Проект: "Почему улицы на которых мы живем, так называются"
Предварительный просмотр:
Филиал № 3 муниципального дошкольного образовательного учреждения
Иркутского районного муниципального образования
«Уриковский детский сад комбинированного вида»
Методический паспорт
Проект
в подготовительной группе «Почемучки»
направление "Я-патриот!"
продолжительность проекта с 09.11-02.12.2023г.
«Почему улицы на которых мы живем так называются?»
Составили:
Ухалова О.П.
Дворникова А.И.
д. Грановщина, 2023г.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Почему улицы на которых мы живем так называются?» |
Актуальность проекта | На свете много улиц разных, Но не сменяю адрес я. В моей душе ты стала главной, Родная улица моя. Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, деревне. Однажды на утреннем круге в детском саду мы разговаривали о улицах, на которых мы живем. Кира рассказала, что она живет на улице Вампилова, известного писателя, который родился и жил в Иркутской области в городе Черемхово. А другие дети сказали, что они не знают почему улицы, на которых они живут так называются. У нас возникли вопросы:
После этого разговора было решено поподробней узнать в честь кого или чего названы улицы, на которых мы проживаем. |
Участники проекта | Дети подготовительной группы 6 – 7 лет, родители воспитатели. |
Цель проекта | Воспитание чувства гордости, уважения и любви к Малой Родине, через знакомство с биографиями людей, в честь которых названы улицы нашей деревни. |
Задачи проекта | Для детей:
Для родителей:
Для педагогов:
|
Сроки реализации проекта | 09.11.2023 по 02.12.2023 г |
Вид проекта | познавательно-исследовательский, информационный, творческий |
Продукт проекта | Макет деревни «Моя Грановщина» |
Особенности проекта | Проект способствует развитию детской познавательности, любознательности, творческих способностей, проявлению воспитанниками интереса к родной улице, деревне. |
Условия реализации проекта | -Кадровые: дети, педагоги, родители (законные представители); -Информационные: книги, журналы, мультфильмы, иллюстрации, сеть Интернет. -Материально-технические: распечатанные цветные изображения домов для макета, фантики от конфет, картон, альбомные листы. -Финансовые: ватман, лист ДВП для макета, распечатывание. |
Планируемые результаты проекта |
|
1. Подготовительный этап:
- Сбор информации по теме проекта, определение задач, сроков выполнения.
- Подбор методической литературы и иллюстративного материала.
- Создание в группе предметно – развивающей среды с учетом задач проекта.
- Составление плана работы в рамках проекта.
- Проведение консультации для родителей о предстоящей совестной работе с детьми.
2. Основной этап:
Период | Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
09.11-15.11.2023 | Беседа «Улицы нашей деревни» «Что знаем о своей улице?», «Что хотим узнать?», «Как или где поможет найти данную информацию». | Дают ответы на поставленные вопросы, входят в проблемную ситуацию, участвуют в беседе. | Участие в опросе о том, знают ли они в честь кого названы их улицы |
16.11-22.11.2023 | Рассматривание альбомов и иллюстраций, лэпбук, чтение биографий известных людей. Подбор информации по теме проекта. | Изучают, рассуждают, ответы на вопросы педагога. | Оказывают помощь детям в сборе информации |
Подбор методического и дидактического материала о деревне. | Прослушивание новой информации об улице и детском саду, истории их возникновения. | Подбирают материалы для создания фотоальбома и фотоколлажа. | |
Подбор фотографий о деревне, улиц | Рассуждение о значении дома в жизни каждого. | Поддерживают интерес детей по данной теме | |
Рисование «Мой дом, моя улица» | Выполнение рисунков на тему «Мой дом», «Моя улица». | Знакомятся с творческими работами детей. | |
Конструирование «Моя деревня» | Конструируют деревню, опираясь на иллюстрации | ||
17.11-23.11.2023 | Аппликация с элементами рисования «Сохрани свою улицу чистой» | Выполняют аппликацию используя бросовый материал | Оказывают помощь в приобретении спичечных коробков |
Составление рассказов «Мой адрес», «Моя улица» | Представление своих рассказов с опорой на фотографии. Прослушивание рассказов сверстников о своих улицах. | Помощь в составлении рассказов. | |
Чтение стихотворений И. Суриков «Детство», Е. Трошин «Моё село родное» Л. Евченко «А я не скрываю, что из деревни родом» | Прослушивание и заучивание стихотворений по данной теме | Помощь в подборе литературы | |
Дидактические и речевые игры: «Узнай по описанию», «Кто, где живет?», «Закончи предложение», «Назови признак». | Участие в играх | Помощь детям в изготовлении атрибутов к сюжетно ролевым играм (фото улиц и домов) | |
24.11-29.11.2023 | Сюжетно-ролевая игра: «Строители», «Принимаем гостей». | Изготовление атрибутов для игр. | |
Подвижные игры: «Прячьтесь в домик», «Где чей дом». | Организация игр | ||
Пальчиковый театр: «Теремок». | Разучивание ролей | Изготовление макета дома для игр. | |
Экскурсия по улице, на которой находится детский сад. | Обсуждение домов, которые находятся на Объездная, Детская |
3. Заключительный этап.
30.11-01.12.2023 | Оформление выставки рисунков «Мой дом, моя улица». Выпуск стенгазеты «Сохрани свою улицу чистой». Создание макета деревни «Моя Грановщина» | Оформляют выставку своих творческих продуктов | Оказывают помощь в оформлении творческих работ |
Список литературы:
1. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». -СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2024.
2. Ельцова О.М., Антонова А.А. «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2024.
3. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М.: ЦГЛ, 2004
4. Россия. «123 Вопроса - 123 Ответа». -Ростов н/Д: Владис, 2020
Приложение 1
Беседа «Моя родная деревня» (подготовительная группа).
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о родной деревне Грановщина, об основных достопримечательностях, учить узнавать их на фотографиях. Формировать любовь и интерес к малой Родине.
Словарная работа: малая Родина, большая Родина, достопримечательности.
Развивать связную речь, логическое мышление.
Материалы и оборудование к занятию: фотографии с видами села Грановщина; мяч; фломастеры, карандаши, лист бумаги.
Предварительная работа: беседы о деревне, чтение стихотворений; рассматривание фотографий.
Ход ОД.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы поговорим о нашей любимой деревне.
Утром рано мы встаем,
Деревню видим за окном.
Она проснулось и живет.
Нас на улицу зовет.
Воспитатель. Дети, как называется деревня, в которой мы живём?
Дети: Грановщина.
Воспитатель. Ребята, это наша малая Родина.
Воспитатель. Что мы называем Родиной?
Дети. Родина – это место, где мы родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши папы и мамы, друзья.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги, по которой мы идем.
Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды -
Звезды мира над Кремлем. (В. Степанов)
Воспитатель. Дети, а в какой стране мы живем?
Дети. Наша страна называется Россия.
Воспитатель. Россия - это наша большая Родина, это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все россияне, все говорим на одном языке. Мы горячо любим свою Родину.
Игра с мячом «Семейка слов».
Давайте, образуем слова из одной семейки со словом Родина.
- Каким, словом можно назвать папу и маму? (Родители.)
- А каким словом вы назовёте родных дядю и тетю? (Родственники.)
- Какой брат (сестра) у тебя есть? (Родной.)
- А кто живет в нашей стране? (Народ.)
Как по-другому можно назвать ключ, бьющий из-под земли? (Родник.)
Перечислите все слова из одной семейки со словом Родина.
Воспитатель. Вот какая большая семья получилась! И вы теперь знаете, что Родина - это та земля, где мы родились, где живет наш народ. Родина - родная земля.
Пальчиковая игра «Семья».
Воспитатель: -Дети, к нам по сотовому телефону пришло SMS - сообщение. Давайте его прочитаем. В нем говорится, что к нам едут гости из самой столицы, из Москвы. Они очень хотят познакомиться с нашей деревней, с интересными достопримечательностями. Надо им помочь.
Воспитатель. Вы знаете, что такое достопримечательность?
Дети. Это красивые, памятные места, которые украшают нашу деревню.
Воспитатель. Есть ли у нас места, которыми мы гордимся и с удовольствием показываем жителям других сел и городов?
Воспитатель. Я думаю, что главной достопримечательностью нашей деревни являются люди, живущие здесь. Ведь у нас проживают люди разных национальностей. Вы можете назвать их?
Дети. Русские, буряты, таджики, армяне и др.
Воспитатель. Все они живут дружно.
Воспитатель. Гостей мы всегда встречаем у Дома культуры. Как вы думаете, почему? Как он называется?
Дети: «Дом культуры Овация». (Ответы детей.)
Воспитатель. Дети, а с какими еще местами вы хотели бы познакомить наших гостей? (Дети перечисляют.)
Дидактическая игра «Узнай на фото».
(Воспитатель предлагает детям поочередно рассказать немного о каждом месте, дети рассматривают фотографии с видами ДК «Овация», конюшни «Фонд Тихомировых» и рассказывают об этих объектах)
Воспитатель. Я отправлю SMS сообщение, что мы готовы к встрече наших гостей.
Дети, я очень рада, что вы хорошо знаете свою деревню. Вы с таким интересом рассказывали о ней, что сразу было видно, как сильно вы ее любите. И сейчас я хочу от вас услышать хорошие слова о нашей деревне.
(Ответы детей.)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Сколько хороших, добрых и ласковых слов вы сказали о своей любимой деревне. Вы, действительно, ее любите и бережете. Ведь будущее зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми. А сейчас давайте каждый из вас назовет улицу, на которой он живет.
Игра «Можно - нельзя».
(Дети встают в круг).
Дети давайте поговорим о том, что можно делать дома, на улицах деревни и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать, молча, используя знак. Указательный палец вверх - правильно, вниз - нет.
- Рвать цветы на клумбе.
- Любоваться цветущей клумбой.
- Сажать деревья и цветы.
- Бросать фантики от конфет.
- Кричать, шуметь в общественных местах.
- Разговаривать в спокойном вежливом тоне.
Воспитатель. Предлагаю каждому из вас нарисовать вашу родную улицу, ваш родной дом.
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
Зеленые и красные
Далекие и близкие.
Панельные, кирпичные
Вроде бы обычные.
Полезные, прекрасные -
Дома бывают разные.
Пальчиковая игра «Порисуем»
Раз, два, три, (Пальцы сжаты в кулаки, показывать цифры)
Четыре, пять, (поочередно разгибая пальцы)
Будем вместе рисовать (Вращение кистей рук в одну сторону)
Порисуйте вместе с нами: (Вращение кистей рук в другую сторону)
Домик - папе, домик - маме, (Показ домика из пальцев)
Этот домик для тебя (Показ указ. пальцев, поднятых вверх - труба домика)
Этот домик для меня (Показ мизинцев, поднятых вверх - маленькая труба)
Нарисуем сад вокруг.
В нем деревья там и тут (Показ деревьев из растопыренных пальцев).
В сад пойдем мы погулять
И начнем игру опять. (Движение пальчиками по столу «ходьба»)
Рисование: «Моя деревня, мой дом» (дети рисуют дома)
Воспитатель. Какие разные у всех нас получились улицы и дома, но все вместе они составляют нашу малую Родину, нашу родную деревню.
Воспитатель благодарит детей за интересную беседу.
Приложение 2
Речевые игры в режимных моментах по теме проекта:
«Узнай по описанию»
(один ребенок описывает место деревни, остальные угадывают)
«Кто где живет?» (я живу в одноэтажном доме, а ты? В нашем доме есть гараж, а у тебя? И т.д.
«Закончи предложение». (я живу на улице…, на моей улице есть…, я люблю ходить …)
«Назови признак» (улица, деревня какая? дом какой?)
«Лишнее слово» (дом, беседка, гараж, лужа; улица, номер, табличка, собака; Вицина, Шукшина, Партизанская, Лаврова; и т.д.)
«Назови ласково» (улица – улочка, дом – домик, адрес – адресок, сад – садик и т.д.)
«Скажи в рифму»
МА – МА – МА – деревянные…, высокие (дома)
ОМ – ОМ – ОМ - мы построим …(дом)
ОМ – ОМ – ОМ – одноэтажный, двухэтажный (дом)
ОМУ – ОМУ – ОМУ - мы подходим к … (дому)
ЦО – ЦО – ЦО – заходим на …(крыльцо)
АЕМ – АЕМ – АЕМ – двери … (открываем, закрываем)
НА – НА – НА – покрашена… (стена)
ПЕНИ – ПЕНИ – ПЕНИ – бетонные… (ступени)
НО – НО – НО – мама чистила …(окно)
АН – АН – АН - в комнате… (диван)
АНЕ – АНЕ – АНЕ – мы сидели на …(диване)
АН – АН - АН- кожаный … (диван)
УЛ – УЛ – УЛ - папа чинит …(стул)
ЛА – ЛА – ЛА - нет у нас…(стола)