Главные вкладки
Коллегам
Методическая копилка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классный час «Быть здоровым здорово!»
Цель:
- показать обучающимся необходимость заботиться о своем здоровье.
Задачи:
- формировать убеждение о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности;
- создать условия для возникновения у учащихся желания беречь свое здоровье;
- способствовать сплочению детского коллектива, формируя нравственные качества учеников: общаться; развивать навыки сотрудничества.
Материалы и оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, задания для групп на отдельных листах, жетоны, коробочки, конверты с заданиями, клей, ручки.
Предварительная работа: деление класса на две команды (за каждый правильный ответ команда получает 1 балл (1 жетон ). Подготовка рабочих мест.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
- Здравствуйте, ребята.
- Тема нашего классного часа «Быть здоровым здорово!» и посвящен он здоровью, как его сохранить, приумножить и вырасти здоровыми, сильными, красивыми. (Слайд 1: тема классного часа «Быть здоровым здорово!»)
- В конкурсе участвуют две команды. Участники конкурса заявляют, что они все ведут здоровый образ жизни, полны энергии, бодрости и силы. Сейчас мы это проверим. Знакомьтесь: команда «…» и команда «…». Оценивать наш конкурс будем самостоятельно, определить победителя нам помогут жетоны.
- Прежде чем начать, предлагаю вам посмотреть фрагмент из знакомого вам мультфильма и ответить на вопрос: «Кто прав в ситуации и почему?»
Просмотр фрагмента из мультфильма «Смешарики. Руки»
- Что случилось в этой ситуации? Кто прав? Почему? (Ответы, рассуждения детей)
- Вы правильно заметили, что личная гигиена очень важна для здоровья.
- Послушайте загадки о том, что вам поможет быть всегда чистыми и опрятными (Учитель загадывает загадки командам по очереди, за правильный ответ – жетон).
1. Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (зубная щетка)
2. Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (мыло)
3. Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
Собирается она
Вымыть спинку до красна. (мочалка)
4. Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое
Всегда под рукою
Что это такое? (полотенце)
5. Горяча и холодна,
Я всегда тебе нужна.
Позовешь меня – бегу,
От болезней берегу. (вода)
6. Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (расческа)
7. Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
А обезьяну – обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого. (зеркало)
8. Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло)
- Что влияет на наше здоровье и от чего оно зависит?
- Верно, ребята. Чтобы быть здоровым каждый должен заботиться о своем здоровье: правильно питаться и соблюдать режим дня.
Конкурс « Мой режим дня». (Слайд 2 Название конкурса).
Командам раздаются конверты с разрезанным на полоски перечнем режимных моментов. Команды должны разложить их по порядку, как должен проходить день школьника. Приклеить полоски на основной лист. После выполнения работы команды обмениваются листами и выполняют взаимопроверку, опираясь на Слайд 3: правильный вариант ответа. За правильное выполнение команда получает жетон.
(Пробуждение. Утренняя гимнастика. Умывание, уборка постели. Утренний завтрак. Учебные занятия в школе. Обед. Приготовление уроков. Ужин и свободные занятия. Приготовление ко сну.)
Конкурс «Блиц-опрос» Слайд
Участник из каждой команды по очереди берут листок с вопросом. Читает вопрос вслух, дает на него ответ, если затрудняется, то команда ему помогает. Затем следующий вопрос читает другой ребенок и т.д. Если команда затрудняется, то право ответа переходит к другой команде. За правильный ответ команда получает жетон.
- Почему нельзя грызть кончик карандаша или ручки?
(Зубы будут неровными)
- Почему нельзя курить?
(Запах изо рта, желтые зубы, кашель)
- Почему нельзя грызть ногти?
(Под ногтями находятся возбудители различных болезней, яйца гельминтов).
- К чему может привести привычка брать в рот несъедобные предметы?
(Можно проглотить предмет, проколоть небо или щеку, заразиться болезнями)
- Почему нельзя меняться одеждой и обувью, одевать чужие головные уборы?
(можно заразиться кожными инфекционными заболеваниями)
- Почему нельзя часами смотреть телевизор и сидеть за компьютером?
(Ухудшиться зрение)
- Мытье рук. Назовите 3 случая, когда для обеспечения безопасности пищевых продуктов необходимо мыть руки.
(Перед едой, после туалета, после прикосновения к домашним животным, после прогулки).
- Какой овощ помогает вылечить простуду, спасает от оспы и чумы?
(Лук, чеснок)
- Назовите средства закаливания.
(Солнце, воздух, вода)
- Что нужно делать, чтобы не заболеть?
(правильно питаться, заниматься спортом и т.д.)
Конкурс «Собери пословицу» (Слайд 4 Название конкурса)
Командам раздаются конверты с разрезанными пословицами. Дети должны правильно собрать части пословиц и приклеить их. После выполнения работы команды обмениваются листами и выполняют взаимопроверку, опираясь на Слайд 5: правильный вариант ответа. За правильное выполнение команда получает жетон.
1. В здоровом теле - здоровый дух
2. Курить - здоровью вредить.
3. Здоровье всего дороже
4. Береги платье снову, а здоровье смолоду
5.Здоров будешь – всё добудешь.
- Как вы думаете, с чего должен начинаться день здорового человека? Конечно, с утренней гимнастики. Утреннюю гимнастику часто называют зарядкой. Не случайно говорят: утро определяет день. Утренняя гимнастика помогает приобрести бодрость, положительный настрой, будит и заряжает организм на весь день.
Конкурс на самую интересную зарядку. (Слайд 6)
Командам предлагается подготовить в течение двух минут комплекс утренней зарядки. После подготовки каждая команда презентует свою зарядку.
Конкурс «Разгадай кроссворд». (Слайд 7)
- Сегодня мы с вами вспомнили, что влияет на наше здоровье и как его беречь. А для закрепления результатов сегодняшнего мероприятия я предлагаю вам разгадать кроссворд.
(Командам раздаются кроссворд и бланк с вопросами. После выполнения работы команды обмениваются листами и выполняют взаимопроверку, опираясь на Слайд 8: правильный вариант ответа. За правильное выполнение команда получает жетон). Вопросы кроссворда:
1. Жидкость, выжатая из овощей и фруктов. (Сок.)
2. Добровольное отравление никотином. (Курение.)
3. Его не купишь ни за какие деньги. (Здоровье.)
4. Рациональное распределение времени. (Режим.)
5. Вредная привычка. (Курение.)
6. Он создал из обезьяны человека. (Труд).
7.Что дает человеку энергию? (Пища.)
- Ребята, вы заметили, что на пересечении слов получилось слово ЗДОРОВЬЕ. И это не случайно, ведь итогом здорового образа жизни будет крепкое здоровье, которое поможет справиться со многими неприятностями, происходящими в нашей жизни.
- Что же необходимо нам чтобы быть здоровым? Назовите три основных пункта, которые нужно выполнять, чтобы быть здоровым.
- В завершении предлагаю вам посмотреть мультфильм на тему нашего мероприятия, ведь быть здоровым здорово! Где и проверим правильность ваших ответов.
Просмотр мультфильма «Смешарики. Быть здоровым здорово!»
- Что же необходимо нам чтобы быть здоровым? Назовите три основных пункта, которые нужно выполнять, чтобы быть здоровым. Права ли Совунья?
Подведение итогов конкурса.
Каждая команда открывает коробочки с заслуженными жетонами и подсчитывает их количество. Победителей и участников награждают дипломами.
- Сегодня мы вспомнили, что же такое здоровый образ жизни? Это значит, каждый день необходимо делать зарядку, выполнять санитарно-гигиенические требования, закаляться, заниматься спортом, употреблять витамины. Здоровье - это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Здоровье – это самое ценное, что есть у людей, а значит его надо беречь.
Рефлексия
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
- Поднимите руки кто хочет и будет здоровым.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В толковом словаре русского языка здоровье – это правильная нормальная деятельность организма. (т.е. ничего не болит, нормальная температура). Всемирная организация здравоохранения тоже дает определение термину здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
1.Здоровье пожелаешь – счастье повстречаешь. 2.Здоровому все здорово. З. Здоровье не купишь. 4.Болезнь человека не красит. 5.Труд – здоровье, лень – болезнь. 6.Здоровье дороже богатства. 7.Береги платье снова, а здоровье смолоду. 8.В здоровом теле – здоровый дух.
Здоровье и правильное питание
Здоровый образ жизни – это: Соблюдение режима дня. Соблюдение режима питания, правильное питание. Закаливание. Физический труд. Соблюдение правила гигиены. «Ради крепкого здоровья – мойте руки чаще». Правила поведения за столом. «Когда я ем, я глух и нем!» Скажем «Нет!» вредным привычкам (употребление алкоголя, табакокурение). Правильная организация отдыха и труда.
«Дерево держится своими корнями, а человек пищей»
Вывод: Человеку необходимо питаться.
Выберите продукты, которые полезны для вас и разделите на две группы: Полезные продукты Неполезные продукты Рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное масло, торты, «Сникерс», морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб
Полезные продукты Неполезные продукты Рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, капуста, яблоки, груши, хлеб Пепси, фанта, чипсы, жирное мясо, торты, «Сникерс», шоколадные конфеты
Сколько раз в день необходимо питаться? Завтрак (дома). Завтрак (второй в школе). Обед. Полдник. Ужин.
«Прежде чем за стол мне сесть, Я подумаю, что съесть».
Холодные закуски: винегрет; разные салаты (овощные). Рассольник, борщ, рыбный суп. - Рыба, картофельное пюре. - Котлета, макароны. Компот, сок (яблочный, апельсиновый). Хлеб.
Чем можно заняться после обеда? - Посмотреть телевизор. - Почитать книгу. - Порисовать. - Поиграть в настольные игры.
Пора ужинать. Ужин – последняя еда перед сном. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин можно есть только легкую пищу: запеканки творог омлет кефир простоквашу
Два условия правильного питания: разнообразие умеренность
«Овощи – кладовая здоровья»
Золотые правила питания: Главное – не переедайте. Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма. Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать. Мойте фрукты и овощи перед едой. Перед приемом пищи мысленно поблагодарите всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища. И конечно, тех, кто приготовил вам еду.
Выберите слова для характеристики здорового человека: красивый ловкий статный крепкий сутулый бледный стройный неуклюжий сильный румяный толстый подтянутый
Вывод: Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.
Я хочу быть здоровым! Я могу быть здоровым! Я буду здоровым!
Будьте здоровы!
Физическое здоровье - это правильная работа всего организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости.
Душевное здоровье проявляется в том, что человек доволен собой, нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок.
Социальное здоровье проявляется в отношениях с другими людьми. Социально здоровые люди умеют ладить с окружающими. Они уважают чужие права и могут отстоять свои .
Воздействие двигательной активности на организм человека
«Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении». Арабский врач средневековья Ибн Сина
Распределение мышечной активности в сутки Вид нагрузки Преследуемые цели Утренняя зарядка Пробуждение. Переход от сна к бодрствованию Динамические упражнения Развивают быстроту, точность движений, силу Статистические нагрузки Приучают организм работать при недостатке кислорода, тренируют выносливость Уроки физкультуры Обучение приёмам рациональных движений при беге, ходьбе, прыжках, работе на снарядах, катании на лыжах, коньках и пр. Спорт Обеспечивает достаточную дневную нагрузку на организм. Способен обеспечить тренировочный эффект
Категории упражнений Аэробные упражнения увеличивают снабжение тканей кислородом. Это ходьба, бег, плавание, гребля, танцы, теннис и др. Силовые упражнения включают укрепление и увеличение размера мышц. Это отжимание, поднятие тяжестей, упражнения для брюшного пресса. Растяжка тренирует гибкость и подвижность суставов. Это достигается наклонами, поворотами, вращениями.
Гиподинамия С развитием цивилизации человеку приходится затрачивать меньше мышечных усилий. Это ведёт к снижению двигательной активности – гиподинамии (от лат. Hypo – под, dynamist – сила). Гиподинамия способствует: - быстрой утомляемости и расстройствам в деятельности нервной системы; - наращиванию избыточный массы тела - увеличению риска заболеваний сердечнососудистой системы - нарушению обмена веществ
Польза двигательной активности В пользе двигательной активности были уверены великие люди всех эпох. Выдающийся полководец А.В.Суворов сам делал гимнастику, закаливался и того же требовал от солдат. Крупнейший физиолог И.П.Павлов до последних дней совершал прогулки – пешие, велосипедные и лыжные. Под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем органов, повышается работоспособность и укрепляется здоровье.
Негативное воздействие На формирование двигательной активности могут оказывать негативное влияние следующие факторы: Приём алкоголя уменьшает запас углеводов в мышцах, что ведёт к снижению работоспособности, ухудшается выносливость. При табакокурении изменяется растяжимость мышц и интенсивные мышечные сокращения сопровождаются болью.
Заключение Крошка сын к отцу пришёл И спросила кроха: «Что такое хорошо И что такое плохо?» Если делаешь зарядку, Если кушаешь салат И не любишь шоколадку – То найдёшь здоровья клад. Если мыть не хочешь уши И в бассейн ты не идёшь, С сигаретою ты дружишь – Так здоровья не найдёшь. Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам. Умываться, закаляться, спортом смело заниматься, Быть здоровым постараться. Это нужно каждому из нас!
Вредные привычки
Каждый человек склонен к вредным привычкам, у кого-то они кажутся безобидными, у кого-то появляются серьезные проблемы из-за них. Но как оказывается, на самом деле все вредные привычки человека чаще всего несут негативное и отрицательное влияние на его организм и поведение. Привычки человека
Ковыряние в носу Эта привычка в той или иной степени присуща, как ни прискорбно, практически всем . Однако если постоянно по поводу и без повода чистить нос таким способом, можно повредить слизистую оболочку носа, вызвать кровотечение, занести инфекцию.
Ковыряние в зубах Это та самая привычка, от которой стоматологи приходят в ужас. Вилки, спички и даже зубочистки травмируют эмаль и могут повредить дёсны. В результате стоматологические проблемы обеспечены. Если необходимо освободить от остатков пищи межзубные пространства, используйте специальную нить для зубов — флосс .
Постоянное жевание жвачки Жевательную резинку целесообразно использовать после еды, если под рукой нет зубной щётки, но не дольше 10 минут, считают стоматологи. Жевание стимулирует выработку желудочного сока, который заставляет пустой желудок «переваривать» самого себя.
Обкусывание ногтей и заусенцев Пространство под ногтями — рассадник микробов. Таким образом легко «поселить» в организм яйца глистов и инфекционные заболевания. Возникают болезненные микровоспаления . Подумайте и о желудке — ведь в среднем за полгода регулярных обкусываний вы съедаете целый ноготь. И это только на одном пальце!
Чем чревато….
Обгрызание кончика карандаша Можно повредить зубную эмаль, дёсны, занести в рот инфекцию и как минимум получить стоматит. Задумайтесь, откуда у вас карандаш, который вы тянете в рот. А если вы воспользовались ручкой в общественном месте или одолжили у соседа? В лучшем случае её брали грязными руками, в худшем — грызли до вас.
Избавиться от вредной привычки не так уж и трудно, главное захотеть…
1 . Равномерное чередование труда и отдыха в течение дня. 2. Постоянная тренировка своей физической выносливости, устойчивости к холоду, к заболеваниям. 3. Мероприятия , направленные на поддержание чистоты, здоровья.
4. Порядок приема пищи, ее характер и количество. 5. Активные действия, в которых участвуют разные группы мышц .
а ) Режим дня ; б ) закаливание; в ) гигиена; г) питание; д) движение.
«Каждый- кузнец своего собственного здоровья»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
государство страна город
Россия
Россия
Россия
Флаг и герб России
В России много городов: Москва, Волгоград, Саратов, Новгород, Омск.
К.Д.Ушинский 1824 – 1870 Педагог, писатель.
К.Д.Ушинский «Наше Отечество» Отечество отцы Родина матушка - Россия
Выбери пословицы и поговорки о Родине Жить — Родине служить. С книгой поведешься – ума наберешься Нет в мире краше Родины нашей. Книга мала, а ума придала Человек без родины — что соловей без песни. Землю красит солнце, а человека — труд. Всякому мила своя сторона. Кто не работает, тот не ест.
Предварительный просмотр:
Мой прадедушка-участник Великой Отечественной войны
Ахметшина Розалина Файрузовна, 2 класс
9 мая 1945 года. День Победы! Этот праздник связан с каждой семьей. Много лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Эта война - один из самых трагических периодов нашей страны. Для нас и наших сверстников это далёкое прошлое, а для людей, её переживших, - годы тяжелых испытаний. Победа, так необходимая нашей Родине и всему миру, далась очень дорогой ценой. Я хочу рассказать о своём прадеде.
Мой прадед, Ахметшин Миннегали Арсланович, родился в июле 1923 года в селе Гафурово Туймазинского района. В 1937 году его отца Арслана в родной деревне объявили кулаком и посадили. Отняли всё что могли: дом, сарай, лошадь, корову, участок земли. Семья осталась без жилья и кормильца. Мать, не пережив горя, умерла, оставив пятерых детей сиротами. Старшему ребёнку, Миннегали, было 14 лет, младшему чуть больше года. Тогда Миннегали выкопал землянку, и переехала детвора в подземелье, как оказалось, на целые 10 лет. Вскоре его призвали в армию, Началась война. Миннегали, как сына кулака, долго не пускали до линии фронта. Лишь в 1943 году отправили на Белорусский фронт. Попал он в артиллерийские войска. За 4 года он был 7 раз ранен. Мой прадед, Миннегали Арсланович, встретил день Победы в Восточной Пруссии. За боевые заслуги он награжден орденом Отечественной войны II степени и медалями, одна из них «За взятие Кёнигсберга» Демобилизовался только в 1947 году, прослужив ещё в Польше. После армии вернулся в родное село. Со слезами на глазах обнял младших братьев и сестёр, они по-прежнему жили в землянке. С 1947 года Миннегали начинает работать в колхозе, в 1959 году его назначили бригадиром животноводства. Они с братишкой построили небольшой дом. Вскоре мой дед женился. Один за другим родились три сына и дочь. На работе произошли изменения. Колхоз вошел в состав совхоза «Туймазинский», и прадеда назначили заведующим фермой, где он работал 22 года. В 1991 году ушел на пенсию. Всего трудовой стаж моего прадеда 52 года. Мой прадед умер в 2008 году.
Я не видела своего прадеда, он умер раньше, чем родилась я, но память о нём живёт в сердцах его детей, внуков и правнуков. Мы не имеем права его забыть. Мы благодарны тебе, солдат – победитель! Отгремели взрывы, отгремели, Родину спасти они сумели. Нелегко далась им та победа, За неё «спасибо» скажем дедам. Мы, дети XXI века, не хотим войны. Мы хотим учиться в школе, играть с друзьями, петь, веселиться, пускать кораблики по весенним лужам, рисовать, запускать в чистое голубое небо воздушного змея, сажать деревца – словом, светло и радостно жить на Земле!
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника "Встреча с будущими первоклассниками"
I. Организационный момент.
(Звучит песня “АБВГЕЙКА”)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас большой праздник. Вы собрались, чтобы познакомится со мной, вашей первой учительницей, и узнать своих будущих одноклассников. У меня в руках мячик, я называю свое имя и передаю мяч вам, а вы, назвав свое имя и фамилию, передаете следующему. Когда цветок пройдет по кругу и вернется ко мне, все узнают друг друга. Меня зовут Гульназ Шамиловна .
(Кидаю мяч уч-ку. Дети передают друг другу мячик, называя свое имя.)
Учитель: Теперь вы все знакомы друг с другом. Посмотрите на тех, кто справа, слева, позади от вас, посмотрите вокруг себя, улыбнитесь всем. Ребята, а как вы думаете, о чем говорит улыбка?
(Ответы детей.)
Учитель: А еще улыбка говорит нам о том, что у нас хорошее настроение. Давайте постараемся, чтобы каждый день в школе начинался с улыбки.
II. Игровой момент. Слайд 2.
Учитель: К нам прилетел Лунтик и принес космический конверт. Давайте посмотрим, что же в нем.
Слайд 3.
"Дорогие ребята, приглашаю вас в первое космическое путешествие в бескрайнюю галактику Знаний. Вы побываете на 4 планетах. Надеюсь, что ваше путешествие будет интересным и полезным. Королева Знаний".
Учитель: Ребята, отправимся в путешествие?
Я предлагаю вам отправиться в наше путешествие на ракете.
– Вот и наша ракета. Слайд 4.
На ней мы полетим в наше космическое путешествие. Чтобы занять свои места в ракете – получите ваши билеты. Их надо поставить надписью ко мне.
(Каждому ребенку выдается табличка в виде ракеты с его фамилией и именем.)
Учитель: Я сегодня ваш капитан. Сели поудобнее, сейчас все вместе отправляемся на первую планету.
– Внимание: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск.
Планета "Отгадай-ка".
Учитель: Наша ракета приземлилась на планету "Отгадай-ка". Здесь нас встречает Незнайка. Он приготовил вопросы и задания.
Слайд 5.
1) Стоит веселый, светлый дом,
Проворных много в нем,
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
– Что это за волшебный дом? (Клик мышкой – школа.)
Учитель: Сегодня вы переступили порог нашей школы. В каждой школе есть свои правила, которые должен выполнять каждый ребенок. Хотите знать какие? Слайд 6.
Ответить хочешь – не шуми.
А только руку подними.
Ответить хочешь – надо встать,
Когда же сесть позволят – сядь.
Парта – это не кровать
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно. Слайд 7
2) Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Клик мышкой – портфель.)
3) Я всех знаю, всех учу.
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (Клик мышкой – книга.)
Слайд 8
4) То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей – ка,
Можешь и нарисовать,
Что такое я? (Клик мышкой – тетрадь.)
5) Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (Клик мышкой – карандаш.)
Слайд 9.
6) Я люблю прямоту,
Я самая прямая,
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Клик мышкой – линейка.)
7) Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Клик мышкой – кисточка.)
Слайд 10.
8) У меня чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста –
Помарку стерла я с листа. (Клик мышкой – резинка.)
9) Я нужна вам для порядка
Зря страницы не листай.
Там, где я лежу, читай. (Клик мышкой – закладка.)
Слайд 11.
10) Что за палочка в руке
Быстро чертит на листке?
Все, что нужно, написал?
Положи ее в пенал! (Клик мышкой – ручка.)
Учитель: Молодцы! И это испытание вы выдержали.
– Приготовится к полету! Завести моторы!
(Дети выполняют круговые движения руками перед собой.)
– Готовы продолжать путешествие? Тогда летим на вторую планету. 10…1, старт!
Планета " Математическая". Слайд 12.
Учитель: Жители планеты "Математической" любят решать задачи и примеры. И хотя на этой планете вы пока гости, но вам тоже предлагают выполнить задания. Слайд 13.
Задание 1.
Учитель:
Чтобы летчиком стать,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, вы заметьте – ка,
Помогает летчикам – арифметика.
Задание. Провести самолет по его намеченному пути, решив числовые выражения. Дети решают, называют ответ, а учитель передвигает предметную картинку – самолет с следующему числовому выражению.
Задание 2.
Учитель: Примеры вы умеете решать, а сейчас посмотрим, как вы умеете решать задачи.
Три яблока было у Коли.
Пять дали товарищи в школе.
Яблок сколько всего
Стало, друзья у него? (3 + 5 = 8)
В класс вошла Маринка,
А за ней Каринка,
А потом вошел Игнат.
Сколько в класс вошло ребят? (1 + 1+ 1 = 3 )
Четыре сороки пришли на уроки.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно трудилось сорок? (4 – 1= 3)
Есть у Нади три тетради.
Папа девочке их дал.
Дал и Ире он четыре.
Ты б тетради подсчитал. (3 + 4 = 7)
Задали детям в школе урок:
Прыгают в поле десять сорок.
Девять взлетели, сели на ели.
Сколько осталось в поле сорок? (10 – 9 = 1)
Задание 3.
Учитель: Из каких геометрических фигур состоит этот космический поросенок?
(Дети отвечают на вопрос учителя.)
Учитель: Наш путь нелегок. И я думаю, что нам нужно перед полетом на следующую планету немного отдохнуть и пошутить. Я буду задавать вопросы, а вы там, где надо, говорите – Я.
Учитель: Кто любит шоколад?
Дети: Я.
Учитель: Кто любит мармелад?
Дети: Я.
Учитель: Кто любит груши?
Дети: Я.
Учитель: Кто не моет уши?
Дети: Грязнуля.
Учитель: Кто любит апельсин?
Дети: Я.
Учитель: Кто любит мандарин?
Дети: Я.
Учитель: Кто пьет бензин?
Дети: Машина.
Учитель: Отдохнули? Можно и в путь!
Планета " Читай-ка". Слайд 15.
Задание 1.
МАМА, ПАПА, РОДИНА, МИР, ШКОЛА.
Учитель: Кто из вас может прочесть эти слова? (Ученик читает.)
– Как вы думаете, ребята, а почему написаны именно эти слова?
(Это самые важные слова для всех людей. Для каждого человека самые близкие, дорогие ему люди – это родители. Где бы человек ни был, он скучает по Родине. Нужно не обижать друг друга и жить в мире. Об этом и еще очень о многом вы узнаете, учась в школе.)
Задание 2. Слайд 16–17.
Учитель: А сейчас посмотрим, как вы знаете сказки и их героев.
– Догадайтесь, о ком идет речь?
– Кто спаситель Мухи – Цокотухи? (Комар.)
– Волшебник, который всегда лезет в бутылку? (Джинн.)
– Средство передвижения Бабы Яги. (Ступа.)
– Как звали девочку с голубыми волосами? (Мальвина.)
– Детское прозвище дяди Степы? (Каланча.)
– Музыкальный инструмент папы Карло? (Шарманка.)
– Волшебник Изумрудного города? (Гудвин.)
Физкультминутка. Слайд 18
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик что-то не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Планета "Творчества". Слайд 19.
Задание 1.
Учитель: Ребята вы все любите петь. Поэтому сейчас вы без труда справитесь с заданием жителей планеты "Творчества". О чем или о ком поется в песне?
(Дети отгадывают и поют по 1куплету песен.)
– От нее всем теплей… (Улыбка).
– Если с ним вышел в путь, веселей дорога…(Друг).
– Она все лежит, да на солнышко глядит…(Черепаха)
Задание 2. Слайд 20
Учитель: На память о вашем первом уроке нарисуйте рисунок.
(Дети рисуют рисунок на тему "Мой первый день в школе" под песню “Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться”.)
III. Обобщение.
Учитель: И закончить наш праздник. Я хочу словами:
Звенит звонок веселый,
Детей, сзывая в класс.
Открыты двери школы
Теперь всегда для вас.
– Эти слова означают, что с сегодняшнего дня школа для вас второй дом и вас всегда рады видеть в ней.
– А теперь улыбнемся, друг другу и пусть это будет доброй традицией.
Слайд 21.
(Провожаю детей под музыку “Улыбка”.)
Предварительный просмотр:
СЛУХОВЫЕ ДИКТАНТЫ
1-й КЛАСС
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ
Кот (Ш—Ж)
У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья. (20 слов)
Снежная баба (С—3)
Была зима. Выпало много снега. Дети слепили снежную бабу. Хорошая вышла снежная баба. (15 слов)
Зима (Твердые и мягкие согласные)
Машина привезла много угля. Углем мы топим печку. Из трубы идет дымок. Зимой метут метели. А дома всегда тепло. (20 слов)
Осень (Твердые и мягкие согласные)
Наступила осень. Часто идет дождь. Дует ветер. Улетели на юг ласточки и журавли. Над садами кричат галки. В школу идут школьники. (22 слова)
Зимние забавы (Т—Д)
Пришла зима. В саду сделали каток. Дети катались на коньках по льду. Весело звучали их голоса в морозном воздухе. (21 слово)
Кормушка (Ш—Ж)
Мороз, холод. Снег замел все дорожки. Коля взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зерна и крошки. (28 слов)
Пришла весна (3—Ж)
Потемнели дороги. Посинел на реке лед. Зажурчали звонкие ручьи. С юга летят гуси. Показались первые журавли. (18 слов)
ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Весна (Ц—Ч)
На улицах журчат ручейки. Прилетели грачи и кричат в роще. На яблоне уже набухли почки. У крыльца большие лужи. Дети целый день пускают кораблики. (25 слов)
Собака Боб (П—Б)
Однажды загорелся один дом. В доме была маленькая девочка. Пожарные послали в огонь собаку Боба. Через минуту Боб вынес из дома девочку. Мать ребенка плакала от радости. (29 слов)
2—3 классы
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Осень (Проверочный в начале учебного года)
Быстро летит время. Уже пожелтели березки. Вода в реке потемнела. Ветер оборвал листья и унес их. Солнце мало греет. Небо покрылось темными облаками. Часто моросит дождь. На юг улетели перелетные птицы. (32 слова)
ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Твердые и мягкие согласные звуки
Звери и птицы в лесу (Мягкий знак в конце слова)
На ель сел дятел. Волк — опасный зверь. Медведь любит мед. На сосне сидит рысь. По кустам бродит лось. На пень сел поползень. На болоте скрипит коростель. По ночам жутко кричит выпь. (36 слов)
Пузырь, Соломинка и Лапоть (Мягкий знак в конце слова)
Пузырь, Соломинка и Лапоть очень дружили. Пошли они гулять. Дошли до речки. Протянулась Соломинка с берега на берег. Пошел по ней Лапоть, а Соломинка сломалась. Упал Лапоть в воду и утонул. Стал Пузырь хохотать, да и лопнул. (41 слово)
На катке (Мягкий знак в середине слова)
Утром зазвонил будильник. Коля встал и вышел на крыльцо. Какой сильный мороз! Каток замерз. Коля взял коньки и пошел на каток. Там уже были мальчики и девочки. На льду было очень скользко. У малыша замерзли пальцы. (39 слов)
На елке (Мягкий знак в середине слова)
В школе елка. На елке огоньки. Дети танцуют польку. Мальчики и девочки в масках водят хоровод вокруг елки. Дед Мороз и Снегурочка раздают кульки с подарками. В кульках большие апельсины, печенье, конфеты. (34 слова)
Ребята играли (А—Я)
Вася читал сказку. Ваня играл с мячиком. Варя и Катя играли в прятки. Надя взяла санки и пошла гулять. Таня катала в коляске куклу. Валя в парке каталась на лыжах. (32 слова)
Во дворе (О—Ё)
Во дворе дома много народа. Коля ждет Сережу. Володя поет веселую песню. Во двор вышел Алеша. У Алеши новые галоши. На веревке висят мокрые пеленки. Стоит воз дров. Его привез дядя Леня. (34 слова)
Тетерка (О—Ё)
По поляне бежал зверек, похожий на кошку. Это был хорек. Вдруг хорек заметил тетерку. Тетерка тоже увидела врага. Она захлопала крыльями и побежала. Так она отводила хорька от своих птенцов. Хорек бросился за ней. Но тетерка улетела. Хорек злобно посмотрел ей вслед. (43 слова)
Жеребенок (О—Ё)
Девочки побежали на конюшню смотреть маленького жеребеночка. Лошадей в конюшне не было. Только в одном стойле стояла Зорька, а возле Зорьки маленький жеребенок. Жеребенок с белой звездочкой на лбу косился на девочек и прижимался к матери. А хвост у него пушистый, кудрявый и совсем маленький. (46 слов)
Как устраивают гнезда (У—Ю)
Дикая утка и гусь никогда не приносят в клюве ветку или соломинку для постройки гнезда. Они ищут готовую кучу камыша или хвороста недалеко от воды. Найдут такую кучку, вытопчут ямку и покроют ее своим пухом. Этим же пуховым одеялом утка закрывает яйца, если ей надо уйти с гнезда попить или поесть. (56 слов)
Зимой (Твердые и мягкие согласные звуки)
Наступили морозные деньки. Речка замерзла. Дети не боятся холода. Петя и Вася бегут на лед. В руках у мальчиков коньки. Коньки скользят по льду. Лед крепкий. Дети рады.
На дворе ледяная горка. Люся и Луша едут с горки на санках. Весело зимой! (43 слова)
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ
Глухие и звонкие согласные
Булька (П—Б)
У меня была собака Булька. Она была вся черная, только копчики передних лап были белые. Булька был очень сильный. Один раз его пускали на медведя. Он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, но Булька держался, пока его не отлили холодной водой. (48 слов)
Родник (Т—Д, сильная позиция)
День был теплый. Ярко светило солнце. Дима и Володя гуляли около дачи. Мальчики подошли к высокому дереву. У дерева они увидели родник. Дима и Володя подошли к роднику. Они наклонились и стали ладонями пить воду. Вода в роднике была холодная, как лед. (43 слова)
Отдых (Т—Д)
Выдался на редкость хороший денек. Мы отправились за город. Старый дед дал нам лодку. Мы переехали на другой берег реки. Там росли крупные незабудки. Ребята забрались на душистый стог сена. Алла и Римма спустились в овраг и нарвали диких роз. (41 слово)
Зима в лесу (С—3, сильная позиция, П—Б, сильная позиция, оглушение)
Голый и холодный шумит лес. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка.
Пушистым снегом покрылись деревья. Побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую шубку. Весело резвятся они в зимнем лесу. (44 слова)
Гроза (С—3)
После дождей наступила засуха. Река мелела с каждым днем. Наконец пришла сильная гроза. Все неон затянулось тучами. Замолчали лягушки и птицы. Через лес прокатился первый гром. Заскрипели старые березы Раздался страшный треск. За первыми каплями дождя хлынул ливень. (40 слов)
Была зима (С — 3)
На улице мороз, а Наташе в доме тепло. Весело сидеть у окна и смотреть на узоры. За ночь мороз расписал на стеклах разные узоры. Тут и звездочки, и кружочки, и завитки. Посмотрела Наташа в окно. На дворе от снега все бело. (43 слова)
Весна-красна (С—3)
Наступила радостная весна. Целый день светит яркое солнце. Деревья проснулись от зимнего сна. Появились почки и нежные зеленые листочки. Скоро зацветут в плодовых садах деревья. На лугах запестреет много ранних цветов. Какое это прекрасное время года! (38 слов)
Плохой поступок (С—3)
Из деревни до леса дорога шла через поле. У дороги росла зеленая береза. В жару многие отдыхали под березой.
Однажды осенью мальчишки уселись под березой, развели костер и стали печь картошку.
Пришла весна. Все кругом зацвело, зазеленело. И только одна береза не покрылась зеленой листвой. (47 слов)
Весной (С—3, сильная позиция, оглушение)
Наступил март. Морозы утихли. Старые сугробы осели и стали плотными. По таким сугробам легко ходить.
С каждым днем весеннее солнце ярче светит. Его ласковые лучи согревают землю. Ива распустила свои нарядные барашки. Гибкие веточки берез покрылись смолистыми почками. Весело бежит ветерок по лесу.
Прилетели грачи — вестники весны. Они начали строить гнезда. Скоро в лесу все зазеленеет, зацветет, зазвенит. (59 слов)
Коршун (К—Г, сильная позиция, оглушение)
Круги коршуна в воздухе стали меньше, ближе к земле. Вот птица ринулась вниз, схватила Когтями грызуна.
Многие хищники питаются мышами и сусликами. Когда грызуны замечают коршуна, они сразу прячутся. Тогда коршун сядет возле норы и ждет добычу. Коршуна нужно считать полезной птицей. (43 слова)
Испугались волка (К—Г)
Ходили дети по лесу за грибами. Они набрали полные корзины грибов. Вышли дети на поляну, сели у копны и стали считать грибы. В лесу кто-то завыл. Дети забыли про грибы. Они бросили свои грибы у копны и убежали домой. (43 слова)
Первый космонавт (К—Г)
Человек полетел в космос и вернулся на родную землю. Этот подвиг совершил русский человек — Юрий Гагарин. Чудесная весть облетела все страны. Народы мира гордятся славным подвигом русского пилота. Ликует и радуется вся наша страна.
Честь и слава первому космонавту Юрию Гагарину! (43 слова)
Пришла весна (Ш—Ж)
К нам воротилась весна. Солнце льет с небес золотыми лучами. Зажурчали по камешкам веселые ручьи. Зацвели цветы по лугам. Одуванчик поднял свою желтую головку. Расцвели в лесу подснежники. (30 слов)
Зима (Ш—Ж)
Долго стояла хмурая дождливая осень. Неожиданно выпал первый снег. За одну ночь снег покрыл пушистым ковром всю землю. Мороз сковал льдом речку. Первыми высыпали на двор ребятишки. Хорошо покататься на лыжах и санках с горы. (36 слов)
Варежки (Ш—Ж)
Шла жестокая война. Дети помогали взрослым на фронте. Женя связала пушистые варежки. Мать послала их на фронт. Достались варежки бойцу Жукову. Командир послал отважного бойца в разведку. Был мороз, шел снег. Боец полз по снегу. Варежки грели руки. Жуков хорошо выполнил задание. (42 слова)
Тетя Шура (Ш—Ж)
Из ворот выкатился мяч. Следом выбежала девочка лет шести. Она кинулась на мостовую прямо под колеса машины. В ту же секунду пожилая женщина метнулась к девочке и выхватила шалунью из-под колес. Девочку спасла тетя Шура. Так ласково называют Александру Ивановну Шилову. (43 слова)
Еж (Ш—Ж, сильная позиция, оглушение)
У меня в доме жил еж. Сначала он мирно пил молоко, вместе с котом Данилом из одного блюдца. Но потом стал тихонечко теснить кота. Тогда я решил проучить ежа. Я поставил блюдце Данилы на небольшое возвышение. Данила мог легко пить молоко, а ежу никак не дотянуться. Еж бегал вокруг, а Данила спокойно пил молоко. Он не обращал внимания на злого ежа. (62 слова)
На пруду (Глухие и звонкие согласные, оглушение)
Летом мы поехали за город на пруд. Пруд был широк и глубок. Низко над водой склонилась гибкая ива. На берегу рос высокий могучий дуб. Около пруда низкая беседка. Вдали был глубокий овраг. К нему вела узкая дорожка. За оврагом рос редкий лес. Там были дубки, березки, липки. (49 слов)
На озере (Оглушение)
Вокруг озера растут березки и низкие кусты. Вода в пруду чистая и гладкая. У берега к дереву привязана лодка. В лодке сидит мальчик. Он ловит рыбку удочкой. Мальчик ловко закинул в воду гибкую удочку. Но робкие рыбки не подплывают близко. (42 слова)
Зима (Оглушение)
На дворе сильный мороз. Петя надел теплую шубку, шапку и варежки. Он вышел в сад. В саду на дорожках лежит снег. У беседки намело сугроб. На пруду блестит гладкий лед. По льду мальчики катаются на коньках. Сел Петя в салазки и съехал с горки. Хорошо, что зима пришла. (49 слов)
Зимой (Оглушение)
На дворе сильный мороз. На полях и лугах лежит белый снег. У дома намело большой сугроб. На пруду скользкий лед. Залег в берлогу медведь. Спит в норе колючий еж. Птицы давно улетели на юг. (35 слов)
ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Свистящие и шипящие, аффрикаты
Зима в шкафу (С—Ш)
В углу коридора стоит белый шкаф. Откроешь дверцу, а внутри мороз. Это холодильник.
В тепле молоко, сливки, мясо быстро портятся. А в холодильнике продукты хорошо сохраняются. Приятно в жару выпить стакан холодного кваса, намазать хлеб свежим душистым маслом. (41 слово)
Была трава (С—Ш)
Росла, росла трава и выросла Насте по пояс. Дедушка взял косу и пошел траву косить. Была трава — стало сено. Настя тоже пошла косить, но дедушка дал внучке грабли и показал, как лучше сено ворошить. А когда сено подсохло, дедушка сметал стожок. (43 слова)
Птицы зимой (С—Ш)
Холодно на дворе. Снег покрыл землю и крыши домов. Мороз разрисовал белыми узорами стекла. Снежные шапки повисли на соснах и елях. Прыгают по веткам клесты, шелушат шишки. Нахохлились от холода, распушились воробьи и синицы. Подбирают они крошки в кормушках. Холодно и голодно птицам зимой. (46 слов)
Первый снег (С—Ш)
Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чашу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там! (44 слова)
На заводе (С—Ш)
У Саши отец рабочий. Завод, где работает отец Саши, очень большой. На заводе делают разные машины: грузовики, самосвалы и сильные вездеходы. Каждый рабочий на заводе делает свою работу. Отец Саши собирает моторы. Моторы нужны машинам. Без мотора машина не работает. (42 слова)
На лугу(С-Ц)
Как пышно цветет и зеленеет луг! Он похож на пестрый ковер. Много здесь разных трав и цветов. Вот дикий овес золотится на солнце. Из земли выглядывают красные и белые головки мака. Качаются синие колокольчики. На сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки. Порхают над цветами резвые бабочки. (49 слов)
Птицы (С—Ц)
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай. (34 слова)
Скворцы (С—Ц)
Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди.
Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад прилетят скворцы. Скворцы — милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. (40 слов)
Весна (Ц—Ч)
Вот и зиме пришел конец. Как-то сразу все изменилось. Ветер пригнал низкие тучи. Укрыли они все небо, и вдруг на землю полился первый дождь. А потом тучи разошлись, показалось солнце, пригрело землю.
Раньше других отметили начало весны синицы. Они бойко перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червячков. (52 слова)
Птицы (Ц—Ч)
В одной деревне было много садов. В них звонко пели птицы. Осенью в садах было много яблок.
Но вот однажды озорники мальчишки разорили гнезда у птиц. И улетели птички.
Пришла весна. В саду было тихо без птиц. Вредные черви развелись и объели цветы и листья. Осенью не стало в садах яблок. (52 слова)
Находчивость (Ц—Ч)
Однажды пастух пас большое стадо овец в горах. Произошел обвал и перегородил путь овцам. Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой. Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь. Овцы были спасены.
Правильно говорят, что собака — друг человека. (44 слова)
Злая мачеха (Ц—Ч)
Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело много. Деревья в лесу стояли по пояс в сугробах. Люди сидели в домах и топили печи.
В такую пору, под вечер, злая мачеха приказала падчерице сходить в лес за подснежниками. Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и пошла в лес. (49 слов)
Насекомые (Ц—Ч)
Мухи, жуки, стрекозы и бабочки — насекомые. Бабочка кладет яички. Из яичка выходит гусеница. Гусеница превратится в куколку, а куколка — в бабочку.
Бабочки красивы, но гусеницы их вредны. Гусеницы объедают листья и почки на деревьях. (35 слов)
Новый город Чулак (Ц—Ч)
Кругом лежала безводная степь. Редко встречались в ней колодцы с горькой водой. Такую воду не пьют даже овцы.
Но вот пришли в этот край строители. Из глубин земли добыли прозрачную вкусную воду и стали строить дома. Закипела в Чулаке большая работа. Сейчас улицы в городе прямые, широкие. А по берегам речек — зеленый шум деревьев. (56 слов)
Весной в роще (Ч—Щ)
Был теплый солнечный денек. Ребятишки пошли в березовую рощу. Девочки ищут ландыши и щавель. Мальчики нашли в кустах ежика. Долго бродили ребята в лесу. Они возвращались домой поздно вечером. (32 слова)
Летнее утро (Свистящие — шипящие)
Наступило чудесное утро. Дул теплый весенний ветерок. В овраге журчал чистый быстрый ручеек. Ласточки гонялись за насекомыми. Слышалась звонкая песня жаворонка. По небу поднималось яркое солнышко. (28 слов)
Сонорные согласные звуки Черепаха и орел (Р—Л)
Черепаха просила орла научить ее летать. Не советовал орел черепахе учиться. Она продолжала его просить. Взял тогда орел черепаху в когти, поднял вверх и бросил. Черепаха упала на камни и разбилась. (34 слова)
Лен (Р—Л)
Раньше люди тратили много времени и сил, чтобы вырастить лен и наткать холста. Прежде все делали руками. Теперь работают машинами. Особые машины отсекают головки льна от стебля, очищают льняное семя от сорняков. Для обработки стебля есть другие машины.
С помощью машин можно собирать богатые урожаи льна. (47 слов)
4-й класс
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Орел (Проверочный в начале учебного года)
Высоко летает могучий орел. Часами парит он над землей. Зорко смотрит он на землю: не мелькнет ли где шустрый заяц или осторожная куропатка. Стрелой падает он на добычу и уносит ее в свое далекое гнездо. Там ждут орла голодные орлята. Издалека слышен их мощный крик. Жадно и быстро поедают они добычу. И снова орел летит на охоту. (58 слов)
Осень (Проверочный в начале учебного года)
Летучие мыши забрались в дупло. Еж прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку и починила гнездо. Лисица в норе себе из листьев сделала постель.
Утром я с ружьем и с собакой отправился в рощу. Стояла чудесная тишина. За сто шагов я слышал, как белка прыгала по сухим сучкам. Воздух свежий, пахучий приятно щипал глаза и щеки. (65 слов)
Охотник (Словоизменение имен существительных)
Охотник возвращался вечером с охоты. Выбравшись из густой чащи, он направился по тропинке к лесной сторожке. Пройдя немного вдоль опушки, он услышал лай собаки. Охотник подошел к сторожке и бросил собаке кусок хлеба. На крыльцо сторожки вышел дедушка Семен. Охотник зашел к дедушке и остался у дедушки ночевать. Утром охотник вышел на дорогу и по дороге направился к деревне. От опушки леса до деревни было близко. (67 слов)
Осень (Словоизменение имен существительных)
Ударили холодные сумерки. На некоторых листьях листву, как ножом, срезало. С деревьев дождем посыпались листья.
Бабочки, мухи, жуки спрятались в коре деревьев. Певчим перелетным птицам стало холодно. Давно улетели на юг ласточки и быстрые стрижи. В осенние дни слышали ребята, как курлыкали в небе пролетные журавли. Тихо пролетели на теплый юг гуси.
Не жалуются на бескормицу только дрозды. Они стаями накинулись на гроздья спелой рябины.
В оголенном лесу засвистел холодный ветер. Деревья погрузились в глубокий сон. Песен в лесу больше не слышно. (83 слова)
ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Поход (Словоизменение имен прилагательных)
Ранним утром мы отправились в поход. День был морозным, ясным. Ребята весело побежали по гладкому снежному ковру. На горе за глубоким оврагом был темный лес. Подъем в гору был крутым. По глубокому снегу мы въехали в лес и скоро вышли на поляну. Все деревья были покрыты серебристым инеем. Мы залюбовались чудесным видом. (53 слова).
Неудачная охота (Словоизменение глаголов)
Было поздно. Мороз крепчал. Луна освещала лесную поляну. Охотник Степан шел домой. Лыжи легко скользили по снегу. Рядом бежала собака Альма. Добыча была плохая: за спиной у Степана был только один заяц.
Вдруг большая лиса выбежала на поляну и заметила человека. Она насторожилась. Степан выстрелил и промахнулся. Лиса быстро убежала в чащу. (54 слова)
Летняя гроза (Прошедшее время глаголов)
Было душно. Солнце нещадно жгло землю. Листья берез завяли. Вдали показалось темное облако. Оно быстро надвигалось на рощу. Скоро скрылось солнце. Все небо потемнело. Приближалась летняя гроза. Налетел ветер, заклубилась пыль, застонали березы, задрожали стекла в окнах. Вот блеснула яркая молния, загрохотал гром. Туча пролилась ливнем. Через полчаса гроза промчалась. Небо очистилось. Вновь выглянуло солнце. (56 слов)
Серая Шейка (Прошедшее время глаголов)
Стаи уток и гусей улетели в теплые края. Осталась на реке молоденькая уточка. У нее было сломано крыло.
Место было очень глухое. Пугали Серую Шейку волки да лисицы. Но больше всего боялась она, что замерзнет река.
Скоро пришла зима. Мороз сковал болота и реки. Но полынья еще не замерзла. В ней и спасалась уточка от лисы. (58 слов)
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ
Вьюжная зима (Однокоренные слова)
Уже пролетело жаркое лето. Прошла золотая осень. Выпал снег. Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья, только ели и сосны стали еще зеленее. Много раз большими хлопьями начинал падать снег.
По первой пороше охотники ушли на охоту. Целыми днями слышался в лесу заливистый лай собак. (48 слов)
Март (Однокоренные слова)
Еще вчера снежный ковер был белым и пушистым. Только слепящие лучи мартовского солнца напоминали о весне, а сегодня снег потемнел, стал тяжелым от воды. Размякла лесная дорога.
Побежали ручейки. Они не журчат пока по-весеннему, громко. По ночам морозу иногда удается остановить веселый бег.
Посветлел лес. Он стал каким-то воздушным и прозрачным. Прилетели грачи. Они важно расхаживают по проталинам. Не сегодня — завтра запоют за окном синицы. Властно будит весна природу. (70 слов)
Летний вечер (Однокоренные слова)
Солнце склонялось к западу. Солнечный жар и блеск сменились вечерней прохладой. Белые причудливые облака виднелись на горизонте. Ветерок сгонял тучи к роще. Длинные тени деревьев ложились по пыльной дороге. В окнах домов засветились огни. (36 слов)
Васька (Уменьшительно-ласкательные суффиксы)
Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да, хитер, лапки бархатные, ноготок остер. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет. Глазки закрывает, песенку поёт. А попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные. (44 слова)
Козел (Уменьшительно-ласкательные суффиксы)
Идет козел лохматый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытками постукивает: идет, блеет, коз и козляток зовет. А козочки с козлятками в сад ушли, травку щиплют, кору гложут, молодые деревца портят, молочко деткам копят. А козлятки, малые ребятки, молочка насосались, на забор взобрались, рожками передрались. Погоди, вот придет бородатый хозяин, он вам порядок даст! (55 слов)
Шоссейные дороги (Приставки)
Серым каменным ремешком перетянула степное раздолье шоссейная дорога. Бегут по ней беспрерывным потоком грузовики. Одни спешат в город с зерном, другие — в поля к уборочным комбайнам.
Раньше, когда шли проливные дожди, движение машин на дороге приостанавливалось. Теперь больше не страшны ливни дороге. Ребята посадили деревья. Они цепкими корнями скрепили вокруг дороги землю. (55 слов )
Большая стая (Приставки)
Прошло жаркое лето. Побурела трава, начал вянуть лист на деревьях. Лес сделался желтый, красный, а потом и совсем облетел.
Все лесные малыши к осени выросли. Выросли птенцы и у тетерки. Петушки нарядились в черные блестящие перья, а курочки сделались пестренькие.
Молодые тетерева теперь уже хорошо летали, и вся семья присоединилась к другим тетеревиным семьям. Собралась большая стая. (59 слов)
Лес (Приставки)
Лес приносит человеку большую пользу. Деревья защищают землю от знойных лучей солнца и от ветров.
Прохлада и сырость сохраняются долго в тени лесов. Весной снег в лесу тает постепенно, и влага в лесу долго сохраняется.
Люди любят и берегут родные леса. Они охраняют старые леса и выращивают новые. Разводят леса там, где часто бывает засуха. (56 слов)
На льдине (Приставки и предлоги)
Море замерзло. Рыбаки поехали на санях по льду. Поехал и Андрей с сынишкой Володей. Рыбаки наделали во льду дырок и стали запускать сети. Володя помогал выпутывать и выбирать рыбу из сетей. Решили ночевать в санях.
Ночью рыбаков оторвало и унесло на льдине в море. Все волновались. Вдруг между туч Володя увидел блестящую точку. Это был самолет. С самолета упал мешок с едой и запиской.
Через час пришел пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. (79 слов)
Отважный поступок (Приставки и предлоги)
Был теплый летний день. Ярко светило солнце. Высоко в небе пели жаворонки. Петя шел из школы домой. Дорога проходила берегом реки. Вдруг Петя услышал громкий крик. Он взглянул в сторону реки и увидел, что тонет маленький мальчик. Мальчик катался на плоту и упал в воду.
Петя быстро разделся и бросился в воду. Он умел хорошо плавать. Он спас мальчика. На другой день в школе узнали о смелом поступке Пети. Мальчику объявили благодарность. (74 слова)
Дятел (Приставки и предлоги)
Летит дятел, несет в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу еще хвостом подпирается. Перья у него жесткие, крепкие. Сунул свежую шишку в расщелинку осины, а старую вытащил клювом и выбросил. Расправился с этой, полетел задругой. (61 слово)