Раздел 3. Продуктивность деятельности педагогического работника по воспитанию и развитию у обучающихся способностей.
Учебный год | Направленность, название мероприятия | Количество обучающихся, участвующих в мероприятии (средний показатель) | Возрастной диапазон участников | Ссылки на мероприятия в СМИ, соц.сетях и др. |
2021-2022 | Всероссийский урок памяти «872 дня и ночи» | 25 | 11-18 лет | |
2021-2022 | Интелектуальное состязание "Кто с мечом к нам придёт" | 10 | 14-18 лет | |
2022-2023 | Всероссийская патриотическая акция «Поклонимся Великим тем годам» Интеллектуальная игра «Великий год. Москва» | 6 | 16 лет | |
2022-2023 | Общешкольное мероприятие "Защитники Отечества" | 25 | 12-18 лет |
Форма мероприятия (с указанием названия мероприятия, организатора) | Учебный год | Уровень мероприятия | Классы | Кол-во участников | Результат (участие, наличие победителей, призеров, лауреатов ) |
Очные | |||||
Всероссийский конкурс сочинений "Без срока давности" | 2021-2022 | муниципальный | 8, 9 | 2 | Победители |
Заочные | |||||
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с. Таранай»
Сахалинской области
694033 с. Таранай, ул. Лесная, 18.
Тел.: 8(42441)54-4-81;
e-mail: tarsch@mail.ru
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО гуманитарного цикла МБОУ СОШ №4 с.Таранай Протокол № 1 От «___» ___________ 20__ г | УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ СОШ № 4 с. Таранай от ______________ № 132__ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по обществознанию
«Практическое обществознание»
9 класс
на 2023- 2024учебный год
(срок реализации программы)
1 год
Разработал:
Едешов А.А.
Учитель истории и обществознания
с.Таранай
2023
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатам выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
-умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
-овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа:
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда б текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями, давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их иерархической структуры;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знание особенностей труда как основного из видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
- на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;
- на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
2.Содержание учебного предмета, курса
Изучение курса играет важную роль с точки зрения личностного развития учащихся и получения ими дополнительного образования. Учащиеся смогут повторить теоретические вопросы основных тем курса обществознания, прорешать тренировочные задания по темам. Структура курса соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены контрольные измерительные материалы ОГЭ.
Содержательные линии курса сгруппированы в шесть блоков-модулей: «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Право». Реализация основных содержательных линий будет осуществляться на теоретических и практических занятиях.
Тема 1. Человек и общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Тема 2. Сфера духовной культуры.
Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Тема 3. Экономика.
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.
Тема 4. Социальная сфера
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.
Тема 5. Сфера политики и социального управления
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.
Тема 6. Право.
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для:
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Название раздела Тема | Кол-во часов | Контроль | |||||
1 | Человек и общество. Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
2 | Взаимодействие общества и природы. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
3 | Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
4 | Биологическое и социальное в человеке. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
5 | Личность. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
6 | Особенности подросткового возраста. | 1 | Письменное тестирование | |||||
7 | Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
8 | Человек и его ближайшее окружение. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
9 | Межличностные отношения. Общение. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
10 | Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. | 1 | Письменное тестирование | |||||
11 | Сфера духовной культуры. Сфера духовной культуры и её особенности | 1 | Письменное тестирование | |||||
12 | Наука в жизни современного общества. | 1 | Групповая/ парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
13 | Образование и его значение в условиях информационного общества. | 1 | Письменное тестирование | |||||
14 | Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. | 1 | Образование и его значение в условиях информационного общества. | |||||
15 | Свобода совести. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
16 | Гуманизм. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
17 | Мораль. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
18 | Патриотизм, гражданственность. | 1 | Письменное тестирование | |||||
19 | Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий. | 1 | Письменное тестирование | |||||
20 | Экономика. Экономика, ее роль в жизни общества. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
21 | Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | ||||||
22 | Экономические системы и собственность. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
23 | Производство, производительность труда. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
24 | Разделение труда и специализация. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
25 | Обмен, торговля. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
26 | Рынок и рыночный механизм. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
27 | Предпринимательство. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
28 | Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
29 | Деньги. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
30 | Заработная плата и стимулирование труда. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
31 | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
32 | Налоги, уплачиваемые гражданами. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
33 | Экономические цели и функции государства. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
34 | Сфера экономики. Решение типичных заданий. | 1 | Письменное тестирование | |||||
35 | Сфера политики и социального управления Власть. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
36 | Роль политики в жизни общества. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
37 | Понятие и признаки государства. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
38 | Разделение властей. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
39 | Формы государства. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
40 | Политический режим. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
41 | Демократия. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
42 | Местное самоуправление. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
43 | Участие граждан в политической жизни. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
44 | Выборы, референдум. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
45 | Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
46 | Гражданское общество и правовое государство. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
47 | Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий. | 1 | Письменное тестирование | |||||
48 | Право. Право, его роль в жизни общества и государства. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
49 | Норма права. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
50 | Нормативный правовой акт. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
51 | Понятие правоотношений. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
52 | Признаки и виды правонарушений. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
53 | Понятие и виды юридической ответственности. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
54 | Конституция Российской Федерации. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
55 | Основы конституционного строя Российской Федерации. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
56 | Федеративное устройство России. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
57 | Органы государственной власти Российской Федерации. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
58 | Правоохранительные органы. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
59 | Судебная система. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
60 | Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
61 | Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
62 | Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
63 | Гражданские правоотношения. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
64 | Право на труд и трудовые правоотношения. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
65 | Трудоустройство несовершеннолетних. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
66 | Административные правоотношения, правонарушения и наказания. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
67 | Основные понятия и институты уголовного права. | 1 | Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка | |||||
68 | Итоговое повторение. | 1 | Письменное тестирование |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с. Таранай»
Сахалинской области
694033 с. Таранай, ул. Лесная, 18.
Тел.: 8(42441)54-4-81;
e-mail: tarsch@mail.ru
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО гуманитарного цикла МБОУ СОШ №4 с.Таранай Протокол № 1 От «___» ___________ 20__ г | УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ СОШ № 4 с. Таранай от ______________ № 132__ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы финансовой грамотности»
на 2023- 2024учебный год
Разработал:
Едешов А.А.
Учитель истории и обществознания
с. Таранай
2023
Планируемые результаты
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного курса определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.
Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотность» являются:
• сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• сформированность умений анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
• владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
• владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
• сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; сформированность коммуникативной компетенции:
• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
• владение знанием: структуры денежной массы, структуры доходов населения страны и способов еѐ определения, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи, статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции, основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц, возможных норм сбережения, способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации, видов страхования, видов финансовых рисков, способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач, способов определения курса валют и мест обмена, способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.
• освоение приѐмов работы с экономической информацией, еѐ осмысление; проведение простых финансовых расчѐтов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
Содержание программы
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.
8 класс:
Введение в курс «Основы финансовой грамотности». Цели и задачи курса. Что мы уже знаем и умеем? Что мы будем изучать?
Раздел I. Управление денежными средствами семьи (14 часов)
Тема 1. Личное финансовое планирование. Понятие «человеческий капитал», как применить человеческий капитал, принятие решений, какие бывают решения, как определить цель, как подобрать альтернативы, как принимать решения, связанные с деньгами.
Тема 2. Происхождение денег. Понятие «деньги». Функции денег. Происхождение денег. Современные деньги. Определение подлинности банкнот Банка России.
Тема 3. Домашняя бухгалтерия. Понятия «активы» и «пассивы». Как лучше использовать свои активы и пассивы. Как вести учет активов и пассивов? Понятия «доходы», «расходы» и «семейный бюджет», «дефицит», «профицит», «баланс». Источники доходов семьи (заработная плата, социальные пособия и т.п.). Основные статьи затрат семьи. Структура семейного бюджета. Принципы составления семейного бюджета. Потребности и возможности, их соотношение и учёт при планировании бюджета. Прогнозирование расходов семейного бюджета. Контроль расходов семейного бюджета, и его методы. Способы оптимизации расходов.
Тема 4. Составление личного финансового плана. Понятия «финансы», «финансовые цели», «финансовое планирование». Что такое личный финансовый план. Как определить свои финансовые цели? Стратегия и способы достижения финансовых целей. Альтернативные способы достижения финансовой цели. Что делать после составления личного финансового плана.
Тема 5. Рациональное поведение потребителя. Кто такой потребитель? Как сделать правильный выбор и не приобрести ненужный товар? Понятие «рациональное поведение потребителя». Этапы рационального поведения. Закон «О защите прав потребителя». Алгоритм составления обращение по нарушению прав потребителя.
Раздел II. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (17 часов)
Тема 6. Депозит. Накопление. Зачем копить деньги? Как копить деньги? Понятие «инфляция». В чем причины инфляции? Как рассчитывается инфляция? Индекс потребительских цен как способ измерения, инфляции. Как рассчитать «свою» инфляцию? Понятия «вкладчик», «банк», банковский счет». Структура банковской системы. Понятие «Центральный банк». Информация на сайте ЦБ и сайтах коммерческих банков. Рейтинги банков. Что такое «депозит» и какова его природа. Понятия «депозитный договор», «процентная ставка». Преимущества и недостатки депозита. Какова роль депозита в личном финансовом плане? С какого возраста можно использовать депозит? Условия депозита. Что содержится в договоре депозита? Как выбрать нужные условия депозита? Что такое валюта. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте? Потеря финансовых документов: алгоритм действий. Финансовые риски. Чем мы рискуем, используя банковские вклады.
Тема 7. Расчетно-кассовые операции. Банковская карта. Понятия «электронные деньги», «банковская карта: дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом». Какие бывают банковские карты? Как выбрать банковскую карту? Как пользоваться банкоматом? Как защитится от мошенничества при пользовании банкоматом? Как сделать денежный перевод? От чего зависит комиссия за перевод? Мобильный банкинг. Онлайн банкинг. Как защитится от мошенничества, используя мобильный и онлайн-банкинг?
Итоговое повторение и обобщение (2 часа)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | дата | примечание | |
по плану | факт | ||||
1 | Раздел I. Управление денежными средствами семьи | 14 | |||
Что такое финансовая грамотность? | 1 | ||||
2 | Понятие «человеческий капитал». | 1 | |||
3 | Деньги: а что это такое? | 1 | |||
4 | Современные деньги. | 1 | |||
5 | Определение подлинности банкнот Банка России. | 1 | |||
6 | Удивительные факты и истории о деньгах. | 1 | |||
7 | Почему к деньгам нужно бережно относится? | 1 | |||
8 | Домашняя бухгалтерия. Понятия «активы» и «пассивы». | 1 | |||
9 | Понятия «доходы», «расходы» и «семейный бюджет», «дефицит», «профицит», «баланс». | 1 | |||
10 | Контроль расходов семейного бюджета, и его методы. | 1 | |||
11 | Что такое личный финансовый план? | 1 | |||
12 | Стратегия и способы достижения финансовых целей. | 1 | |||
13 | Рациональное поведение потребителя. Кто такой потребитель? | 1 | |||
14 | Закон «О защите прав потребителя». | 1 | |||
15 | Раздел II. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем. | 17 | |||
Депозит. Накопление. Зачем копить деньги? | 1 | ||||
16 | Понятие «инфляция». В чем причины инфляции? | 1 | |||
17 | Понятия «вкладчик», «банк», банковский счет». Структура банковской системы. | 1 | |||
18 | Понятие «Центральный банк». | 1 | |||
19 | Что такое валюта. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте? | 1 | |||
20 | Потеря финансовых документов: алгоритм действий. | 1 | |||
21 | Финансовые риски. | 1 | |||
22 | Чем мы рискуем, используя банковские вклады. | 1 | |||
23 | Расчетно-кассовые операции. | 1 | |||
24 | Банковская карта. | 1 | |||
25 | Понятия «электронные деньги», «банковская карта: дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом». Какие бывают банковские карты? | 1 | |||
26 | Как выбрать банковскую карту? | 1 | |||
27 | Как пользоваться банкоматом? | 1 | |||
28 | Как защитится от мошенничества при пользовании банкоматом? | 1 | |||
29 | Как сделать денежный перевод? | 1 | |||
30 | От чего зависит комиссия за перевод? | 1 | |||
31 | Мобильный банкинг. Онлайн банкинг. | 1 | |||
32 | Как защитится от мошенничества, используя мобильный и онлайн-банкинг? | 1 | |||
33 | Итоговое повторение и обобщение | 1 | |||
34 | Итоговое повторение и обобщение | 1 |