2.Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования (коррекция нарушений развития и социальной адаптации детей и обучающихся)*
Справка, подтверждающая наличие положительной динамики по результатам коррекционной работы педагога за межаттестационный период, заверенная руководителем ОО
Справка о результатах итогового мониторинга соответствия учебных достижений обучающихся требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), заверенные руководителем ОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchet_2023.docx | 49.53 КБ |
analiticheskiy_otchet_pisareva_t.a._2022.docx | 83.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска»
Адрес: 694240, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Восточная, дом 58.
Тел. (факс) 8 (42431) 5-53-36; e-mail:sadkorablik@mail.ru; http://мой-кораблик.рф//
ОКПО 24570435; ОГРН 1146507000188; ИНН/КПП: 6507014298/650701001
Аналитический отчет
о работе учителя-логопеда за 2022/2023 учебный год
Писарева Т.А.,
Учитель-логопед
2023
Аналитический отчет
Учителя-логопеда МБДОУ №2 г. Поронайска
За 2022-2023 учебный год
Писарева Татьяна Александровна
- Анализ выполнения поставленных целей и задач развития детей с речевыми нарушениями в условиях логопункта.
Цель анализа: проанализировать результативность работы учителя-логопеда, выявить трудности, возникшие в ходе работы для дальнейшего определения и постановки задач на следующий учебный год.
Основные задачи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска на 2022 – 2023 учебный год:
1. Совершенствовать процесс воспитания в МБДОУ посредством актуализации программы воспитания.
2. Продолжать работу над созданием благоприятных условий для раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей посредством использования современных технологий.
3. Повысить уровень профессионализма педагогов в области современных технологий воспитания и познавательно-речевого развития детей посредством наставничества и адресной методической поддержки.
Задачи логопедической работы:
1. Создать условия для использования новейших интерактивных технологий по преодолению и коррекции речевых нарушений. Пополнить материально-техническую базу кабинета учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО.
2. Повысить уровень развития речи детей посредством индивидуализации образовательного процесса.
3. Повысить уровень педагогической компетентности родителей (законных представителей) через внедрение инновационных форм работы с родителями: консультации оформленные в виде буклета, видео консультации.
Цели и задачи мной были реализованы на 80%.
Учитывая, результаты логопедической работы мною выдвигаются задачи на следующий учебный год:
1. Своевременное выявление речевых расстройств и их устранение при помощи коррекционных методов. Пополнить материально-техническую базу кабинета учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО.
2. Продолжать повышать уровень развития речи детей посредством использования современных речевых технологий.
- Анализ результатов логопедической деятельности.
Общие данные
На период 2022/2023 учебного года в МБДОУ Детский сад № 2 г. Поронайска, была проведена диагностика речи детей средней группы, и детей старшего дошкольного возраста. Выявленные особенности и нарушения речи фиксировались в протоколе (Приложение 1), к нему прилагалось согласие родителя на проведение диагностики (Приложение 2) и анкета для сбора анамнеза (Приложение 3).
Диагностика проводилась в сентябре 2022 г., было обследовано 22 ребенка с средних групп, по итогам диагностики родителям были даны рекомендации. И 22 ребенка с старшей группы, из них 9 человек были зачислены в логопедический пункт, так же исходя из проведенной диагностики подготовительной группы, были зачислены еще 15 человек.
Заключение | Системное недоразвитие речи | ОНР 4 ур. | ФФНР | ФНР | Всего |
Зачислено в логопункт | 8 | 1 | 9 | 7 | 25 |
Выпущено с чистой речью | 0 | 0 | 1 | 7 | 8 |
Выпущено с улучшениями | 0 | 0 | 6 | 0 | 6 |
Выпущено с неустойчивой автоматизацией | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
Оставлено для продолжения работы | 8 | 0 | 2 | 0 | 10 |
Исходя из результатов полученных данных, были сформированы подгруппы детей, а так же запланированы индивидуальные занятия по коррекции и преодолению фонетических, фонематических и других нарушений.
В течение всего образовательного периода продолжала свою работу студия «Звукарики», как дополнительная платная услуга по коррекции звукопроизношения. Дети, не зачисленные на логопедический пункт, но нуждающиеся в коррекции и преодолении речевых нарушений были оформлены в студию по желанию родителей.
3. Анализ условий для реализации рабочей программы.
На 2022/2023 учебный год, была поставлена задача обеспечить материально-техническую базу кабинета учителя логопеда в соответствии с ФГОС ДО.
В результате проведенной работы по оснащению кабинета учителя-логопеда на начало учебного 2022/2023 года, улучшился перечень дидактического материала по всем направлениям коррекционного плана. Было приобретено коррекционно-обучающее оснащение для развития подвижности артикуляционного аппарата:
- «Артикуляционная рыбалка » Logo Box
для развития мелкой моторики и координации речи с движениями:
- «Смотри и говори» интерактивно развивающее пособие для индивидуальных занятий, расширение и закрепление словарного запаса, улучшение и произношения развитие коммуникативных способностей. ООО «Издательство «Экзамен».
Был приобретен учебно-дидактический и игровой материал для развития фонематического восприятия и коммуникативных навыков, для освоения звукового анализа и синтеза, для формирования правильного звукопроизношения:
- «Живые буквы» Л.Ю. Порохина;
- Игры для развития фонематического слуха;
- Развивающие игры-лото;
- Рабочие тетради на развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ (ОНР)и др.;
- Альбомы для профилактики дизграфии и многое другое.
Пополнен библиотечный фонд логопедического кабинета.
В течение учебного, года мною был изготовлен тематический наглядный материал и электронные презентации для использования на логопедических занятиях, что позволило повысить работоспособность и заинтересованность воспитанников.
В оформлении методических стендов (тематических логопедических уголков), была представлена информация, о номах речевого развития соответствуя возрасту детей данных групп; советы логопеда «Как нельзя или как нужно разговаривать с малышами», «Игры на развитие связной речи», «Дифференцированный подход в обучении», «Индивидуализация в образовании»; рекомендации для родителей по организации и выполнению домашнего задания; примеры речевых игр для развития речевых навыков ребенка; пояснительный материал «Для чего нужна артикуляционная гимнастика»; рекомендации для проведения артикуляционных упражнений; информация для родителей «Как заинтересовать ребенка в прочтении книг», «Информация для родителей будущих первоклассников» и др.
Таким образом, за прошедший учебный год материально-техническая база логопедического кабинета улучшилась на 80%.
4. Анализ работы с детьми ОВЗ.
С 1 по 15 сентября 2022 года была проведена диагностика уровня речевого развития и звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста, которые были зачислены на логопедический пункт, по направлению ПМПК и их рекомендациям было зачислено четверо детей с ОВЗ, Кирилл Х., Аделина Ш., Полина Г., Катерина К.. Воспитанники подготовительной, старшей и первой младшей группы. В соответствии с психоречевыми особенностями развития работа с детьми с ОВЗ строилась на основании разработанных индивидуальных адаптированных программ коррекционной работы. В основе которых лежат следующие программы:
-Индивидуальная адаптированная программа коррекционной логопедической работы разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и Примерной адаптированной основной образовательной программы С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР»
-Индивидуальная адаптированная программа коррекционной логопедической работы разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и Примерной адаптированной основной образовательной программы Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-7летнего возраста с общим недоразвитием речи. –– М., 1991г.
В своей работе я использовала традиционные техники работы с детьми с нарушениями речи, а так же здоровье сберегающие нетрадиционные технологии. Такие как: кинезиология, развитие межполушарных связей, биоэнергопластика, су –джок, фонационная ритмика.
Коррекция речи в целом дала положительный результат, характерный индивидуально для каждого ребенка с ОВЗ. И только сочетание традиционной логопедии и нетрадиционных техник дало свой положительный результат.
Часть детей получивших дошкольное образование были отчислены, не которые продолжат обучение на логопедическом пункте с начала учебного года, после повторной диагностики.
Стартовая диагностика уровня речевого развития детей (Приложение 4) и звукопроизношения старшей группы, подготовительной А группы, проходила с 1 сентября 2022 года. Данные диагностики, а так же планирование дальнейшей коррекционной работы были занесены в индивидуальные речевые карты (Приложение 1) дошкольников, а с 10 по 24 мая 2023 года проводилась итоговая диагностика уровня речевого развития и звукопроизношения (Приложение 5).
По результатам стартовых диагностик, по заявлению родителей воспитанников нуждающихся в логопедической помощи были зачислены на логопедический пункт. Мною были скомплектованы группы и подгруппы для коррекционной работы по составленному расписанию и планов логопедических занятий.
С начала учебного года были составлены: график посещения логопедических занятий, индивидуальные планы работы с ФНР, ФФНР, ОНР 111 ур., СНР (Приложение 10), календарный, перспективный планы работы и знакомство воспитателей со списком зачисленных воспитанников в логопедический пункт.
На текущий образовательный период задачей логопедической работы являлось повышение уровня развития речи детей посредством индивидуализации образовательного процесса. На протяжение всего учебного года, работа по образованию детей логопатов строилась с учетом их индивидуальных особенностей и уровня развития, что определяло степень сложности в видах деятельности и обучении, которое гарантировало успех в итоге каждого занятия, повышало интерес к образовательному процессу и работоспособность дошкольников, а так же желание решать более сложные задания, выполнять более сложную работу.
Группы детей, делились на подгруппы, учитывая уровень развития речи, тяжесть нарушений, индивидуальные и физиологические особенности дошкольников. Это позволяло добиться положительной атмосферы на занятиях, доброжелательности и дружелюбию друг к другу, а так же повысить уровень коммуникативных навыков, вызвать интерес к общению и рассуждению.
В работе с дошкольниками были подобраны интерактивные коррекционные программы, использовались мультимедийные презентации, веселые артикуляционные, пальчиковые гимнастики, дидактические и подвижные игры гимнастики и упражнения с речевым сопровождением Н.В. Нищевой и Т.А. Куликовской.
Таким образом, индивидуальный подход и использование эффективных коррекционных методик и программ (включая интерактивные технологии), способствовали развитию артикуляционной моторики речевого аппарата, мелкой и общей моторики, физического состояния организма, улучшению внимания, мышления, памяти, интереса к занятиям, работоспособности детей, поднятию настроения и воспитанию личностных качеств, а так же обогащению словаря и развитию связной речи.
5. Анализ взаимодействия с родителями.
Поскольку одной из задач перед логопедическим пунктом была задача об индивидуализации образовательного процесса, поэтому в работе с родителями уделялось особое внимание информированию и повышению компетенции родителей в особенностях речевых нарушений, их нормах, и необходимости взаимодействия со специалистами ДОУ, эта информация была представлена родителям на собраниях. В ходе выступления повысилась компетентность родителей в вопросах о нормах речевого развития детей, отмечена заинтересованность родителей для создания условий для успешного развития речи детей и преодоление нарушений на момент встречи. Но самостоятельного проявления интереса родителями к речи ребенка, ее нарушениях и динамике развития проявляли лишь 58%.
В течение года проводились индивидуальные консультации с родителями о результатах диагностики речевого развития их ребенка, о программе коррекционной последовательности и комплексности занятий в коррекции нарушений, а так же даны рекомендации родителям нуждающихся детей о прохождении ребенком специалистов (окулист, отоларинголог, психиатр, невролог) для уточнения состояния здоровья. Родителями были предоставлены результаты обследования детей и подписаны договоры на рассмотрение на заседании ПМП консилиума среди специалистов МБДОУ по результатам которого, проводились консультации с этими родителями о необходимости обследования ребенка на ПМПК, с целью получения рекомендаций для педагогов и специалистов МБДОУ для планирования коррекционной работы. Проводилась пропаганда артикуляционных упражнений, дидактических игр для совместного проведения родителей и детей дома, на прогулке, по дороге из детского сада и другие рекомендации.
Подводя итог за прошедший учебный год, можно отметить недостаток взаимодействия между родителями и специалистами ДОУ, что отрицательно сказывается на продолжительности коррекции нарушений, а следовательно итогах диагностического обследования проведенной работы.
6. Анализ взаимодействия с педагогами МБДОУ.
На протяжении всего учебного года проводилась работа по консультативной помощи педагогам, были разработаны журналы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя, учителя-логопеда и музыкального руководителя в которых представлена информация о нарушениях звукопроизношения детей, консультации и беседы на тему особенностей речевого развития, а так же информирование педагогов о достижениях детей, о динамике речевого развития и рекомендации по закреплению изученного материала в течении дня и использование данной информации в планировании деятельности в группе и для повышения уровня развития речи детей логопатов, учитывая их индивидуальные возможности. Проводилось информирование педагогов о необходимости взаимодействия со специалистами ДОУ для повышения уровня образования и развития воспитанников.
Было проведено открытое занятие в рамках методического фестиваля «Дорога от идеи до результата» по теме «В ателье по ремонту обуви» составление рассказа по картине в старшей группе.
Участвовала в муниципальном конкурсе «Панорама открытых уроков и занятий» в номинации «Функциональная грамотность – основа качества образования».
Принимала активное участие в работе РМО логопедов и дефектологов.
Провела мастер-класс для родителей по теме «Путешествие в страну «Развитие речи».
Назначена наставником у студента-стажера Клепиковой Анастасии Михайловны.
8. Анализ результатов профессионального развития и самообразования учителя-логопеда.
За период работы с 09.11.2017 года мною были изучены нормативно-правовые документы логопедического пункта, пособия по организации логопедической службы в ДОУ, программа дополнительной платной услуги по коррекции звукопроизношения; ознакомилась с методиками индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с дошкольниками, с авторскими учебными пособиями, игровыми материалами и технологиями; были взяты за основу методическое пособие по планированию занятий в логопедическом пункте ДОУ для разработки планов логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи опираясь на тематический план МБДОУ; расширила свои знания в коррекционно-развивающей работе в рамках логопедического пункта с детьми с ОВЗ с 4 до 7 лет. Был приобретен журнал «Логопед», в котором были изучены мастер-классы:
- по исследованию развития связной речи у старших дошкольников;
- методика пропедевтической работы по предупреждению предпосылок к дисграфии у детей 6-7 лет.
- занятие по дифференциации свистящих и шипящих звуков для детей 5-7 лет;
- фронтальное занятие для детей 5-6 лет;
- современные подходы и проблемы адаптации детей с ОВЗ к ДОО в условиях инклюзивного образования.
Так же были изучены статьи о приемах работы с дошкольниками. Это занятия по дифференциации, автоматизации звуков р и р` для детей 6-7 лет, занятие на автоматизацию звука ш для детей 5-6 лет; статьи об играх и оборудованиях, статьи о взаимодействии с семьёй и другие актуальные темы:
- молодому логопеду;
- секреты профессии;
- добрые странички «использование сказок на занятиях для детей с нарушением речи».
В течение учебного года принимала участие на заседании ПМП консилиума МБДОУ; посещала МО, РМО логопедов.
Было проведено открытое занятие в рамках методического фестиваля «Дорога от идеи до результата» по теме «В ателье по ремонту обуви» составление рассказа по картине в старшей группе.
Участвовала в муниципальном конкурсе «Панорама открытых уроков и занятий» в номинации «Функциональная грамотность – основа качества образования».
Принимала активное участие в работе РМО логопедов и дефектологов.
Провела мастер-класс для родителей по теме «Путешествие в страну «Развитие речи».
9. Корректировка плана дальнейшей работы.
В следующем учебном году 2023г- 2024г. планирую продолжить работу по теме самообразования «Современные речевые технологии и их влияние на развитие речи дошкольников».
Направления работы:
- Изучение нетрадиционных методов и технологий в работе логопеда.
-Применение новейших технологий из современных речевых областей в логопедической работе.
- работа с родителями в целях профилактики и развития дошкольников с речевыми нарушениями.
- работа с педагогами по теме с просветительской целью.
10. Анализ инновационной деятельности.
Мною разработана рабочая программа по работе с детьми 5-7 лет, имеющими речевые нарушения в условиях логопункта.
В логопедической работе с детьми с ОВЗ составлены индивидуальные адаптированные программы на основе примерных адаптированных основных образовательных программ в соответствии с психоречевыми характеристиками.
Заключение.
За прошедший образовательный период удалось реализовать 80% запланированных мероприятий на 2022/2023 учебный год. Установлен контакт между учителем-логопедом и воспитанниками МБДОУ, что прослеживалось в проявлении интереса в посещении занятий, в выполнении заданий детьми, в активном участии при проведении дидактических, подвижных игр, в успешном итоге занятий в логопедическом пункте.
По результатам итоговых диагностик наблюдается динамика развития речи дошкольников зачисленных на логопедический пункт и посещающих коррекционные занятия, из них на период диагностики 6 воспитанников с чистой речью, 10 детей с улучшением в развитии речи и звукопроизношении, 9 дошкольников выпущено с неустойчивой автоматизацией звуков.
На конец учебного года из логопедического пункта планируется выпустить 15 детей, получивших дошкольное образование.
В течении учебного года посещаемость логопедических занятий некоторыми воспитанниками снижалась в холодный период времени, в связи с частыми простудными, вирусными заболеваниями, не достаточная заинтересованность родителей в закреплении пройденного и изученного материала с ребенком дома, а так же не своевременное получение логопедической помощи некоторых логопатов, что отрицательно сказалось на результатах коррекционной работы.
В качестве проблемных сторон отмечены:
1. Недостаточная компетентность родителей в оказании своевременной комплексной логопедической помощи детям с фонетическим, фонематическим, фонетико-фонематическим нарушением речи, особенно детям с ОВЗ с системным и общим недоразвитием речи.
2. Трудности в корректном выборе методик и программ коррекционной работы с детьми логопатами заключается в индивидуальном развитии детей с речевыми нарушениями, а так же их особенностями поведения.
Таким образом, исходя из выявленных трудностей, возникших в ходе работы были сформулированы задачи логопедической работы на следующий учебный год.
Задачи на 2023/2024 учебный год:
1. Выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ.
2. Повысить уровень взаимодействия между родителями воспитанников и специалистов ДОУ, между специалистами и педагогами ДОУ путем информирования о необходимости совместной работы по преодолению трудностей в развитии ребенка.
3.Продолжать использовать в коррекционной работе современные речевые технологии в логопедической работе.
Приложение 1
Протокол речевого обследования.
Анкетные данные
Имя ребёнка – ________________________________________________________________________
Дата рождения – ______________________________________________________________________
Дата обследования – __________________________________________________________________
Возраст – ____________________________________________________________________________
Дата поступления в логопедический пункт – ______________________________________________
Заключение МППК – __________________________________________________________________
Общий анамнез
Характер протекания беременности – ____________________________________________________
Роды (в срок, стремительные, затяжные, обезвоженные, др.) – ______________________________
Особенности раннего психомоторного развития:
Держит голову - ______________________________________________________________________
Ходит – _____________________________________________________________________________
Заключения специалистов
Слух – ______________________________________________________________________________
Зрение –_____________________________________________________________________________
Невролог –___________________________________________________________________________
Речевой анамнез
Время появления гуления – ____________________________________________________________
Время появления лепета – ______________________________________________________________
Время появления первых слов – _________________________________________________________
Фразовая речь (в норме к 3 годам) –______________________________________________________
Особенности понимания речи окружающих –______________________________________________
Речевое окружение -___________________________________________________________________
Обследование речи:
Анатомическое строение артикуляционного аппарата -__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние орального праксиса
Упражнения | Примечания |
1. Улыбнуться, удержать губы в таком положении. | |
2. Широко открыть рот и удержать язык на дне ротовой полости. | |
3. Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и удержать в таком положении. | |
4. Поднять язык за верхние зубы и удержать его в таком положении. | |
5. Опустить язык за нижние зубы и удержать его в таком положении. | |
6. Высунуть язык и удержать его по средней линии. | |
7. Поставить язык в правый угол рта и удержать его в таком положении. | |
8. Поставить язык в левый угол рта и удержать его в таком положении. | |
9. Попеременно перемещать язык то в правый, то в левый угол рта. | |
10. Попеременно поднимать язык за верхние зубы и опускать за нижние зубы. | |
11. Положить широкий язык на нижнюю губу и удержать в таком положении. | |
12. Пощёлкать языком. | |
13. Облизать губы по кругу. |
Состояние звукопроизношения
Звуки | В словах | Во фразах | ||
в начале | в конце | в середине | ||
согласные | ||||
свистящие | ||||
С | сом – | укус - | коса | У Оксаны собака Сима |
Сь | сила- | лось - | носик | У Симы черный носик |
З | зуб | мороз | ваза | На столе ваза |
Зь | зима | магазин | У Зины заводной грузовик | |
Ц | цветы | ларец | пицца | У принца цветы |
шипящие | ||||
Ш | Шапка | малыш | кошка | Малыш надел шапку и калоши |
Ж | Жук | уж | лыжи | Жук летает над лужайкой |
Ч | Чай | мяч | очки | Ниночка пьет горячий чай |
Щ | Щенок | плащ | пещера | Щенок утащил плащ |
сонорные | ||||
Л | Лук | кол | полка | Лада купила куклу |
Ль | Лис | соль | поляна | Люба лежит на полянке |
Р | Рука | свитер | шорты | Рома красит забор |
Рь | Речка | якорь | шарик | Рита смотрит на шарик |
Особенности динамической стороны речи:
Темп речи – __________________________________________________________________________
Ритм речи –__________________________________________________________________________
Интонация – _________________________________________________________________________
Особенности дыхания –________________________________________________________________
Характеристика голоса –_______________________________________________________________
Состояние фонематических функций
*Слуховая дифференциация звуков в словах паронимах (показать картинки)
Слова | Примечания |
Суп - зуб | |
Почка - бочка | |
Точка - кочка | |
Мак - бак |
*Произносительная дифференциация звуков в словах паронимах (назвать картинки)
Слова | Примечания |
Суп - зуб | |
Почка - бочка | |
Точка - кочка | |
Мак - бак |
*Слухопроизносительная дифференциация звуков в словах и слогах:
Па - ба | Па – ба - ба | ||
Та - да | Та – да - да | ||
Ка - га | Ка - ка - ха | ||
Ка - ха | Ка – га - га | ||
Ва - фа | Ва – фа - ва | ||
Са - за | Ша – жа - ша | ||
Ча - ща | Са – за - са | ||
Ча – тя | Кот - год | ||
Ча - са | Том - дом | ||
Ца - са | Ком - сом | ||
Ца - та | Том - ком |
Состояние связной речи:
Пересказ сказки «Репка»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Согласие родителей (законных представителей)
на логопедическое обследование ребенка
Я____________________________________________________________________________, ( Ф.И.О. родителя законного представителя)
Являясь родителем (законным представителем)_____________________________________ ( Ф.И.О. ребенка)
даю согласие на его (ее) логопедическое обследование в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 2 «Кораблик» ( далее МБДОУ ), находящемся по адресу: г. Поронайск, ул. Восточная, д.58
Логопедическое сопровождение ребенка включает в себя: логопедическое обследование, при необходимости индивидуальные занятия с ребенком, консультирование родителей.
Учитель-логопед:
- предоставляет информацию о результатах логопедического обследования при обращении родителей (законных представителей);
- не разглашает информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями;
- разрабатывает рекомендации воспитателям группы, для осуществления индивидуальной работы;
- предоставляет информацию о ребенке при оформлении на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
Настоящее согласие дано мной «__»_____________20__г. и действует на время пребывания моего ребенка в МДОУ.
Я оставляю за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа, который может быть представлен мной в адрес образовательной организации заведующему МБДОУ «Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска».
Подпись ______________________
Приложение 3
Анкета для родителей
Имя ребенка-__________________________________________________________________
Общий анамнез:
Характер протекания беременности –_____________________________________________
Роды (в срок, стремительные, затяжные, обезвоженные, др.) -_________________________
Особенности раннего психомоторного развития:
Держит голову - _______________________________________________________________
Ходит-_______________________________________________________________________
Речевой анамнез:
Время появления гуления-_______________________________________________________
Время появления лепета-________________________________________________________
Время появления первых слов-___________________________________________________
Фразовая речь (в норме к трем годам)-____________________________________________
Особеннсти понимания речи окружающих-________________________________________
Речевое окружене-_____________________________________________________________
Приложение 4
СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (ОБОБЩЕННЫЕ ДАННЫЕ)
«16» Сентября 2022 г.
Речеязыковаякомпетенция
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Лекси- кон | Грамма- тическая компетен- ция | Понимание и самостоятельное продуцирование / репродуцирование текста | Фонетико-фонологическая компетенция |
1 | Алена А. | ||||
2 | Салима А. | ||||
3 | Софья А. | ||||
4 | Федор Б. | ||||
5 | Полина Г. | ||||
6 | Егор Е. | ||||
7 | Ангелина К. | ||||
8 | Сергей Л. | ||||
9 | София М. | ||||
10 | Александр П. | ||||
11 | Тимур П. | ||||
12 | Мия С. | ||||
13 | Виктория Т. | ||||
14 | Майя Т. | ||||
15 | Кирилл Х. | ||||
16 | Александр Е. | ||||
17 | Александра С. | ||||
18 | Роман С. | ||||
19 | Аделина Ш. | ||||
20 | Афина Т. | ||||
21 | Данила К. | ||||
22 | Диана С. | ||||
23 | Таисия К. | ||||
24 | Анастасия Х. | ||||
25 | Екатерина К. |
Условные обозначения:
Зеленый – компонент сформирован
Желтый – есть некоторые отклонения
Красный – компонент грубо нарушен
СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | с | сь | з | зь | ц | ш | ж | ч | щ | л | ль | р | рь | э | г | к | х | ф | Примечание |
1 | Алена А. | о | о | отс. | ||||||||||||||||
2 | Салима А. | с | з | о | о | зам.,отс. | ||||||||||||||
3 | Софья А. | о | и | отс.,иск | ||||||||||||||||
4 | Федор Б. | о | о | о | и | отс.,зам. | ||||||||||||||
5 | Полина Г. | отс, зам. | ||||||||||||||||||
6 | Егор Е. | о | о | о | о | отс. | ||||||||||||||
7 | Ангелина К. | о | о | о | о | отс. | ||||||||||||||
8 | Сергей Л. | с | з | о | о | о | о | зам.,отс. | ||||||||||||
9 | София М. | о | о | о | отс. | |||||||||||||||
10 | Александр П. | о | и | отс.,иск | ||||||||||||||||
11 | Тимур П. | и | иск. | |||||||||||||||||
12 | Мия С. | о | о | отс. | ||||||||||||||||
13 | Виктория Т. | о | о | отс. | ||||||||||||||||
14 | Майя Т. | о | о | о | о | отс. | ||||||||||||||
15 | Кирилл Х. | с | з | о | о | зам.,отс | ||||||||||||||
16 | Аделина Ш. | с | з | с | о | о | о | о | зам.,отс | |||||||||||
17 | АлександраН. | о | и | отс.,иск | ||||||||||||||||
18 | Роман С. | с | з | о | о | о | о | отс.,зам | ||||||||||||
19 | Афина Т. | с | з | о | о | и | о | отс.,зам | ||||||||||||
20 | Александр Е. | с | з | о | о | о | о | отс.,зам | ||||||||||||
21 | Данила К. | с | з | о | о | о | о | отс.,зам | ||||||||||||
22 | Диана С. | с | з | о | о | о | о | отс.,зам | ||||||||||||
23 | Таисия К. | с | з | о | о | о | о | отс.,зам | ||||||||||||
24 | Анастасия Х. | с | з | о | о | о | о | отс.,зам | ||||||||||||
25 | Екатерина К. | отс. |
Условные обозначения:
и – искажение звука;
о – отсутствие звука;
с, з, ц – замена указанным звуком
Приложение 5
ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (ОБОБЩЕННЫЕ ДАННЫЕ)
«24» мая 2023 г.
Речеязыковаякомпетенция
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Лекси- кон | Грамма- тическая компетен- ция | Понимание и самостоятельное продуцирование / репродуцирование текста | Фонетико-фонологическая компетенция |
1 | Алена А. | ||||
2 | Салима А. | ||||
3 | Софья А. | ||||
4 | Федор Б. | ||||
5 | Полина Г. | ||||
6 | Егор Е. | ||||
7 | Ангелина К. | ||||
8 | Сергей Л. | ||||
9 | София М. | ||||
10 | Александр П. | ||||
11 | Тимур П. | ||||
12 | Мия С. | ||||
13 | Виктория Т. | ||||
14 | Майя Т. | ||||
15 | Кирилл Х. | ||||
16 | Александр Е. | ||||
17 | Александра Н. | ||||
18 | Роман С. | ||||
19 | Аделина Ш. | ||||
20 | Афина Т. | ||||
21 | Данила К. | ||||
22 | Диана С. | ||||
23 | Таисия К. | ||||
24 | Анастасия Х. | ||||
25 | Екатерина К. |
Условные обозначения:
Зеленый – компонент сформирован
Желтый – есть некоторые отклонения
Красный – компонент грубо нарушен
ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | с | сь | з | зь | ц | ш | ж | ч | щ | л | ль | р | рь | э | г | к | х | ф | Примечание |
1 | Алена А. | норма | ||||||||||||||||||
2 | Салима А. | норма | ||||||||||||||||||
3 | Софья А. | норма | ||||||||||||||||||
4 | Федор Б. | и | иск. | |||||||||||||||||
5 | Полина Г. | и | и | с | с | з | с | - | - | - | - | от.,иск. | ||||||||
6 | Егор Е. | и | и | - | - | от.,иск. | ||||||||||||||
7 | Ангелина К. | и | и | - | - | от.,иск. | ||||||||||||||
8 | Сергей Л. | и | - | - | от.,иск | |||||||||||||||
9 | София М. | норма | ||||||||||||||||||
10 | Александр П. | и | иск. | |||||||||||||||||
11 | Тимур П. | и | иск. | |||||||||||||||||
12 | Мия С. | норма | ||||||||||||||||||
13 | Виктория Т. | норма | ||||||||||||||||||
14 | Майя Т. | норма | ||||||||||||||||||
15 | Кирилл Х. | и | и | иск. | ||||||||||||||||
16 | Аделина Ш. | с | з | о | о | о | о | зам.,отс | ||||||||||||
17 | АлександраН. | в | и | зам.,иск | ||||||||||||||||
18 | Роман С. | c | з | о | з | о | о | зам, отс. | ||||||||||||
19 | Афина Т. | в | и | зам.,иск. | ||||||||||||||||
20 | Александр Е. | и | з | о | и | зам,от,и | ||||||||||||||
21 | Данила К. | с | з | о | о | о | зам.,отс | |||||||||||||
22 | Диана С. | о | о | о | о | отс. | ||||||||||||||
23 | Таисия К. | с | з | о | о | з | зам,от,и | |||||||||||||
24 | Анастасия Х. | с | з | о | и | з | зам,от,и | |||||||||||||
25 | Екатерина К. | - диаг. |
Условные обозначения:
и – искажение звука;
о – отсутствие звука;
с, з, ц – замена указанным звуком
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска»
Адрес: 694240, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Восточная, дом 58.
Тел. (факс) 8 (42431) 5-53-36; e-mail:sadkorablik@mail.ru; http://мой-кораблик.рф//
ОКПО 24570435; ОГРН 1146507000188; ИНН/КПП: 6507014298/650701001
Аналитический отчет
о работе учителя-логопеда за 2021/2022 учебный год
Писарева Т.А.,
Учитель-логопед
2022
Аналитический отчет
Учителя-логопеда МБДОУ №2 г. Поронайска
За 2021-2022 учебный год
Писарева Татьяна Александровна
- Анализ выполнения поставленных целей и задач развития детей с речевыми нарушениями в условиях логопункта.
Цель анализа: проанализировать результативность работы учителя-логопеда, выявить трудности, возникшие в ходе работы для дальнейшего определения и постановки задач на следующий учебный год.
Основные задачи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска на 2021 – 2022 учебный год:
1. Обеспечить необходимую образовательную среду в МБДОУ для качественного осуществления воспитания дошкольников посредством внедрения Рабочей программы воспитания.
2. Совершенствовать работу по созданию условий для познавательно-речевого развития детей с учетом индивидуально-дифференцированного подхода.
3. Разработать механизмы взаимодействия с семьями воспитанников, способствующие активизации роли родителей как субъектов воспитания.
Задачи логопедической работы:
1. Создать условия для использования новейших интерактивных технологий по преодолению и коррекции речевых нарушений. Пополнить материально-техническую базу кабинета учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО.
2. Повысить уровень развития речи детей посредством индивидуализации образовательного процесса.
3. Повысить уровень педагогической компетентности родителей (законных представителей) через внедрение инновационных форм работы с родителями: консультации оформленные в виде буклета, видео консультации.
Цели и задачи мной были реализованы на 80%.
Учитывая, результаты логопедической работы мною выдвигаются задачи на следующий учебный год:
1. Создать условия для использования новейших интерактивных технологий по преодолению и коррекции речевых нарушений. Пополнить материально-техническую базу кабинета учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО.
2. Повысить уровень развития речи детей посредством индивидуализации образовательного процесса.
- Анализ результатов логопедической деятельности.
Общие данные
На период 2021/2022 учебного года в МБДОУ Детский сад № 2 г. Поронайска, была проведена диагностика речи детей средней группы, и детей старшего дошкольного возраста. Выявленные особенности и нарушения речи фиксировались в протоколе (Приложение 1), к нему прилагалось согласие родителя на проведение диагностики (Приложение 2) и анкета для сбора анамнеза (Приложение 3).
Диагностика проводилась в сентябре 2021 г., было обследовано 22 ребенка с средних групп, по итогам диагностики родителям были даны рекомендации. И 22 ребенка с старшей группы, из них 7 человек были зачислены в логопедический пункт, так же исходя из проведенной диагностики подготовительной группы, были зачислены еще 18 человек.
Заключение | Системное недоразвитие речи | ОНР 4 ур. | ФФНР | ФНР | Всего |
Зачислено в логопункт | 6 | 1 | 7 | 11 | 25 |
Выпущено с чистой речью | 0 | 0 | 0 | 6 | 6 |
Выпущено с улучшениями | 3 | 0 | 0 | 4 | 7 |
Выпущено с неустойчивой автоматизацией | 0 | 0 | 3 | 0 | 3 |
Оставлено для продолжения работы | 2 | 1 | 6 | 0 | 9 |
Исходя из результатов полученных данных, были сформированы подгруппы детей, а так же запланированы индивидуальные занятия по коррекции и преодолению фонетических, фонематических и других нарушений.
В течение всего образовательного периода продолжала свою работу студия «Звукарики», как дополнительная платная услуга по коррекции звукопроизношения. Дети, не зачисленные на логопедический пункт, но нуждающиеся в коррекции и преодолении речевых нарушений были оформлены в студию по желанию родителей.
3. Анализ условий для реализации рабочей программы.
На 2021/2022 учебный год, была поставлена задача обеспечить материально-техническую базу кабинета учителя логопеда в соответствии с ФГОС ДО.
В результате проведенной работы по оснащению кабинета учителя-логопеда на начало учебного 2021/2022 года, улучшился перечень дидактического материала по всем направлениям коррекционного плана. Было приобретено коррекционно-обучающее оснащение для развития подвижности артикуляционного аппарата:
- «Артикуляционная рыбалка » Logo Box
для развития мелкой моторики и координации речи с движениями:
- «Смотри и говори» интерактивно развивающее пособие для индивидуальных занятий, расширение и закрепление словарного запаса, улучшение и произношения развитие коммуникативных способностей. ООО «Издательство «Экзамен».
Был приобретен учебно-дидактический и игровой материал для развития фонематического восприятия и коммуникативных навыков, для освоения звукового анализа и синтеза, для формирования правильного звукопроизношения:
- «Живые буквы» Л.Ю. Порохина;
- Игры для развития фонематического слуха;
- Развивающие игры-лото;
- Рабочие тетради на развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ (ОНР)и др.;
- Альбомы для профилактики дизграфии и многое другое.
Пополнен библиотечный фонд логопедического кабинета.
В течение учебного, года мною был изготовлен тематический наглядный материал и электронные презентации для использования на логопедических занятиях, что позволило повысить работоспособность и заинтересованность воспитанников.
В оформлении методических стендов (тематических логопедических уголков), была представлена информация, о номах речевого развития соответствуя возрасту детей данных групп; советы логопеда «Как нельзя или как нужно разговаривать с малышами», «Игры на развитие связной речи», «Дифференцированный подход в обучении», «Индивидуализация в образовании»; рекомендации для родителей по организации и выполнению домашнего задания; примеры речевых игр для развития речевых навыков ребенка; пояснительный материал «Для чего нужна артикуляционная гимнастика»; рекомендации для проведения артикуляционных упражнений; информация для родителей «Как заинтересовать ребенка в прочтении книг», «Информация для родителей будущих первоклассников» и др.
Таким образом, за прошедший учебный год материально-техническая база логопедического кабинета улучшилась на 80%.
4. Анализ работы с детьми ОВЗ.
С 1 по 15 сентября 2021 года была проведена диагностика уровня речевого развития и звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста, которые были зачислены на логопедический пункт, по направлению ПМПК и их рекомендациям было зачислено трое детей с ОВЗ, Айлин А., Аделина Ш., Полина Г.. Воспитанники старшей и средней группы. В соответствии с психоречевыми особенностями развития работа с детьми с ОВЗ строилась на основании разработанных индивидуальных адаптированных программ коррекционной работы. В основе которых лежат следующие программы:
-Индивидуальная адаптированная программа коррекционной логопедической работы разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и Примерной адаптированной основной образовательной программы С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР»
-Индивидуальная адаптированная программа коррекционной логопедической работы разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и Примерной адаптированной основной образовательной программы Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-7летнего возраста с общим недоразвитием речи. –– М., 1991г.
В своей работе я использовала традиционные техники работы с детьми с нарушениями речи, а так же здоровье сберегающие нетрадиционные технологии. Такие как: кинезиология, развитие межполушарных связей, биоэнергопластика, су –джок, фонационная ритмика.
Коррекция речи в целом дала положительный результат, характерный индивидуально для каждого ребенка с ОВЗ. И только сочетание традиционной логопедии и нетрадиционных техник дало свой положительный результат.
Часть детей получивших дошкольное образование были отчислены, не которые продолжат обучение на логопедическом пункте с начала учебного года, после повторной диагностики.
Стартовая диагностика уровня речевого развития детей (Приложение 4) и звукопроизношения (Приложение 5) старшей группы, подготовительной А группы, проходила с 1 сентября 2021 года. Данные диагностики, а так же планирование дальнейшей коррекционной работы были занесены в индивидуальные речевые карты (Приложение 6) дошкольников, а с 04 по 24 мая 2022 года проводилась итоговая диагностика уровня речевого развития (Приложение 7) и звукопроизношения (Приложение 8).
По результатам стартовых диагностик, по заявлению родителей воспитанников нуждающихся в логопедической помощи были зачислены на логопедический пункт. Мною были скомплектованы группы и подгруппы для коррекционной работы по составленному расписанию (Приложение 9) и планов логопедических занятий.
С начала учебного года были составлены: график посещения логопедических занятий, индивидуальные планы работы с ФНР, ФФНР, ОНР 111 ур., СНР (Приложение 10), календарный, перспективный планы работы и знакомство воспитателей со списком зачисленных воспитанников в логопедический пункт.
На текущий образовательный период задачей логопедической работы являлось повышение уровня развития речи детей посредством индивидуализации образовательного процесса. На протяжение всего учебного года, работа по образованию детей логопатов строилась с учетом их индивидуальных особенностей и уровня развития, что определяло степень сложности в видах деятельности и обучении, которое гарантировало успех в итоге каждого занятия, повышало интерес к образовательному процессу и работоспособность дошкольников, а так же желание решать более сложные задания, выполнять более сложную работу.
Группы детей, делились на подгруппы, учитывая уровень развития речи, тяжесть нарушений, индивидуальные и физиологические особенности дошкольников. Это позволяло добиться положительной атмосферы на занятиях, доброжелательности и дружелюбию друг к другу, а так же повысить уровень коммуникативных навыков, вызвать интерес к общению и рассуждению.
В работе с дошкольниками были подобраны интерактивные коррекционные программы, использовались мультимедийные презентации, веселые артикуляционные, пальчиковые гимнастики, дидактические и подвижные игры гимнастики и упражнения с речевым сопровождением Н.В. Нищевой и Т.А. Куликовской.
Таким образом, индивидуальный подход и использование эффективных коррекционных методик и программ (включая интерактивные технологии), способствовали развитию артикуляционной моторики речевого аппарата, мелкой и общей моторики, физического состояния организма, улучшению внимания, мышления, памяти, интереса к занятиям, работоспособности детей, поднятию настроения и воспитанию личностных качеств, а так же обогащению словаря и развитию связной речи.
5. Анализ взаимодействия с родителями.
Поскольку одной из задач перед логопедическим пунктом была задача об индивидуализации образовательного процесса, поэтому в работе с родителями уделялось особое внимание информированию и повышению компетенции родителей в особенностях речевых нарушений, их нормах, и необходимости взаимодействия со специалистами ДОУ, эта информация была представлена родителям на собраниях. В ходе выступления повысилась компетентность родителей в вопросах о нормах речевого развития детей, отмечена заинтересованность родителей для создания условий для успешного развития речи детей и преодоление нарушений на момент встречи. Но самостоятельного проявления интереса родителями к речи ребенка, ее нарушениях и динамике развития проявляли лишь 58%.
В течение года проводились индивидуальные консультации с родителями о результатах диагностики речевого развития их ребенка, о программе коррекционной последовательности и комплексности занятий в коррекции нарушений, а так же даны рекомендации родителям нуждающихся детей о прохождении ребенком специалистов (окулист, отоларинголог, психиатр, невролог) для уточнения состояния здоровья. Родителями были предоставлены результаты обследования детей и подписаны договоры на рассмотрение на заседании ПМП консилиума среди специалистов МБДОУ по результатам которого, проводились консультации с этими родителями о необходимости обследования ребенка на ПМПК, с целью получения рекомендаций для педагогов и специалистов МБДОУ для планирования коррекционной работы. Проводилась пропаганда артикуляционных упражнений, дидактических игр для совместного проведения родителей и детей дома, на прогулке, по дороге из детского сада и другие рекомендации.
Подводя итог за прошедший учебный год, можно отметить недостаток взаимодействия между родителями и специалистами ДОУ, что отрицательно сказывается на продолжительности коррекции нарушений, а следовательно итогах диагностического обследования проведенной работы.
6. Анализ взаимодействия с педагогами МБДОУ.
На протяжении всего учебного года проводилась работа по консультативной помощи педагогам, были разработаны журналы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя, учителя-логопеда и музыкального руководителя в которых представлена информация о нарушениях звукопроизношения детей, консультации и беседы на тему особенностей речевого развития, а так же информирование педагогов о достижениях детей, о динамике речевого развития и рекомендации по закреплению изученного материала в течении дня и использование данной информации в планировании деятельности в группе и для повышения уровня развития речи детей логопатов, учитывая их индивидуальные возможности. Проводилось информирование педагогов о необходимости взаимодействия со специалистами ДОУ для повышения уровня образования и развития воспитанников.
Было проведено открытое занятие в рамках тематической недели по теме «Краски осени» пересказ по картине в подготовительной к школе группе..
Участвовала в недели педагогической науки и практики с темой мастер-класса «Геймификация в обучении и развитии дошкольников».
Принимала активное участие в работе РМО логопедов и дефектологов «Сенсорное развитие в логопедической работе».
Прошла обучение по Федеральной программе разработки и внедрения рабочих программ для логопедов на 2021/2022 учебный год. Прошла обучение по Международной программе поддержки учителей во взаимодействии, работе и интеграции детей с особенностью в развитии в коллектив класса и общество.
Была участником Международной педагогической конференции по теме «Дифференциация в образовании и адаптированная педагогика».
8. Анализ результатов профессионального развития и самообразования учителя-логопеда.
За период работы с 09.11.2017 года мною были изучены нормативно-правовые документы логопедического пункта, пособия по организации логопедической службы в ДОУ, программа дополнительной платной услуги по коррекции звукопроизношения; ознакомилась с методиками индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с дошкольниками, с авторскими учебными пособиями, игровыми материалами и технологиями; были взяты за основу методическое пособие по планированию занятий в логопедическом пункте ДОУ для разработки планов логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи опираясь на тематический план МБДОУ; расширила свои знания в коррекционно-развивающей работе в рамках логопедического пункта с детьми с ОВЗ с 4 до 7 лет. Был приобретен журнал «Логопед», в котором были изучены мастер-классы:
- по исследованию развития связной речи у старших дошкольников;
- методика пропедевтической работы по предупреждению предпосылок к дисграфии у детей 6-7 лет.
- занятие по дифференциации свистящих и шипящих звуков для детей 5-7 лет;
- фронтальное занятие для детей 5-6 лет;
- современные подходы и проблемы адаптации детей с ОВЗ к ДОО в условиях инклюзивного образования.
Так же были изучены статьи о приемах работы с дошкольниками. Это занятия по дифференциации, автоматизации звуков р и р` для детей 6-7 лет, занятие на автоматизацию звука ш для детей 5-6 лет; статьи об играх и оборудованиях, статьи о взаимодействии с семьёй и другие актуальные темы:
- молодому логопеду;
- секреты профессии;
- добрые странички «использование сказок на занятиях для детей с нарушением речи».
В течение учебного года принимала участие на заседании ПМП консилиума МБДОУ; посещала МО, РМО логопедов.
Было проведено открытое занятие в рамках тематической недели по теме «Краски осени» пересказ по картине в подготовительной к школе группе..
Участвовала в недели педагогической науки и практики с темой мастер-класса «Геймификация в обучении и развитии дошкольников».
Принимала активное участие в работе РМО логопедов и дефектологов «Сенсорное развитие в логопедической работе».
Прошла обучение по Федеральной программе разработки и внедрения рабочих программ для логопедов на 2021/2022 учебный год. Прошла обучение по Международной программе поддержки учителей во взаимодействии, работе и интеграции детей с особенностью в развитии в коллектив класса и общество.
Была участником Международной педагогической конференции по теме «Дифференциация в образовании и адаптированная педагогика» .что повысило мою компетентность в профессиональной сфере.
9. Корректировка плана дальнейшей работы.
В следующем учебном году 2022г- 2023г. планирую продолжить работу по теме самообразования «Современные речевые технологии и их влияние на развитие речи дошкольников».
Направления работы:
- Изучение нетрадиционных методов и технологий в работе логопеда.
-Применение новейших технологий из современных речевых областей в логопедической работе.
- работа с родителями в целях профилактики и развития дошкольников с речевыми нарушениями.
- работа с педагогами по теме с просветительской целью.
10. Анализ инновационной деятельности.
Мною разработана рабочая программа по работе с детьми 5-7 лет, имеющими речевые нарушения в условиях логопункта.
В логопедической работе с детьми с ОВЗ составлены индивидуальные адаптированные программы на основе примерных адаптированных основных образовательных программ в соответствии с психоречевыми характеристиками.
Было проведено открытое занятие в рамках тематической недели по теме «Краски осени» пересказ по картине в подготовительной к школе группе..
Участвовала в недели педагогической науки и практики с темой мастер-класса «Геймификация в обучении и развитии дошкольников».
Принимала активное участие в работе РМО логопедов и дефектологов «Сенсорное развитие в логопедической работе».
Прошла обучение по Федеральной программе разработки и внедрения рабочих программ для логопедов на 2021/2022 учебный год. Прошла обучение по Международной программе поддержки учителей во взаимодействии, работе и интеграции детей с особенностью в развитии в коллектив класса и общество.
Была участником Международной педагогической конференции по теме «Дифференциация в образовании и адаптированная педагогика» .что повысило мою компетентность в профессиональной сфере.
Заключение.
За прошедший образовательный период удалось реализовать 80% запланированных мероприятий на 2021/2022 учебный год. Установлен контакт между учителем-логопедом и воспитанниками МБДОУ, что прослеживалось в проявлении интереса в посещении занятий, в выполнении заданий детьми, в активном участии при проведении дидактических, подвижных игр, в успешном итоге занятий в логопедическом пункте.
По результатам итоговых диагностик наблюдается динамика развития речи дошкольников зачисленных на логопедический пункт и посещающих коррекционные занятия, из них на период диагностики 6 воспитанников с чистой речью, 10 детей с улучшением в развитии речи и звукопроизношении, 9 дошкольников выпущено с неустойчивой автоматизацией звуков.
На конец учебного года из логопедического пункта планируется выпустить 17 детей, получивших дошкольное образование.
В течении учебного года посещаемость логопедических занятий некоторыми воспитанниками снижалась в холодный период времени, в связи с частыми простудными, вирусными заболеваниями, не достаточная заинтересованность родителей в закреплении пройденного и изученного материала с ребенком дома, а так же не своевременное получение логопедической помощи некоторых логопатов, что отрицательно сказалось на результатах коррекционной работы.
В качестве проблемных сторон отмечены:
1. Недостаточная компетентность родителей в оказании своевременной комплексной логопедической помощи детям с фонетическим, фонематическим, фонетико-фонематическим нарушением речи, особенно детям с ОВЗ с системным и общим недоразвитием речи.
2. Трудности в корректном выборе методик и программ коррекционной работы с детьми логопатами заключается в индивидуальном развитии детей с речевыми нарушениями, а так же их особенностями поведения.
Таким образом, исходя из выявленных трудностей, возникших в ходе работы были сформулированы задачи логопедической работы на следующий учебный год.
Задачи на 2022/2023 учебный год:
1. Выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ.
2. Повысить уровень взаимодействия между родителями воспитанников и специалистов ДОУ, между специалистами и педагогами ДОУ путем информирования о необходимости совместной работы по преодолению трудностей в развитии ребенка.
3.Продолжать использовать в коррекционной работе современные речевые технологии в логопедической работе.
Приложение 1
Протокол речевого обследования.
Анкетные данные
Имя ребёнка – ________________________________________________________________________
Дата рождения – ______________________________________________________________________
Дата обследования – __________________________________________________________________
Возраст – ____________________________________________________________________________
Дата поступления в логопедический пункт – ______________________________________________
Заключение МППК – __________________________________________________________________
Общий анамнез
Характер протекания беременности – ____________________________________________________
Роды (в срок, стремительные, затяжные, обезвоженные, др.) – ______________________________
Особенности раннего психомоторного развития:
Держит голову - ______________________________________________________________________
Ходит – _____________________________________________________________________________
Заключения специалистов
Слух – ______________________________________________________________________________
Зрение –_____________________________________________________________________________
Невролог –___________________________________________________________________________
Речевой анамнез
Время появления гуления – ____________________________________________________________
Время появления лепета – ______________________________________________________________
Время появления первых слов – _________________________________________________________
Фразовая речь (в норме к 3 годам) –______________________________________________________
Особенности понимания речи окружающих –______________________________________________
Речевое окружение -___________________________________________________________________
Обследование речи:
Анатомическое строение артикуляционного аппарата -__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние орального праксиса
Упражнения | Примечания |
1. Улыбнуться, удержать губы в таком положении. | |
2. Широко открыть рот и удержать язык на дне ротовой полости. | |
3. Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и удержать в таком положении. | |
4. Поднять язык за верхние зубы и удержать его в таком положении. | |
5. Опустить язык за нижние зубы и удержать его в таком положении. | |
6. Высунуть язык и удержать его по средней линии. | |
7. Поставить язык в правый угол рта и удержать его в таком положении. | |
8. Поставить язык в левый угол рта и удержать его в таком положении. | |
9. Попеременно перемещать язык то в правый, то в левый угол рта. | |
10. Попеременно поднимать язык за верхние зубы и опускать за нижние зубы. | |
11. Положить широкий язык на нижнюю губу и удержать в таком положении. | |
12. Пощёлкать языком. | |
13. Облизать губы по кругу. |
Состояние звукопроизношения
Звуки | В словах | Во фразах | ||
в начале | в конце | в середине | ||
согласные | ||||
свистящие | ||||
С | сом – | укус - | коса | У Оксаны собака Сима |
Сь | сила- | лось - | носик | У Симы черный носик |
З | зуб | мороз | ваза | На столе ваза |
Зь | зима | магазин | У Зины заводной грузовик | |
Ц | цветы | ларец | пицца | У принца цветы |
шипящие | ||||
Ш | Шапка | малыш | кошка | Малыш надел шапку и калоши |
Ж | Жук | уж | лыжи | Жук летает над лужайкой |
Ч | Чай | мяч | очки | Ниночка пьет горячий чай |
Щ | Щенок | плащ | пещера | Щенок утащил плащ |
сонорные | ||||
Л | Лук | кол | полка | Лада купила куклу |
Ль | Лис | соль | поляна | Люба лежит на полянке |
Р | Рука | свитер | шорты | Рома красит забор |
Рь | Речка | якорь | шарик | Рита смотрит на шарик |
Особенности динамической стороны речи:
Темп речи – __________________________________________________________________________
Ритм речи –__________________________________________________________________________
Интонация – _________________________________________________________________________
Особенности дыхания –________________________________________________________________
Характеристика голоса –_______________________________________________________________
Состояние фонематических функций
*Слуховая дифференциация звуков в словах паронимах (показать картинки)
Слова | Примечания |
Суп - зуб | |
Почка - бочка | |
Точка - кочка | |
Мак - бак |
*Произносительная дифференциация звуков в словах паронимах (назвать картинки)
Слова | Примечания |
Суп - зуб | |
Почка - бочка | |
Точка - кочка | |
Мак - бак |
*Слухопроизносительная дифференциация звуков в словах и слогах:
Па - ба | Па – ба - ба | ||
Та - да | Та – да - да | ||
Ка - га | Ка - ка - ха | ||
Ка - ха | Ка – га - га | ||
Ва - фа | Ва – фа - ва | ||
Са - за | Ша – жа - ша | ||
Ча - ща | Са – за - са | ||
Ча – тя | Кот - год | ||
Ча - са | Том - дом | ||
Ца - са | Ком - сом | ||
Ца - та | Том - ком |
Состояние связной речи:
Пересказ сказки «Репка»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Согласие родителей (законных представителей)
на логопедическое обследование ребенка
Я____________________________________________________________________________, ( Ф.И.О. родителя законного представителя)
Являясь родителем (законным представителем)_____________________________________ ( Ф.И.О. ребенка)
даю согласие на его (ее) логопедическое обследование в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 2 «Кораблик» ( далее МБДОУ ), находящемся по адресу: г. Поронайск, ул. Восточная, д.58
Логопедическое сопровождение ребенка включает в себя: логопедическое обследование, при необходимости индивидуальные занятия с ребенком, консультирование родителей.
Учитель-логопед:
- предоставляет информацию о результатах логопедического обследования при обращении родителей (законных представителей);
- не разглашает информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями;
- разрабатывает рекомендации воспитателям группы, для осуществления индивидуальной работы;
- предоставляет информацию о ребенке при оформлении на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
Настоящее согласие дано мной «__»_____________20__г. и действует на время пребывания моего ребенка в МДОУ.
Я оставляю за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа, который может быть представлен мной в адрес образовательной организации заведующему МБДОУ «Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска».
Подпись ______________________
Приложение 3
Анкета для родителей
Имя ребенка-__________________________________________________________________
Общий анамнез:
Характер протекания беременности –_____________________________________________
Роды (в срок, стремительные, затяжные, обезвоженные, др.) -_________________________
Особенности раннего психомоторного развития:
Держит голову - _______________________________________________________________
Ходит-_______________________________________________________________________
Речевой анамнез:
Время появления гуления-_______________________________________________________
Время появления лепета-________________________________________________________
Время появления первых слов-___________________________________________________
Фразовая речь (в норме к трем годам)-____________________________________________
Особеннсти понимания речи окружающих-________________________________________
Речевое окружене-_____________________________________________________________
Приложение 4
СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (ОБОБЩЕННЫЕ ДАННЫЕ)
«17» Сентября 2021 г.
Речеязыковаякомпетенция
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Лекси- кон | Грамма- тическая компетен- ция | Понимание и самостоятельное продуцирование / репродуцирование текста | Фонетико-фонологическая компетенция |
1 | Денис Ю. | ||||
2 | Ульяна М. | ||||
3 | Анна В. | ||||
4 | Эдгар К. | ||||
5 | София Ч. | ||||
6 | Владислав М. | ||||
7 | Иван Т. | ||||
8 | Лана Ф. | ||||
9 | Степан П. | ||||
10 | Тимофей Т. | ||||
11 | Виктория К. | ||||
11 | Денис М. | ||||
13 | Никита В. | ||||
14 | Максим К. | ||||
15 | Александр Б. | ||||
16 | Салима А. | ||||
17 | Аделина Ш. | ||||
18 | Никита К. | ||||
19 | Полина Г. | ||||
20 | Майя Т. | ||||
21 | Софья А. | ||||
22 | Егор Е. | ||||
23 | Ангелина К. | ||||
24 | Дарина Ю. | ||||
25 | Тимур П. |
Условные обозначения:
Зеленый – компонент сформирован
Желтый – есть некоторые отклонения
Красный – компонент грубо нарушен
Приложение 5
СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | с | сь | з | зь | ц | ш | ж | ч | щ | л | ль | р | рь | э | г | к | х | ф | Примечание |
1 | Денис Ю. | в | и | замен. | ||||||||||||||||
2 | Ульяна М. | о | отсут. | |||||||||||||||||
3 | Анна В. | о | з | отс.,зам | ||||||||||||||||
4 | Эдгар К. | з | з | о | з | о | з | отс.,зам | ||||||||||||
5 | София Ч. | з | з | замен. | ||||||||||||||||
6 | Владислав М. | о | о | о | отс. | |||||||||||||||
7 | Иван Т. | з | з | з | замен. | |||||||||||||||
8 | Лана Ф. | з | о | з | о | з | отс.,зам | |||||||||||||
9 | Степан П. | и | и | о | и | и | иск. | |||||||||||||
10 | Тимофей Т. | о | и | и | отс.,иск | |||||||||||||||
11 | Виктория К. | о | и | и | отс.,иск | |||||||||||||||
12 | Денис М. | о | и | отс.,иск | ||||||||||||||||
13 | Никита В.. | о | и | и | отс.,иск | |||||||||||||||
14 | Максим К. | з | и | и | зам.,иск | |||||||||||||||
15 | Александр Б. | з | о | и | з | от,ис,з | ||||||||||||||
16 | Салима А. | з | з | з | о | з | зам.,отс | |||||||||||||
17 | Аделина Ш. | и | и | и | о | о | о | о | о | иск.,отс | ||||||||||
18 | Никита К. | и | и | о | о | о | о | о | о | о | о | иск.,отс | ||||||||
19 | Полина Г. | о | и | и | и | и | о | о | и | и | и | и | отс.,иск | |||||||
20 | Майя Т. | и | и | з | з | з | о | з | з | з | иск.,зам | |||||||||
21 | Софья А. | з | з | и | з | з | з | з | з | з | зам. | |||||||||
22 | Егор Е. | з | з | и | з | з | о | о | зам.,отс | |||||||||||
23 | Ангелина К. | з | з | з | зам. | |||||||||||||||
24 | Дарина Ю. | з | з | и | з | о | о | зам.,отс | ||||||||||||
25 | Тимур П. | и | и | и | и | з | з | и | з | з | з | з | иск.,зам |
Условные обозначения:
и – искажение звука;
о – отсутствие звука;
с, з, ц – замена указанным звуком
Приложение 6
Речевая карта
- Фамилия, имя, отчество ребенка_________________________________________________________
- Дата рождения, группа_________________________________________________________________
- Домашний адрес, телефон______________________________________________________________
- Дата зачисления на логопедический пункт________________________________________________
- Сведения о родителях__________________________________________________________________
- Жалобы педагогов или родителей (законных представителей)_________________ _____________________________________________________________________________________
- Состояние слуха______________________________________________________________________
- Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития____________ _____________________________________________________________________________________
- Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность)
- Губы________________________________________________________________________________ Зубы________________________________________________________________________________ Язык________________________________________________________________________________ Прикус______________________________________________________________________________ Небо________________________________________________________________________________
- Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельного высказывания)__________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ А) словарный запас (в пределах обихода, шире и др.); какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов (замены по смыслу, акустическому сходству), привести примеры_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Б) грамматический строй речи (типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов), привести примеры_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ В) произношение и различение звуков (произношение звуков; отсутствие искажение, замена и смешение отдельных звуков, различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом), привести примеры_____________________________________________________________________________ Г) темп и внятность речи_______________________________________________________________
- Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова________________________________________________________________________________
- Проявление заикания: А) предполагаемая причина, выраженность заикания, ситуации усугубляющие его проявление___________________________________________________________________________ Б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй)_______________________________________________________________________________ В) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)______________________________________________________________________ Г) адаптация к условиям общения_______________________________________________________
- Краткая характеристика по данным педагога-психолога и воспитателя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющимуся нарушению речи т.д.) ______________________________________________________
- Заключение учителя-логопеда___________________________________________________________
- Индивидуальный план работы с детьми___________________________________________________
- Результаты испрвления речи (отмечаются к моменту выпуска).
Приложение 7
ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (ОБОБЩЕННЫЕ ДАННЫЕ)
«24» Мая 2022г.
Речеязыковаякомпетенция
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Лекси- кон | Грамма- тическая компетен- ция | Понимание и самостоятельное продуцирование / репродуцирование текста | Фонетико-фонологическая компетенция |
1 | Денис Ю. | ||||
2 | Ульяна М. | ||||
3 | Анна В. | ||||
4 | Эдгар К. | ||||
5 | София Ч. | ||||
6 | Владислав М. | ||||
7 | Иван Т. | ||||
8 | Лана Ф. | ||||
9 | Степан П. | ||||
10 | Тимофей Т. | ||||
11 | Виктория К. | ||||
11 | Денис М. | ||||
13 | Никита В. | ||||
14 | Максим К. | ||||
15 | Александр Б. | ||||
16 | Салима А. | ||||
17 | Аделина Ш. | ||||
18 | Никита К. | ||||
19 | Полина Г. | ||||
20 | Майя Т. | ||||
21 | Софья А. | ||||
22 | Егор Е. | ||||
23 | Ангелина К. | ||||
24 | Дарина Ю. | ||||
25 | Тимур П. |
Условные обозначения:
Зеленый – компонент сформирован
Желтый – есть некоторые отклонения
Красный – компонент грубо нарушен
Приложение 8
ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | с | сь | з | зь | ц | ш | ж | ч | щ | л | ль | р | рь | э | г | к | х | ф | Примечание |
1 | Денис Ю. | и | иск. | |||||||||||||||||
2 | Ульяна М. | норма | ||||||||||||||||||
3 | Анна В. | норма | ||||||||||||||||||
4 | Эдгар К. | з | з | о | з | о | з | отс.,зам | ||||||||||||
5 | София Ч. | норма | ||||||||||||||||||
6 | Владислав М. | о | отс. | |||||||||||||||||
7 | Иван Т. | норма | ||||||||||||||||||
8 | Лана Ф. | о | з | о | з | отс.,зам | ||||||||||||||
9 | Степан П. | и | и | иск. | ||||||||||||||||
10 | Тимофей Т. | и | и | иск. | ||||||||||||||||
11 | Виктория К. | и | и | иск. | ||||||||||||||||
12 | Денис М. | и | и | иск | ||||||||||||||||
13 | Никита В.. | и | и | иск | ||||||||||||||||
14 | Максим К. | и | и | иск | ||||||||||||||||
15 | Александр Б. | о | и | з | от,ис,з | |||||||||||||||
16 | Салима А. | и | и | иск. | ||||||||||||||||
17 | Аделина Ш. | и | и | и | о | о | о | о | о | иск.,отс | ||||||||||
18 | Никита К. | и | и | о | о | о | о | о | о | о | о | иск.,отс | ||||||||
19 | Полина Г. | о | и | и | и | и | о | о | и | и | и | и | отс.,иск | |||||||
20 | Майя Т. | о | о | отс. | ||||||||||||||||
21 | Софья А. | и | и | з | з | з | з | зам.,иск | ||||||||||||
22 | Егор Е. | з | з | о | о | зам.,отс | ||||||||||||||
23 | Ангелина К. | з | зам. | |||||||||||||||||
24 | Дарина Ю. | и | з | о | о | зам.,отс | ||||||||||||||
25 | Тимур П. | з | з | з | з | зам |
Условные обозначения:
и – искажение звука;
о – отсутствие звука;
с, з, ц – замена указанным звуком
Приложение 9
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТУ ДОУ
ФИО ребенка___________________________
Группа ____________ Возраст_____________
Задачи: Вызвать интерес к логопедическим занятиям; развивать слуховое внимание ребенка; память; фонематический слух; артикуляционную и мелкую моторику.
1. Формирование произносительных навыков и умений:
- развитие артикуляционной моторики речевого аппарата______________
- постановка звуков_______________________________________________
- автоматизация звуков____________________________________________
- дифференциация звуков__________________________________________
2. Совершенствование фонематического слуха, формирование навыков звукового анализа параллельно с коррекцией звукопроизношения.
3. Работа по преодолению слоговой структуры:
- слов
- предложений
4. Уточнение, расширение, активизация словаря:
- название предметов и их частей по лексическим темам
- слова – антонимы
- словарь признаков
- глагольный словарь
5. Формирование грамматического строя речи:
- образование форм мн. ч. сущ. и изменение их по падежам
- употребление предлогов
- согласование прил. с сущ. в роде, числе, падеже
- согласование числительных с существительными
6. Работа по формированию связной речи:
- навыки полного ответа
- составление рассказов
- работа над пересказом
- беседа
7. Развитие общих речевых навыков:
- развитие речевого и физиологического дыхания
- развитие силы и высоты голоса
- развитие интонационной выразительности речи
- формировать правильный темп речи
- отработать четкость дикции
8. Работа по развитию общей моторики.
- речь с движениями
- выработка пространственных представлений
9. Работа по развитию мелкой моторики.
10. Работа по развитию высших психических функций.