Опыт работы в профессии учителя-дефектолога

Работа учителя-дефектолога требует творческого подхода. Выбирая формы и методы работы для детей с особыми образовательными потребностями каждый из педагогов ведёт постоянную исследовательскую деятельность, поскольку нет единых решений для таких детей.  И каждый из педагогв выбирает то, что даёт эффективность, что близко и интересно самому педагогу. Я нашла решение в изучении нейрофизиологии и нейропсихологии и применении нейропсихологических методов в практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_tihonovoy_oksany_nikolaevny.docx55.16 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы Тихоновой Оксаны Николаевны

1.1.Введение

Основной формой воздействия на ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях в группах компенсирующей направленности являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым.  Перед педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей раннего и дошкольного возраста стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем – к самостоятельной жизни. А для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.

Дети одного и того же возраста развиваются в разном темпе. Любая психическая функция (речь, память, движение, восприятие) развивается индивидуально. В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, посещающих массовые группы детского сада и имеющих отставание в психическом развитии в силу разных причин: педагогической запущенности, соматической ослабленности, минимальных мозговых дисфункций и т.д.. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития; несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии, различные психопатологические феномены, соматическую и психосоматическую уязвимость.

Своевременная коррекционная помощь может вывести детей на норму или близко к норме. В дошкольном детстве мозг ребёнка очень пластичен и компенсаторные механизмы велики и учитывая эти знания, я  опираюсь при осуществлении образовательного и коррекционно-развивающего процесса на теоретические и практические данные в области  детской возрастной психологии, нейрофизиологии и нейропсихологии. Это позволяет учитывать индивидуальные особенности детей и оптимизировать процесс в целом.

1.2 Актуальность подхода обусловлена положениями Федерального закона  "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому дошкольное образование направлено на развитие интеллектуальных и иных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Актуальность данного подхода  состоит в решении вопросов выравнивания стартовых возможностей детей к школе с учётом разного уровня развития на данном этапе и учёта психофизиологических особенностей детей.

1.3. Новизна подхода построена на основании современных научных представлений о психическом и физическом развитии ребёнка (то есть учёта нейрофизиологических знаний) и  возможностей работы с ним, влияя на сенсорное, интеллектуальное и моторное развитие в общей взаимосвязи.

Новизна подхода  также заключается в том, что каждое занятие должно включать как развитие двигательного праксиса, развитие координации, моторики, так и  игры, направленные на развитие разных видов восприятия, памяти, мышления, внимания, пространственных представлений и др.

1.4 Цель: Развитие познавательной деятельности у детей с ОВЗ и детей в норме, профилактика отклонений, развитие компенсаторных механизмов и предупреждение вторичных отклонений в развитии ребёнка.

1.5 Задачи:

  • Развитие тактильных и кинестетических процессов, пространственных и временных представлений.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие вкусовой чувствительности.
  • Развитие мышления.
  • Ознакомление с окружающим.
  • Развитие речи.
  • Стабилизация  внутренних глубинных отделов мозга через специальные упражнения.

Особенности развития детей и необходимость обращать на них внимание и раннее выявление и помощь.

До обследования специалистами в  детском саду педагоги могут выявлять  детей группы риска, замечая, что ребёнок:

-плохо ловит мяч;

-не может прыгать на одной ноге;

-при балансировании с трудом удерживает равновесие;

- при раскрашивании картинок лезет за ограничительные линии;

- не планирует свои действия, не может изготавливать простые поделки;

- не может повторить простой ритм хлопками в ладоши;

- испытывает трудности при выстригании ножницами;

-быстро забывает названия цветов, плохо запоминает мелодию и стихи;

-за завтраком проливает молоко, опрокидывает чашку;

неохотно позволяет прикоснуться к себе, избегает близости, не любит определённые цвета и материалы;

- легко отвлекается и нетерпелив;

рисует неохотно;

-имеет дефекты речи, неправильное звукопроизношение, скудный словарный запас;

- не любит самостоятельно одеваться и раздеваться;

не может застёгивать пуговицы и завязывать бантики даже после длительных тренировок;

рисует «головоногов» даже в старшем возрасте;

- не может самостоятельно спускаться и подниматься.

Нейропсихологический подход

Нейропсихологический метод занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращённых к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребёнка с точки зрения его мозгового обеспечения. Это позволяет спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребёнка программу психолого-педагогического сопровождения.

Стоит учитывать, что психические функции ребёнку не даны изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И этот путь отнюдь не прямая линия. Для каждого этапа психического развития ребёнка в первую очередь необходима потенциальная готовность комплекса определённых мозговых образований к его обеспечению. С другой стороны должны быть влияния извне. Если таковые отсутствуют, то наблюдаются искажение и торможение психогенеза в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные деформации на уровне мозга. Более того, доказано, что на ранних этапах онтогенеза социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне.

В ходе нейропсихологического консультирования выявляются не реальный уровень знаний и умений, а базисные патогенные факторы и дефициты в развитии ребёнка. Ведь внешне и патохарактерологические особенности ребёнка, и педагогическая запущенность, и первичная несостоятельность фонематического слуха, и несозревшая функция программирования и контроля,  и ослабленность ребёнка могут проявляться одинаково – «двойка по русскому».

Использование нейропсихологии в дошкольном и школьном возрасте.

В нейропсихологическом анализе можно выделить дифференциально диагностический, коррекционный, прогностический и профилактический аспекты.

Центральными в работе нейропсихолога в настоящее время являются задачи выявления специфики дефицитарности (несформированности) психических функций на разных этапах онтогенеза и особенностей их компенсации, исследования динамики развития ВПФ, установления причин и разработки методов профилактики и коррекции . (Э. Г. Симерницкая, 1991, 1995; Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсакова, 1994;Т. В. Ахутина и др., 1996; Н. К. Корсакова и др., 1997; Л. С. Цветкова, 1998,2001; А. А. Цыганок, М. С. Ковязина, 1998; Н. Г. Манелис, 1999; А. В. Семенович, 2002; А. А. Цыганок, 2003; Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева, 2003;А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева, 2004; L. Kiessling, 1990; D. Tupper &K. Cicerone, 1991).

При этом особое значение имеет несформированность тех психических функций, навыков и умений, которые наиболее востребованы социальной ситуацией развития ребенка — обучением в школе и его интенсификацией в современном обществе на фоне ухудшения экологии, снижения психофизического здоровья детей и, в целом, недостаточного внимания взрослых к ребенку. Именно в конце дошкольного — начале школьного возраста нередко проявляются все неблагоприятные особенности раннего развития ребенка (как психофизиологического, так и социального), которые выражаются, в первую очередь, в трудностях подготовки (неготовности) к школьному обучению. В основе школьной неуспешности могут лежать как когнитивное и моторное недоразвитие, так и слабость регуляторных функций и, в первую очередь, вербальной регуляции произвольного действия (А. Р. Лурия, 1950, 1956, 1958; В. И. Лубовский, 1978). Иначе говоря, в дифференциальной нейропсихологической диагностике исключительное значение приобретает Луриевская концепция о трех функциональных блоках мозга (ФМБ) (А. Р. Лурия, 1973).

Опыт работы

Для детей с ОВЗ прослеживаются характерные особенности познавательного развития. Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Дети часто действуют импульсивно, отвлекаются. Многие из детей испытывают трудности в процессах восприятия (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий уровень развития. У детей часто снижен объём памяти и прочность запоминания. Значительное своеобразие отмечается в развитии мыслительной деятельности. Замедлен процесс формирования мыслительных операций.

Моя задача, как учителя-дефектолога состоит в том, чтобы выявить дефицитарные зоны психического развития детей, сформировать индивидуальный план работы для каждого ребёнка,  выстраивать коррекционно-развивающую работу, мониторить изменения, происходящие в ходе развития и, при необходимости, корректировать коррекционно-развивающий процесс.

Передо мной вставал вопрос, каким образом можно оптимально построить работу учителя-дефектолога. Я в течение многих лет интересовалась литературой  по нейропсихологии, нейрофизиологии,  обучалась на вебинарах по данной теме и я понимала, что для эффективного коррекционно-развивающего процесса надо опираться  на имеющиеся и постоянно дополняющиеся знания в этих областях.  Для обследования  дошкольников  я использовала диагностики различных авторов: Забрамной С.Д.,  Боровик О.В.; Стребелевой Е.А;  Рогова  Е.И., К.Барт.  Самым полным  для обследования  был диагностический материал  Глозман Ж.М.для дошкольников, благодаря которому можно было выявить те дефицитарные зоны, которые в реальном времени и впоследствии могли бы привести к неуспешности в обучении в школе. Выявив эти несформированные зоны можно было эффективно простраивать свою работу. Таким образом,  первым шагом, в моей работе был подбор оптимального диагностического материала.

Вторым шагом в работе было простраивание индивидуальной работы с каждым ребёнком, написание рекомендаций, как родителям, так и педагогам.

Учитывая выявленные в диагностике проблемы, я составляла индивидуальное планирование и работала по нему. В работе с родителями и педагогами я  составляла рекомендации для них, объясняя не только дефициты в развитии  и дальнейшие последствия ( то есть на что это может повлиять), но и способы решения, предлагая игры, упражнения и другое.

Базовой в нейропсихологии детского возраста аксиомой выступает представление о взаимообусловливающем единстве мозговых, психических и соматических  составляющих человека.

Учитывая знания о 3-х Функциональных Блоках Мозга (ФБМ) и имея нейропсихологические упражнения, разработанные А.В Семенович и её учениками, я включала игры и упражнения в коррекционно-развивающий процесс.

1 ФБМ – блок регуляции тонуса и бодрствования. Мозг ребёнка  для успешной жизнедеятельности должен работать оптимально: быть не слишком возбуждённым, но и не слишком заторможенным. Если у мозга есть какие-либо энергетические проблемы (за это и отвечает 1 ФМБ), то можно понять, что утомляемость ребёнка, низкая работоспособность, невнимательность, импульсивность и агрессивность имеют физиологические основы. И в этом случае нужно действовать не наставлениями и другими «педагогическими» методами, а помочь ребёнку и его организму справляться с нагрузками. В этом случае возможна помощь невролога, массажи, правильное питание, физическая нагрузка, дыхание, растяжки. Поэтому в свои занятия включала определённые игровые упражнения для повышения и стабилизации энергетического потенциала на дыхание, самомассажи, растяжки.

2 ФБМ – мишенями здесь становятся соматогнозис (представления о своём теле), тактильный, зрительный, слуховой гнозис, моторная и речевая кинетика, память, пространственные представления и речь).  По результатам диагностики я корректировала дефициты в развитии детей, используя разные нейропсихологические игры и упражнения: для развития слухового восприятия мы слушаем шумы природы, пытаясь определить, что это за шум, голоса птиц, запоминая их голоса, играем в шумящие коробочки или определяем ноту на металлофоне; для развития зрительного восприятия и памяти  использую  игры с наложенными изображениями, лабиринты, игры в кольцеброс, игру «Мемо»; для развития представлений соматогнозиса, тактильного и кинестетического процессов повторение поз, игры «Телесные фигуры, буквы и цифры» и другое.

3 ФБМ – функции контроля и произвольности, развитие которых в дошкольном возрасте находится в самом зачатке и начинают формироваться. Для развития произольности и внимания также использую различные игры «Пожалуйста, «Море волнуется», «Четыре стихии»,  игры по правилам.

Также в  ходе работы учителем-дефектологом я неоднократно подготавливала рекомендации о развитии познавательных процессов, об особенностях развития детей дошкольного возраста, об особых детях, о разнице в развитии девочек и мальчиков с точки нейрофизиологии, о леворуких детях, которые выкладывала на сайте детского сада.

Свой опыт транслировала, как на педсоветах, методических объединениях, деловых играх, так и в консультациях для педагогов и родителей.

В 2021 году закончила курс по нейрофизиологии поведения в МГУ на платформе «Открытое образование». Лекции по нейрофизиологии также углубили мои теоретические знания, что позволяет улучшать коррекционно-развивающий процесс и более компетентно давать рекомендации родителям и педагогам по развитию детей.

 В прошлом году была реализована дополнительная программа, в которую были включены упражнения из «Нейропсихологической коррекции в детском возрасте» А.В. Семенович. Программа построена на основании современных научных представлений о психическом и физическом развитии ребёнка. Это заключается в том, что для развития компенсаторных механизмов и развития психических функций необходимо воздействовать на мозг и на тело: кроме интеллектуальных и сенсорных развивающих упражнений и игр я включила в программу упражнения на стабилизацию энергетического потенциала и двигательной коррекции, взятые из  программы «Нейропсихологической коррекции», разработанной А.В. Семенович для детей этого возраста. Причём данные упражнения не имеют противопоказаний, кроме как для детей с эпилепсией и в любом случае улучшают состояние ребёнка. Занятия были построены на основе сказочных сюжетов или путешествий. Обязательно в каждое занятие были включены упражнения либо на развитие памяти, мышления, различных видов восприятия, развитие произвольности. (приложение 1)

По результатам диагностики  дошкольников 4-5 лет с ЗПР, посещающих дополнительную развивающую программу, было выявлено, что их развитие было на низком уровне. Дети посещали кружок в течение учебного года 1 раз в неделю. Форма проведения занятий была игровая: на занятия  приходили гости, они отправлялись в путешествия, были какие-то приключения, в которых участвовали дети.  По результатам диагностики в конце года развитие детей в общем приблизилось к среднему уровню. (приложение 2)

Заключение

Благодаря использованию знаний, методов и приёмов, которые предлагает новые развивающиеся науки, нейрофизиология и нейропсихология, при работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста разных возрастных категорий отмечается стабильная положительная динамика. По результатам диагностики дефициты в развитии и проблемные зоны каждого из детей прорабатываются, выравнивая возможности нормативных детей и детей с ОВЗ при поступлении в школу. По результатам диагностики можно увидеть, что динамика развития детей положительная по всем показателям. (приложение 3). Представления об окружающем у детей стали намного шире. Развитие зрительного, тактильного, слухового восприятия у воспитанников в основном приближаются к норме, что является профилактикой дисграфии, дислексии и других возможных проблем при обучении в школе. Увеличение объёма памяти и прочность запоминания, развитие внимания и мышления благоприятно повлияют на усвоение материала и выполнение учебных задач. В ходе всех лет работы я собрала довольно полный диагностический материал для обследования дошкольников по возрастам, опираясь прежде всего на диагностический материал Глозман Ж.М. «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте», подобрала практический материал для развития различных видов восприятия, мышления, памяти; подобрала картотеку игр для развития тех же процессов; собрала методическую литературу  данного направления.

Таким образом, использование знаний нейропсихологии и нейрофизиологии является эффективным подходом в коррекционно-развивающем процессе при работе с детьми с ОВЗ. Опыт моей работы обобщен в дошкольном учреждении, распространяется через цифровые образовательные ресурсы и им могут воспользоваться педагоги ДОУ и других образовательных организаций. В перспективе своей деятельности планируется …

 

Приложение 1.

Угличский муниципальный район

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20 «Умка»

                                                                                                       

                                                         УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                     Заведующая

                                                                                                     МДОУ д/с № 20 «Умка»

                                                                                           __________________ Е.А. Белова

                                                                                          «____»_________________ 2021 г.

                                                                           

                

Коррекционно-развивающая программа

для детей 4-5 лет

«Развивайка-нескучайка»

Направленность программы: коррекционно-развивающая

Уровень программы: начальный

Возраст: 4-5 лет

Срок реализации: 1 учебный год

                                                                         

                                                              Автор-составитель: учитель-дефектолог

 Тихонова Оксана Николаевна

Углич

2021

 

Содержание:

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………3

1.2. Актуальность……………………………………………………………………3

1.3. Новизна программы…………………………………………………………….3

1.4. Цель программы………………………………………………………………...4

1.5. Задачи программы………………………………………………………………4

1.6.Ожидаемые результаты………………………………………………………….4

1.7.Возраст детей и возрастные особенности……………………………………...5

1.8.Срок реализации…………………………………………………………………5

2. Учебный план……………………………………………………………………..6

3. Методическое обеспечение……………………………………………………...13

4. Информационные источники……………………………………………………13

 

 

1.1.Пояснительная записка.

Основной формой воздействия на ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях в группах компенсирующей направленности являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым.  Перед педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей раннего и дошкольного возраста стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем – к самостоятельной жизни. А для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.

Дети одного и того же возраста развиваются в разном темпе. Любая психическая функция (речь, память, движение, восприятие) развивается индивидуально. В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, посещающих массовые группы детского сада и имеющих отставание в психическом развитии в силу разных причин: педагогической запущенности, соматической ослабленности, минимальных мозговых дисфункций и т.д. При обследованиях фиксируются отставания в развитии и показатели ниже возрастных норм.

Своевременная коррекционная помощь может вывести детей на норму или близко к норме. В дошкольном детстве мозг ребёнка очень пластичен и компенсаторные механизмы велики и опираясь на теоретические данные в области нейрофизиологии и нейропсихологии, детской возрастной психологии,  разработана коррекционно-развивающая программа для развития познавательных процессов ребёнка (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи). В программу также включены упражнения  для стабилизации энергетического потенциала (активизации и успокоения) через обучение правильному глубокому дыханию, самомассажу; упражнения для развития межполушарных связей (кинезиологические упражнения); упражнения на развитие произвольности и внимания.

1.2 Актуальность программы обусловлена положениями Федерального закона  "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому дошкольное образование направлено на развитие интеллектуальных и иных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Актуальность программы состоит в решении вопросов выравнивания стартовых возможностей детей к школе с учётом разного уровня развития на данном этапе и учёта психофизиологических особенностей детей.

1.3. Новизна программы

Программа построена на основании современных научных представлений о психическом и физическом развитии ребёнка

Новизна программы также заключается в том, что каждое занятие включает разные элементы развития ребёнка дошкольного возраста, включая развитие двигательного праксиса, развитие координации, моторики, так и общеразвивающие игры, направленные на развитие восприятия, памяти, мышления, внимания, пространственных представлений и др.

1.4 Цель: Развитие познавательной деятельности у детей с ОВЗ и детей в норме, профилактика отклонений, развитие компенсаторных механизмов и предупреждение вторичных отклонений в развитии ребёнка.

1.5 Задачи:

  • Развитие тактильных и кинестетических процессов, пространственных и временных представлений.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие вкусовой чувствительности.
  • Развитие мышления.
  • Ознакомление с окружающим.
  • Развитие речи.
  • Стабилизация  внутренних глубинных отделов мозга через специальные упражнения.

1.6 Ожидаемые результаты:

- у детей улучшается самочувствие,

- у детей развивается восприятие, мышление, внимание, память, речь,

- стабилизируется настроение и повышается познавательная активность,

- детям легче усваивать материал,

- детям легче владеть своим телом,

- у детей формируются и закрепляются представления о своём теле, формируются и развиваются двигательные навыки, развивается координация движений,

-дети усваивают сенсорные эталоны,

- дети частично овладевают произвольным запоминанием,

- дети решают элементарные логические задачи.

1.7 . Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы -4-5 лет. Дети участвуют как нормативные, так и с ЗПР.

Возрастные особенности развития детей 4-5 лет: в этом возрасте начинает возрастать познавательная активность детей: развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления, интерес к познанию окружающего мира. Основой познания является чувственное познание - восприятие и наглядное мышление.

На пятом году жизни дети усваивают уже многие сенсорные эталоны (названия форм и предметов, цвета).

В среднем дошкольном возрасте наиболее характерной для ребёнка формой мышления является наглядно-образное. В этом возрасте ребёнок может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.  

У детей четвёртого и пятого года жизни продолжает развиваться произвольная память. Ребёнок уже приняв разнообразные задачи на запоминание начинает прилагать специальные усилия для того, чтобы запомнить.

У детей постепенно увеличивается объём запоминаемого материала. именно в этот момент закладываются элементы опосредованного запоминания.

Особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет:

У детей с ЗПР ослаблена память, труднее формируется произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы. Часто у таких детей понижен общий тонус, большая утомляемость и частые заболевания. Развитие детей происходит легче на занимательном материале, в форме игры. Для таких детей необходимо делать чаще физкультминутки и уменьшать занятие по времени. Программные задачи выполнять последовательно, используя принцип дидактики: от простого к сложному. Для занятий рекомендуется использовать как традиционные методы обучения: наглядные, словесные, практические, игровые,...), так и нетрадиционные, новационные подходы. Задействовать как можно большее количество анализаторов при усвоении материала.

1.8 Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Сроки реализации на первом этапе: 1 учебный год,

Занятия проводятся раз в неделю с детьми средней группы комбинированной направленности во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 минут. Занятия могут изменяться по сложности с учётом особых потребностей детей и по результатам диагностики.

2.  Тематический план:

Месяц

Тема

Задачи

Краткое содержание

Октябрь 1 неделя

1.Давайте познакомимся

1.Знакомство с участниками.

2.обучение дыхательным упражнениям, растяжкам,

3.Развитие зрительной, слуховой памяти.

Знакомство участников.

Дыхательное упражнение "Шарик"

Самомассаж "Обезьянка моет голову"

Игра "Надувная кукла",

Игра "Двойняшки"

"Найди и зачеркни"

2 неделя октября

2. Приключения Ушастика

1.Обучение дыхательным упражнениям, самомасссажу,

2.Развитие зрительной, слуховой памяти,

3.Развитие зрительного восприятия  и внимания

4. развитие мелкой моторики

Дыхательное упражнение "Дуем на свечу", самомассаж "Моем голову",

Зрительно-моторная координация "Кольцеброс"

Игровое упражнение "Что любит зайка"(лабиринт),

"Звери их тени"

"Дорожка для зайчика"

октябрь

3 неделя

3.Приключения Ушастика продолжаются

1.Обучение дыхательным упражнениям, самомассажу,

2. оптимизация и стабилизация общего тонуса,

3. развитие графических навыков, произвольного внимания, развитие интеллекта

Упражнение "Эхо", "Тёплые ручки", "Качалка", "Подними тяжёлую корзину",

Игра "Называй без остановки"

Графическое упражнение "Дождик"

октябрь

4 неделя

4. Путешествие Колобка

1.обучение дыхательным упражнениям, самомассажу, растяжкам

2. Учить устанавливать сходства и различия,

3.формирование навыков произвольного внимания.

Упражнение "Шарик", "Тёплые руки", "Тёплые ножки", "Брёвнышко",

Игра "Эхо", Игра "Тени"

Игра "Найди такую же фигуру" и "Классификация", "Путник и тень", "Зеваки"

 Ноябрь

1 неделя

5. Три Медведя

1.обучение самомассажу, растяжкам,

2.Стабилизация энергетического потенциала,

3.развитие мыслительных процессов

Приветствие "Кто у нас хороший",

Упражнения "Моем голову, дуем на свечу", "Брёвнышко", "Глазки отдыхают", "Силач"

Упражнение "Чем похожи и чем отличаются"

Ноябрь

2 неделя

Путешествия Колобка продолжаются

1.Обучение самомассажу, растяжкам,

2.Стабилизация энергетического потенциала,

3.Развитие слухоречевой памяти, развитие мышления

Упражнения "Шарик", "Моем голову", "Струночка",

Игра "Сделай мебель" (конструирование), "Скороговорки",

Последовательность событий "Озорной котёнок"

Ноябрь

3 неделя

6. В гостях у Цыплёнка

1.обучение дыхательным упражнениям, самомассажу,

2. Развитие мыслительных процессов, обобщение, выделение признаков.

Приветствие "Кто у нас хороший",

Упражнения "Домик", "Тёплые ножки",

"Запомни",

Отгадай чей голос"

Кольцеброс.

Ноябрь

4 неделя

Приключения утёнка, цыплёнка и гусёнка

1.обучение самомассажу, растяжкам,

2.Стабилизация энергетического потенциала,

3. Развитие причинно-следственных связей, памяти, внимания

Упражнения "Дыхание через одну ноздрю",

Упражнения домик", "Обезьянка расчёсывается", игра "ладушки" (синхронно в паре), "Найди все предметы"

Декабрь 1 неделя

Незнайка путешествует

1.стабилизация энергетического потенциала

2.Психомышечная тренировка,

3.Развитие умения устанавливать сходства и различия предметов, развивать внимание, мелкую моторику

Дыхательное упражнение "Шарик", Упражнение "Пластмассовая кукла", Релаксация "Волшебный сон",

Игры -упражнения "Кто спрятался?", "Узнай предмет",

Графическое упражнение.

Декабрь 2 неделя

Поиграем с Мышонком

1.развитие моторных способностей,

2.развитие моторики, развитие внимания,

3.учить ориентироваться на листе бумаги,

4. закреплять понятия «вверх», «низ», «справа», «слева»

Дыхательное упражнение "Шарик", "Дуем на свечу" Упражнение "Надувная кукла", Релаксация "Волшебный сон",

Синхронные ладушки,

Символическое изображение частей суток

Графическое упражнение "Нарисуем зёрнышки цыплёнку"

Игра "Тихо-громко. Где спрятался цыплёнок"

Декабрь 3 неделя

Зимушка-зима

1.развитие внимания, связанного с координацией зрительного, слухового и двигательного анализаторов,

2. развивать наблюдательность, умение припоминать, формировать навыки логического мышления.

Дыхательное упражнение "Ветер", упражнение "Тёплые ручки", "Тёплые ножки".

Игра "Найди пару"

Игра "летает- не летает"

Игра "Подбери недостающий предмет", "Классификация".

Игра "Снегопад" - громкая музыка- бегают быстро, тихая музыка- бегают медленно

Декабрь 4 неделя

Страна Игралочка

1.оптимизация мышечного тонуса,

2.учить детей придумывать оригинальные решения,

3.развивать аналитическое мышление, умение сравнивать, наблюдать

Упражнение "Штанга", "Тёплые ручки", "Брёвнышко",

Игровые упражнения "Дополни картинку", "Что для чего",

пальчиковая гимнастика,

графическое упражнение "Обведи окошко"

 Январь 3 неделя

Знакомство с лисой

1.развитие внимания, связанного с координацией зрительного, слухового и двигательного анализаторов,

2. развитие умения владеть своим телом,

3.учить детей аналитическому мышлению, умению сравнивать и рассуждать.

Упражнение "Дышим через одну ноздрю",

Упражнения "Ушки", "Моем голову", "Росток",

Игры-упражнения "Найди пару", "Отгадай загадку", "Угадай животное", "4-й лишний"

Январь 4 неделя

Что сначала? Что потом?

1.развитие межполушарного взаимодействия,

2.игра «Кто кем был»,

3. развитие логического мышления, устанавливать правильную последовательность событий.

Упражнение "Штанга", "Тёплые ручки", "Брёвнышко",

Игровые упражнения "Дополни картинку", "Что для чего",

заучивание стихотворения,

графическое упражнение

Февраль

1 неделя

Маленький вредный микробик

1.развитие межполушарного взаимодействия,

2. обучение приёмам релаксации,

3. развитие слухового восприятия,

4. развитие логического мышления. умения устанавливать причинно-следственные связи.

Кинезиологические упражнения "кулак-ладонь", "Нос-ухо", ритм "Кукушка" без музыки

Упражнения "Тёплые ручки", "Брёвнышко",

Зайчик  раскис

"Послушай"

Конструирование

Февраль

2 неделя

Витаминка путешествует

1. обучение приёмам релаксации,

2.развитие памяти. мышления, речи,

3. Развитие слухового восприятия и приёмов переключения

4. Умение распределять предметы по величине

Упражнение "Надувная кукла",

"Качалочка", "Шарик", "Тёплые ручки"

"Разложи по величине", "Антонимы", "Рифмы", "Языколомки",

Этюды "петрушка прыгает" и "качели"

Февраль

3 неделя

Весёлая Бурёнка

1.обучение релаксации,

2.снижение агрессивности, беспокойства,

3.учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам.

Упражнения "Волшебный сон", "Глазки отдыхают", "Царство животных"

"Голоса животных", "Обведи по контуру".

Февраль

 неделя

Щенок Гав

1.Освовение телесного пространства,

2.формировать кинестетические ощущения,

3.совершенствовать умение определять предмет с помощью тактильных ощущений,

4.разивать мышление, умение группировать предметы по общему признаку.

Упражнения "Ветер", "Глазки отдыхают", "Изобрази предмет(чайник, кастрюлю)"

Упражнение "Велосипед",

Аналогии

Март

1 неделя

Наши глазки

1.Освовение телесного пространства,

2.формировать кинестетические ощущения,

3.учить запоминать последовательность, воспроизводить её по памяти.

Упражнения "Качалка", "Тёплые ноги", "Передай мяч",

"Посмотри, запомни, нарисуй",

"Повтори узор"

Март

2 неделя

Кукла Таня в гостях у зверят

1.развитие межполушарного взаимодействия,

Развитие мышления и речи,

3 развитие конструктивных навыков.

Игра "Передай мяч",

Упражнение "Надувная кукла", "Струночка",

"Путник и тень"

Кто лишний

Найди пару

Домашние животные, дикие и птицы

Март

3 неделя

Учёный кот

1.развитие межполушарного взаимодействия,

2.развитие пространственно-временных представлений,

3.учить делить целое на части, закреплять умение соединять целое.

Приветствие "Кто у нас хороший", упражнения "Тёплые руки", "Ползание",

"Найди все предметы",

Игра "пылесос и пылинки"

"Что сначала, что потом"

Март

4 неделя

Умный гномик

1.освоение телесного пространства;

2. учить выявлять закономерности,

Развитие графических навыков.

Упражнения "Эхо", "Ушки", "Качалки",

Конструирование по образцу,

игра "Разноцветные бусы"

"Не пропусти своё животное"

 Апрель

1 неделя

Паровоз Пых

1.освоение телесного пространства;

2.учить выявлять закономерности,

3.развивать зрительное восприятие,

4.развивать слухоречевую память.

Упражнения "Шарик", "Тёплые руки", "Гусеница",

"Зашумлённые картинки",

Классификация фигур по форме и размеру

Апрель

2 неделя

Самый наблюдательный

1.развитие межполушарного взаимодействия,

2.развитие двигательного праксиса,

3.развитие мышления, умения находить отличный от других предмет,

4. развитие зрительного восприятия.

Упражнения "Ветер", "Дуем на свечу"
На дне морском", "кулак. ребро, ладонь".

Игры "Логический поезд" Мемори"

Апрель

3 неделя

Бабочки и пчёлы

1.развитие межполушарного взаимодействия,

2.развитие двигательного праксиса,

3.развитие умения устанавливать правильную последовательность событий.

4. совершенствование умения запоминать слова, используя вспомогательные картинки-помощники.

Упражнения "Волшебный сон",

"Слепой и поводырь",

"Шумящие коробочки",

"Запомни пару", «Повтори за мной»

Апрель

4 неделя

Страна Запоминалка

1.развитие координации движений,

2.развитие графических навыков,

3.развитие зрительной памяти,

4.развитие умения ориентироваться в пространстве.

Кинезиологические упражнения для дошкольников,

Игра "Передай мяч",

Упражнение "Надувная кукла", "Струночка",

«Повтори за мной», «Подбери недостающий предмет»

Май

1 неделя

Пара

1.развитие координации движений,

2.развитие графических навыков,

3. формирование умения выделять общий признак, умения составлять пары.

4.развитие зрительной памяти и внимания.

Упражнения "Волшебный сон",

"Слепой и поводырь",

"Шумящие коробочки",

"Запомни пару", Собери картинку, Графическое упражнение «Ботинки»

Май

2 неделя

В цирке

1.обучение дыхательным упражнения,

2.развитие мышления, умение соотносить предметы по смыслу,

3. развитие двигательного праксиса,

4.развитие концентрации внимания

Кинезиологические упражнения для дошкольников,

Игра "Передай мяч",

Упражнение "Надувная кукла", "Струночка",

Игры «Кто спрятался», «Жонглеры», Графическое упражнение «Бантик для кота»

Май

3 неделя

Путешествие цифры 2

1.обучение дыхательным упражнения,

2.развитие мышления, умение соотносить предметы по смыслу,

3. развитие двигательного праксиса,

4.развитие концентрации внимания

Упражнения "Волшебный сон",

"Слепой и поводырь",

"Шумящие коробочки",

"Запомни пару", «Сложи цифру», Пальчиковая игра «Рыбка», «Найди лишний предмет»

Май

4 неделя

Умники и умницы

Упражнения "Волшебный сон",

"Слепой и поводырь",

"Шумящие коробочки",

"Запомни пару",  «Покажи фрагмент», «Запомни картинки», «Разложи по порядку», «Аналогии»

4. Методическое обеспечение: бумага, карандаши, фломастеры, наглядные пособия для занятий, сказки, игрушки по темам, мячи большие и маленькие, резиночки, цветной картон, дидактические игры "Мемори", "Лото", "Что из чего", обручи, маты.

5. Используемая литература:

1. Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр»,

2. Е.А. Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»,

3. Е.В. Коточигова, Ю.Н. Жихарева, М.А. Надёжина «Специфика работы педагога дошкольного образования в инклюзивном образовательном пространстве»,

4.А.В. Семенович " Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза",

5. А. Сиротюк" Кинезиологические упражнения для дошкольников",

6."Пальчиковые игры для дошкольников, Н.В. Плотникова «100 и 1 игра»,

7. И.Королёва "Учусь слушать и говорить, играя",

8. Г.С. Кагарлицкая "Что за чем и почему",

9.А. Михеева "Разиваем память, внимание, мышление",

10.Л.М. Кларина, Ю.В. Кузьменко "Учимся мыслить логически".

11. В.Г. Кузнецова "Разиваем способности. Память."

12. В.Г. Дмитриева "Лабиринты",

13. В.Г. Дмитриева "Головоломки".

 

Приложение 2.

Результаты диагностики по кружку (начало года)

Слава

Паша

Ислам

Лиза

Кирилл

Общий результат

Мышление

3

2,8

2,3

2,3

1,8

2,44

внимание

3,4

3,3

2,7

3,3

2,7

3,08

восприятие

2,5

2,3

2

2,8

2,5

2.42

память

2,5

3

1,8

3,6

1,7

2.52

Графомоторные навыки

2

1

1

2

3

1.8

Развитие речи

2

2

1

2

2

1,8

Общий балл

Средний балл

2,6

2,4

2,1

2,7

2.3

2.42

Результаты диагностики по кружку (конец года)

Слава

Паша

Ислам

Лиза

Кирилл

Общий результат

Мышление

4

3,4

3

3,4

3

3,36

внимание

4

3,7

3,1

4

3,3

3,62

восприятие

3,7

3,3

2,8

3,6

3,5

3.38

память

3

3,3

2,5

4

2,8

3,12

Графомоторные навыки

3

2

3

3

3

2,8

Развитие речи

3

3

2

3

3

2,8

Общий балл

20,7

18,7

16,4

23

18,6

Средний балл

3,45

3,1

2,7

3,8

3,1

3,2

Результаты диагностики по кружку «Развивайка-нескучайка» 2021-2022 год

4 –высокий уровень, 3 – средний уровень, 2 – низкий уровень, 1- очень низкий уровень.

Дети, у которых появляются трудности в ходе обучения, обращают внимание на себя уже в детском саду, и даже раньше. Обычно это не ярко выраженные симптомы, а целый ряд мелких, казалось бы незначительных отклонений, которые в совокупности говорят о задержке и нарушениях в развитии, а затем вызывают трудности в процессе обучения и становятся источником неудач и разочарований. Существует множество повседневных, в которых можно обнаружить настораживающие симптомы.

Чаще всего – и это могут наблюдать как родители, так и педагоги- такой ребёнок выделяется тем, что он:

- относительно поздно начал говорить;

- рисует без особого желания, не играет с кубиками, с фишками, игрушками «лего»;

- гораздо позднее научился ездить на велосипеде;

- гораздо позже начал бегать;

- во время бега часто падал;

-испытывал трудности во время приёма пищи, например, возникала рвота;

- вёл себя спокойно, то есть был ребёнком, не требующим особого ухода;

-боязливо реагировал на шумы;

-в совсем раннем возрасте был очень беспокойным, его едва можно было удержать на одном месте;

Актуальная задача современности — разработка компактной, но чувствительной схемы нейропсихологического обследования дошкольников, способной диагностировать детей с высоким риском появления трудностей последующего обучения в школе. Иначе говоря, нужно как можно раньше выявить отставание в развитии доучебных навыков и необходимых для их последующего развития когнитивных и регуляторных способностей — базовых основ познавательных функций. Эту задачу ставят нейропсихологи в разных странах (K. Amano, 2002). Нейропсихологический метод исследования является ведущим в определении готовности детей к последующему школьному обучению и прогнозировании его успешности.

В ходе получения теоретических знаний и опыта, я пришла к выводу, что большое влияние на развитие ребёнка и его успешности влияет развитие восприятия. Дефицитарность в развитии слухового восприятия (не слуха) имеет большое значение в «слышании» информации, её усвоении, в развитии речи, а в дальнейшем и управлении своим поведением (поскольку речь управляет поведением).

Не меньшее значение имеет и развитие зрительного восприятия, которое влияет на посмотреть