Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся
Благодарственное письмо от родитнлей группы "Львёнок" 2024
Квиз-игра с элементами мастер-класса на тему «Патриотическое воспитание детей - важная составляющая будущего»
Постройки снежного городка по сказкам К.И.Чуковского совместно с родителями
Участие в акции "Ребенок в комнате -Закрой окно"
Участие в шествии "Бесмертный полк"
Участие в городской спартакияде "Папа. мама, я- спротивная семья"
Спротивные состязания "Мой папа Самый сильный"
Отзывы от родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
План работы с родителями на учебный год
в группе старшего дошкольного возраста «Львёнок» (6-7)
Месяц | Неделя | Даты | Тема занятия (лексика) | План воспитательной работы |
Сентябрь | 1 | 01 - 08 | Детский сад. Игрушки. День Знаний | 1 сентября: День знаний 3 сентября: День окончания Второй мировой войны 7 сентября: День Бородинского сражения 8 сентября: Международный день распространения грамотности 9 сентября: день рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828 - 1910) 17 сентября: день рождения русского ученого, писателя Константина Эдуардовича Циолковского (1857 - 1935) 21 сентября: день рождения поэта и писателя Сергея Александровича Есенина (1895 – 1925) 27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников |
2 | 11 - 15 | Овощи (Огород) | ||
3 | 18 - 22 | Фрукты (Сад) | ||
4 | 25 - 29 | Профессии. День воспитателя. Международный день музыки. | ||
Октябрь | 5 | 02 - 06 | Лес (грибы, ягоды, деревья). Осенний калейдоскоп | 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки 5 октября: День учителя 16 октября: День отца в России 25 октября: Международный день школьных библиотек 28 октября: Международный день анимации |
6 | 09 - 13 | Перелетные птицы | ||
7 | 16 - 20 | Домашние животные и птицы | ||
8 | 23 - 27 | Дикие животные | ||
9 | 30 - 03 | Спорт. День народного единства - «Дружат дети на планете» | ||
Ноябрь | 10 | 06 - 10 | Дикие животные Севера. | 3 ноября: день рождения поэта, драматурга Самуила Яковлевича Маршака (1887 - 1964) 4 ноября: День народного единства 6 ноября: день рождения писателя, драматурга Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852 - 1912) 10 ноября: День сотрудника внутренних дел Российской федерации 27 ноября: День матери в России 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации |
11 | 13 - 17 | Одежда, головные уборы. «Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия» | ||
12 | 20 - 24 | Обувь | ||
13 | 27 - 01 | Семья (День матери); «Мама, папа, я – спортивная семья» | ||
Декабрь | 14 | 04 - 08 | Зима. Зимние забавы. Международный день инвалида. День Волонтера. | 3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов 5 декабря: День добровольца (волонтера) в России 8 декабря: Международный день художника 9 декабря: День Героев Отечества 12 декабря: День Конституции Российской Федерации, день рождения композитора, музыкального педагога Владимира Яковлевича Шаинского (1925 – 2017) 15 декабря: День мягкой игрушки 27 декабря: день рождения основателя Третьяковской галереи Павла Михайловича Третьякова (1832 - 1898) 31 декабря: Новый год |
15 | 11 - 15 | Мой дом. Мебель. День Конституции РФ | ||
16 | 18 - 22 | Безопасность (ППБ) «День спасателя» | ||
17 | 25 - 29 | Новогодний праздник. Ёлочные игрушки | ||
Январь | 18 | 01 - 05 | Каникулы | 25 января: День российского студенчества 27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. |
19 | 08 - 12 | Рождество. Рождественские колядки, встречи | ||
20 | 15 - 19 | Бытовая техника. | ||
21 | 22 - 26 | «Стройка. Профессии. Трудовые действия». День снятия Блокады Ленинграда. | ||
22 | 29 - 02 | Животные жарких стран. Саванна | ||
Февраль | 23 | 05 - 09 | Человек. Части тела. День Российской науки. | 2 февраля: день победы Вооруженных сил СССР над армией гитлеровской Германии в 1943 году в Сталинградской битве 4 февраля: день рождения детской поэтессы, писательницы, киносценариста, радиоведущей Агнии Львовны Барто (1901 – 1981) 8 февраля: День российской науки 21 февраля: Международный день родного языка 23 февраля: День защитника Отечества |
24 | 12 - 16 | «Транспорт: грузовой и пассажирский». | ||
25 | 19 - 23 | «День Защитника Отечества. Международный день родного языка. | ||
26 | 26 - 01 | Продукты питания. Наша пища. Откуда хлеб пришел? | ||
Март | 27 | 04 - 08 | 8 Марта - Мамин праздник весны. Прилёт птиц | 8 марта: Международный женский день 13 марта: день рождения писателя и поэта, автора слов гимнов Российской Федерации и СССР Сергея Владимировича Михалкова (1913 - 2009) 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией 27 марта: Всемирный день театра 28 марта: день рождения писателя Максима Горького (1968 - 1936) |
28 | 11 - 15 | «Весна. «Весна красна» Приметы | ||
29 | 18 -- 22 | Соцветие. Дружат дети всей земли! День воссоединения Крыма с Россией | ||
30 | 25 - 29 | «Инструменты» (садовые, столярные). Всемирный день театра. | ||
Апрель | 31 | 01 - 05 | Безопасность. (ПДД). В здоровом теле здоровый дух! | 1 апреля: день рождения композитора и пианиста Сергея Васильевича Рахманинова (1873 - 1943) 12 апреля: День космонавтики, день запуска СССР первого искусственного спутника Земли, день рождения российского классика и драматурга Александра Николаевича Островского (1823 - 1886) 22 апреля: Всемирный день Земли 30 апреля: День пожарной охраны |
32 | 08 - 12 | Космос. | ||
33 | 15 - 19 | Планета Земля – наш общий дом. День земли | ||
34 | 22 - 26 | Цветущие комнатные растения. | ||
35 | 29 - 03 | Праздник весны и труда «Мир, Труд, Май!» Профессии. Светлая Пасха | ||
Май | 36 | 06 - 10 | День Победы. «Помним, чтим, храним!» | 1 мая: Праздник Весны и Труда 7 мая: день рождения русского композитора, педагога, дирижёра и музыкального критика Петра Ильича Чайковского (1840 - 1893) 9 мая: День Победы 13 мая: день основания Черноморского флота 15 мая: день рождения русского художника-живописца и архитектора Виктора Михайловича Васнецова (1848 – 1926) 18 мая: день основания Балтийского флота 19 мая: День детских общественных организаций России 24 мая: День славянской письменности и культуры |
37 | 13 - 17 | «Речные, озёрные и аквариумные рыбы» | ||
38 | 20 - 24 | Посуда. День славянской письменности и культуры. | ||
39 | 27 - 31 | Лето. Мир цветов (садовые, полевые, лесные, луговые) | ||
Школа. Школьные принадлежности (гр. старшего возраста (6-7 лет)) | ||||
Июнь | 40 | 03 - 07 | День защиты детей. Пушкинский день России «Лукоморье» | 1 июня: Международный день защиты детей 5 июня: День эколога 6 июня: день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837), День русского языка 12 июня: День России 22 июня: День памяти и скорби 27 июня: День молодежи Третье воскресенье июня: День медицинского работника |
41 | 10 - 14 | День России, города Сургута. Мой родной край | ||
42 | 17 - 21 | Книга. Библиотека. Золотой фонд детской книги. День памяти и скорби. | ||
43 | 24 - 28 | День друзей. «Наши дружные ребята» | ||
Июль | 44 | 01 - 05 | ПДД - Безопасность на дороге. День ГАИ | 8 июля: День семьи, любви и верности 19 июля: день рождения поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893 - 1930) 30 июля: День Военно-морского флота |
45 | 08 - 12 | Парк. Парки города Сургута. День семьи, любви и верности. | ||
46 | 15 - 19 | Насекомые | ||
47 | 22 - 26 | «Почта». Неделя Российской почты | ||
48 | 29 - 02 | Музей. «В гостях у старинных вещей» | ||
Август | 49 | 05 - 09 | Музыка. «Лето красное - пора прекрасная» | 2 августа: День Воздушно-десантных войск 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации 23 августа: день победы советских войск над немецкой армией в битве под Курском в 1943 году 27 августа: День российского кино |
50 | 12 - 16 | «Мы здоровые ребята!» День Физкультурника | ||
51 | 19 - 23 | Символика России. Российский флаг. Герб | ||
52 | 26 - 30 | Театр. «Театральная неделя». День российского кино. Краски лета. «Прощание с летом» |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Взаимодействие детского сада и семьи, направленное на развитие речи детей дошкольного возраста»
Цель: объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка; рассказать о роли и значении развития речи в дошкольном возрасте; познакомить с упражнениями, которые направлены на развитие речевых умений детей; предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития дошкольника и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Любая задержка и нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах.
Что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка?
Практика показывает, что взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.
Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы; приобщаются к проблемам своих детей (в разных формах и на разном содержании).
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе родителей следует убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:
1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка.
2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.
3. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.
Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, хотя давно известно, что умение ребенка писать и читать не является показателем его развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую работу по речевому и языковому развитию.
Предлагаемая методика по развитию речи:
- учитывать состояние речевого развития детей на современном этапе;
- ориентация в первую очередь на индивидуальные особенности развития речи ребенка, а не только на возрастные;
- активно использовать педагогические технологии, которые позволяют эффективно развивать речь детей и предупреждать речевые отклонения;
- охватывать все стороны речи: произношение, словарь, грамматический строй и связную речь;
- рассматривать обучение грамоте не как самостоятельную методику, а как часть системы по развитию речи ребенка, являющуюся естественным ее продолжением;
- развитие речи тесно связано с другими видами жизнедеятельности ребенка;
- взаимодействие родителей и педагогов в вопросах развития речи детей.
Дома можно проводить следующие игры, направленные на развитие речи детей:
- «Давай искать слова на кухне».
«Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т.д.»
- «Угощаю».
«Давай вспомним «вкусные» («горькие», «сладкие», «кислые») слова и угостим друг друга.»
Игры на развитие грамматического строя речи.
- «Приготовим сок».
«Из яблок сок … (яблочный); из груш … (грушевый); из вишни … (вишневый) и т.п. А теперь наоборот: апельсиновый сок и чего? И т.д.»
- «Упрямые слова».
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (какао, кино, пальто, метро, пианино, кофе) «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Все надели пальто и т.п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.
- «Доскажи словечко»
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей … (чирикает). Сова летает, а заяц … (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади … (жеребенок) и т.п.
Игровые упражнения по дороге из детского сада (в детский сад).
- «Я заметил».
«Предложите ребенку проверить, кто из вас самый внимательный. Будете называть предметы, мимо которых вы проходите; а еще обязательно укажите – какие они. Например: вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Можно называть увиденные предметы по очереди.
- «Волшебные очки».
«Представьте, что у вас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотрите вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало красным, называйте: красные сапоги, красный столб, красная кошка, красный забор и пр.»
Подвижные игры.
- «Игры с мячом».
«Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет этого звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, кига, жук, ежик…».
- «Лягушка».
Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, ы, я. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «А», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные. Позже можно проводить игру на согласные звуки.
По рекомендации педагогов родители вводят в жизнь семьи традиционную игру
«Я дарю тебе словечко».
Цель – расширить словарь ребенка; объяснить лексическое значение слов.
Следует выбрать один день недели, в который родители «дарят» ребенку слово. Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст…), «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко…) и т.п. Традиция «Я дарю тебе словечко» продолжается в детском слову. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня других детей. Воспитатель все это фиксирует.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Мишутка»
Мастер-класс для родителей
«Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО-конструирования»
Воспитатель: Салимова А.А.
Сургут 2021
Цели:
1) ознакомление родителей со значением и возможностями ЛЕГО конструирования ;
2) привитие традиций ЛЕГО конструирования в семейной педагогике;
3) развитие практических навыков ЛЕГО конструирования.
Материалы и оборудование:
Три стола с Лего-платформами, корзины с конструктором, памятки для родителей
Ход мастер-класса.
Родители делятся на 3 группы и располагаются вокруг столов с Лего-платформами (для деления на команды родители выбирают кирпичик Лего красного, желтого или зеленого цвета и подходят к столу с кирпичиком соответствующего цвета).
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы собрались с вами, чтобы познакомиться со значением и возможностями ЛЕГО конструирования для развития мышления дошкольников, а также получить практические навыки ЛЕГО-конструирования.
1.Что такое ЛЕГО-конструирование? Это игра, которая позволяет учить играя и обучаться в игре.
Как вы думаете, к какой образовательной области относится Лего-конструирование?
Лего - конструирование относится к образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (наряду с другими видами продуктивной деятельности: рисованием, аппликацией, лепкой) и интегрируется с такими областями как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие» и «Физическое развитие».
Предлагаю Вам окунуться в мир Лего и увидеть, как это происходит на практике.
Практическая часть.
- Игра «Чья команда быстрее построит?»
Для всех команд я подготовила образец постройки. Что это? (Цифры). Назовите (1,2,3). Командам нужно будет как можно быстрее собрать из конструктора Лего – цифры по образцу. Работать будете в парах. Сначала нужно договориться, кто какую цифру будет собирать. На что следует обратить внимание, чтобы у вас получились такие же цифры, как на образце? (Нужно взять столько же деталей и такого же цвета, как на образце).
Какие образовательные области интегрируют с Лего-конструированием в этой игре? Как?
2. Игра «Построй и расскажи».
Возьмите по 6 деталей конструктора, назовите их. Необходимо построить из всех деталей одну постройку и придумать, что построили. Когда построите, один из команды расскажет, что построили.
3. Игра «Самая высокая и устойчивая башня».
Башня – инженерное сооружение, отличающееся значительным преобладанием высоты над стороной или диаметром основания. Какие бывают башни? Башни бывают разные: смотровые башни, маяки, колокольни, оборонительные башни, водонапорные, телебашни и т.д.
За ограниченное количество времени каждой группе нужно построить самую высокую и устойчивую башню. При строительстве башни нужно обязательно учитывать, что она не должна быть слишком узкая, иначе, она может упасть. Слишком широкую башню тоже строить не следует, вы потратите много времени на её строительство и не успеете ее построить. Башня может быть полая внутри.
Расскажите о своей башне. Сравним башни.
4. Игра «Собери модель по ориентирам».
Я буду называть деталь определённой формы и цвета, которую нужно будет найти и выставить в указанное мною место на платформе. Для начала выберите цвет квадрата, на который будете выставлять детали.
Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «правый верхний угол», «правый нижний угол», «середина левой стороны», «середина правой стороны», «над», «под», «слева от», «справа от». Например, возьмите кирпичик желтого цвета 2 на 2 и выставите его в левый верхний угол. Кирпичик синего цвета 2 на 3 выставите в правый верхний угол. Кирпичик зеленого цвета 2 на 6 выставите в правый нижний угол. Кирпичик белого цвета 2 на 4 выставите в центр квадрата. Кирпичик оранжевого цвета 2 на 6 выставите в левый нижний угол и т.д.
5. Игра «Составь узор».
Вам нужно самостоятельно составить симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т. д.
Итак, мы поиграли с вами в игры с использованием конструктора Лего, которые я использую в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Беседа «ЛЕГО конструирование и развитие логического мышления».
Воспитатель: Безусловно, ЛЕГО конструирование положительно влияет на развитие ребенка- на познавательное, речевое и математическое. Это проявляется в том, что ребенок приобретает соответствующие знания и умения. Какие?
Выслушивает ответы родителей и обобщает.
- обучается счету и упражняется в счете – ребенок подсчитывает количество деталей;
- овладевает эталонами цвета – ребенок подбирает разные цвета для своей конструкции, по-разному их сочетает;
- овладевает мыслительными операциями сравнения, синтеза, анализа, моделирования и овладевает навыками измерения, развивает глазомер – ребенок сравнивает детали и предметы по высоте, ширине с помощью условной мерки, выясняет, на что похож предмет и чем он отличается от других;
- развивается пространственное мышление – овладевает навыками объемного трехмерного моделирования, положения предмета в пространстве;
- развивается математическая речь детей за счет пополнения словаря такими словами, как вверху, внизу, справа, слева, прибавить, убавить и т.д.;
- ребенок знакомится с геометрическими фигурами – выкладывает цельную фигуру, делает конструкцию из разных геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников, овалов, кругов, ромбов и т.д.), путём прикладывания одной детали к другой, добавляя детали;
- знакомится с пространственными понятиями «симметричность» и «асимметричность».
Вывод: своевременное овладение конструктивно-модельной деятельностью оказывается важным в плане подготовки к дальнейшему обучению в школе. У дошкольников формируются необходимые для будущего учения предпосылки: познавательное развитие, умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить его до конца, планировать будущую работу.
Заключение. Рефлексия.
У многих родителей Лего ассоциируется с конструированием по инструкции. До 8-12 лет строить по инструкции ребёнок вряд ли будет. То есть, если он хочет и заинтересовался, то, пожалуйста. Но если он равнодушен к изумительным постройкам, которые предлагают дизайнеры Лего, то это тоже здорово. В этот период гораздо важнее развитие творчества и воображение, чем развитие пространственного мышления (которое активизируется при сборке по инструкции). Родители обязательно должны играть без инструкций, делая сооружения налету. Лего очень похож на глину или пластилин - можно сделать всё, что угодно, смять в комок и сделать нечто совершенно другое. Тем не менее, купив новый набор, родителям стоит обязательно собрать его по инструкции. Зачем? Чтобы увидеть и понять все возможности деталей. Обратите внимание на крепость постройки, покажите, как класть кирпичики перекрёстно, как прижимать детали, чтобы они плотно прилегали и как отделять их (не используя зубы). Лего – это творчество и хорошо, когда оно свободно от шаблонов и образцов
В заключение нашей встречи предлагаю построить пирамиду эмоций.
Кирпичик красного цвета означает, что вам понравился данный мастер-класс, зеленого – то, что мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, а кирпичик желтого цвета покажет, что вам ничего не понравилось.
Родители строят пирамиду своих эмоций из деталей Лего трех цветов.
Спасибо всем за участие в мастер-классе!
Воспитатель раздает родителям памятки.
Используемая литература:
1. Зверева О. Л. , Кроткова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ.» Издательство ТЦ Сфера ,Москва, 2005 год.
2. Комарова Л.Г. «Строим из Лего» Издательство Линка - Пресс, Москва, 2001год.
3. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Издательство Сфера,2012 год.
4. Бедфорд «Большая книга Лего». Издательство Манн, Иванов и Фербер,2014 год.
Рекомендации родителям по использованию ЛЕГО конструирования в домашних условиях.
1. Принимайте активное участие в ЛЕГО конструировании своего ребенка: участвуйте сами, советуйте (как лучше совместить детали), хвалите ребенка за инициативу, выдумку и фантазию, творческий подход.
2. Просите ребенка отсчитать нужное количество деталей, назвать цвета, геометрические фигуры, измерить и сравнить величину деталей.
3. Просите ребенка рассказать о своей конструкции, какие геометрические фигуры и какой величины он использовал и для чего (их назначение).
4. Задавайте ребенку вопросы на развитие пространственного мышления и ориентировку в пространстве (Где ты расположишь свою конструкцию?Где нужно поместить эту деталь? и т.д.).
5. Просите ребенка проанализировать свою работу – что получилось особенно хорошо, что не получилось и почему? Как можно усовершенствовать конструкцию, сделать ее лучше?
Предварительный просмотр:
Консультация с родителями
Что же такое детская ложь? Причины возникновения лжи
Разработала Салимова Алия Азатовна
Ложь, будь она детская или взрослая — это искажение действительности ради достижения желаемой цели, либо искажения не желаемых последствий.
В большей или меньшей степени искажение действительности встречается у всех детей. При этом стоит различать ложь и фантазирование. Жизнь каждого ребёнка-дошкольника наполнена выдумками и фантазиями. Это одна из психологических особенностей возраста, так как способность отделять мир от реальности формируется к началу школьного этапа жизни, т.е. к 7-8 годам. Ребёнок-дошкольник часто склонен изображать события не такими каковы они на самом деле, а какими ему хотелось их видеть; он фантазирует, играя ими, отождествляя себя персонажами сказок. Однако чрезмерное пристрастие ребёнка к мысленному, а затем словесному проигрыванию воображаемых ситуаций может свидетельствовать о каком-либо неблагополучии в его эмоциональной жизни, недостатках воспитательной среды. В фантазиях ребёнок всегда находится в выигрышном положении, участвует в интересных событиях. Этим он как бы пытается компенсировать реальное положение вещей, в которых его роль незначительна, а эмоциональный мир беден. Такое фантазирование легко переходит в ложь с элементами хвастовства, когда ребёнок в ответ на недооценку его окружающими людьми, стремиться преувеличить свои достоинства.
Но если в 4-5 лет фантазии ребёнка невинны, то в 5-6 лет малыш начинает задумываться над тем, как можно избежать наказаний. Интуитивный поиск способов избегания неприятностей останавливается на самом лёгком- лжи.
Это средство всегда доступно и помогает в минимальные сроки достичь желаемого.
Ложь по своей природе многолика и многогранна, так же многочисленны и мотивы, толкающие ребёнка на ложь.
Как это часто бывает, неблаговидные поступки детей являются следствием ошибок и просчетов взрослых. Например, ребёнка обвиняют в том, что он без разрешения съел все конфеты, оставленные на столе, а фантики были найдены у брата. Малыш отказывается говорить, что это не он подбросил фантики. Взрослым есть над чем задуматься. Во-первых, это сигнал о том, что не всё благополучно в отношениях между братьями, но скорее всего это не простая детская ревность, а неосознанно культивируемое родителями соперничество, проявляющееся в сравнениях с друг другом. Во-вторых, нужно помнить, что у дошкольников волевые усилия или произвольный контроль поведения развиты слабо, они не могут противостоять соблазну. Тем более, что система запретов со стороны многих взрослых неоправданно широка, а следовательно, малоэффективна.
Другой причиной лживости ребёнка может быть завышенная система требований, предъявляемых к нему родителями. Скорее всего, эти требования не основываются на реальных возможностях и желаниях ребёнка. В этом случае он пытается оградить себя от необоснованных нападок, а также уберечь родителей от разочарования.
Обычно, оправдывая своё неумение что-либо делать (в зависимости от требований родителей), ребёнок косвенно обвиняет кого-либо или что-либо другое: обстоятельство, нерадивость воспитателей, сверстников, учителей. А невротизированные родители, обделенные, по их мнению жизнью, идут на поводу у такой лжи. Чаще всего такая ситуация складывается в неполных семьях, в которых мать одна воспитывает ребёнка, желая ему самого лучшего и боясь, что его обидят.
Что же является движущей силой, толкающей ребёнка на ложь? Страх!
Страх потерять любовь родителей, их расположение, страх быть неоправданно обвиненным, наказанным. Трагизм ситуации в постоянном страхе быть пойманным. В итоге - замкнутый круг. Постепенно он привыкает к такой ситуации и развивается в рамках двойной морали - для себя и для других.
Еще одной широко распространенной причиной детской лжи является, пример окружающих ребёнка взрослых.
Дети-дошкольники склонны к подражанию, они перенимают манеру поведения, движения, слова тех людей, которые им нравятся и которые пользуются у них авторитетом. Чаще всего таковыми являются родители. И если ребёнок часто становиться свидетелем лжи родителей, он начинает воспринимать её как норму. Тем труднее объяснить ему, что «обманывать нехорошо».
И так, подведём итоги: каковы мотивы лжи?
1.Прихвастнуть, чтобы, быть интереснее как собеседник.
2.Стремление оградить свою личную жизнь от повышенного контроля родителей, чужого вмешательства (особенно в подростковом возрасте).
3.Стремление бросить вызов власти взрослым- родителям, педагогам. Доказать своё превосходство перед ними (когда взрослый не может уличить ребёнка, но догадывается).
4.Ложь - как необходимость не подвести товарища.
5.«Ложь во спасение».
6.Ложь - чтобы избежать наказание.
Каковы истоки лжи:
- чаще лгут дети из неблагополучных семей;
- социальная неприспособленность (низкий статус, неумение общаться, неумение завоевать авторитет). Здесь ложь как следствие.
- в семье, где лгут родители (даже по мелкому поводу).
- из-за недостатка родительского внимания (чтобы привлечь его);
- часто дети лжецы имеют друзей-лгунов.
Когда дети лгут или крадут — не значит, что в будущем они обязательно станут преступниками. Но это не может не насторожить взрослых. Главное не поймать ребёнка на лжи, а разобраться в мотивах такого поведения. Опасность лжи заключается в том, что однажды успешно солгав, ребёнок приучается извлекать изо лжи выгоду, и таким образом, лживость становится привычной формой поведения.
Борьбу с детской ложью не следует вести путём строгих наказаний. Это приведёт к тому, что ребёнок научиться лгать более изощрённо.
Лучше использовать косвенные методы воздействия: сказки, рассказы,
- проблемные ситуации, в ходе обсуждения которых можно, во-первых, выявить особенности сложившейся системы ценностей, а во-вторых безболезненно и тактично повлиять на неё.
Рекомендации родителям по данной проблеме:
-Постарайтесь выяснить, почему ребёнок лжет.
-Объясните детям вред лжи.
Чем старше ребёнок, тем искуснее он лжет. И тогда ложь может быть незамеченной.
-Чувство вины возникает, когда лжешь человеку, чьи взгляды разделяешь. Проще лгать излишне строгим, суровым родителям.
-Нет чувства вины, когда ребёнок считает, что все лгут. Чем чаще лгут, тем меньше чувство вины. Страх разоблачения - когда последствия будут очень неприятны. Лучше использовать требование доверием, но только если взрослый авторитет. Трудно солгать, если дорожишь доверием взрослых.
Как предотвратить детскую ложь?
1.Помогите детям поверить, что на ошибках учатся, чтобы они не испытывали необходимости скрывать свои ошибки.
2.Покажите на своём примере, что нужно говорить правду. Расскажите детям о тех временах, когда вам трудно было говорить правду, и вы решили, что гораздо важнее сохранить самоуважение. Не читайте долгую лекцию, а просто честно делитесь своим опытом.
3.Дайте понять детям, что они любимы вами без всяких усилий. Помните, что дети могут просто лгать, чтобы не разочаровывать родителей.
4.Оцените их по достоинству: «Спасибо, что ты сказал мне правду. Я знаю, что было трудно. Я восхищаюсь тем, что ты готов встретить последствия своей ошибки. Я знаю, что ты справишься с ними, и это послужит тебе опытом.
5.Прекратите тотально контролировать детей, заставляя тем самым лгать, чтобы угодить вам.
6.Многие дети лгут, чтобы защитить себя от осуждения и критики окружающих. Они хотят верить, что они хорошие.
7. Сосредоточьтесь на установлении общности и доверия в отношениях со своим ребёнком. Это обычно самый быстрый путь исправления поведения, который вы находите предосудительным.