Сотрудничество с учреждениями поселка и района
Сотрудничество с учреждениями поселка и района
ФОТОГРАФФИИ ВОСПИТАННИКОВ РАЗМЕЩЕНЫ НА САЙТЕ УЧИТЕЛЯ С РАЗРЕШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа сотрудничества воспитателя с учреждениями поселка и района | 37.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект программы совместной деятельности воспитателя Коновалихиной Л.П. и организации –
социального партнера «Сотрудничество»
Пояснительная записка
Главная роль в образовательном пространстве отводится школе, организации ее деятельности. При этом значительная часть населения России проживает на территории сельских поселений. И отдельной темой для разговора всегда является роль сельской школы в воспитательном пространстве, которая определяется рядом существенных факторов и условий, отличающих школу городскую от школы сельской. Это тип самой школы, её специфика как образовательного учреждения, содержание и характер связи школы с социумом, целевые образовательно-воспитательные установки, ориентиры школы, а также педагогические традиции школы, района, округа, кадровый педагогический потенциал.
Важное место в социальной системе сельских поселений, существенную роль в их сохранении играет школа, являясь не только образовательным, но и социальным, культуросберегающим центром. Важное место в социальной системе нашего сельского поселения, существенную роль в его сохранении играет школа, являясь не только образовательным, но и социальным, культурно-сберегающим центром. Наряду со школой, образовательно-воспитательные и социализирующие функции выполняют:
Среда жизнедеятельности человека;
Существующие нормы, обычаи и традиции;
Семья;
Учреждения культуры, дополнительного образования, спорта и молодежной политики.
Всем известно, что воспитание детей осуществляется в любой момент их деятельности, поэтому УО, школы практикуют программно-целевое объединение усилий школы, учреждений культуры, спорта и молодежной политики. Основной целью данной совместной деятельности является интеграция имеющихся культурно-образовательных ресурсов и создание среды для развития индивидуальности каждого ребенка.
Основная часть
1.Программа позволяет выявить технологии анализа возможностей социального партнерства в Нижневартовском районе ХМАО-Югры:
Технологии анализа возможностей социального партнерства на конкретной территории предполагают изучение различных аспектов, нами была проанализированы мероприятия для анализа возможностей развития социального партнерства в городе Нижневартовском районе селе Ларьяк (входящего в состав ХМАО-Югры), представленная в Таблице 1.
Общие технологии социального партнерства | Применяются / не применяются | Пример мероприятия, проводимого на территории Нижневартовского района |
Формирование информационного пространства в городе и организация мероприятий по насущным проблемам эффективного взаимодействия учреждений дополнительного образования и школы для духовно-нравственного воспитания воспитанников | Применяется | Организация кружков, конкурсов, фестивалей. Встречи с ветеранами Нижневартовского района Выставки творческих работ Экскурсии Профориентационная работа |
Обследование, диагностика и анализ эффективности взаимодействия общественных структур и школы конкретной территории | Применяется | Рефлексия Мониторинг Анкетирование участников Отзывы в СМИ |
Организация и проведение конкурсов общественно-значимых проектов и программ, направленных на социальное развитие территории | Применяется | Проекты: «Малая Родина» «Моя малая родина - моя Югра» Конкурс творческих работ «Моя Югра» |
В г. Нижневартовском район, входящем в состав Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на сегодняшний день есть возможности содействия различных субъектов социального партнерств, что позволяет выстроить целостную модель партнерских взаимодействий в системе воспитанник – родитель – воспитатель – школа – социум – государство. Необходимо активно развивать социальном партнерстве в сфере образования по всему Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, что позволит устранить множество проблем, возникающих в сфере образования района.
2. Программа позволяет выявлять возможности потенциальных социальных партнеров для реализации задач образовательной программы:
Наше школа является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одно из обязательных условий развития ОО – активное взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования. В коллективе отработана система взаимодействия с ближайшим социальным окружением. Эффективным механизмом такого взаимодействия стала система социального партнёрства. Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию мы ориентируемся на задачи образовательной программы нашего образовательного учреждения: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях.
Социальное партнёрство позволяет не только формировать внешнюю среду для деятельности образовательного учреждения, создавать определённый имидж учреждения, но и наращивать, развивать внутренний потенциал педагогов, детей и родителей.
Коллектив школы строит связи с социумом на основе следующих принципов:
- учета запросов общественности;
- установление интересов каждого из партнера;
- осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем;
- выработка четких правил в процессе сотрудничества;
- значимость социального партнерства для каждого из сторон;
- установления коммуникаций между детским садом и социумом.
Условиями эффективного взаимодействия ДОО с социальными партнерами выступают:
- открытость ДОО;
- установление доверительных и деловых контактов;
- использование образовательного и творческого потенциала социума;
- использование активных форм и методов общения.
Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности.
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей и их дифференциация позволили спланировать и организовать совместную работу ДОО с общественными и социальными институтами, имеющими свои интересы в образовательной сфере. Мы считаем, что взаимодействие с различными социальными партнёрами способствует созданию условий для всестороннего, полноценного развития ребенка, взаимопроникновения в мир других людей, природы, культуры, повышению педагогического мастерства воспитателей и специалистов, сохранению и укреплению здоровья дошкольников, улучшению материально-технической базы школы.
3. Программа позволяет выявить цель взаимодействия с социальными партнерами по решению конкретных задач:
Цель программы: обеспечение оптимальных условий для полноценного и всестороннего воспитания и образования детей, позитивной социализации личности на основе эффективного использования кадровых, культурных, материальных возможностей социальных партнёров школы.
Задачи:
- Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, спорта и медицины.
- Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
- Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.
- Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, микрорайона, малой родины.
- Обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития.
4.Программа позволяет определить содержание деятельности педагога во взаимодействии с организацией – социальным партнером - в решении конкретных образовательных задач:
Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию мы ориентируемся на задачи образовательной программы нашего образовательного учреждения: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях.
Учреждения | Задачи, решаемые в совместной деятельности | Формы работы |
Детская школа искусств Научное общество учащихся МБОУ РЦДОД "Спектр" | Приобщение детей к мировой и национальной музыкальной культуре. Знакомство с произведениями классической музыки. Знакомство с различными музыкальными произведениями и инструментами, развитие представлений о различных жанрах музыкального искусства. | Музыкальные вечера. Концерты. Беседы о различных музыкальных инструментах. Спортивный праздник «Самая спортивная семья» |
МКУ «КДЦ с. п. Ларьяк» Общественная организация "Центр семейной культуры" Нижневартовского района | Расширять творческое взаимодействие школы с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель». | Экскурсии. Тематические занятия. Совместные выставки. Участие в конкурсах и выставках. Тематические встречи, вечера. |
Муниципальное автономное учреждение «Межпоселенческая библиотека» Нижневартовского района Общественное учреждение " Добровольная пожарная дружина сельского поселения Ларьяк" Община коренных малочисленных народов Севера «Возрождение» | Приобщение детей к культуре чтения детской литературы, знакомство с творчеством детских писателей. | Использование фонда библиотеки для организации занятий с детьми, воспитателями, родителями. Организация выставок детской художественной и методической литературы. Проведение викторин, праздников сотрудниками библиотеки. Организация сюжетно-ролевой игры. |
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие школы с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность ОО. Таким образом, современное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:
в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;
в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;
в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.
Сотрудничество образовательного учреждения с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
5. Программа позволяет определить механизмы (алгоритм) взаимодействия с организацией – социальным партнером - в решении конкретных образовательных задач:
Блок I Взаимодействие с медицинскими и спортивными учреждениями. Цель блока: создание единого образовательно-оздоровительного пространства школы с медицинскими и спортивными учреждениями района.
Задачи:
- Объединить усилия сотрудников, родителей и медицинского учреждения для эффективной организации профилактики и оздоровительной работы.
- Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.
- Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.
Основные направления
- Оздоровительное;
- Валеологическое, санитарно-просветительское;
- Физическое;
- Психоэмоциональное благополучие.
Реализация основных направлений сотрудничества.
Направления | Мероприятия | Дата | Ответственные |
Пропаганда здорового образа жизни; Проведение профилактических мероприятий; Пропаганда передового опыта по оздоровлению детей. | Выпуск газет, поведение лекций, семинаров по вопросам оздоровления детей. Выполнение плана оздоровительных мероприятий. Поведение родительских собраний, презентаций, выпуск сан. листков семейного и общественного опыта эффективных подходов в оздоровлении детей. | сентябрь – май в течение года в течение года | Воспитатели, медперсонал д/с и поликлиники. |
Валеологическое, санитарно - просветительское: - Формирование валеологической культуры участников образовательного процесса | Поведение групповых и общих родительских собраний, лекций, консультаций, открытых занятий, круглых столов | В течение года | Воспитатели, медперсонал д/с и поликлиники. |
Физическое; - Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка; - Повышение резистентности организма при использовании закаливающих процедур и природных факторов. | Проведение совместных физкультурных занятий, праздников, досугов, олимпиад. Изготовление физкультурного оборудования. Составление плана закаливающих мероприятий. Выступления на родительских собраниях | В течение года сентябрь – ноябрь сентябрь октябрь январь апрель | Воспитатели, медперсонал д/с и поликлиники. |
Психоэмоциональное благополучие: - создание условий для организации психопрофилактической поддержки детей раннего возраста; - формирование навыков положительного общения со сверстниками, взрослыми; - осуществление психологической адаптации и интеграции в социокультурное пространство микрорайона. | Патронаж детей раннего возраста перед поступлением в д/с, родительские собрания, анкетирование, консультации. Проведение лекций, семинаров, тренингов, проведение Дней здоровья Экскурсии, игровые занятия, спектакли.
| апрель - май, июнь - август в течение года в течение года | Воспитатели, медперсонал д/с и поликлиники. |
Предполагаемые результаты:
- снижение уровня заболеваемости;
- овладение участниками образовательного процесса навыками самооздоровления, здорового образа жизни;
- достижение непрерывного процесса оздоровления ребенка в семье и ДОУ.
Взаимодействие с учреждениями спорта:
Задачи:
1.Объединить усилия педагогов дошкольного образования,
родителей и педагогов дополнительного образования для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы в системе «ребенок-педагог-родитель».
2.Создать условия для гармоничного физического развития детей, совершенствование индивидуальных способностей и самостоятельности.
3. Формировать позитивное отношение участников образовательного процесса к занятиям физкультурой и спортом, развивать представления об особенностях теннисного спорта и других видах спорта.
4.Повышение квалификации педагогов и уровня знания родителей в области формирования и укрепления здоровья детей, ведение ЗОЖ всех участников образовательного процесса посредством педагогического взаимодействия.
Основные направления:
- Физкультурно – оздоровительные;
- Личностно – ориентированные;
- Мотивационное;
- Физкультурно – просветительское.
Предполагаемые результаты:
- положительная мотивация к здоровому образу жизни и культуре здоровья всех участников образовательного процесса: активный совместный отдых, посещение кружков, секций оздоровительного направления, присутствие на спортивных соревнованиях;
- рост профессионального уровня воспитателя, педагогической компетенции родителей, использование полученных знаний в физкультурно-оздоровительной работе с детьми;
- повышения уровня физической подготовленности детей к обучению в школе.
Блок II. Взаимодействие с учреждениями культуры.
Цель блока: Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия школы с учреждениями культуры
Задачи блока:
- Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
- Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».
- Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.
Основные направления:
- эстетическое;
- духовно-нравственное;
- художественно-творческое;
- культурно-просветительское.
Взаимодействие с родителями
Основной целью данного взаимодействия и сотрудничества является создание единого пространства СЕМЬЯ – ШКОЛА (ДЕТСКИЙ САД), в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.
Сотрудничество- это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется в условиях открытости обеих сторон,
Реализовать открытость школы - это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. Для этого нужно создать следующие условия: личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.
Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения прежде всего на доверительности.
Основа социального партнерства «семья – образовательное учреждение» определяется следующими направлениями:
- повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в детском учреждении,
- консультирование родителей по вопросам воспитания психологами,
- согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей,
- организация социально-педагогической помощи семье,
- совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.
Основными условиями её реализации может быть: родители - не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического.
6. Программа позволяет определить правовые основы социального партнерства:
Нормативно-правовое обеспечение целевой программы
- Конституция РФ, ст.43;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998 г.
- Закон РФ «Об образовании»;
- Семейный кодекс РФ;
- Приказ МО РФ от 05.05. 2000 г. № 1304 «О федеральных компонентах Государственных стандартов дошкольного образования».
- Методическое письмо Министерства образования России от 25.03.94№35-М. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
- Письмо Министерства образования России от 09.08.2000 № 237/23-16. О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы.
- Письмо Минобразования РФ от 31 января 2001 г. № 90/30-16. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 №65\23-16. О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения.
7.Программа предусматривает перспективы взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации для реализации задач социально-образовательной практики дошкольников:
Способ осуществления социального партнерства - социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения согласия по вопросам, представляющим взаимный интерес. Социальный диалог необходим системе образования для повышения качества и эффективности образования. Именно социальный диалог способен содействовать организации новой внешней среды ДОУ.
Под организацией социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования она понимает процесс специально организованной совместной деятельности сельской школы с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования.
Образовательные эффекты для дошкольников и образовательной организации в целом от взаимодействия с социальными партнерами:
Благодаря расширению взаимодействия с социальными партнерами нам удаётся решать приоритетные задачи образовательной сферы:
- повышение качества образования;
- повышение уровня доступности качественного общего образования.
Для расширения социокультурного пространства, успешной социализации дошкольников активно строится взаимодействие с театрами, музеями, учреждениями дополнительного образования, библиотеками города:
- обучающиеся и педагоги посещают мероприятия, принимают участие в научно – практических конференциях, размещают свои работы (исследовательские, творческие) в сборниках.
- совместная воспитательная работа с музеями района осуществляется через: выездные экспозиции, экскурсии; музейные уроки;
- совместные проекты проводятся с библиотеками села и района.
- Программа позволяет использовать ресурсы социальных партнеров для решения задач в рамках образовательной программы:
Сотрудничество воспитателя с учреждениями района и села позволяет использовать образовательные ресурсы социальных партнеров:
- Общественное Учреждение «Добровольная пожарная охрана Нижневартовского района»
- Местная семейная (родовая) община коренных малочисленных народов ханты Нижневартовского района
- Местная религиозная организация православный Приход храма в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца п. Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области
- Нижневартовское районное отделение Ханты-Мансийского окружного отделения Всероссийской общественной организации ветеранов "Боевое братство"
- Муниципальное автономное учреждение «Межпоселенческая библиотека» Нижневартовского района
- Общественное учреждение " Добровольная пожарная дружина сельского поселения Ларьяк"
- Община коренных малочисленных народов Севера «Возрождение»
- Некоммерческая организация Хуторское казачье общество «Хутор Ларьяк»
- Община коренных малочисленных народов Севера «Большой Ларьяк»
- Общественная организация "Центр семейной культуры" Нижневартовского района
- Муниципальное казенное учреждение «Музей-усадьба купца П.А. Кайдалова»
- Община с. Ларьяк
- Муниципальная автономная организация дополнительного образования «Ларьякская детская школа искусств»
- Научное общество учащихся МБОУ РЦДОД "Спектр"
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие сельской школы с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность ОО. Таким образом, современное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:
- в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;
- в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;
- в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
- в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
- в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.
9.Программа предусматривает разработку инструментария включения социальных партнеров для решения задач в рамках образовательной программы:
1.Изучение плана работы учреждений района.
2.Составление программы сотрудничества воспитателя с учреждениями села и района.
3.Ознакомление социальных партнеров программой или проектом сотрудничества.
4. Составление договора о сотрудничестве.
5. Реализации программы сотрудничества, организация совместных мероприятий, обеспечение воспитателем участия воспитанников и их родителей в конкурсах, проектах и фестивалях данных учреждений.
6. Проведение мониторинга результатов сотрудничества.
7. Подведение итогов работы по сотрудничеству.
Первый этап – Знакомство, на этом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие именно общих целей – важный фактор для построения партнерства, так как если родители больше ориентированы, к примеру, на предметное обучение, базовое хозяйство – на трудовое ориентирование, ФАП, сельский клуб, библиотека и школа на развитие социальных навыков детей, то конфликт неизбежен: у родителей будет много претензий и к содержанию обучения и формам воспитательной работы с детьми.
Второй этап - Совместная деятельность, на этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.
Третий этап – собственно Партнерство. Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность, которая понимается здесь как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия совместной деятельности.
10. Программа предусматривает образовательные эффекты для дошкольников и образовательной организации в целом от взаимодействия с социальными партнерами
Современное дошкольное образование ставит перед собой цель - воспитание всесторонне гармонично развитой личности ребенка. Совершенствуются стандарты дошкольного образования, меняются программы, появляются инновационные формы и технологии работы с детьми. Для того чтобы решать поставленные перед образовательным учреждением задачи, сельская школа должна быть открытой социально-педагогической системой.
кола – не единственный фактор развития сельского социума.
Использование ресурсов каждого из субъектов сельского социума, выстраивание отношений социального партнёрства позволяет школе расширить возможности в удовлетворении образовательных и культурных потребностей сельских жителей, возродить культурные и нравственные традиции на селе, укрепить семью, способствовать становлению информационной культуры взрослых и детей, оказывать им психолого-педагогическую поддержку.
Природная и культурно-историческая среда села, деревни нередко содержит в себе уникальные возможности для организации учебного процесса. Она позволяет обогатить его содержание и разнообразить формы организации, используя опытно-исследовательскую работу сельских школьников, уроки на природе, общественно-полезный труд на селе, экскурсии, экспедиции.