Экологический проект "Огород на окне"
Экологический проект «Огород на окне»
1. Паспорт проекта
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: исследовательский.
По сроку реализации: проект средней продолжительности.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.
Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
· Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
· Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
· Презентация проекта «Огород на окошке».
Продолжительность проекта: 3 месяца.
Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.
2. Актуальность проекта.
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
3. Цели проекта
Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
· Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
· Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
· Учить ребенка оформлять результаты наблюдений (календарь жизни культур);
· Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
· Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
· Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
4. Методология проекта
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап.
Деятельность педагога:
· Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
· Составление плана работы над проектом.
· Сбор материала необходимого для реализации проекта.
· Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
· Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
· Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
· Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
· Сбор необходимого материала для создания огорода.
· Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа.
Деятельность педагога:
o Беседа с детьми познавательного характера.
o Организация предметно – развивающей среды по теме.
o Подготовка информации для родительских уголков.
o Организация конкурсов, развлечений, выставок.
o Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».
Деятельность детей:
· Посадка семян в землю.
· Уход за растениями.
· Выполнение заданий самостоятельных наблюдениях.
· Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.
· Игровая, двигательная деятельность.
· Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей:
· Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
· Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
· Работа дневником наблюдения.
· Просмотр фильмов о растениях.
· Сбор коллекций семян.
· Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
· Труд в огороде.
Подведение итогов.
Деятельность педагога:
· Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
· Презентация проекта.
· Представление опыта.
Деятельность детей:
· Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
· Участие в презентации проекта «Огород на окошке»
Распространение опыта.
· Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.
· Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
· «Что такое «Огород на окне»,
· «У Луки и Лукерьи»,
· «Растения – это жизнь»,
· «Семена»,
· «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
· «Строение растений»,
· «Рост и развитие растений»,
· «Земля, какая она?»,
· «Вода и росток»,
· «Солнце и росток»,
· «Проращивание семян»,
3. Практическая деятельность и трудовые поручения:
· Отбор и посев семян.
· Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».
4. Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Семена», «Первые всходы».
5. Игровая деятельность:
· Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
· Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
· Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
· Рассматривание различных семян.
6. Художественно-творческая деятельность детей.
· Раскрашивание картинок «В огороде я росту»
· Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.
· Рисование «Лук от всех недуг»
· Лепка «Овощи большие и маленькие»,
· Аппликация «Зайкин огород», «Стручок»
7. Речь и речевое общение.
· Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
· Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,
· Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
· Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Заполнение дневника наблюдений.
9. Оформление альбома «Наш первый огород».
10. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.
4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и.т.д.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.
Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства.
5. Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта | Содержание деятельности | Срок реализации | Ответственные за выполнение |
Подготовительный | 1. Определение цели и задач проекта. 2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду. 3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения) 4. Разработка комплексно - тематического плана работы 5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне» | Февраль
| Воспитатели |
Основной | 1. Рассматривание семян (укропа, огурца, помидора) посадка семян и лука. 2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений: - подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление; - оформление огорода на окне; - Наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматривании и фиксации рисунков и схем. 3. Отражение результата через художественно-творческую деятельность. | Февраль Март Апрель | Воспитатели |
Заключительный | 1. Анализ полученных результатов. 2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!». 3. Презентация проекта «Огород на окошке» в заключении конкурса. 4. Изготовление стенгазеты «Наши зимние будни в детском саду» | Апрель | Воспитатели |
6. Ожидаемые результаты, механизм мониторинга и оценки результатов проекта
Предполагаемые результаты.
Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Для понимания результатов нашей практической работы мы провели диагностику по изучению интереса к исследовательской и практической деятельности по изучению особенностей выращивания растений в «огороде на окне». Мониторинг уровня освоения детьми проектного материала проводился дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе над проектом. Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям и критериям диагностики мы заносили в таблицу. Качество основных показателей мы оценивали по трём уровням: высокий, средний, низкий. За итоговый уровень брали средний результат качества. Полученные результаты обрабатывали и рассчитывали в процентном соотношении.
Таблица
Ф.И. ребенка | Проявляет интерес к растительным культурам | Знает и называет несколько овощных культур | Различает и называет строение овощных культур | Знает условия роста растений | Итог | ||||
Начало проекта | Конец проекта | Начало проекта | Конец проекта | Начало проекта | Конец проекта | Начало проекта | Конец проекта | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.
Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а также затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.
Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Не испытывает интереса к растениям. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Желания, ухаживать за растениями, нет.
Результаты повторной диагностики, как мы и ожидали, были выше в среднем на 21 %, что позволило нам сделать вывод о том, что уровень интереса старшей группы к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями и даже учить и объяснять родителям как правильно это делать.
7. Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить подобные проекты в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений. Развитие проекта и обновление материально-технической базы предполагается за счёт привлечение внебюджетных средств, родительской, спонсорской помощи.
1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.
2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.
3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.
4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.