — восьмилетнем возрасте, когда на вопрос «как дела» он рассказывал про дела, про мысли и планы. Теперь об искренности можно мечтать и зарабатывать ее встречной искренностью, вниманием и терпением.
Не обижайтесь на невнимание и вечную занятость подростка. Во- первых, посмотрите на себя. Сколько времени вы ему уделяете? Во-вторых, друзья для подростка, действительно, значат очень многое, если не все. Его друзья доверия теперь имеют больше вас. Знайте это и принимайте, как аксиому. Иначе улетите в те проценты родителей, которые доверие утратили вовсе.
Не расспрашивайте ни о чем с пристрастием, раздражительностью и осуждением, особенно когда чувствуете ответное напряжение и отпор. Подождите немного, пока эмоции успокоятся.
Дайте понять, что вам искренне интересно, с каким счетом закончилась игра, кто победил в кастинге, и какого цвета у подружки туфли. Ваша корона не упадет, если вы снизойдете до интересов ребенка.
Анкета
Надо понимать, что дети даются нам на время, и не надо экономить на общении. Мы не должны упустить момент: до поступления в школу мы видим их целыми днями, потом все реже, а потом они вступают в самостоятельную жизнь. И уже другие люди оказывают на них очень сильное и не всегда благоприятное влияние.
Спешите общаться.
Подведение итогов.
«У хороших родителей вырастают хорошие дети».
Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое – хорошие родители.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни.
Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Отсутствие родительской любви к своему чаду, бессердечие и эгоизм, в свою очередь, может стать источником вражды, ненависти, презрения и тяжелой судьбы как родителей, так и, возможно, их ребенка.
“Авторитет необходим в семье. Он основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание” А.С. Макаренко
-к каждому нужен свой подход;
-любить и уважать детей, какими бы они ни были;
-побольше общаться с ребёнком;
-принуждение и наказание;
-посещение школьных мероприятий;
-не оставлять с проблемами наедине;
-контроль, загруженность домашними делами, требовательность;
- с детства объяснять ему, что хорошо, а что плохо;
-не оставлять воспитание на более позднее время;
- не унижайте и не оскорбляйте ребенка;
- не навешивайте ярлыки типа: “растяпа”, лодырь”, “неряха” и т. д. - это подрывает самоуважение и снижает самооценку;
- избегайте постоянных одергиваний и неоправданных запретов;
- отделяйте поступок ребенка от его личности: “Я люблю тебя, но то, как ты поступил, не одобряю”;
- объясните, как можно сгладить последствия плохого поступка;
- отличайте все позитивные изменения в поведении ребенка.
А закончить наше собрание я хочу стихотворением:
Дети – это счастье, дети – это радость,
Дети – это в жизни свежий ветерок.
Их не заработать, это не награда,
Их по благодати взрослым дарит Бог.
Дети, как ни странно, также испытанье.
Дети, как деревья, сами не растут.
Им нужна забота, ласка, пониманье.
Дети – это время, дети – это труд.
Дети – это чудо, доброты посланье,
Лучики восхода, капельки любви.
Дети – это каждой девушки желанье
(Даже карьеристки, в глубине души).
Дети – это ночью частые вставанья,
Дети – это соски, колики, горшки.
Дети – это споры в вопросах воспитанья,
Мамины молитвы, папины посты.
Дети – это ласка, искренность и дружба.
Спорят понарошку, любят так всерьёз.
С ними нам лукавить, прятаться не нужно -
Детскими глазами видно нас насквозь.
Дети – это папы часто нету дома,
Дети – это мама дома целый день.
Дети – это часто узкий круг знакомых,
Собственные планы двигаются в тень.
Дети – это будто жизнь пошла сначала:
Первые улыбки, первые шаги,
Первые успехи, первые провалы.
Дети – это опыт, дети – это мы.
Анкета
1. Закончите предложение
Семья - это ______________________________________________________________________
Мои родители – это_______________________________________________________________
Радость в моей семье – это_________________________________________________________
Для меня похвала и одобрение родителей – это________________________________________
Больше всего родители огорчаются, когда я___________________________________________
Родители последний раз обнимали меня______ (указать сроки и причину) ________________________________________________________________________________
Вдали от родного дома я буду вспоминать ___________________________________________
2. Укажите 5 своих…
Имен друзей_____________________________________________________________________
Любимых блюд__________________________________________________________________
Нелюбимых занятий______________________________________________________________
Любимых уроков_________________________________________________________________
Любимых фильмов (телепередач)___________________________________________________
3. Укажите 5 родителей…
Любимых блюд__________________________________________________________________
Нелюбимых занятий______________________________________________________________
Любимых фильмов (телепередач)___________________________________________________
Любимых песен__________________________________________________________________
Любимое время года (одно)________________________________________________________
Любимый праздник (три)__________________________________________________________
4. Какой вопрос вы задали бы своему родителю?
________________________________________________________________________________
5. Какой вопрос вы задали бы родителям своих одноклассников?
________________________________________________________________________________
Семья – это …
- родные и близкие, которым можно доверять.
- люди, которые меня родили и воспитывают.
- мой дом, моя жизнь, моя душа.
- ячейка общества. Место, где человек может отдохнуть от повседневных проблем в спокойной, непринужденной обстановке.
- люди, которые меня любят и заботятся обо мне.
- это люди, которые могут меня поддержать в трудную минуту, выслушать и посоветовать.
- святое. Родственные души, у которых хорошие, теплые взаимоотношения друг с другом.
- когда люди живут парами.
- дружная компания, любящих людей.
- все мои близкие и родные.
- понимание друг друга во всех вопросах.
- единство, любовь, преданность, поддержка.
Родители – это…
- мама, папа и это моя семья.
- самые лучшие в мире люди.
- лучшие люди на свете.
- люди, которых я люблю.
- самые близкие люди.
- самое дорогое и родное.
- люди, которые меня любят, заботятся обо мне.
- люди, которые могут меня поддержать в трудную минуту, выслушать и посоветовать.
- Семья.
- люди, которым я могу доверять, которые могут мне помочь в трудной жизненной ситуации, которые заботятся обо мне.
- моя помощь во всем.
- мои самые лучшие друзья.
- мои друзья, мои любимые люди.
Радость в моей семье – это…
- когда моим родным хорошо.
- когда я хорошо учусь, и у нас нет конфликтов.
- моя хорошая успеваемость, или чьи-то успехи других членов семьи
- когда я делаю хорошие вещи.
- признак хорошего настроения.
- когда у всех членов семьи все отлично.
Для меня похвала и одобрение родителей – это…
- Гордость для меня.
- Большая радость.
- Самый важный критерий.
- Очень приятное событие.
- Радость для меня.
- Признак того, что я могу поступать так всегда.
- Вдохновение, стремление к лучшему, к достижению новых целей.
Больше всего родители огорчаются, когда я…
- Получаю плохие оценки или мне очень плохо.
- Получаю двойки или плохо себя веду.
- Плохо учусь.
- Неожиданно сообщаю плохую новость.
- Их не слушаю и делаю то, что мне хочется.
- Прихожу поздно.
- Их не слушаю и не выполняю свои обязанности.
ИТОГИ АНКЕТИРОВАНИЯ:
Последний раз родители обнимали меня:
- Сегодня, перед уходом в школу – ч
- Вчера, просто так – ч
- Вчера за определенные поступки – ч
- Несколько дней назад – ч
- Две недели назад – ч
- Полтора месяца назад – ч
- Два с половиной месяца назад – ч
- Затрудняюсь ответить – ч