Раздел 5. Научная и учебно-методическая работа
Результаты участия педагогического работника в работе методического объединения
Учебный год | Форма участия (доклад, «открытое» мероприятие, мастер-класс) | Тема |
2021-2022 | Доклад | Развитие позновательной активности учащихся на уроках истории |
2022-2023 | "Открытый" урок в 9 классе | "Финансовая грамотность" |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конфликт – это столкновение …….. и относится к трудной жизненной ситуации. Способность разрешать конфликтную ситуацию – это ………. Данное умение/навык в школе можно формировать через решение ……….. заданий. . «Пропущенное слово»
Практико-ориентированные задания
Практико-ориентированные задания – это задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Цель этих задач – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания на практике.
Задания должны: • соответствовать программе определенного предмета; • обогащать основные понятия учебного предмета, раскрывать их сущность в связи с жизнью, практикой, производством; • понятия, термины должны быть доступными для учащихся, содержание и требование задания должны быть реальны; • решаться именно теми способами, какими оно решается в реальной жизни; • доступным учащимся с учетом их возрастных и психологических особенностей; • иметь открытую цепочку последовательных вопросов.
Структура практико-ориентированного задания состоит в следующем: 1. Название задания. 2. Личностно-значимый познавательный вопрос, профессионально-ролевой сюжет, фабула. 3.Информация, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные, видео и так далее). 4. Задания на работу с информацией.
Важными отличительными особенностями практико-ориентированных задач от стандартных являются: значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося; условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания из разных разделов основного предмета, из другого предмета или из жизни, на которые нет явного указания в тексте задачи; информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), что потребует распознавания объектов; наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке условия; наличие нескольких способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.
В конце концов, имеет значение только то, чему ты научился и что по-настоящему усвоил. Гарри С. Труман Обучение - это, на самом деле, когда ты вдруг что-то понимаешь, что ты понимал всю свою жизнь, но иначе. Дорис Лессинг Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ. Ллойд Александр Знания - сокровищница, но ключ к ней - практика. Томас Фуллер . Я слышу - я забываю. Я вижу - я запоминаю. Я делаю - я понимаю. Конфуций
СПАСИБО за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия возникновения опыта и актуальность Функциональная грамотность человека проявляется в его способности действовать в современном обществе, решать различные практико-ориентированные задачи, используя при этом определенные знания, умения и навыки. Содержание практико-ориентированных задач по обществознанию, учитывая интегративный характер школьного курса, определяется в первую очередь проблематикой базовых общественных наук: экономики, социологии, политологии, культурологии , юриспруденции, а также философии. Анализ существующей реальной ситуации в образовании позволил определить П ротиворечия между: Существующей системой подготовки учащихся и потребностью современного общества в людях обладающих умениями решать проблемные ситуации Требованиями к результатам образования и недостаточной разработанностью методики формирования практико-ориентированных умений Необходимостью применения практико-ориентированного обучения для успешного изучения обществознания в основной школе и отсутствием системы практико-ориентированных заданий интересных и увлекательных для учащихся, которые бы способствовали повышению мотивации и формированию функциональной грамотности
Целью опыта является: Создание условий для решения практико-ориентированных заданий на уроках обществознания и во внеурочной деятельности. Для реализации цели, поставлены следующие задачи : Изучить структуру, содержание практико-ориентированных заданий и методы их использования. Разработать задания с практико-ориентированным содержанием для повышения мотивации школьников на уроках обществознания в 5-9 классах. Внедрить задания с практико-ориентированным содержанием в образовательную деятельность.
Теоретическая база Роль и значение умения решать практико-ориентированные задания у обучающихся рассматриваются в работах Ф.Г. Ялалова , Л.Н. Боголюбова, В.А. Ермоленко и других. Новизна Новизна опыта состоит в том, что: Создана система внедрения и реализация практико-ориентированных заданий на уроках обществознания и во внеурочной деятельности. Ведущая педагогическая идея Качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами.
Практико-ориентированные задания – это задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов краеведения, элементов производственных процессов. Цель этих задач – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Структура практико-ориентированного задания состоит в следующем: 1. Название задания. 2. Личностно-значимый познавательный вопрос, профессионально-ролевой сюжет, фабула. 3. Информация, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистический данные и так далее). 4. Задания на работу с информацией. Практико-ориентированные задания
Технологии, методы и приемы Процесс решения практико-ориентированных заданий осуществляется поэтапно. Выделяется четыре этапа решения : Первый этап - восприятие и осмысление заданий. Цель этапа - понять ситуацию, задачу, то есть выделить все ключевые понятия, взаимосвязь общественных явлений и событий и т.д. Основные приёмы работы на этом этапе: - разбивка текста на смысловые части; - постановка специальных вопросов; - переформулировка , перефразирование, заменить описание термином, синонимом, убрать несущественные слова, конкретизировать; - построить модель. Приемы: «Чтение с остановками» «Аудиозапись» Инсерт (чтение с пометами) «Мозаика» «Реконструкция текста» «Пропуск букв»
Второй этап - поиск плана решения. Цель : связать вопрос и условие. Приёмы: - рассуждения от условия к вопросу (синтетический способ), от вопроса к условию (аналитический способ), составление рассуждений по модели, по словесному заданию отношений; - название вида заданий; знание способа решения «таких» заданий. Третий этап - выполнение плана решения заданий . Цель: выполнить действия в соответствующей области устно или письменно. Приёмы: 1. Оформление решения в виде записи решения: - по действиям с ответом; - по действиям с пояснениями после каждого действия; - с вопросами перед каждым действием; - по действиям с предварительной записью плана; - схематической моделью; - комбинированным способом, включающим в себя несколько вышеперечисленных. 2. Выполнение алгоритма решения «таких» заданий. 3. Название вида заданий.
Четвёртый этап - проверка. Цель: убедиться в истинности выбранного плана и выполненных действий, после чего сформулировать ответ. Приёмы До решения : прикидка ответа или установление границ с точки зрения здравого смысла обществознания, жизни. Во время решения : по смыслу полученных выражений, осмысление хода решения по вопросам. После решения : решение другим способом, другим методом, подстановка результата в условие; сравнение с образцом; составление и решение обратной задачи. Работа по формированию навыков контроля и самоконтроля при решении заданий очень важна. Ведь проверка решенной задачи позволяет не только убедиться в правильности решения, но и способствует более глубокому пониманию и осмыслению ее содержания, осознанию связей между явлениями, представленными в задании. При обучении решению практико-ориентированных заданий на различных этапах урока применяю приемы следующих педтехнологий : -Проблемное обучение. - Технология развития «критического мышления». - Разноуровневое обучение. - Формирующее оценивание.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Дата: 26.01.2023 г. класс: 8
Тема: Наука в современном обществе.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Цель: Формировать целостное представление о науке как деятельности в духовной сфере.
Задачи:
- познакомить с ключевыми понятиями (наука, уровни научного познания, нравственность в науке, функции науки);
- развивать навыки смыслового чтения, оценивать утверждения из текста, исходя из своих представлений о науке;
- способствовать развитию умений находить нужную информацию, преобразовывать еѐ в соответствии с поставленной задачей);
- содействовать пониманию возрастающей роли науки в современном обществе.
Планируемые результаты:
предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий материальная и духовная культура, диалог культур, культурный человеку характеризовать элементы современного научного знания; анализировать основные положения этики ученых; оценивать важность этических проблем, с которыми сталкиваются ученые в своей работе; описывать основные функции науки, роль науки в современном обществе;
метапредметные УУД
1) коммуникативные: приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; осваивать основы проектно-исследовательской деятельности;
3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
личностные УУД: формирование и развитие нравственного сознания и поведения, умения выражать собственное отношение к явлениям современной жизни; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Место в системе уроков: 6 урок в разделе «Сфера духовной жизни».
Метод: эвристический, приём смыслового чтения
Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная работа, парная.
Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска, магниты. Учебник Обществознание 8 кл. Л.Н.Боголюбов, термины, раздаточные листы.
Ход урока
Рабочий лист Удачи на уроке!
Дата: 26. 01. 2023 г.
Тема урока: ___________________________________________________________
(отметка о выполнении задания )
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Задание 1. Составьте кластер. (отметка о выполнении задания )
1
Задание 2. (отметка о выполнении задания )
Откройте учебники стр. 88 прочитайте 3 и 4 абзацы и попробуйте дать ответ на вопрос:
Почему науку считают особой сферой деятельности человека?
Ответ: ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. (отметка о выполнении задания )
Исследование проблемы «Процесс созданный человеком».
На основе увиденного видео, своих знаний, социального опыта ответьте на вопросы и заполните таблицу:
Вопросы | Ответы |
Какое явление вы наблюдали на видео? | _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Опишите проблемы, причины и последствия данного явления. | ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Как можно предотвратить данное явление? | ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
2
Задание 4. (отметка о выполнении задания )
Выполните тест.
1) Какой сфере деятельности относится «Наука»?
С) Социальной Г) Экономической У) Духовной
2) Согласны ли вы с утверждением: «Наука – это особая система знаний».
Р) Нет С) Да О) Не знаю
3) Что являются элементами научного познания?
П) Естествознание и человековедение.
К) Человек и космос.
Д) Цели и задачи.
4) Что входит в систему организаций и учреждений?
Ф) Класс и зал Е) Академии и институты Н) Уроки и занятия
5) Что входит в понятие «высокие моральные принципы»?
Ш) Приветствие плагиата.
Х) Честность, человеколюбие.
К) Хитрость, расчетливость, эгоизм.
Ответ: |
- Если три «+» оценка 3.
- Если четыре «+» оценка 4.
- Если пять «+» оценка 5.
Оценка за урок ________
ТЫ МОЛОДЕЦ!
Домашнее задание: параграф 11 прочитать. Изучите пункт 3 и составьте 3 вопроса с ответами по данному пункту.
Удачи в учебе!
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
3
Предварительный просмотр:
Классный час
«История памятника»
Цель: Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи: Рассказать о блокаде Ленинграда, познакомить ребят с понятием блокада; формировать положительную оценку духовного подвига учителей и учащихся, воспитывать благодарное отношение к подвигу защитников Ленинграда, уважение к людям старшего поколения; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.
Ход классного часа
1 Настрой на занятие (2-3 мин)
(Ребята сидят полукругом).
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Амыр Андреевич. Я попрошу вас встать в круг и взяться за руки. Посмотрите на огонек свечи, протяните к нему ладошки. Что вы чувствуете? (Тепло)
- Тепло от огонька согревает руки, а что может согреть душу человека? (Любовь, внимание, забота, доброта).
- Покажите, где душа человека. Она внутри нас, там, где сердце, поэтому, когда мы говорим: «От всей души», то прикладываем ладонь к груди.
- У меня к вам просьба, положите ладонь на грудь и улыбнитесь друг другу от души.
Спасибо ребята, доброта ваших сердец и ваши улыбки это и есть волшебство способное творить чудеса.
- Вижу, вы готовы, можете занять свои места.
2. Актуализация (1-2 мин)
Посмотрите, на фотографию. Как вы думаете, кто изображен в композиции? (ответы обучающихся).
Хотите узнать историю памятника?
Тогда пройдемся с вами по страничкам истории нашей страны.
3. Раскрытие темы (10 минут)
Памятники – это важная часть культуры и истории человеческого рода. На них запечатлены великие люди, деятели истории, лица, внесшие вклад в развитие современного мира. Они поддерживают воспоминания о прошлом, которые должны оставаться в памяти каждого гражданина.
- Посмотрите, на памятники. Есть ли среди них знакомые вам памятники?
(Ответы учащихся)
Для России значимыми датами являются события Великой Отечественной войны.
Ребята, скажите: «Что для Вас значит Великая Отечественная война?» (ответы)
А может кто-то из вас знает, ближайшую историческую дату, относящуюся к Великой Отечественной войне?
- Верно, 27 января – день снятия полной блокады Ленинграда.
Давайте окунемся в те времена. Итак, 1941 год, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. 871 день продолжалась блокада Ленинграда. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.
Многие из вас сейчас в том же возрасте, что и дети, жившие в Ленинграде в те годы. Война, голод, холод, но учебный процесс должен идти, дети должны учиться. Учитель продолжал выполнять свою миссию, несмотря на бомбежку, опасность. В конце октября 41 года около 60 тысяч школьников с 1 по 6 классы приступили к занятиям в помещениях бомбоубежищ образовательных учреждений и домохозяйств.
Обучение проходило только по основным предметам, и уроки длились не более 25 минут.
Перед Вами отрывки из дневников и книг, посвященных блокадному Ленинграду. Прочитайте, и определите, как проходило обучение, что испытывали учителя в сложный для страны период.
(обсуждение прочитанного)
В годы войны, учителя и ученики активно принимали участие в обороне города. Педагоги, работники школ и свыше 5 тысяч школьников были награждены медалью «За оборону Ленинграда». А Высокую правительственную награду – Орден Ленина – получили лучшие учителя города.
Так, страница блокадного Ленинграда в 1944 году завершилась. А память драматизма жизни в военное время и подвиг учителей, воспитавших детей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны увековечено 27 января 2022 года, в городе Санкт-Петербурге открыли памятник «Блокадному учителю». Автор памятника - Владимир Брадарский, выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств им. И. Е. Репина. Монумент выполнен из бронзы.
4. Подведение итогов. Рефлексия (2-5 мин)
Ребята, сегодня мы поговорили о Ленинградских учителях и их воспитанниках.
- Так кому возведен Памятник?
- Как вы считаете, с какой целью он был воздвигнут?
2023 год Указом президента РФ Владимира Владимировича Путина, объявлен годом Педагога и наставника. Ребята, это прекрасная возможность поблагодарить ваших учителей.
Ребята, закончите высказывание:
Ключевое слово нашей встречи … (память).
Основная цель нашей встречи… (дать памяти).
Настроение нашей встречи… (позитивный настрой на добрые дела и нравственные поступки).
Заключение: В память нашей беседы я вам хочу подарить нагрудной знак «Блокадная ласточка» - это символ доброй вести. Ее носили на груди, около сердца. Я вам предлагаю провести целый день, держа у сердца блокадную ласточку в память о мужестве ленинградцев.
-Спасибо Вам за сотрудничество, интересную беседу. Желаю Вам хорошего настроения и успехов в учебе!
№1
27 октября 1941 года: «В школе начались занятия. Младшие классы занимаются в домохозяйствах. Где есть достаточно сухие и тёплые бомбоубежища, занятия будут проходить в них, а если в этих помещениях сыро, то управхозы обязаны предоставить хорошую, светлую комнату в одной из квартир, по возможности ближе к бомбоубежищу.
<…> Я обращаюсь ко всем собравшимся в большом зале:
— Товарищи, мы начинаем занятия в необыкновенной обстановке: страна наша ведёт тяжёлую, упорную войну с сильным врагом; город наш окружён со всех сторон огромным числом фашистских дивизий; он стал фронтом.
<…> В самом факте, что вы сегодня начинаете учиться, смелый вызов врагу.
«Город в блокаде, город окружен врагами, а мы выполняем свой долг и садимся за книги», — говорите вы всему миру.
А наши друзья скажут:
— Мужественные дети растут в Советской стране. Они учатся в городе, который бомбят, обстреливают из пушек и лишают продовольствия».
--------------------------------------------------------------------------------------------------
№2
15 января 1942 года: «Враг бессилен одолеть наш город, так как он — часть нашей огромной, могучей страны. Сегодня возобновились занятия в 7–10-х классах.
В школу пришло 79 человек. Явилось и 12 человек из 6-го класса.
Ребята, зачем вы пришли? — спрашиваю я как воспитательница класса. — Ведь занятия начнутся только для старших. — А почему нам не заниматься? Смотрите, нас в классе больше, чем в девятом! Мы все, все хотим учиться! — решительно говорит Аня».
--------------------------------------------------------------------------------------------------
№3
«К урокам готовлюсь по-новому, – писала осенью 1941 года в своем дневнике учительница истории 239-й школы – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь выучить их в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь они не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя»